Какие свойства человека называются биологическими
Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие.
Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя.
Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.
Человек как биологическое и социальное существо
Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).
Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе.
При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.
Основные факторы антропогенеза человека
Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития.
Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.
К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.
Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья.
Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.
Биологические особенности человека
Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.
Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:
наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);
усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;
особая структура мозга и строение черепа;
умение прямо стоять и ходить;
отсутствие плотного шерстяного покрова;
развитый речевой аппарат.
Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.
Социальные особенности человека
Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.
В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:
членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;
логическое и аналитическое мышление;
потребность в социальном взаимодействии;
культурное и духовное развитие;
умение строить и создавать инструменты для труда;
способность к адаптации и обучению.
Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.
Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития.
Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.
Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.
Единство биологического и социального в становлении человека
Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.
Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:
- Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
- Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.
Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью.
Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.
Как мы с вами знаем, проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении. Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез.
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
Гипотезы о происхождении человека
- Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа — источник человеческого в человеке.
- Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
- Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
- Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности. 1
- Катастрофизм. Система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.
- Телеологизм. Философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин. 2
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле
Человек — биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. 3
Биологические особенности человека:
- прямостояние и прямохождение (некоторые животные, например, обезьяны, так же способны передвигаться на двух конечностях, но им гораздо удобнее использовать все четыре лапы в процессе движения);
- отсутствие плотного волосяного покрова (с природной точки зрения человек самое уязвимое живое существо: что наша тонкая кожа по сравнению со шкурой животного?!);
- развитая кисть руки (строение наших пальцев наделяет нас способностью к мелкой моторике. Обезьяну, с лёгкостью чистящую банан, научить вышивать не удастся);
- крупный объём головного мозга (ну да, конечно, у слона он крупнее, но в пропорции к телу, его мозг занимает всего 0,1% от общей массы слона, в то время как у человека мозг занимает около 2% в соотношении к телу);
- наличие органов речи (собака, например, всё понимает, а сказать не может. Всё потому что нёбо, язык, зубы и гортань у неё имеют совершенно неудобное для членораздельной речи строение). 4
Человек — существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. 5
Социальные особенности человека:
- наличие речи (ни одно животное не имеет столь развитого языка, и не одного, как человек. Даже «речь» попугая — лишь подражание человеческой речи, но не она сама);
- наличие сознания (особого рода отражения реальности через собственные ощущения, чувства, мысли и слова);
- наличие мышления (способности рационально или разумно воспринимать действительность, делать выводы на основе предложенных данных);
- создание культуры (искусственной среды обитания);
- изготовление и использование орудий труда;
- потребность в творческой деятельности (не просто свить гнездо для птенцов, или вырыть берлогу для зимнего сна, а выразить себя в плодах своей деятельности и, возможно, оставить что-то после себя своим потомкам). 6
Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:
- натуралистический — преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;
- социологический — признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству. 7
Таким образом, человек — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало). 8
Анонимный вопрос · 20 декабря 2018
2,9 K
Всем трям, то есть здравствуйте. 🙂 Я по жизни оптимист, натуралист, огородник-г…
Признаки, характерные исключительно для человека:
- Умение размышлять и выражать свои мысли словами.
- Способность к абстрактному мышлению.
- Полностью вертикальное положение тела при передвижении.
- Самый развитый головной мозг относительно веса тела.
- Челюсть не выступающая вперед, и мозговой отдел черепа больше лицевого.
- S-образный позвоночник и изгибами.
- Подвижные кости ладони.
В чем заключается индивидуальность человека?
хожу отбрасываю тень с лицом нахала
В книге нейрофизиолога-популяризатора Вилейанура Рамачандрана «Рождение разума», одна из глав («Неврология — новая философия») целиком посвящёна этому вопросу. Вот две цитаты оттуда:
«Что же именно означает «Я»? Как выяснилось, его характеристика имеет пять составляющих:
-Непрерывность: ощущение неразрывной нитью тянется через весь наш опыт в сопровождении чувства настоящего, прошлого и будущего.
-Идея единства «Я». Каждый из нас ощущает себя как единое целое, как одного человека.
-Ощущение помещённости в наше тело.
-Обладание свободой воли. Я могу покачать своим пальцем, но не могу покачать своим носом или вашим пальцем.
-Осознание себя. Любой из этих аспектов может по-разному искажаться при заболеваниях мозга, и это дает основание считать, что «Я» включает в себя не одну, а многие составляющие. «Я» соединяет в себе различные феномены. Например, если я буду стимулировать вашу правую теменную кору с помощью электродов (когда вы в сознании и бодрствуете), вы моментально почувствуете, что парите под потолком, наблюдая собственное тело, лежащее внизу. Материальное воплощение — одно из аксиоматических оснований вашего «Я» — будет временно отменено. И это справедливо для всех аспектов «Я», перечисленных выше. Каждый из них может избирательно подвергаться воздействию при мозговых расстройствах.»
«Наш мозг в целом представляет собой моделирующее устройство, которому необходимо создавать рабочие виртуальные имитации реального мира, в соответствии с которыми мы можем действовать. Внутри этих имитаций нам нужно создавать модели разума других людей, поскольку мы, будучи приматами, чрезвычайно социальные существа. Надо делать это таким образом, чтобы иметь возможность предвидеть их поведение. Более того, чтобы эта внутренняя имитация была законченной, она должна содержать не только модели разума других людей, но также и модель саму по себе, то есть ее постоянные атрибуты — что она может и не может делать. Вполне вероятно, что одна из этих способностей моделирования эволюционировала первой, а затем подготовила почву для второй. Или — как это часто происходит в эволюции — обе способности развивались совместно, обогащая друг друга.»
