Какие свойства личности проявляются его общении с ночлежниками

Какие свойства личности проявляются его общении с ночлежниками thumbnail

Какие свойства личности Костылёва проявляются в его общении с ночлежниками?

В данном эпизоде проиллюстрирован диалог Костылева с ночлежниками. Упрекая Клеща в том, что он платит слишком мало денег, герой показывает свою жадность, желание нажиться за счет других. Затем, начав кричать на него и доказывать бесполезность его жизни, Костылев пытается самоутвердиться за счет человека слабее себя, но как только Клещ начинает кричать в ответ, Костылев вздрагивает, что доказывает трусливость его характера, его неспособность ответить за свои слова. Более того, Костылев лицемерен: он говорит о добре, но отказывается простить половину долга Актера, за что Сатин справедливо называет его «чертом». Таким образом, Костылев в данном эпизоде предстает эгоистичным, падким на деньги лицемером.

Как различное отношение ночлежников к Настиному рассказу отражает основной конфликт пьесы?

Основной конфликт пьесы – спор о правде.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Что необходимо человеку для обретения смысла жизни: жестокая правда или сострадание?

Реакция на рассказ живущей в мечтах Насти разная: Бубнов относится к нему иронически («Хо-хо! Драгоценная?, «Чего-о? Как? Краул?», «Раскрашивай, ворона, перья… валяй!»), предпочитая правду; Барон заинтересован и просит Бубнова не мешать врать, Наташа верит Настиному рассказу и утешает ее, когда Бубнов надсмехается над ней: «Не слухай их… Они – из зависти это». Таким же образом и Лука находится на стороне «утешительной лжи», просит уважать Настю и дать ей договорить.

Мы видим отношение героев к правде: если Бубнов не верит небылицам Насти и стоит за голую правду, то остальные герои данной сцены жалеют ее и подыгрывают ей, считая, что «сочувственная ложь» способна помочь человеку.

В чём смысл слов Сатина: «Дважды убить нельзя»?

В разговоре с Актером Сатин произносит слова: «Дважды убить нельзя». Несмотря на то, что эта реплика остается незамеченной героями, она имеет огромное значение для понимания замысла пьесы. «Дважды убить нельзя» означает, что герой уже умер однажды. И действительно, все обители ночлежки, которые когда-то занимали должности, уже однажды умерли. Так, Актер когда-то выступал в театрах и был любимцем публики, Клещ был работящим слесарем, а Бубнов в прошлом владел мастерской. Но герои не сумели сохранить свои должности и попали на дно, хотя у каждого из них была своя судьба и история. И теперь смерть значит для них гораздо меньше, чем то, что она значит для других людей. Смерть для ночлежников — не конец жизни, ведь жизнь уже когда-то закончилась.

С какой целью Лука рассказывает ночлежникам историю о праведной земле?

Лука рассказывает ночлежникам историю о праведной земле с целью убедить их в том, что «не всегда правдой душу вылечишь». Эту праведную землю, вера в которую помогала искателю бороться с трудностями и не терять духа, «особые люди населяют… друг дружку они уважают… помогают». Правда погубила искателя: узнав о том, что праведной земли не существует, искатель удавился, ведь «одна у него радость была – земля эта».

Лука хочет донести до ночлежников мысль о том, что правда не всегда приводит к хорошим последствиям, но вера дает надежду и силы. Именно поэтому он рассказывает Актеру о бесплатной больнице, где лечат алкоголизм, советует Пепелу и Наташе бросить все и переехать в Сибирь, уверяет Анну в том, что на том свете ей зачтется за все ее земные страдания и не мешает Насте верить в книжную любовь, о которой она мечтает. Лука верит, что надежда, а не суровая правда способна спасти души ночлежников.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id30000

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Источник

Рекомендации

Теории в школьном курсе литературы не так много, поэтому запомнить термины, которые повторяются из теста в тест – не такая уж сложная задача. Практически в каждом вопросе существуют ключевые слова, которые прямо говорят нам, какой это термин.

Рассмотрим несколько примеров.

1. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)? (Деталь).

2. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)? (Портрет).

3. Запись от 11 мая в дневнике Печорина открывается описанием вида из окна его квартиры. Назовите сюжетно-композиционный элемент художественного произведения, представляющий собой описание природы. (Пейзаж).

4. Как называется образное определение, придающее предмету или явлению особую точность и выразительность (например, «серебряная цепь вершин», «воздух свеж и чист», «солнце ярко», «небо синё»)? (Эпитет).

