Какие свойства музыки рахманинова доказывают правдивость его слов

Какие свойства музыки рахманинова доказывают правдивость его слов thumbnail

Музыка 5 класс. 3 четверть. 1 урок в разделе «Музыка и изобразительное искусство».

совершенствовать умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки; формировать умение перевода образного строя с одного вида искусства на «язык» другого;

способствовать развитию детского воображения, развитию эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков.

воспитывать любовь к искусству.

Музыкальный материал: С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»

Дополнительный материал: репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок); частушки.

Оргмомент. Приветствие учителя.

I. Введение в тему урока.

Звучит песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина — “Песня о картинах”.

— Прослушайте песню, просмотрите слайды и попробуйте догадаться, о чем мы будем сегодня говорить на уроке.

— К какому виду искусства относятся эти понятия? (Изобразительному, живописи).

Мы продолжим постигать музыку, но посредством другого искусства – изобразительного.

— Ребята, я предлагаю сегодня на уроке ответить на вопрос “Что роднит музыку с изобразительным искусством?”.

Читая книги и слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что литература и музыка помогают нам увидеть в мыслях, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. С помощью «внутреннего зрения» мы можем увидеть разные жизненные картины, слушая не только музыку со словами или названиями, помогающими понять о ком или о чем речь, но и без всяких слов и названий. Например, «Баба-Яга», «Сиротка» М. Мусоргского. Мы обязательно представим себе образы богатырей, слушая Вторую симфонию А.П. Бородина. Нежно-взволнованные звуки «Вокализа» С.В. Рахманинова вызывают в нашем представлении образы Родины и материнской любви.

Но у человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух – когда мы смотрим на картину, возможность услышать в мыслях, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит.

Давайте сейчас проверим.

II. Работа по теме урока.

Лазу́рь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита, цвет неба в ясный день.

ЦУГОМ (от нем. Zug — шествие), запряжка, в которой лошади идут гуськом или парами, одна за другой.

Опишите настроение каждой картины.

(«Февральская лазурь» — яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).

(«Цугом» — тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).

И речка подо льдом блестит.

А.С.

Утомительно гремит.

А.С. Пушкин

  1. Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)?

  1. Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.

Прелюдия – это вступительная часть к музыкальному произведению

Самостоятельное законченное, небольшого объема, музыкальное произведение, обычно для фортепиано.

Звучат «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.

  1. Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?

  2. Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?

Самостоятельная работа при прослушивании произведения.

(выписать те прилагательные, которые характеризуют Прелюдию соль – диез минор)

Печально, умиротворённо, мрачно, спокойно, напряженно, светло, взволнованно, радостно, тоскливо, нежно.

В 1917 году старая Россия погрузилась на дно. Отныне жизнь перетекла в другое русло, и все, о чем говорило поколение Рахманинова и Скрябина, поколение Чехова и Блока, поколение Врубеля и Левитана – вся прелесть русской природы, все грезы о единстве человека и Вселенной, вся поэзия вишневых садов и полуразрушенных дворянских гнезд остались в прошлом. Может быть поэтому, будто предчувствуя свою итоговую роль в русской культуре, Рахманинов спешил задержать ее смысловые вехи, ее излюбленные темы, навечно запечатленные в народной памяти. Одна из таких тем – тема дороги, пути, движения в неизвестное будущее. Эта тема вдохновляет музыку рахманиновской Прелюдии соль диез минор, которую, как и знаменитое стихотворение Пушкина, можно назвать «Зимняя дорога».

В этой Прелюдии слышатся знаки пути: колокольчик, вестник дороги с его неустанным звоном; заунывная песнь ямщика и взлетающие из-под саней вороньи стаи, и, конечно, дорожная тоска, словно разливающаяся по всей Прелюдии и заполняющая ее. Не эта ли тоска гонит вперед птицу-тройку русской судьбы в неизведанные дали? Прелюдия Рахманинова томит неизвестностью, окутывает тоской, будто предчувствует, что за ближайшим поворотом русскую тройку ждет горе-злосчастье.

Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-мажор?

(выписать те прилагательные, которые характеризуют Прелюдию соль – диез минор)

Прелюдия соль мажор входит в большой цикл фортепианных прелюдий, над которым С. Рахманинов работал летом 1910 года. Сведения о жизни композитора в это время дают представление о его душевном и эмоциональном строе. Эта прелюдия — пример удивительной чистоты жанра лирической музыки. Ее отличает романсовый характер фортепианной фактуры, тонкость аккомпанемента к выразительной мелодии.

