Какие свойства души героя раскрываются в его монологе
#ask_liter
Я тут вариант решал, развернутые ответы помогите проверить, желательно примерные балы за каждый, если не трудно. Заранее спасибо.
К ответу!
Гремит и гремит войны барабан.
Зовёт железо в живых втыкать.
Из каждой страны
за рабом раба
бросают на сталь штыка.
За что?
Дрожит земля
голодна,
раздета.
Выпарили человечество кровавой баней
только для того, чтоб кто-то
где-то
разжился Албанией.
Сцепилась злость человечьих свор,
падает на мир за ударом удар
только для того,
чтоб бесплатно
Босфор
проходили чьи-то суда. Скоро у мира
не останется неполоманного ребра.
И душу вытащат.
И растопчут там её
только для того,
чтоб кто-то
к рукам прибрал
Месопотамию.
Во имя чего
сапог
землю растаптывает скрипящ и груб?
кто над небом боёв —
свобода?
Бог?
Рубль!
Когда же встанешь во весь свой рост ты,
отдающий жизнь свою им?
Когда же в лицо им бросишь вопрос: за что воюем?
В. В. Маяковский 1917
15
Какие свойства души лирического героя раскрываются в его взволнованном обращении к современникам?
Взволнованное обращение лирического героя к современникам говорит о его беспокойстве за Землю, о его нежелании и непонимании войны, у которой «над небом боёв» царствуют деньги. В риторических обращениях выражается его неравнодушие к тому, что происходит на планете. Поскольку лирический герой Маякоского громаден, всеобъемлющ, глобален, его задевает бессмысленное избиение планеты, у которой скоро «не останется неполоманного ребра». Его душа неравнодушна, её задевает кровь, потому она жаждет задеть другие души, что они так же, как и она задали наконец таки главный вопрос: «за что воюем?». Неравнодушие, желание донести до людей звук проблемы, беспокойство за людей — свойства души искренней, верной.
16 . В каких произведениях русских писателей звучит антивоенная тема, и в чём эти произведения созвучны стихотворению В. В. Маяковского?
Антивоенная тема нашла свое воплощение в руках обладателя Нобелевской премии по литературе Михаила Шолохова. Ему роман-эпопея «Тихий Дон» показывает пути искания истины в войне, в которое нельзя найти ничего, кроме крови. Главный герой Григорий Мелихов на протяжении романа успевает воевать на стороне России, в войне от которой все устали, в которой нет смысла, на стороне красных, в чьих помыслах уничтожить старое, за белых, что хотят вернуть все назад, но все также нет смысла, в итоге он видит во всем лишь кровь, лишь смерть и бессмысленную бойню. Григорий находит истину в семье, к этому призывает Шолохов, как и Маяковский, к сложению стыков и мысли о том, за кого и стоит ли воевать. О бессмысленности и ненужности войны как и Маяковский писал Евтушенко, в своем стихотворении «Цветы лучше пуль» он призывает к миру, когда девочка «вложила в ружье» цветок. Он пишет о ненужности и бессмысленности пуль. Близость бессмысленности войны и призывания к миру видится у Шолохова, Евтушенко, Маяковского.
Не успел он <Чичиков> выйти на улицу, размышляя обо всём этом и в то же время таща на плечах медведя, крытого коричневым сукном, как на самом повороте в переулок столкнулся с господином тоже в медведях, крытых коричневым сукном, и в тёплом картузе с ушами. Господин вскрикнул, это был Манилов. Они заключили тут же друг друга в объятия и минут пять оставались на улице в таком положении. Поцелуи с обеих сторон так были сильны, что у обоих весь день почти болели передние зубы. У Манилова от радости остались только нос да губы на лице, глаза совершенно исчезли. С четверть часа держал он обеими руками руку Чичикова и нагрел её страшно. В оборотах самых тонких и приятных он рассказал, как летел обнять Павла Ивановича; речь была заключена таким комплиментом, какой разве только приличен одной девице, с которой идут танцовать. Чичиков открыл рот, ещё не зная сам, как благодарить, как вдруг Манилов вынул из-под шубы бумагу, свёрнутую в трубочку и связанную розовою ленточкой, и подал очень ловко двумя пальцами.
