Какие свойства человеческой личности темперамент характер

Какие свойства человеческой личности темперамент характер thumbnail

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги «Темперамент. Характер. Личность» Симонов П. В., Ершов П. М. — Москва: «Наука», 1984 г.

Книга члена-корреспондента АН СССР, доктора медицинских наук П.В.Симонова и кандидата искусствоведения П.М.Ершова посвящена популярному изложению естественнонаучных основ индивидуальных особенностей человека в свете учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и достижений современной психофизиологии. В ряде глав использовано творческое наследие К.С.Станиславского, касающееся воссоздания характеров действующих лиц и принципов актерского перевоплощения в индивидуальность изображаемого персонажа. Книга представляет интерес для самого широкого круга читателей — физиологов, психологов, педагогов, работников искусства, для каждого, кто в своей практической деятельности связан с вопросами воспитания, подбора, профессиональной ориентации людей.

Темперамент — «характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. В структуре темперамента можно выделить три главных компонента: общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность».

Характер— «целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, ее тип, «нрав» человека, проявляющийся в отдельных актах и состояниях его психической жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жизни. Характер человека выступает в качестве основы его поведения. . .». В первый момент кажется, что определения темперамента и характера практически совпадают, хотя появилось и нечто новое: склад ума, манеры, привычки. Однако в своей повседневной житейской практике мы вряд ли спутаем темперамент человека с его характером. Именно характер, а не темперамент мы назовем сильным, слабым, твердым, мягким, тяжелым, плохим, настойчивым, труднопереносимым и т. д. Определений, пригодных для описания темперамента, в языке гораздо меньше: бурный, неукротимый, вялый… Пожалуй, удобнее всего по-прежнему пользоваться терминологией древних греков, подразделяя человечество на холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков. Интуитивно ощущаемое различие, несовпадение темперамента и характера подсказывает, что в основе этого различия лежат какие-то существенно разные проявления индивидуальности. В темпераменте преимущественно выражается отношение человека к происходящим вокруг него событиям. Датский художник X. Бидструп в серии юмористических рисунков изобразил реакцию четырех субъектов на одно и то же происшествие: незнакомый прохожий нечаянно сел на шляпу отдыхавшего на скамейке господина. В результате холерик пришел в ярость, меланхолик страшно огорчился, сангвиник — рассмеялся, а флегматик невозмутимо надел шляпу себе на голову. Характеры выявляются в действии — активном, целеустремленном, нерешительном, покорно-подражательном и т. д. Общее же между ними состоит в том, что ни темперамент, ни характер ничего не говорят нам о социальной ценности данного человека: обладающий отвратительным характером холерик может преследовать возвышенные цели, а мягкий и уступчивый сангвиник оказывается отъявленным негодяем.

Личность включает в себя и темперамент, и характер человека, но не ограничивается ими, поскольку личность — «ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость».

В классификации Павлова холерику соответствует сильный возбудимый неуравновешенный тип, а меланхолику — слабый. Сангвиник — сильный уравновешенный подвижный тип по Павлову, а флегматик —сильный уравновешенный инертный. Со свойственной ему наблюдательностью Павлов отметил характерные черты эмоциональности, присущей каждому из основных типов.

По мнению Павлова, сильный неуравновешенный тип склонен к ярости, слабый — к страху, для сангвиника характерно преобладание положительных эмоций, а флегматик вообще не обнаруживает сколько-нибудь бурных эмоциональных реакций на окружающее. Эмоции автоматически указывают на все наиболее доступное и на все наименее доступное в данной ситуации применительно ко всем одновременно существующим потребностям субъекта. Поскольку сила эмоции зависит не только от силы каждой из потребностей, но и от возможности их удовлетворения, эмоция направляет человека к наиболее доступному в данных конкретных условиях. Эмоция — традиционный источник соблазнов, вплоть до ведущих к преступлению. Воля, напротив, ориентирует человека на труднодоступное, на требующее преодоления препятствий.

Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет,

Марк Аврелий

Признавая ключевую роль потребностей в поведении человека, мы не располагаем их обоснованной классификацией, традиционно ограничиваясь делением потребностей на материальные и духовные, на естественные (биологические) и культурные (исторические).

Биологические (витальные) потребности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека, принадлежащего живой природе на высшей стадии ее развития. Они порождают множество материальных квазипотребностей в пище, одежде, жилище, в технике, необходимой для производства материальных благ, в средствах защиты от вредных воздействий и т. д.

