Какие свойства можно привести при описании
§1 Объекты окружающего мира ответы на «Вопросы и задания»
Объекты окружающего мира Вопросы и задания, Информатика 6 класс Босова Вопросы и задания, Информатика 6 класс Босова ответы на вопросы, Информатика 6 класс Босова ГДЗ, Информатика 6 класс Босова ответы
Задание 1
Дайте имена объектам:
а) выросшим на грядке;
б) проживающим в Москве;
в) управляющим трактором;
г) посещающим детский сад;
д) находящимся в школе.
Решение
а) овощ;
б) москвич;
в)тракторист;
г) дошкольник;
д) школьник, преподаватель, мебель.
Задание 2
Приведите примеры:
а) пустого множества;
б) множества, состоящего из одного элемента;
в) множества, состоящего из 10 элементов;
г) бесконечного множества.
Решение
а) числа, которые делятся на 0;
б) Солнце;
в) цифры;
г) натуральные числа.
Задание 3
Дайте несколько возможных общих имён каждой группе объектов. Выберите из них самое подходящее. Ответ обоснуйте:
а) Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон;
б) «12 месяцев», «Морозно», «Золушка», «Синяя борода»;
в) Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск;
г) Енисей, Волга, Лена, Москва;
д) Москва, Санкт-Петербург, Тула.
Решение
а) герои сказок
б) сказки
в) столицы
г) реки
д) города науки
Задание 4
Вспомните по одному объекту каждого из приведённых множеств и обозначьте его единичным именем в этом множестве:
а) мореплаватель;
б) орфограмма;
в) формула;
г) былина.
Решение
а) Христофор Колумб;
б) безударная гласная в корне слова;
в) S прямоугольника = a * b;
г) Илья Муромец и Соловей разбойник.
Задание 5
Назовите общие имена объектов, о которых сообщается в путеводителях. Назовите единичные имена объектов, о которых может рассказать человек после туристической поездки по России.
Решение
а) общие имена: Кремль, Эрмитаж;
б) единичные имена: собор, крепость.
Задание 6
Каким образом можно узнать признаки интересующих вас объектов?
Решение
а) наблюдение за объектом;
б) потрогать;
в) понюхать;
г) механические испытания;
д) химические анализ.
Задание 7
Какие свойства можно привести при описании множества объектов? Можно ли для множества объектов привести значения величин? Приведите примеры.
Решение
При описании множества объектов можно привести свойства — цвет, размер, положение и др.
Например, множество животных в зоопарке.
Задание 8
Для каждого примера укажите объект, его свойство, определяющую свойство величину и её значение:
а) рыжеволосый человек;
б) семикилограммовый арбуз;
в) фарфоровая чашка;
г) семнадцатидюймовый монитор.
Решение
а) Объект — человек;
Свойство — рыжий цвет волос.
б) Объект — арбуз;
Свойство — вес 7 кг.
в) Объект — чашка;
Свойство — материал фарфор.
г) Объект — монитор;
Свойство — диагональ 17 дюймов.
Задание 9
Назовите для каждого из приведённых действий два предмета, с которыми указанное действие человек выполняет по-разному: собрать; заполнить; открыть; связать; включить; сложить; измерить; поймать.
Решение
а) друзей, грибы
б) анкету, ведро
в) магазин, книгу
г) факты, верёвки
д) логику, свет
е) числа, рубашку
ж) горе, объём
з) удачу, зайца
Задание 10
Приведите примеры возможных активных и пассивных действий для объектов «птица», «мяч», «велосипед».
Решение
Активные действия: птица — летит, мяч — прыгает, велосипед — едет.
Пассивные действия: птица — сидит, мяч — лежит, велосипед — стоит.
Задание 11
Приведите примеры пошаговых описаний действий человека. Как их называют?
Решение
Пошаговые действия — это алгоритм.
Например: завариваем чай.
1) Вскипятить чайник;
2) Взять кружку;
3) Налить в кружку воду;
4) Добавить заварку;
5) Добавить сахар.