— Это что?
— Мужички.
— А! — он тут же развернул её, пробежал глазами и подивился чистоте и красоте почерка. — Славно написано, — сказал он, — не нужно и переписывать. Ещё и каёмка вокруг! кто это так искусно сделал каёмку?
— Ну, уж не спрашивайте, — сказал Манилов.
— Вы?
— Жена.
— Ах боже мой! мне, право, совестно, что нанёс столько затруднений.
— Для Павла Ивановича не существует затруднений.
Чичиков поклонился с признательностью. Узнавши, что он шёл в палату за совершением купчей, Манилов изъявил готовность ему сопутствовать. Приятели взялись под руку и пошли вместе. При всяком небольшом возвышении, или горке, или ступеньке Манилов поддерживал Чичикова и почти приподнимал его рукою, присовокупляя с приятною улыбкою, что он не допустит никак Павла Ивановича зашибить свои ножки. Чичиков совестился, не зная, как благодарить, ибо чувствовал, что несколько был тяжеленек. В подобных взаимных услугах они дошли наконец до площади, где находились присутственные места; большой трехэтажный каменный дом, весь белый, как мел, вероятно для изображения чистоты душ помещавшихся в нём должностей; прочие здания на площади не отвечали огромностию каменному дому. Это были: караульная будка, у которой стоял солдат с ружьём, две-три извозчичьи биржи и наконец длинные заборы с известными заборными надписями и рисунками, нацарапанными углём и мелом; более не находилось ничего на сей уединённой, или, как у нас выражаются, красивой площади. Из окон второго и третьего этажа иногда высовывались неподкупные головы жрецов Фемиды и в ту ж минуту прятались опять: вероятно, в то время входил в комнату начальник. Приятели не взошли, а взбежали по лестнице, потому что Чичиков, стараясь избегнуть поддерживанья под руки со стороны Манилова, ускорял шаг, а Манилов тоже, с своей стороны, летел вперёд, стараясь не позволить Чичикову устать, и потому оба запыхались весьма сильно, когда вступили в тёмный коридор. Ни в коридорах, ни в комнатах взор их не был поражён чистотою. Тогда ещё не заботились о ней; и то, что было грязно, так и оставалось грязным, не принимая привлекательной наружности. Фемида просто, какова есть, в неглиже и халате принимала гостей. Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам. Если и случалось ему проходить их даже в блистательном и облагороженном виде, с лакированными полами и столами, он старался пробежать как можно скорее, смиренно опустив и потупив глаза в землю, а потому совершенно не знает, как там всё благоденствует и процветает. Герои наши видели много бумаги и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив её почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганьи земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом, нажившим себе и детей и внуков под его покровом, да слышались урывками короткие выражения, произносимые хриплым голосом: «Одолжите, Федосей Федосеевич, дельцо за N 368!» «Вы всегда куда-нибудь затаскаете пробку с казённой чернильницы!» Иногда голос более величавый, без сомнения, одного из начальников, раздавался повелительно: «На, перепиши! а не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши». Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями.
Н. В. Гоголь «Мёртвые души»
13. Как в приведённом фрагменте раскрывается натура Манилова?
В данном фрагменте Манилов предстает со стороны, благодаря которой автор показывает одно из признаков помещиков. Манилов предстает слишком уступчивой и вежливой натурой «В оборотах самых тонких и приятных он рассказал», «речь была заключена таким комплиментом, какой разве только приличен одной девице, с которой идут танцовать», сравнение показывает стиль речи, который нужен, дабы не пустить и придвинуть к себе возможность выгоды, после оно перешло уже в принцип жизни. Он написал таким почерком, что Чичикову переписывать не нужно будет, он «поддерживал Чичикова и почти приподнимал его рукою» лишь бы Павлу Ивановичу было хорошо, лишь бы он думал о Манилове только хорошее. «Для Павла Ивановича не существует затруднений.» — в этом его натура, он некий «подлиза», гипербола «глаза совершенно исчезли» показывает насколько он рад тому, что предоставилась возможность выгода, однако в этом есть и наивность помещика. ОН настолько привык к подобному образу жизни, что искренне верит в их с Чичиковым дружбу, от того он и почти недослушивая соглашается не то что продать — подарить души. Так, с помощью разных средств выразительности, действий и реплик персонажа, мы видим образ помещика.