К числу биологических относится и потребность экономии сил, побуждающая человека искать наиболее короткий, легкий и простой путь к достижению своих целей. Потребность в экономии сил близка потребности в вооружении (которую нам предстоит рассмотреть специально), но это две разные потребности, хотя на уровне человека они постоянно дополняют, поддерживают и даже питают одна другую. Принцип экономии сил лежит в основе изобретательства и совершенствования навыков, но может приобрести и самодовлеющее значение, трансформировавшись в лень.

Социальные потребности мы выделяем в особую группу, памятуя, что социально детерминированы и все другие побуждения человека. Однако в данном случае речь идет о социальных потребностях в узком и собственном смысле слова. Это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, быть объектом их уважения и любви. Попытки свести все многообразие социальных потребностей к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства — лишь одна из многочисленных разновидностей этой группы мотиваций, причем потребность быть «ведомым» нередко перекрывает по силе и остроте желание быть лидером.

Третью и последнюю группу исходных потребностей составляют идеальные потребности познания в самом широком смысле: познания окружающего мира в целом, в его отдельных частностях и своего места в нем, познания смысла и назначения своего существования на земле.

Биологические, социальные и идеальные (познавательные) потребности в свою очередь делятся на две разновидности: на потребности сохранения и развития. А. Маслоу и Г. Олпорт называют их потребностями «нужды» и «роста». Приобретение самых первых, самых элементарных умений маленьким ребенком не связано с его голодом или жаждой. Более того, голод, дискомфорт, вызванный мокрой пеленкой или охлаждением, прерывают и тормозят процесс приобретения навыков, которые, в сущности, понадобятся ребенку много позднее.

Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. По типу присущего им мышления Павлов разделил всех людей на «художников», «мыслителей» и представителей наиболее многочисленного среднего типа, в равной мере использующих как мышление образами, так и понятиями. Сегодня мы знаем, что левое полушарие (у правшей) связано с речью, абстрактно-понятийным мышлением, математическими способностями, в то время как правое оперирует чувственно-непосредственными (зрительными, слуховыми, осязательными и т. д.) образами, пространственными представлениями, связано с музыкальными способностями и комбинаторной одаренностью. Множество фактов свидетельствует о преимущественной «эмоциональности» правого полушария. Образно говоря, правое полушарие больше связано с порождением целей, а левое — с их конкретизацией и с уточнением средств достижения этих целей. Представления об интро- и экстравертированности страдают крайней противоречивостью. Об экстра- или интровертированности судят по тому, отчего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность). Л. Мартон и Я. Урбан характеризуют интроверта как сильного, малочувствительного, неуравновешенного, а экстраверта — как слабого, чувствительного, склонного к торможению индивидуума.

Поскольку холерик (сильный безудержный тип) движим устойчиво доминирующей потребностью, его действия, как правило, обладают чертами преодоления и борьбы с характерной для этих действий эмоцией гнева, ярости, агрессивности. Меланхолик (слабый тип), напротив, всегда тяготеет к обороне, к защите, нередко окрашенной эмоциями страха, неуверенности, растерянности. Обладающий выраженным мотивационным «стержнем» и одновременно любознательный, ищущий, «открытый» среде сангвиник (сильный подвижный тип) чаще других испытывает положительные эмоции. Что касается флегматика, то при всей его эмоциональной индифферентности он тем не менее опять-таки тяготеет к положительным эмоциям, поскольку его внутренний мир хорошо сбалансирован и устойчив. И снова мы обязаны подчеркнуть, что речь идет именно о тенденции, о предпочтительной склонности, поскольку представители любого типа наделены всем арсеналом человеческих эмоций.

В природе не существует «хороших» и «плохих» типов нервной системы. Сам факт их сохранения на протяжении миллионов лет сначала биологической, а затем культурно-исторической эволюции показывает, что для человечества в целом необходимо и полезно наличие разных типов (темпераментов). В. М. Теплов и В. Д. Небылицын представили в свое время убедительные доказательства тому, что для различных видов деятельности оптимальными оказываются свойства, присущие тому или иному темпераменту. Если «сильный» тип обнаруживает высокую устойчивость в экстремальных ситуациях, то повышенная чувствительность «слабого» типа представляет не менее ценное качество в иных условиях, где требуется способность к быстрому и тонкому различению внешних сигналов. Специальные эксперименты показали, что представители разных типов нервной системы решают одни и те же задачи в равной мере успешно, только каждый из них использует свою тактику деятельности. Человечество сильно своим разнообразием.

