Какие свойства личности костылева
«На дне». Сцена из спектакля |
Михаил Иванович Костылев является одним из центральных персонажей пьесы «На дне» Горького.
В этой статье представлена цитатная характеристика Костылева в пьесе «На дне»: образ, описание персонажа в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание пьесы
— Все материалы по пьесе «На дне»
Костылев в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание
54-лений Михаил Иванович Костылев является хозяином ночлежки для бедных, в которой происходит действие пьесы:
«Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки…»
Костылев женат на 26-летней Василисе Карповне:
«Василиса Карповна, его жена, 26 лет…»
Господин Костылев — крикливый, визгливый мужчина:
«Вы – разговаривали? (Вдруг топает ногами – громко визжит.)»
«Я тебя ищу везде… (Взвизгивая.)»
«…и визгливый крик Костылева…»
По мнению Актера, Костылев является хитрым человеком, «шельмой»:
«Шельма ты, старец…» (Актер)
По словам Сатина, Костылева «никто не любит, кроме черта»:
«Кто тебя – кроме черта – любит?..» (Сатин)
По мнению Васьки Пепла, Костылев — дряной человек:
«Стану я из‑за такой дряни жизнь себе портить…» (Пепел)
По словам Луки, господин Костылев — плохой человек, «хуже всяких слов»:
«Сестра у тебя – зверь злой… про мужа про ее – и сказать нечего: хуже всяких слов старик…» (Лука)
«Вот ты, примерно… Ежели тебе сам господь бог скажет: «Михайло! Будь человеком!..» Все равно – никакого толку не будет… как ты есть – так и останешься…» (Лука)
По мнению жены Василисы, Костылев является «ядом для всех»:
«И для всех он – яд…»
Василиса не любит Костылева и называет его «впившимся клопом» и «петлей на шее»:
«Он в меня, как клоп, впился… четыре года сосет! А какой он мне муж?»
«Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…» (Василиса о муже)
Господин Костылев является сообщником Васьки Пепла в его воровских делах. Судя по всему, он указывает вору места для кражи, а затем выкупает ворованое. Все это происходит с молчаливого согласия полицейского Абрама Медведева, дяди Василисы. При этом Костылев при всех делает вид, что не покупает краденое:
«Ты думаешь – я молчать буду перед следователем? Жди от волка толка! Спросят: кто меня на воровство подбил и место указал? Мишка Костылев с женой! Кто краденое принял? Мишка Костылев с женой!» (Пепел о воровстве)
«Костылев. Ш ш! Не сердись, Вася… Часы – они…
Сатин. Краденые…
Костылев (строго). Я краденого не принимаю… как ты можешь…»
Судя по всему, Костылев догадывается о том, что его жена Василиса обманывает его с вором Васькой Пеплом, но не имеет доказательств. При этом об этой тайной связи знает вся ночлежка:
«Всегда… К любовнику, видишь, пришла, а его нет…» (Бубнов о Василисе)
Господин Костылев — жадный и подлый человек. Из-за своей жадности, ради какой-то выгоды, Костылев два раза выдавал полиции своего сообщника Ваську Пепла, после чего тот садился в тюрьму:
«Подумай, Вася… Ты два раза из‑за мужа моего в тюрьме сидел… из‑за его жадности…»
Известно, что господин Костылев и его жена Василиса ходят в церковь. Костылев внимательно следит за тем, чтобы в лампадках перед иконами в ночлежке всегда было масло:
«Да ведь вы в церковь идти хотели…» (Наташа о Костылеве и Василисе)
«А я на тебя полтинку накину, – маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь… ну вот… «
Костылев ведет себя грубо со своей женой. Он обзывает Василису «поганой Ваской», «нищей», «шкурой», «свиньей». Он оскорбляет жену за то, что та, например, вовремя не доливает масла в лампады перед иконами:
«Васка… поганая! Нищая… шкура! (Пугается своего крика, встреченного молчанием и неподвижностью.) Прости господи… опять ты меня, Василиса, во грех ввела… Я тебя ищу везде…»
«Спать пора! Масла в лампады забыла налить… у, ты! Нищая… свинья…»
Костылев вместе с женой Василисой издевается над ее сестрой Наташей. Костылев относится к родственнице как к служанке:
«Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит!» (Василиса о муже)
«Костылев (выходит). Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? На родных жалуешься? А самовар не готов? На стол не собрано?
