Какие социальные свойство есть у животного
Говоря о человеке, как о социальном животном, Аристотель добавляет: «человек вне общества – бог или зверь». Недавно, один из моих клиентов в ходе сессии обронил фразу о том, что завидует белкам, потому, что они могут перепрыгивать с ветки на ветку, грызть орешки и радоваться.
— Ну, так что тебе нужно сделать, чтобы стать белкой? – спросил я в надежде на открытие нового вида психотерапии, которая бы предписывала клиентам лазать по деревьям, предварительно запасшись пакетиком фундука.
Но в каждой шутке, есть доля правды. Могу с уверенностью утверждать, что у каждого человека, находящегося «с жизнью не в ладах», в этот самый момент, есть всё, что может сделать его счастливым. Для чего, достаточно например… перестать думать. Порой, мне самому кажется, что высшие психические функции, несомненно, созданные Богом для нашего развития, являются тем, что «нас не убивает, но потихоньку гробит».
Здесь очень к месту придутся строчки из известной песни Игги Попа: «the fish doesn’t think, because the fish knows everything» — «рыба не думает, потому, что она и так всё знает». Многие отдали бы полцарства за то, чтобы иметь специальный рубильник, который бы отключал мысли, превращая человека в спонтанно действующий организм в среде. И кстати, этот запрос — «что мне сделать, чтобы отключить свои мысли?», довольно часто озвучивается клиентами на ранних стадиях терапии…
Проводя параллели между человеком и животным, очень легко дойти до точки, когда практически все особенности человеческого поведения можно объяснить как возникшие из инстинктивных животных зачатков, покончив с мыслью о том, что человеком движет нечто «высокодуховное».
Лично я уже давно не считаю человека духовным существом, впрочем, включая в когорту «социальных животных» и себя самого. Это не мизантропия, а результат опыта основанного на длящейся работе с людьми и постоянным выяснением чужих и собственных мотивов и потребностей.
Ребёнок появляется в мире как животное. Его психика представлена лишь теоретической способностью её сформировать. Впоследствии, наполнение этого сосуда, становится тем, что определяет не только его движение к индивидуальной цели, но возможностью радоваться на пути к ней. И вообще, бывает ли цель человека индивидуальной? Об этом можно поспорить.
И раз уж во введении к этому посту я увлёкся цитатами, то стоит процитировать Гурджиева, который сказал: «Ребёнок никогда не рождается с душой. Душу можно приобрести в течение жизни: но и тогда она является роскошью, доступной лишь немногим. В большинстве своём люди всю свою жизнь живут без души, без хозяина; для обыденной жизни душа совершенно не нужна».
Человек по Гурджиеву — бесконечно рефлексирующее создание, целиком зависимое от внешних влияний. А идея приобретения души основана на его становлении как хозяина своей жизни и поступков, посредством работы с внешними и внутренними воздействиями. Это утверждение вполне перекликается с мнением большинства психологов и физиологов, которые говорят о том, что человека от животного отличает, прежде всего наличие воли, как фактора создающего возможность прилагать неестественные усилия к воплощению своих дурацких смыслов.
Идея человека-куклы, человека «не хозяина» своей жизни, прослеживается в работах многих мистиков. Эта тема довольно сложна из-за невозможности выяснить, что в человеке является инстинктивным, а что привнесённым? Особенно, когда мы рассуждаем о людях в общем. И если нами руководят инстинкты, то стоит ли защищаться от них, как от внутреннего воздействия попирающего божественную человеческую природу? А вдруг именно они и являются нашим единственным «божественным» началом?
Я много раз помогал людям, рассуждающим о высокодуховном образе жизни, раскрыть истинные мотивы этой направленности. Всякий раз получалось, что человеком в лучшем случае движет нечто овеществлённое, а в худшем — банальное внутреннее противоречие. И если моё представление о том, что до кабинета психолога доходят «сливки общества» верно, то, что происходит с остальными?
Написанное выше предназначено для разогрева мыслительной деятельности читателя и его подготовке к основной теме поста — филогенетическим зачаткам противоречия, сидящего в самоей животной природе человека. В нем я постараюсь немного тронуть корешки биологического и социального в животном и человеке, что, на мой взгляд, превращается в одну из ключевых проблем психологии — противоречие между индивидуальностью и обществом.
