Какие свойства характерны водной среде обитания 5 класс
- ГДЗ к учебнику Пасечника 5 класс
- ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 5 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
Вопросы в начале параграфа
1. Что такое биосфера?
Биосфера — это оболочка планеты, внутри которой обитают живые организмы. Биосфера включает в себя почву, гидросферу, верхние слои литосферы и нижние слои атмосферы.
2. Какие среды обитания организмов вам известны?
Живые организмы на Земле обитают в четырёх средах:
- в почве;
- в наземно-воздушной среде;
- в водной среде;
- в организмах других живых существ.
Вопросы в конце параграфа
1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?
К основным средам обитания живых организмов относится:
- наземно-воздушная среда;
- водная среда;
- почва;
- тела живых организмов.
2. Какие свойства характерны для водной среды обитания?
Для водной среды обитания характерно:
- наличие выталкивающей силы;
- большая плотность среды, чем у воздуха;
- способность накапливать и удерживать тепло;
- солёный состав воды.
3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная, чем водная?
Наземно-воздушная среда более сложная и разнообразная чем водная потому, что:
- плотность воздуха намного ниже плотности воды, что стало причиной особой развитости опорных тканей (внутреннего и наружного скелета) у живых организмов;
- очень быстро может меняться температура воздуха, что привело к образованию различных приспособлений помогающих выдерживать резкие перепады температуры (например, шерсть);
- различные условия влажности окружающей среды также привели к развитию специальных приспособлений у живых организмов;
- особенности химического состава воздуха (загрязнение) могут оказывать негативное воздействие на развитие живых организмов;
- различные климатические условия, а также свойства и состав воздушных масс в разных областях планеты, создали условия для большого разнообразия живых организмов.
4. Что такое почва?
Почва — это верхний плодородный слой суши который состоит из неорганических веществ (воды, воздуха и минеральных веществ), а также содержит органические вещества (остатки растений и животных, перегной — продукт разложения живых организмов).
5. Какова роль почвы в жизни растений?
Почва является питательной средой необходимой для жизнедеятельности растений. Именно из почвы растения получают воду, минеральные и органические питательные вещества, часть воздуха для дыхания. Чем более насыщена почва питательными веществами, влагой и воздухом, тем более плодородной (благоприятной для выращивания растений) она является.
6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?
Живые организмы, средой обитания которых являются другие живые организмы, часто частично или полностью утрачивают органы или системы органов, необходимые для организмов живущих в воде, в почве или в наземно-воздушной среде. Это происходит потому, что внутренняя среда живого организма-носителя отличается большим постоянством: нет перепадов температуры, стабильная влажность, плотность среды и т.д.
7. Какие вы знаете организмы, живущие внутри других организмов? Ощущали ли вы влияние таких обитателей на себе?
К организмам, обитающим внутри других организмов относятся вирусы, бактерии, подкожный клещ и плоские черви. Многие из этих существ вызывают разнообразные болезни у организма-носителя.
Так, попадание под кожу клеща может привести к возникновению у животного или человека клещевого энцефалита — опаснейшего заболевания, которое может закончится поражением серого вещества головного мозга, поражением спинного мозга или даже смертью больного.
Бактерии, живущие внутри живых существ, могут быть как вредными, так и полезными. Полезные бактерии помогают людям и животным усваивать витамины и микроэлементы, снижают риск возникновения аллергии, обеспечивают противоопухолевый и антиоксидантный эффект, расщепляют непереваренные компоненты пищи, поддерживают водно-солевой обмен и поддерживают тепловой баланс организма.
Вредные бактерии, напротив, попадая в организм человека или животного могут вызвать самые разнообразные заболевания: туберкулёз, дифтерию, стоматит, менингит, коклюш, скарлатину и т.д. К счастью, вредных болезнетворных бактерий всего 1% от общего количества этих организмов. Они могут попадать в организм человека с водой, из почвы или воздушно-капельным путём (по воздуху). Вот почему так важно всегда мыть руки перед едой и после прогулки, стараться не находиться рядом с кашляющим человеком и пить только очищенную воду.
Вирусы, попадая в организм человека или животного, также как и вредные бактерии вызывают различные заболевания. Так, человек может заразиться такими вирусными заболеваниями как грипп, ангина, герпес, ветряная оспа, а также другими очень опасными заболеваниями. Передаются вирусы обычно от человека к человеку, например через кровь, в капельках жидкости при кашле, при использовании больным и здоровым человеком одной посуды, полотенец и т.д.