5. Укажите термин, который обозначает резкое столкновение характеров, изображённых в данном эпизоде. (Конфликт).

Здесь не надо запоминать полностью всю формулировку вопроса, выделенные словосочетания – это своего рода триггеры, ассоциативные подсказки. Ключевые слова в той или иной падежной форме используются в вопросах. Поэтому если вы видите выделенное словосочетание, то без труда вспомните ответ. Но иногда встречаются разные формулировки одних и тех же терминов, поэтому читайте задания внимательно.

Каждый день решайте по одному тесту. В принципе, если вы решите тестов 30, то теория у вас откристаллизуется. Решили тест – сразу поработайте над ошибками, чтоб они не кочевали из теста в тест. Примерно дней за 5 до начала экзамена вновь порешайте их. Освежите.

Вариант

Задание

Укажите жанр, к которому относят пьесу М. Горького «На дне».

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1,C2.

Костылёв (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла). Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать… сам сидишь… н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек…

Клещ. Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а всё о полтинниках думаешь .

Костылёв. Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в свое удовольствие… А я на тебя полтинку накину, — маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь… ну вот.. Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства… никто тебя не любит, не уважает… работа твоя скрипучая, беспокойная для всех…

Клещ (кричит). Ты что меня… травить пришел?

Сатин громко рычит

Костылёв (вздрогнув). Эк ты, батюшка.

Актёр (входит). Усадил бабу в сенях, закутал…

Костылёв. Экой ты добрый, брат! Хорошо это… это зачтётся все тебе…

Актёр. Когда?

Костылёв. На том свете, братик… там всё, всякое деяние наше усчитывают…

Актёр. А ты бы вот здесь наградил меня за доброту…

Костылёв. Это как же я могу?

Актер. Скости половину долга…

Костылёв. Хе-хе! Ты всё шутишь, милачок, всё играешь… Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить… Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана…

Актёр. Шельма ты, старец… (Уходит в кухню.)

Клещ встает и уходит в сени.

Костылёв (Сатину). Скрипун-то? Убежал, хе-хе! Не любит он меня…

Сатин. Кто тебя — кроме чёрта — любит…

Костылёв (посмеиваясь). Экой ты ругатель! А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…

М. Горький «На дне»

Задание 2

Данная сцена передаёт разговор персонажей между собой. Как называется подобный обмен репликами?

Задание 3

Укажите термин, обозначающий авторские замечания, пояс­нения по ходу действия («осторожно подвигаясь к двери…», «вздрогнув» и т. п.).

Задание 4

Установите соответствие между тремя персонажами, присут­ствующими или упоминаемыми в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца под­берите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ   ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
А) Костылев
Б) Актёр
В) Клещ
  1) потеряв надежду останется в ночлежке
2) окажется в тюрьме
3) покончит жизнь самоубий­ством
4) будет убит в драке

Задание 5

Как называется значимая подробность, являющаяся одним из средств характеристики персонажа (например, полтинник, фигурирующий в разговоре Костылёва и Клеща)?

Задание 6

В приведённой сцене отчётливо прослеживается противо­стояние ночлежников и Костылёва. Каким термином обознача­ется столкновение различных характеров, позиций, интересов героев в художественном произведении?

Задание 7

«А долг твой мне — это так и есть долг!» Как называется приём, позволяющий привлечь внимание читателя к внутрен­ней сущности персонажа?

Задание 8

Какие свойства личности Костылёва проявляются в его об­щении с ночлежниками?

Задание 9

В каких произведениях русской литературы отображены взаимоотношения «хозяев жизни» с их жертвами и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой М. Горького «На дне»?

Задание 10

Назовите род литературы, к которому относится стихотворе­ние И.А. Бунина.

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

Вечер
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
 
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
 
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
 
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

И. А. Бунин, 1909

Задание 11

Как называется созвучие концов стихотворных строк (краем — знаем; давно — дано и т. п.)?

Задание 12

Укажите название стилистического приема, основанного на повторении одинаковых гласных звуков в строке («День вечереет, небо опустело»).

Задание 13

Из приведённого ниже перечня выберите три названия ху­дожественных средств, использованных И.А. Буниным в первой строфе стихотворения «Вечер» (номера укажите в порядке возрастания).

1) неологизм

2) метафора

3) ирония

4) повтор

5) инверсия

Задание 14

Определите размер, которым написано стихотворение И.А. Бунина «Вечер» (без указания количества стоп).

