Какие существуют маршруты завоза продуктов
Основанием для завоза товаров в розничное торговое предприятие служит заявка. Она составляется по установленной форме: указывается наименование товаров и основные ассортиментные признаки (вид, сорт, размер и т.п.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах направляют поставщику для исполнения. В отдельных случаях заявка может передаваться по телефону (по хлебу и хлебобулочным изделиям, молочным и мясным товарам). Поставщик сверяет заявку с договором.
Товары могут доставляться в магазины централизованным и децентрализованным методами.
Наиболее эффективным методом доставки является – централизованный завоз товаров, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей, эффективней используется транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.
При централизованной доставке завоз товаров в розничную торговую сеть может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования. Если завоз осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.
Поставщики, осуществляющие централизованный завоз товаров, проводят следующие подготовительные мероприятия:
– анализируют расположение торговой сети, группируют предприятия розничной торговли по типам и объему товарооборота.
– рассчитывают грузооборот, оптимальные размеры поставки и частоту завоза товаров, потребность в транспортных средствах и многооборотной таре и разрабатывают рациональные маршруты доставки.
– осуществляют подготовку механизмов, транспортных средств и оборудования складов и предприятий розничной торговли для рационального выполнения операций, связанных с доставкой товаров.
– устанавливают систему материальной ответственности сторон за выполнение условий централизованной доставки.
– рассчитывают эффективность применения централизованной доставки и выявляют резервы ее повышения.
Анализируя дислокацию розничной торговой сети, обращают внимание на следующие данные: наименование, типы розничных торговых предприятий, среднемесячный розничный товарооборот, площадь торгового зала и помещений для хранения товаров, численность работников, режим работы магазина, расстояние от магазина до поставщика.
Частоту и оптимальные размеры завозимых партий товара определяют для того, чтобы обеспечить бесперебойную торговлю товарами соответствующего ассортимента при минимальных размерах товарных запасов.
При определении частоты завоза товаров учитывают: физико-химические свойства товаров; предельные сроки их реализации; среднедневной товарооборот; размер неснижаемых товарных запасов; емкость подсобных помещений; уровень расходов по доставке. Так хлебобулочные изделия должны завозиться ежедневно, другие продовольственные товары с небольшими сроками реализации – не реже чем через два-три дня. Непродовольственные товары, а также продовольственные товары с длительными сроками реализации могут завозиться один раз в семь-десять дней.
Табл. 3
Частота завоза товаров в магазины по отдельным товарным группам
Товарные группы. | Объем поставки. | Частота завоза. |
Овощи и фрукты | 48% | 5 раз в неделю |
Молочные продукты | 34% | 6 раз в неделю |
Мясо и колбасные изделия | 40% | 3 раза в неделю |
Бакалейные товары. | 41% | 2 раза в неделю |
Хлеб | 67% | 6 раз в неделю |
Непродовольственные товары | 40% | 1 раз в неделю |
Количество заказываемых товаров должно полностью обеспечивать устойчивость ассортимента и бесперебойную их продажу до очередного завоза вместе с тем исключать образование излишних запасов. При определении этого количества учитывают частоту завоза; среднедневную реализацию; неснижаемые запасы и остатки товаров на день завоза.
Если составляется заявка на завоз товаров сложного ассортимента (готовое платье, обувь и др.), то количество изделий по размерам, расцветкам заказывают с учетом удельного веса в продаже их.
Товары-новинки заказываются небольшими пробными партиями.
Централизованная доставка товаров должна осуществляться по строго установленным графикам. График завоза – это расписание времени отборки и доставки товаров в магазины, в котором указывают номер маршрута, дни завоза, наименование торгового предприятия, его адрес, вид транспорта, часы доставки. При составлении графиков учитывают размещение розничной торговой сети, объем завозимых товаров и периодичность их завоза, особенности эксплуатации используемого транспорта. Их согласуют с товаропроизводителями.
Графики завоза товаров тесно связаны с маршрутами централизованной доставки, разрабатываемыми поставщиками. Они бывают линейные и кольцевые. Линейные маршруты используются для доставки товаров за один рейс в один магазин. По кольцевым маршрутам товары завозятся одним рейсом на несколько розничных торговых предприятий.
Рис. 5 Виды маршрутов централизованной доставки товаров
Маршруты доставки товаров разрабатывают с учетом территориального размещения сети магазинов. Для этого составляют карту-схему размещения магазинов и по ней определяют возможные транспортные связи между несколькими населенными пунктами.
