Какие свойства общественного прогресса отражают следующие суждения
Ответы на вопросы и вся теория по ним находятся в конце теста
1. Совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному называется
1) прогрессом
2) регрессом
3) стагнацией
4) застоем
2. Включение «механизмов торможения», неспособность общества воспринимать новое, передовое называется
1) прогрессом
2) регрессом
3) стагнацией
4) революцией
3. Верны ли следующие суждения о прогрессе?
А. Прогресс науки и техники имеет неоднозначные последствия.
Б. Понятие прогресса в современных условиях всё более трансформируется в сторону обогащения его гуманистическими параметрами, характеристиками.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности называется
1) системой
2) эволюцией
3) революцией
4) реформой
5. Для какого типа общества характерен экстенсивный путь развития?
1) традиционного
2) индустриального
3) постиндустриального
4) информационного
6. Особенностью какого типа общества является занятость большей части населения в промышленности?
1) традиционного
2) индустриального
3) постиндустриального
4) информационного
Нажмите чтобы просмотреть ответы на тестовые вопросы▼
Теоретический материал
ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА
Термин «прогресс» происходит от латинского слова progresso («продвигаюсь вперёд») и указывает на позитивную направленность процесса.
Под общественным прогрессом понимают совокупность изменений в обществе, происходящих в ходе его поступательного движения от низшего уровня развития к высшему, от менее совершенного состояния — к более совершенному.
Согласно современным представлениям, прогрессивные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с регрессом и стагнацией в других. Под регрессом понимают такой тип развития, для которого характерен переход от высшего уровня к низшему, а также процессы деградации и упадка. Стагнация (застой) имеет место тогда, когда движение вперёд останавливается, но при этом нет и движения вспять, т. е. в течение определённого периода времени ситуация не улучшается и не ухудшается.
Следует отметить, что в ряде случаев определение типа развития (прогресс или регресс) полностью зависит от выбранного критерия анализа. Так, например, историю человечества можно оценить как прогресс, если в качестве критерия рассматривать решение проблемы рабства. Однако с таким же успехом её можно считать регрессом ввиду появления всё новых и новых способов угнетения человека человеком.
В настоящее время общественное развитие принято оценивать комплексом разнообразных показателей, в частности:
• ожидаемая средняя продолжительность жизни населения;
• уровень детской смертности;
• естественный прирост населения;
• уровень образования;
• уровень доходов;
• структура денежных затрат;
• потребление основных продуктов питания;
• объём ВВП на душу населения и др.
Однако эти показатели в основном отражают лишь уровень социально-экономического положения населения и не могут в полной мере характеризовать другие составляющие общественного развития. Поэтому если экономический рост и наличие научно-технического прогресса не вызывают сомнений, то идея существования общественного прогресса имеет своих противников. Приведём некоторые из их аргументов.
Во-первых, концепция общественного прогресса объективно создаёт предпосылки для искажения оценки прошлого, которое начинает рассматриваться как основная причина сегодняшнего положения, т. е. служит для обоснования и даже оправдания настоящего. В итоге ответственность за происходящее в данный момент перекладывается на предыдущие поколения.
Во-вторых, эта концепция в определённой мере аморальна, т. к. фактически рассматривает прошлые поколения как «удобрение для урожая будущего*. «Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждое лицо человеческое, каждую эпоху истории в средство и орудие для окончательной цели — совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас не будет иметь удела», — писал русский философ Н. Бердяев.
В-третьих, по мнению известного испанского философа X. Ортега-и-Гассета, идея прогресса усыпляет сознание человека подобно хлороформу; жизнь тогда представляется ему похожей на хорошо организованную туристическую поездку, когда все возникающие проблемы успешно решаются за него.
Поэтому согласно современным представлениям имеет смысл не говорить о прогрессе общества в целом, а оценивать показатели развития каждого конкретного человека.
МНОГОВАРИАНТНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (ТИПЫ ОБЩЕСТВ)
Многовариантность общественного развития напрямую связана с закономерностями исторического процесса (под ними понимают сущностные связи между историческими фактами и явлениями, а также общие, повторяющиеся тенденции в историческом развитии).
