Какие сведения о зарождении государственности у восточных славян содержатся

Формирование государственности у восточных славян длилось несколько веков и было обусловлено распадом кровнородственных, родоплеменных отношений. Уже в IX веке у восточных славян наступил период перехода к классовым отношениям. Таким образом, можно утверждать, что тогда у славян общество поделилось на эксплуатируемых и эксплуататоров, и они вплотную подошли к образованию государства. А теперь нужно понять: как и из-за чего все же возникло государство у восточных славян?
Конечно, отсутствие достоверной информации о догосударственном периоде в истории России является причиной вековых споров о поводах, предпосылках и теориях происхождения государственности. О причинах возникновения государства можно говорить долго и много, так как эта тема до сих пор полностью не исследована учеными. Но все же выделяются несколько самых главных и наиболее вероятных причин: внешнеполитические, внутриполитические и социально-экономические.
Естественно, наиболее важной причиной возникновения государства являлось наличие внешней опасности. С VI века славяне пытались бороться со многими кочевыми племенами: гуннами, хазарами, половцами и др. Но, чтобы их победить нужна была централизованность, сплоченность и сила всех восточнославянских племен.
Также стоит рассмотреть внутриполитические и социально-экономические взаимоотношения между славянскими племенами, так как они в такой же степени повлияли на образование централизованной страны. Появлялись достаточно внушительных размеров племенные союзы, которые заключали между собой соглашения. Например, с конца шестого века существовал огромный союз вокруг Киева, а в IX веке вокруг Новгорода было объединение во главе с Гостомыслом. За ненадобностью распалась родовая община, уступив место «соседской». Начался процесс отделения ремесла от прочих разновидностей хозяйственной деятельности, развития внешней торговли, роста городов, формирования социальных групп и феодальных отношений.
Учеными выделено несколько теорий о том, каким образом формировалось наше государство, и кто же заложил фундамент для будущей страны и династии.
В начале XII века русский летописец Нестор, предпринимая попытки объяснить происхождение государства у восточных славян, записал в повесть временных лет легенду о призвании трех варягов на Русь- братьев Рюрика, Синуса и Трувора- дабы они правили на нашей земле. Легенда гласит, что до появления на Руси централизованной власти, земля была поделена на две части: одна ( поляне и их близкое окружение ) платила дань хазарскому каганату, а другая (словене ильменские, чудь, меря, весь)- варягам. В 859 году новгородцы (ильменские словене) изгнали варягов за море с земли русской и подчинились старейшине Гостомыслу. Когда же мудрец умер начались беспощадные междоусобные войны между племенами, и тогда было принято решение призвать сына варяжского князя и дочери Гостомысла Рюрика, чтобы он принял бразды правления. Так по легенде зародилась великая династия Рюриковичей, которая удерживалась на троне больше семи столетий.
Однако ярым противником норманизма был Михаил Васильевич Ломоносов. Антинорманисты считают, что высказывание о бессилии славян самостоятельно создать свое государство абсурдное, они полагают что данная теория «кощунственная» по отношению к нашему народу. Хотя антинорманисты и не отрицают участия варягов в образовании нашего государства, но они так же и не признают их большого вклада.
Дабы все же прийти к какому-то компромиссу, ученые попытались объединить эти две теории в одну, но наиболее правдивую. Таким обозом была разработана центристская теория, которая утверждает, что наше государство возникло в ходе многолетнего внутреннего развития славян, но и при небольшом участии варягов.
Процесс формирования государственности на нашей земле занимает многие умы, и многие тщетно пытаются получить достоверную информацию по этому вопросу, но, к большому сожалению, данная загадка так и остается по сей день неразрешенной.
Смотрите также:
1. Игра престолов Древней Руси
2. Русь после смерти Ярослава Мудрого. Триумвират Ярославичей
3. Муза Владимира I Крестителя
4. Последняя княгиня языческой Руси
5. Князь Всеслав Полоцкий: жизнь и судьба
В самом начале статьи надо отметить, что вопрос возникновения государственности у восточных славян, сложен и неоднозначен. Ему посвящены многие книги и научные труды. В паре абзацев не раскрыть всю многогранность и глубину темы. Целью же этого текста является создание общей картины в голове читателя, попытка заинтересовать его в расширении знаний и дать представление о прошлом.
Было определено, что образование государства у восточных славян шло с IV по IX века. Началом Киевской Руси принято считать 882 год, когда Вещий Олег объединил Новгород и Киев. Ещё раньше, в 862 году, варяжский князь Рюрик был призван на княжение в Новгород – некоторые учёные называют эту дату отсчётом государственности.
Возникновение государственности у восточных славян
О чём же свидетельствовало призвание варягов? О том, что к тому времени уже сформировался какой-никакой государственный аппарат, и, грубо говоря, Рюрика было куда приглашать – именно так говорит «прославянская» теория.
Норманнистская теория, в противовес, утверждает, что государственность восточных славян целиком и полностью образовалась благодаря князьям варягам.
Возможно, вам также будет интересна статья: Храм Василия Блаженного — история создания
Холодная война между двумя взглядами на славянскую историю длится и по сей день. Её не позволяет преодолеть малое количество источников. В таком положении особенно важной становится научная этика, ведь для доказательства своей правоты стороны готовы на губительные для мировой истории, неэтичные поступки вроде замалчивания неугодных фактов.
Современный же взгляд на исторический спор заключается в компромиссе. Если говорить о наиболее распространённой в России точке зрения (в частности, преподаваемой в школах), то она звучит так: «Да, варяги были призваны на княжение и способствовали возведению порядка в землях славян, но основной процесс зарождения государства исходил из ряда закономерностей и причин, на которые норманны вовсе не влияли».
А именно:
— Ещё до призвания Рюрика начался переход от родовой общины к соседской. Важная веха в — развитии народов.
— У восточных славян, несмотря на разделения племён, уже существовал общий язык.
— До IX века шло социальное расслоение. У славян уже существовали свои князья, родовая знать.
— У славян формировались чёткие границы своих земель.
— Ещё до призвания Рюрика формировалось ремесло и развивалось хозяйство. Уже существовал подсечно-огневой способ, бортничество и т.д.
— Задолго до появления древнего государства у восточных славян уже существовали деньги.
— Правславянское самосознание возникло задолго до княжения Рюрика на Дунае, то есть уже тогда славяне считали себя единым народом.
Повесть временных лет
Одним из основных источников сведений о появлении государства восточных славян является «Повесть временных лет». Этот культурный памятник действительно бесценен и не раз помогал исследователям. Но, как известно, для подтверждения факта нужно более двух источников. И при критическом подходе зачастую оказывалось, что «Повесть временных лет» передавала события не точно, а где-то автор вовсе мистифицировал события.