Человека и животное, объединяют безусловные рефлексы. По Павлову они делятся на три группы – простые, сложные и сложнейшие. Последняя группа, в свою очередь, делится на два типа: 1) индивидуальные — пищевой, активно и пассивно-оборонительный, агрессивный, рефлекс свободы, исследовательский, рефлекс игры; 2) видовые — половой и родительский. Павлов разграничивал их, поскольку считал, что первый вид обеспечивает сохранение особи, а второй – сохранение вида.
Его идеи продолжил другой русский физиолог — П. В. Симонов. По его мнению, безусловные рефлексы не только обеспечивают индивидуальное и видовое самосохранение, но прежде всего, являются эволюционной основой для развития человека и животных. Выступая корневой системой потребностно-мотивационной сферы, они служат источником поисковой активности для всех живых существ.
Здесь уместно упомянуть принцип удовлетворения потребностей, который виден при взгляде на всем известную пирамиду Маслоу. Он заключается в том, что удовлетворение потребностей лежащих в основании пирамиды – необходимое условие для возникновения более сложных.
Только удовлетворив низменные животные инстинкты, человек может стать человеком в социальном смысле. Осознание этой простой аксиомы очень меняет взгляд на тех мммм… индивидов, которые закатывая глаза к небу, разглагольствуют о высокодуховном, стоя при этом в луже, с урчащим животом и в рваных портках.
Таким образом, чтобы получить доступ к возможности реализации высших потребностей, вроде бескорыстного служения обществу, желательно прежде удовлетворить свои «низменные» потребности в хлебоу и икроу. Вот и выходит, что сложнейшие безусловные рефлексы и являются стимулом или зачатком такой сложной штуки как человеческая психика, которая, в свою очередь может стать зачатком «души по Гурджиеву».
Но вернёмся к Симонову, делящему безусловные рефлексы животных на три группы. Каждая из этих групп является основой для потребностно-мотивационной и информационной сферы высшей нервной деятельности человека.
Витальные – пищевой, питьевой, оборонительный, регуляции сна/бодрствования, экономии сил. Рефлексы этой группы полностью и почти без изменения переходят в потребностно-мотивационную сферу человека, включая в себя лишь один половой рефлекс, который у животных принадлежит к группе приведённой ниже.
Ролевые (зоосоциальные) – половой, родительский, эмоционального резонанса (сопереживания), территориальный и иерархический. Рефлексы этой группы, переходя в потребностно-мотивационную сферу человека, усложняются и одновременно делаются более абстрактными, после чего становятся потребностью принадлежать к группе, занимать в ней место и следовать её нормам.
Такое усложнение и одновременно абстрагирование, происходят по той причине, что на уровне человека в действие вступает его психика. Состоящая из информации о символах – предметах и образах действий с ними, а так же из слов, она программирует определённые реакции в отношении окружающей среды. Высшие психические функции человека становится стимулом стимулов, и опосредуют собой его поведение, усложняя деятельность, основанную на безусловных рефлексах. Ранее я уже затрагивал эту тему.
Можно представить, что человеческая психика, является условным рефлексом, который срабатывает в зависимости от возникновения того или иного безусловного рефлекса.
Безусловные рефлексы саморазвития – исследовательский, имитационный, игровой, преодоления, сопротивления, свободы. Рефлексы этой группы, переходя в потребностно-мотивационную сферу человека, превращаются в потребности в подражании, игре и как следствие – вооружённости навыками, сугубо волевыми потребностями в свободе, преодолении и индивидуации. Кроме того, взаимодействуя с зоосоциальными — стимулирующими выделиться и занять место в группе, они становятся потребностями в творчестве и познании.
Информационная сфера по Симонову, это сфера сознания, развивающаяся на основе потребностно-мотивационной сферы. Она делится на сверхсознание, сознание и подсознание. Не буду расписывать это в подробностях, т.к. они являются довольно субъективными и лишь усложнят тему поста.