Задание 12
Ответьте на следующие вопросы.
а) Значением какой величины определяется переход чайника в состояние «кипит»?
б) В каком состоянии находится вода, если её нельзя вылить из чашки?
в) В каком состоянии находится карандаш, когда с его помощью нельзя ничего написать или нарисовать?
г) В каком состоянии находится долька яблока, если её можно согнуть, и она при этом не ломается?
Решение
а) значением температуры равной 100 градусов Цельсия;
б) вода находится в состоянии льда, т.е. температура меньше 0 градусов;
в) карандаш не заточен;
г) долька яблока запечена в духовке.
УРОК 2 7 КЛАСС, 1 ЧАС
Тема: «Отношения объектов. Разновидности объектов»
Цели урока:
Обобщить представления об отношениях объектов;
Повторить основные действия с объектами операционной системы;
Развить познавательные способности, интересы;
Воспитать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, рабочая тетрадь с заданиями.
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие обучающихся, сообщение темы урока, объяснение целей урока.
Активизация мышления и актуализация ранее изученного
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Вопрос: Все ли свойства объекта следует приводить в каждой конкретной ситуации? Приведите примеры.
Ответ: В описании объекта человек приводит не все его свойства, а только существенные в данной ситуации. Например, объясняя дорогу к своему дому, вы, скорее всего, назовете адрес и опишете внешний вид дома. А вот бригаде мастеров-ремонтников нужно сообщить о других свойствах дома, например, о материале, из которого сложены стены. В описании автомобиля, участвующего в гонках, могут быть приведены значения таких величин, как «число пройденных кругов» или «место в гонке». А о машине, выставленной на продажу, необходимо сообщить марку и цену.
Вопрос: Какие свойства можно привести при описании множества объектов? Можно ли для множества объектов привести значения величин? Приведите примеры.
Ответ: При описании множества объектов приводят только те свойства, которые являются общими для всех объектов множества, т.е. отвечают на вопросы: «Что их объединяет?» или «Для чего все они предназначены?». Для множества объектов нельзя привести значения величин. Их можно указать только для конкретных объектов – элементов множества.
Вопрос: Каким образом можно узнать свойства интересующих вас объектов?
Ответ: Узнать свойства объектов можно, прочитав о них в учебниках, справочниках, энциклопедиях, а также в ходе наблюдений и экспериментов. Информацию о свойствах объектов удобно фиксировать в таблицах.
Вопрос: Приведите примеры возможных активных и пассивных действий для объектов «птица», «мяч», «велосипед».
Ответ: Активные действия – птица летит, поет, сидит на ветке и т.д.; мяч катится, прыгает и т.д.; велосипед катится, останавливается и т.д.; пассивные действия: птица – ловит, …; мяч – кидает, ловят и т.д.; велосипед – катаются, ремонтируют.
Вопрос: Приведите примеры пошаговых описаний действий человека. Как их называют?
Ответ: Пошаговые описания действий человека в самых различных ситуациях вам хорошо знакомы. Это, например, кулинарный рецепт, инструкция по использованию пылесоса или фотоаппарата, сложения простых дробей в учебнике. Часто подобные инструкции и правила называют алгоритмами, а о человеке, который действует по заранее составленному плану, говорят, что он действует по алгоритму или пользуется алгоритмом. Однако описание действий, предназначенное для человека, часто не обладает всеми свойствами алгоритма. А вот инструкция, предназначенная для исполнения техническим устройством, например, роботом или компьютером, обязательно должна быть алгоритмом.
Вопрос: (№1 стр.3 РТ) Продолжите фразы.
Ответ: Информация – сведения об окружающем нас мире.
Информатика – наука, изучающая закономерности протекания процессов передачи, хранения и обработки информации в природе, обществе, технике, а также способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера.
Информационные технологии – методы и способы сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и выдачи информации с помощью компьютера.
