Какие свойства человека имеют социальную природу

Какие свойства человека имеют социальную природу thumbnail

Современная наука и обществознание активно занимаются изучением биологической и социальной составляющих человека. Биологическая характеристика человека, как и социальная, состоит из ряда особенностей, в равной степени повлиявших на его эволюционное развитие. 

454

Из этого исходит, что биологическое и социальное в человеке составляют равноценное соотношение, т. е. человек является биосоциальной особью и имеет двойную природу, являясь симбиозом природы и общественного строя. 

Далее будут кратко рассмотрены оба вида особенностей человека и их примеры.

Человек как биологическое и социальное существо

Для изучения вопроса доминирования биологического или социального в человеке существует два направления: панбиологизм, настаивающий на биологической уникальности каждого организма (набор генов, характер, темперамент, формирование внешности и физических особенностей) и пансоциологизм, выступающий за биологическое равенство и выдвигающий социальное развитие на первый план (проявляется через влияние на человека воспитания, религии, образования, формирование талантов, личных качеств и восприятия мира).

Биологическое и социальное в человеке

Согласно философским учениям человек является одухотворенной телесностью и в той же степени телом, наделенным душой и разумом. Согласно этому человек представляет собой земное воплощение духа, вынужденное учиться, трудиться и удовлетворять физические потребности для выживания в природе и обществе. 

При этом человек не теряет своей индивидуальности и особенностей характера, делающих его отдельной от социума личностью. Таким образом человек — это уникальная сущность, вмещающая в себя в равной степени земное и духовное.

Основные факторы антропогенеза человека

Антропогенезом называется процесс развития человека, на который напрямую воздействуют биологический и социальный факторы развития. 

Антропогенез человека

Биологические свойства эволюции действуют на всех представителей живой природы, в том числе и на человека. К ним относятся: изменчивость наследственности, борьба за выживание, мутации и дрейф генов, природный отбор.

К числу социальных факторов принадлежат: культура, труд, мышление, формирование моральных качеств, развитие социального сознания и речи.

Труд первобытного человека

Важнейшим двигателем эволюции является трудовая деятельность — способность создавать инструменты для труда принадлежит сугубо человеку, тогда как животные используют вспомогательные средства для охоты и строительства жилья. 

Если биологические особенности развития передаются наследственным путем, то приобретение социальных происходит только во время образования и воспитания.

Биологические особенности человека

Как биологическая особь человек имеет признаки, которые роднят его с другими видами: стремление к продолжению рода, различие по возрасту и полу, потребность в питании, дыхании и сне, наследственность, наличие рефлексов и инстинктов, стереоскопическое зрение, схожее внутреннее строение организма, умение приспосабливаться к разным условиям окружающей среды.

Биологические особенности человека

Кроме общих биологических особенностей существуют важные отличительные черты:

  • наличие морально-психологических качеств (характер, воображение, эмоции, мышление, память);

  • усложненное строение рук и их подвижность, способность к мелкой моторике;

  • особая структура мозга и строение черепа;

  • умение прямо стоять и ходить;

  • отсутствие плотного шерстяного покрова;

  • развитый речевой аппарат.

Так как природа опирается на сугубо физические факторы, философия считает духовность и наличие души основным отличием человека от остального животного мира.

Социальные особенности человека

Человек как социальная особь имеет неразрывную связь с обществом. Он может считаться частью социума лишь при вступлении в общественные взаимоотношения, такие как общение, занятие трудом или творчеством, участие в окружающей социальной жизни.

Речь человека

В числе основных социальных факторов развития и жизни человека:

  • членораздельная речь — человек является единственным биологическим видом, который ею владеет;

  • логическое и аналитическое мышление;

  • потребность в социальном взаимодействии;

  • культурное и духовное развитие;

  • умение строить и создавать инструменты для труда;

  • способность к адаптации и обучению.

Благодаря способности к труду, человек смог развить навык мышления и общения, впоследствии создав первобытное общество. Современные основные социальные качества человека заключаются в умении осмысливать и интерпретировать окружающий мир, выражая свое видение через сознание, речь, искусство, умственную и физическую работу.