Морфология слова «сознание» показывает нам, что это слово означает совместное знание. Сознание это одновременно результат, стимул и способ общения. Состоящее из слов, образов и сложных действий с предметами сознание недоступно для животного и младенца.
Механизм образования психики, в соответствии с темой поста можно было бы назвать механизмом производства человека из животного. Он состоит в присвоении общественных отношений и культурно-исторического багажа с помощью коммуникации. Человек как бы проглатывает внешний мир, после чего, переварив и сделав его частью себя, начинает жить как социальное лицо. Мир живёт в человеке, а человек в мире.
Что же помогает нам присвоить внешний мир, чтобы стать человеком и одновременно попирает нашу индивидуальность? Об этом послезавтра…
Другие посты из рубрики «Научно-популярное»
Я на facebook Я во вконтактике
Алексей Хмелинский · 3 декабря 2018
39,2 K
Интересуюсь искусством, музыкой, литературой, в свободное время и компьютерные…
Самое главное то, что люди — это прямоходящие существа, у нас отличается строение скелета, хоть и не сильно.
У нас более развиты речь и мышление. Если смотреть по пирамиде Маслоу, то только люди доходят до вершины — потребности в самовыражении, в духовной деятельности. Насчет орудий труда — это спорный вопрос. Мы можем создавать более усовершенствованные и сложные орудия труда, но мы не единственные, кто может это делать.
Автор вопроса считает этот ответ лучшим
Живу в своем доме, люблю заниматься садом и животными. Увлекаюсь лингвистикой…
Более высокой нервной и мыслительной деятельностью, высшими нервными функциями, такими, как сострадание, забота о пожилых и больных людях, осознанным творчеством. Птицы вьют красивые гнезда, пауки — плетут паутны, но эти творения утилитарны и направлены на удовлетворения потребностей в пище или размножении, человек же творит ради самого искусства.
Конечно знаю! Но ответ мой будет неутешительным. Человек имеет то, чего не имеет ни одно существо на свете -Разум. Это самое неудачное и самое страшное из всего того, что выдумала матушка Природа, стремясь к апогею Жизни. И вот — финал. Достойный самых жестоких драм. Самое гениальное создание Природы Человек уничтожает Всё. И с ним не может сравниться никакой… Читать далее
Искуство, творчество, доблесть, навязаная нам духовность… да этим человек отличается от животного но к сожалению только небольшой процент от общей массы. А остольные животные которые образуют стадо называемое себя социумом. Хлеба им подовай и зрелище и нечего боле их не интересует. Очень печально за всем этим наблюдать…
Единственное живое существо на планете наделённое разумом.
Чаще всего люди заводят домашних животных от одиночества или непонимания близких. Им так хочется понимания, любви, тепла и ласки, и чаще всего они получают эти чувства только от домашнего питомца. Как приятно, придя с работы, встретить на пороге «радостную мордашку» твоей любимой собаки или кошки. Это для человека равнодушного кошки, собаки и все остальные животные… Читать далее
Если человека в повседневной жизни сравнивают с животным, то хотят указать на его недостойное поведение. Действительно, человек – существо мыслящее, способное к сознательному труду и целенаправленному воздействию на природу. Об этом говорит даже название биологического вида – Homo sapiens (Человек разумный). Разве животные могут вести себя так, как разумное существо… Читать далее
В человеке есть частичка небесных сил проявляющаяся разумом, у животных этой частички нет. Животные подчинены… Читать дальше
Как вы думаете, чем похожи человек и животные? И в чем их отличия?
Но не Горбачёв.
КМС по безделью, алкоголик средней руки, обожаю блины со…
Помню, что со школьных времён выделяли вот эти основные отличия:
1)Членораздельная речь
2)Создание орудий труда, с помощью которых создаются ещё более сложные орудия труда, в свою очередь, благодаря последним ведётся преобразовательная деятельность (это третье отличие).
И последнее вроде как «духовная» составляющая человеческой души(чего нет у животных, но не знаю откуда они об этом знают) — литература, кино, живопись, музыка.
