Какие свойства льда и снега
Удивительные свойства снега и льда
Электронная почта для отправки материалов на конкурс
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.
Стоимость участия — 290 руб.
Сейчас зима. Когда идет снег, можно рассмотреть, как разнообразны и красивы снежинки. Интересно, что любая снежинка всегда имеет 6 лучей.
Чтобы понять, почему снежинка имеет такую форму, посмотрим, как выглядит молекула воды в виде модели. Она состоит из атома кислорода (красный шарик) и двух атомов водорода (белые шарики). Каждая молекула воды представляет собой треугольник.
Кристаллы льда имеют форму шестигранника, который состоит из таких треугольников.
Этот самый первый кристаллик и есть будущая снежинка. Дальше он растет за счет присоединения новых молекул к кристаллику.
Порядок присоединения новых молекул случайный, но в итоге они выстраиваются в шестигранники, такие же, как и первый кристаллик.
Далее у снежинки начнут расти ответвления. Как именно они будут выглядеть, зависит от температуры, влажности, давления и других факторов. Кристаллики присоединяются друг к другу всегда гранью и никогда углом, поэтому луч снежинки всегда будет шестиугольным.
От луча могут отходить ветки, но они всегда будут расти под углом 60° или 120°.
Так должна выглядеть идеальная снежинка. В реальности огромное скопление «веток», которые прирастают в случайном порядке, делает каждую снежинку уникальной.
Вы не задумывались, почему снег белый?
Белый свет состоит из лучей разного цвета, как радуга – от красного до фиолетового. Когда солнечный свет проходит сквозь снежинку, то он частично теряет лучи красного и желтого цвета, они не отражаются, и только лучи голубого, ярко-синего или голубовато-зеленого цвета становятся видимыми. На девяносто пять процентов снег состоит из воздуха, поэтому проходя между кристаллами, свет отражается от их поверхностей, потом рассеивается в воздухе, расположенном между этими кристаллами, и становится белого цвета.
Но цвет снега может измениться от примесей. Понятно, что в городах снег может почернеть от загрязнений. В горах и Арктике часто встречается снег розового или красного цвета. Этот оттенок придают окрашенные водоросли, живущие между кристаллами снега.
Скорость падения снежинок на землю очень мала — она составляет не более 0,9 км/ч. Это происходит потому, что размер хлопьев снега достаточно большой, а вес очень маленький. И лишь немногие из снежинок способны долететь до земной поверхности, многие из них исчезают — тают еще в воздухе.
Внимательно прочитай текст о снежинках, затем проделай опыты и ответь на вопросы. Все ответы и результаты опытов запиши в специальную таблицу.
Опыт 1. Таяние снега.
Возьми на улице немного свежего рыхлого снега и положи его в стакан. Можно попросить у взрослых специальный мерный стакан для продуктов и жидкостей. У многих он есть на кухне. Если такого стакана нет, то можно взять любой, но надо обязательно отметить уровень снега в стакане.
Когда снег полностью растает, отметь уровень воды. Если ты использовал мерный стакан, то определи, насколько изменился объем воды по сравнению с объемом снега. Почему объем воды меньше, чем снега?
Опыт 2. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный.
Возьми две пробы снега – чистый ( в парке , в лесу) и грязный – (у дороги и т.д.) если там, где ты живешь, снег чистый ( вам так повезло), то можно искусственно сделать грязный снег – посыпать его поверхность измельченным активированным углем. Надо взять одинаковое количество каждого образца и поставить его таять под настольную лампу. Лампа будет изображать весеннее солнце. Установите, какой снег растает быстрее –чистый или грязный, и объясните почему?
Опыт 3. Насколько загрязнен снег там, где ты живешь?
Возьми одинаковое количество чистого и грязного снега, пусть он растает. Оцени на глаз чистоту и прозрачность получившейся воды, а потом профильтруй каждый образец через фильтровальную бумагу. Видна ли грязь на фильтре? Если есть возможность взвесить на точных весах фильтры до фильтрования и после ( но только когда они полностью высохнут), то можно узнать, сколько грязи и пыли содержится в определенном объеме снега.