Повесть временных лет
Какую бы из теорий вы бы ни предпочли считать более правдивой, все они согласны с тем, что появление восточнославянского государства оказало колоссальное влияние на мировую историю.
Правление княгини Ольги
Роль государства в жизни самих славян была настолько же велика, как и роль природы, дарившей жизнь. Вся история России от Киевской Руси до новейшего времени говорит о том, что государство был властецентрично. И истоки этого явления лежат как раз-таки в древности, когда поляне, древляне, родимичи , кривичи, словене и ряд других племён организовались в огромную страну на востоке Европы. Славянам приходилось терпеть тяжёлые природные условия и постоянные набеги кочевников. Из-за такого положения формировался жёсткий гос. аппарат, который использовал насилие в значительной степени больше, чем другие методы.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.
1.2.1. Возникновение государственности у
восточных славян
Государство — это политическая структура общества, имеющая следующие основные признаки:
Наличие территории, первоначально с естественными границами
Наличие аппарата управления
Наличие налоговой системы
Наличие основ права
Наличие аппарата принуждения( вооружённых отрядов, обеспечивающих защиту границ и следящих за порядком внутри государства)
Причины возникновения государства
Внутренние причины
Изменение общины — переход от родовой к соседской
Появление имущественной дифференциации, то есть социального расслоения населения.
Появление необходимости у знати защиты имущества, привилегий, захвата новых земель, для чего необходим аппарат принуждения.
Складывание частной собственности на землю
Рост производительности труда, разделение труда, что тоже способствовало возникновению социального неравенства.
Постепенное становление власти князя по мере роста его военного могущества. В результате этого создавался и укреплялся межплеменной центр – резиденция князя и его дружины.
Общая языческая религия
Внешние причины
Защита от врагов, требующая объединения усилий
Культурное и политическое влияние более развитых стран, появление желания пойти похожим путём, заимствовать их общественно -политические формы жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства.
Развитие внешних торговых отношений, в результате которых знать начинает осуществлять контроль за торговыми путями и за самой торговлей.
Особенности образования государства у восточных славян
Процесс образования государства у восточных славян был длительным — несколько сотен лет.
Особенностью образования государственности был то, что восточные славяне миновали рабовладельческий строй и сразу перешли к феодальному. Причины: суровые климатические условия препятствовали избытку сельхозпродукции, необходимой для торговли и обмена; не было надобности в большом количестве рабов, так как в зимнее время труд их был бы не нужен; приток рабов был невысокий, так как не сформировалось ещё государство, способное проводить агрессивную политику.
В образовании государства играли роль не только славяне, но и норманны, финно-угорские племена.
Теории образования государства у восточных славян
Норманнская теория |
Представители: немецкие учёные 18 века: Г.Ф.Миллер, Г.З.Байер, А.Л.Шлёцер. На рубеже 18-19 вв. их поддержали Н.М.Карамзин и С.М.Соловьёв.20 век- Л.Н.Гумилёв, Б.Л.Васильев. |
Основные положения:
|
Аргументы:
|
Сильная сторона Опора на письменные источники, в первую очередь, на «Повесть временных лет» Нестора. |
Слабая сторона «Научить» другой народ государственности невозможно. Для этого должны быть внутренние предпосылки. |
Антинорманнская теория |
Представители: М.В.Ломоносов, Д.И.Иловайский |
Основные положения:
|
Аргументы:
|
Сильная сторона Опора на внутренние факторы возникновения государства. |
Слабая сторона Надуманность многих аргументов. |
Концепция Б.А.Рыбакова( во многом схожа с антинорманнской теорией) |
Представители: Б.А.Рыбаков |
Основные положения:
|
Аргументы:
|
Сильная сторона Опора на данные современной науки, аргумент о Синеусе и Трувере. |
Слабая сторона Фактическое отрицание данных, изложенных в «Повести временных лет», отрицание существования Рюрика. |
Вывод: в каждой теории есть достоинства и недостатки. Полностью понять, как возникало государство у восточных славян, очень сложно, так как почти нет письменных источников. Современны учёные полагают, что в образовании государства принимали участие не только восточные славяне, но и другие народы. Иноземные князья действительно были приглашены в качестве примеряющей силы, но признаки государства возникли в результате внутреннего развития. Данная теория называется «центристской» (А.Л.Юрганов, Л.А.Кацва и многие современные историки).
Этапы складывания государственности у восточных славян
1-ый этап. 8-сер. 9 вв. Появление предпосылок государственности, складывание межплеменных союзов и их центров. Формирование системы полюдья — сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху ещё воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги и носила добровольный характер и.
2-ой этапе .2-ая половина 9 – середина 10 в.Ускорение процесса государственности , в котором заметную роль сыграли внешние силы- варяги и хазары. Образование двух государственных центров: Новгород – (первоначально Рюрик правил в Ладоге) и Киев (Аскольд и Дир, правили в Киеве в промежутке между 860 и началом 882 г.)
3-ий этап. Образование единого государства – Киевская Русь, объединение Новгорода и Киева Олегом в 882 г.
Дальнейшее развитие государства, расширение территории.
Значение образования государственности у восточных славян.
Создавались благоприятные условия для развития ремёсел, земледелия, торговли
Формировалась социальная структура общества, властные функции осуществляли князь и дружина.
Мощный толчок получило развитие культуры
Началась складываться единая древнерусская народность – основа трёх восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.
Создавались условия для обеспечения безопасности .
Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало «волны» кочевников, а также принимало удар на себя, тем самым обеспечивая благоприятные условия для развития европейской цивилизации.
Русь была словно связующее звено между Востоком и Западом, через неё совершался культурный и торговый обмен.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Ãîñóäàðñòâî ó âîñòî÷íûõ ñëàâÿí
Ïðåäñòàâëåíû äâå ãëàâû èç ïëàíèðîâàâøåéñÿ ðàáîòû ïî èñòîðèè Ðîññèè.
Åñëè îáðàòèòüñÿ ê ïðàâîñëàâíîé Ðîññèè, òî ìîæíî îáíàðóæèòü, ÷òî âèòàëüíîñòü îáùåñòâà èìååò òåíäåíöèþ êîíöåíòðèðîâàòüñÿ òî â îäíîì ôîðïîñòå, òî â äðóãîì â çàâèñèìîñòè îò èçìåíÿþùèõñÿ â õîäå èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ íàïðàâëåíèé âíåøíèõ äàâëåíèé.
À. Äæ. Òîéíáè. Ïîñòèæåíèå èñòîðèè.
1. ÂÎÇÍÈÊÍÎÂÅÍÈÅ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÀ Ó ÂÎÑÒÎ×ÍÛÕ ÑËÀÂßÍ.