Прочитать ещё 5 ответов
Люди единственный вид обладающий «логическим мышлением». Есть ли на земле еще какой-либо вид животных обладающий «уникальными», присущими только им качествами?
физик-теоретик в прошлом, дауншифтер и журналист в настоящем, живу в Германии
Что вы понимаете под «логическим мышлением»? Если умение применять формальные правила аристотелевой логики (или любой иной), то на это способно меньшинство людей. Уж точно не все: даже если предварительно исключить детей и умственно неполноценных.
Если же речь о врожденных зачатках логического мышления, то они есть у животных.
- Если ворона видит, что в укрытие вошло столько-то человек, а вышло поменьше, то она понимает, что там остались люди и ведет себя сообразно с этим. Чтобы обмануть ее, надо войти и выйти группой примерно в 7 человек и более: тогда ворона может ошибочно решить, что вышли все. Но и это не будет логический сбой, а ограничение врожденной способности оценить количеслво объектов без формального их пересчета.
- Если собака видит движущийся объект (например, зайца), скрывшийся за преградой, то она побежит к противоположной стороне преграды, надеясь перехватить там объект.
Человекообразные обезьяны понимают, что видели (и, соответственно, знают) их сородичи и чего не видели (не знают). И действуют, исходя из этого понимания. А маленькие дети, наоборот, считают, что все видели/знают ровно то, что видели/знают они: даже если «все» не присутствовали при событии. Типа, как кто-то другой, отсутствовавший, может не знать, где спрятана конфета, если я это видел и знаю? И достигают «обезьяннего» уровня в этой сфере только к 3-4 годам.
Даже одноклеточные движутся по градиенту чего-либо (например, концентрации, или освещенности), желая избежать этого «чего-либо». И против градиента, желая сблизиться / достичь максимума. Вот вам пример врожденной поведенческой логики в живом мире вообще без мышления.- +
Что касается уникальных особенностей, то любой вид характеризуется уникальным СОЧЕТАНИЕМ особенностей. А в каких-то (многих) случаях и ОТДЕЛЬНЫМИ уникальными особенностями. Например, самцы ряда видов богомолов способны продолжать спариваться после того, как им оторвали голову (и, вообще, продолжают поедать по кусочку). Китообразные, летучие мыши и летучие собаки способны ориентировпться в пространстве с помощью эхолокации.
Вообще, возьмите любой способ воспринимать сигналы извне: существующий у человека (зрение, обоняние, осящание), или отсутствующий (способность видеть ультрафиолет, чувствовать магнитное поле, видеть поляризацию света, пользоваться эхолокацией и т.д.). Даже если схожими способностями владеют многие виды, везде найдется свой вид-чемпион. То же и с физиологией и с продолжительностью жизни и т.д. Кто-то способен жить дольше всех, кто-то — меньше всех, а кто-то необычно долго для своих размеров (например, африканские голые землекопы живут раз в 10 дольше прочих грызунов). А кто-то выживает там, где прочие дохнут (например, тихоходки выживают в условиях, невыносимых для прочих многоклеточных животных).
Полно видов, которые едят что-то несъедобное или ядовитое для всех остальных. Коалы едят ядовитые листья эвкалипта (найдите, кто ещё способен на такой подвиг и не умрет), гусеницы восковой моли едят воск, двух других видов моли — кератин (шерсть и кожу), колорадский жук — ядовитые пасленовые (найдите другого желающего).
- +
Человек — не уникум в плане способностей, а всего лишь чемпион в некоторых из них. И уникален в комбинации способностей и особенностей, как и любой иной вид.
Прочитать ещё 2 ответа
Какое свойство присуще ценностям?
Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных…
Ценность – это застывшее желание. Это когда вы хотите чего-то не только сию минуту, а довольно продолжительное время, и притом думаете, что это желание вообще навсегда. То есть это такое желание, которое вы переживаете как постоянное, вечное.
Например, вы хотите мир во всём мире. Не просто сейчас вам вдруг остро захотелось, а потом перехотелось и захотелось чего-то другого, но вы постоянно этого хотите.
Не может быть заведомо временной ценности. Если вы думаете, мол, “пару лет я буду хотеть мир во всём мире, а потом перехочу”, это не ценность, а просто никчёмная игра. Вы действительно можете перехотеть и превратиться из пацифиста в матёрого милитариста и адепта скорейшей войны на уничтожение, но это не предмет планирования. Сейчас вы уверены, что будете хотеть мира всегда.
Ценности могут быть связаны с теми или иными преходящими условиями, но выражаются на языке вечности. “Если живые существа уязвимы, должен быть мир. А если вдруг нет, пусть дерутся и ненавидят друг друга сколько угодно”. Уязвимость изменчива, неуязвимость возможна и может быть достигнута в каком-нибудь будущем. Но ценность мира в условиях уязвимости вечна. В этом смысле ценности имеют ту же природу, что и математика – они находятся в сфере идеального.
Желания эфемерны и текучи, ценности стабильны. Желания не всегда долетают до порога нашего сознания, они могут быть смутными и невыразимыми. Ценности – это кристаллизованные желания: они кристально ясны и легко шлифуются в идеологемы.
Подробнее см. тут.