Какие свойства натуры наташи ростовой

Какие свойства натуры наташи ростовой thumbnail

УРОК

ТЕМА: ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ

ЦЕЛЬ: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: беседа, сообщения учащихся, самостоятельная работа.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы «Характеристика Наташи Ростовой», фрагменты видеофильма.

ХОД УРОКА

Эпиграф                                                             Я не жил прежде. Только теперь живу.

                                                                                                                      Князь Андрей

                                                                             Эта девушка такое сокровище…Это редкая

                                                                              девушка.

                                                                                                                       Пьер Безухов

1. Орг. Момент

-Добрый день, ребята. Всего в романе свыше 550 лиц. Из них свыше 200 – это реальные исторические личности. Назовите героев романа. (Ребята, называя героев, садятся).

2. Вступительное слово учителя

Мы продолжаем разговор о персонажах романа Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей, и прошлых, и будущих». 

Особенности писательской манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях.

Сам автор «Войны и мира» утверждал: « Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание».

С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно. Что можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним?

Любимые

Нелюбимые

Сложно определить

Наташа Ростова

А. П. Шерер

Соня

Марья Болконская

Элен Курагина

Вера

Жюли Карагина

А. М. Друбецкая

Лиза Болконская

Словарная работа

Распределить данные слова, соотнося их с разными группами героинь. Это и будут их основные черты.

Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие,ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие,карьеризм, достоинство, скромность, позерство.

Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:

 хранительницу очага, основу семьи;

 высокие нравственные начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность, естественность, связь с народом, патриотизм, понимание общественных проблем;

 движение души.

 Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.

3. Беседа.

Прототип – реальное лицо, представление о котором послужило писателю первоосновой при создании литературного типа, образа человека – героя произведения. Как правило, литературный персонаж имеет несколько прототипов. Совмещая в себе отдельные четы различных лиц, известных автору. Прототипом Наташи Ростовой считаются своячница Л.Н.Толстого Татьяна Андреевна Берс (в замужестве Кузминская) и его жена, Софья Андреевна Берс. Сам писатель признавался, что, создавая образ Наташи, он «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа.

Значение имени Наталия. Наталия означает «родная». Происхождение имени Наталия. Анализ тайны имени Наталия имеет смысл начать с происхождения. История имени Наталия имеет латинские корни, и произошло в первые века христианства от латинского слова Natalis Domini, что означает рождение, Рождество. Существует форма Наталья.

— Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу?

Остановимся на сценах, которые показывают Наташу в самые яркие моменты ее жизни, когда особенно ощутима «диалектика души». Итак, первая встреча с Наташей. Прочтите описание ее поведения, портретную характеристику.

   — В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние?

Обаяние ее – в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече.

Вторая встреча с героиней. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с ней. Болконский, который переживает тяжелый душевный кризис, приезжает по хозяйственным делам в Отрадное. Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна. Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой безумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как все, что живет и любит жизнь. (эпизод «Ночь в Отрадном» том 2, часть 3, гл.2).

  — Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?

Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни Шерер среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди как реки».

Вспомните эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини: «…песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное…» Зачитать сцену пляски (том 2, часть 4, гл. 7) или просмотреть фрагмент видеофильма.

В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни – любовь», — пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью.

Первый бал Наташи Ростовой – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймет тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

   — Как дальше развивались события?

   — Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.

    — Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?

Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе. Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.

  — Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?

Полюбив, она желает счастья сейчас же, немедленно. Нет рядом князя Андрея, — значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Надо чем-то заполнить образовавшуюся пустоту. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Анатоль и Элен, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа доверяла Пьеру, полагая, что граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной.

Читайте также:  Какие свойства у эвкалипта

   — Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?

Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полной жизнью. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться.

Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И она пишет записку княжне Марье, в которой сообщает, что не может стать женой Болконского. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Она сама себе беспощадный судья.

   — Что же возрождает Наташу к жизни?

Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось по-прежнему, благополучно. Но вот горе обрушилось на всю семью – погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь» — пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта «новая рана» вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.

    — К чему пришла Наташа? Чего добилась в жизни?

 Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным.

Толстой показал Наташу в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего. А отношение ее к мужу? Не все она понимала в деятельности Пьера, но он для нее – саамы лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет с теми, «которые любят добро», на Сенатскую площадь. И, несомненно, Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь.

В задуманном романе о вернувшемся с каторги декабристе Толстой хотел показать Пьера и Наташу мужем и женой (Лабазовы).

ВЫВОД: И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.

4. Самостоятельная работа. Используя таблицу, ответить на вопросы.

ХАРАКТЕРИСТИКА НАТАШИ РОСТОВОЙ

Первая встреча с Н. Ростовой

«…в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка…».

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка … была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка … Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись».

Характер Наташи

Искренность, естественность в обращении с родными, восторг при виде красоты окружающего мира (эпизод «В Отрадном»), умение бессознательно передать ощущение красоты другим (князю Андрею); умение понять состояние других людей и прийти им на помощь.

Первый бал Н. Ростовой

«Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее и ей одной особенно улыбнулась. Хозяин тоже проводил ее глазами …».

«Князь Андрей … любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа, с ее удивлением, радостью, робостью и даже ошибками во французском языке … Князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившиеся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастью».

«Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя».

Народные, национальные черты в характере Наташи

Танец Наташи во время охоты.

«Наташа сбросила с себя платок …и, подперши руки в бока, сделала движение плечами … — Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой – этот дух, откуда взяла она эти приемы. Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

Решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы.

«Горло ее задрожало от судорожных рыданий…она стремительно бросилась по лестнице. Наташа, с изуродованным злобой лицом, как буря, ворвалась в комнату и быстрыми шагами подошла к матери.

— Это нельзя, маменька, это ни на что не похоже… Маменька, ну что нам-то, что мы увезем, вы посмотрите только, что на дворе…»

Ошибки, цена испытаний

Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить, и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Наташа будет долго болеть – ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини.

Наташа – воплощение любви

Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но вносит изменения в характер. Все существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назначение.

«Когда он (князь Андрей) очнулся, Наташа, та самая живая Наташа, которую изо всех людей в мире ему хотелось любить, … стояла на коленях. Лицо ее было бледно и неподвижно. Глаза эти, налитые счастливыми слезами, робко, сострадательно и радостно, любовно смотрели на него. Худое и бледное лицо Наташи с распухшими губами было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны».

Замужество

«Наташа вышла замуж весной 1813г., и у ней в 1820 г. было уже три дочери и один сын».

Любовь Наташи к Пьеру дает герою понять возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви.

Обвиняли Толстого в том, что Наташа Ростова осталась в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации. Эмансипация – освобождение от зависимости, подчинённости, угнетения, предрассудков.

Задания:

Составить характеристику Наташи Ростовой.

Ответить письменно на один вопрос:

  1. Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?
  2. Почему хозяин и хозяйка бала обратили на Наташу особое внимание?
  3. Как Толстой описывает возникновение и развитие любви Наташи и князя Андрея?
  4. Пляска Наташи у дядюшки. Какие свойства натуры Наташи вызывают восхищение автора?
  5. Какие черты характера Наташи проявились во время Отечественной войны 1812 года?
  6. Какими нравственными критериями оценивает автор своих героев? Каким образом Наташа соответствует этим критериям?
  7. Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне?

4. Подведение итогов урока

5. Домашнее задание

1. Подготовить сообщения « Семейство Болконских», «Семейство Ростовых», «Семейство Курагиных».

Читайте также:  Какие свойства у белого медведя и пингвина позволяют им

2. Подготовиться к тематическому контролю

…что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Вопросы и задания для исследовательской работы

1. Первое знакомство с Наташей (т. 1 ч. 1 гл. 8, 9, 10, 16).