Ïðåæäå ÷åì áðàòüñÿ çà ëþáîå èññëåäîâàíèå íóæíî îïðåäåëèòüñÿ ñ ìåòîäîëîãèåé, äàáû íå ïðåäñòàâèòü ôàêòû â âèäå ýêëåêòè÷åñêîãî íàáîðà, ñ äðóãîé ñòîðîíû, ÷òîáû íå ïîòîíóòü â áåñïëîäíûõ àáñòðàêöèÿõ è èëëþçîðíûõ ïîñòðîåíèÿõ. Àâòîð ñ÷èòàåò öåëåñîîáðàçíûì ïðèäåðæèâàòüñÿ ìàðêñèñòñêîãî ïîäõîäà, ó÷èòûâàÿ ïðè ýòîì âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå ãîñóäàðñòâà ìíîæåñòâà ôàêòîðîâ. Îòêàçûâàÿñü îò ñóãóáî ýêîíîìè÷åñêîãî äåòåðìèíèçìà, óìåñòíî ïðèâåñòè ñëîâà Ýíãåëüñà: «Ñîãëàñíî ìàòåðèàëèñòè÷åñêîìó ïîíèìàíèþ èñòîðèè, â èñòîðè÷åñêîì ïðîöåññå îïðåäåëÿþùèì ìîìåíòîì, â êîíå÷íîì ñ÷åòå, ÿâëÿåòñÿ ïðîèçâîäñòâî è âîñïðîèçâîäñòâî äåéñòâèòåëüíîé æèçíè. Åñëè æå êòî-íèáóäü èñêàæàåò ýòî ïîëîæåíèå â òîì ñìûñëå, ÷òî ýêîíîìè÷åñêèé ìîìåíò ÿâëÿåòñÿ áóäòî áû åäèíñòâåííî îïðåäåëÿþùèì ìîìåíòîì, òî îí ïðåâðàùàåò ýòî óòâåðæäåíèå â íè÷åãî íå ãîâîðÿùóþ áåññìûñëåííóþ ôðàçó. Ýêîíîìè÷åñêîå ïîëîæåíèå ýòî áàçèñ, íî íà õîä èñòîðè÷åñêîé áîðüáû òàêæå îêàçûâàþò âëèÿíèå è âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ îïðåäåëÿþò ïðåèìóùåñòâåííóþ ôîðìó åå ðàçëè÷íûå ìîìåíòû íàäñòðîéêè: ïîëèòè÷åñêèå ôîðìû êëàññîâîé áîðüáû è åå ðåçóëüòàòû ãîñóäàðñòâåííûé ñòðîé ( ) , ïðàâîâûå ôîðìû è äàæå îòðàæåíèå ýòèõ äåéñòâèòåëüíûõ áèòâ â ìîçãó ó÷àñòíèêîâ, ïîëèòè÷åñêèå, þðèäè÷åñêèå, ôèëîñîôñêèå òåîðèè, ðåëèãèîçíûå âîççðåíèÿ »1. Òàêàÿ ðàçâåðíóòàÿ öèòàòà ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìîé äëÿ ïîíèìàíèÿ ìíîãîôàêòîðíîñòè îáùåñòâåííîãî ðàçâèòèÿ â êàæäûé äàííûé ìîìåíò âðåìåíè. Ñ ýòèõ ïîçèöèé ìû è îáðàòèìñÿ ê ðàññìîòðåíèþ ðóññêîãî ãîñóäàðñòâà â åãî ðàçâèòèè.
Ïðè âñåé äèñêóññèîííîñòè âîïðîñà îá îïðåäåëåíèè ãîñóäàðñòâà, íàì ïðåäñòàâëÿåòñÿ, ÷òî ïîä ãîñóäàðñòâîì ñëåäóåò ïîíèìàòü ìåõàíèçì ïîëèòè÷åñêîé âëàñòè 1) íà îïðåäåëåííîé òåððèòîðèè; 2) ñ îïðåäåëåííîé ñèñòåìîé îðãàíîâ óïðàâëåíèÿ; 3) ñ íåîáõîäèìûì äåéñòâèåì çàêîíîâ è 4) ôîðìèðîâàíèåì îðãàíîâ ïðèíóæäåíèÿ.
Ãîñóäàðñòâî âîçíèêàåò òàì è òîãäà, ãäå è êîãäà ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ äëÿ åãî âîçíèêíîâåíèÿ â âèäå äåëåíèÿ îáùåñòâà íà êëàññû. Â. È. Ëåíèí ïèñàë: «Êîãäà ïîÿâëÿåòñÿ òàêàÿ îñîáàÿ ãðóïïà ëþäåé, êîòîðàÿ òîëüêî òåì è çàíÿòà, ÷òîáû óïðàâëÿòü, è êîòîðàÿ äëÿ óïðàâëåíèÿ íóæäàåòñÿ â îñîáîì àïïàðàòå ïðèíóæäåíèÿ, ïîä÷èíåíèÿ ÷óæîé âîëè íàñèëèþ òîãäà ïîÿâëÿåòñÿ ãîñóäàðñòâî. È ýòî äåëåíèå îáùåñòâà íà êëàññû â èñòîðèè äîëæíî ñòîÿòü ïåðåä íàìè ÿñíî âñåãäà, êàê îñíîâíîé ôàêò»2. Ñêëàäûâàíèå ôåîäàëüíûõ îòíîøåíèé ó âîñòî÷íûõ ñëàâÿí íå ìîãëî íå îáóñëîâèòü îáðàçîâàíèå ðàííåôåîäàëüíîãî ãîñóäàðñòâà. Òàêîâûì â Âîñòî÷íîé Åâðîïå áûëî äðåâíåðóññêîå ãîñóäàðñòâî ñî ñòîëüíûì ãîðîäîì Êèåâîì 3.  îòëè÷èå îò äðóãèõ ñòðàí, êàê âîñòî÷íûõ, òàê è çàïàäíûõ, ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèå ðîññèéñêîé ãîñóäàðñòâåííîñòè èìåë ñâîè ñïåöèôè÷åñêèå ÷åðòû:
1.; Ïðîñòðàíñòâåííàÿ è ãåîïîëèòè÷åñêàÿ ñèòóàöèÿ Ðîññèéñêîå ãîñóäàðñòâî çàíèìàëî ñðåäíåå ïîëîæåíèå ìåæäó Åâðîïîé è Àçèåé è íå èìåëî ÿðêî âûðàæåííûõ, åñòåñòâåííûõ ãåîãðàôè÷åñêèõ ãðàíèö â ïðåäåëàõ áîëüøîãî ðàâíèííîãî ïðîñòðàíñòâà.
