Какие свойства музыки рахманинова доказывают правдивость его слов

Музыка 5 класс. 3 четверть. 1 урок в разделе «Музыка и изобразительное искусство».
совершенствовать умение давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки; формировать умение перевода образного строя с одного вида искусства на «язык» другого;
способствовать развитию детского воображения, развитию эмоциональной отзывчивости на произведения живописи и музыки; творческого мышления; вокально-хоровых навыков.
воспитывать любовь к искусству.
Музыкальный материал: С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; «Прелюдия соль мажор»
Дополнительный материал: репродукции картин «Февральская лазурь» Э. Грабаря, «Цугом» Степанова; А.С. Пушкин «Зимнее утро» (отрывок), «Зимняя дорога» (отрывок); частушки.
Оргмомент. Приветствие учителя.
I. Введение в тему урока.
Звучит песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина — “Песня о картинах”.
— Прослушайте песню, просмотрите слайды и попробуйте догадаться, о чем мы будем сегодня говорить на уроке.
— К какому виду искусства относятся эти понятия? (Изобразительному, живописи).
Мы продолжим постигать музыку, но посредством другого искусства – изобразительного.
— Ребята, я предлагаю сегодня на уроке ответить на вопрос “Что роднит музыку с изобразительным искусством?”.
Читая книги и слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что литература и музыка помогают нам увидеть в мыслях, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. С помощью «внутреннего зрения» мы можем увидеть разные жизненные картины, слушая не только музыку со словами или названиями, помогающими понять о ком или о чем речь, но и без всяких слов и названий. Например, «Баба-Яга», «Сиротка» М. Мусоргского. Мы обязательно представим себе образы богатырей, слушая Вторую симфонию А.П. Бородина. Нежно-взволнованные звуки «Вокализа» С.В. Рахманинова вызывают в нашем представлении образы Родины и материнской любви.
Но у человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух – когда мы смотрим на картину, возможность услышать в мыслях, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит.
Давайте сейчас проверим.
II. Работа по теме урока.
Лазу́рь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита, цвет неба в ясный день.
ЦУГОМ (от нем. Zug — шествие), запряжка, в которой лошади идут гуськом или парами, одна за другой.
Опишите настроение каждой картины.
(«Февральская лазурь» — яркое солнечное зимнее утро, искрящийся в солнечных лучах снег).
(«Цугом» — тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика).
И речка подо льдом блестит.
А.С.
Утомительно гремит.
А.С. Пушкин
Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов (ладовые, динамические, темповые, регистровые)?
Слушание и анализ произведений С. Рахманинова.
Прелюдия – это вступительная часть к музыкальному произведению
Самостоятельное законченное, небольшого объема, музыкальное произведение, обычно для фортепиано.
Звучат «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» С. Рахманинова.
Какая прелюдия какой картине (стихам) созвучна?
Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-диез минор?
Самостоятельная работа при прослушивании произведения.
(выписать те прилагательные, которые характеризуют Прелюдию соль – диез минор)
Печально, умиротворённо, мрачно, спокойно, напряженно, светло, взволнованно, радостно, тоскливо, нежно.
В 1917 году старая Россия погрузилась на дно. Отныне жизнь перетекла в другое русло, и все, о чем говорило поколение Рахманинова и Скрябина, поколение Чехова и Блока, поколение Врубеля и Левитана – вся прелесть русской природы, все грезы о единстве человека и Вселенной, вся поэзия вишневых садов и полуразрушенных дворянских гнезд остались в прошлом. Может быть поэтому, будто предчувствуя свою итоговую роль в русской культуре, Рахманинов спешил задержать ее смысловые вехи, ее излюбленные темы, навечно запечатленные в народной памяти. Одна из таких тем – тема дороги, пути, движения в неизвестное будущее. Эта тема вдохновляет музыку рахманиновской Прелюдии соль диез минор, которую, как и знаменитое стихотворение Пушкина, можно назвать «Зимняя дорога».
В этой Прелюдии слышатся знаки пути: колокольчик, вестник дороги с его неустанным звоном; заунывная песнь ямщика и взлетающие из-под саней вороньи стаи, и, конечно, дорожная тоска, словно разливающаяся по всей Прелюдии и заполняющая ее. Не эта ли тоска гонит вперед птицу-тройку русской судьбы в неизведанные дали? Прелюдия Рахманинова томит неизвестностью, окутывает тоской, будто предчувствует, что за ближайшим поворотом русскую тройку ждет горе-злосчастье.
Какое настроение вызывает у вас Прелюдия соль-мажор?