Наташа (уходя). Да ведь вы в церковь идти хотели…
Костылев. Не твое дело, чего мы хотели! Ты должна свое дело делать… что тебе приказано!»
Пепел. Цыц, ты! Она тебе больше не слуга… Наталья, не ходи… не делай ничего!..»
Костылев и Василиса вместе избивают беззащитную Наташу и издеваются над ней:
«Ну и часто они ее бить стали.» (Бубнов)
«Квашня. Гляди‑ко, звери какие! Кипятком ноги девке сварили…
Настя. Самовар опрокинули…»
Костылев — лицемерный человек. Так например, он называет Клеща «злым человеком» за то, что тот плохо обращается с женой. При этом сам Костылев издевается над беззащитной Наташей, судя по всему, не считая это злодейством:
«Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства… никто тебя не любит, не уважает… работа твоя скрипучая, беспокойная для всех…»
Однажды в драке Васька Пепел ударяет Костылева, после чего тот падает и умирает на месте. За это Пепла отправляют в тюрьму:
«Василиса. Держите Ваську! Он убил… я видела!
Сатин. Я тоже раза три ударил старика… Много ли ему надо! Зови меня в свидетели, Васька…
Пепел. Мне… оправдываться не надо… Мне – Василису надо подвести… я же ее подведу! Она этого хотела… Она меня подговаривала мужа убить… подговаривала!..»
Василиса также оказывается в тюрьме в качестве сообщницы Васьки Пепла за то, что сама предлагала избавиться от Костылева:
«Одна твоя племянница – в тюрьме, другая – помирает…» (Бубнов о Василисе в тюрьме)
Такова цитатная характеристика Михаила Ивановича Костылева в пьесе «На дне» Горького: образ, описание персонажа в цитатах.
Смотрите:
— Все материалы по пьесе «На дне»
Рекомендации
Теории в школьном курсе литературы не так много, поэтому запомнить термины, которые повторяются из теста в тест – не такая уж сложная задача. Практически в каждом вопросе существуют ключевые слова, которые прямо говорят нам, какой это термин.
Рассмотрим несколько примеров.
1. Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)? (Деталь).
2. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)? (Портрет).
3. Запись от 11 мая в дневнике Печорина открывается описанием вида из окна его квартиры. Назовите сюжетно-композиционный элемент художественного произведения, представляющий собой описание природы. (Пейзаж).
4. Как называется образное определение, придающее предмету или явлению особую точность и выразительность (например, «серебряная цепь вершин», «воздух свеж и чист», «солнце ярко», «небо синё»)? (Эпитет).
5. Укажите термин, который обозначает резкое столкновение характеров, изображённых в данном эпизоде. (Конфликт).
Здесь не надо запоминать полностью всю формулировку вопроса, выделенные словосочетания – это своего рода триггеры, ассоциативные подсказки. Ключевые слова в той или иной падежной форме используются в вопросах. Поэтому если вы видите выделенное словосочетание, то без труда вспомните ответ. Но иногда встречаются разные формулировки одних и тех же терминов, поэтому читайте задания внимательно.
Каждый день решайте по одному тесту. В принципе, если вы решите тестов 30, то теория у вас откристаллизуется. Решили тест – сразу поработайте над ошибками, чтоб они не кочевали из теста в тест. Примерно дней за 5 до начала экзамена вновь порешайте их. Освежите.