 Сравните портреты Наташи, Сони, Веры. Почему в одной автор подчеркивает»некрасивая,но живая», в другой — «тоненькая, миниатюрная брюнетка», в третьей —«холодная и спокойная»?

 Что дает для понимания образа Сони сравнение с кошечкой? («Кошечка, впиваясь в него глазами, казалась каждую секунду готовою заиграть и высказать всю свою кошачью натуру»).

 В повести «Детство» Толстой писал: «В одной улыбке состоит то, что называется красотой лица: если улыбка прибавляет прелесть лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то обыкновенно; если портит его, то оно дурно».Понаблюдайте,как улыбаются героини. Наташа:»смеялась чему-то», «ей все смешно казалось», «расхохоталась так громко и звонко,что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись», «сквозь слезы смеха», «заливалась своим звонким смехом». Соня: «улыбка ее не могла ни на мгновение обмануть никого», «притворную улыбку». Жюли:»вступил с улыбающейся Жюли в отдельный разговор». Вера: «Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Элен: «.что было в общей улыбке, украшавшей всегда ее лицо» (т. 1 ч. 3гл. 2).

Итог урока. «Сущность ее жизни — любовь», — так сказал о Наташе Л. Н. Толстой. Наташа Ростова, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий:от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

Источник

Наташа Ростова.
Художник К. Рудаков

Наташа Ростова является одной из главных героинь знаменитого романа «Война и мир» Толстого.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Наташи Ростовой в романе «Война и мир»: описание внешности и характера героини, портрет в цитатах.

Описание биографии Наташи Ростовой разбито на 3 этапа: детство, юность и замужество героини.

Смотрите: 
Краткое содержание романа «Война и мир»
— Все материалы по роману «Война и мир»

Наташа Ростова является дворянкой, дочерью состоятельного графа Ильи Ростова:

«…к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве…» (том 1 часть 1 глава VII) 

 «…к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской…» (том 1 часть 1 глава VII)

Возраст Наташи Ростовой в начале романа — 13 лет (в 1805 г.). Судя по всему, она родилась в 1792 г.:

«…в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка…» (том 1 часть 1 глава VIII)


Наташа Ростова в детстве 

Внешность Наташи Ростовой в детстве в 13 лет (в 1805 г.):

«Какое прелестное дитя…» (том 1 часть 1 глава VIII) 

«Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка…» (том 1 часть 1 глава VIII) 

«И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок…» (том 1 часть 1 глава XVII) 

«И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.» (том 1 часть 1 глава XVII)

«…пригибая к коленам свою кудрявую головку…» (том 1 часть 1 глава XVII)

«Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые…» (том 2 часть 1 глава I)

Наташа растет избалованным ребенком, но при этом честным и открытым:

«Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу…» (том 1 часть 1 глава VIII) 

«Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела, они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и все мне расскажет. Может быть, я балую ее, но, право, это, кажется, лучше…» (том 1 часть 1 глава IX)

Наташа является живым, подвижным ребенком:

«…не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки…» (том 1 часть 1 глава VIII) 

«– Какое милое существо ваша меньшая! – сказала гостья. – Порох! 

– Да, порох, – сказал граф. – В меня пошла!..» (том 1 часть 1 глава IX) 

«— Ну, что́, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) — говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. — Знаю, что зелье девка, а люблю.» (том 1 часть 1 глава XV)

«…прежнюю тонкую, подвижную Наташу…» (эпилог часть 1 глава X)

Наташа Ростова — смелая и ловкая девочка:

«…непостижимой смелости и ловкости этой девочки…» (том 1 часть 1 глава XVI) 

«Несмотря на всю свою смелость… она не решилась за обедом сделать вопрос…» (том 1 часть 3 глава VI) 

Наташа является веселой девочкой, хохотуньей:

«Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа. – Всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья…» (Наташа о себе и матери, том 2 часть 3 глава XIII) 

«Иногда она входила в свойственное ей безумно-веселое расположение духа…» (том 2 часть 3 глава XXIV)