(выписать те прилагательные, которые характеризуют Прелюдию соль – диез минор)
Прелюдия соль мажор входит в большой цикл фортепианных прелюдий, над которым С. Рахманинов работал летом 1910 года. Сведения о жизни композитора в это время дают представление о его душевном и эмоциональном строе. Эта прелюдия — пример удивительной чистоты жанра лирической музыки. Ее отличает романсовый характер фортепианной фактуры, тонкость аккомпанемента к выразительной мелодии.
Какие музыкальные краски использовал композитор? (ладовые, динамические, регистровые, темповые)
Совпадают ли они с вашими представлениями?
Что могут передать интонации аккомпанемента? (настроение, характер музыки, мысли автора, композитора)
Найдите в стихах А.С. Пушкина слова, которыми можно описать мелодию и аккомпанемент «Прелюдии соль-диез минор»
Отличаются ли «Прелюдия соль-диез минор» и «Прелюдия соль мажор» по настроению и музыкальным краскам?
Что характерно для творчества этого композитора?(Связь с народной песенностью, широта, светлая грусть, напевность, неторопливость, близость к человеческой речи).
Эти свойства доказывают правдивость слов Рахманинова: «Я – русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка…. Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, — это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце».
III. Вывод по теме урока.
Оба художника, поэт, композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Мы, внимательно всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. В нашем восприятии не одинаково звучали картины Грабаря «Февральская лазурь» и Степанова «Цугом». Значит, мы можем услышать живопись. Музыка потому и может рисовать разные картины жизни, что у нее есть свои краски. Они не синие, оранжевые или красные, а особенные, музыкальные: тембровые, динамические, ладовые, регистровые, темповые. И все же они бывают очень похожи на изобразительные. Мы не только видим, но и слышим темные, густые и светлые, прозрачные; яркие и приглушенные; возбужденные, тревожные и спокойные, нежные; колючие, жесткие и мягкие, ласковые тоны. Поэтому внимательно вглядываясь в картину, мы можем услышать ее музыку.
Что такое музыка? Составьте ответ.
Музыка- это искусство музыкальных звуков и творческих чувств, эмоций композитора
Что такое живопись?
Живопись – это искусство красок , оттенков ,творческих чувств и эмоций художника
И композитора, и поэта,и писателя, и живописца, и скульптора часто называют ХУДОЖНИКОМ, МАСТЕРОМ.
Что сходного и отличного в этих понятиях?
Вывод:Что роднит музыку с изобразительным искусством?
Музыка может вызвать в воображении слушателей какие-либо зрительные образы, даже определенные картины
Всматриваясь в картины, мы можем внутренним слухом услышать ту или иную музыку
У музыки и изобразительного искусства один источник возникновения. И этот источник – сама жизнь
А сейчас посмотрите на эту картину (слайд), давайте её озвучим. Можем ли мы услышать картину, какая музыка по вашему звучит? (радостная, напевная, лирическая, задушевная, раздольная, народная)
— Что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину (слайд), какую музыку слышите ? (вдохновение, радость , веселье, удаль)
-Что вам захотелось сделать? (попрыгать, весело поплясать)
— Можете ли вы назвать, что это за музыка?
-Это самая настоящая русская народная частушка. Давайте озвучим нашу картину.
Давайте споем частушки, но что нам сначала нужно сделать?
( подготовиться к пению)
2. дыхательные упражнения
Работа над дыханием.
Ребята, все мы живем в России, кто – то живет в городе а кто – то в деревне. Мы — в деревне. А в деревне очень много работы. Посмотрите, какая высокая трава, а косари косят траву. Поможем им в этом деле? Встаньте все возьмите в руки косу занятие не из легких, поэтому нужно правильно дышать. Набрали в легкие побольше воздуха и резко выдыхаем, выдох резкий и короткий. Начинаем косить. Вдох – ху
А теперь мы пришли в избу и нужно растопить печку, чтобы огонь разгорелся давайте подуем на угольки. Станьте поудобнее, наклонитесь. Набираем в легкие побольше воздуха и долго — долго дуем, стараемся. Вот огонь разгорелся.
Работа над тембром и диапазоном:
Дети перевоплощаются в сказочных героев, находя необходимый звук для создания образа.
«Динозаврик» – на плакате или экране изображен динозаврик и с помощью гласной «А» изображается линия его тела: хвост – на одном звуке, спина – интонация поднимается вверх и т. д.
Комплекс упражнений «Утро»: учитель говорит, что каждое утро мы умываемся и чистим зубы. Сейчас мы с вами тоже этим займемся. Но так как у нас нет зубной щетки, чистить зубы мы будем языком. Сначала проводим языком по передним верхним зубам, затем по нижним и в конце чистим коренные зубы.