Плоские черви, которые также называют глисты, приносят организму-носителю только вред. Зараженный плоскими червями организм ощущает боль в животе, приступы тошноты и рвоты, потерю аппетита, резкое снижение веса, нарушение сна, быструю утомляемость, раздражимость и другие неприятные симптомы. Для того чтобы не допустить попадания плоских червей в организм, необходимо соблюдать правила гигиены и использовать в пищу только качественные проверенные продукты прошедшие тепловую обработку, особенно эта рекомендация касается мяса.
Подумайте
Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитатели водной?
Наземно-воздушная среда отличается большим разнообразием условий для обитания живых организмов, чем водная среда.
Так, благодаря особенностям воды, в водной среде не бывает резкого изменения температуры, количества кислорода, солнечного света, солёности воды, плотности воды или давления. Эти параметры могут меняться при погружении на глубину или при перемещении из одной части мирового океана в другую, но вариантов таких изменений не так много.
Например, условия глубоководной среды почти одинаковы по всему миру, независимо от близости к полюсам или экватору. Поэтому на глубине обитает ограниченное количество видов живых существ.
А вот для наземно-воздушной среды характерно огромное количество сочетания самых разных характеристик окружающего мира. Условия среды изменяются в зависимости от климатической зоны, от высотности местности, от уровня влажности, от удаления от океанов и морей, от природной зоны, от деятельности человека и даже от исторических особенностей материков и континентов.
Например, некоторые животные (коалы, кенгуру и прочие) обитают только на одном материке — в Австралии, хотя и на других материках существуют схожие по климатическим условиям местности. Это произошло потому, что материк Австралия отделился от существовавшего ранее единого материка Пангеи значительно раньше других и на его территории развитие эволюции происходило независимо от остального мира.
Задания
Составьте план параграфа.
План параграфа «§ 4. Среды обитания организмов»
- Среда обитания:
- что называют средой обитания;
- виды сред обитания;
- влияние среды обитания на живые организмы.
- Наземно-воздушная среда обитания:
- свойства наземно-воздушной среды обитания;
- разнообразие видов наземно-воздушных сред обитания.
- Вода как среда обитания:
- свойства водной среды обитания;
- особенности обитателей водной среды.
- Почва как среда обитания:
- свойства и характеристики почвы;
- обитатели почвы;
- значение почвы в жизни растений.
- Тела живых организмов как среда обитания живых существ:
- условия жизни внутри других организмов;
- особенности существ, обитающих в других организмах.
Словарик
Водная среда — это вид среды обитания, для которого характерна высокая плотность, наличие выталкивающей силы, незначительный перепад температур и различный уровень давления на разных глубинах.
Наземно-воздушная среда — это среда обитания, характеризующаяся большим разнообразием условий (климатических, природных и т.д.), а также отличающаяся низкой плотностью, резким перепадом температур и изменением влажности среды.
Почва как среда обитания — это верхний плодородный слой суши в котором обитают грибы, бактерии, черви, насекомые, некоторые зверьки (кроты, землеройки) и растения.
Организм как среда обитания — это тела живых организмов, в которых могут обитать вирусы, бактерии, подкожный клещ и плоские черви.
- ГДЗ к учебнику Пасечника 5 класс
- ГДЗ к рабочей тетради Пасечника 5 класс
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
Âîäíàÿ ñðåäà îáèòàíèÿ õàðàêòåðèñòèêè è îñîáåííîñòè, å¸ îáèòàòåëè.
Ñðåäà îáèòàíèÿ — ýëåìåíò ìèðà, èñïîëüçóåìûé æèâûìè îðãàíèçìàìè äëÿ ñóùåñòâîâàíèÿ.
Îíà èìååò îïðåäåë¸ííûå óñëîâèÿ è ôàêòîðû, ê êîòîðûì äîëæíû ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ îðãàíèçìû, æèâóùèå â ýòîé îáëàñòè.
Åñòü 4 âèäà:
- Íàçåìíî-âîçäóøíûé
- Ïî÷âåííûé
- Âîäíûé
- Îðãàíèçìåííûé
Ïî îäíîé òåîðèè ïåðâûå îðãàíèçìû îáðàçîâàëèñü 3,7 ìëðä ëåò íàçàä, ïî äðóãîé — 4,1 ìèëëèàðäà. Ïåðâûå ôîðìû æèçíè ïîÿâèëèñü â âîäå.