Согласно учению К. Маркса и его последователей, закономерности исторического развития — это объективная реальность, которая проявляется через поступки и поведение людей. Марксисты рассматривают историю как «деятельность преследующего свои цели человека*, при этом закономерности исторического процесса они определяют статистическим путём. Сторонники марксизма полагают, что, безусловно, у большинства людей имеют место различные индивидуальные устремления, однако результаты статистической обработки разнообразных исторических процессов позволяют установить объективную тенденцию.
В противовес изложенным выше марксистским представлениям ряд учёных отрицает наличие закономерностей исторического процесса. Они утверждают, что вера в «неумолимые законы исторической неизбежности* деструктивна и в конечном итоге приводит к чрезвычайно негативным последствиям. Например, именно на такой вере была основана фашистская идеология в нацистской Германии, ставшая главной причиной развязывания самой кровавой в истории человечества Второй мировой войны.
История состоит из уникальных событий и явлений, которые сложно обобщить в виде законов. О неповторимости исторических процессов свидетельствуют также их малообъяснимое сплетение и качественные различия между взаимозависимыми стадиями, каждая из которых обладает собственной спецификой. Исторические реалии необычайно сложны и состоят из множества разнообразных элементов. Имеющиеся в истории силы могут взаимодействовать друг с другом самым различным образом. В историческом процессе над экономическим базисом надстраивается умственная деятельность людей, теснейшим образом связанная с их психологией и моралью.
Ещё один аргумент. Как известно, познание закономерностей является основой для разработки объективных научных прогнозов. Однако в общественной жизни, по утверждению выдающегося английского учёного К. Поппера, само предсказание оказывает влияние на предсказываемое событие, обретая статус элемента исторической реальности. К тому же опыт многочисленных неудачных исторических прогнозов также определённым образом свидетельствует против наличия законов истории. Более того, представляется принципиально нерешаемой и задача открытия этих законов. Ведь политическая конъюнктура и интересы определённых социальных групп деформируют идеалы научности и существенно влияют на объективность гуманитарных исследований.
Приведенные выше аргументы далеко не бесспорны, и проблема существования закономерностей исторического процесса, безусловно, требует дальнейших исследований. Здесь же важно отметить, что в истории всегда имеет место взаимодействие объективных и субъективных факторов. И, как представляется, выбор того или иного варианта общественного развития во многом будет зависеть от того, влияние каких факторов на данный момент превалирует.
Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер.
Реформа — это преобразование в какой-либо сфере (политической, социальной, экономической и др.) общественной жизни, не затрагивающее основ существующей системы. Формально реформой является преобразование любой направленности, однако обычно этим термином обозначают прогрессивные нововведения.
Революция — это процесс, характеризующийся радикальными изменениями: сменой правящей элиты, заменой всей политической системы или ряда значимых её элементов. Она представляет собой резкий скачок в социальном развитии и, как правило, связана с насилием.
Следует отличать революцию от других выступлений, также направленных на свержение господствующей политической группировки.
Признаки, отличающие революцию от государственного переворота:
• радикальная замена старой политической системы принципиально иной;
• активная поддержка проводимых изменений значительной частью населения;
• в целом прогрессивный характер этих изменений;
• стремление решить наиболее острые социальные проблемы.
К. Маркс называл революции «локомотивами истории». В предложенной им концепции исторического процесса, в которой общественное развитие рассматривалось как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинная —> рабовладельческая —> феодальная —> капиталистическая —> коммунистическая), именно социальным революциям отводилась ключевая роль. Однако реальный исторический опыт свидетельствует, что практически каждая революция сопровождается жесточайшим террором и в конечном итоге далеко не всегда способствует прогрессивным изменениям в обществе.
Особое значение для мировой истории имела Октябрьская революция 1917 г. в России. Она вызвала значительный подъём международного рабочего движения. Так, в течение последующих нескольких лет во многих странах прокатилась волна революционных выступлений. Однако значимость Октябрьской революции как одного из важнейших исторических событий XX века в первую очередь заключается в том, что она наглядно продемонстрировала всему миру как положительные, так и негативные (установление жестокой диктатуры, экспроприация практически всей частной собственности, массовый террор, кровавая гражданская война и др.) последствия «победившей социалистической революции*. Важно отметить, что и дальнейшие революционные преобразования были не менее противоречивыми и в конечном итоге привели к установлению в СССР тоталитарного режима.