  1. Какие музыкальные краски использовал композитор? (ладовые, динамические, регистровые, темповые)

Читайте также:  Какие признаки или свойства живых и неживых тел природы

Совпадают ли они с вашими представлениями?

  1. Что могут передать интонации аккомпанемента? (настроение, характер музыки, мысли автора, композитора)

  2. Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор»

  3. Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?

  4. Что характерно для творчества этого композитора?(Связь с народной песенностью, широта, светлая грусть, напевность, неторопливость, близость к человеческой речи).

Эти свойства доказывают правдивость слов Рахманинова: «Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка…. Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».

III. Вывод по теме урока.

Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись. Музыка потому и может рисовать разные картины жизни, что у нее есть свои краски. Они не синие, оранжевые или красные, а особенные, музыкальные: тембровые, динамические, ладовые, регистровые, темповые. И все же они бывают очень похожи на изобразительные. Мы не только видим, но и слышим темные, густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; возбужденные, тревожные и спокойные, нежные; колючие, жесткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому внимательно вглядываясь в картину, мы можем услышать ее музыку.

Что такое музыка? Составьте ответ.

Музыка- это искусство музыкальных звуков и творческих чувств, эмоций композитора

Что такое живопись?

Живопись – это искусство красок , оттенков ,творческих чувств и эмоций художника

И композитора, и поэта,и писателя, и живописца, и скульптора часто называют ХУДОЖНИКОМ, МАСТЕРОМ.

Что сходного и отличного в этих понятиях?

Вывод:Что роднит музыку с изобразительным искусством?

  • Музыка может вызвать в воображении слушателей какие-либо зрительные образы, даже определенные картины

  • Всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку

У музыки и изобразительного искусства один источник возникновения. И этот источник – сама жизнь

А сейчас посмотрите на эту картину (слайд), давайте её озвучим. Можем ли мы услышать картину, какая музыка по вашему звучит? (радостная, напевная, лирическая, задушевная, раздольная, народная)

— Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину (слайд), какую музыку слышите ? (вдохновение, радость , веселье, удаль)

-Что вам захотелось сделать? (попрыгать, весело поплясать)

— Можете ли вы назвать, что это за музыка?

-Это самая настоящая русская народная частушка. Давайте озвучим нашу картину.

Давайте споем частушки, но что нам сначала нужно сделать?

( подготовиться к пению)

2. дыхательные упражнения

Работа над дыханием.

  1. Ребята, все мы живем в России, кто – то живет в городе а кто – то в деревне. Мы — в деревне. А в деревне очень много работы. Посмотрите, какая высокая трава, а косари косят траву. Поможем им в этом деле? Встаньте все возьмите в руки косу занятие не из легких, поэтому нужно правильно дышать. Набрали в легкие побольше воздуха и резко выдыхаем, выдох резкий и короткий. Начинаем косить. Вдох – ху

  2. А теперь мы пришли в избу и нужно растопить печку, чтобы огонь разгорелся давайте подуем на угольки. Станьте поудобнее, наклонитесь. Набираем в легкие побольше воздуха и долго — долго дуем, стараемся. Вот огонь разгорелся.

  3. Работа над тембром и диапазоном:

Дети перевоплощаются в сказочных героев, находя необходимый звук для создания образа.

«Динозаврик» – на плакате или экране изображен динозаврик и с помощью гласной «А» изображается линия его тела: хвост – на одном звуке, спина – интонация поднимается вверх и т. д.

  1. Комплекс упражнений «Утро»: учитель говорит, что каждое утро мы умываемся и чистим зубы. Сейчас мы с вами тоже этим займемся. Но так как у нас нет зубной щетки, чистить зубы мы будем языком. Сначала проводим языком по передним верхним зубам, затем по нижним и в конце чистим коренные зубы.

Читайте также:  Камень аквамарин фото свойства и значение какому знаку зодиака

За чисткой зубов следует «полоскание» рта: набираем в рот воздух и начинаем «полоскать» из одной щеки в другую.

Далее идём «завтракать» — жуём язык .

Вдруг разболелся зуб: рот плотно закрыт, а язык упирается сначала в правую щеку, а затем в левую.

После этого нам дали вкусную конфету, и мы широко-широко улыбнулись.