При этом я всегда задавался вопросом: неужели горные бараны не восхищаются горными рельефами, по которым прыгают и бегают; а чайки не поражаются извилисто-красивыми береговыми линиями, над которым летают.
Ту же музыку напевают птички по утрам, а бобры занимаются строительством плотин. Чем не преобразовательная деятельность то же животное строительство?)
А так, каждый раз находясь в группе людей более 15 человек, убеждаюсь в том, что отличий меж людьми и животными не так уж много..)
Прочитать ещё 1 ответ
Почему наши тела такие хрупкие, это плата за то, что мозг способен на больше, в отличие от животных?
Во-первых, противопоставление неуместно. Правильно было бы сказать «в отличие от других животных».
Во-вторых, наши тела не такие уж хрупкие. Серьезно, среди животных полно таких, чьи тела куда более хрупки чем человеческие. Медузы там, птички всякие, лемуры — тысячи их.
А в третьих нет, это не «плата за мозг». Плата за мозг это, например, большая голова новорожденных детей и проистекающие из этого сложные роды. А относительная хрупкость это скорее экономия. Мы не живем на деревьях и поэтому реже падаем с большой высоты, можно сэкономить ресурсы на излишней прочности костей. Мы живем большими организованными группами, используем орудия труда и убийства, можно сэкономить на индивидуальной мышечной силе. Мы пользуемся огнем и одеждой — холодоустойчивостью тоже можно пожертвовать.
Почему люди едят животных?
У меня вопрос, почему люди убивают животных и едят их мясо , кто надоумил людей есть мясо других живых существ, они такие же живые как и мы хоть и глупее людей. Недавно посмотрел док.фильм Земляне и задумался.
Прочитать ещё 3 ответа
Почему вместе с человеком не эволюционировали другие виды животных?
Вкратце: они эволюционировали. Эволюция — это НЕ иерархия самых приспособленных к жизни организмов. Скорее всего вы ссылаетесь на понятие пищевая цепочка, однако человек НЕ находится на её вершине, к тому же это слишком сложная система чтобы однозначно интерпретировать её в пределах планеты.
Человеческий интеллект, с точки зрения эволюционной биологии, является признаком лишь помогающим виду занимать свою экологическую нишу. Так же как кроличьи уши, шея жирафа, и хобот слона. Исключителен интеллект только с точки зрения человека.
Прочитать ещё 7 ответов
1. ×òî ðîäíèò ÷åëîâåêà ñ æèâîòíûìè
Êàêèå åñòü äîêàçàòåëüñòâà ðîäñòâà ÷åëîâåêà ñ æèâîòíûìè?
Àíòðîïîëîã: Êàê âñå æèâûå ñóùåñòâà, ÷åëîâåê äëÿ ïîääåðæàíèÿ æèçíè íóæäàåòñÿ â ïèùå, âîäå, ñíå. Ïîäîáíî âñåì æèâîòíûì, îí ñòàðèòñÿ è óìèðàåò. Ýòè ÷åðòû ñõîäñòâà, êàê ãîâîðèòñÿ, «ëåæàò íà ïîâåðõíîñòè». Íî åñòü è äðóãèå, áûòü ìîæåò, íå ñòîëü î÷åâèäíûå. ß óæå ðàññêàçûâàë âàì, ÷òî ñòðîåíèå òåëà ÷åëîâåêà âî ìíîãîì ñõîäíî ñî ñòðîåíèåì òåëà äðóãèõ æèâîòíûõ. Ñðàâíèâàÿ ìåæäó ñîáîé ñêåëåò èëè îòäåëüíûå îðãàíû, âûïîëíÿþùèå îäíè è òå æå ôóíêöèè (íàïðèìåð, ïèùåâàðåíèÿ èëè äûõàíèÿ), ó÷åíûå íàõîäÿò ìíîæåñòâî ñîâïàäåíèé. Êîíå÷íî, áîëüøå âñåãî òàêèõ ñîâïàäåíèé ñ áëèçêîðîäñòâåííûìè æèâîòíûìè (îñîáåííî îáåçüÿíàìè, âñå êòî âèäåëè îáåçüÿíó, ñðàçó ýòî ïîäìå÷àþò). Íî äàæå â òîì ñëó÷àå, êîãäà ìû íà÷èíàåì ñîïîñòàâëÿòü îðãàíèçì ÷åëîâåêà ñ îðãàíèçìîì òàêîãî íåïîõîæåãî íà íåãî ñóùåñòâà, êàê ðûáà, áûñòðî îáíàðóæèâàåòñÿ ìíîãî îáùèõ ÷åðò (ó ðûá, êàê è ó ëþäåé, åñòü ïîçâîíî÷íèê, ñåðäöå, æåëóäîê, íåðâíàÿ ñèñòåìà è ò.ï.).