Все знают, что вода может быть в трех состояниях – пар (газообразное вещество), жидкость и лед ( твердое вещество).
Все вы видели лед и, наверное, даже грызли сосульки, хотя взрослые это запрещают.
Но у обычного льда есть интересные свойства. Давайте изучим их с помощью простых опытов.
Опыт 4. Превращение воды в лед.
Возьми пластиковый одноразовый стаканчик, налей в него воды до половины, отметь снаружи цветным фломастером уровень воды и поставь замораживаться в холодильник.
Когда вода полностью превратится в лед, достань стаканчик из холодильника и отметь уровень льда. Удивительно, но объем льда больше, чем воды, из которой он получился. Попробуй найти объяснение сам или попроси помочь взрослых.
Опыт 5. Таяние льда с солью.
Налей воду в формочки для печенья или маленькие мисочки и заморозь в холодильнике. Когда образуется лед, достань его из формочек, положи на тарелку широкой частью вниз и сверху посыпь солью. Наблюдай, что происходит. В образующиеся трещинки и углубления можно добавить акварельные краски, и вы увидите фантастические картины.
Опыт 6. Куда надо класть лед, чтобы быстрее охладить жидкость.
Возьми две чашки горячего чая или просто воды. Одну поставь на лед, другую — под лед. Через некоторое время пальцем или на вкус попробуй, в какой чашке вода остывает быстрее. Попробуй ответить, почему так происходит.
Опыт 7. Чистый лед
Сделай немного соленой и сладкой воды. Заморозь кубики из обычной, соленой и сладкой воды. Когда они полностью превратятся в лед, достань их и расколи каждый кубик льда на половинки. Попробуй каждый кубик на вкус. Какие выводы можно сделать из этого опыта?
Исследование. Таяние льда в разных условиях.
Теперь будем наблюдать, как размораживается лед в различных условиях. Надо заморозить одинаковые кусочки льда или небольшой объем воды в четырех пластиковых стаканчиках. Затем приготовить 4 одинаковые мисочки или тарелки и достать лед из каждого стаканчика. Для этого стаканчики можно на короткое время поставить в горячую воду.
Первый кусочек льда положи в сухую миску, второй в миску, наполненную горячей водой, третий в миску с водой комнатной температуры, а в четвертую миску положи лед, предварительно обернув его кусочком меха, ваты или шерстяной ткани, (можно использовать варежку или шерстяной носок. Наблюдай, как тает лед в каждой миске. Обрати внимание, что лед не тонет, а всплывает на поверхность воды.
Запиши время, которое понадобилось для таяния льда в каждом варианте опыта. Попробуй объяснить полученные результаты.
Как ты думаешь, зависит ли скорость замерзания воды от того, была ли эта вода пресной или соленой?
Проверь это сам – заморозь три образца: 1 — обычная вода, 2 — 1 чайная ложка соли на стакан воды, 3 — 2 столовые ложки соли на стакан воды. Все образцы поставь одновременно в холодильник. Постарайся отметить время, за которое замерзнет каждый образец.
Все ответы запиши в специальную таблицу, сделай фотографии опытов со снегом и с таянием льда в разных условиях. Если ты делал исследование, то опиши его результаты и сделай выводы. Не забудь написать отзыв о конкурсе.
Таблица ответов.
1 | Почему снежинки всегда шестиугольные? |
2 | Представим, что снежинка падает с высоты 3 км. Сколько времени ей понадобится, чтобы долететь до земли? |
3 | Почему снег белый, а лед прозрачный? |
4 | Почему объем воды после таяния снега меньше, чем объем самого снега? |
5 | Многие поэты писали стихи о снеге, о снежинках. Найди такие стихотворения и в ответе напиши то, которое тебе больше всего понравилось. |
6 | Что может произойти, если заморозить воду, налитую в бутылку до самой пробки? |
7 | Какое значение для природы в том, что лед легче воды? |
8 | Для чего при гололеде улицы посыпают солью? |
9 | Раньше, когда не было холодильников, то у людей в погребе для сохранения продуктов могли лежать куски льда, прикрытые, например, опилками. Какой вариант опыта это напоминает? Почему в такой ситуации лед долго не тает? |
10 | Какая вода быстрее превратиться в лед зимой – речная или морская? |
Не забудьте написать отзыв и заполнить анкету.
