Какие свойства характеризуют время как форму бытия

Какие свойства характеризуют время как форму бытия thumbnail

Пространство есть форма бытия материи, характеризую­щая порядок сосуществования и рядоположенность материаль­ных образований, их структурность и протяженность. Время— форма бытия материи, характеризующая взаимодействие объек­тов и смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.

Пространство и время как объективные формы бытия ма­терии отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом из­меняются. В связи с этим, кроме реальных пространства и вре­мени, различают перцептуалъное (психологическое) и концеп­туальное пространство и время.

Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных про­странства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время — это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адек­ватным отображением реальных пространства и времени пу­тем логического мышления. Перцептуальное и концептуаль­ное пространство и время являются формами отражения мате­риальной действительности и вместе с тем формами дальней­шего познания внешнего мира.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:

1. Субстанциальная концепциярассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые су­ществуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте («ящику без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» дли­тельности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в кон­цепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера про­текающих в мире материальных процессов.

2. Реляционная концепциярассматривает пространство и вре­мя не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).

Субстанциальная и реляционная концепции не связаны од­нозначно с материалистическим или идеалистическим толко­ванием мира, обе развивались на той и другой основе. Так, если Кант считал пространство и время не свойствами самих вещей, а априорными (доопытными) формами человеческого созерцания, то Гегель подчеркивал, что лишь в движении духа (как «инобытия» материи) «пространство и время действитель­ны». Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в рамках реляционного под­хода.

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений нау­ки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

время — форма бытия материи, которая выражает длительность

существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе » их раз­вития;

пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри ма­териальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что со­вершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве. Гегель, соединяя пространство и время с движением, утверждал, что они дей­ствительны только при наличии движения, изменения чего-либо. А дви­жение, по Гегелю, является непосредственным единством простран­ства и времени.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном:

подтвердила правильность реляционной теории — то есть пони­мание времени и пространства как отношений внутри материи;

перевернула прежние взгляды на время и пространство как веч­ные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштей­ном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространство (материальные объ­екты) уменьшится, а время замедлится. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Категории пространства и времени носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной ре­альности, то есть носят всеобщий характер. Всеобщность обусловле­на единством бытия и абсолютным характером происходящих в нем изменений.

Признается существование и психологического пространства и времени. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдельного человека, а также внешними обстоятельствами его суще­ствования. Например, психологическое время «тянется» тогда, когда вокруг происходит мало событий или они не представляют интереса для данного человека, и наоборот, чем больше событий, интересных» для человека, тем быстрее «идет время» для него.

Можно выделять пространство и время социального бытия. Еди­ницей социального пространства может выступать деревня, полис, фео­дальное поместье, национальное государство. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением кален­дарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное время — форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их сме­ны, возникающих в ходе деятельности людей.

Таким образом, понятие пространства и времени имеют смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действи­тельность дифференцирована, структурирована, а мир находится в состоянии движения, изменения.

Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея качественного многообразия пространственно-временных структур: развитие материи и появление новых форм ее движения должно со­провождаться становлением качественно специфичных форм про­странства и времени.

В начале XX в. физика выявила глубокую связь между простран­ством и временем. Оказалось, что время есть четвертое измерение ми­ра, а пространственно-временной срез нашей Метагалактики харак­теризуется формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). Эта фундаментальная характеристика определила мате­риальное строение Метагалактики. Современная наука считает, что мо­гут существовать миры с другими пространственно-временными пара­метрами. Ученые предполагают, что при рождении нашей Метагалак­тики существовало десятимерное пространство — время. Четыре из­мерения (формула 3+1) стали формами бытия материи на макроско­пическом уровне, а шесть — определили структуру микромира, раз­меры которого меньше 10~33см. Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макромире, в котором живет человек.

Читайте также:  Какая форма графита обеспечивает наиболее высоких свойств у чугуна

К их всеобщим свойствам относятся: 1. объективность и независимость от сознания человека, 2. их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, 3. единство непрерывного и прерывного в их структуре, 4. количественная и каче­ственная бесконечность, 5. вечность.

Реальные пространство и время обладают метрическими и топологическимисвойствами.

Первые выражаютих протяжен­ность, они связаны с измерением и характеризуют их количе­ственный аспект. Метрическими свойствамипространства яв­ляются — гомогенность, изотропность, трехмерность, кривизна; времени— однородность, одномерность. Топологические свой­ствавыражают пространственную и временную упорядочен­ность, качественный аспект пространства и времени (связность, симметричность и изотропность пространства, анизотропность, необратимость, ритм, темп).