Ïîâåðõíîñòü Çåìëè íà 71% çàëèòà âîäîé, êîòîðàÿ î÷åíü âàæíà äëÿ æèçíè íà ïëàíåòå â öåëîì.
Áåç âîäû íå ñìîãóò ñóùåñòâîâàòü ðàñòåíèÿ, æèâîòíûå. Ýòî óäèâèòåëüíàÿ æèäêîñòü, êîòîðàÿ ìîæåò íàõîäèòüñÿ â òðåõ ïðåáûâàíèÿõ. Âîäà — ÷àñòü âñåãî, íåêîòîðûé å¸ ïðîöåíò ñîäåðæèòñÿ â àòìîñôåðå, ïî÷âå è æèâûõ îðãàíèçìàõ, ìèíåðàëàõ, âëèÿåò íà ïîãîäíûå óñëîâèÿ è êëèìàò.
Îíà èìååò ñïîñîáíîñòü çàïàñàòü òåïëîâóþ ýíåðãèþ, áëàãîäàðÿ ÷åìó íå ïðîèñõîäÿò ðåçêè ïåðåïàäû òåìïåðàòóðû íà ïðèáðåæíûõ ó÷àñòêàõ.
Õàðàêòåðèñòèêà
 âîäíîé ñðåäå îãðàíè÷åííûå ðåñóðñû êàê ñâåòà, òàê è êèñëîðîäà. Êîëè÷åñòâî âîçäóõà ìîæåò ïîïîëíÿòüñÿ ãëàâíûì îáðàçîì ñ ïîìîùüþ ôîòîñèíòåçà. Ïîêàçàòåëü êèñëîðîäà íàïðÿìóþ çàâèñèò îò ãëóáèíû òîëùè âîäû, ò.ê. ñâåò íå ïðîíèêàåò íèæå 270 ìåòðîâ. Èìåííî òàì ðàñòóò êðàñíûå âîäîðîñëè, ïîãëîùàþùèå ðàññåÿííûå ëó÷è ñîëíöà è ïåðåäåëûâàþùèå èõ â êèñëîðîä. Áëàãîäàðÿ äàâëåíèþ íà ðàçíûõ ãëóáèíàõ, îðãàíèçìû ìîãóò æèòü íà îïðåäåëåííûõ óðîâíÿõ.
Îáèòàòåëè è æèâîòíûå
Íà òî, êàêèå ñóùåñòâà æèâóò â âîäå, áîëüøîå âëèÿíèå îêàçûâàþò:
- òåìïåðàòóðà âîäû,
å¸ êèñëîòíîñòü è ïëîòíîñòü; - ïîäâèæíîñòü (ïðèëèâû è îòëèâû);
- ìèíåðàëèçàöèÿ;
- ñâåòîâîé ðåæèì;
- ãàçîâûé ðåæèì (ïðîöåíò ñîäåðæàíèÿ êèñëîðîäà).
 âîäíîé ñðåäå æèâåò îãðîìíîå ìíîæåñòâî ïðåäñòàâèòåëåé ðàçíîîáðàçíûõ âèäîâ æèâîòíûõ è ðàñòåíèé. Ìëåêîïèòàþùèå ìîãóò ïðîæèâàòü êàê íà ñóøå, òàê è â âîäå. Èç ïðåñíîâîäíûõ ìîæíî âûäåëèòü òàêèõ, êàê ãèïïîïîòàì, èñïîëüçóþùèé âîäó â öåëÿõ îõëàæäåíèÿ, àìàçîíñêèé äåëüôèí, ïðîæèâàþùèé â ðóñëàõ ðåêè Àìàçîíêè, ëàìàíòèí, êîòîðûé ìîæåò îáèòàòü êàê â ñîëåíûõ, òàê è â ïðåñíûõ âîäàõ.
Ê ìîðñêèì ìëåêîïèòàþùèì îòíîñÿòñÿ êèòû, ñàìûå áîëüøèå æèâîòíûå íà ïëàíåòå, áåëûå ìåäâåäè, ïðîâîäÿùèå íå âñþ æèçíü â âîäå, íî çíà÷èòåëüíóþ ÷àñòü; ìîðñêèå ëüâû, âûõîäÿùèå íà áåðåã ðàäè îòäûõà.
