Какие свойства личности относятся к социальным

Как известно индивид развивается в процессе активного взаимодействия с той средой, в которой он обитает. Но также известно, что не любая среда превращает индивида в личность. По отношению к человеку среда может быть природной и социальной. В природной среде проходит прежде всего физическое развитие, а в социальной — психическое. Поэтому развитие личности в психологии рассматривается как процесс ее социализации.

Социализация – это процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.

В. А. Ядов выделяет четыре этапа социализации:

1) освоение предметной деятельности в семье;

2) освоение общения в различных малых группах;

3) освоение профессиональной деятельности в учебных и трудовых коллективах;

4) освоение культурных ценностей общества посредством включения в целостную систему общественных отношений.

Четыре этапа социализации – это те ступеньки, по которым проходит личность в процессе онтогенеза. Личность формируется в обществе, поэтому категория, парная понятию «личность», – это «общество». Отсюда: каково общество, такова и личность. Такой социологический подход к понятию «личность» предполагает, прежде всего, изучение факторов социальной среды, формирующих личность. Представление о том, что социализация личности – единственный процесс ее развития, как мы отмечали выше, преодолевается посредством введения понятия «индивидуализация личности, если понимать индивидуализацию как процесс влияния личности на общество.

Наиболее значимым фактором социализации личности является процесс усвоения языка.

Вторым важным фактором социализации личности является уровень культурно-исторического развития общества.

Третьим важным фактором социализации является общение.

Стимуляторами поведения личности являются потребности. Наиболее популярна классификация потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу. Он считал, что потребности личности можно представить иерархической системой.

1. Физиологические потребности—самый низший, но и самый значимый уровень (если они не удовлетворяются, то не имеют значения и все остальные уровни потребностей).

2. Потребности в безопасности и защите.

3. Социальные потребности – принадлежность к группе, связь с другими людьми, потребность в дружбе и любви.

4. Потребности «эго» (личностные):

а) потребности самоуважения—самоуверенность, независимость от других, самобытность, уникальность своего «Я», достижения, компетенция, знания;

б) потребности репутации – статус, признание, высокая оценка другими, уважительное отношение со стороны других людей.

5. Потребности в самоосуществлении, самоактуализации, реализации своих собственных потенциалов, саморазвитии, творчестве.

Психические свойства, в которых проявляется отношение личности к другим людям и к самой себе, формируются на основе полисубъектного взаимодействия в социальной среде. Жизнь человека и развитие его личности невозможно вне общества, а общество в свою очередь состоит из отдельных личностей, которые осуществляют совместную жизнедеятельность. В процессе совместного бытия впервые возникают и функционируют человеческие способности, обеспечивающие жизнь и деятельность каждого индивида в обществе.

Общество и личность находятся в непрерывном развитии. Чем больше развита отдельная личность, тем больше развито общество, и наоборот. Механизм непрерывного развития личности и общества заключается в том, что оно по своему составу всегда неоднородно. В него входят люди разного возраста и с разным уровнем умственного и нравственного развития. Носителями общественного опыта, традиций и духовных ценностей являются умудренные жизненным опытом личности. Они наставляют и обучают подрастающее поколение, передавая ему накопленный обществом опыт совместной жизнедеятельности. Такие люди является духовными наставниками подрастающего поколения, под их влиянием формируется духовный облик молодого человека.

Духовность есть сверхчувственное социальное качество, возникшее у человека под влиянием усвоения духовных и культурных ценностей, существующих в обществе. Духовное начало заключено в тех идеях, которые существуют в обществе, и которые определяют и регулируют как жизнь всего общества, так и отдельного человека. Создателями и носителями этих идей являются талантливые и высоконравственные личности, которые обладают даром убеждать людей в необходимости следовать этим идеям, так как они обеспечивают наиболее оптимальные условия для жизни и развития общества. Люди, усвоившие высоконравственные идеи, становятся социально сильными личностями, способными противостоять действиям людей, разрушающих общество и его духовные ценности. Социально сильные личности являются стойкими, убежденными в своей правоте людьми, способными отдать свою жизнь за те идеи, которые они исповедуют.