Общие свойства пространства и времени специфически кон­кретизируются, преломляются на различных уровнях органи­зации материи, например, в неживой природе, в мега-, макро- и микромире.

С возникновением живой природы возникают биологичес­кие пространство ивремя. Считается, что существует множе­ство биологических пространств (например, ареалы распрост­ранения тех или иных организмов или их популяций).

Специфические особенности биологического времени на­ходят свое выражение во временных ритмах, которые представ­ляют собой циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов и явлений. «Биологические часы» — способность живых организмов ориентироваться во времени. Они основаны на строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках — биологических рит­мах. «Биологические часы» являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем живого организма.

С возникновением общества возникают социальные про­странство и время.Социальное пространство — это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начи­ная от отдельного человека и кончая обществом в целом. Со­циальное пространство — это по существу «вторая природа», где люди организуют пространство в зависимости от условий своей жизнедеятельности. Так, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов античнос­ти или средневековья.

Социальное время — это форма общественного бытия, ко­торая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии. В истории время может «ускорять свой бег», события те­кут быстрее, т. е. увеличивается интенсивность всех форм жиз­недеятельности людей. Особым свойством социального времени является то, что исторические события хранятся в памяти че­ловечества.

Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколения (дли­тельность актуальной жизнедеятельности современников) и время истории — качественно высший уровень социального времени.

Источник

Анализ проблемы пространства и времени предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время[1].

Под реальным временем и пространством исследователи понимают свойства и отношения этих форм в сфере объективной реальности.

С возникновением человека возникают и формы отражения человеком в своем сознании пространственно-временных свойств предметов. Это отражение существует на двух основных уровнях – перцептуальном и концептуальном.

На перцептуальном (от лат. perceptio – восприятие) уровне человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Представления времени и пространства на перцептуальном уровне являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов.

Концептуальные пространство и время выражают теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. К концептуальным времени и пространству относят те их абстрактные модели и структуры, которые выступают средствами научного описания и познания реального и перцептуального времени и пространства.

Обратимся к анализу понятий пространства и времени на концептуальном уровне.

С философской точки зрения, которая начала складываться еще в глубокой древности, пространство и время относятся к атрибутивным свойствам бытия.

Атрибут (от лат. attributus – приданный, предназначенный) – это необходимое, неотъемлемое свойство объекта, то, без чего он не может быть тем, что он есть. Пространство и время выражают упорядоченность бытия и не существуют вне него. Их непосредственное единство выступает в движении и изменении мира.

Вместе с тем они различаются по смыслу, поскольку смысл понятия пространства связан с упорядочиванием сосуществующего (одно рядом с другим), в то время как смысл понятия времени связан с тем, что приходит на смену друг другу (одно после другого).

Пространство – это определенность бытия, характеризующая его протяженность, строение, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

Сущностным свойством пространства является протяженность, понимаемая как рядоположенность, существование и связь различных элементов (точек, отрезков, объемов и др.). Протяженность пространства проявляется как единство прерывности и непрерывности в его структуре. Для пространства в целом характерно отсутствие каких-либо «разрывов» и нарушений в распространении взаимодействий в природе. Но для отдельных материальных тел свойственна относительная прерывность, которая проявляется в раздельном существовании материальных объектов и систем, имеющих определенные размеры и границы.

Читайте также:  Какие из свойств характерны для белков

Фундаментальным свойством пространства как формы бытия является его трехмерность. Все материальные процессы и взаимодействия реализуются именно в пространстве трех измерений. В одномерном (линия) или двухмерном (плоскость) пространстве не могут происходить взаимодействия частиц и полей. Три измерения являются необходимым и достаточным минимумом, в рамках которого могут осуществляться все типы взаимодействий материальных объектов. В настоящее время не известно каких-либо форм движения и взаимодействия, которые требовали бы четырех- или пятимерного пространства, и возможность таких процессов не вытекает ни из каких установленных законов природы.

Однородность пространства выражается в том, что не существует выделенных в каком-либо отношении точек пространства. Все точки в пространстве равноправны, поэтому не существует преимущественной точки отсчета, любую можно принять в качестве начальной.

Изотропность пространства означает, что все направления в пространстве равнозначны. Пространство называется изотропным, если поворот системы отсчета на произвольный угол не приведет к изменению результатов измерений. Физические явления в системе не должны изменяться при ее повороте в пространстве.