Напуганные октябрьскими событиями в России и вызванным ими усилением революционных настроений во всём мире, правительства многих стран пошли на крупномасштабные реформы, значительно улучшившие политическое и социально-экономическое положение трудящихся. В частности, был расширен перечень политических свобод, сокращена продолжительность рабочей недели, увеличены размеры различных социальных пособий, улучшены условия труда и медицинское обслуживание работников, повышена их заработная плата и т. д. С тех пор основные усилия правящих режимов были направлены на недопущение в их странах возникновения революционной ситуации. Как правило, эти усилия имели успех, поэтому в настоящее время в большинстве государств общественное развитие носит реформистский характер. Однако революционный путь развития далеко не исчерпал себя, о чём наглядно свидетельствует пример двух победивших революций 2011 г. — в Тунисе и Египте.
Рассмотрим теперь классификацию типов обществ. Выше мы уже привели марксистскую типологию, основанную на формационном критерии (см. также подраздел 2.3). Конечно, для классификации используют и другие признаки. Так, по уровню развития общества разделяют на развитые, развивающиеся и отсталые, по особенностям структуры управления — на простые и сложные.
Широкое признание в научном мире получила типология обществ, в наиболее полном виде представленная в работе известного американского учёного Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество*. Согласно Д. Беллу, человечество в своём развитии проходит три стадии: доиндустриальную (традиционную), индустриальную и постиндустриальную, для которых ведущими сферами являются соответственно сельское хозяйство, машинное производство и сфера услуг. Эти стадии характеризуются следующими основными формами социальной организации: церковь и армия — в традиционном обществе, корпорация — в индустриальном, университет — в постиндустриальном. Характерной для соответствующих стадий также является главенствующая роль священников и феодалов, промышленников и бизнесменов, учёных и профессиональных специалистов. Важнейшей особенностью постиндустриального общества Белл считал стремительный рост производства услуг и объёма накопленных человечеством знаний.
На постиндустриальной стадии развития общества основными продуктами являются услуги и знания.
Отметим, что наряду с Д. Беллом свои концепции новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом, предложили и некоторые другие известные учёные (в частности, Р. Дарендорф, 3. Бзежинский, Э. Тоффлер). Следует сказать, что все эти концепции разрабатывались в 50—70 гг. XX в. и в основном исходили из анализа реалий, существовавших на тот момент. Их авторы полагали, что отличительной чертой формирующегося нового типа общественного устройства является приоритетное развитие сферы услуг и ряда других отраслей нематериального производства, которые будут превалировать над сельским хозяйством и промышленностью. Однако изучение тенденций развития нашей цивилизации за последние десятилетия показало, что имеются определённые расхождения между этими теоретическими построениями и современными реалиями.
В настоящее время общепризнано, что для описания эпохи, в которую вступило человечество на рубеже XX—XXI вв., наиболее подходящей является концепция информационного общества. Согласно этой концепции, характерными чертами данного общества выступают: возрастание роли информации и знаний в жизни общества; увеличение доли информационных продуктов и услуг в составе ВВП; создание глобального информационного пространства, обеспечение неограниченного доступа к различным информационным ресурсам с целью максимального удовлетворения потребностей людей в разнообразной информации.
Основной особенностью информационного общества, формирующегося на постиндустриальной стадии общественного развития, является принципиально новый порядок, при котором важнейшим ресурсом становятся информация и знания, а главными технологиями — информационные.
К особенностям данного типа общества можно также отнести виртуальность. По мнению российского учёного Д. Иванова, данный феномен охватывает все сферы общественной жизни, т. е. это не только искусственный мир компьютерной виртуальной реальности (в основном созданный для различных игр), но и виртуальные деньги, офисы, магазины и др.
Термин «виртуальный» впервые появился в середине XX века в квантовой физике. Первоначально он имел значение «возможный, проявляющийся при определённых условиях» и использовался для обозначения частиц, которые можно было обнаружить только в момент взаимодействия с ними. В настоящее время толкование этого термина значительно расширилось.
Среди множества специфических проблем, присущих данному типу общества, следует выделить проблему загрязнения информационного пространства бесполезной информацией (так называемым информационным мусором) и проблему достоверности информации, функционирующей в режиме открытого доступа.
Автор: Перова Елена Александровна
Тест по теме: «Личность и общество »
1 вариант.
Часть А.
1. Существуют различные значения понятия « общество ». Под обществом в узком смысле понимают
1) исторический этап развития человечества
2) верховенство государственной власти
3) форму государственного правления
4) вид политического режима
2. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество в широком смысле включает в себя весь материальный мир.