Анкета.
1. Откуда вы узнали о нашем конкурсе?
2. Вы участвуете в конкурсе в первый раз или уже были участником?
3. Почему вы выбрали именно этот конкурс?
4. Какие науки вас больше всего интересуют?
5. Какие конкурсы вы бы хотели видеть в будущем?
6. Собираетесь ли вы приехать летом на турнир – конференцию?
Изучать законы природы и природные явления можно уже с ребенком трех лет. Дети дошкольного возраста любят проводить незамысловатые опыты, в результате которых могут получиться новые вещества или предметы. Объяснять свойства снега и льда можно в зимний период во время прогулки на улице. Лучше всего будет захватить с собой две прозрачные емкости, например, стаканы, чтобы положить в них для сравнения кусочки снега и льда. Так будет легче сравнить их свойства, отделив условно от окружающей среды.
Опыты
Чтобы определить свойства снега и льда, проведем с ребятами несколько опытов. Такого рода эксперименты уместно провести и родителям на прогулке с детьми, и воспитателям детских садов, и учителям начальных классов. Определять будем следующие свойства:
- цвет,
- вкус,
- запах,
- прозрачность,
- хрупкость,
- температуру.
Зачем это нужно детям?
Чтобы уметь различать природные явления, приучаться логически мыслить и делать выводы экспериментальным путем.
Проведем следующие опыты:
- В один стакан кладем кусочек льда, в другой – комочек снега и оставить их на время в теплом помещении.
- Сравнить снег и лед по цвету. Для этого используем кусочки белой и цветной бумаги.
- Сравнить на запах.
- Положить кусочек льда на ровную поверхность и ударить по нему, посмотреть, что с ним произойдет.
- Рассмотреть, что произошло со снего
- м и льдом в стаканах.
Исходя из проделанных опытов, вместе с детьми делаем соответствующие выводы.
Снег и лед имеют общие свойства: они без вкуса и при повышении температуры тают.
Однако есть и много различий: снег белый, а лед бесцветный, прозрачный; снег рыхлый, а лед хрупкий.
Итак, мы выделили свойства льда и снега. Теперь детям будет понятно отличие между этими двумя явлениями природы. Теперь можно подойти к тому, что снег и лед – это вода в твердом состоянии. При температуре 0 градусов капельки воды замерзают и превращаются в снежинки или град. Когда водяные пары поднимаются в небо, где температура гораздо ниже, они замерзают и становятся кристалликами льда. Постепенно кристаллики растут и превращаются в снежинки. Когда мы с вами идем по снегу, то лучики снежинок ломаются, и мы слышим скрип.
Снег можно еще сравнить с шубой. Предложите ребенку подумать, что общего между снегом и шубой. Под снегом температура выше, чем в окружающем воздухе. Именно поэтому растения зимой под снегом не гибнут.
Несмотря на то, что лед – это замерзшая вода, свойства воды и льда также будут иметь отличия. Так, можно попросить малыша заполнить водой пластиковую бутылку и рядом для сравнения положить кусочек льда. Делаем вывод, что вода способна принимать форму того сосуда, в который она помещена. Затем поместим наполненную водой бутылку в морозильную камеру и отметим первоначальный уровень воды. Когда вода замерзнет, мы увидим, что уровень льда значительно выше. Делаем следующий вывод: вода при замерзании расширяется. Перечисленные свойства воды применяют как в быту, так и в промышленном производстве. Так, с помощью замерзшей воды откалывают большие куски скальной породы. Можно сделать туфли менее тесными, если намочить их и заморозить на время.
Следующий опыт позволяет сравнить вес воды и льда. Поместите лед в воду: вы увидите, что лед в воде не тонет. Он гораздо легче. Именно поэтому айсберги в северных широтах плавают на поверхности океана и не тонут. Если бы это произошло, уровень воды в океане поднялся бы, и вода затопила бы все живое.
Выводы
- вода способна принимать форму сосуда, лед – твердое состояние воды.