Объект – любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое.
Вопрос: (№ 6 стр. 5 РТ) Назовите единичные имена нескольких объектов, являющихся основными достопримечательностями.
Ответ: нашей страны –
Столицы нашего государства – Мавзолей, Спасская башня.
Вашей малой родины –
Вопрос (№7 стр.6 РТ): Внимательно прочитайте текст параграфа 1.1 «Объекты и их имена». Разбейте прочитанный текст на смысловые фрагменты по 1-2 абзаца и придумайте к ним подзаголовки. Запишите эти подзаголовки.
Ответ: Объект. Имя объекта. Общее имя. Единичное имя. Собственное имя. Объекты изучения в разных науках. Объекты изучения в информатике.
Вопрос: (№8 стр.6 РТ) Продолжите фразы.
Ответ: Под признаками объекта мы будем понимать его свойства, действия, поведение, состояния.
Свойства объектов отвечают на вопросы: «Чем может отличаться один объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия?». У каждого свойства есть название (величина) и значение. Значения величин выражаются числами или словами.
Действия объекта отвечают на вопросы «Что он может делать?» или «Что с ним можно делать?»
Поведение объекта описывается с помощью составления пошагового описания каждого действия, свойственного этому объекту.
Состояние объекта подразумевает определенное сочетание значений всех или некоторых свойств этого объекта.
Вопрос: (№14 стр.10 РТ) Внесите недостающие надписи в схему.
Ответ: Свойства, действия, поведение, состояние.
Объяснение нового материала
Презентация «Отношения объекта».
В сообщении об объекте могут быть приведены не только свойства данного объекта, но и отношения, которые связывают его с другими объектами. Имя отношения обозначает характер этой связи. Отношения могут связывать не только два объекта, но и объект с множеством объектов или два множества.
Любые отношения между объектами можно наглядно описать с помощью схемы отношений. Объекты на схеме отношений могут быть изображены кругами, овалами, точками, прямоугольниками и т.д. Связи между объектами могут быть изображены линиями или стрелками.
Схема разновидностей – схема отношений «является разновидностью» между множествами и подмножествами объектов.
У объектов подмножества есть дополнительные признаки, кроме тех, которые есть у объектов множества, включающего данное подмножество.
Подмножество объектов, имеющих общие признаки, называется классом. Деление множества объектов на классы называется классификацией. Признаки, по которым один класс отличается от другого, называются основанием классификации.
Первичное закрепление нового материала
Вопрос (№1 стр.18 учебника) Назовите имя отношения в каждом приведенном предложении. Какое имя можно будет дать отношению, если имена объектов в предложении поменять местами? В каких парах имя отношения при этом не изменится?
Колобок поет песню Лисе.
Конек-Горбунок помогает Ивану.
В Москве есть Манежная площадь.
Пилюлькин лечит Сиропчика.
Страшила путешествует вместе с Элли.
Ответ:
Лиса слушает песню Колобка.
Иван принимает помощь Конька-Горбунка;
Манежная площадь находится в Москве.
Сиропчик лечится у Пилюлькина.
Элли путешествует вместе со Страшилой.
Вопрос: (№2 стр. 18 учебника) Для каждой пары объектов укажите соответствующее отношение.
Ответ: Пианино является разновидностью музыкальных инструментов. Процессор входит в состав системного блока. Новосибирск является элементом множества городов. Лазерный диск является разновидностью информационных носителей. Бабочка является разновидностью насекомых. Семиклассник является разновидностью учеников. Байкал является элементом множества озер.
Вопрос: (№3 стр. 19 учебника) Какую связь отражает каждая схема отношений на рисунках. Выберите правильный ответ.
Ответ: Числитель и знаменатель входят в состав простой дроби. Квадрат, ромб, треугольник являются разновидностью многоугольников. Рост предшествует цветению, которое предшествует плодоношению. Правильный полив и рыхление почвы являются условием нормального дыхания корней растения. Ядро, вакуоль, оболочка, цитоплазма входят в состав клетки.