Èç ïðåñíîâîäíûõ àìôèáèé ìîæíî âûäåëèòü ðàçëè÷íûå âèäû:
òðèòîíîâ;
ñàëàìàíäð;
ëÿãóøåê;
÷åðâÿã, ðàêè, îìàðû, è ìíîãèõ äðóãèõ.
Çåìíîâîäíûå íå æèâóò â ñîë¸íîé âîäå èç-çà òîãî, ÷òî èõ èêðà ïîãèáàåò äàæå â ñëàáîñîë¸íûõ âîäîåìàõ, à àìôèáèè îáèòàþò òàì æå, ãäå è ðàçìíîæàþòñÿ, õîòÿ èñêëþ÷åíèÿ èç ïðàâèë åñòü.
Òàê æå ëÿãóøêè íå ìîãóò æèòü â ñîë¸íîé âîäå èç-çà òîãî, ÷òî ó íèõ î÷åíü òîíêàÿ êîæà, è ñîëè âûòÿãèâàþò âëàãó èç àìôèáèè, âñëåäñòâèå ÷åãî îíà ïîãèáàåò. Ïðåñìûêàþùèåñÿ íàñåëÿþò êàê ïðåñíûå, òàê è ñîë¸íûå âîäû. Òàì ïðîæèâàþò íåêîòîðûå âèäû ÿùåðèö, çìåé, êðîêîäèëîâ è ÷åðåïàõ, ïðèñïîñîáèâøèõñÿ ê äàííîé ñðåäå.
ðàñòåíèÿ âîäíîé ñðåäû ôîòî
Äëÿ ðûá âîäíàÿ ñðåäà — ýòî èõ äîì.
Îíè ìîãóò îáèòàòü â ñîëåíîâàòîé ëèáî ïðåñíîé âîäå. Ìíîãèå íàñåêîìûå, òàêèå êàê êîìàðû, ñòðåêîçû, âîäîìåðêè, âîäÿíûå ïàóêè è èì ïîäîáíûå îáèòàþò â âîäíîé ñðåäå.
Òàê æå çäåñü ïðèñóòñòâóåò áîëüøîå êîëè÷åñòâî ðàñòåíèé.  ïðåñíîâîäíûõ âîäîåìàõ ðàñòåò îçåðíîé êàìûø (ïî çàáîëî÷åííûì áåðåãàì), êóâøèíêà (áîëîòà, ïðóäû, çàâîäè), àèð áîëüøîé (íà ìåëêîâîäüå).  ñîëåíîé âîäå ïî áîëüøåé ÷àñòè ðàñòóò âîäîðîñëè è ìîðñêèå òðàâû (ïîñèäîíèÿ, âçìîðíèê).
Îðãàíèçìû âîäíîé ñðåäû
Ïîìèìî ìíîãîêëåòî÷íûõ æèâîòíûõ â âîäå îáèòàþ è ïðîñòûå îäíîêëåòî÷íûå. Ïëàíêòîí èëè «áëóæäàþùèé» íå ìîæåò ñàìîñòîÿòåëüíî ïåðåäâèãàòüñÿ. Èìåííî ïîýòîìó åãî ïåðåíîñèò òå÷åíèå êàê ñîë¸íûõ, òàê è ïðåñíûõ âîäîåìàõ.  ïîíÿòèå ïëàíêòîíà âõîäÿò êàê ðàñòåíèÿ (ôèòîïëàíêòîí), æèâóùèå íà ïîâåðõíîñòè ðàäè ñîëíå÷íîãî ñâåòà, òàê è æèâîòíûå (çîîïëàíêòîí), îáèòàþùèå âî âñåé òîëùå âîäû. Çäåñü åñòü è àì¸áû, îäíîêëåòî÷íûå îäèíî÷êè, ïðîæèâàþùèå âåçäå, ãäå åñòü âîäà.
Ïðèñïîñîáëåíèå îðãàíèçìîâ
Ìíîãèì îðãàíèçìàì ïðèõîäèëîñü ïðèñïîñàáëèâàòüñÿ ê æèçíè â âîäíîé ñðåäå. Ó âûäðû ïåðåïîí÷àòûå ëàïû, ïîçâîëÿþùèå áûñòðî ïëàâàòü, íîçäðè è óøè, çàêðûâàþùèåñÿ ïðè ïîãðóæåíèè â âîäó, è âîäîîòòàëêèâàþùèé ìåõ.