- Лед легче воды.
- Вода при замерзании расширяется.
Мы познакомили малышей со свойствами обычной воды и льда, который встречается нам зимой на улицах. Однако обязательно следует упомянуть о том, что лед производят в промышленных целях. Особыми свойствами отличается сухой лед.
Несколько слов о сухом льде
Если в состав обычной замерзшей воды входит водород, то сухой лед вместо водорода содержит углерод. Свойства сухого льда уникальны. Он замерзает лишь при температуре аж -78 градусов, таять начинает уже при температуре – 50 градусов. Свойства сухого льда позволяют ему при таянии миновать состояние жидкости и сразу превратиться в пар. Как и обычный лед, сухой не имеет запаха.
Примеры интересных опытов с сухим льдом
Где применяют его свойства?
В нем удобно перевозить на дальние расстояния продукты и медикаменты, которые при этом долго не портятся. Несколько гранул такого льда могут потушить горящий бензин. При таянии сухой лед образует густой туман, так что его применяют для создания спецэффектов. Тающий сухой лед способен отпугнуть комаров и грызунов-вредителей.
Конечно, это еще далеко не все свойства, которые имеют вода, снег и лед. Но детям вполне будет достаточно этих знаний, чтобы ориентироваться в процессах окружающей среды. Главное, чтобы знания были получены интересным, опытным путем. Тогда они останутся с малышом на долгое время.
Как сделать разноцветный фруктовый лед?
Цель:
- Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
- Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
- Активация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.
Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), картинки с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), картинки с изображением зимних забав.
Ход занятия
Ребята, о каком времени года говорится в этой загадке:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает ? (Зимой)
Под музыку («кабы не было зимы…») выходит Зима: «Здравствуйте, ребята! Вам нравится зима ? (Ответы детей). Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, кататься на лыжах и коньках (Показ картинок зимних забав). Все это можно делать только зимой. Почему ? (Потому, что зимой есть и снег и лед). А теперь отгадайте мои загадки. О каком явлении в неживой природе говорится в этих загадках ?
На дворе – горой,
А в избе – водой. (Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
Я как песчинка мал, а землю покрываю. (Снег)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Беседа «Что такое снег ?»
Почему идет снег ? Из всех земных водоемов испаряется вода, пар поднимается высоко в небо, охлаждается, преобразуется в маленькие ледяные кристаллы, которые соединяются друг с другом, образуя шестигранные снежинки; снег выпадает из темных снеговых туч.
Снег бывает: белый, холодный, пушистый, искристый, сверкающий, серебристый, хрустящий, мягкий и т.д.
Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой снег и лед и чем они отличаются.
Опыт – это практические действия с предметами для узнавания их свойств.
Я приготовила для вас два стакана: в один я положила снег, а в другой – лед.
Опыт №1. «Определение цвета».
-Какого цвета снег ? (белый)
-Какого цвета лед ? (бесцветный)
Если дети называют: белый, голубой, серый, показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где – нет. (Под снегом не видно. Значит лед прозрачный, а снег – непрозрачный.
Опыт №3. «Определение прочности».
Взять горсть снега и высыпать ее. Как можно назвать это свойство снега ? (Сыпучий). А лед ? Я случайно уронила лед, что с ним случилось ? (Он раскололся, он хрупкий).
Физ.минутка: Дети имитируют движения катания на лыжах и игры в снежки.
С горки я
На лыжах мчусь
Сегодня
Храбрым быть учусь!
А завтра
Буду смелым!
Ну а потом –
Умелым!
Опыт №4. «Тонет, не тонет».
Ребята, а как вы думаете, тонет ли снег, лед ? (Дети высказывают свои предположения) А мы сейчас проверим положив комочек снега в стаканчик с водой, кусочек льда в другой стаканчик. Вывод: лед и снег не тонут
Опыт №5. «Воздействие температуры».
Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканах. Что с ними случилось пока мы играли ? (Они растаяли) Правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит, снег и лед образуются из воды под действием мороза.
Выводы:
Ребята, давайте теперь объединим все, что мы узнали о снеге.
Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.