14
В каких произведениях русской литературы автор, подобно Н. В. Гоголю, смеётся над своими персонажами и в чём эти произведения можно сопоставить с «Мёртвыми душами»?.
На своими персонажами смеются авторы, чья цель через призму шутки, насмешки, оголить и высмеять пороки. Так, Фонфизин в комедии «Недоросль», во время сцены представления «ума» Митрофанушки смеется вместе со своими положительными персонажами над всей невежественностью и глупостью людей, которые мнят себя умными. ОН дает им возможность показать весь свой «потенциал», всю свою «правоту» в том, что география не нужна, ибо «а кучера для чего?». Подобное можно наблюдать у Крылова, в басне «Мартышка и очки», когда «очки ни действуют никак», хоть ты их поверти, хоть оближи. В итоге, вся насмешка отчетливо выражается в морали
А ежели невежда познатней
Так он её еще и гонит.
Нельзя прочесть без ощущения улыбки автора, он показывает глупость и своенравие Мартышки, которая, не зная как пользоваться, совсем отказалась. Так и Фонфизин, и Гоголь смеются над своими персонажами, потому как по сути кроме смеха они мало что могут вызвать. Н ов этом смехе заложено гораздо больше, чем кажется на первый взгляд, в нем заложена просьба об изменении, желание к метаморфозу; смеясь, они оголяют правду и побуждают задуматься о ней.
В 2018 году первая часть ОГЭ по литературе останется без изменений. Выпускники выбирают один из двух вариантов и пишут развернутые ответы на задания по тексту. Объем – 5–8 предложений.
Ниже перед вами два варианта развернутого ответа для трех заданий части один как пример ответов на первые три задания ОГЭ по литературе. Темы касаются «Мертвых душ» Гоголя и стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…».
Открывайте демонстрационный вариант ОГЭ по литературе 2017 и прочтите задания и текст к нему.
Разбираем вариант 1
Задание 1.1.1
Какие свойства натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?
Ответ на задание 1.1.1
Внутренний монолог – одно из средств, к которому прибегает Гоголь для характеристики своего персонажа. В данном фрагменте перед читателем раскрываются такие черты Чичикова, как расчетливость, внимательность и холодность: «Но герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлажденного характера». Ему чужды эмоциональные порывы и бесшабашность в поведении. Чичиков – типичный циник, подчиняющий свои порывы разуму, что заставляет его сначала думать – потом действовать. Те же черты героя можно найти в главе 4, где натура героя раскрывается через разговор с Ноздревым.
Задание 1.1.2
С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?
Ответ на задание 1.1.2
Упоминание о двадцатилетнем юноше приводится для обозначения контраста между поведением юного человека и поведением, которое продемонстрировал Чичиков. В двадцать лет юноши еще немного наивны, впечатлительны и готовы на необдуманные поступки, «позабыв и себя, и службу, и мир, и всё, что ни есть в мире». Их поведением руководят сильные душевные порывы, а разум всегда уступает сердцу. Такое поведение полностью противоречит расчетливости «средних лет» Чичикова.
Задание 1.1.3.
Сопоставьте фрагменты поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» и комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». В чем Скотинин похож на Чичикова, задумавшегося о «молоденькой незнакомке»?
Отрывок текста из задания 1.1.3
Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?
Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может ещё подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.
Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как её матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…
Г-жа Простакова (показывает, будто крестит сердце). С нами сила крестная.
Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка её, г-н Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нём ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли её в нашу деревеньку и надзираем над её имением, как над своим.
Г-жа Простакова. Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ещё братец может подумать, что мы для интересу её к себе взяли.
Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.
Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.
Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.
Г-жа Простакова. Хоть бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!
Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.
Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?
Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.
