Какие свойства объединяют все клетки живых организмов биология 9 класс

1. Какой формы бывают клетки? От чего это зависит?
Форма клеток нашего организма весьма разнообразна: плоские, круглые, веретенообразные, извитые, иметь один или несколько отростков или жгутиков, что зависит от расположения клеток в организме и функций, выполняемых этими клетками.
2. Назовите роль ядра; цитоплазмы; клеточной мембраны.
Роль ядра см. вопрос 3
Цитоплазма является живым содержимым клетки и состоит из органоидов, включений и гиалоплазмы. Гиалоплазма образует внутреннюю среду клетки и обеспечивает взаимодействие всех частей клетки между собой; состав гиалоплазмы определяет осмотические свойства клетки. Органеллы (эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы) обеспечивают нормальное функционирование клеток в частности и организма в целом (см. вопросы 7,8,9,10).
Клеточная мембрана служит внешним каркасом клетки, ограничивает клетку от внешней среды; основные функции: защитная и транспортная, также мембрана обеспечивает связь между клетками, участвует в восприятии сигналов из окружающей среды и передаче их в клетку (рецептор), участвует в построении специальных структур клетки (жгутиков, отростков и др.)
3. Каковы функции ядра? В каких клетках человека его нет?
Ядро отвечает за хранение и передачу наследственной информации в виде неизменной структуры ДНК; регуляцию всех процессов жизнедеятельности посредством системы белкового синтеза. Большинство клеток человека имеет одно ядро, встречаются и многоядерные клетки, безъядерными являются эритроциты.
4. Сколько хромосом в половых и в соматических клетках человека?
У человека в соматических клетках содержится двойной набор хромосом – 23 пары (46 хромосом); в половых — одинарный (23 хромосомы).
5. Что собой представляет цитоплазма? Какова её роль в клетке?
См. вопрос 2.
6. Объясните значение для клетки такого свойства мембраны, как полупроницаемость?
Полупроницаемость – способность живых клеток пропускать одни вещества и не пропускать другие. В клетку по градиенту концентрации проникают вода с некоторыми растворенными веществами, необходимыми для питания клеток, наружу выводятся отходы жизнедеятельности, что обеспечивает поддержание постоянства ионного и молекулярного состава в клетке.
7. Расскажите о строении и роли в клетке эндоплазматической сети.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС) представляет собой своеобразный лабиринт из множества мельчайших канальцев, пузырьков, мешочков различной формы и размеров, стенки которых образованы элементарными биологическими мембранами. Существует 2 типа эндоплазматической сети: агранулярную (гладкую) и гранулярную (зернистую, содержащую рибосомы на поверхности каналов и полостей). ЭПС обеспечивает разделение цитоплазмы клетки на отсеки, препятствующие смешению происходящих в них химических процессов; обеспечивает транспорт веществ как внутри клетки, так и между соседними клетками. Зернистая ЭПС накапливает, изолирует для созревания и транспортирует белки, синтезированные рибосомами на ее поверхности, синтезирует мембраны клетки; гладкая ЭПС синтезирует и транспортирует липиды, сложные углеводы и стероидные гормоны, выводит из клетки ядовитые вещества.
8. Какие функции выполняет комплекс Гольджи? Как он устроен?
Комплекс Гольджи (КГ) представляет собой систему плоских мешочков (цистерн), от которых отпочковываются пузырьки, и систему мембранных трубочек, связывающих комплекс с каналами и полостями гладкой ЭПС. В цистернах КГ накапливаются продукты синтеза, распада и вещества, поступившие в клетку, а также вещества, которые выводятся из клетки. Накопленные вещества упаковываются в пузырьки и поступают в цитоплазму, которые затем либо используются на питание клетки, либо выводятся наружу.
9. Почему митохондрии называют «аккумулятором» клетки?
Основной функцией митохондрии является окисление органических веществ, сопровождающихся высвобождением энергии, которая идет на образования молекул АТФ, которая служит универсальным клеточным аккумулятором.
10. Какие органоиды принимают участие в разрушении и растворении частей клетки, утративших свое значение?
Такими органеллами являются лизосомы.
11. Придумайте и составьте схему «Строение животной клетки».
12. Вспомните, чем клетка человека отличается от клетки растения; гриба; бактерии.