Присущие личности психические свойства определяют ее жизненную позицию в обществе. В зависимости от степени участия человека в общественной жизни его позиция может быть активной или пассивной. При активной жизненной позиции личность проявляет такие качества как энергичность, принципиальность, настойчивость, упорство, деловитость, предприимчивость и др. В то же время у человека с пассивной жизненной позицией имеют место такие качества как апатичность, вялость, безразличие, застенчивость, робость и др.

Читайте также:  Какими свойствами обладает гриб чага

Если пассивная жизненная позиция проявляется длительное время, то человек, проявляя равнодушие к окружающей действительности, становится сам безразличным для других людей и они оценивают его как ничего не значущую личность. Пассивная жизненная позиция может привести к “деперсонализации” личности и она, выпадая из общественного бытия, замыкается в своем одиночестве, вследствие чего у нее начинают проявляться такие свойства как замкнутость, угрюмость, необщительность, черствость, равнодушие и т.д.

Таким образом, положение личности в обществе, ее жизненная позиция и степень участия в общественной жизни определяют ее поведение и психические свойства, ее культурный и духовный облик.

Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Процесс формирования личности происходит как под влиянием сферы политических отношений и идеологии. Идеология как система идей об обществе оказывает огромное влияние на личность, во многом формирует содержание ее психологии, мировоззрение, индивидуальные и социальные установки. На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.

В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.

В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.

Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими собенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности. Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности — это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.

Анатомофизиологические особенности личности — характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.

Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество. Макросреда — общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда — группа, микрогруппа, семья и так далее — также является важной детерминантой формирования личности.

В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества. Социально-психологическая характеристика личности как описание всего комплекса присущих ей характерных особенностей имеет внутреннюю структуру, включающую определенные стороны.

Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний. Психические процессы— психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности.

Психические свойства — наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Мировоззренческая сторона отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе

Социально-психологическая сторона отражает основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Широкое распространение получило представление, связанное с психоанализом, о послойной структуре личности (И. Хофман, Д. Браун и др.): внешним слоем являются идеалы, внутренним — «глубинные» инстинктивные влечения. Л. Клягесом предложена

схема, включавшая компоненты личности и характера:

1) материя;

2) структура;

3) движущие силы.

Американский психолог Р. Кеттел указывает на три аспекталичности:

1) интересы;

2) способности;

Читайте также:  На каких свойствах веществ основано разделение смесей серы и железа

3) темперамент.

Л. Рубинштейн рассматривает личность в трех планах, таких как:

1) направленность (установки, интересы, потребности);

2) способности;

3) темперамент и характер.

Вслед за Дж. Мидом интеракционисты выделяют три основных компонента в структуре личности: I, mе, self. Их интерпретация:

1) I (дословно — «я») — это импульсивное, активное, творческое, движущее начало личности;

2) mе (дословно — «меня», т. е. каким меня должны видеть другие) — это рефлексивное нормативное «я», внутренний социальный контроль, основанный на учете ожиданий требований других людей и прежде всего «обобщенного другого».

Рефлексивное «я» контролирует и направляет импульсивное «я» в соответствии с усвоенными нормами поведения в целях успешного, с точки зрения индивида, осуществления социального взаимодействия;

3) self («самость» человека, личность, личностное «я») — совокупность импульсивного и рефлексивного «я», их активное взаимодействие.

Личность интеракционистами трактуется как активное творческое существо, способное оценивать и конструировать собственные действия.