Задание 15

Что дает основание отнести стихотворение И.А. Бунина «Вечер» к философским произведениям?

Задание 16

В каких произведениях русских поэтов звучит тема счастья и в чем эти произведения созвучны бунинскому «Вечеру»?

Задание 17

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Каков смысл финальных сцен в комедии Д. И. Фон­визина «Недоросль»?

С17.2. В чём особенность звучания любовной темы в поэзии А. А. Фета?

С17.3. Какие черты романтизма присущи рассказу М. Горь­кого «Старуха Изергиль»?

С17.4. Проблема молодёжи в русской литературе второй половины XX века.

Источник

Человек, в отличие от остальных представителей эукариотного царства «Животные» – существо биосоциальное. Основными отличиями от других представителей фауны являются (в соответствии с различными точками зрения): наличие культуры, мышления, способностей к сознательной творческой активности, созданию материальных и духовных благ, непрерывный рост потребностей, умение торговать. Но каждое из этих отличий в обязательном порядке подразумевает возможность общения. 

Большинство живых существ, встречающихся на нашей планете, имеют определенные навыки общения, которые развиваются в течение их жизни. Но только человек сумел развить свои коммуникативные способности до возможности передачи мыслей, эмоций и чувств на 95 языках (по некоторым подсчетам на Земле около 6000 языков с учетом наречий, но официально признаны лишь 95, что интересно, влючая латынь – мертвый язык, но всё же являющийся государственным в Ватикане). 

Таким образом, возможность общения, передачи мыслей и эмоций посредством вербальной коммуникации является одним из основополагающих критериев отличия «homo» от животного. И не удивительно, что именно эту характеристику очень легко оценить при, даже кратковременном, общении с человеком. Естественно, каждый представитель нашего вида уникален, наделен рядом характеристик и особенностей, заложенных генами, воспитанных ближайшим окружением и социумом. Но какие из них больше остальных способствуют успешному общению в современном мире?

Различные источники, что неудивительно, по-разному определяют эти характеристики, но я попытаюсь определить их самостоятельно и расположу в восходящем порядке (от наименее к наиболее значимому):

1. Доброжелательность и эмпатия. Способность человека проявлять положительное отношение и симпатию к другим людям, даже при несогласии или неодобрении, бесспорно, является важной характеристикой личности для организации общения. Большинство источников разделяют доброжелательность и эмпатию в различные характеристики, я не могу с этим согласиться: без одного невозможно второе и наоборот, в то же время мне кажется, что значимость доброжелательности, часто завышают. Я считаю, что куда важнее для коммуникации…

2. Толерантность. Хотя это может показаться удивительным, но многие люди не желают доброжелательного отношения к себе. Большинству достаточно, что их просто принимают такими, какими они хотят себя видеть. Так что терпимость, или толерантность, является даже более значимой характеристикой личности, чем доброжелательность. Опять же, в современных реалиях, возможно, стоило бы поднять значение терпимости ещё на несколько пунктов, но я, всё же оставлю её здесь.

3. Конкретность. Большинство ораторов и практически все успешные люди, часто контактирующие с другими людьми особенно выделяются своей конкретностью. Они говорят четко, ясно, обдуманно и по делу. Таких людей приятно слушать, с ними хочется вступить в диалог. Кажется, что «вон он-то» знает, о чём говорит. И наоборот, когда человек начинает разговор очень «издалека», не переходит к сути и «ходит вокруг, да около» – это вызывает раздражение и явно не может считаться характеристикой, способствующей качественному общению.

4. Инициативность. Что помогает начать разговор? Почему некоторые люди способны завести диалог с незнакомцем, а другие с трудом могут даже вызвать себе такси? Бесспорно, здесь играет роль застенчивость, но всё-таки я не считаю, что ей стоит придавать особенное значение, намного важнее, насколько человек инициативен, то есть способен ли он «взять» ситуацию «в свои руки», не дожидаясь действий окружающих. Именно инициативные люди способны не только давать старт коммуникации, но и менять темы разговора, уходить от неудобных вопросов (или задавать их), вмешиваться в чужой разговор (как бы это ни было неприлично), таким образом создавать новые коммуникативные связи, расширять круг собеседников и совершенствовать навыки общения. 