Простаков. Так по соседству её деревеньки?
Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.
Г-жа Простакова. До чего же, братец?
Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.
(Д.И. Фонвизин. «Недоросль»)
Ответ на задание 1.1.3
У Чичикова и Скотинина можно найти ряд общих черт, таких как расчетливость, эгоизм, отсутствие романтического порыва. Чичиков – типичный «приобретатель», в котором Гоголь увидел новое зло России: тихое, усердное, но предприимчивое. Его заботит только собственная выгода, а молодую девушку сделать «лакомым кусочком» в его глазах могут только «тысячонок двести приданого». У помещика Скотинина главная характеристика уже содержится в его фамилии. Его также волнует собственная выгода, но выражение она находит даже не в деньгах. Ведь главная страсть этого героя – свиньи. Он желает жениться на Софьюшке, но только потому, что в ее деревне водятся его любимцы. И холодная рассудительность Чичикова и себялюбивое невежество Скотинина сходны в отсутствии интереса ко всему, что напрямую не ведет к удовлетворению их корысти.
Разбираем вариант 2
Задание 1.2.1
Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной…»?
Ответ на задание 1.2.1
Стихотворение Тютчева создает настроение умиротворения и торжественности. Для этого поэт использует выразительные эпитеты: «в осени первоначальной», «дивная пора», «чистая и теплая лазурь» и др. Ощущение недосказанности и томности стихотворению придают часто встречающиеся многоточия, которые символизируют, что пора бурных эмоций закончилась вместе с летом. Осень – это время неспешных раздумий и отдыха.
Задание 1.2.2.
Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»?
Ответ на задание 1.2.2.
Эпитеты особенно важны при описании природы. Ведь они позволяют не просто описать предметы, а передать отношение автора к тому, о чем он пишет. Даже самые обычные слова, использованные как эпитеты, могут создать яркие образы. «Бодрый серп», «паутины тонкий волос», «короткая пора», «на праздной борозде», «день хрустальный» – все эти сочетания создают настроение стихотворения, передавая ощущения Тютчева, вызванные ранней осенью.
Задание 1.2.3
Чем различаются картины осени, созданные в стихотворениях Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и Н.А. Некрасова «Перед дождем»?
Отрывок стихотворения для задания 1.2.3
ПЕРЕД ДОЖДЁМ
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл!» – привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…
(Н.А. Некрасов. 1846)
Ответ на задание 1.2.3.
В стихотворении Тютчева описана ранняя осень, которую сам автор называет «дивной порой». Произведение пронизано умиротворением и восхищением красотой природы. Это момент, когда и земля, и люди отдыхают: «Где бодрый серп гулял и падал колос// Теперь уж пусто всё – простор везде…». Осень представлена прекрасной, торжественной порой, когда до холодов еще далеко и можно предаться раздумьям и нежной грусти. У Некрасова представлена совсем другая осень: она недружелюбна и немилостива к путнику. «Чистая и теплая лазурь» уступает место «заунывному ветру», а «лучезарные вечера» – «ложащемуся на все полумраку». Описанная Некрасовым осень навевает настроение тревоги и печали. Два стихотворения – олицетворяют две противоположные картины осени, знакомые каждому.
Перейти к части 2
Подготовка к ЕГЭ по литературе. Ответ на проблемный вопрос.
Задание 1. Каким предстает внутренний облик лирической героини в стихотворении А. А. Ахматовой «…Мне голос был. Он звал утешно…»1917?
Ключ. Пояснение.Тема Родины − центральная тема творчества многих великих поэтов. Без Родины не мыслили себя Пушкин и Лермонтов, Есенин и Рубцов. Нетрудно провести параллель между стихотворениями перечисленных авторов и стихотворением Анны Ахматовой «…Мне голос был». Как для истинного патриота своей страны для лирического героя Ахматовой не существует выбора между своим краем, «глухим и грешным», и самыми заманчивыми мечтами, вот почему:
Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.
Родину нельзя продать, нельзя обменять — Родина − святое, самое ценное в жизни.
