Какие свойства личности зависят от социальных условий воспитания

Какие свойства личности зависят от социальных условий воспитания thumbnail

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Читайте также:  Какие косметические вещества полезные свойства

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Читайте также:  Какое свойство лучей света доказывают затмение

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник

Ни один индивидуум в истории человечества еще не родился уже сформировавшейся личностью. Становление личности происходит в процессе развития в условиях социума. Между понятиями «личность» и «человек» нельзя поставить знак равенства.

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ - Социальное развитие личности

Личность — это…?

Личность – это понятие, которое является социальной характеристикой человека.

Качества, определяющие своеобразие той или иной личности, формируются под влиянием отношений с окружающими людьми, под влиянием процессов, происходящих в обществе. Каждая социальная система формирует личность человека посредством воспитания — процесса с четко поставленными целями и продуманного до мелочей.

Чтобы стать личностью, человек должен усвоить общественный опыт и, с другой стороны, отдать обществу свой посильный вклад. При этом он раскрывает и проявляет свои качества, заложенные в нем природой и сформированные обществом путем воспитания. В процессе развития человека духовные, психические и физические его характеристики переходят из количественных изменений в качественные.

Условия, оказывающие влияние на личность

Между процессом социального развития личности и его результатом есть прямая связь – это развитие зависит от внешних и внутренних условий.

Внутренние условия – заложенные изначально психические и физические характеристики организма.

Внешние условия – социальная среда, окружающая человека.

Сущность человека, данная ему природой, способна изменяться в процессе взаимодействия с социумом. Вследствие этого начинается формирование новых взаимоотношений, а те, в свою очередь, приводят к новым изменениям.

Формирование личности — социальный процесс

Личность человека формируется не только под воздействием биологических особенностей, но и под влиянием социализации. Этот процесс происходит последовательно, он обязательно следует по определенным этапам, которые за минимальными расхождениями все-таки похожи у всех представителей рода человеческого. Наше восприятие мира зависит от того, какое воспитание мы получили в свое время.

Социализация – вхождение человека в общество, присоединение к его системам.

Социальный процесс формирования личности начинается уже на первом году жизни индивидуума. Ребенок различает роли тех, кто его окружает: родных и чужих, родителей и посторонних, бабушек и дедушек и воспитателей. Он знакомится с нормами и порядками, принятыми в обществе, учится жить в соответствии с ними.

Значимый момент в этом социальном процессе – когда ребенок примеряет на себя роль, отведенную ему в социуме, идентифицирует себя с ней:

  • «Я – мальчик (девочка)»,
  • «Я – ученик (школьник, первоклассник)»,
  • «Я – дочка (сын, внук)», и т.д.

Дальнейшее развитие определяет отношение формирующейся личности к своему призванию, к миру, окружающему его, к определенному образу жизни.

Читайте также:  Какие свойства характера ярослава

Главный акцент формирования личности подростка – выбор профессии, личности юношей и девушек и людей постарше – создание такой социальной ячейки, как собственная семья.

Хотя личность может формироваться в течение всей жизни, можно считать, что этот социальный процесс завершается, если индивидуум осознал свою роль в мире. Если по каким – то причинам пропущен один из этапов, это может грозить для личности неприятными последствиями. Так, например, игнорирование полового воспитания в раннем возрасте приносит проблемы с определением гендерной принадлежности.

На формирование личности влияют такие социальные институты, как:

  • семья,
  • детский сад, школа, ВУЗ, техникум,
  • кружки, клубы по интересам, спортивные секции,
  • коллектив сотрудников,
  • собственная семья,
  • средства массовой информации, интернет.

К ним присоединяются культура, политическая ситуация в стране, институт общественного мнения.

Социальное воспитание как процесс развития личности

Воспитание – изменение человека в заданном социумом направлении, удовлетворение с помощью этого процесса потребностей общества. С его помощью новому поколению передается общественно — исторический опыт социума, личность целенаправленно формируется для того, чтобы подготовить ее к жизни в обществе и к труду на пользу этого общества.

Социальное воспитание – целенаправленная деятельность общества по формированию личности, которая имеет мировоззрение, жизненные устремления, нравственные, эстетические установки, укладывающиеся в принятые этим обществом рамки.

Сущность социального воспитания:

  • Приобщение личности к ценностям культуры, искусства, литературы, морали;
  • Индивидуализация личности, развитие своего «Я», сознательных черт и принципов поведения.

Этот процесс не останавливается на протяжении всей человеческой жизни. «Все течет, все изменяется» — сказал классик, наш мир постоянно движется, и человеку для сохранения собственного комфорта приходится приспосабливаться к запросам общества. Сущность человека не может быть застывшей, она меняется с годами. Поскольку человек – существо социальное, то жизнь в социуме требует постоянной адаптации и непрерывных изменений.

Фазы социализации личности:

  • Личность усваивает социальные нормы и ценности;
  • Личность стремится к самоактуализации, к тому, чтобы воздействовать на других членов социума;
  • Личность интегрируется в социальную группу, в которой и происходит раскрытие его возможностей.

Этапы социального развития личности в современной интерпретации могут иметь несколько различных вариантов, в зависимости от того, какие параметры лежат в основе квалификации. Этапы социализации личности в зависимости от возраста:

  • Детство – здесь происходит закладка около 70% свойств и качеств личности, а так же основы социализации. Здесь естественным образом происходит понимание собственного «Я».
  • Подростковый возраст – становление личности сопровождают бурные изменения в физиологии, резко возрастает объем обязанностей, возложенных на человека.
  • Ранняя зрелость (молодость) – индивидуум стоит перед решающим выбором, решая к какому слою социума ему примкнуть, потому что он выбирает социальное общество на продолжительный срок.
  • Зрелость (период длится до кризиса 30 лет) – происходит становление таких сторон социализации, как трудовые отношения и личная жизнь, любовь, дружба. Человек составляет о себе собственное мнение на основе восприятия сексуальных сторон жизни и трудовых отношений.

Влияние социальной среды на личность

Социальная среда действует на человека посредством различных факторов и агентов. Различают следующие группы факторов социализации:

  • Микрофакторы – родственники, семья, соседи, друзья;
  • Мезофакторы – материальные условия, в которых проходит социализация различных групп и сообществ, характер протекания процессов на производстве и в обществе;
  • Макрофакторы – государство, этнос, страна проживания, общественный строй.

Окружающие индивидуума люди — это агенты социализации. Их состав кардинально меняется на разных этапах жизни человека. У детей и у подростков – это родители, сестры, братья, другие родственники, соседи по дому, преподаватели школы. В этой среде происходят решающие для социального становления годы жизни человека.

Среди агентов среды решающая роль принадлежит семье. Именно в ней и происходит формирование потребностей личности, ее ценностей и взглядов на жизнь, круга интересов. Там происходит закладка социально значимых и нравственных качеств человека. В семье создаются условия, моральные и материальные, для развития природных задатков.

Следующие институты среды (детский сад, школа, техникум, ВУЗ) закладывают основы таких социальных новообразований, как общественная и трудовая деятельность. Желательно, чтобы эти процессы проходили под руководством авторитетного взрослого. От факторов влияния среды зависит складывающаяся у человека система ценностей.

Источник