В отличие от клеток растений клетки животных и человека не имеют клеточной стенки, хлоропластов, крупных вакуолей. Запасным углеводом клеток растений является крахмал, а клеток животных гликоген. Способ питания клеток растений автотрофный, а клеток животных гетеротрофный.
Клетки грибов имеют клеточную стенку из хитина, крупные вакуоли. Большинство клеток грибов являются многоядерными, в отличие от клеток животных, где большинство клеток одноядерные.
Клетки бактерий в отличие от клеток человека не имеют оформленного ядра и ядрышек, но имеет мезосомы, которые заменяют бактериям другие мембранные органеллы. В оболочке некоторых бактерий присутствует слизистая капсула, которой не бывает у клеток человека. В жгутиковых клетках человека (сперматозоидах) жгутики сложного строения, содержат микротрубочки, у бактерии жгутики простого строения. У бактерии клетки делятся бинарным делением, редко – почкованием и конъюгацией, у человека – митозом, мейозом, амитозом.
13. Почему клетку считают структурным и функциональным элементом тела?
Организм построен из большого количества клеток, каждая из которых выполняет свою особую функцию, но вместе они обеспечивают единое функционирование организма, как единого целого. Каждая клетка организма обладает основными свойствами живых организмов в целом: самовозобновление, саморегуляция и самовоспроизведение.
Живые системы имеют общие признаки:
1. единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.
Пример:
в состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т. е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более (90) % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).
2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем). Все живые организмы представляют собой «открытые системы».
Открытость системы — свойство всех живых систем, связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалением продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нём происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).
Обмен веществ — совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.
Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счёт внешних источников энергии — света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) — способность живых систем воспроизводить себе подобных. Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) — поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.
6. Развитие и рост. Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).
- В процессе индивидуального развития постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост (все живые организмы растут в течение своей жизни).
- Результатом исторического развития является общее прогрессивное усложнение жизни и всё многообразие живых организмов на Земле. Под развитием понимают как индивидуальное развитие, так и историческое развитие.
7. Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.
- Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата (молекул ДНК).
- Наследственность — способность организма передавать свои признаки последующим поколениям.
9. Способность к адаптациям — в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность). Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.
Любой организм представляет собой целостную систему, которая в то же время состоит из дискретных единиц — клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.
Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.
Пример:
для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.
Пример:
для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.
Следовательно, все перечисленные выше свойства характерны для живых организмов только в своей совокупности.
Источники:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
https://900igr.net/kartinki/geografija/Krugovoroty-v-biosfere/005-Priznaki-zhivogo.html
«Клеточное строение организмов»
Раздел ОГЭ: 2.1. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. …
Раздел ЕГЭ: 2.1. … Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.
Клеточная теория утверждает, что все живые организмы состоят из клеток. Клетка — это та минимальная структура живого, которая обладает всеми жизненными свойствами — способностью к обмену веществ, росту, развитию, передаче генетической информации, саморегуляции и самообновлению.
Клетки всех организмов обладают сходными чертами строения. Однако клетки отличаются друг от друга по своим размерам, форме и функциям. Яйцо страуса и икринка лягушки состоят из одной клетки. Мышечные клетки обладают сократимостью, а нервные клетки проводят нервные импульсы. Различия в строении клеток во многом зависят от функций, которые они выполняют в организмах. Чем сложнее устроен организм, тем более разнообразны по своему строению и функциям его клетки. Каждый вид клеток имеет определенные размеры и форму. Сходство в строении клеток различных организмов, общность их основных свойств подтверждают общность их происхождения и позволяют сделать вывод о единстве органического мира, является доказательством родства живой природы.
Клеточный состав и строение клеток разных живых организмов
Живые и неживые тела построены из атомов, образующих молекулы определённых веществ. В состав тел неживой природы входит более 100 элементов периодической системы Д. И. Менделеева. Практически все они встречаются и в живых организмах, но в различных количествах и соотношениях. Тем не менее биологическая роль многих элементов пока ещё не установлена.
Живая природа отличается от неживой прежде всего по составляющим их веществам. Так, например, живые организмы состоят в основном из воды, а их функции и процессы жизнедеятельности определяются органическими соединениями (химическими веществами, основой которых является цепочка из атомов углерода). Важнейшие из последних у живых организмов — белки, липиды, углеводы и нуклеиновые кислоты. Каждый из этих типов соединений выполняет множество функций.