Вопрос: (№1 стр.22 учебника) Для каждого из указанных подмножеств назовите множество, с которым оно связано отношением «является разновидностью» (назовите общее имя, отвечающее на вопрос «Что это такое?»): местоимение, запятая, джойстик, параллелограмм, ратуша, басня, капилляр.
Ответ: Части речи; знаки препинания; устройства ввода информации; многоугольник; …; произведения; … .
Вопрос (№2 стр.23 учебника) Найдите в списке шесть пар множеств, между которыми существуют отношения «является разновидностью». Определите в каждой паре имя подмножества. Назовите для него хотя бы одно дополнительное свойство: книга, бензин, врач, молоко, строитель, учебник, жидкость, справочник, человек.
Ответ: Учебник является разновидностью книги. Бензин является разновидностью жидкости. Врач является разновидностью человека. Молоко является разновидностью жидкости. Строитель является разновидностью человека. Справочник является разновидностью книги.
Работа на компьютере
Практическая работа №2 стр.155
Домашнее задание
Параграф 1.3, 1.4; РТ: №20, 22-25 (стр.14-16)
Подведение итогов урока
Ответы на вопросы и задания
Самое главное
Объект — это любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое.
Множество — это совокупность, набор, коллекция объектов.
Каждый объект имеет имя, которое позволяет отличать его от других объектов. Имена бывают общими, обозначающими множество объектов, и единичными, обозначающими конкретный объект в некотором множестве.
В сообщении об объекте человек может описать его признаки — свойства, действия, поведение, состояние.
Вопросы и задания
1. Дайте имена объектам:
а) выросшим на грядке;
Овощи
б) проживающим в Москве;
Москвичи
в) управляющим трактором;
Трактористы
г) посещающим детский сад;
Дети из детского сада (детсадовцы)
д) находящимся в школе.
Школьники
2. Приведите примеры:
а) пустого множества;
Множество 4 ногих обезьян
б) множества, состоящего из одного элемента;
Множество хвостов собаки
в) множества, состоящего из 10 элементов;
Множество целых чисел от 1 до 10
г) бесконечного множества.
Множество натуральных чисел
3. Дайте несколько возможных общих имён каждой группе объектов. Выберите из них самое подходящее. Ответ обоснуйте:
а) Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон;
Персонажи сказки Буратино
б) «12 месяцев», «Морозко», «Золушка», «Синяя борода»;
Сказки
в) Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск;
Крупные города России
г) Енисей, Волга, Лена, Москва;
Реки России
д) Москва, Санкт-Петербург, Тула.
Города России
4. Вспомните по одному объекту каждого из приведённых множеств и обозначьте его единичным именем в этом множестве:
а) мореплаватель;
Христофор Колумб
б) орфограмма;
Орфограмма безударная проверяемая гласная в корне слова.
в) формула;
Формула вычисления площади прямоугольника S=a*b
г) былина.
Былина Добрый молодец Илья Муромец
5. Назовите общие имена объектов, о которых сообщается в путеводителях. Назовите единичные имена объектов, о которых может рассказать человек после туристической поездки по России.
Страны, города, моря, достопримечательности.
Город Москва, Кремль, река Москва.
6. Каким образом можно узнать признаки интересующих вас объектов?
Изучением свойств этих объектов.
7. Какие свойства можно привести при описании множества объектов? Можно ли для множества объектов привести значения величин? Приведите примеры.
При описании объектов можно привести свойства присущие всем объектам. Значения величин можно привести если они одинаковы для множества и нельзя если значения отличаются.
Множество обезьяны, можно указать число глаз, лап. Нельзя указать вес, рост т.к. эти параметры будут индивидуальны.
8. Для каждого примера укажите объект, его свойство, определяющую свойство величину и её значение:
а) рыжеволосый человек;
Человек, рыжеволосый, цвет волос, рыжие.