2.;  õîäå ñòàíîâëåíèÿ Ðóñü ïðèîáðåëà îñîáåííîñòè êàê âîñòî÷íûõ, òàê è çàïàäíûõ ãîñóäàðñòâåííûõ îáðàçîâàíèé.
3.; Ïîòðåáíîñòü â ïîñòîÿííîé çàùèòå îò âíåøíèõ âðàãîâ çíà÷èòåëüíîé òåððèòîðèè âûíóæäàëà ñïëà÷èâàòüñÿ íàðîäû ñ ðàçíûì òèïîì ðàçâèòèÿ, âåðîèñïîâåäàíèÿ, êóëüòóðû, ÿçûêà, ñîçäàâàòü ñèëüíóþ ãîñóäàðñòâåííóþ âëàñòü è èìåòü íàðîäíîå îïîë÷åíèå4.
 VII-X ââ. ñëàâÿíñêèå ïëåìåíà îáúåäèíÿþòñÿ â ñîþçû è ñîþçû ñîþçîâ (ñóïåðñîþçû). Ïî ìíåíèþ Á. À. Ðûáàêîâà, âîçíèêíîâåíèå ñîþçîâ ïëåìåí çàâåðøàþùèé ýòàï ðàçâèòèÿ ðîäîïëåìåííîé ïîëèòè÷åñêîé îðãàíèçàöèè è îäíîâðåìåííî ïîäãîòîâèòåëüíàÿ ñòàäèÿ ôåîäàëüíîé ãîñóäàðñòâåííîñòè. È. À. Ôðîÿíîâ òàêæå âèäåë â ïîëèòè÷åñêîé îðãàíèçàöèè ñâåðõñîþçîâ ñîñðåäîòî÷åíèå ðîñòêîâ ãîñóäàðñòâåííîñòè5. Áîðüáà ñî ñêàíäèíàâñêèìè âèêèíãàìè-âàðÿãàìè íà ñåâåðî-çàïàäå, ñ õàçàðàìè, à ïîçäíåå ñ ïå÷åíåãàìè, òîðêàìè è äðóãèìè êî÷åâûìè ïëåìåíàìè íà þãî-âîñòîêå è þãå óñêîðèëà ïðîöåññ ñêëàäûâàíèÿ ìîùíûõ òåððèòîðèàëüíûõ îáúåäèíåíèé, ïðèøåäøèõ íà ñìåíó ïëåìåííûì ñîþçàì6. Íåìàëî ñïîñîáñòâîâàëè îáúåäèíåíèþ âîñòî÷íûõ ñëàâÿí â ðàííåôåîäàëüíîì ãîñóäàðñòâå è ðàçâèâàþùèåñÿ ìåæäó íèìè òîðãîâûå ñâÿçè. Òàê, íàïðèìåð, ñòåðæíåì, âîêðóã êîòîðîãî îáâèâàëèñü çåìëè è îáëàñòè âîñòî÷íûõ ñëàâÿí, ñîñòàâëÿâøèì êàê áû îñü äðåâíåðóññêîãî ãîñóäàðñòâà, áûë âåëèêèé ïóòü «èç âàðÿã â ãðåêè» — âàæíåéøèé ïóòü íå òîëüêî âíåøíåé, íî è âíóòðåííåé òîðãîâëè Ðóñè.
Âîïðîñ î ïðîèñõîæäåíèè ãîñóäàðñòâåííîñòè íà Ðóñè è åå ñïåöèôèêå îñâåùàëñÿ â ðàçëè÷íûå ïåðèîäû èñòîðèè ñ ó÷åòîì ïîëèòè÷åñêèõ è äèíàñòè÷åñêèõ ôàêòîðîâ.  XVIII â. íåìåöêèå ó÷åíûå íà ðóññêîé ñëóæáå Ã. Áàéåð, Ã. Ìèëëåð ðàçðàáîòàëè íîðìàííñêóþ òåîðèþ, ñîãëàñíî êîòîðîé ãîñóäàðñòâî íà Ðóñè áûëî ñîçäàíî íîðìàííàìè (âàðÿãàìè). Ïðîòèâ ýòîé êîíöåïöèè âûñòóïèë Ì. Ëîìîíîñîâ, ïîëîæèâ íà÷àëî ïîëåìèêå ìåæäó íîðìàíèñòàìè è àíòèíîðìàíèñòàìè.
Ñóùåñòâîâàëè è íåêîòîðûå äðóãèå òî÷êè çðåíèÿ íà âîçíèêíîâåíèå ðóññêîãî ãîñóäàðñòâà. Íàïðèìåð, òåîðèÿ, óòâåðæäàâøàÿ, ÷òî ðóñû íå ýòíè÷åñêàÿ îáùíîñòü (ïðèíàäëåæíîñòü êîòîðîé îñòàâèì â ñòîðîíå, èáî â äàííîé êîíöåïöèè îíà íå èãðàåò ðîëè), à ñîöèàëüíàÿ ãðóïïà, ñâîåãî ðîäà ïðåäêè êàçà÷åñòâà, æèâóùèå, ïî ñëîâàì àðàáñêîãî àâòîðà, ìå÷îì. Ïðàâäà, íå ñîâñåì ïîíÿòíî êàê îíè ñìîãëè ñîçäàòü ïðî÷íîå ãîñóäàðñòâî ñ ýêñïàíñèîíèñòñêèìè óñòðåìëåíèÿìè.