Задание 2. Почему размышления Б. Л. Пастернака в «Гамлете» 1946 о личности и судьбе сопровождают многочисленные образы и детали, связанные с миром театра?
Ключ. Пояснение.«Гамлет» — произведение, открывающее собой «Стихотворения Юрия Живаго». Заглавие указывает читателю на образ шекспировского героя. Известно, что Гамлету ценой жизни пришлось выполнить свой тяжелый долг — отомстить за отца. Но ведь Гамлет — это еще и роль в пьесе. Первая строка стихотворения говорит нам о том, что повествование ведется от лица актера, играющего эту роль. Ему выход на сцену необходим еще и потому, что только так он может уловить в шуме жизни отголоски прошлого. Важно заметить, что в поэзии Пастернака понятия «поэт» и «актер» часто схожи, синонимичны. Поэтому актера, играющего роль Гамлета, мы можем соотнести с поэтом, чей жизненный путь также тяжек и трагичен. Лирическое «я» стихотворения — это и актер, играющий Гамлета, и поэт, обладающий чертами святого страдальца Христа.
Задание 3.. Почему своих современников А. А. Блок называет «детьми страшных лет России»?
Рождённые в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
А. А. Блок, 1914
Ключ. Пояснение. Стихотворение вошло в цикл «Родина». Поэт всегда искал свой образ России, она у Блока многолика, каждый образ передан ярко и неповторимо: то кроткая, то разбойная, то бескрайне вольная, то суровая, ощетинившаяся штыками. России суждено, по Блоку, вечно пребывать в непокое, в состоянии преодоления, боя. Время жизни поэта и его современников перенасыщено историческими событиями. Стихотворение опубликовано 8 сентября 1914 года: за месяц до этого началась первая мировая война. Начало войны, годы, которые несут России новые беды и жертвы… У Блока в стихах глубокие философские раздумья о трагедии исторического пути России. Вот почему Блок, своеобразно обобщая историческую память, называет себя и своих современников «детьми страшных лет России».
Задание 4. Какие свойства души героя раскрываются в его монологе, обращенном к звёздам?
«Звёзды» С. А. Есенин, 1911
Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?
Частые звёздочки, звёздочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звезды небесные.
Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звёзды небесные, звёзды далёкие!
Ключ. Пояснение. С. А. Есенин замечал всё в своей жизни, во всём ему хотелось разобраться, дойти до самой сути, в том числе и в космосе. По-видимому, была очень звёздная летняя ночь, поэт поднял голову и замер от увиденной безбрежной ночной звёздной красоты. И как истинный поэт, начал разговор со звёздами.Всё стихотворение — обращение к звездам и риторические вопросы. Ставя их и, естественно, не получая ответа, поэт задумывается о тайнах мироздания: что таите вы, что скрываете…в чем секрет очарования звездного неба… Он изумлён их огромным количеством, их неизвестностью, их могуществом и такой фантастической далёкостью от земли. Именно этим они так притягательны. С. А. Есенин употребил много эпитетов, сравнений, описывающих звезды, что говорит о восхищении, о том, что глядя на них, поэт пытается разобраться в себе, в своем месте в это мире. И, может быть, именно там, в далеком ночном небе, есть гармония, которой нет на земле.
Задание 5. Что дает основание отнести стихотворение И. А. Бунина «Вечер» к философским произведениям?
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно …
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
И. Л. Бунин, 1909
Ключ. Пояснение.Это, безусловно, философское стихотворение, потому что лирический герой пытается ответить на вечный вопрос: что такое счастье. Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» — подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:
Может быть, оно — Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:
Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано.
Как это понять — счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.
День вечереет, небо опустело. Гул молотилки слышен на гумне…
Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, — «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет — «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное — прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.
Задание 6. Как в стихотворении О. Э. Мандельштама отразилось своеобразие авторского восприятия мира природы?
Силою рассыпчатой бьёт в меня без промаха.
Кисти вместе с звёздами, звёзды вместе с кистями, —
Что за двоевластье там? В чьём соцветьи истина?
С цвету ли, с размаха ли — бьёт воздушно-целыми
В воздух, убиваемый кистенями белыми.