Обратимость пространства проявляется в том, что в каждую точку пространства можно снова и снова возвращаться.

Время – это определенность бытия, характеризующая его с точки зрения длительности и последовательности смены состояний.

Философские и научные исследования времени установили, что оно в первую очередь характеризует изменения, происходящие с тем или иным объектом. Следовательно, оно интегрировано в объект, входит в его субстанциальные параметры. Невозможно говорить о времени, игнорируя специфику того объекта, для характеристики которого используется временной параметр.

Сущностным свойством времени является его длительность, которая выступает как последовательность сменяющих друг друга моментов или состояний, возникновение за каждым данным интервалом времени последующего. Длительность бытия объектов во времени выступает как единство прерывного и непрерывного. Общая непрерывность времени проявляется в постоянном переходе предшествующих состояний в последующие. Но конкретные объекты материального мира имеют начало и конец.

Время одномерно: для определения времени достаточно задать одну координату. Если бы время имело не одно, а два, три измерения и больше, то это означало бы, что параллельно нашему миру существуют аналогичные и никак не связанные с нашим миром другие миры-двойники, в которых те же события разворачиваются в той же последовательности. Но для таких предположений нет оснований.

Однородность времени означает, что любые явления, которые происходят в одних и тех же условиях, но в разные периоды времени, протекают одинаково.

Необратимость – свойство времени, означающее однонаправленное изменение от прошлого к будущему, невозможность вернуться в прошлое.

В природе мы постоянно сталкиваемся с необратимыми процессами.

Необратимость эволюции называется в биологии законом Л. Долло по имени бельгийского палеонтолога, сформулировавшего его: организмы, возвращаясь в процессе эволюции в среду обитания далеких предков, не могут стать абсолютно похожими на них.

Излучение энергии Солнцем и звездами являются однонаправленными процессами.

Распады неустойчивых частиц демонстрируют необратимость изменений в микромире.

Какие причины лежат в основе необратимости времени?

В современной науке существует несколько подходов к объяснению этого свойства времени. Выделим некоторые из них.

Направление времени задается вторым началом термодинамики, согласно которому энтропия, т.е. мера беспорядка в системе, в замкнутой системе всегда возрастает.

Необратимость времени связана с процессами эволюции Вселенной, начиная с момента ее возникновения, что подтверждается фактом ее расширения.

Необратимость времени есть следствие принципа причинности, так как причина должна предшествовать следствию.

Эти общие свойства пространства и времени проявляются на всех структурных уровнях организации материи. У некоторых классов материальных объектов, например на биологическом уровне, проявляются дополнительные, локальные свойства пространства и времени.

В совокупности категории времени, пространства, движения, развития и др. представляют собой систему координат, с помощью которой люди воспринимают мир, осознают его и выстраивают мысленный образ и ценностный идеал той действительности, в которой они живут.

Источник


Глава 1. Философия о бытии, материи, пространстве и времени

(Онтологические основы философского учения)


Что такое бытие?

Бытие — совокупность всего сущего, единство форм и спо­собов существования. Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятель­ности.


Какие виды бытия существуют?

В философии различают бытие как объективную и субъек­тивную реальности.

Объективная реальность — это все то, что существует вне и независимо от сознания, все то, что составляет неживую и живую природу, включая человека и общество.

Субъективная реальность — это сознание, мышление, ду­ховный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях и т.д. Эти два вида бытия не полярные противоположности, они взаимосвя­заны. Субъективная реальность отражает объективную реаль­ность и, в свою очередь, оказывает влияние на нее.


Какие уровни бытия выделяются в философии?

В философии различают актуальное (действительное) и по­тенциальное (возможное) бытие.

Актуальное бытие — это действительное бытие в данном пространственно-временном интервале, это все то, что суще­ствует в данный момент. В актуальном бытии выделяют, преж­де всего, бытие естественных вещей и процессов.

Читайте также:  Каким свойством обладают гладкие и поперечно полосатые мышцы

Актуальное бытие содержит в себе массу нереализованных возможностей — это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.


Какие формы бытия существуют?

В философии различают природное и социальное бытие.


Какие концепции бытия существуют?

В философской мысли сложились три основных концепции бытия. В материалистической концепции под бытием пони­мают конкретную реальность. В объективно-идеалистической концепции бытие представлено в виде объективно существую­щих идей. В субъективно-идеалистической концепции бытие связывается с чувствами и представлениями субъекта: реально лишь то, что я чувствую.


Что такое субстанция?

Первоначально субстанция понималась как вещество, из которого состоят все вещи.