Ôîðìà òåëà èãðàåò áîëüøóþ ðîëü. Îíà äîëæíà áûòü îáòåêàåìîé, ÷òîáû èçáåæàòü êàêîå-ëèáî òðåíèå. Òàêîé õâîñò êàê ó áîáðà è óòêîíîñà òîæå ìîæåò ïîìî÷ü â ïåðåäâèæåíèè. Ó âîäîïëàâàþùèõ ïòèö ïåðüÿ ñìàçûâàþòñÿ ñïåöèàëüíîé æåëåçîé, ÷òîáû «îäåæäà» íå ïðîìîêàëà.
Èíòåðåñíûå ôàêòû
- Âîäà ñ âûñîêèì ñîäåðæàíèå ìåòàíà ìîæåò ãîðåòü
- Ñàìûå áîëüøèå çàïàñû ïðåñíîé âîäû íàõîäÿòñÿ â ëåäíèêàõ
- 85% çàáîëåâàíèé ïåðåíîñÿòñÿ ñ ïîìîùüþ âîäû.
Âûâîä
Âîäà — ñàìûé âàæíûé èñòî÷íèê â íàøåé æèçíè. Áåç íåå Çåìëÿ áûëà áû ïîäîáíà äðóãèì ïëàíåòàì. Íå ñìîòðÿ íà ýòî îíà òàèò â ñåáå áîëüøèå îïàñíîñòè, âûðàæåííûå êàê â çàáîëåâàíèÿõ, òàê è â îáèòàòåëÿõ, å¸ íàñåëÿþùèõ.
Школа | ГКООУ РО Санаторная школа-интернат №28 г.Ростова-на-Дону |
Учитель | Тюменева Наталья Николаевна, учитель биологии |
Предмет | Биология |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Проблемно -диалогическая |
Тема | Водная среда обитания |
Цель | Цели. Познакомиться с условиями водной среды, познакомиться с организмами, обитающими в водной среде, определить приспособления организмов к жизни в этой среде. |
Задачи | Образовательные: продолжить развитие знаний учащихся о среде обитания организмов; об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов; познакомить обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и растениями, простейшими, приспособленностью организмов к жизни в воде. Развивающие: развитие у учащихся системного мышления, умения анализировать и обобщать, развитие речи, памяти. Воспитательные: содействие формированию мировоззренческого понятия: познаваемости мира и природы; воспитание бережного отношения к природе, ответственного отношения к труду и учебе, самостоятельности в действиях, усидчивости и внимания. |
Основные понятия | Водная среда, экологический факторы, приспособление к водной среде обитания. |
Ресурсы урока |
5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение,
|
Планируемые результаты |
1. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему); составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. 3. Коммуникативные УУД: уметь работать индивидуально и в группе; организовывать учебное сотрудничество (определять общие цели и уметь договариваться друг с другом).
|
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность обучающихся
Деятельность учителя
Формируемые универсальные учебные действия
I Мотивирование к учебной деятельности
Приветствуют учителя, слушают его.
Знакомство с материалами урока: « Рабочий лист».
-Добрый день, ребята! Я рада видеть вас. Эпиграфом к нашему урока будут слова: «Нет ничего более драгоценного ископаемого, чем вода, без которой жить нельзя…»
( Академик А.П. Карпинский)
Личностные:формирование познавательной мотивации, желания выполнять учебные действия.
Актуализация знаний
Слушают учителя, вступают в диалог, отвечают на вопросы:
Называют экологичекие факторы живой природы, неживой природы, влияние деятельности человеа. Вспоминают что такое среда обитания организмов.
Среды обитания: Наземно-воздушная, водная, почвеная, организменная.
Отвечают на вопросы учителя.
Обучающиеся выполняют задание, по ссылке.
-Правильно, водная среда.
Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с понятием «экологические факторы». Давайте вспомним какие экологичекие факторы влияют на живые организмы? Что называют «средой обитания».Сколько сред жизни вам известно?
Коммуникативные: доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи, понимать возможность различных точек зрения, уметь обосновывать собственное мнение.
Личностные: самоопределение
Проблематизация (постановка проблемы),
выявление места и причины затруднения
Отвечают на вопросы учителя.
Обучающиеся выполняют задание, по ссылке.
Правильно, водная среда.
Знаю:
-Заполнена водой
-Обитатели рыбы, и.т.д.
Обуающиеся записывают в рабочий лист.