Воспитание и воздействие окружающего мира формирует поведение и личность человека, на которые влияет также общество, государство, религия, личное мнение и мировоззрение, приобретенное в ходе эволюционного развития. 

Передача знаний

Человеческое общество отличается умением накапливать, сохранять и передавать полученный извне опыт и информацию и передавать ее из поколения в поколение.

Помимо приспосабливания к окружающей среде, человек также умеет и изменять ее под свои потребности: вырубать леса, возделывать землю, строить дома и фабрики, изготавливать пищу и одежду. Вся деятельность человека основывается не только на инстинктах, как у животных, а на умении моделировать, планировать и анализировать плоды своих действий.

Единство биологического и социального в становлении человека

Прочная взаимосвязь и соотношение социального и биологического в человеке делает его не просто живым организмом с рядом биологических потребностей, но и личностью, обладающей своим характером и мировоззрением.

035

Существует специальная биосоциальная концепция о развитии человека, которая имеет два метода изучения:

  1. Натуралистический — превозносит значение природного начала в жизни человека.
  2. Социологический — считает социальную составляющую главной в человеке, отрицая влияние природной.

Биологическое в человеке предшествует социальному, создавая для него природные и исторические предпосылки. Таким образом социальное становится вторичным и выходит за рамки природного начала, являясь его противоположностью. 

Читайте также:  Какими полезными свойствами обладает дыня

Благодарю этому взаимодействию человек является существом универсальным и целостным, объединяющим в себе духовную, психологическую и физическую основы.

Источник

ТЕОРИЯ ОГЭ

1.4 Биологическое и социальное в человеке.

План.

  • Биологическое в человеке.
  • Социальное в человеке.
  • Человек и животное: сходства, различия, общее.
  • Человек, индивид, личность, индивидуальность.

Человек — биосоциальное существо.

Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Биологическое в человеке.

Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.

Социальное в человеке.

Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только  в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.

Человек и животное.

Особенности, свойственные только  человеку.

  • Способность обладать мышлением, анализировать, размышлять, думать.
  • Способность к членораздельной речи. Даже если человек не может говорить, он использует особый язык глухонемых, но это тоже вербальное общение (то есть при помощи слов).
  • Способность к постановке цели (целеполаганию) и стремление достичь ожидаемого результата. Человек может предвидеть результаты своей деятельности, планировать её.
  • Способность к осознанной деятельности, преобразованию природы, общества и самого себя.
  • Способность создавать орудия труда, использовать их в своей деятельности.
  • Только человек способен к творческой деятельности, к созданию духовных ценностей, культуры. Это способность отражать действительность не только с помощью слов, но и с помощью других средств: музыки, красок, движения тела в танце и др.)
  • Человек может моделировать своё поведение, в течение даже одного дня играть несколько социальных ролей в зависимости от ситуации.
  • Только человеку свойственно отношение к миру, действительности, людям с позиций нравственности, добра и зла.
  • Человек удовлетворяет разного рода потребности: биологические, социальные, духовные, материальные.

Особенности, свойственные только животному.

  • Жизнь только по инстинктам, по природой заложенной программе
  • Отсутствие сознания, мышления. В последние десятилетия учёные пришли к выводу, что некоторым обезьянам  свойственны такие мыслительные операции, как анализ, синтез. Элементы мышления наблюдаются у дельфинов. Но это небольшое исключение из огромного мира животных.
  • Отсутствие членораздельной речи, есть только возможность издавать звуки, предупреждающие о чём-то (об опасности, например). Сигналы животных не несут информации о прошлом или будущем, о каком-то абстрактном предмете. Они отражают сиюминутную ситуацию.
  • Неспособность к постановке осознанной цели, любые действия животных определяют инстинкты.
  • Животные не способны к труду, к созданию орудий труда, они лишь приспосабливаются к окружающей среде. Говорят лишь об активности животных, которая также обусловлена инстинктами. И как бы мы ни восхищались плотинами бобров, сотами пчёл или гнёздами птиц — всё это результат действия по инстинктам. Животные, причём только очень немногие, могут использовать природный материал для добывания пищи( например, обезьяна может палкой сбить плод), но создать орудие труда они не способны.
  • Потребности животных только биологические, обусловленные инстинктами.