Лед – это замерзшая вода. Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
Ребята, я очень рада, что сегодня вы узнали еще больше о свойствах снега и льда.
После занятия. На прогулках дети продолжают вести наблюдения за снегом и льдом, изучать их свойства в зависимости от погодных условий.
наталья казанцева
Проект «Свойства льда и снега» (старшая группа)
Паспорт проекта:
Тип проекта: Исследовательски-творческий
Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители
Сроки: краткосрочный
Продукт проекта: альбом «Опыты со снегом и льдом»,
занятие-опыт «Царство льда и снега»
Актуальность: Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Секреты льда и снега»
предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Проблема: гуляя зимой на участке, дети стали рассматривать снег и лёд и тогда их заинтересовал вопрос что происходит со снегом и льдом когда греет солнышко? Мы решили путём экспериментирования разобраться в их свойствах.
Цель:
Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.
Задачи:
Образовательные:
Расширять представления детей о свойствах снега и льда.
Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, прозрачный, бесцветный.
Привлекать родителей к совместной деятельности.
Развивающие:
Развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
Развивать связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею; самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Ресурсное обеспечение:
Картинки и плакаты с изображением льда, снега и воды.
Баночки по количеству детей.
Гуашь.
Бумага формата А4.
Снег рыхлый, снег твёрдый, лёд – 4 кусочка
Предполагаемый результат: расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе про снег и лёд.
Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.
Уметь применять навыки познавательно – исследовательской деятельности с водой, льдом и снегом в повседневной жизни. Быть аккуратными при играх со снегом и льдом.
Реализация
Проект делится на 3 этапа:
1 этап подготовка к проекту: 05.02-07.02.2019
2 этап реализация проекта: 08.02-15.02.2019
3 этап завершение проекта: 15.02-19.02.2019
Этапы проекта:
Подготовительный:
1) Разработка плана реализации проекта.
2) Подбор методической литературы.
3) Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта.
4) Вовлечь родителей в проектную деятельность.
5) Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – снегом, льдом и водой.
6) Подбор подвижных и речевых игр.
7) Составление и создание опытов, экспериментов с водой.
8) Наблюдения на прогулке.
9) Проведение беседы о свойствах льда и снега.
10)Заучивание поговорок про снег, лёд и воду.
Практический:
Что проведено:
Образовательные области
Виды детской деятельности
Речевое развитие
(Развитие речи)
Физическое развитие (Физическая культура)
Художественно-
эстетическое развитие
Социально-
коммуникативное
развитие
Познавательное развитие НОД: Обучение рассказыванию по картине
«Зимние развлечения».
Разгадывание загадок.
Словесные игры «Как на ёлке снег» «Из чего — какой» (горка из снега-снежная и т. д., «Скажи наоборот».
Чтение художественной литературы
Русские народные сказки: «Два мороза».
Литературные сказки:«Морозко».
Выставка книг о зиме.
НОД: Чтение стихотворений о зиме,
Чтение сказки П. Бажова «Серебряное
копытце»
П/и «Два мороза», «Мороз красный нос»,
«Снежки-пушинки».
Народные хороводные игры: «Метелица», «Что
нам нравится зимой».
Игровые упражнения «Скольжение по ледяным
дорожкам»
Игры со снегом: «Постройка снеговиков и
крепости»
Беседа «Одевайся по погоде, а не по моде».
Консультация для родителей: «Закаливание»
НОД: (Рисование): «Снежинка», «Деревья в инее», «Дети гуляют зимой на участке»;
НОД: (Аппликация): «Пушистые снежинки»;
НОД: (Лепка): «Девочка в зимней шубке» ,
Свободное творчество – изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима», лепка «Снеговик»
НОД (Музыка) Слушание «Времена года»
П. И. Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Танцевальное творчество «Метель» Г. Свиридова,
Разучивание песен «Что нам нравится зимой»
Социализация
Сюжетно-ролевые игры.
Дидактические игры «Выполни рисунок», «Узнай по описанию», «Зимние запасы».
Безопасность
Беседы: «Осторожно, гололед».
Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».
Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.
Труд
Расчистка дорожек от снега на участке.
Ручной труд: свободное творчество, подделки из ваты и ватных дисков.