Рациональная организация централизованного товароснабжения связана с применением технологических схем с использованием тары-оборудования. В этом случае выполняются следующие операции:
– комплектование ассортимента товаров для магазина и укладка их в контейнер;
– зачехление и пломбирование контейнеров;
– доставка и передача опломбированных контейнеров и сопроводительных документов в экспедицию оптового предприятия.
– группировка контейнеров по маршрутам;
– оформление передачи загруженных контейнеров водителям транспортных средств;
– погрузка и крепление контейнеров в кузове транспортного средства:
– доставка в розничное торговое предприятие;
– выгрузка контейнеров, оформление сдачи-приемки;
– прием, погрузка и доставка поставщику порожних контейнеров.
Внедрение товароснабжения по этой схеме требует соответствующей подготовленности: наличие необходимого количества тары-оборудования, автомобилей, оснащенных борт-подъемниками, оборудование мест для приемки грузов в магазинах.
Использование контейнерной доставки товаров в магазины позволяет существенно сократить численность работников, занятых разгрузкой и перемещений товаров, упрощает организацию товароснабжения магазинов и облегчает внутримагазинной перемещение товаров, создает условия для более эффективной эксплуатации автотранспорта и торговой площади.
Для организации управления процессом товароснабжения могут использоваться технологические карты, которые представляют собой детальную разработку важнейших составных элементов централизованной доставки: день, время доставки товаров в магазин, номер автомашины, фамилия водителя, размер партий и др.
Для оперативного управления товароснабжением создается диспетчерская служба, которая обеспечивает постоянную связь с розничной торговой сетью и оптовыми предприятиями, занимается сбором и обработкой информации, поступившей от магазинов, передачей ее коммерческой службе оптового предприятия для принятия необходимого решения о завозе товаров.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимают под товародвижением?
2. Какие операции включает товародвижение?
3. Какой процесс называют товароснабжением?
4. Какие требования предъявляются к организации товароснабжения?
5. Перечислите основные принципы товароснабжения?
6. Что означает принцип планомерности?
7. Значение принципы ритмичности?
8. Что означает принцип оперативности?
9. Как Вы понимаете принцип экономичности?
10. За счет чего обеспечивается принцип технологичности?
11. Какие факторы оказывают влияние на организацию товароснабжения?
12. Какие существуют источники поступления товаров в торговую сеть?
13. Что влияет на выбор источников поступления товаров?
14. Какие формы товароснабжения применяются ?
15. В чем сущность транзитной формы?
16. Когда используется складская форма товароснабжения?
17. Какие существуют методы завоза товаров в розничную торговую сеть?
18. Какой метод наиболее эффективный и почему?
19. От чего зависит частота завоза товаров?
20. Как определяют количество подлежащих завозу товаров?
21. Что включает график завоза?
22. Какие существуют маршруты завоза?
23. В чем преимущества завоза товаров с использованием тары-оборудования?
Рекомендуемая литература
Федеральные законы и нормативные документы:
1. Закон РФ «О защите прав потребителей» ФЗ-212 от 17.12.1999.с последующими изменениями и дополнениями.
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Административный кодекс РФ.
4. Правила продажи отдельных видов товаров. Пост. Правит. РФ № 55 от 19.01.98. с последующими изменениями и дополнениями.
5. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Пост. Правительства №569 от 6 июня 1998 г.
6. Правила продажи алкогольной продукции. Пост. Правительства № 987 от 19 августа 1996г. с изменениями и дополнениями от 13.10.99, 02.11.2000.
7. Правила продажи по образцам . Пост. Правительства № 918 от 21.07.97.. с изменениями и дополнениями от 07.12.2000 № 929.
8. Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке. Пост. Правительства № 292/95 от 01.12.94
9. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли пищевыми продуктами . М.: ИНФРА-М.2002.
10. Транспортный устав железных дорог РФ от 08.01.98. № 2-ФЗ
11. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству. № П-6 от 15.06.65. с последующими изменениями и дополнениями.
12. Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству. № П-7 от 25.04.66. с последующими изменениями и дополнениями.
13. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения.
14. ГОСТ Р 51304-99. Услуги розничной торговли.
15. ГОСТ Р 51773-2001. Розничная торговля. Классификация предприятий.