За чисткой зубов следует «полоскание» рта: набираем в рот воздух и начинаем «полоскать» из одной щеки в другую.
Далее идём «завтракать» — жуём язык .
Вдруг разболелся зуб: рот плотно закрыт, а язык упирается сначала в правую щеку, а затем в левую.
После этого нам дали вкусную конфету, и мы широко-широко улыбнулись.
Попевка «Бим – бом»
Теперь мы готовы к исполнению песни.
5.Вокально – хоровая работа. Исполнение частушек.
Дети, сели правильно. Правила пения помните. А теперь споем все частушки.
Посмотрите на парты . Как можно назвать эти музыкальные инструменты, которые мы видим ?
( русские народные) Хорошо, вспомнили, но это не все рус нар муз инструменты, их очень много. Каждый из них может играть в одиночку, а так же они могут встретиться все вместе в оркестре русских народных инструментов. Усилим эффект танцевальности, для этого мы введем музыкальные инструменты.
-Мы исполнили настоящие русские частушки и озвучили картину.
IV. Итог урока.
Как сказал Леонардо да Винчи: «Музыка – сестра живописи»
Музыка и живопись. Эти два искусства взаимосвязаны. Многие понятия из области живописи вошли в музыку и наоборот. Назовите, какое понятие из музыки – в живопись, а какое из живописи — в музыку?
Звуковая палитра — м
Цветовая гамма — ж
Музыкальная живопись — ж
Живописная музыка- м
Холодные и теплые тембры — м
Ритмический рисунок — м
Мелодическая линия- м
Светлые и сумрачные тона — ж
Музыкальный портрет- м
Домашнее задание: Кроссворд. Задание:
Для всех — Найди понятия объединяющие музыку и ИЗО. Они могут быть написаны по горизонтали – слева направо и справа налево, по вертикали – сверху вниз и снизу вверх.
По желанию- прослушайте любую музыку (без слов), придумайте, подберите, составьте из красок цветовую гамму и этими отобранными по характеру музыки цветами нарисуйте рисунок. Для грустной музыки, наверное, подойдут холодные, неяркие цвета, для веселой – яркие и теплые.
Оценивание уч – ся.
Что получится если соединить музыку с множеством рисунков? (клип, мультфильм…). В заключении урока вы увидите фрагмент мультфильма «Картинки с выставки». «Балет невылупившихся птенцов».
Здесь соединяется фортепианная сюита М. П. Мусоргского и рисунки друга композитора Виктора Александровича Гартмана.
Желаю вам интересного путешествия в мир музыки и живописи!
МОУ гимназия № 1
Пономарева Ольга Николаевна
Музыка
6 класс
Программно-методическое обеспечение: программа Д.Б.Кабалевского (базовый уровень); используемые учебники – Т.И.Науменко, В.В.Алеев «Музыка» 6 класс
Тема урока «МИР МУЗЫКИ С.РАХМАНИНОВА»
Цели:
- образовательная: познакомить учащихся с новыми для них произведениями С.Рахманинова, расширить и углубить знания о творчестве великого русского композитора.
- развивающая: развить чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость, творческое музыкальное мышление учащихся, вокально-хоровые навыки.
- воспитательная: воспитать интерес к образцам русской классической музыки, к личности и творчеству С.Рахманинова.
Оборудование: фортепиано, синтезатор, компьютер, проектор, музыкальный центр, диски, кассеты с записями ,нотная хрестоматия, дидактический материал(карточки ,таблица элементов музыкальной
речи ,словарь музыкальных эмоций), портрет С.Рахманинова.
Ход урока.
Эпиграф: «Что такое музыка?
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдаленный вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идет к сердцу;
Это любовь!
/ С.Рахманинов /
Вход учащихся: звучит «Вокализ» С.Рахманинова.
У: Знакома ли вам прозвучавшая музыка?
Д: Учащиеся называют произведение, автора: С.Рахманинов.
У: Что такое «вокализ»? Нужны ли слова?
Д: Слова не нужны, о глубине чувств говорит музыка.
У: С.Рахманиновым написаны замечательные поэтические строки в прозе/читает эпиграф/.
Сегодня на уроке мы постараемся понять: что такое для нас музыка С.Рахманинова?
Через музыку композитора почувствуем особенности его мировосприятия.
У: Творчество С.Рахманинова многогранно, он не только великий композитор, но и пианист-виртуоз, дирижер.