Наследственная информация хранится и реализуется благодаря нуклеиновым кислотам. Например, белки, липиды и углеводы являются строительными материалами клеточных структур, играют роль запасных веществ. Большинство химических реакций в клетках осуществляется прежде всего под контролем и с участием белков-ферментов. Этот класс веществ выполняет также и защитные функции.
В составе различных организмов обнаруживаются одни и те же органические вещества. Практически во всех клетках можно обнаружить глюкозу, основа оболочек любых клеток построена из фосфолипидов, белки всех живых существ построены только из 20 типов аминокислот, а нуклеиновые кислоты — из 4 типов нуклеотидов и т. п. АТФ — нуклеотид, который благодаря сложному строению и наличию специфических связей выполняет в клетках всех живых организмов роль накопителя энергии. Такая общность состава является доказательством общности происхождения всех живых организмов.
Это конспект по биологии в 6-9 классах по теме «Клеточное строение организмов». Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту:
- Вернуться к списку конспектов по Биологии.
- Проверить знания по Биологии.
Вопрос 1. Подготовьте сообщение или презентацию «История открытия клетки».
Цитология — наука, занимающаяся изучением клетки (от греч. citos — клетка). Клетка — основная форма организации живой материи, ее элементарная единица. По мнению ученых, первые клетки появились на Земле приблизительно 3,5 млрд. лет назад в результате спонтанного объединения молекул белков, нуклеиновых кислот и некоторых других веществ, формирования вокруг этих молекул оболочки. Вне клетки нет жизни. Все организмы, обитающие на Земле, за исключением вирусов, имеют клеточное строение. Но и вирусы проявляют свойства живого, только проникнув в живую клетку. Впервые увидел и описал клетку английский ученый — физик Р. Гук (1665 г.). Это были клетки коры пробкового дерева. Он же ввел в биологию термин «клетка». Его описания послужили толчком для появления систематических исследований анатомии растений (М. Мальпиги, 1671 г.; Н. Грю, 1671 г.), которые подтвердили наблюдения Роберта Гука и показали, что разнообразные части растений состоят из тесно расположенных «пузырьков», или «мешочков». Позднее А. Левенгук (1680 г.) открыл мир одноклеточных организмов и впервые увидел клетки животных (эритроциты). Позднее клетки животных были описаны Ф. Фонтана (1781 г.); но эти и другие многочисленные исследования не привели в то время к пониманию универсальности клеточного строения, к четким представлениям о том, что же являет собой клетка. Прогресс в изучении микроанатомии и клетки связан с развитие микроскопирования в XIX в. К этому времени изменились представления о строении клеток: главным в организации клетки стала считаться не клеточная стенка, а собственно ее содержимое, протоплазма (Я. Пуркине, 1830 г.). В протоплазме был открыт постоянный компонент клетки — ядро (Браун, 1833 г.). Однако обобщение основных представлений о клеточном строении живых организмов, известное как клеточная теория, было сформулировано лишь в 1838-1839 гг. ботаником М. Шлейденом и зоологом Т. Шванном . «Заслуга Т. Шванна заключалась не в том, что он открыл клетки как таковые, а в том, что он научил исследователей понимать их значение» (Вальдейер, 1909 г. ). Дальнейшее развитие эти представления получили в работах Р. Вирхова (1858 г.). Появлению и формулированию отдельных положений клеточной теории предшествовал довольно длительный (более трехсот лет) период накопления наблюдений над строением различных одноклеточных и многоклеточных организмов растений и животных. Этот период был связан с развитием применения и усовершенствования различных оптических методов исследований. Создание клеточной теории М. Шлейденом и Т. Шванном (1838-1839 гг.) стало важнейшим событием в биологии, одним из решающих доказательств единства всей живой природы. Клеточная теория оказала значительное влияние на развитие биологии, послужила фундаментом для развития таких дисциплин, как эмбриология, гистология и физиология. Она дала основы для понимания жизни, для объяснения родственной взаимосвязи организмов, для понимания индивидуального развития.
Клетка — структурная и функциональная единица живой материи, способная к саморегуляции, к самостоятельному воспроизведению (независимо от других живых структур).
Вопрос 2. Изложите основные положения современной клеточной теории.