б) семикилограммовый арбуз;
Арбуз, семикилограммовый, вес, 7 килограмм.
в) фарфоровая чашка;
Чашка, фарфоровая, материал, фарфор.
г) семнадцатидюймовый монитор.
Монитор, семнадцатидюймовый, размер экрана, 17 дюймов.
9. Назовите для каждого из приведённых действий два предмета, с которыми указанное действие человек выполняет по-разному: собрать;заполнить;открыть;связать;включить;сложить;измерить;поймать.
Собрать ягоды, конструктор.
Заполнить ведро, таблицу.
Открыть дверь, банку.
Связать шарф, данные.
Включить свет, компьютер.
Сложить числа, одежду.
Измерить глубину, стороны треугольника.
Поймать птицу, мышь.
10. Приведите примеры возможных активных и пассивных действий для объектов «птица», «мяч», «велосипед».
Птицы сидят на ветке. Птицы клюют зерно.
Мяч лежит на веранде. Мяч перелетел через забор.
Велосипед стоит в углу. На велосипеде едут по парку.
11. Приведите примеры пошаговых описаний действий человека. Как их называют?
Называют алгоритм. Например рецепт приготовления пирожков.
12. Ответьте на следующие вопросы.
а) Значением какой величины определяется переход чайника в состояние «кипит»?
Температура воды.
б) В каком состоянии находится вода, если её нельзя вылить из чашки?
В замороженном или испаренном.
в) В каком состоянии находится карандаш, когда с его помощью нельзя ничего написать или нарисовать?
Затупился, сломан, не заточен.
г) В каком состоянии находится долька яблока, если её можно согнуть, и она при этом не ломается?
В упругом.
Практическая работа №1
«Основные объекты операционной системы Windows»
Техника безопасности и организация рабочего места
ЗАПОМНИТЕ! К каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение.
Во время работы следует быть предельно внимательным.
Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования рекомендуется выполнять следующие правила:
• Входите в компьютерный класс спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель и оборудование и только с разрешения преподавателя.
• Не включайте и не выключайте компьютеры без разрешения преподавателя.
• Не трогайте питающие провода и разъёмы соединительных кабелей.
• Не прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора.
• Не размещайте на рабочем месте посторонние предметы.
• Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.
• Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры; при неполадках и сбоях в работе компьютера немедленно прекратите работу и сообщите об этом преподавателю.
• Работайте на клавиатуре чистыми, сухими руками; легко нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов и не задерживая клавиши в нажатом положении.
ЗАПОМНИТЕ! Если не принимать мер предосторожности, работа за компьютером может оказаться вредной для здоровья.
Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо соблюдать ряд простых рекомендаций:
• Неправильная посадка за компьютером может стать причиной боли в плечах и пояснице. Поэтому садитесь свободно, без напряжения, не сутулясь, не наклоняясь и не наваливаясь на спинку стула. Ноги ставьте прямо на пол, одна возле другой, но вытягивайте их и не подгибайте.
• Если стул с регулируемой высотой, то её следует отрегулировать так, чтобы угол между плечом и предплечьем был чуть больше прямого. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см. Линия взора должна быть направлена в центр экрана. Если вы имеете очки для постоянного ношения, работайте в очках.
• Плечи при работе должны быть расслаблены, локти — слегка касаться туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.
• При напряжённой длительной работе глаза переутомляются, поэтому каждые 5 минут отрывайте взгляд от экрана и смотрите на что-нибудь, находящееся вдали.
Правильная посадка
Самое главное
1. При работе за компьютером необходимо помнить: к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому во время работы надо быть предельно внимательным и соблюдать все требования техники безопасности.
2. Чтобы работа за компьютером не оказалась вредной для здоровья, необходимо принимать меры предосторожности и следить за правильной организацией своего рабочего места.
Плакат «Техника безопасности»
Объекты и их имена. Признаки объектов
Объекты и их имена
Объектами принято называть все то, на что обращено внимание человека. Другими словами,
объект — это любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое.