Наташа Ростова в юности (16-20 лет)

Внешность Наташи Ростовой в 16-17 лет (в 1809 году):

«…Наташе было шестнадцать лет, и был 1809 год…» (к середине 1809 г. Наташе исполняется 17 лет, том 2 часть 3 глава XII) 

«…она в первый раз была в длинном платье, на настоящем бале, была еще счастливее. Они были в белых кисейных платьях с розовыми лентами…» (на балу Йогеля 31 декабря 1809 г., том 2 часть 1 глава XII) 

«Как она мила, красавица будет, – сказал Денисов…» (том 2 часть 1 глава XII) 

«И как она танцует, какая грация! – помолчав немного, опять сказал он…» (том 2 часть 1 глава XII) 

«…князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию…» (том 2 часть 3 глава VII) 

«…глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню…» (том 2 часть 4 глава VII) 

«Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня…» (том 2 часть 5 глава VIII)

Внешность Наташи Ростовой в 20 лет (в 1812 году):

«…Наташа шла в своем лиловом шелковом с черными кружевами платье так, как умеют ходить женщины, – тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе. Она знала и не ошибалась, что она хороша <…> Хороша, молода, и я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю…» (том часть глава) 

«…перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу…» (том часть глава) 

«И лицо, с внимательными глазами…» (том часть глава) 

«…бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что‑то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз…» (Наташа после смерти Андрея Болконского и Пети Ростова в 1812 г.) (том часть глава)

Наташа Ростова — особенная, редкая девушка, по мнению Пьера Безухова и Андрея Болконского:

«Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека…» (Пьер Безухов о Наташе, том 2 часть 3 глава XXII) 

«…эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж. Это здесь редкость…» (Андрей Болконский о Наташе) (том 2 часть 3 глава VII) 

«…да, Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее…» (том 2 часть 3 глава XVIII)

Наташа Ростова является доброй и милой девушкой, по мнению Пьера Безухова:

«…эта компаньонка в черном платье – милое, доброе, славное существо…» (том 4 часть 4 глава XV)

Наташа — чуткий человек:

«Что такое? – спрашивала чуткая Наташа…» (том 3 часть 3 глава XVII) 

«…Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши…» (том 1 часть 3 глава VI) 

«…Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата…» (том 2 часть 1 глава XV)

Наташа Ростова разбирается в людях. Она чувствует, кто плохой, а кто хороший человек. В частности она чувствует, что Долохов является плохим, злым человеком, а Денисов — хорошим:

«…Долохов, который понравился всем в доме, исключая Наташи. За Долохова она чуть не поссорилась с братом. Она настаивала на том, что он злой человек… что он неприятен и неестествен…» (том 2 часть 1 глава X) 

«Вот ведь я же люблю твоего Денисова, он и кутила, и всё, а я все-таки его люблю, стало быть, я понимаю…» (том 2 часть 1 глава X)

Судя по всему, она является упорной девушкой:

«Нечего мне понимать! – с упорным своевольством кричала Наташа…» (том 2 часть 1 глава X) 

«…она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили…» (том 3 часть 3 глава XIV)

Наташа Ростова — девушка с твердым характером:

«…доктор должен был признаться, что он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым…» (том 3 часть 3 глава XXXII)

У Наташи есть музыкальные способности:

«…Наташу и Николая, известных своею музыкальностью, спеть что-нибудь. Наташа…» (том 1 часть 1 глава XVII) 

«…Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне…» (том 2 часть 4 глава VII)

Она хорошо поет:

«И какой голос: хоть и моя дочь, а я правду скажу, певица будет, Саломони другая. Мы взяли итальянца ее учить…» (том 1 часть 1 глава IX) 

«…Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь… <…> …но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», – говорили все…» (том 2 часть 1 глава XV)

Она прекрасно танцует:

«Иногда танцовывали даже pas de châle лучшие ученицы, из которых лучшая была Наташа, отличавшаяся своею грациозностью…» (том 2 часть 1 глава XII)

Наташа Ростова любит охоту:

«Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа…» (том 2 часть 4 глава III) 

«…графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей…» (том 2 часть 4 глава VI)

Наташа является хорошей наездницей. Она легко и уверенно ездит на лошади:

«…Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верною рукой, без усилия, осадила его…» (том 2 часть 4 глава IV)

В душе Наташа является русской девушкой, несмотря на моду на все иностранное:

«…умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке…» (том 2 часть 4 глава VII)

Наташа Ростова — страстная натура. Она не умеет делать что-то не от души:

«…но душа ее не лежала к этому делу; а она не могла и не умела делать что‑нибудь не от всей души, не изо всех своих сил…» (том 3 часть 3 глава XIII) 

«…Наташа, с свойственною ей во всем страстностью, вдруг тоже принялась за дело…» (том 3 часть 3 глава XIV)

Наташа Ростова после замужества

Внешность Наташи в 28 лет (в 1820 году):

«…Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она страстно желала и теперь сама кормила. Она пополнела и поширела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу. Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В ее лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего ее прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красивая и плодовитая самка…» (эпилог часть 1 глава X) 

«…когда прежний огонь зажигался в ее развившемся красивом теле, она бывала еще более привлекательна, чем прежде…» (эпилог часть 1 глава X)

Выйдя замуж за Пьера Безухова, Наташа сильно меняется. Она опускается и больше не следит за собой как раньше:

«Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему‑то необыкновенному…» (эпилог часть 1 глава X) 

«Она, то что называют, опустилась. Наташа не заботилась ни о своих манерах, ни о деликатности речей, ни о том, чтобы показываться мужу в самых выгодных позах, ни о своем туалете…» (эпилог часть 1 глава X) 

«…она не занималась ни пением, ни туалетом, ни обдумыванием своих слов… <…> …ей было совершенно некогда заниматься этим…» (эпилог часть 1 глава X)

Замужняя Наташа Безухова (Ростова) мало бывает в свете и все время посвящает семье:

«В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны. Она не была ни мила, ни любезна…» (эпилог часть 1 глава X) 

«Предмет, в который погрузилась вполне Наташа, – была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, – и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать…» (эпилог часть 1 глава X)

Она оказывается прекрасной женой и матерью:

«Мать… повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерной женой и матерью…» (эпилог часть 1 глава X) 

«Она только до крайности доводит свою любовь к мужу и детям, – говорила графиня, – так что это даже глупо…» (эпилог часть 1 глава X)

Замужняя Наташа почти не занимается пением, как раньше:

«…очень редко, когда что‑нибудь случайно вовлекало ее в пение, которое она совершенно оставила после замужества…» (эпилог часть 1 глава X) 

«…Наташа, напротив, бросила сразу все свои очарованья, из которых у ней было одно необычайно сильное – пение…» (эпилог часть 1 глава X)

Она оказывается требовательной женой:

«…о том, чтобы не стеснять мужа своей требовательностью…» (эпилог часть 1 глава X)

«Ему странно показалось в первое время своей женитьбы это требование жены – исполнить и не забыть всего того, что он взялся купить…» (эпилог часть 1 глава XII)

Замужняя Наташа становится экономной, скупой хозяйкой:

«Ежели он заслуживал упреки от Наташи, то только за то, что покупал лишнее и слишком дорого. Ко всем своим недостаткам, по мнению большинства: неряшливости, опущенности, или качествам, по мнению Пьера, Наташа присоединяла еще и скупость…» (эпилог часть 1 глава XII)

Это был цитатный образ и характеристика Наташи Ростовой в романе «Война и мир» Толстого: описание внешности и характера героини, портрет в цитатах и т.д.

Читайте также:  Вертикальными каким свойством они обладают

Смотрите: 
— Все материалы о семье Ростовых
— Все материалы по роману «Война и мир»

Источник