Б. Общество является продуктом совместной жизнедеятельности людей.
1) верно А, 2) верно Б , 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны.
3. Сферы общественной жизни:
1) равноценно важны и необходимы для жизни общества,
2) экономика является первичной по отношению к иным сферам,
3) автономны и независимы друг от друга,
4) духовная сфера детерминирует (определяет) жизнедеятельность общества.
4. Проявлением взаимозависимости общества и природы служит:
1) экологический кризис, 2) возрастание солнечной активности,
3) кризис перепроизводства, 4) усложнение общественной жизни.
5. Человек, согласно современным представлениям, есть существо:
1) биологическое, 2) социальное, 3) биологическое и социальное, 4) биосоциальное.
6. Какая из форм общественных изменений обладает следующими признаками: «кардинальное, скачкообразное преобразование всей системы общественных институтов и отношений»:
1) реформа, 2)революция, 3) регресс, 4) деградация.
7. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?
1) индивид, 2) деятель, 3) творец, 4) индивидуальность.
8. Деятельность человека и поведение животного характеризуются
1)выдвижением целей
2)механизмом самоконтроля
3)осознанным выбором средств
4)удовлетворением потребностей
9. Отличительной тенденцией развития современного общества является
1) Механизация 2) Индустриализация 3) Модернизация 4) Глобализация
10. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является социальная сущность.
Б. Новорожденный человек является личностью.
1) верно А, 2) верно Б, 3) верны оба суждения, 4) оба суждения неверны
.
11. В стране Р. Активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические права. К какому типу общества относится страна Р.?
1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному 4) постиндустриальному
ЧАСТЬ В: (в 1)
В-1. В приведённом списке указаны черты сходства традиционного и индустриального общества и отличия традиционного общества от индустриального. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) Развитие промышленности
2) Наличие норм общественной жизни
3) Признание прав и свобод граждан
4) Создание культурных ценностей
Черты сходства | Черты отличия | ||
В-2. . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «общество».
1) социальная группа,
2) способ взаимодействия людей,
3) природа,
4) общие интересы,
5) связи между людьми.
Укажите его номер.
В-3. Установите соответствие между фактами сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) производство товаров и услуг | 1) экономическая |
Б) отношения «отцов» и «детей» | 2) социальная |
В) межнациональный конфликт | |
Г) оказание банковских услуг |
Тест по теме: «Личность и общество »
2 вариант.
Часть А.
1. Существуют различные значения понятия «общество». Под обществом в широком смысле понимают
1) совокупность природных и социальных сил
2) неотъемлемую часть природы
3) весь окружающий человека мир
4) обособившуюся от природы часть мира
2. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Сферы общественной жизни являются подсистемами общества как целого.
Б. Все сферы жизни общества неразрывно связаны между собой.
1) верно А, 2) верно Б, 3) верны оба суждения,4) оба суждения неверны.
3. Какую сферу общества представляют религия, наука, образование?
1) экономическую, 2) духовную, 3) социальную, 4) политическую.
4. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи:
1) общества и природы,
2) науки и техники,
3) цивилизации и культуры,
4) экологии и морали.
5. Человека объединяет с животными наличие:
1) языка, 2) разума, 3) инстинктов, 4) трудовой деятельности.
6. Верным для характеристики общественного прогресса является утверждение:
1) общественный прогресс стал невозможным в условиях глобализации.
2) общественный прогресс затрагивает только область техники и технологии.
3) общественный прогресс неоднозначен и противоречив в своих последствиях.
4) общественный прогресс возможен только в странах с развитой экономикой.
7. Какой признак характеризует человека как личность?
1) активная жизненная позиция,
2) физическое и психическое здоровье,
3) принадлежность к виду хомо сапиенс,
4) особенности внешности.
8. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?
1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному 4) постиндустриальному
9. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного мира?
А. Глобальные проблемы успешно решаются наиболее развитыми странами.
Б. Наименее развитые страны мира не подвержены влиянию глобальных проблем.
1) верно А, 2) верно Б, 3) верны оба суждения,4) оба суждения неверны.
10. Термины «уникальность», «отличительные черты», «непохожесть» используются при характеристике человека как
1) личности, 2) индивида, 3) индивидуальности, 4) гражданина.