Попевка «Бим – бом»

Теперь мы готовы к исполнению песни.

5.Вокально – хоровая работа. Исполнение частушек.

Дети, сели правильно. Правила пения помните. А теперь споем все частушки.

Посмотрите на парты . Как можно назвать эти музыкальные инструменты, которые мы видим ?

( русские народные) Хорошо, вспомнили, но это не все рус нар муз инструменты, их очень много. Каждый из них может играть в одиночку, а так же они могут встретиться все вместе в оркестре русских народных инструментов. Усилим эффект танцевальности, для этого мы введем музыкальные инструменты.

-Мы исполнили настоящие русские частушки и озвучили картину.

IV. Итог урока.

Как сказал Леонардо да Винчи: «Музыка – сестра живописи»

Музыка и живопись. Эти два искусства взаимосвязаны. Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот. Назовите, какое понятие из музыки – в живопись, а какое из живописи — в музыку?

Звуковая палитра — м

Цветовая гамма — ж

Музыкальная живопись — ж

Живописная музыка- м

Холодные и теплые тембры — м

Ритмический рисунок — м

Мелодическая линия- м

Светлые и сумрачные тона — ж

Музыкальный портрет- м

Домашнее задание: Кроссворд. Задание:

Для всех — Найди понятия объединяющие музыку и ИЗО. Они могут быть написаны по горизонтали – слева направо и справа налево, по вертикали – сверху вниз и снизу вверх.

По желанию- прослушайте любую музыку (без слов), придумайте, подберите, составьте из красок цветовую гамму и этими отобранными по характеру музыки цветами нарисуйте рисунок. Для грустной музыки, наверное, подойдут холодные, неяркие цвета, для веселой – яркие и теплые.

Оценивание уч – ся.

Что получится если соединить музыку с множеством рисунков? (клип, мультфильм…). В заключении урока вы увидите фрагмент мультфильма «Картинки с выставки». «Балет невылупившихся птенцов».

Здесь соединяется фортепианная сюита М. П. Мусоргского и рисунки друга композитора Виктора Александровича Гартмана.

Желаю вам интересного путешествия в мир музыки и живописи!

Источник

МОУ гимназия № 1

Пономарева Ольга Николаевна

Музыка

6 класс

Программно-методическое обеспечение: программа Д.Б.Кабалевского (базовый уровень); используемые учебники – Т.И.Науменко, В.В.Алеев «Музыка» 6 класс

Тема урока «МИР МУЗЫКИ С.РАХМАНИНОВА»

Цели:

  1. образовательная: познакомить учащихся с новыми для них произведениями С.Рахманинова, расширить и углубить знания о творчестве великого русского композитора.
  2. развивающая: развить  чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, творческое музыкальное мышление учащихся, вокально-хоровые навыки.
  3. воспитательная: воспитать интерес к образцам русской классической музыки, к личности и творчеству С.Рахманинова.

Оборудование: фортепиано, синтезатор, компьютер, проектор, музыкальный центр, диски, кассеты с записями ,нотная хрестоматия, дидактический материал(карточки ,таблица элементов музыкальной

речи ,словарь музыкальных эмоций), портрет  С.Рахманинова.

                               Ход  урока.

    Эпиграф:    «Что такое музыка?

                            Это тихая лунная ночь;

                            Это шелест живых листьев;

                            Это отдаленный вечерний звон;

                            Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;

                            Это любовь!

                                                                     / С.Рахманинов /

 Вход учащихся:  звучит «Вокализ» С.Рахманинова.

У:  Знакома ли вам прозвучавшая музыка?

Д: Учащиеся называют произведение, автора: С.Рахманинов.

У: Что такое «вокализ»? Нужны  ли слова?

Д: Слова не нужны, о глубине чувств говорит музыка.

У: С.Рахманиновым написаны замечательные поэтические строки в прозе/читает эпиграф/.

Читайте также:  В каком ряду усиливаются металлические свойства простых веществ

      Сегодня на уроке  мы постараемся понять: что такое для нас музыка С.Рахманинова?

      Через музыку композитора почувствуем  особенности его мировосприятия.

У: Творчество С.Рахманинова  многогранно, он не только великий композитор, но и пианист-виртуоз, дирижер.

У: Творческое наследие композитора огромно: оперы,  симфонии, концерты, фортепианная     музыка, программная музыка, вокальная, духовная и т. д.