Особенности, свойственные и человеку, и животному.

Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой.  Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.

Какие же инстинкты сохранились у людей?

  • Инстинкт самосохранения
  • Инстинкт продолжения рода
  • Инстинкт материнства
  • Так называемое шестое чувство — инстинкт предчувствия чего-то. У кого-то данный инстинкт развит очень сильно, у кого-то проявляется слабо. Но известно, что мать может почувствовать беду, которая ожидает его ребёнка.

Человек, индивид, личность.

Человек  — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.

Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.

Индивид

Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.

Личность

Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться  в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.

Индивидуальность

Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.

В чём проявляется индивидуальность?

  • Во внешности
  • В чертах характера
  • В особенностях протекания психических процессов (памяти, мышления и др.)
  • Во взглядах на жизнь, в ценностях, идеалах, смысле жизни.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

6. Выбор верных суждений (Человек и общество)

1. Вспоминай формулы по каждой теме

2. Решай новые задачи каждый день

3. Вдумчиво разбирай решения

Читайте также:  Какой структурой определяются свойства белков

Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме “Человек как результат биологической и социокультурной эволюции”. Один из слайдов называется “Признаки, отражающие социальную природу человека”. Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.
1) потребность в уважении со стороны других людей
2) приспособление к условиям окружающей среды
3) общение с помощью словесной речи
4) стремление к самореализации в обществе
5) способность к продолжению рода
6) использование предметов, данных природой

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Человек как результат биологической и социокультурной эволюции”.
1) верно
2) неверно, это отражает биологическую природу человека.
3) верно
4) верно
5) неверно, это отражает биологическую природу человека.
6) неверно, это отражает биологическую природу человека; животные также способны использовать предметы, данные природой.
Человек — существо биосоциальное:
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами, определенным темпераментом. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
Человек — существо социальное (т.е. общественное). Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется в способности и готовности к общественно полезному труду, в его сознании и самосознании, разуме, мировоззрении, в свободе и ответственности, волевых качествах.

Ответ: 134

Антон учится в 11 классе. Что из перечисленного ниже иллюстрирует его социальные потребности? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.
1) потребность рисовать картины
2) потребность общаться с одноклассниками
3) потребность в воздухе для дыхания
4) потребность в достижении гармонии с окружающим миром
5) стремление получить престижную профессию
6) стремление достичь жизненного успеха

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Потребности и интересы”.
1) неверно, это духовная потребность.
2) верно
3) неверно, это биологическая потребность.
4) неверно, это духовная потребность.
5) верно
6) верно
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. Виды потребностей человека:
— Биологические (естественные, органические) — потребности в пище, сне, размножении и др. Это то, что необходимо для нормального развития человека как индивида.
— Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
— Духовные (идеальные) — потребности в знаниях, творчестве, создании прекрасного и др.

Ответ: 256

Что из перечисленного иллюстрирует биологические потребности Васи, студента из Саратова? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.
1) потребность в пище
2) потребность в общении
3) потребность в тепле
4) потребность во сне
5) потребность в уважении со стороны окружающих
6) потребность в творчестве

Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Потребности”.
1) верно
2) неверно, это социальная потребность
3) верно
4) верно
5) неверно, это социальная потребность
6) неверно, это духовная потребность
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. Виды потребностей человека:
— Биологические (естественные, органические) — потребности в пище, сне, размножении и др. Это то, что необходимо для нормального развития человека как индивида.
— Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
— Духовные (идеальные) — потребности в знаниях, творчестве, создании прекрасного и др.

Ответ: 134

Вадиму Андреевичу 40 лет. Найдите в приведённом списке его черты, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Вадим Андреевич служит в Вооруженных Силах РФ.
2) По темпераменту Вадим Андреевич флегматик.
3) Вадим Андреевич — честный и принципиальный человек.
4) Вадим Андреевич свободно владеет немецким языком.
5) Рост Вадима Андреевича — 176 см.
6)Вадим Андреевич — добрый и отзывчивый, у него много друзей.