Так, телефон, стол, книга, кошка — примеры объектов — предметов. Каникулы, учеба, чтение, поездка — примеры объектов — процессов. Гроза, солнечное затмение, снегопад — примеры объектов — явлений.
Каждый объект имеет имя, которое позволяет отличать его от других объектов. Имя объекта человек называет, отвечая на вопрос «Что это такое?» или «Кто это такой?».
Например, собака — это объект реального мира, домашнее животное. В нашем сознании она отражается в виде понятия «собака». Общаясь, люди передают друг другу самые разнообразные сведения о реальных и воображаемых объектах, обозначая объекты именами — словами языка. Но в различных ситуациях один и тот же объект может получать разные имена. Например, собаку можно назвать Каштанкой, песиком или просто животным. Чем отличаются эти имена и от чего зависит выбор того или иного имени?
Дело в том, что имена бывают общими, обозначающими множество объектов, и единичными, обозначающими конкретный объект в некотором множестве.
Общее имя выбирают так, чтобы оно не только подходило каждому объекту из множества, но и наиболее точно описывало рассматриваемое множество. Например, городам Лондон, Манчестер и Ливерпуль можно дать такие общие имена: «город», «европейский город», «город в Англии». Наиболее точным в данном случае будет общее имя «город в Англии». А для городов Москва, Париж, Лондон и Мадрид наиболее точным будет общее имя «столичный европейский город». Все упоминавшиеся здесь города образуют множество с общим именем «европейский город».
При выборе имени для конкретного объекта некоторого множества — единичного имени объекта — нужно придерживаться следующего правила: у всех объектов множества имена должны быть разными.
Например, если во дворе растет одна береза, то жильцы дома могут использовать единичное имя «береза», потому что они рассматривают не множество всех растений в мире, а множество деревьев в своем дворе. Если во дворе две березы, на столе пять чашек, в книжном шкафу много книг, то будут использоваться более длинные единичные имена, например: «береза у окна», «голубая чашка», «книга по истории, которая лежит на нижней полке шкафа» (рис. 1.1).
Чтобы обойтись без таких длинных обозначений, для некоторых видов объектов (людей, домашних животных, книг, журналов, кинофильмов, географических объектов, планет и т. д.) используются собственные имена. Например: Александр Сергеевич Пушкин, роман «Война и мир», Мухтар, Москва, Ангара, кинофильм «Ночной дозор», Луна.
Разные науки изучают и исследуют разные объекты или одни и те же объекты, но с разных сторон. Например, космические тела изучаются на уроках астрономии, земная поверхность — на уроках физической географии, растительный и животный мир — на уроках биологии, прошлое человечества — на уроках истории, принципы работы некоторых технических устройств — на уроках физики и технологии, пространственные формы и количественные отношения — на уроках математики.
Информатика — наука, изучающая закономерности протекания процессов передачи, хранения и обработки информации в природе, обществе, технике, а также способы автоматизации этих процессов с помощью компьютера.
Объектами изучения в информатике являются информация, информационный процесс, алгоритм, исполнитель, компьютер, включая его аппаратное и программное обеспечение, и т. д.
Коротко о главном
Объект — это любая часть окружающей действительности (предмет, процесс, явление), воспринимаемая человеком как единое целое. В нашем сознании любой объект отрп hJM к и п ниде понятия. Общаясь, люди передают друг другу пшмс разнообразные сведения о реальных и вообрагдоадых объектах, обозначая объекты именами — словами языка.
Имена бывают общими, обозначающими множество объектов, и единичными, обозначающими конкретный объект в некотором множестве.
Вопросы и задания
1. Дайте имена объектам:
а) выросшим на грядке;
б) проживающим в Москве;
в) управляющим трактором;
г) посещающим детский сад;
д) находящимся в школе.