Исследовательская деятельность: проведение
опытов и экспериментов со снегом.
Дидактические игры по экологии: «Земля, вода, и воздух», «Выбери нужное», «Где снежинки?»
НОД: «Снеговик у нас в гостях», «Царство
льда и снега»
Планирование
дата НОД Тема Цель
08.02
11.02
11.02
15.02
12.02
12.02
14.02
13.02
Развитие речи
Рисование
Экологическое
воспитание
Лепка
Рисование
Чтение
художественно
й литературы
Рисование
Экологическое
воспитание
Обучение
рассказыванию
по картине
«Зимние
развлечения»
«Дети гуляют
зимой на
участке»
«Снеговик у
нас в гостях»
«Девочка в
зимней шубке»
«Деревья в
инее»
Чтение сказки
П. Бажова
«Серебряное
Копытце
«Снежинка»
«Царство льда
и снега»
Цель. Учить детей целенаправленному
рассматриванию картины (целевое восприятие,
последовательное рассматривание отдельных
самостоятельных эпизодов, оценка изображенного);
воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
Цель: Учить детей изображать несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру
человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук
и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками).
Цель: расширить представления детей о свойствах снега, помочь понять почему при изменении температуры снег изменяет
свои свойства; вызвать радость от открытий, полученных из опытов; учить анализировать,
делать выводы; развивать мышление, воображение; воспитывать интерес к
явлениям природы
Цель: Учить лепить фигуру человека, правильно передавая форму одежды, частей тела, соблюдая пропорции. Использовать усвоенные приемы соединения частей,
сглаживания мест скрепления.
Цель: Закреплять умение передавать в рисунке картины природы. Познакомить с приемами рисования сангиной. Закреплять приемы рисованиягуашью (всей кистью и
концом). Развивать эстетическое восприятие.
Цель. Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».
Цель: Учить рисовать узор на форме розеты. Располагать узор в соответствии с данной фор
мой. Придумывать детали узора по своему желанию. Закреплять умение рисовать концом кисти. Воспитывать самостоятельность. Развивать воображение.
Цель: развитие познавательной
активности детей в процессе
знакомства со свойствами льда
и снега.
Дата
Форма проведения
05.02-19.02.2019
Ежедневное информирование родителей по реализации
проекта.
Знакомство родителей с опытами, которые будут
проводить их дети дома.
На протяжении всего проекта
Консультации:
Экспериментальные опыты со льдом и снегом
Как вызвать интерес у ребёнка к экспериментированию и как его поддерживать!
Закаливание
Работа с родителями
Заключительный
Итоговое занятие-опыт «Царство льда и снега»
НОД: Царство льда и снега.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами льда и снега.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания детей об окружающем мире, о явлениях природы.
Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
Развивающие:
Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.
Учить работать последовательно, в определенном порядке
Познакомить со свойствами льда и снега.
Воспитательные:
Воспитывать желание достигать цели в проблемной ситуации.
Воспитывать желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.
Материалы и оборудование:
1. Пластиковые баночки – 20 штук
2 Подносы – 9 штук
3 Кусочки льда – 4 штуки
4 Снег рыхлый
5 Снег твёрдый
6 Вода и гуашь разных цветов
7 Письмо «Профессора Почемучкина»
Способы: объяснение, показ, опыты-эксперименты, игровой, вопросы.
Ход познавательно-игровой деятельности
-Здравствуйте ребята, к нам в группу пришло письмо от «профессора Почемучкина». Представляете он пишет, что к нему в гости пришёл «Незнайка» и говорит что не верит что снег и лёд таят. Вот «Профессор Почемучкин» просит нас помочь ему доказать «Незнайке» что снег и лёд не только тает, но и окрашиваться, а ещё водичка может превратиться в лёд! А вы хотите проверить?
-Да!
-А давайте это проверим и напишем письмо «Профессору Почемучкину» и «Незнайке»!
-Давайте!
На столе стоят 3 тарелки (лёд, рыхлый снег, твёрдый снег-ком)
-Смотрите у нас на 1 столе стоят 3 тарелочки, что на них лежит?
— Снег и лёд!