Êîíöåïöèè «òîðãîâûõ ãîðîäîâ» ïðèäåðæèâàëñÿ Â. Î. Êëþ÷åâñêèé. Âàæíîé ïðèçíàêîì äðåâíåðóññêîé ãîñóäàðñòâåííîñòè ó Êëþ÷åâñêîãî ÿâëÿåòñÿ ãîðîäîâàÿ îáëàñòü, «ò. å. Òîðãîâûé îêðóã, óïðàâëÿåìûé óêðåïëåííûì ãîðîäîì, êîòîðûé âìåñòå ñ òåì ñëóæèë è ïðîìûøëåííûì ñðåäîòî÷èåì äëÿ ýòîãî îêðóãà»7. Ýòè îáëàñòè è çâàëèñü ïî èìåíàì ãîðîäîâ. Êîãäà îáðàçîâàëîñü êíÿæåñòâî Êèåâñêîå, ýòè äðåâíèå ãîðîäîâûå îáëàñòè Êèåâñêàÿ, ×åðíèãîâñêàÿ, Ñìîëåíñêàÿ è äðóãèå, ïðåæäå íåçàâèñèìûå, âîøëè â åãî ñîñòàâ, êàê àäìèíèñòðàòèâíûå îêðóãà, ïîñëóæèëè ãîòîâûìè åäèíèöàìè îáëàñòíîãî äåëåíèÿ, óñòàíîâèâøåãîñÿ íà Ðóñè ïðè ïåðâûõ êíÿçüÿõ ê ïîëîâèíå XI â. Ïî ïëåìåííîìó ñîñòàâó ýòèõ îáëàñòåé íåòðóäíî çàìåòèòü, êàêàÿ ñèëà ñòÿãèâàëà èõ. Åñëè ñðåäè ïëåìåíè âîçíèêàëî äâà áîëüøèõ ãîðîäà, îíî ðàçðûâàëîñü íà äâå îáëàñòè (êðèâè÷è, ñåâåðÿíå). Åñëè ñðåäè ïëåìåíè íå îêàçûâàëîñü è îäíîãî òàêîãî ãîðîäà, îíî íå îáðàçîâûâàëî è îñîáîé îáëàñòè, à âõîäèëî â ñîñòàâ îáëàñòè ÷óæåïëåìåííîãî ãîðîäà. Çàìå÷àåì ïðè ýòîì, ÷òî ïîÿâëåíèå çíà÷èòåëüíîãî òîðãîâîãî ãîðîäà ñðåäè ïëåìåíè çàâèñåëî îò ãåîãðàôè÷åñêîãî ïîëîæåíèÿ ïîñëåäíåãî: òàêèå ãîðîäà, ñòàíîâèâøèåñÿ öåíòðàìè îáëàñòåé, âîçíèêàëè ñðåäè íàñåëåíèÿ, æèâøåãî ïî ãëàâíûì ðå÷íûì òîðãîâûì ëèíèÿì Äíåïðà, Âîëõîâà è Çàïàäíîé Äâèíû8. ×åòûðå èç âîñüìè ñëàâÿíñêèõ ïëåìåí ê IX â. âîøëè â ñîñòàâ ÷óæåïëåìåííûõ îáëàñòåé ïðè ïåðâûõ êèåâñêèõ êíÿçüÿõ (äðåãîâè÷è, ðàäèìè÷è, âÿòè÷è, äðåâëÿíå), à ÷åòûðå äðóãèõ (èëüìåíñêèå ñëàâÿíå , êðèâè÷è, ñåâåðÿíå è ïîëÿíå) îáðàçîâàëè 6 ñàìîñòîÿòåëüíûõ ãîðîäîâûõ îáëàñòåé: Íîâãîðîäñêàÿ, Ïîëîöêàÿ, Ïåðåÿñëàâñêàÿ, Ñìîëåíñêàÿ, ×åðíèãîâñêàÿ, Êèåâñêàÿ.
Ñâîåîáðàçíóþ òî÷êó çðåíèÿ â ðàìêàõ ìàðêñèñòñêîãî ïîäõîäà âûñêàçûâàåò Ë. Ä. Òðîöêèé: «Â ïðîöåññå ñòîëêíîâåíèé ýòîé ñëàãàâøåéñÿ îáùåñòâåííî-ãîñóäàðñòâåííîé îðãàíèçàöèè ñ äðóãèìè, ñîñåäíèìè, ðåøèòåëüíóþ ðîëü èãðàëà, ñ îäíîé ñòîðîíû, ïðèìèòèâíîñòü ýêîíîìè÷åñêèõ îòíîøåíèé, ñ äðóãîé îòíîñèòåëüíàÿ èõ âûñîòà. Ðóññêîå ãîñóäàðñòâî, ñêëàäûâàâøååñÿ íà ïåðâîáûòíîé îáùåñòâåííîé áàçå, âñòóïàëî â îòíîøåíèÿ è ïðèõîäèëî â ñòîëêíîâåíèÿ ñ ãîñóäàðñòâåííûìè îðãàíèçàöèÿìè, ñëîæèâøèìèñÿ íà áîëåå âûñîêîì è óñòîé÷èâîì ýêîíîìè÷åñêîì îñíîâàíèè»9.
 ñîâåòñêèé ïåðèîä èñòîðèè, êîãäà äîãìàòè÷åñêè àáñîëþòèçèðîâàëñÿ «ñîöèàëüíî-êëàññîâûé ïîäõîä» ê èçó÷åíèþ ïðîáëåìû, âåðñèÿ î ïðèçâàíèè âàðÿãîâ âîîáùå îòâåðãàëàñü, ñîîòâåòñòâåííî è èõ ðîëü â îáðàçîâàíèè äðåâíåðóññêîãî ãîñóäàðñòâà.  çàðóáåæíîé ëèòåðàòóðå ïðåîáëàäàåò íîðìàíèñòñêèé âçãëÿä íà îáðàçîâàíèå ãîñóäàðñòâà ó âîñòî÷íûõ ñëàâÿí. Ñðåäè ñîâðåìåííûõ îòå÷åñòâåííûõ èñòîðèêîâ ïðåîáëàäàåò ìíåíèå, ÷òî ãîñóäàðñòâî ó âîñòî÷íûõ ñëàâÿí îêîí÷àòåëüíî ñëîæèëîñü â ñâÿçè ñ âîçíèêíîâåíèåì ñîáñòâåííîñòè íà çåìëþ, çàðîæäåíèåì ôåîäàëüíûõ îòíîøåíèé è êëàññîâ íà ðóáåæå VIII-X ââ. Îäíàêî ïðè ýòîì íå îòâåðãàåòñÿ è âëèÿíèå ñóáúåêòèâíîãî ôàêòîðà ëè÷íîñòè ñàìîãî Ðþðèêà â îáðàçîâàíèè ãîñóäàðñòâà. Áëèæå âñåõ ê èñòîðè÷åñêîé èñòèíå â îñâåùåíèè íà÷àëüíîãî ïåðèîäà ðàçâèòèÿ Ðóñè, ïî-âèäèìîìó, îêàçàëñÿ îäèí èç ðàííèõ èñòîðèêîâ ìîíàõ-ëåòîïèñåö Íåñòîð. Îí óòâåðæäàåò, ÷òî âðàæäîâàâøèå ìåæäó ñîáîé «ïëåìåíà» èëüìåíñêèõ ñëàâÿí, êðèâè÷åé è ÷óäü ïðèãëàñèëè âàðÿæñêîãî êíÿçÿ äëÿ íàâåäåíèÿ ïîðÿäêà. Âàðÿãè ïîëîæèëè íà÷àëî âåëèêîêíÿæåñêîé äèíàñòèè Ðþðèêîâè÷åé. Ñî ñìåðòüþ Ðþðèêà (? 