Современная клеточная теория исходит из того, что клеточная структура является главнейшей формой существования жизни, присущей всем живым организмам, кроме вирусов. Совершенствование клеточной структуры явилось главным направлением эволюционного развития как у растений, так и у животных, и клеточное строение прочно удержалось у большинства современных организмов. Вместе с тем должны быть подвергнуты переоценке догматические и методологически неправильные положения клеточной теории: Клеточная структура является главной, но не единственной формой существования жизни. Неклеточными формами жизни можно считать вирусы. Правда, признаки живого (обмен веществ, способность к размножению и т. п.) они проявляют только внутри клеток, вне клеток вирус является сложным химическим веществом. По мнению большинства учёных, в своём происхождении вирусы связаны с клеткой, являются частью её генетического материала, «одичавшими» генами.
Основные положения современной клеточной теории:
• все живые организмы (за исключением вирусов) состоят из клеток и продуктов их жизнедеятельности;
• все клетки в основном сходны по химическому составу, строению, обмену веществ; •
• новые клетки образуются путем деления существовавших ранее клеток;
• активность организма как целого слагается из активности и взаимодействия отдельных клеток.
Вопрос 3. Согласны ли вы с утверждением, что клеточная теория не могла быть создана одним человеком, её появление — результат труда многих поколений учёных? Объясните свою точку зрения.
Я согласен с этим выражением, так как над созданием современной клеточной теории трудилось большое количество ученых.
Открытие клетки принадлежит английскому ученому Р. Гуку, который в 1665 г. в сконструированном им микроскопе впервые рассматривал тонкий срез пробки. На срезе четко просматривалась структура, похожая на пчелиные соты, построенные из ячеек. Элементы тонкого слоя пробки Р. Гук назвал латинскими словом, что означает ячейка, или клетка. Значительный вклад в изучение клетки внес А. Левенгук, открывший в 1674 г. одноклеточные организмы, в том числе бактерии. В 1831 г. английский ботаник Р. Броун обнаружил в клетках ядро. Это открытие послужило важной предпосылкой для установления сходства между клетками растений и животных.
В 1838-1839 гг. немецкие ученые ботаник М. Шлейден и зоолог Т. Шванн обобщили имевшиеся знания о клетке в единую теорию, утверждавшую, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ.
Клеточная теория получила дальнейшее развитие в трудах немецкого ученого Р. Вирхова, внесшего в 1858 г. существенное дополнение: клетка может возникнут только из предшествующей клетки в результате ее деления. Кроме того, русский ученый К. Бэр открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие из одной клетки. Это открытие показало, что клетка не только единица строения, но и единица развития всех живых организмов.
Идея о том, что все организмы построены из клеток стала одним из наиболее важных теоретических достижений в истории биологии, поскольку создала единую основу для изучения всех живых существ. На клеточном уровне даже наиболее отдаленные виды весьма схожи по строению и биохимическим свойствам, что указывает на общность их происхождения и эволюционного развития.
Дальнейшие успехи науки о клетке связаны с усовершенствованием приборов и развитием физических и химических методов исследования. Комплексное использование электронного микроскопирования и микрохимических методов анализа позволило в мельчайших деталях изучить строение и химический состав всех структурных компонентов клетки ядра, митохондрий, хлоропластов, рибосом и др. Кроме того, это дало возможность доказать неразрывную связь между структурой клетки и ее функцией.
С самого начала развития представлений о клеточном строении возникал вопрос о соотношении клетки и целого организма. С одной стороны, предполагалось, что жизнедеятельность организма представляет собой сумму функционирующих клеток, с другой утверждалось, что их существование является качественно отличным и обусловлено жизненной силой. Благодаря открытию митотического деления и молекулярной биологии сформировали современные представления о структуре и функциях клетки, о клеточном уровне в иерархии живой природы.
Вопрос 4. Почему существование неклеточной формы жизни — вирусов — не противоречит основным положениям клеточной теории?
Клеточная структура является главной, но не единственной формой существования жизни. Неклеточными формами жизни можно считать вирусы. Правда, признаки живого (обмен веществ, способность к размножению и т. п.) они проявляют только внутри клеток, вне клеток вирус является сложным химическим веществом. По мнению большинства учёных, в своём происхождении вирусы связаны с клеткой, являются частью её генетического материала, «одичавшими» генами.
Вопрос 5. Почему создание клеточной теории зависело от развития и совершенствования техники?
Прогресс в изучении клетки связан с развитием микроскопирования в XIX в. К этому времени изменились представления о строении клеток: главным в организации клетки стала считаться не клеточная стенка, а собственно ее содержимое — протоплазма. В протоплазме был открыт постоянный компонент клетки — ядро.