11. Древнегреческий философ Демокрит утверждал: «Хорошими люди становятся больше от упражнений, чем от природы» .Процесс, в ходе которого человек усваивает правила жизни в обществе, приобретает моральные качества, называется:
1) взаимодействием 2) индивидуализацией 3) самооценкой 4) социализацией
ЧАСТЬ В. (в 2)
В-1. . В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) потребность в пище и воде
2) способность к творчеству
3) способность к чувственному познанию
4) наличие сознания
Черты сходства | Черты отличия | ||
В-2. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к институтам, осуществляющим социализацию индивида. Укажите его номер.
1) Семья, 2) природа, 3) система образования, 4) государство, 5) церковь.
2)
В-3. Установите соответствие между фактами сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) принятие конституции | 1) экономическая |
Б) продажа товаров в магазине | 2) политическая |
В) принятие присяги главой государства | |
Г) предвыборная агитация избирателей |
Тест по теме: «Личность и общество »
3 вариант.
ЧАСТЬ А:
1. Общество — это:
1) материальный мир в целом,
2) часть природы,
3) часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная,
4) часть материального мира, обособившаяся от природы и потерявшая связь с ней.
2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Политические решения не влекут за собой социальные и экономические последствия.
Б. Выдающиеся произведения искусства могут создаваться в периоды экономических кризисов и политических потрясений.
1) верно А, 2) верно Б, 3) верны оба суждения,4) оба суждения неверны.
3. К какой сфере общества относятся взаимоотношения между сословиями и этническими группами?
1) экономическую, 2) духовную, 3) социальную, 4) политическую.
4. Природа в отличие от общества:
1) существует объективно, независимо от человека,
2) является сложной развивающей системой,
3) является формой жизнедеятельности человека,
4) обладает не только объективными, но и субъективными закономерностями
5. И человек, и животные обладают:
1) социальными потребностями,
2) поведенческой активностью,
3) стремлением к саморазвитию,
4) сознательным отношением к действительности.
6. Какой из признаков характерен для общественного регресса?
1) развитие общества от менее совершенных форм к высшим
2) усложнение общественных отношений и взаимодействий
3) попятное, возвратное движение общества, распад определенных учреждений и норм
4) смягчение общественных нравов и моральных норм
7. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как
1) индивида, 2) индивидуальность, 3) организм, 4) личность.
8. В государстве Б. самостоятельность личности не поощряется. Человек почти полностью отчужден от политики, в то время как государство господствует в политической сфере. В целом, государство характеризуется стабильностью, но мало восприимчиво к нововведениям и внешним влияниям. К какому типу относится общество Б.
1) информационному 2) индустриальному 3) аграрному 4) промышленному.
9.Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного мира?
А. Глобальные проблемы успешно решаются наиболее развитыми странами.
Б. Наименее развитые страны мира не подвержены влиянию глобальных проблем.
1) верно А 2) верно Б 3) верны оба 4)оба неверны
10. Верны ли следующие суждения о социализации? А. В ходе социализации происходит усвоение индивидом социального опыта. Б. В ходе социализации происходит вхождение индивида в социальную среду и приспособление к ней.
1) верно А, 2) верно Б, 3) верны оба, 4) оба неверны.
11. Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике
1) индивида, 2) личности, 3) человека, 4) индивидуальности.
ЧАСТЬ В. (в 3)
В1. В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
1) потребность в пище и воде
2) способность к творчеству
3) способность к чувственному познанию
4) наличие сознания
Черты сходства | Черты отличия | ||
В-2. . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «общество». Выпишите его номер.
1) социальная группа,
2) способ взаимодействия людей,
3) природа,
4) общие интересы,
5) связи между людьми
В-3. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни, к которой относится данный факт: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) открытие нового супермаркета | 1) экономическая |
Б) выборы руководителя партии | 2) политическая |
В) оказание парикмахерских услуг | |
Г) биржевые торги акциями фирм |
Тест по теме: «Личность и общество »
4 вариант.
Часть А 1.
1. К какому понятию относится данное определение: «Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения»:
1) культура, 2) цивилизация, 3) общество, 4) формация.
2. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. В современном мире нарушен баланс между обществом и природой, что свидетельствует об обострении экологических проблем.
Б. История не знает примеров благотворного влияния общества на природу.
1) верно А, 2) верно Б, 3) верны оба суждения,4) оба суждения неверны.
3. Одной из подсистем общества как целого является:
1) биосфера, 2) духовная культура, 3) природа, 4) трудовой коллектив.