В крупных предприятиях общественного питания независимо от вида собственности создаются отделы снабжения, в небольших предприятиях назначается работник, ответственные за организацию снабжения.
Отдел снабжения работает самостоятельно и является элементом микрологистичекой системы, обеспечивающей прохождение материального потока в цепи снабжение – производство – сбыт.
Логистика– это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению материального потока от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.
В предприятиях общественного питания должен формироваться список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется. Составленный перечень поставщиков анализируется на основании критериев: цена и качество поставляемой продукции; надежность поставок, а также удаленность поставщика от потребителя; сроки выполнения заказов; финансовое положение поставщика, его кредитоспособность.
Количество операций с товаром зависит от схемы товародвижения. Товародвижение – это транспортировка товаров от мест их потребления.
Основные принципы товародвижения:
— оптимальные звенности товародвижения;
— эффективное использование транспортных средств;
— эффективное использование торгово-технологического оборудования;
— сокращение количества операций с товаром.
Существует такое понятие, как складская звенность, т.е. через сколько складов проходит товар на пути его движения от производства до потребителя. Например: товар со склада изготовителя транспортируется на склады выходных баз, потом – на торгово-закупочные базы, затем товар транспортируется на склады торговых баз, потом на склады потребителя.
При такой схеме товар проходит не менее чем через 4 склада, что может привести к ухудшению качества товара. Такая форма снабжения называется складской, которая, однако, обеспечивает лучшую комплексность поступающего сырья и товаров.
Транзитная форма снабжения предлагает прямые связи «поставщик – предприятие», минуя промежуточные оптовые базы.
Для скоропортящихся, для крупногабаритных товаров (мука, сахар и т.д.) используется транзитная форма; для нескоропортящихся – складская, а в большинстве случаев применяется смешанная форма снабжения.
Централизованный
Товары доставляются транспортом поставщика.
Децентрализованный
вывоз товаров от поставщиков обеспечивает непосредственно само предприятие общественного питания, используя свой транспорт.
Со способами доставки тесно связаны маршруты завоза продуктов. При децентрализованной доставке продукты завозятся на предприятия общественного питания только линейными (маятниковыми) маршрутами, а при централизованной – завоз продуктов осуществляется преимущественно по кольцевым маршрутам, т.е. на одной машине товар доставляется на несколько предприятий общественного питания по кольцу в соответствии с графиком и разработанным маршрутом.
На крупных предприятиях общественного питания применяют и кольцевой, и маятниковый способ доставки товаров.
Важную роль в товародвижении выполняет транспорт. Для перевозки продовольственных товаров используется специализированный транспорт, имеющий санитарный паспорт, выданный учреждениями санитарно-эпидемиологической службы сроком не более, чем на 1 год. Особоскоропортящиеся продукты перевозят изотермическим транспортом.
Требования, предъявляемые к транспортным организациям:
1. Обеспечение сохранности груза
2. Своевременная доставка
3. Соблюдение правил загрузки и разгрузки
4. Использование специального транспорта с санитарным паспортом, изотермический или рефрижератор.
С целью ускорения доставки товаров, повышение уровня использования грузоподъемности транспортных средств, сокращение их общего пробега и уменьшения общих затрат на организацию товароснабжения предприятия участники системы товароснабжения осуществляют работы по рационализации параметров данной системы, в первую очередь путем оптимизации маршрутов завоза товаров.
Работы по рационализации маршрутов предусматривают выбор такой схемы завоза товаров, при которой перевозки товаров со складов поставщиков в пункты назначения выполнялись бы с наименьшими транспортными затратами. При выборе маршрута завоза товаров анализируют территориальное расположение поставщиков и получателей товаров, объемы завоза товаров к каждому из них и пытаются обеспечить перевозку товаров кратчайшим путем и в соответствии с утвержденным графиком. При этом из нескольких возможных маршрутов выбирают кратчайшие, которые начинаются и заканчиваются в пункте расположения склада поставщика и проходят только по одному разу через каждый из пунктов расположения магазинов.
Исходным фактором при формировании Маршрутов является грузоподъемность транспортных средств. Именно учитывая ее значение, сначала выделяют те маршруты, на которых объемы завоза товаров в магазин соответствуют грузоподъемности автомобиля (с учетом удельного веса груза) или кратные ей. В такие магазины завоза товаров предусматривается по линейным маршрутам (или их разновидностью — маятниковой маршрутами, при которых автомобиль осуществляет повторные перевозки груза в тот же пункт назначения). Для магазинов, потребность которых в товарах превышает грузоподъемность автомобиля, но не кратна ей, изначально предполагается радиальный маршрут.