5. Умение лгать. Как однажды написал Владислав Сурков: «Притвориться тем, кем ты не являешься, скрыть свои намерения – важнейшая технология биологического выживания». Человечество всю свою историю совершенствуется в умении врать. Мы говорим детям, что обманывать нехорошо, в том числе чтобы они слишком рано не научились обманывать нас. Но, приходит время, и взрослый уже не может понять, правду ли говорит ребёнок. И в том числе этот момент определяет выход на очередной этап овладения искусством общения. Мы врём постоянно, используем недосказанности, эвфемизмы, загадки, метафоры, клише, слоганы, двусмысленности и ярлыки для того, чтобы скрыть свои намерения и мысли. А человек, умеющий врать виртуозно, запоминающий и использующий свою ложь, ярко выделяется в сферах, требующих развитого навыка коммуникации.

6. Интеллект. Я считаю, что, независимо от сферы деятельности, именно уровень развития интеллекта: скорость возникновения новых нейронных связей, качество работы синапсов и быстрота взаимодействия нейронов определяют способность успешного выполнения задачи, овладения навыком поддержания беседы. Каждая из перечисленных выше характеристик имеет огромное значение для успешного общения, но именно интеллектуальный уровень развития является определяющим. Ведь достаточно умный человек всегда может научиться врать, проявлять инициативу, говорить по делу, относиться к другим с пониманием и, даже, доброжелательностью. 

Подводя итог, упомяну, что существуют десятки характеристик личности (к слову, некоторые из упомянутых мной критериев к таковым, с научной точки зрения, не относятся), и каждая из них, так или иначе, способствует (или наоборот) успешному общению. Но я попытался описать те характеристики, которые мне кажутся, действительно, наиболее значимыми. 

Источник

Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Формирование личности есть процесс, прямо не совпадающий с процессом прижизненного изменения природных свойств индивида в ходе его приспособления к внешней среде. Человек как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей и многими другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития многообразно меняются. Однако, не изменения этих врожденных свойств человека порождают его личность.

Личность есть специальное человеческое образование, которое так же не может быть выведено из его приспособительной деятельности, как не могут быть выведены из нее его сознание или его человеческие потребности. Как и сознание человека, так и его потребности, личность человека тоже «производится» — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То, что при этом меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности.

Другими словами: особенности, характеризующие одно единство (индивида), не просто переходят в особенности другого единства, другого образования (личности), так что первые уничтожаются; они сохраняются, но именно как особенности индивида. Так, особенности высшей нервной деятельности индивида не становятся особенностями его личности и не определяют ее. Хотя функционирование нервной системы составляет, конечно, необходимую предпосылку развития личности, но ее тип вовсе не является тем «скелетом», на котором она «надстраивается». Сила или слабость нервных процессов, уравновешенность их и т.д. проявляют себя лишь на уровне механизмов, посредством которых реализуется система отношений индивида с миром. Это и определяет неоднозначность их роли в формировании личности.

Личность как индивид есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. Существует, однако, фундаментальное отличие личности. Оно определяется природой самих порождающих его отношений это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности. Как мы уже видели, при всем многообразии ее видов и форм, все они характеризуются общностью своего внутреннего строения и предполагают сознательное их регулирование, то есть наличие сознания, а на известных этапах развития также и самосознания субъекта.

Изучение процесса объединения деятельности субъекта, в результате которого формируется его личность, представляет собой капитальную задачу психологического исследования.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Поэтому психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Теперь рассмотрим отдельно каждую из сторон общения, определяя какие свойства личности помогают, а какие мешают взаимодействовать с другими людьми.

Коммуникация — процесс обмена информации.

В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.

Мы видим, что для успешного процесса коммуникации человек должен обладать определенным рядом свойств, основными из которых являются: коммуникабельность и коммуникативность. Поскольку необщительному человеку будет трудно осуществлять процесс обмена информацией, так как ее необходимо передавать не просто как сообщение, которыми обмениваются компьютеры определенными порциями в виде электронно-магнитных сигналов. В процессе коммуникации человек должен учитывать индивидуальные особенности партнера, стараться подать информацию в той форме, которая максимально заинтересует собеседника, подчеркнуть те моменты, на которых следует заострить внимание и попытаться более подробно объяснить то, что не совсем понятно.

К свойствам личности, необходимым в процессе общения, можно отнести способность слушать, внушать, уважать партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь, всегда выслушиваешь с большей внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.

К качествам личности, которые напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность и высокомерие по отношению к собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа.

Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению.