4. Природа в отличие от общества:
1) испытывает влияние человечества деятельности,
2) является средой обитания человека,
3) изменяется в направлении от низшего к высшему,
4) способна развиваться независимо от человека.
5. Человек от животного отличается тем, что:
1) имеет природные инстинкты,
2) обладает большим объемом мозга,
3) не зависит от природных условий,
4) обладает членораздельной речью.
6. Какая из форм общественных изменений обладает следующим признаком «движение вперед к более совершенному и передовому, изменения к лучшему»:
1) регресс, 2) революция, 3) прогресс, 4) деградация.
7. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как:
1) индивидуальность, 2) индивида, 3) творца, 4) личность.
8. В ходе революции 1917 г. В России свою собственность потеряли банкиры, владельцы фабрик и заводов, крупные землевладельцы. Это пример влияния:
1) политической сферы на духовную;
2) экономической на политическую
3) политической на экономическую;
4) социальной на экономическую
9. В стране Б. активно развиваются наукоёмкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество Б.
1) традиционному 2) индустриальному 3) информационному 4) аграрному.
10. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А) В человеке самой природой заложено умения жить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.
Б) Социально значимые качества формируются у человека только под влиянием общества.
1) верно А, 2) верно Б, 3) верны оба суждения,4) оба суждения неверны.
11. Каждый человек как представитель человеческого рода:
1) индивидуальность, 2) индивид, 3) личность, 4) гражданин.
ЧАСТЬ В. (в 4)
В-1. В приведенном списке указаны черты сходства человека c животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку –порядковые номера черт отличия.
1) потребность в пище и воде
2) наличие сознания
3) способность к чувственному познанию
4) умение планировать деятельность
Черты сходства | Черты отличия |
В-2. Ниже приведен ряд понятий. Все они, за исключением одного, относятся к институтам, осуществляющим социализацию индивида. Укажите, какой из них не имеет отношения к социализации.
1) Семья, 2) природа, 3) система образования, 4) государство, 5) церковь.
В-3. Установите соответствие между фактами сферами жизни общества.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) принятие конституции | 1) экономическая |
Б) продажа товаров в магазине | 2) политическая |
В) принятие присяги главой государства | |
Г) предвыборная агитация избирателей |
Вариант 1
1; 2) 3; 3) 1; 4) 1; 5) 4; 6) 2; 7) 4; 8) 4; 9) 4; 10) 1; 11) 2.
В1) 2413; В2) 3; В3) А- 1; Б- 2; В- 2; Г- 1.
Часть А 11 баллов, В2 -1 балл, В1 и В3 – по 2 балла. – всего —16 баллов
оценивание: 5 – 16 – 14 баллов; 4 – 13 – 10 баллов; 3 – 9-7 баллов.
Вариант 2
- 4; 2) 3; 3) 2; 4) 1; 5) 3; 6) 3; 7) 1; 8) 1; 9) 1; 10) 3; 11) 4.
В1) 1324; В2) 2; В3) А- 2; Б- 1; В- 2; Г- 2.
Часть А 11 баллов, В2 —1 балл, В1 и В3 – по 2 балла. – всего —16 баллов
оценивание: 5 – 16 – 14 баллов; 4 – 13 – 10 баллов; 3 – 9-7 баллов.
Вариант 3
- 4; 2) 2; 3) 3; 4) 1; 5) 2; 6) 3; 7) 4; 8) 3; 9) 1; 10) 3; 11) 4.
В1) 1324; В2) 3; В3) А- 1; Б — 2; В- 1; Г- 1.
Часть А 11 баллов, В2 —1 балл, В1 и В3 – по 2 балла. – всего -16 баллов
оценивание: 5 – 16 – 14 баллов; 4 – 13 – 10 баллов; 3 – 9-7 баллов.
Вариант 4
- 3; 2) 1; 3) 2; 4) 4; 5) 3; 6) 3; 7) 4; 8) 3; 9) 3; 10) 2; 11) 2.
В1) 1324; В2) 2; В3) А- 2; Б- 1; В — 2; Г- 2.
частьА 11 баллов, В2 -1 балл, В1 и В3 – по 2 балла. – всего -16баллов
оценивание: 5 – 16 – 14 баллов; 4 – 13 – 10 баллов; 3 – 9-7 баллов.
comments powered by HyperComments