И двойного запаха сладость неуживчива:
Борется и тянется − смешана, обрывчива.
О. Э. Мандельштам, 1937
Ключ. Пояснение.Тридцатые годы — годы зрелости поэта и годы мучительных испытаний. Говорят, что внутренний мир человека раскрывается дважды – при рождении и в последний час. Стихотворение «На меня нацелилась груша да черемуха» датировано 1937 годом и относится к последней, так и не изданной книге, известной под именем «Воронежские тетради». Стихотворение не похоже на привычного Мандельштама. Авторское восприятие мира природы в нем очень своеобразно. Природа — не предмет поклонения для поэта — она воспринимается как предчувствие чего-то тяжелого, трагического. Ощущение трагизма, предчувствие катастрофы передано необычным художественным образом: «нацелилась» груша и черемуха, словно под прицелом пистолета находится сам поэт. И это действительно так, ведь вскоре Мандельштама ждал арест.
Задание 7. Какие душевные открытия принесла любовь герою этого стихотворения?
Любить иных — тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Всё это — не большая хитрость.
Б. Л. Пастернак, 1931
Ключ. Пояснение. Как и многих других художников, Пастернака волнует тема любви, которая проходит через все творчество поэта. Стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» было написано в 1931 году и стало своеобразным откровением поэта.Это произведение представляет собой обращение к возлюбленной. Лирический герой говорит о том, что любить порою очень непросто:
Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секреет Разгадке жизни равносилен.
Уже в первых строчках стихотворения изложена основная идея произведения: лирический герой выделяет свою возлюбленную, считая, что красота этой женщины в простоте. Но при этом героиня идеализируется. Невозможно понять ее и разгадать, поэтому «прелести ее секрет Разгадке жизни равносилен». Стихотворение представляет собой исповедь лирического героя, который уже не может представить свою жизнь без возлюбленной. Любовь, по мнению лирического героя, заключается в простоте и легкости.
Задание 7.1. Кто из русских поэтов обращался к размышлениям о сущности любви и в чём их произведения близки или контрастны стихотворению Б. Л. Пастернака?
Ключ. Пояснение. Тема любви занимает ведущее место в русской поэзии. Любовь как страдание мы видим у Лермонтова. Любовь как возвышающее чувство звучит у Пушкина. Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви.Именно в любовных стихах полнее раскрывается характер лирического героя поэта, именно здесь он почти тождествен автору. В стихотворении «Любить иных – тяжелый крест» Пастернак считает любовное состояние самым ценным, что есть у человека, ибо только в любви люди проявляют самые лучшие свои качества. «Любить иных – тяжелый крест…» — гимн любви, ее чистоте и красоте, ее незаменимости и необъяснимости. Подобное звучание приобретает любовь в стихах Блока. Любовь к женщине настолько сильна, что лирический герой начинает чувствовать подсознательную зависимость от этой эмоции. Он не мыслит себя вне любви. Но в отличие от Пастернака любимая Блока предстает перед ним в образе Величавой Вечной Жены. Возвышенность, святость, порой недосягаемость присущи блоковскому образу. У Пастернака же любимая «прекрасна без извилин». Красота женщины в простоте, — считает поэт. Но при этом героиня идеализируется. Невозможно понять ее и разгадать, поэтому «прелести ее секрет Разгадке жизни равносилен».
Задание 8. Каким настроением проникнуто стихотворение К. Я. Ваншенкина о зимнем лесе?
Вл. Соколову
Зимний лес! От края и до края
Он застыл смолистою стеной,
Сердце беспокойное смущая
Неправдоподобной тишиной.
Он меня гнетёт своим величьем,
Полным отрешеньем от всего
И высокомерным безразличьем
К жизни за пределами его.
Будто нет весёлого сиянья
Городов, затерянных вдали,
Будто нет ни счастья, ни страданья,
Будто нет вращения Земли.