Вариант
Задание
Укажите жанр, к которому относят пьесу М. Горького «На дне».
Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания B1—B7; C1,C2.
Костылёв (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла). Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать… сам сидишь… н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек…
Клещ. Ты петлю на меня накинь да задави… Издохнешь скоро, а всё о полтинниках думаешь .
Костылёв. Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в свое удовольствие… А я на тебя полтинку накину, — маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь… ну вот.. Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства… никто тебя не любит, не уважает… работа твоя скрипучая, беспокойная для всех…
Клещ (кричит). Ты что меня… травить пришел?
Сатин громко рычит
Костылёв (вздрогнув). Эк ты, батюшка.
Актёр (входит). Усадил бабу в сенях, закутал…
Костылёв. Экой ты добрый, брат! Хорошо это… это зачтётся все тебе…
Актёр. Когда?
Костылёв. На том свете, братик… там всё, всякое деяние наше усчитывают…
Актёр. А ты бы вот здесь наградил меня за доброту…
Костылёв. Это как же я могу?
Актер. Скости половину долга…
Костылёв. Хе-хе! Ты всё шутишь, милачок, всё играешь… Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить… Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана…
Актёр. Шельма ты, старец… (Уходит в кухню.)
Клещ встает и уходит в сени.
Костылёв (Сатину). Скрипун-то? Убежал, хе-хе! Не любит он меня…
Сатин. Кто тебя — кроме чёрта — любит…
Костылёв (посмеиваясь). Экой ты ругатель! А я вас всех люблю… я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая…
М. Горький «На дне»
Задание 2
Данная сцена передаёт разговор персонажей между собой. Как называется подобный обмен репликами?
Задание 3
Укажите термин, обозначающий авторские замечания, пояснения по ходу действия («осторожно подвигаясь к двери…», «вздрогнув» и т. п.).
Задание 4
Установите соответствие между тремя персонажами, присутствующими или упоминаемыми в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ | ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА | |
А) Костылев Б) Актёр В) Клещ | 1) потеряв надежду останется в ночлежке 2) окажется в тюрьме 3) покончит жизнь самоубийством 4) будет убит в драке |
Задание 5
Как называется значимая подробность, являющаяся одним из средств характеристики персонажа (например, полтинник, фигурирующий в разговоре Костылёва и Клеща)?
Задание 6
В приведённой сцене отчётливо прослеживается противостояние ночлежников и Костылёва. Каким термином обозначается столкновение различных характеров, позиций, интересов героев в художественном произведении?
Задание 7
«А долг твой мне — это так и есть долг!» Как называется приём, позволяющий привлечь внимание читателя к внутренней сущности персонажа?
Задание 8
Какие свойства личности Костылёва проявляются в его общении с ночлежниками?
Задание 9
В каких произведениях русской литературы отображены взаимоотношения «хозяев жизни» с их жертвами и в чём эти произведения можно сопоставить с пьесой М. Горького «На дне»?
Задание 10
Назовите род литературы, к которому относится стихотворение И.А. Бунина.
Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.
Вечер
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
И. А. Бунин, 1909
Задание 11
Как называется созвучие концов стихотворных строк (краем — знаем; давно — дано и т. п.)?
Задание 12
Укажите название стилистического приема, основанного на повторении одинаковых гласных звуков в строке («День вечереет, небо опустело»).
Задание 13
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных И.А. Буниным в первой строфе стихотворения «Вечер» (номера укажите в порядке возрастания).
1) неологизм
2) метафора
3) ирония
4) повтор
5) инверсия
Задание 14
Определите размер, которым написано стихотворение И.А. Бунина «Вечер» (без указания количества стоп).
Задание 15
Что дает основание отнести стихотворение И.А. Бунина «Вечер» к философским произведениям?
Задание 16
В каких произведениях русских поэтов звучит тема счастья и в чем эти произведения созвучны бунинскому «Вечеру»?