879) ïðè åãî ìàëîëåòíåì ñûíå Èãîðå îïåêóíîì ñòàíîâèòñÿ êíÿçü Îëåã (? 912), ïðîçâàííûé Âåùèì. Ïîñëå ïîõîäà íà Êèåâ è óáèéñòâà Àñêîëüäà è Äèðà åìó óäàåòñÿ îáúåäèíèòü â 882 ã. Íîâãîðîäñêóþ è Êèåâñêóþ çåìëè â äðåâíåðóññêîå ãîñóäàðñòâî ñî ñòîëèöåé â Êèåâå. Íà÷àëüíàÿ íåñòàáèëüíîñòü ãîñóäàðñòâåííîãî îáúåäèíåíèÿ, ñòðåìëåíèå ïëåìåí ñîõðàíèòü ñâîþ îáîñîáëåííîñòü èíîãäà èìåëè òðàãè÷åñêèå ïîñëåäñòâèÿ. Òàê, êíÿçü Èãîðü, ïðè ñáîðå ñ ïîäâëàñòíûõ çåìåëü òðàäèöèîííîé äàíè (ïîëþäüå), ïîòðåáîâàâ çíà÷èòåëüíîãî åå ïîâûøåíèÿ, áûë óáèò. Îáúåäèíèòåëåì âñåõ çåìåëü âîñòî÷íûõ ñëàâÿí â ñîñòàâå Êèåâñêîé Ðóñè ñòàë ñûí Ñâÿòîñëàâà Âëàäèìèð (960-1015), ïðîçâàííûé íàðîäîì Êðàñíîå Ñîëíûøêî, ïîä÷èíèâøèé âñåõ âîñòî÷íûõ ñëàâÿí.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ âðÿä ëè êòî èç ñåðüåçíûõ ó÷åíûõ îòðèöàåò çíà÷åíèå âàðÿæñêîãî ýëåìåíòà â îêîí÷àòåëüíîì îáúåäèíåíèè ñëàâÿíñêèõ è íåñëàâÿíñêèõ ïëåìåí â IX â. Ðàçíîãëàñèÿ èìåþò ìåñòî ïî âîïðîñó î òîì, êàêîâà ïðè ýòîì áûëà èõ ðîëü, è áûëè ëè ó ñëàâÿí ãîñóäàðñòâåííûå îáðàçîâàíèÿ äî âàðÿãîâ. Ïðåäñòàâèòåëè ãîñóäàðñòâåííîé øêîëû â ðóññêîé èñòîðè÷åñêîé íàóêå, íàïðèìåð, ïîíèìàÿ ïîä ãîñóäàðñòâîì «ïîëèòè÷åñêîå åäèíñòâî íàðîäíîé æèçíè», ñ÷èòàëè, ÷òî â êèåâñêîé Ðóñè ãîñïîäñòâîâàëè ðîäîâûå îòíîøåíèÿ, êîòîðûå çàòåì ñìåíèëèñü âîò÷èííûìè (òåððèòîðèàëüíûìè). Ãîñóäàðñòâî æå, ïî èõ ìíåíèþ, âîçíèêëî òîëüêî â XVI â. (Ñ. Ñîëîâüåâ) èëè äàæå â XVII â. (Ê. Êàâåëèí). Îäíàêî åñëè íå ñâîäèòü ïîíÿòèå ãîñóäàðñòâà òîëüêî ê ïîëèòè÷åñêèì èíñòèòóòàì âëàñòè, à ðàññìàòðèâàòü åãî è êàê îïðåäåëåííóþ òåððèòîðèþ, òî íàäî ïðèçíàòü, ÷òî ðóññêàÿ çåìëÿ êàê åäèíîå öåëîå ñëîæèëîñü âî âòîðîé ïîëîâèíå IX íà÷àëå X â.
Òîéíáè âûäåëÿåò Ðîññèþ ïðàâîñëàâíóþ êàê îñîáîå ãîñóäàðñòâî. Ðóññêèå çåìëè, ãäå ïðàâîñëàâíî-õðèñòèàíñêàÿ öèâèëèçàöèÿ âïåðâûå ïóñòèëà êîðíè â ðåçóëüòàòå òðàíñïëàíòàöèè èç Êîíñòàíòèíîïîëÿ ÷åðåç ×åðíîå ìîðå è Âåëèêóþ ñòåïü, íàõîäèëèñü â ðàéîíå âåðõíåãî áàññåéíà Äíåïðà. Îòòóäà öåíòð òÿæåñòè ïðàâîñëàâíî-õðèñòèàíñêîé öèâèëèçàöèè â Ðîññèè áûë ïåðåíåñåí â XII â. â áàññåéí âåðõíåé Âîëãè ðóññêèìè, êîòîðûå ðàñøèðÿëè ãðàíèöû ãîñóäàðñòâà â ýòîì íàïðàâëåíèè çà ñ÷åò ôèíñêèõ ïëåìåí, èñïîâåäóþùèõ ïðèìèòèâíîå ÿçû÷åñòâî10.
 öåëîì, âîçíèêíîâåíèå ãîñóäàðñòâåííîñòè íà Ðóñè áûëî âûçâàíî â ïåðâóþ î÷åðåäü âíóòðåííèìè ïðè÷èíàìè, îäíîòèïíûìè äëÿ âñåé åâðîïåéñêîé öèâèëèçàöèè.
2. ÏÎËÈÒÈ×ÅÑÊÀß ÎÐÃÀÍÈÇÀÖÈß ÄÐÅÂÍÅÐÓÑÑÊÎÃÎ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÀ.
Âîñòî÷íîñëàâÿíñêîå ãîñóäàðñòâî ôîðìèðóåòñÿ íà ðóáåæå IX-X âåêîâ, êîãäà êèåâñêèå êíÿçüÿ ïîñòåïåííî ïîä÷èíÿëè âîñòî÷íîñëàâÿíñêèå ñîþçû ïëåìåííûõ êíÿæåñòâ. Âåäóùóþ ðîëü â ýòîì ïðîöåññå èãðàëà âîåííî-ñëóæèëàÿ çíàòü äðóæèíà êèåâñêèõ êíÿçåé. Íåêîòîðûå èç ñîþçîâ ïëåìåííûõ êíÿæåñòâ áûëè ïîä÷èíåíû êèåâñêèìè êíÿçÿìè â äâà ýòàïà:
1.; Ñîþçû ïëåìåííûõ êíÿæåñòâ âûïëà÷èâàëè äàíü, ñîõðàíÿÿ âíóòðåííþþ àâòîíîìèþ. Âî 2-é ïîëîâèíå X â. äàíü âçèìàëàñü â ôèêñèðîâàííûõ ðàçìåðàõ, â íàòóðàëüíîé èëè äåíåæíîé ôîðìå.