После формирования всех линейных маршрутов остальные магазины-получателей товаров объединяются в кольцевые маршруты. При этом в один кольцевой маршрут включаются два или несколько территориально приближенных магазинов, общий объем завоза товаров в которые позволяет обеспечить полную загрузку автомобиля.
Следующим этапом этой работы является определение технико-эксплуатационных показателей работы транспортных средств и затрат времени на выполнение работ по перевозке товаров на каждом маршруте. После расчета времени выполнения каждого маршрута составляется таблица характеристики маршрутов (табл.9.1 и 9.2).
Таблица 9.1
Характеристика розничной торговой сети, обслуживаемой поставщиком ….
№з / п | Название предприятия розничной торговли | Данные о предприятии | ||||||
Категория (тип) | Место нахождения | Расстояние до поставщика,км | Среднемесячный товарооборот, тыс. Грн | Выходной день | Часы работы | Время обеденного перерыва | Примечание | |
1 | ||||||||
2 |
Таблица 9.2
Характеристика маршрутов централизованного завоза товаров от поставщика …
№ маршрута | Маршрут | Расстояние, км | Длина маршрута, км | Средняя скорость движения, км / ч. | Время на | Количество заездов | Время выполнения одного рейса, мин. | Масса товаров, т | Частота завоза товаров, раз / мес. | Примечание | |
Скачивания и разгрузки, мин. | Заезд впромежуточные пункты, мин. | ||||||||||
1 | |||||||||||
2 |
Далее на основе анализа характеристик маршрутов производится группировка маршрутов, которое направлено на повышение интенсивности работы каждого автомобиля в течение рабочего дня. Как правило, в первой половине дня для автомобилей планируют выполнения маршрутов с небольшой длиной, а затем — более длительные маршруты (это связано с особенностями организации работы экспедиционных складов, которые в первой половишь дня работают на отправку товаров в розничную торговую сеть, а в второй половине — на прием и комплектование партий товаров для завоза их на следующий день).
Итоги проведенного группировки маршрутов оформляют в виде таблицы (табл. 9.3). В ходе группировки маршрутов их могут при необходимости уточнять или менять. На основе сформированных маршрутов составляют графики завоза товаров.
При организации системы товароснабжения в сельской местности, где для завоза товаров в магазины может использоваться незначительное количество дорог с твердым покрытием, формирование маршрутов и их группировки фактически заранее определено территориальным расположением магазинов. Поэтому определение рационального (т.е. ближайшего к оптимальному) маршрута осуществляется способом простого перебора 2-3 вариантов. В то же время в случае организации системы товароснабжения в больших городах, где сформировалась густая сеть дорог и необходимо обслуживать значительное количество получателей товаров, определения удобных маршрутов затрудняются и требует проведения сложных расчетов.
Таблица 9.3
Группировка маршрутов централизованного завоза товаров …
Номера маршрутов в группе | Время прибытия автомобиля под скачивания | Время выезда из состава | Номер маршрута | Время оборота автомобиля на маршруте | Время прибытия автомобиля под скачивания | Время выезда из состава | Номер маршрута | Время оборота автомобиля на маршруте | Время окончания работы |
Еще одной проблемой, которая может возникнуть во время такой работы, является сложность формирования и группировки маршрутов при необходимости завоза в магазины товаров пидсортованимы (разно-ассортиментным) партиями. Это обусловливает необходимость применения экономико-математических методов анализа и, в частности, линейного программирования с использованием компьютерной техники. Фактически все сложные вопросы оптимизации маршрутов завоза товаров необходимо свести к т. Н. задачи развозки, или транспортной задачи маршрутизации перевозок мелко-партийных неделимых грузов. Неделимость груза означает, что предназначен для завоза в магазин n объем продукции q n выполняется только одним автомобилем и не может делиться на отдельные части (при условии, что q n ≤ Q, где Q — грузоподъемность автомобиля, aq — объем заказа).
В основном объемы заказа магазинов на один рейс не превышают грузоподъемности автомобилей, которые привлекаются для товароснабжения. Поэтому существует возможность использовать один автомобиль для завоза товаров по кольцевой маршрут в несколько магазинов; при этом склад поставщика в таком маршруте как начальным, так и конечным пунктом, а каждый автомобиль в определенный момент времени может использоваться только на одном маршруте.