У: Творческое наследие композитора огромно: оперы, симфонии, концерты, фортепианная музыка, программная музыка, вокальная, духовная и т. д.
Сегодня коснемся двух разножанровых произведений, в которых мы ощутим и увидим разные грани творчества и личности композитора.
Первое произведение создано совсем юным Сережей Рахманиновым. Писатель Ю.Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провел 17-летний Рахманинов в имении Ивановка.
В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке».
В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюбленностью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень» на стихи Е.Бекетовой.
Слушание романса.
У: Какими чувствами наполнена эта музыка?
Д: Теплотой, добротой, искренностью, светом.
У: Какими музыкальными средствами композитор создает такое впечатление?
Д: Плавная мелодия, светлый мажор, спокойный темп.
У: Обратите внимание на аккомпанемент: его рисунок имеет зрительное сходство с формой цветка сирени / наиграть/.
У: Смог бы композитор написать такой светлый, как цветение весеннего сада, и искренний романс, если бы не пережил подобных чувств сам?
Д: Нет, не смог.
У: Здесь композитор предстает тонким лириком, очень естественно и правдиво передает свои чувства и переживания.
У: Почему произведение создано в жанре романса, а не песни?
Д: Романс глубже и выразительнее передает чувства человека.
У: С.Рахманинов чутко слышал музыку русской природы, каждое его произведение проникнуто глубокой любовью к Родине и родной природе. «Он пел Россию от земли до неба, он пел Россию трепетом всех пальцев.»/М.Румянцева/
Лучшие произведения композитора созданы на его малой родине, в Ивановке. Сюда С.Рахманинов стремился всегда, здесь черпал вдохновение.
С Ивановкой связано сочинение гениального 2 концерта для фортепиано с оркестром – произведения необычайной, удивительной красоты, искренности, эпического величия.
Концерт создан в 1900-1901 году – начало ХХ века – новый прилив творческих сил, блестящий рассвет гениального таланта композитора.
У: Что вы знаете о жанре «концерт»?
Учащиеся записывают в музыкальный словарь:
- Концерт (состязание) — произведение для симфонического оркестра с солирующим инструментом, в трех частях.
В концерте С.Рахманинова 3 части с постепенной линией развития музыки «от тьмы – к свету». Наиболее значительная – 1 часть. В основе ее -эпическая величавая тема, возвеличивающая образ Родины – могучей и красивой.
Учащиеся исполняют главную тему 1 части по нотной записи, вокализом.
У: Какая мелодия по характеру?
Д: Широкая, распевная, минорная.
У: Обратите внимание на вступление.
Учитель исполняет вступление к концерту.
У: Какое впечатление создают набатные аккорды фортепиано?
Д: Похоже на тревожное звучание колоколов.
У: Для Рахманинова колокола – символ России. «За вступительными аккордами концерта будто поднималась во весь свой богатырский рост Россия» /Н.Метнер/
Слушание 1 части.
У: Какие чувства выражены в главной мелодии?
Д: Встревоженность, мужественность, лиричность.
У: Что придает мелодии напряженный характер?
Д: Минорный лад, упругий ритм.
У: Как развивается музыка?
Д: Анализируют музыку 1 части:
- вступление –тема набата, большая взрывная сила, гул встревоженных людей;
- главная тема – взволнованная, широкая, напевная, очень русская, исполняют струнные инструменты, аккомпанирует фортепиано;
- побочная тема – лирический монолог солиста.
У: Сравните побочную тему с мелодией романса «Сирень», есть ли что-то общее?
Д: Их сближает восходящее движение, нежная, светлая, хрупкая интонация.
У: К чему приводит развитие и сопоставление контрастных тем?
Д: К кульминации, она звучит маршево, упруго, решительно.
У: Можно сказать, что у этой музыки «русская душа»? Почему?
Учащиеся дают утвердительный ответ и обосновывают его.
У: Завершая на данном уроке знакомство с творчеством С.Рахманинова, обозначьте для себя восприятие музыки композитора образным сравнением, закончите фразу:
«МУЗЫКА С.РАХМАНИНОВА – ЭТО…»
Варианты, предложенные детьми: «любовь к Родине», «русская душа», «величие России».
У: Любовь композитора к России, горячо любимой им Родине, вы услышали и почувствовали в его произведениях. Находясь долгие годы на чужбине, Рахманинов переживал острую ностальгию по Родине. Пусть песня «Тепло Родины» будет вашим подарком композитору и его творчеству.
Учащиеся исполняют песню «Тепло Родины»/ муз. А.Кудряшова, сл. З.Баевой/
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
Выход учащихся из класса.