Для выполнения данного задания повторите тему “Биосоциальная природа человека”.
Человек — существо биосоциальное:
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами, определенным темпераментом. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
Человек — существо социальное (т.е. общественное). Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется в способности и готовности к общественно полезному труду, в его сознании и самосознании, разуме, мировоззрении, в свободе и ответственности, волевых качествах.
Человек — это сложно организованное единство биологического и социального.
Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития и социализации сохраняет особенности природного существа.
1) верно, профессию человек приобретает в обществе, это относится к социальной природе человека
2) неверно, темперамент врожден, относится к биологической природе человека
3) верно, моральные качества приобретаются в обществе, это социальная природа человека
4) верно, знание языков приобретается в обществе, это социальная природа человека
5) неверно, рост — это биологмческая природа человека
6) верно, моральные качества, умение общаться с людьми приобретаются в обществе, это социальная природа человека

Читайте также:  Какие химические свойства характерны для гидроксида бария

Ответ: 1346

Знакомые характеризовали Виталия как незаурядную личность. Какие из приведенных ниже качеств могли стать основой этой характеристики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокий рост
2) интерес к садоводству
3) увлекается спортивной ходьбой
4) голубые глаза
5) светлые волосы
6) участие в волонтерских организациях.

Для выполнения этого задания повторите соотношение понятий “индивид”, “индивидуальность”, “личность”:
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, вида homo sapiens (к характеристикам человека как индивида относится его пол, возраст, биологические потребности)
Индивидуальность — это совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности (индивидуальность проявляется в темпераменте человека, его психических особенностях, а также в физических особенностях, таких как цвет глаз, форма носа и т.д.).
Личность — человек, как носитель социально значимых черт и активный член общества (личность характеризуется способностью ставить сознательные цели, ответственностью, определенным социальным статусом, мировоззрением, набором социальных ролей, интересами и ценностями).

Ответ: 236

Екатерине 16 лет. Найдите в приведенном списке ее черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Екатерины светлые волосы и карие глаза.
2) Екатерина добрая и отзывчивая.
3) Екатерина — внешне привлекательная девушка.
4) Рост Екатерины ниже среднего.
5) Екатерина — честный человек.
6) Екатерина интересуется биологией.

Человек — существо биосоциальное:
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами, определенным темпераментом. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
Человек — существо социальное (т.е. общественное). Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется в способности и готовности к общественно полезному труду, в его сознании и самосознании, разуме, мировоззрении, в свободе и ответственности, волевых качествах.
Человек — это сложно организованное единство биологического и социального.
Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития и социализации сохраняет особенности природного существа.
1) неверно, цвет волос, цвет глаз относятся к биологической природе человека
2)верно, моральные качества, например, доброта и отзывчивость приобретаются в обществе, это социальная природа человека
3) внешность — это биологическая природа человека
4) рост — это биологическая природа человека
5) верно, моральные качества, например, честность, приобретаются в обществе, это социальная природа человека
6) верно, интересы у человека формируются в процессе жизни в обществе, они характеризуют социальную природу человека.

Ответ: 256

Максим Олегович — руководитель образовательного проекта “Школково”. Найдите в приведенном списке ее черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Максима Олеговича русые волосы.
2) Максим Олегович требовательный руководитель.
3) Максим Олегович по темпераменту халерик.
4) Рост Максима Олеговича 181 см.
5) Максим Олегович обладает педагогическим талантом.
6) Максим Олегович легко переносит физические нагрузки

Человек — существо биосоциальное:
Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами, определенным темпераментом. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
Человек — существо социальное (т.е. общественное). Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется в способности и готовности к общественно полезному труду, в его сознании и самосознании, разуме, мировоззрении, в свободе и ответственности, волевых качествах.
Человек — это сложно организованное единство биологического и социального.
Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития и социализации сохраняет особенности природного существа.
1) неверно, цвет волос относится к биологической природе человека
2)верно, требовательность, умение руководить приобретаются в обществе, это социальная природа человека
3) неверно, темперамент врожден, относится к биологической природе человека
4) неверно, рост относится к биологической природе человека
5) верно, талант развивается в обществе, это социальная природа человека
6) неверно, способность легко переносить физические нагрузки — биологическая природа человека

Ответ: 25

Источник