Какие свойства человека относятся к биологическим
Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.
Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.
Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.
Человек как биологическое и социальное существо
Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).
Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.
При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.
Основные факторы антропогенеза человека
Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.
Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.
К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.
Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.
Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
особая структура мозга и строение черепа;
умение прямо стоять и ходить;
отсутствие плотного шерстяного покрова;
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
логическое и аналитическое мышление;
потребность в социальном взаимодействии;
культурное и духовное развитие;
умение строить и создавать инструменты для труда;
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Единство биологического и социального в становлении человека
Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.
Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:
- Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
- Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.
Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.
Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.
Как мы с вами знаем, проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез.
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
Гипотезы о происхождении человека
- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа — источник человеческого в человеке.
- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности. 1
- Катастрофизм. Система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.
- Телеологизм. Философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин. 2
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле
Человек — биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. 3
Биологические особенности человека:
- прямостояние и прямохождение (некоторые животные, например, обезьяны, так же способны передвигаться на двух конечностях, но им гораздо удобнее использовать все четыре лапы в процессе движения);
- отсутствие плотного волосяного покрова (с природной точки зрения человек самое уязвимое живое существо: что наша тонкая кожа по сравнению со шкурой животного?!);
- развитая кисть руки (строение наших пальцев наделяет нас способностью к мелкой моторике. Обезьяну, с лёгкостью чистящую банан, научить вышивать не удастся);
- крупный объём головного мозга (ну да, конечно, у слона он крупнее, но в пропорции к телу, его мозг занимает всего 0,1% от общей массы слона, в то время как у человека мозг занимает около 2% в соотношении к телу);
- наличие органов речи (собака, например, всё понимает, а сказать не может. Всё потому что нёбо, язык, зубы и гортань у неё имеют совершенно неудобное для членораздельной речи строение). 4
Человек — существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. 5
Социальные особенности человека:
- наличие речи (ни одно животное не имеет столь развитого языка, и не одного, как человек. Даже «речь» попугая — лишь подражание человеческой речи, но не она сама);
- наличие сознания (особого рода отражения реальности через собственные ощущения, чувства, мысли и слова);
- наличие мышления (способности рационально или разумно воспринимать действительность, делать выводы на основе предложенных данных);
- создание культуры (искусственной среды обитания);
- изготовление и использование орудий труда;
- потребность в творческой деятельности (не просто свить гнездо для птенцов, или вырыть берлогу для зимнего сна, а выразить себя в плодах своей деятельности и, возможно, оставить что-то после себя своим потомкам). 6
Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:
- натуралистический — преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;
- социологический — признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. 7
Таким образом, человек — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало). 8
1.4 Биологическое и социальное в человеке.
План.
- Биологическое в человеке.
- Социальное в человеке.
- Человек и животное: сходства, различия, общее.
- Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Человек — биосоциальное существо.
Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Биологическое в человеке.
Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.
Социальное в человеке.
Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.
Человек и животное.
Особенности, свойственные только человеку.
- Способность обладать мышлением, анализировать, размышлять, думать.
- Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
- Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
- Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
- Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
- Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
- Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
- Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
- Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.
Особенности, свойственные только животному.
- Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
- Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
- Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
- Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
- Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
- Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
- Инстинкт самосохранения
- Инстинкт продолжения рода
- Инстинкт материнства
- Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.
Человек, индивид, личность.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Личность
Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.
В чём проявляется индивидуальность?
- Во внешности
- В чертах характера
- В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
- Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Конспект урока обществознания по теме « Человек и личность»
( 6 класс ) Учитель истории МБОУ СОШ № 103 г .Нижний Новгород
Саратина Елена Сергеевна
Цели:
подвести к пониманию особенностей формирования личности и индивидуальных качеств человека;
продолжить формирование умений работать с текстом учебника, делать выводы;
воспитывать такие качества, как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.
Основные понятия: человек, личность, сильная личность, индивид, индивидуальность.
Оборудование: учебник Л.Н. Боголюбов, 2013 г.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II Актуализация знаний по теме «Человек родился»
прочитать параграф 1.
выполнить задания в классе и дома — все (устно),
нарисовать рисунок на тему: «Чем человек отличается от животного».
III. Изучение нового материала.
План:
Что такое личность?
Индивидуальность – плохо или хорошо?
Сильная личность – какая она?
Что такое личность?
Вспомни, что происходило с детьми, которых воспитывали животные?
Какие свойства человека относят к биологическим? (наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.)
Работа с учебником стр.16 «Обсудим вместе».
Человек – существо социальное (общественное).
Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение – все, что окружает человека, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества.
Что же такое личность?
Личность — это совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.
Личность – это человек носитель, каких либо качеств, свойств.
Личность изучается разными науками.
Какими?(психология, социология, философия, история).
Психологи называют личность вершиной всех качеств человека т.к. только личность обладает сознанием.
Что же такое сознание?
Сознание – отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание позволяет человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми.
Когда говорят о личности имеют ввиду особенные качества и способности, характерные черты, позволяющие представить целость личности.
Когда о человеке можно сказать, что он личность?
Понимание человека самого себя, отделение своего «я» от других людей;
способность человека к разной деятельности( игра, труд, учёба).
Для успешной деятельности в школе важны такие качества как целеустремлённость, воля, старательность, терпеливость, настойчивость.
Какие качества личности хорошо развиты у вас, которые помогает вам в учебной деятельности?
Работа с иллюстрациями из учебника стр.18-19.
2. Индивидуальность – это плохо или хорошо?
Упражнение Сейчас я раздам листочки, которые разделены на две половины. Каждая половина содержит вопрос, на который ниже нужно будет написать по 8 ответов. Вот так: кто я? Какой я?
-Все написали? А теперь разделитесь на пары (можно рассчитаться на первый-второй по порядку) и прочитайте друг другу, какие качества вам удалось у себя обнаружить.
Оказывается, все разные, но все очень хорошие люди. Вы просто замечательно поработали, Каждый попытался заглянуть в свою индивидуальность и дать ей характеристику.
Теперь мы можем сказать, что индивидуальность — это своеобразие человека, то, что делает его непохожим на окружающих, это оригинальность его личности.
Люди имеют общие черты друг с другом (строение организма, умение мыслить, говорить и т.д.). Но вместе с тем все люди разные.. каждый имеет свои присущие черты – кто-то пишет стихи, кто-то поёт, кто-то голубоглазый. Первый активен, второй непоседлив, четвёртый стеснителен, а пятый любит одиночество и т.д. – всё это называется индивидуальность. Каждый человек – индивидуальность, т.е. обладает неповторимостью и уникальность. Черты индивидуальности проявляются во всём (поведение эмоции, привычки и т.д.)
Работа с учебником стр.20 «Поэтическое слово».
3. Сильная личность – какая она?
Сильная личность – это личность, которая не смотря на свои недостатки может их преодолеть.
Работа с учебником стр. 23 «Жил на свете человек»
Кого из истории вы можете назвать сильной личностью?
Сильные личности обладают умением отказываться от тех благ и интересов, когда нужно другим помочь защитить Отечество.
Таким образом, человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное. И вследствие этого, формируется личность.
IV. Закрепление изученного материала.
Какие свойства относятся к биологическим?
Что нужно ребёнку, чтобы он развивался как человек?
Что такое личность?
Почему человек социальное существо?
Какая личность заслуживает уважения?
Какую роль в становлении личности играет деятельность?
V. Домашнее задание
Прочитать параграф 2
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.