-А снег и лёд какие они?
— Лёд и снег-комок твёрдые, а рыхлый снег мягкий!
-Как вы думаете, что растает быстрее?
— Не знаем!
-Вот давайте оставим их и перейдём к следующему столу!
На столе лежат 3 тарелки с льдинками и 3 баночки (соль, перец молотый, крупа какая-либо)
-Смотрите, что у нас лежит на этом столе?
— Лёд и что-то в баночках!
-Правильно в трёх тарелочках лежит лёд, а в баночках находиться соль, перец, и гречневая крупа! Давайте посыпим наши льдинки солью, перцем и крупой гречневой и посмотрим под чем быстрее лёд растает?
-А пока давайте отдохнём!
Физкультминутка:
Как на горке снег, снег (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (Приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег. (Обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)
-Молодцы!
-Ребята, давайте подойдём к третьему столу и посмотрим что на нём лежит?
-Давайте!
На столе лежат 3 тарелочки (лёд, снег рыхлый, снег твёрдый) и гуашь разных цветов, 3 кисти!
-А теперь давайте проверим можно ли покрасить снег и лёд и что окраситься ярче?
-Давайте!
Дети красят снег и лёд!
-Давайте посмотрим, скажите ребята снег окрасился?
-да!
-А лёд?
-Да!
-А что окрасилось ярче?
— Ярче окрасился снег!
-Значит мы сделаем какой вывод?
— Снег и лёд можно окрасить, но ярче окраситься снег!
-Давайте подойдём к последнему столу!
На столе стоят 2 лейки с окрашенной водой (фиолетовый и красный) и пластиковые прозрачные баночки по количеству детей!
-Ребята, на столе перед вами в леечках цветная вода и баночка для каждого из вас! Давайте нальём водичку в баночки и плотно их закроем. А баночку мы возьмём с собой на прогулку и оставим там до конца прогулки или до завтра чтобы водичка могла замёрзнуть!
-А сейчас давайте вернёмся к 1 столу!
-Смотрим на наши тарелочки, что растаяло быстрее?
— Снег рыхлый!
-Какой вывод мы можем сделать?
— Снег рыхлый растаял быстрее чем твёрдый снег и лёд!
-Молодцы! Ребята у нас осталось проверить последний стол к которому мы должны вернуться! Пошлите?
-Смотрим в какой тарелочке растаял лёд быстрее?
— В тарелки где лёд посыпан солью!
-Значит какой вывод мы можем сделать?
— Лёд тает на много быстрее под солью чем под крупой и перцем!
-Молодцы!
Затем собираются на прогулку чтобы закончить опыт «Заморозь цветную водичку»
-Ребята, а теперь пошлите собираться на прогулку и возьмём свои баночки,
чтобы проверить правда ли вода может заморозиться и превратиться в лёд. Дети приходят на участок и ставят баночки на лавку и оставляют их до следующего дня.
-Ребята давайте поставим нашу баночку на лавку и вернёмся к ним в конце прогулки.
Дети ставят баночки на лавочку и в конце прогулки дети с воспитателем
возвращаются и проверяют заморозилась водичка или нет!-Давайте подойдём к лавочке и проверим заморозилась или нет водичка в
баночках.
Подходят смотрят!
-Заморозилась?
-Нет!
-Тогда давайте оставим до завтра наши баночки!
-Даввйте!
На следующий день дети возвращаются на прогулке к своим баночкам с водой.
-Ребята давайте проверим наши баночки с водой.
-давайте открывайте баночки, что вы там видите?
— Вода превратилась в лёд!
-Какой вывод вы можете сделать?
— Если воду заморозить, то она превратиться в лёд!
-Я предлагаю украсить наш участок разноцветными льдинками.
-А теперь пошлите в группу и напишем письмо «Профессору Почемучкину» и «Незнайке» и расскажем в нём о наших опытах!
-Пошлите!
Дети вмести с воспитателем приходят в группу и пишут письмо!
После тихого часа приходит ответ от «Профессора Почемучкина» и
«Незнайки», где профессор рассказывает что «Незнайка» прочитал письмо и захотел тоже провести такие опыты!