2. Дайте несколько возможных общих имен каждой группе объектов. Выберите из них самое подходящее. Ответ обоснуйте:
а) Перу, Чили, Эквадор;
б) Эркюль Пуаро, Шерлок Холмс, комиссар Мегрэ;
в) Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск;
г) Конго, Нил, Замбези;
д) повесть «Капитанская дочка», роман «Евгений Онегин», стихотворение «Туча»;
е) Москва, Санкт-Петербург, Тула.
3. Вспомните по одному объекту каждого из приведенных множеств и обозначьте его единичным именем в этом множестве:
а) остров;
б) мореплаватель;
в) орфограмма;
г) математический закон;
д) формула;
е) поэма.
4. Назовите общие имена объектов, о которых сообщается в путеводителях. Назовите единичные имена объектов, о которых может рассказать человек после туристической поездки по России.
5. Можно ли по имени объекта получить представление о его возможностях, например о том, что можно от этого объекта ожидать, что он умеет делать или что с ним можно делать?
Признаки объектов
Кроме имени в сообщении об объекте человек может подробно перечислить его признаки: свойства, действия, поведение, состояния.
Свойства объектов отвечают на вопросы: «Чем может отличаться один объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия?». Например, собаки могут отличаться друг от друга окрасом, города — численностью населения, реки — длиной; при редактировании документа его размер может уменьшиться, при нагревании воды увеличивается ее температура.
Каждое свойство определяется некоторой величиной и тем значением, которое она принимает. Примеры величин: цвет, материал, форма, длина. Примеры значений: красный, железный, прямоугольный, 2 м.
В табл. 1.1 приведены объекты, их свойства, а также величины и значения величин, соответствующие этим свойствам.
Таблица 1.1
Возможности объекта обозначаются именами действий, отвечающими на вопросы «Что он может делать?» (активное действие) или «Что с ним можно делать?» (пассивное действие). Другими словами, именами действий обозначаются процессы, которые могут происходить с объектом. Например, далматинец бегает, операционная система управляет работой компьютера, воздушный шар можно надуть, файл — переименовать, модифицировать, удалить и т. д.
Чтобы описать поведение объекта, нужно не просто назвать имена действий, а составить пошаговое описание каждого действия, свойственного этому объекту. Без этого информация об объекте будет неполной. Ведь действие с одним и тем же именем различные объекты могут совершать по-разному. Например, птицы, воздушные шары и вертолеты неодинаково летают, а действие «строить» человек по-разному выполняет с домами, мостами и тоннелями.
Говоря о состоянии объекта, человек называет или подразумевает определенное сочетание значений всех или некоторых свойств этого объекта. Например, под хорошей погодой человек может понимать определенную температуру воздуха (тепло), отсутствие сильного ветра (тихо) и осадков (солнечно). Когда с объектом выполняется действие, его состояние изменяется. Например, с воздушным шариком можно связать величины «объем» (в литрах), «высота» (в метрах над землей) и «поврежденность» (наличие дырок). Когда воздушный шар надувают, изменяется его объем. Во время полета шара будет увеличиваться высота, на которой он находится. А когда шарик лопнет и упадет, изменятся значения сразу всех трех величин.
Все объекты, с которыми работает компьютер (программы, документы, папки, диски и т. д.), изображаются на экране небольшими картинками — значками. Описания этих объектов легко получить с помощью контекстного меню (его открывают щелчком правой кнопкой мыши на значке объекта). В контекстном меню приведены все действия, которые можно выполнить с объектом. Например, документ можно открыть, проверить на вирусы, переименовать, скопировать, отправить по почте, удалить. Последний пункт контекстного меню любого объекта называется Свойства. С его помощью можно не только узнать свойства объекта, но и изменить некоторые из них.
Коротко о главном
В сообщении об объекте человек может описать его признаки — свойства, действия, поведение, состояния.
Свойства объектов отвечают на вопросы: «Чем может отличаться один объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия?». Каждое свойство определяется величиной и тем значением, которое она принимает. Значения величин выражаются числами или словами.