Ещё раз подчеркиваем значение воспитания для формирования личности на базе индивидуальных особенностей нервной системы, природных способностей и задатков.

P.S.

По данной тематике рекомендуем ознакомиться с материалами:

— «Теории личности: сравнительный анализ» Мадди С. // Пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, П. Румянцевой. — СПб.: Издательство «Речь», 2002.

— «Становление личности ребенка 6—7 лет» Непомнящая Н. И./Науч .—исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1992.

— «Сравнительное исследование стилей мышления, типа личности и темперамента у праворуких и леворуких людей» В. И. Лупандин, И. К. Пятых // Известия Уральского государственного университета. – 2010. – № 4(81). – С. 95-104.

Источник

Темперамент — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психических процессов и состояний. В это понятие входят только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Черты темперамента являются наследственными и поэтому практически не поддаются измерению.

Темперамент человека в первую очередь определяют конституциональные особенности его нервной и эндокринной системы.

Основные усилия человека при анализе черт темперамента должны быть направлены не на их измерение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента, с тем чтобы знать, какие виды и способы деятельности больше соответствуют его природной предрасположенности.

Родоначальник учения о темпераменте — древнеримский врач Гиппократ (V в. до н. э.).

Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

Сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям, оптимистичен, гибок, способен к компромиссам. Ориентирован на свободу, риск, быстрый результат, активность. Мимика подвижная и выразительная. При отсутствии серьезных целей у сангвиника вырабатываются поверхностность и непостоянство.

Холерик. Отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, часто раздражительностью. Активен, напорист. В зависимости от направленности личности данный тип темперамента может проявляться в виде инициативности, принципиальности или своеволия, агрессивности. Перепады настроения и работоспособности.

Флегматик. Обычно ровен и спокоен. Новые формы поведения вырабатываются медленно, но стойкие. В зависимости от условий может быть сдержанным, вдумчивым или вялым, безучастным, безвольным.

Меланхолик. Чувствителен к внешним раздражителям. Ему свойственны тревожность, склонность к “ступору” в экстремальных ситуациях. В нормальных условиях это человек сдержанный, глубоко чувствующий, склонный к пессимизму.

По Павлову (рис. 3.1), в основе темперамента лежат свойства нервной системы:

сила основных нервных процессов — раздражительного и тормозного;

равновесие нервных процессов;

подвижность нервных процессов.

Какие свойства человеческой личности темперамент характер

Рис. 3.1

Другое основание для выделения четырех типов темперамента предложено Г. Айзенком. Он выделяет два базисных параметра индивидуальности:

экстраверсия — интроверсия; нейротизм — эмоциональная устойчивость.

У каждого типа темперамента свои “отношения” со временем. Для холерика субъективно переживаемое время опережает течение реального времени. Он стремится вперед, испытывает острый дефицит времени. Препятствия вызывают агрессию и ярость.

Для сангвиника субъективно переживаемое время не очень отличатся от реального. Стремление вперед сочетается с боязнью опоздать. Этот тип тоже спешит жить и поэтому испытывает острый дефицит времени.

Для меланхолика нет ни опережения, ни остановки времени. Он “привязан” к объективному времени. Этот тип как бы стоит во времени. При отсутствии внешних изменений движения времени для него не существует. Обездвиженности во времени соответствует внешняя обездвиженность, замкнутость и постоянная тревога: “Что-то должно произойти”.

Для флегматика субъективное время отстает от объективного, поэтому субъективно переживаемое время медленно и равномерно. Его всегда хватает, даже есть избыток. Он ориентирован на прошлое, к изменениям привыкает медленно, с трудом.

Человек, как правило, представляет собой смесь типов темперамента при доминанте одной из составляющих.

Без учета специфики индивидуальности формально при организации рабочих пар можно исходить из следующего принципа: холерику легче всего работать с сангвиником, сангвинику — с меланхоликом, меланхолику — с флегматиком.

Характер — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Эти особенности выражают отношение человека к окружающему миру, другим людям, себе самому и закрепляются в типичных, привычных для него способах поведения.

Характер формируется на основе темперамента, чертой характера может считаться любая черта личности, если она систематически проявляется в различных видах деятельности. Характер — не просто совокупность изолированных черт, различные его свойства взаимосвязаны и взаимозависимы.

В структуре характера выделяют четыре группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности: к труду (склонность к творчеству, трудолюбие, инициативность, лень, безответственность, пассивность);

другим людям (общительность, чуткость, коллективизм, замкнутость, черствость, индивидуализм);

самому себе (скромность, самокритичность, обидчивость, эгоцентризм);

вещам (аккуратность, щедрость, скупость).