(Формулируют цели урока)
Хочу знать: -Какие условия среды
-Какие организмы живут и чем питаются
-Как приспособились к этой среде.
Учитель записывает на доске.
Давайте выполним следующее задание. Перед вами изображения организмов, вам нужно распределить их по средам жизни.
Ссылка.https://learningapps.org/display?v=pea0fh26201
Изображения каких организмов остались? В какую среду жизни мы могли бы их отнести?
Вы уже догадались о какой среде обитания сегодня пойдет речь?
( записываю тему урока на доске) «Водная среда обитания».(Слайды).Далее использую прием: «Знаю-Хочу знать-Узнал».
Давайте выясним , что мы знаем об этой среде.
Учитель записывает на доске тему и сформулированные детьми цели урока.
Личностные: применяют правила сотрудничества, сравнивают разные высказывания; проявляют интерес к новому учебному материалу.
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию; формулируют ответы на вопросы учителя; самостоятельно формулируют цели.
Регулятивные: взаимодействуют с учителем и другими учащимися.
Постановка целей (целеполагание) и планирование учебной деятельности
Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение формулируют цель урока:
Познакомиться с условиями водной среды, познакомиться с организмами, обитающими в водной среде, определить приспособления организмов к жизни в этой среде).
Учитель записывает на доске тему и сформулированные детьми цели урока. Далее поэтапно достигаем поставленных целей.
Регулятивные:определять и формулировать цель учебной деятельности; составлять план достижения цели, осознавать конечный результат
Коммуникативные: уметь обосновывать собственное мнение
Познавательные:самостоятельно предполагать информацию, которая нужна для обучения. Перерабатывать информацию для получения нового результата
Первичное усвоение нового знания
Смотрят видео ролик с комментариями учителя и наслаждаютя звуками природы.
1 группа самостоятельно изучает
«Приспособления животных к дыханию водной среде обитания».
2 группа самостоятельно изучает «Приспособления животных к движению водной среде обитания».
3 группа самостоятельно изучает
«Приспособления растений к водной среде».
4 группа самостоятельно изучает «Экологические факторы водной среды».
В процесе изучения обучающиеся заполняют таблицу, в которой каждая группа заполняет свой раздел
Предлагаю посмотреть видео ролик по данной теме с комментариями.
Далее идет работа в группах. (Каждой группе предлагается прочитать готовый текст,( Приложение №2 )
характеризующий водную среду обитания и характеристику обитателей водной среды.
После самостоятельного прочтения текста, каждая группа учеников заполняет таблицу в рабочей карте.
Познавательные: ориентируютсяв тексте, осуществляют поиск необходимой информации, дополняют и расширяют имеющиеся знания об экологических факторах и приспособленности организмов к жизни в воде, структурируют знания в виде таблицы.
Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и вступать в диалог, сотрудничать с одноклассниками при обсуждении текста.
Личностные: мотивируют свои действия.
Регулятивные: планируют работу при решении учебной задачи, выстраивают алгоритм действий.
Динамическая пауза. https://www.youtube.com/watch?v=QuqQcy6DsGE
Участвуют в комплексе упражнений воздействующие на основные группы мышц и суставов.
Выполняет упражнения с детьми.
Создание условий позволяющих избежать переутомления и обеспечивающих выокую работоспособность детей на протяжении урока.
Аналитический этап.
Закрепление и применение знаний в знакомой ситуации.
Применение знаний в новой ситуации
После заполнения таблицы ученики каждой группы выходят к доске дают характеристику своего раздела ( в помощь детям слайды презентации) и заполняют под контролем учителя таблицу на доске, обучающиеся других групп заполняют у себя в рабочий лист пустые колонки.
Дети выполняют задание в рабочей карте. Дублируется на слайдах. После выполнения задания, на слайдах появляются правильные ответы. Обучающиеся выполняют самопроверку и выставляют себе оценки.( по пятибальной системе).
Учитель обсуждает сказанное с классом. Обращает внимание детей на презентацию. в дальнейшем применяют полученные знания на практике.
Предлагается выполнть задание «Выбери правильное утверждение». (Приложение № 3)
Слайды.
Личностные: развивают способность к самооценке.
Познавательные: высказывание в устной форме по заданным вопросам.
Осуществляют поиск информации, делают выводы.
Регулятивные: планируют работу при решении учебной задачи, обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, самоконтроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
Рефлексия
Ребята говорят о том, что нового они узнали на уроке о водной среде обитания.