Возможности объекта обозначаются именами действий, отвечающими на вопросы «Что он может делать?» (активное действие) или «Что с ним можно делать?» (пассивное действие).
Чтобы описать поведение объекта, нужно не просто назвать имена действий, а составить пошаговое описание каждого действия, свойственного этому объекту.
Говоря о состоянии объекта, человек называет или подразумевает определенное сочетание значений всех или некоторых свойств этого объекта.
Вопросы и задания
1. Все ли свойства объекта следует приводить в каждой конкретной ситуации? Приведите примеры.
2. Какие свойства можно привести при описании множества объектов? Можно ли для множества объектов привести значения величин? Приведите примеры.
3. Каким образом можно узнать свойства интересующих вас объектов?
4. Назовите свойства объекта операционной системы Windows «Рабочий стол».
5. Для свойств каждого из приведенных объектов укажите величину и значение.
6. Какие действия можно совершать с объектами «файл» и «папка»?
7. Одно из действий в контекстном меню объекта операционной системы Windows всегда выделено полужирным шрифтом. Какое это действие? Почему выбрано именно оно? Каким образом можно выполнить это действие без контекстного меню?
8. Как известно, действия над основными объектами операционной системы Windows можно выполнять несколькими способами:
1) с помощью команд строки меню;
2) с помощью кнопок панелей инструментов, дублирующих команды меню;
3) с помощью команд контекстного меню;
4) с помощью технологии «Drag / Drop».
Как вы считаете, для чего нужно столько способов? Почему разработчики не отдали предпочтение какому-то одному из них?
9. Назовите для каждого из приведенных действий два предмета, с которыми указанное действие человек выполняет по-разному:
а) собрать;
б) заполнить;
в) открыть;
г) связать;
д) включить;
е) сложить;
ж) измерить;
з) поймать.
10. Приведите примеры возможных активных и пассивных действий для объектов «птица», «мяч», «велосипед».
11. Приведите примеры пошаговых описаний действий человека. Как их называют?
12. Ответьте на следующие вопросы.
а) Значением какой величины определяется переход чайника в состояние «кипит»?
б) В каком состоянии находится вода, если ее нельзя вылить из чашки?
в) В каком состоянии находится карандаш, когда с его помощью нельзя ничего написать или нарисовать?
г) В каком состоянии находится долька яблока, если ее можно согнуть и она при этом не ломается?
Практическая работа №1
«Основные объекты операционной системы Windows»
Задание 1. Рабочий стол и его свойства
После входа пользователя в систему на экране появляется Рабочий стол, оформление которого зависит от выбранной темы. Тема определяет фоновый рисунок, набор звуков, значков и других элементов Рабочего стола. Выбрать фоновый рисунок, набор звуков и значков Рабочего стола позволяет диалоговое окно Свойства: Экран.
1. Откройте диалоговое окно Свойства: Экран. Для этого щелкните правой кнопкой мыши на свободном участке Рабочего стола и выберите в контекстном меню команду Свойства.
2. Измените по своему усмотрению тему Рабочего стола. Для этого откройте вкладку Темы диалогового окна Свойства: Экран. Обратите внимание на название уже установленной темы. В раскрывающемся списке Тема выберите устраивающий вас вариант.
3. Перейдите на вкладку Рабочий стол. Здесь можно изменить фоновый рисунок, подобный скатерти, покрывающей стол. Просмотрите варианты рисунков из списка Фоновый рисунок — они отображаются на экране в верхней части окна. С помощью раскрывающегося списка Расположение фоновый рисунок можно расположить по центру, многократно повторить или «растянуть» на весь экран. Выберите устраивающий вас вариант фонового рисунка и его расположения.
4. Перейдите на вкладку Заставка. Заставкой называют картинку, которая появляется на экране, если вы в течение некоторого времени не работаете на компьютере. Время до появления заставки задается пользователем. Просмотрите элементы раскры