Лишь порой взлетает ворон круто,
Потревожив царственную ель,
И бушует целую минуту
Маленькая тихая метель. (К. Я. Ваншенкин, 1955))
Ключ. Пояснение. Стихотворение можно отнести к философской лирике, оно проникнуто особой атмосферой восхищения непреходящей красотой и величием природы. Перед этим величием отступают суетные людские дела, замирает земное вращение, словно зимний лес знает что-то такое, что неподвластно никому и ничему, кроме него. В такие минуты человек осознает ничтожность собственного бытия и пытается прикоснуться к великой загадке жизни. Однако, стихотворение не оставляет гнетущего впечатления, общий тон его позитивный, светлый.
Задание 9. Какую «часть» себя оставляет лирический герой в опустелом доме?
В этом доме опустелом
Лишь подобье тишины.
Тень, оставленная телом,
Бродит зыбко вдоль стены.
Чуть струится в длинных шторах
Дух тепла – бродячий дух.
Переходит в скрип и шорох
Недосказанное вслух.
И спохватишься порою,
И найдёшь в своей судьбе:
Будто всё твоё с тобою,
Да не весь ты при себе.
Время сердца не обманет:
Где ни странствуй, отлучась,
Лишь сильней к себе потянет
Та, оставленная, часть.
(А. Т. Прасолов, 1968))
Пояснение.
Порой человеку кажется, что он живёт в полном ладу с миром и самим собой. На самом же деле он просто не задумывается, как живёт; в повседневных заботах забывает о своём внутреннем мире, о себе таком, какой есть, не напоказ. Иногда бывает, что-то неуловимое заставляет нас остановиться на мгновение и ощутить себя настоящего. О таком мгновении и идёт речь в стихотворении. Где-то в прошлом, в опустелом доме оставил лирический герой самого себя, об этом подсказывает ему сердце, потому что это оставленное и есть самое настоящее, самая его суть.
Задание 10.В каких произведениях русских поэтов звучит тема, близкая стихотворению Лермонтова «Нищий»? Обоснуйте свой выбор и проведите сопоставление.
Нищий
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
М. Ю. Лермонтов, 1830
Ключ. Пояснение.Тема лицемерия и бессердечности людей звучит в «Размышлениях у парадного подъезда» Н. А. Некрасова. Только в отличие от стихотворения Лермонтова тема эта рассматривается под углом политическим: социальное неравенство, заложенное государственным строем России, позволяет процветать жестокости и равнодушию «владельцев роскошных палат» по отношению к крестьянам. Как и лермонтовский нищий, ждущий подаяния у святой обители, мужики Некрасова пришли к парадному подъезду с прошением. И ждала их та же участь: никто ради них вельможу тревожить не стал. Словно камень в руках нищего, лишивший его надежды, захлопнулась перед «деревенскими русскими людьми» дверь парадного подъезда. Так, в поэзии разных эпох звучит «вечная» тема зла, бессердечия, царящих в мире, крушения надежд и разочарования в людях, которые как самые разумные существа на Земле должны быть иными: милосердными и отзывчивыми.
Задание 11. В каких произведениях русских поэтов раскрываются взаимоотношения человека и природы и в чём эти произведения можно сопоставить со стихотворением Ф.И. Тютчева?
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьётся он,
И вот ушёл за небосклон.
Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли,
Я, царь земли, прирос к земли!..
Ф. И. Тютчев, 1836
Ключ. Пояснение.
Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. В стихотворении Тютчева «Коршун» герой противопоставляет себя коршуну. «Птице даны два крыла, чтобы летать, почему же человек не может взлететь, почему он «прирос к земле», в чем смысл такой жизни, – размышляет лирический герой, — хорошо было бы, как коршун, полететь.»
Образы природы в лирике Лермонтова также могут передавать разлад между внутренним миром человека и миром внешним. Мотив одиночества героя — универсальный мотив в лермонтовском творчестве — подчеркива-ется в образах его стихотворений: дубовый листок, оторвавшийся «от ветки родимой», становится символом бесцельного и бесприютного скитальчества одинокого лермонтовского героя; сосна только в грезах может увидеть «прекрасную пальму», дотянувшись взглядом до «пустыни далекой» и т.д. В этом могут быть сопоставимы произведения двух поэтов.