Задание 17
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
С17.1. Каков смысл финальных сцен в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
С17.2. В чём особенность звучания любовной темы в поэзии А. А. Фета?
С17.3. Какие черты романтизма присущи рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»?
С17.4. Проблема молодёжи в русской литературе второй половины XX века.
Воля личности – это совокупность различных волевых проявлений и свойств. Воля проявляется в целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержке и самообладании.
Целеустремленность является важнейшим свойством личности, выражающимся в способности человека осуществлять жизненные цели.
Целеустремленность личности тесно связана со всем ее нравственным обликом, с идейными убеждениями и мировоззрением, направленностью личности.
Самостоятельность проявляется в умении определять и совершать действия, поступки без помощи других, руководствуясь только своими убеждениями, взглядами и основываясь только на своих знаниях, умениях и навыках. Необходимое условие развития и формирования самостоятельности – участие в той или иной деятельности.
Решительность выражается в умении своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь.
Решительность проявляется на всех этапах выполнения действия – при принятии решения, в процессе его выполнения, при завершении действия. Действия решительного человека характеризуются продуманностью и быстротой, смелостью, уверенностью в своих поступках.
Выдержка и самообладание есть умение владеть собой, своими действиями, поступками и настроениями в любую минуту, даже при неудачах и больших удачах.
Выдержанный человек – это человек, постоянно контролирующий себя, свои действия, поступки, человек, который умеет противостоять мимолетным влечениям, желаниям, настроениям, отвлекающим от главного, основного и способным привести к ненужным поступкам.1
Настойчивость выражается в умении добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению.
Человек, отличающийся настойчивостью, никогда не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией.
Дисциплинированность означает осознанное подчинение своего поведения общественным правилам и нормам поведения.
Мужество и смелость проявляются в готовности и умении бороться, преодолевая трудности и опасности на пути к достижению цели.
Мужественные поступки – это преодоление невзгод, страданий, лишений, это смелый вызов опасности, неуклонное продвижение вперед к намеченной цели. Это нередко подвиг.
В результате неправильного воспитания, отрицательных условий жизни у человека могут развиться качества, противоположные волевым качествам. Так, в противоположность самостоятельности иногда формируется внушаемость. Внушаемость выражается в неумении человека самостоятельно принять решения, самостоятельно организовать свои действия, в быстром, беспрекословном и некритическом принятии мнения других людей. Внушаемость проявляется у слабовольных людей.
Противоположной чертой решительности является нерешительность. Человек, отличающийся нерешительностью, постоянно сомневается, колеблется в принятии окончательного решения и в использовании выбранных методов действия. Нерешительный человек, даже приняв решение, начинает вновь сомневаться, выжидает, как поступят другие.
Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя. Отсутствие выдержки выражается в различных общественно отрицательных поступках. Неумение сдерживать себя обычно объясняется отсутствием специального воспитания, отсутствием высоких морально‑нравственных оценок и убеждений.
Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом. Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием и неразрывно с воспитанием ее идеалов, убеждений, мировоззрения. Воспитание воли неотделимо от воспитания чувств, сознания личности. Воля, чувства, сознание составляют единый комплекс, который приковывает к себе всю систему воспитания.
В процессе психического развития человека, формирования его как личности значительную роль играет самовоспитание, которое предполагает сознательную работу человека, направленную на совершенствование своих личных качеств. Обычно человек ставит задачу развить свою волю, внимание, развить память, наблюдательность. Чтобы получить желаемый результат, он выполняет определенные упражнения, трудится, преодолевает различные препятствия. Самовоспитание способствует совершенствованию многих психических качеств, свойств личности, устраняет отдельные ее недостатки. Для воспитания воли необходима тренировка в волевых действиях (нелегких, но выполнимых).