Сегодня коснемся двух разножанровых произведений, в которых мы ощутим и увидим разные грани творчества и личности композитора.

Первое произведение создано совсем юным Сережей Рахманиновым. Писатель Ю.Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провел 17-летний Рахманинов в имении Ивановка.

 В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке».

В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюбленностью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень» на стихи Е.Бекетовой.

Слушание романса.

У:  Какими чувствами наполнена эта музыка?

Д: Теплотой, добротой, искренностью, светом.

У: Какими музыкальными средствами композитор создает такое впечатление?

Д: Плавная  мелодия, светлый мажор, спокойный темп.

У: Обратите внимание на аккомпанемент: его рисунок имеет зрительное сходство с формой цветка сирени / наиграть/.

У: Смог бы композитор написать такой светлый, как цветение весеннего сада, и искренний романс, если бы не пережил подобных чувств сам?

Д: Нет, не смог.

У: Здесь композитор предстает тонким лириком, очень естественно и правдиво передает свои чувства и переживания.

У: Почему произведение создано в жанре романса, а не песни?

Д: Романс глубже и выразительнее передает чувства человека.

У: С.Рахманинов чутко слышал музыку русской природы, каждое его произведение проникнуто глубокой любовью к Родине и родной природе. «Он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев.»/М.Румянцева/

Лучшие произведения композитора созданы на его малой родине, в Ивановке. Сюда С.Рахманинов стремился всегда, здесь черпал вдохновение.

С Ивановкой связано сочинение гениального  2 концерта для фортепиано с оркестром – произведения необычайной, удивительной красоты, искренности, эпического величия.

Концерт создан в 1900-1901 году – начало ХХ века – новый прилив творческих сил, блестящий рассвет гениального таланта композитора.

У: Что вы знаете о жанре «концерт»?

Учащиеся записывают в музыкальный словарь:

  1. Концерт (состязание) — произведение  для симфонического оркестра с солирующим инструментом, в трех частях.

В концерте С.Рахманинова  3 части с постепенной линией развития музыки «от тьмы – к свету». Наиболее значительная – 1 часть. В основе ее -эпическая величавая тема, возвеличивающая образ Родины – могучей и красивой.

Учащиеся исполняют главную тему 1 части по нотной записи, вокализом.

У: Какая мелодия по характеру?

Д: Широкая, распевная, минорная.

У: Обратите внимание на вступление.

Учитель исполняет вступление к концерту.

У: Какое впечатление создают набатные аккорды фортепиано?

Д: Похоже на тревожное звучание колоколов.

У: Для Рахманинова колокола – символ России. «За вступительными аккордами концерта будто поднималась во весь свой богатырский рост Россия» /Н.Метнер/

Слушание 1 части.

У: Какие чувства выражены в главной мелодии?

Д: Встревоженность, мужественность, лиричность.

У: Что придает мелодии напряженный характер?

Д: Минорный лад, упругий ритм.

У: Как развивается музыка?

Д: Анализируют музыку 1 части:

  1. вступление –тема набата, большая взрывная сила, гул встревоженных людей;
  2.  главная тема – взволнованная, широкая, напевная, очень русская, исполняют струнные инструменты, аккомпанирует фортепиано;
  3. побочная тема – лирический монолог солиста.

У: Сравните побочную тему с мелодией романса «Сирень», есть ли что-то общее?

Д: Их сближает восходящее движение, нежная, светлая, хрупкая интонация.

У: К чему приводит развитие и сопоставление контрастных тем?

Д: К кульминации, она звучит маршево, упруго, решительно.

У: Можно сказать, что у этой музыки «русская душа»? Почему?

Учащиеся дают утвердительный ответ и обосновывают его.

У: Завершая на данном уроке знакомство с творчеством С.Рахманинова, обозначьте для себя восприятие музыки композитора образным сравнением, закончите фразу:

«МУЗЫКА  С.РАХМАНИНОВА – ЭТО…»

Варианты, предложенные детьми: «любовь к Родине», «русская душа», «величие России».

У: Любовь композитора к России, горячо любимой им  Родине, вы услышали и почувствовали в его произведениях. Находясь долгие годы на чужбине, Рахманинов переживал острую ностальгию по Родине. Пусть песня «Тепло Родины» будет вашим подарком композитору и его творчеству.

Учащиеся исполняют песню «Тепло Родины»/ муз. А.Кудряшова, сл. З.Баевой/

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.

Выход учащихся из класса.

Источник