Субстанция в обычном понимании — синоним материи и ве­щества. В философии — это нечто неизменное, устойчивое — в противоположность тем свойствам и состояниям, которые ме­няются. Субстанция — это сущность, лежащая в основе всего.

В философии субстанция трактуется по-разному, в соответ­ствии с разным видением мира. В монистическом учении осно­вой всего существующего признается одно начало. Различают материалистический монизм, в котором основой, началом мира считается материя; идеалисты считают дух, идею единым на­чалом всех явлений.

Наряду с монистическими толкованиями в философии су­ществуют дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в основе мира лежат два начала — материальное и ду­ховное. Плюрализм выводил многообразие мира из множества начал.


Что такое материя?

Материя — это вещество. В материализме материя понима­ется как основа всей действительности.

Понятие материи возникло в то время, когда древнегрече­ские мыслители пытались объяснить единство мира.

Материалисты рассматривают материю, прежде всего, как субстанцию, благодаря которой строятся все отношения и из­менения в мире, в том числе и в сознании. Материя не суще­ствует вне и независимо от вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них.


Каким образом человек может познать материю?

Материя существует в бесчисленном множестве конкрет­ных форм, и познать ее можно только через познание отдель­ных материальных объектов. Чем глубже человек проникает в структуру конкретных материальных систем и процессов, тем ближе он подходит к пониманию сути материи.


Какую структуру имеет материя?

Еще в философии Демокрита зародилась идея о иерархи­ческом строения материи, то есть материя — не сплошное, однородное целое, она структурно организована, и эту струк­турную организацию можно обнаружить в любом ее элементе. Материю можно разделить на три сферы: неживую, живую и социально-организованную. Каждая сфера — самостоятельная область материального мира. При детальном рассмотрении в каждой из сфер можно выделить определенные уровни органи­зации материи. Например, социально-организованную сферу можно разделить на государство, этнос, социальные группы, человека.


Каким образом существует материя?

Длительное время считалось, что материя — некое застыв­шее образование, из которого возникают вещи. В ходе разви­тия философской мысли материя стала восприниматься как движущее начало.


Какие формы движения материи существуют?

Формы движения материи многообразны. Некогда Аристотель выделил 6 видов: возникновение, уничтожение, антипатия и т.д. Бэкон называл уже 19 видов движения материи, среди них колебание, инерция, антипатия, колебание и т.д. Ф. Энгельс выделил 5 взаимосвязанных форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и со­циальное движение.


Что является началом всякого превращения?

Основой и началом всякого превращения является самодви­жение материи, без чего она была бы мертва. Самодвижение является импульсом любых изменений и жизни вообще.


Как понимают пространство и время в философии?

В философии сложились два подхода в толковании простран­ства и времени — субстанциональный (от лат. «сущность») и реляционный (от лат. «относительный»).

Субстанциональный подход в общем виде был сформулиро­ван еще Демокритом, он получил свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона. Согласно этой концепции существует абсолютно пустое про­странство, которое непрерывно по своей природе. Благодаря пустоте в пространстве осуществляется движение материаль­ных тел. Пространство и время — это нечто постоянное, не­изменное, они составляют абсолютную систему отсчета, в ко­торой распределены тела, движение которых осуществляется благодаря внешне привнесенному действию (идея «божествен­ного первотолчка»).


Что такое реляционный подход?

Такой подход наметился еще в трудах Аристотеля, его раз­вивали Декарт и Лейбниц, и в дальнейшем он получил на­звание реляционного подхода. Его сторонники подчеркивали относительный характер пространства и времени. Лейбниц, например, называл пространство «порядком существования», а время — «порядком последовательностей».


Что понимают под пространством и временем в диалектическом материализме?

Пространство и время в диалектическом материализме вос­принимаются как системы взаимосвязей процессов и явлений, способ существования объективного мира.

Пространство — форма существования вещей, их структур­ность и протяженность.

Время — форма протекания всех механических, органиче­ских и психических процессов. Время характеризует взаимо­действие объектов, смену их состояний, последовательность процессов и их длительность.


Какие свойства пространства и времени выделяются в философии?

Реальное пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Метрические свойства пространства — трехмерность, непрерывность; метрическое свойство времени — одномерность. Топологические свойства выражают качественный аспект пространства и времени. Для простран­ства это гомогенность (однородность), изотропность (одинако­вость свойств) и кривизна; для времени — однородность.

Можно сказать, что пространство и время характеризует свойства разномерного бытия.

Источник