2.; Íà âòîðîì ýòàïå ñîþçû ïëåìåííûõ êíÿæåñòâ ïîä÷èíÿëèñü íåïîñðåäñòâåííî. Ìåñòíîå êíÿæåíèå ëèêâèäèðîâàëîñü, è ïðåäñòàâèòåëü êèåâñêîé äèíàñòèè íàçíà÷àëñÿ â êà÷åñòâå íàìåñòíèêà.
Çåìëè äðåâëÿí, äðåãîâè÷åé, ðàäèìè÷åé è êðèâè÷åé áûëè ïîä÷èíåíû â IX-X ââ. (äðåâëÿí ê ñåðåäèíå X â.). Âÿòè÷è äîëüøå âñåõ áîðîëèñü çà ñâîþ ñàìîñòîÿòåëüíîñòü (ïîä÷èíåíû êî âòîðîé ïîëîâèíå X â.)11. Ëèêâèäàöèÿ àâòîíîìèè âñåõ âîñòî÷íîñëàâÿíñêèõ ñîþçîâ ïëåìåííûõ êíÿæåñòâ îçíà÷àëà çàâåðøåíèå ôîðìèðîâàíèÿ ê êîíöó X â. òåððèòîðèàëüíîé ñòðóêòóðû ãîñóäàðñòâà Ðóñü. Òåððèòîðèè â ðàìêàõ åäèíîãî ðàííåôåîäàëüíîãî ãîñóäàðñòâà, óïðàâëÿâøèåñÿ êíÿçüÿìè âàññàëàìè êèåâñêîãî ïðàâèòåëÿ, ïîëó÷èëè íàèìåíîâàíèå âîëîñòü.  öåëîì æå â X â. ãîñóäàðñòâî èìåíîâàëîñü «Ðóñü», «Ðóññêàÿ çåìëÿ». Îêîí÷àòåëüíî ñòðóêòóðà ãîñóäàðñòâà îôîðìëÿåòñÿ ïðè êíÿçå Âëàäèìèðå (980 1015). Îí ïîñàäèë íà êíÿæåíèå â 9-òè êðóïíåéøèõ öåíòðàõ Ðóñè ñâîèõ ñûíîâåé. Äðåâíåðóññêîå ãîñóäàðñòâî ïî ôîðìå ïðàâëåíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ðàííåôåîäàëüíóþ ìîíàðõèþ. Êðîìå ìîíàðõè÷åñêîãî ýëåìåíòà, êîòîðûé, íåñîìíåííî, ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé, ïîëèòè÷åñêàÿ îðãàíèçàöèÿ ðóññêèõ êíÿæåñòâ êèåâñêîãî ïåðèîäà èìåëà òàêæå ñî÷åòàíèå àðèñòîêðàòè÷åñêîãî è äåìîêðàòè÷åñêîãî ïðàâëåíèÿ. Ìîíàðõè÷åñêèé ýëåìåíò ïðåäñòàâëÿë ñîáîé êíÿçü. Âî ãëàâå ãîñóäàðñòâà ñòîÿë Âåëèêèé êíÿçü êèåâñêèé, êîòîðûé, îäíàêî, â äðåâíåé Ðóñè, êàê è â äðóãèõ ðàííåôåîäàëüíûõ ãîñóäàðñòâàõ12, íå áûë ñàìîäåðæàâíûì ïðàâèòåëåì (à ñêîðåå áûë «ïåðâûì ñðåäè ðàâíûõ»). Åãî áðàòüÿ, ñûíîâüÿ è äðóæèííèêè îñóùåñòâëÿëè: 1) óïðàâëåíèå ñòðàíîé, 2) ñóä, 3) ñáîð äàíè è ïîøëèí. Ãëàâíîé ôóíêöèåé êíÿçÿ áûëà âîåííàÿ, ïåðâîé îáÿçàííîñòüþ îáîðîíà ãîðîäà îò âíåøíèõ âðàãîâ. Ñðåäè äðóãèõ ôóíêöèé ñóäåáíàÿ. Îí íàçíà÷àë ìåñòíûõ ñóäåé ðàçáèðàòü äåëà ñðåäè ñâîèõ ïîäîïå÷íûõ.  âàæíûõ ñëó÷àÿõ ñóäèë ñàì êàê âåðõîâíûé ñóäüÿ. Àðèñòîêðàòè÷åñêèé ýëåìåíò áûë ïðåäñòàâëåí Ñîâåòîì (Áîÿðñêîé äóìîé), â êîòîðûé âõîäèëè ñòàðøèå äðóæèííèêè, ìåñòíàÿ çíàòü, ïðåäñòàâèòåëè ãîðîäîâ, èíîãäà äóõîâåíñòâî. Íà Ñîâåòå, êàê ñîâåùàòåëüíîì îðãàíå ïðè êíÿçå, ðåøàëèñü âàæíåéøèå ãîñóäàðñòâåííûå âîïðîñû (ïîëíûé ñîñòàâ Ñîâåòà ñîçûâàëñÿ â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè): èçáðàíèå êíÿçÿ, îáúÿâëåíèå âîéíû è ìèðà, çàêëþ÷åíèå äîãîâîðîâ, èçäàíèå çàêîíîâ, ðàññìîòðåíèå ðÿäà ñóäåáíûõ è ôèíàíñîâûõ äåë è äð. Áîÿðñêàÿ äóìà ñèìâîëèçèðîâàëà ïðàâà è àâòîíîìèþ âàññàëîâ è îáëàäàëà ïðàâîì «âåòî». Ìëàäøàÿ äðóæèíà, âêëþ÷àâøàÿ áîÿðñêèõ äåòåé è îòðîêîâ, äâîðîâóþ ïðèñëóãó, êàê ïðàâèëî, â Ñîâåò êíÿçÿ íå âõîäèëà. Íî â ðàçðåøåíèè âàæíåéøèõ òàêòè÷åñêèõ âîïðîñîâ êíÿçü îáû÷íî ñîâåòîâàëñÿ ñ äðóæèíîé â öåëîì. Ðàñïðîñòðàíåíî ìíåíèå (Ã. Â. Âåðíàíäñêèé), ÷òî áîÿðå áûëè ñîâåðøåííî ñâîáîäíû â ñâîåé ñëóæáå êíÿçþ. Áîÿðèí âñåãäà ìîã ïîêèíóòü åãî äâîð èëè ïîñòóïèòü íà ñëóæáó ê äðóãîìó êíÿçþ. Îäíàêî, ñ òåõ ïîð êàê áîÿðå ñòàëè ñîáñòâåííèêàìè çåìåëüíûõ âëàäåíèé, îíè ìîãëè ïîñòóïèòü òàê, òîëüêî ïîæåðòâîâàâ ñâîèìè