В этих условиях нужно иметь оперативный развернутый во времени план развоза однородного (то есть выраженного в условных грузовых единицах, например пакет, модуль и т.п.) груза от поставщика в магазины всеми предоставленными для этой работы автомобилями при условии строгой фиксации времени доставки. Общую цель этой задачи можно сформулировать так: необходимо доставить продукцию в магазины; каждому i-му магазина (i = И, 2, 3, .., n) в количестве от q 1 до q 2 в фиксированный промежуток времени от t 1 до t 2 есть нужно сформировать кольцевые маршруты, которые охватывали все магазины, подали заказ на завоз данной продукции. Принципиальный подход к решению этой задачи приведены в ряде специальных работ, в частности — в учебнике «Организация торговли продовольственными товарами / Рук. Авт. Кол. П. Г. Гончаров. — М: Экономика, 1989. -335 с».
Для решения этой задачи нужно иметь информацию о:
> Количество автомобилей (их грузоподъемность), которые транспортируют грузы;
> Минимальные расстояния d (и, j) между любой парой пунктов и, j (i = 0,1,2, … n; j = 0,1,2, … n; i ≠ j)
> Время на погрузку и разгрузку, оформление сопроводительных документов, скорость движения транспорта на маршруте, класс груза, продолжительность операций взвешивания и определения количества продукции, время на заезды в промежуточные пункты;
> Режим работы водителей, режим работы поставщиков, объемы грузовых перевозок, фронт скачивания у поставщика.
Критерием оптимизации задачи данного типа является минимизация расстояния перевозки груза. В то же время целевая функция может включать и такие критерии оптимизации, как равномерность загрузки автомобилей, их количество, напряженность работы автотранспорта и экспедиционной службы и тому подобное.
Решение задачи возможно и с использованием метода пошаговой оптимизации. Для этого разрабатывают первоначальный вариант плана перевозок. Он предусматривает, что каждое торговое предприятие обслуживается одним автомобилем (если объем заказа q n ≥ Q, то используется маятниковая завоза продукции. В то же время, учитывая, то подавляющее большинство розничных предприятий требует заказ объемом q n ≤ Q для одной поставки, то на этих маршрутах грузоподъемность выделенных автомобилей используется не полностью. Поэтому такой вариант плана завоза продукции однозначно худшим из всех возможных, а для его улучшения нужно построить функцию полезности, которая позволяла бы оценить улучшение функционала.
Например, при оптимизации маршрутов по критерию минимизации общей длины маршрутов следует учесть, что в исходном плане существует два маятники: 0 — и — 0 и 0 — j — 0 (то есть автомобиль дважды выезжает от поставщика и дважды возвращается к нему, и если q и <Q и q j <Q, aq и + q j ≤Q то понятно, что в случае создания маршрута 0 — и — j — 0 сокращения длины пробега автомобиля очевидно, а два маятниковых маршруты к пунктам и тa j целесообразно заменить одним кольцевым .
Оценку функции выгодности можно провести следующим образом: f (i, j) = d (i, 0) + d (0; j) -d (i, j), где d (i, j) — кратчайшее расстояние при движении от i-го магазина в j-го; при этом чем больше значение f (i, j), тем меньше расстояние между данными магазинами. С помощью такого способа можно определить оценки, которые не изменяются в ходе решения задачи, и благодаря этому формируется упорядоченная последовательность оценок: f 1 (i, j) ≤ f 2 (i, у) ≤ … ≤ f m (i > j), где m ≤ n 2 — n, an — количество пунктов, то есть m = 1,2, …, n; j = 1,2, …, n.
После проведения нескольких таких шагов по рассмотрению пар и определения соответствующих оценок определяются новые значения нерассмотренных оценок в соответствии с достигнутым положения и более выгодных состояний в конце решения. В частности, если объединение маршрутов (0 — … — и — 0) и (0 — j — … — 0) приводит к созданию маршрута с общим объемом поставки в q условных единиц груза и необходимым автомобилем грузоподъемностью Q, то новая оценка пары (и, j) будет составлять
Благодаря проведению такой процедуры преимущество получают те пары, которые обеспечивают образование маршрутов с наилучшим использованием грузоподъемности автомобиля.
Вообще вопрос оптимизации маршрутов и системы доставки является предметом новой экономической дисциплины «Логистика».