Вслед за Дж. Мидом современные интеракционисты видят в активном творческом начале личности основу развития не только самой личности, но и объяснение тех изменений, которые происходят в обществе. Причину изменений в обществе следует искать в специфике структуры личности, в том, что наличие в ней импульсивного «я» является предпосылкой для появления различных вариаций в шаблонах ролевого поведения и даже отклонений от этих шаблонов.

Изменения в обществе носят случайный характер и не подчиняются каким-либо закономерностям, а причина возникновения зависит от личности. Составляя социально-психологическую характеристику личности, необходимо учитывать соматофизиологические особенности. Анатомофизиологическая специфика строения тела человека определяет развитие некоторых его социально-психологических качеств.

Источник

Как известно индивид развивается в процессе активного

взаимодействия с той средой, в которой он обитает. Но также изве-

стно, что не любая среда превращает индивида в личность. По от-

ношению к человеку среда может быть природной и социальной. В

природной среде проходит прежде всего физическое развитие, а в

социальной — психическое. Поэтому развитие личности в психоло-

гии рассматривается как процесс ее социализации.

Социализация — это процесс превращения индивида в личность

под влиянием усвоения общественно-исторического опыта и при-

обретения социально ценных психических свойств и форм поведе-

ния, обеспечивающих нормальною жизнь человека в обществе. Под

влиянием социализации индивид становится не только разумным,

но и одухотворенным существом, осознающим свое место и свою

роль в материальной и в духовной жизни общества.

Социализация осуществляется в результате воздействия на ин-

дивида двух факторов: общества и культуры. Общество представляет

собой различного рода объединения людей, занятых производством

материальных и духовных ценностей. Культура является отражением

материальной и духовной жизни общества. Она определяет уклад жизни

людей, отношения людей в процессе производства, социальные формы

организации общества, религиозные взгляды, обычаи, нравы, тради-

ции, межличностные отношения, язык и другие средства передачи об-

щественного опыта. Причем, оба фактора воздействуют на индивида

совместно, определяя его умственное и духовное развитие.

Все психические свойства, возникшие у индивида под влиянием

этих факторов, обозначаются в психологии термином “экзопсихика”.

В структуре экзопсихики можно выделить два образования: психичес-

кие свойства, в которых проявляется отношение к другим людям, и

психические явления, на основе которых существует духовный мир

личности, ее взгляды, верования, убеждения и идеалы, в которых вы-

ражается ее миропонимание, ее место и предназначение в жизни.

Психические свойства, в которых проявляется отношение лично-

сти к другим людям и к самой себе, формируются на основе поли-

субъектного взаимодействия в социальной среде. Жизнь человека и

развитие его личности невозможно вне общества, а общество в свою

очередь состоит из отдельных личностей, которые осуществляют со-

вместную жизнедеятельность. В процессе совместного бытия впер-

вые возникают и функционируют человеческие способности, обеспе-

чивающие жизнь и деятельность каждого индивида в обществе.

Общество и личность находятся в непрерывном развитии. Чем

больше развита отдельная личность, тем больше развито общество, и

наоборот. Механизм непрерывного развития личности и общества зак-

лючается в том, что оно по своему составу всегда неоднородно. В

него входят люди разного возраста и с разным уровнем умственного и

нравственного развития. Носителями общественного опыта, традиций

Читайте также:  На каких свойствах веществ основано разделение смесей

и духовных ценностей являются умудренные жизненным опытом лич-

ности. Они наставляют и обучают подрастающее поколение, переда-

вая ему накопленный обществом опыт совместной жизнедеятельнос-

ти. Такие люди является духовными наставниками подрастающего по-

коления, под их влиянием формируется духовный облик молодого че-

ловека.