ïðàâàìè íà çåìëþ. Èíîãäà ñëó÷àëîñü, ÷òî áîÿðèí, êîòîðûé áûë âëàäåëüöåì çåìëè â îäíîì êíÿæåñòâå, ñëóæèë êíÿçþ äðóãîãî. Íî, òåì íå ìåíåå, îáû÷íî ðîñò çåìåëüíûõ âëàäåíèé çàñòàâëÿë áîÿð ÷àùå ñî÷åòàòü ñâîè èíòåðåñû ñ êíÿæåñòâîì, ãäå îíè æèëè. Ñ ó÷àñòèåì êíÿçåé, çíàòíûõ áîÿð è ïðåäñòàâèòåëåé ãîðîäîâ ñîáèðàëèñü è ôåîäàëüíûå ñúåçäû, íà êîòîðûõ ðàññìàòðèâàëèñü âîïðîñû, çàòðàãèâàþùèå èíòåðåñû âñåõ êíÿæåñòâ. Ôîðìèðîâàëñÿ àïïàðàò óïðàâëåíèÿ, âåäàâøèé ñóäîïðîèçâîäñòâîì, ñáîðîì ïîøëèí è òàðèôîâ13. Èç ÷èñëà äðóæèííèêîâ êíÿçü íàçíà÷àë ïîñàäíèêîâ íàìåñòíèêîâ äëÿ óïðàâëåíèÿ ãîðîäîì, îáëàñòüþ; âîåâîä ïðåäâîäèòåëåé (âîåâîäà: áîëüøîé, âåëèêèé, ãðàäíûé, ìåñòíûé, ðàòíûé, ñòàðåéøèé è äð.) ðàçëè÷íûõ âîåííûõ îòðÿäîâ; òûñÿöêèõ âûñøèõ äîëæíîñòíûõ ëèö (â òàê íàçûâàåìîé äåñÿòè÷íîé ñèñòåìå âîåííî-àäìèíèñòðàòèâíîãî äåëåíèÿ îáùåñòâà, âîñõîäÿùåé ê äîãîñóäàðñòâåííîìó ïåðèîäó); ñáîðùèêîâ ïîçåìåëüíûõ ïîäàòåé âèðíèêîâ, ïîäúåçäíûõ, ñáîðùèêîâ òîðãîâûõ ïîøëèí ìûòíèêîâ. Íåêîòîðóþ èíôîðìàöèþ î âûøåïðèâåäåííûõ äîëæíîñòíûõ ëèöàõ ìû íàõîäèì â öåííåéøåì äîêóìåíòå ïî èñòîðèè äðåâíåé Ðóñè Ðóññêîé Ïðàâäå: ñò. 42 Êðàòêîé ðåäàêöèè («À ñå ïîêîí âèðíûè »14) ðåãëàìåíòèðóåò ñîäåðæàíèå âèðíèêà âî âðåìÿ åãî ïðåáûâàíèÿ â êàêîé-ëèáî àäìèíèñòðàòèâíîé åäèíèöå; ñò. 3 Ïðîñòðàííîé ðåäàêöèè Òðîèöêîãî ñïèñêà îáÿçûâàåò çà óáèéñòâî «êíÿæåãî ìóæà» íà òåððèòîðèè îáùèíû ïëàòèòü âñåì åå ÷ëåíàì òî åñòü óñòàíàâëèâàåò êðóãîâóþ ïîðóêó («Àæå êòî óáèåòü êíÿæà ìóæà â ðàçáîè, à ãîëîâíèêà íå èùóòü, òî âèðåâíóþ ïëàòèòè â ÷üåè æå âåðâè ãîëîâà ëåæèòü »15). Èç ñîñòàâà äðóæèíû âûäåëþòñÿ è ïðèîáðåëè êíÿæåñêîãî âîò÷èííîãî õîçÿéñòâà òèóíû (âïîñëåäñòâèè îíè ñòàíîâÿòñÿ ñïåöèàëüíûìè ÷èíîâíèêàìè ïðàâèòåëüñòâà è âêëþ÷àåòñÿ â ñèñòåìó ãîñóäàðñòâåííîãî óïðàâëåíèÿ). Äåìîêðàòè÷åñêèé ýëåìåíò óïðàâëåíèÿ îáíàðóæèâàåòñÿ â ãîðîäñêîì ñîáðàíèè, èçâåñòíîì êàê âå÷å. Ýòî áûë íå îðãàí ïðåäñòàâèòåëåé, à ñîáðàíèå âñåõ âçðîñëûõ ìóæ÷èíû. Äëÿ ïðèíÿòèÿ ëþáîãî ðåøåíèÿ áûëî íåîáõîäèìî åäèíîäóøèå.  13 14 âåêàõ âå÷å, â ñâÿçè ñ ðàçäðîáëåííîñòüþ â êðóïíûõ ãîðîäàõ, èãðàåò öåíòðàëüíóþ ðîëü, ïðåæäå âñåãî â ïîãðàíè÷íûõ, ãäå âîçëàãàåò íà ñåáÿ ïàòðèîòè÷åñêóþ öåëü çàùèòû ðóññêîé çåìëè îò ñòåïíÿêîâ.
1 Ìàðêñ Ê., Ýíãåëüñ Ô. Ñî÷. Ò. 37. Ñ. 394 395.
2 Â. È. Ëåíèí. Ïîëí. ñîáð. ñî÷., ò. 39, Ñ. 65.
3 Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ: Ó÷åáíèê äëÿ ñòóäåíòîâ èñò. ôàê. ïåä. èí-òîâ. 4-å èçä., èñïð. Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1979. ×. 1. Ñ. 64.
4 Äåðåâÿíêî À. Ï., Øàáåëüíèêîâà Í. À. Èñòîðèÿ Ðîññèè ñ äðåâíåéøèõ âðåìåí äî êîíöà XX âåêà: Ó÷åáíîå ïîñîáèå. Ì.: Ïðàâî è çàêîí, 2001, Ñ. 40 41.
5 Òàì æå.
6 Èñòîðèÿ ÑÑÑÐ: Ó÷åáíèê äëÿ ñòóäåíòîâ èñò. ôàê. ïåä. èí-òîâ. 4-å èçä., èñïð. Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1979. ×. 1. Ñ. 64.
7 Êëþ÷åâñêèé Â. Î. Ðóññêàÿ èñòîðèÿ. Ïîëíûé êóðñ ëåêöèé.  òðåõ êíèãàõ. Êíèãà ïåðâàÿ. Ðîñòîâ í / Ä.: èçä-âî «Ôåíèêñ», 2000, Ñ. 124.
8 Óêàç. ñî÷. Ñ. 125.
9 Òðîöêèé Ë. Ä. Èòîãè è ïåðñïåêòèâû. Äâèæóùèå ñèëû ðåâ