Человек всегда наполнен идеями и мечтами. Для достижения, которых требуются определенные волевые качества личности. Формирование таких черт необходимо не только для реализации глобальных целей, но также понадобится и в ежедневной жизни, ведь мы каждый день делаем выбор и решаем, пусть и небольшие, но задачи. Ниже представленная статья попробует раскрыть мотивационные секреты по развитию необходимых характеристик и силы воли.
Классификация волевых черт
Воля или сила воли – это уровень усилий, которые индивид прилагает к достижению поставленных целей. От того сколько труда и сколько трудностей человек готов преодолеть для окончательно результата зависит степень стойкости и целеустремленности.
Волевые свойства проявляются не только при наличии мотивационных факторов или в специфических ситуациях, но также определяются воспитанием и врожденными особенностями характера или темперамента. Нервная система у отдельно взятой личности индивидуальна и степень противоположных свойств (сила, слабость, уравновешенность, инертность, инфантильность и другое) развита по-разному.
Эмоционально человек может проявить силу характера единожды в экстренной ситуации, но волевая сфера предполагает постоянное преодоление собственного сиюминутного нежелания что-то делать для результата. Поэтому психология классифицирует волевые качества индивида на первичные, вторичные и третичные, к которым относятся:
- Базовые (первичные) свойства:
• целеустремленность – умение видеть и ставить перед собой четкие задачи, иметь определенные убеждения и принципы;
• инициативность – активная деятельность с целью достижения результата;
• самостоятельность подразумевает критическое мышление, когда на решимость не могут повлиять другие мнения или факторы;
• выдержка позволяет препятствовать внешнему влиянию на принятое решение. - Исполнительные (вторичные и третичные) свойства характера:
• решительность – твердость характера, когда колебания отсутствуют, а мотив является доминирующим фактором;
• смелость – отсутствие страха и умение противостоять различным колебаниям в процессе исполнения задуманного;
• энергичность и настойчивость указывают на возможность человека концентрироваться и не отвлекаться на второстепенные вопросы;
• организованность и дисциплинированность подразумевают планирование мелких задач для успеха в глобальной цели, при этом дисциплина играет немаловажную роль;
• самоконтроль позволяет подчинять собственное поведение, выполнять сознательные действия и противостоять лени или нежеланию выполнять какие-либо функциональные обязанности для достижения цели.
Формирование и развитие волевых качеств начинается с постановки перед собой изначально незначительных задач. При каждом положительном результате повышается самооценка, что приводит к увеличению уровня силы воли. Однако, стоит заметить, что любое давление на психику или отсутствие результата деятельности может привести к обратному эффекту, к депрессии и к снижению волевых качеств.
Какие приемы способствуют формированию волевых качеств личности
Этапы становления волевых качеств во многом зависят от исполнительных свойств и черт характера человека. Чтобы морально подготовиться к достижению цели одной мотивации будет недостаточно. Необходимо выработать в себе такие черты, как решительность, настойчивость, дисциплинированность и самоконтроль.
Существуют специальные упражнения и способы для самостоятельного воспитания силы воли. На начальном этапе рекомендуется ставить перед собой незначительные задачи, которые выработают привычку справляться с трудностями, не опуская рук при возникновении малейших препятствий. Если характеристика цели масштабная и предполагает занятие длительного периода времени, то стоит запланировать пошаговое достижение результатов, т.е. дробить глобальную проблему на более мелкие этапы.
Методика также предполагает развитие инициативности и настойчивости, чтобы контролировать собственные действия и не оправдывать поступки, которые отрицательно влияют на окончательный результат. Кроме того, можно завести полезные привычки, такие как соблюдение режима и распорядка дня или регулярные занятия спортом, что приводит к упорядочиванию действий и выработке обязательного поведения.
Тест на волевые качества личности поможет достоверно определить, какие конкретно черты требуются развивать в собственном характере. Такая диагностика положит начало формированию силы воли, решительности и настойчивости, которые впоследствии станут опорой при достижении определенных целей и желаний.