Духовность есть сверхчувственное социальное качество,

возникшее у человека под влиянием усвоения духовных и куль-

турных ценностей, существующих в обществе. Духовное нача-

ло заключено в тех идеях, которые существуют в обществе, и

которые определяют и регулируют как жизнь всего общества,

так и отдельного человека. Создателями и носителями этих идей

являются талантливые и высоконравственные личности, кото-

рые обладают даром убеждать людей в необходимости следо-

вать этим идеям, так как они обеспечивают наиболее оптималь-

ные условия для жизни и развития общества. Люди, усвоившие высо-

конравственные идеи, становятся социально сильными личностями,

способными противостоять действиям людей, разрушающих общество

и его духовные ценности. Социально сильные личности являются стой-

кими, убежденными в своей правоте людьми, способными отдать свою

жизнь за те идеи, которые они исповедуют.

Личностью, как уже было сказано, человек не рождается, ею он

становится. При этом каждая личность является уникальной и непов-

торимой. Индивидуальность личности определяется своеобразием

сочетания тех психических свойств, которые она приобретает. Зави-

симость психических свойств от природной организации человека и от

социальных условий его существования определяет индивидуальный

путь развития личности.

Все свойства личности, как природные, так и социальные,

обеспечивают существование субъекту в сложной среде оби-

тания, именуемой человеческим обществом. Неразрывная

связь между человеком и обществом предполагает поверну-

тость психических свойств как к своей собственной личнос-

ти, так и к другим людям. Отсюда одни психические свойства

личности имеют интроиндивидную направленность, другие –

экстроиндивидную.

Интроиндивидные свойства, возникшие на основе рефлек-

сии, дают возможность личности познавать индивидуальные осо-

бенности своей психики и сознательно управлять ею. К ним мож-

но отнести: самостоятельность, самокритичность, самоуверен-

ность, самообладание, расчетливость, настойчивость, терпеливость и

т.д.

Экстроиндивидные свойства, имеющие внешнюю направ-

ленность, обеспечивают поведение человека среди людей и учас-

тие в жизни общества. К ним относятся: заботливость, нежность,

привязанность, правдивость, преданность, искренность, обидчи-

вость, отзывчивость, общительность, радушие, великодушие, вни-

мательность и т.д.

Посредством экстроиндивидных свойств личность не толь-

ко проявляет свое отношение к другим людям, но и воздейству-

ет на их психику, вызывая определенные мысли, чувства, жела-

ния, побуждая совершать общественно значимые поступки, за-

ниматься полезной деятельностью, проявлять творчество. Такие

свойства личности, которые находят свое воплощение в других людях,

А.В. Петровский называл надиндивидными или “метаиндивидными”,

а возможность продолжения субъекта в другой личности рассматри-

вал как процесс “персонализации”. С явлением “персонализации” он

связывал возможность личного бессмертия человека, мысли, чувства

и деяния которого продолжаются в других людях, способствуя даль-

нейшему развитию и совершенствованию человеческого общества.

Масштаб “персонализации” определяет социальную ценность и исто-

рическую значимость личности человека.

Присущие личности психические свойства определяют ее жиз-

ненную позицию в обществе. В зависимости от степени участия чело-

века в общественной жизни его позиция может быть активной или пас-

сивной. При активной жизненной позиции личность проявляет такие

качества как энергичность, принципиальность, настойчивость, упор-

ство, деловитость, предприимчивость и др. В то же время у человека

с пассивной жизненной позицией имеют место такие качества как апа-

тичность, вялость, безразличие, застенчивость, робость и др.

Если пассивная жизненная позиция проявляется длительное вре-

мя, то человек, проявляя равнодушие к окружающей действительнос-

ти, становится сам безразличным для других людей и они оценивают

его как ничего не значущую личность. Пассивная жизненная позиция

может привести к “деперсонализации” личности и она, выпадая из об-

щественного бытия, замыкается в своем одиночестве, вследствие чего

у нее начинают проявляться такие свойства как замкнутость, угрю-

мость, необщительность, черствость, равнодушие и т.д.

Таким образом, положение личности в обществе, ее жизнен-

ная позиция и степень участия в общественной жизни определяют

ее поведение и психические свойства, ее культурный и духовный

облик.

Источник