Любая черта при чрезмерном развитии может сделать характер человека деформированным или акцентуированным. Акцентуированные характеры разнообразны, но их обладатели бросаются в глаза: им “присуща готовность к особенному, т. е. как к социальноположительному, так и к социально-отрицательному развитию” (К. Леонгард). Выраженность акцентуаций может быть различной: от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда ставится вопрос о наличии психопатии.

Психопатия — болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими. Акцентуации характера чаще наблюдаются у подростков и юношей (50—80 %), чем у взрослых. С годами акцентуации могут сглаживаться или, наоборот, усиливаться.

Можно выделить следующие типы акцентуации характера:

Демонстративный тип. Стремится быть в центре внимания и добиваться целей любым способом. Часто эгоистичен, необуздан. Конфликты с такими людьми происходят при ущемлении их интересов, недооценке заслуг. Истеричен, непригоден для однообразной работы. Показана деятельность с кратковременными, часто меняющимися контактами.

Педантичный тип. Сверхточен, стремится соблюдать всегда и во всем порядок, чрезмерно аккуратен. Окружающих такие люди привлекают добросовестностью, серьезностью, надежностью в делах и чувствах. Отталкивающие черты — формализм, крючкотворство, занудство. Конфликты возможны при их личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Склонны к навязчивости. Предпочтительнее бумажная работа. Не склонны к перемене места работы.

Ригидный тип. Отличается силой и постоянством чувств, которые не всегда проявляются сразу (задержка аффектов): ярость, гнев, страх. Аффект может не затихать или вспыхивать с первоначальной силой спустя годы. Долго помнит обиды. Большое честолюбие, уверен в своей исключительности, необходимо реал ьное уважение и признание окружающих. Хорошо проявляет себя в работе, дающей ощущение независимости.

Возбудимый тип. Повышенно раздражителен, несдержан, угрюм. Но может быть льстивым, услужливым (как маскировка), склонен к хамству или молчаливости. Активно и часто конфликтует с начальством, неуживчив, в семье может быть деспотичным и жестоким. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и проявляют любовь к детям. Предпочтительны физический труд, атлетические виды спорта. Часто меняют место работы.

Гипертимный тип. Очень энергичен, самостоятелен, стремится клидерству, авантюрам, риску. Отсутствует самокритичность. Повышенная самооценка, веселые, легкомысленные, поверхностные люди. Умеют развлекать других. Любят жизнь и удовольствия. Конфликт возможен при монотонной работе, одиночестве, в условиях жесткой дисциплины, постоянных нравоучений. Успешно выполняют работу, требующую постоянного общения. Показана организаторская деятельность.

Дистимичиый тип. Серьезен, даже подавлен, медлителен; слабость волевых усилий. Характерно пессимистичное отношение к будущему, заниженная самооценка, низкая контактность, немногословность. Домосед, индивидуалист. В конфликты вступает редко, являясь в них пассивной стороной. Смена привычного образа жизни оказывает отрицательное влияние. Хорошо справляется с работой, не требующей широкого круга общения. При неблагоприятных условиях проявляет склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает у представителей меланхолического темперамента.

Тревожный тип. Пониженный фон настроения, робок, неуверен в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, тяжело переживают экзамены, контрольные. Рано формируется чувство дома. Высокие моральные и этические нормы. Чувство собственной неполноценности стремится замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где может раскрыть свои способности. Нередко служит козлом отпущения, мишенью для шуток. Противопоказано быть руководителем.

Экза.1ьтированный тип. Изменчивое настроение, словоохотливость, повышенная отвлекаемость, способность восхищаться, восторгаться. Высокая контактность, влюбчивость. Часто спорит, но не доходит до открытых конфликтов. Альтруист, привязан к друзьям и близким. Может быть паникером, подвержен порывам.

Эмотивный тип. Родственен экзальтированному типу, но проявления не столь бурны. Чувствительность, ранимость, тревожность, болтливость, гуманность. Часто печальное настроение. Отзывчив, сопереживает чужому горю. Обиды носит в себе. Бережно ухаживает за растениями, животными. Дорожит семьей. Конфликты с близкими воспринимает трагически.

Циклотимный тип. Смена гипертимных и дистимных состояний. Смена настроения, зависимость от внешних событий. В дистимич- ный период обостренно воспринимаются неприятности. Склонность к перемене места работы, интересов. Данный тип характера встречается у лиц холерического темперамента.

Источник