Теперь попытаемся определить, какие свойства человека будут способствовать пониманию и восприятию других людей. На мой взгляд, одним из наиболее необходимых для этого качеств является умение слушать собеседника. Поскольку, если человек не может выслушать партнера, он никогда не сможет его понять. Для успешного общения человек так же должен обладать следующими качествами: терпеливостью, воспитанностью, уважением к партнеру по общению, способностью не полностью доверять первому впечатлению, умением отождествлять себя с собеседником, сопереживать и т.д. Так же я считаю, что для того, чтобы понять других людей, человек должен осознать, что у каждого есть свое мнение, своя точка зрения, которые могут полностью не совпадать с утверждениями личности. Если человек не может принять наличия у других несовпадающих с его мнениями утверждений, то он начинает резко критиковать людей, пытается доказать и навязать свою точку зрения, что создает большой барьер в общении между людьми, поскольку у человека, который поделился своими мыслями и не получил никакого понимания, а только критику, возникает чувство нежелания общаться с данным индивидом.

По моему мнению, для восприятия и понимания человека человеком очень важно умение читать невербальные сигналы, так как это позволяет увидеть внутренний мир человека, его реакцию на происходящие события, людей, поскольку эти проявления не контролируются человеком.

К свойствам, создающим барьер в перцептивном общении можно отнести неумение слушать, надменность и высокомерие, нетерпеливость и нервозность, вспыльчивость, лицемерие, чрезмерная самоуверенность, навязчивость и т.д.

Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения.

Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность.

К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного интерактивного общения, я бы отнесла организаторские способности, пунктуальность, дисциплинированность, самоорганизованность, умение внушать и манипулировать людьми (в разумных пределах), коммуникативность и когнитивность, самостоятельность, надежность и др.

К качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно отнести свойства противоположные перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области и др.

Личностные свойства индивида — свойства, характеризующие его как личность.

В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Основное место в них, поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (т.е. те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям) и способности человека (т.е. свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности).

Из представления о личности, заключенного в первоначальном значении этого слова и указывающего на роль, которую актер играет в пьесе (а в дальнейшем и на ту реальную роль, которую человек играет в жизни), должна быть все же удержана одна существенная черта. Она заключается в том, что личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям. Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир (природу и общество) и изменяют его. Никак нельзя вовсе обособить личность от той реальной роли, которую она играет в жизни. Значительность личности определяется не только самими по себе свойствами, но и значительностью тех общественно-исторических сил, носителем которых она выступает.

Личность формируется во взаимодействии, в которое человек вступает с окружающим миром. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности человек не только проявляется, но и формируется. Поэтому-то такое фундаментальное значение для психологии приобретает деятельность человека. Человеческая личность, т.е. объективная реальность, которая обозначается понятием личность, — это реальный индивид, живой, действующий человек.

В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений. В этом заключается положительное ядро той точки зрении, которая утверждает, что понятие личности есть общественная, а не психологическая категория. Это не исключает, однако, того, что сама личность как реальность, как кусок действительности, обладая многообразными свойствами — и природными, а не только общественными, — является предметом изучения разных наук, каждая из которых изучает ее в своих специфических для нее связях и отношениях. В число этих наук необходимо входит психология, потому что нет личности без психики, более того — без сознания.

Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум «партийности» по отношению ко всему общественно значимому. Поэтому для человека как личности такое фундаментальное значение имеет сознание не только как знание, но и как отношение. Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личности.

Положение о протекании психических процессов на разных уровнях имеет фундаментальное значение для понимания психологического строения самой личности. В частности, вопрос о личности как психологическом субъекте непосредственно связан с соотношением непроизвольных и так называемых произвольных процессов. Субъект в специфическом смысле слова — это субъект сознательной, «произвольной» деятельности. Ядро его составляют осознанные побуждения — мотивы сознательных действий. Всякая личность есть субъект в смысле Я, однако понятие личности и применительно к психологии не может быть сведено к понятию субъекта в этом узком специфическом смысле. Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности; оно включает в себя также многообразие неосознанных тенденций — побуждений его непроизвольной деятельности. Я — как субъект — это образование, неотделимое от многоплановой совокупности тенденций, составляющих в целом психологический склад личности. В общей характеристике личности надо еще также учитывать ее «идеологию», идеи, применяемые человеком в качестве принципов, на основе которых им производится оценка своих и чужих поступков, определяемых теми или иными побуждениями, но которые сами не выступают как побуждения его деятельности.

Источник