-Органы дыхания водных животных: жабры, легкие, вся поверхность тела.
-В водных растениях есть пузырьки воздуха.
-У водных животных обтекаемая форма тела.и.т.д.
— Особенности водной среды.
Предлагаю вспомнить начало нашего урока(обращаюсь к доске) где мы записали что вы знали о водной среде обитания и что бы вам хотелось узнать на уроке.
Знаю:
-Заполнена водой
-Обитатели рыбы, и.т.д.
Хочу знать: -Какие условия среды
-Какие организмы живут и чем питаются
-Как приспособились к этой среде
Теперь давайте допишем
Что я узнал:
(Слайды)
В завершении урока хотелось бы пожелать всем:
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Личностные: определяют границы собственного знания и незнания.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала.
Д/З
Записывают д/з
Домашнее задание стр.20-21, Вопросы 1-3 на стр. 21ответить письменно.
Приложение 1.
Рабочая карта урока
Тема урока:___________________________________
Цели урока: 1.______________________________________________________________________________________________________________
2._______________________________________________________________________________________________________________
3.________________________________________________________________________________________________________________
Задание №1. Заполнить таблицу. «Адаптации организмов к жизни в воде».
Особенноости обитателей водной среды.
Примеры организмов
Адаптации организмов к водной среде
1Приспособления животных к дыханию водной среде обитания.
2.Приспособления животных к движению водной среде обитания.
3.Приспособления растений к водной среде.
4.Экологические факторы водной среды.
Задание №2
Выполнить задание. Выставить оценки.
Приложение №2
1.Органы дыхания.
Рыбы и раки дышат жабрами. Это специальные органы, которые извлекают из воды растворенный в ней кислород. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери дышат легкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки. Только у них, как и у других насекомых, не легкие, а особые дыхательные трубочки – трахеи.
2.Приспособления животных к жизни в воде:
1. Обтекаемая форма тела.
2. Приспособления для плавания: плавники (рыбы, киты, дельфины); ласты (моржи, тюлени); перепонки между пальцами конечностей (лягушки, выдры, бобры, водоплавающие птицы); плавательные ножки, похожие на весла (жук-плавунец).
3. Наличие слизи на теле, отсутствие шерсти. (Для снижения силы трения при движении в воде.)
4. Толстый слой подкожного жира. (Для сохранения тепла у животных, обитающих в холодных водоемах.)
5. Специальные органы дыхания – жабры(у рыб и моллюсков) и поверхностью тела
3.Приспособления растений к водной среде.
Водные растения имеют значительные отличия от наземных растительных организмов. Способность водных растений поглощать влагу и минеральные соли непосредственно из окружающей среди отражается на их строении. Характерным для водных растений является слабое развитие проводящей ткани и корневой системы. Корневая системой служит главным образом для прикрепления к подводному субстрату и не выполняет функции минерального питания и водоснабжения, как у наземных растений. Питание водных растений осуществляется всей поверхностью их тела.
4.Экологические факторы.
Водная среда
Условия жизни животных, обитающих в водной среде , сильно отличаются от условий наземно-воздушной среды.Водная среда характеризуется следующими чертами: а) большая плотность; б)неравномерное распределение света; в) низкое содержание кислорода; г) нет резких перепадов температуры д) избыток воды г) наличие растворенных солей и газов. В водной среде обитают рыбы , ракообразные, кишечнополостные. Одни животные «парят» в толще воды , их называют планктон. (зоопланктон, фитопланктон). Другие — активно плавают и способны преодолевать значительные расстояния (рыбы, черепахи и др.) – это нектон. Некоторые обитают на дне или в грунте водоемов – это бентос (кораллы, губки, плоские и круглые черви, ракообразные, иглокожие, скаты, камбала). Организмы, живущие в водной среде, называются гидробионтами. Приспособления к водной среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие слизи на теле, плавники, ласты, подкожный слой жира
Приложение №3.
Выбери правильные утверждения.
Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-».
1. Различают 2 среды обитания: наземно-воздушную и водную.
2. Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
3.В водную среду проникает мало света, а на большую глубину свет совсем не проникает.
2. Приспособления для плавания: плавники; ласты ; перепонки между пальцами конечностей плавательные ножки, похожие на весла.
5. Дельфины, как и водные жуки, поднимаются на поверхность воды, захватывают воздух и снова ныряют.