À êàêèå-íèáóäü äðóãèå ïîäòâåðæäåíèÿ ýòîìó åñòü?
Àíòðîïîëîã: Áåç ñîìíåíèÿ! Î ðîäñòâå ÷åëîâåêà ñ äðóãèìè æèâîòíûìè ñâèäåòåëüñòâóåò íàëè÷èå ó íåãî, òàê íàçûâàåìûõ, ðóäèìåíòàðíûõ îðãàíîâ, òî åñòü òàêèõ îðãàíîâ, êîòîðûå óòðàòèëè ñâîå çíà÷åíèå â ïðîöåññå ýâîëþöèè. Èõ íàñ÷èòûâàþò íåñêîëüêî äåñÿòêîâ. Íàïðèìåð, èçó÷àÿ ñòðîåíèå êîï÷èêà — íèæíåãî îòäåëà ÷åëîâå÷åñêîãî ïîçâîíî÷íèêà, ñîñòîÿùåãî èç íåñêîëüêèõ ñðîñøèõñÿ ïîçâîíêîâ, ìîæíî çàêëþ÷èòü, ÷òî ó äàëåêèõ ïðåäêîâ ÷åëîâåêà êîãäà-òî áûë õâîñò. Íà òåëå ÷åëîâåêà ìíîæåñòâî ìåëêèõ ðåäêèõ âîëîñêîâ ýòî îñòàòêè ãóñòîé øåðñòè íàøèõ ïðåäêîâ. Ñëåïàÿ êèøêà ÷åëîâåêà èìååò íåáîëüøîé îòðîñòîê àïïåíäèêñ, êîòîðûé íå ó÷àñòâóåò â ïðîöåññå ïèùåâàðåíèÿ. Íî ó ìíîãèõ òðàâîÿäíûõ æèâîòíûõ ýòî âàæíåéøèé îòäåë êèøå÷íèêà. Î ÷åì ýòî ãîâîðèò? Ïðàâèëüíî! Íàøè äàëåêèå ïðåäêè áûëè òðàâîÿäíûìè. Íî êîãäà äðåâíèå ëþäè ïåðåøëè íà ìÿñíóþ ïèùó, íàäîáíîñòü â àïïåíäèêñå îòïàëà, è îí â êîíöå êîíöîâ ïðåâðàòèëñÿ â ðóäèìåíòàðíûé îðãàí. Ìîæíî ïðè æåëàíèè íàéòè è äðóãèå ïðèìåðû, ãîâîðÿùèå î òîì, ÷òî ÷åëîâåê âûøåë èç ìèðà æèâîòíûõ è ïî-ïðåæíåìó èìååò ñ íèìè ìíîãî îáùåãî.
2. Èíñòèíêòû è ðàçóì
×åì ÷åëîâåê îòëè÷àåòñÿ îò äðóãèõ æèâîòíûõ?
Àíòðîïîëîã: Ãëàâíîå îòëè÷èå ÷åëîâåêà îò âñåõ îñòàëüíûõ æèâûõ ñóùåñòâ çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî îí îáëàäàåò ðàçóìîì. Èìåííî áëàãîäàðÿ ðàçóìó ÷åëîâåê ñïîñîáåí áûñòðî îðèåíòèðîâàòüñÿ â îêðóæàþùåé îáñòàíîâêå è ïðèíèìàòü ðåøåíèÿ, íàèáîëåå öåëåñîîáðàçíûå äëÿ íàñòîÿùåãî ìîìåíòà.
Íó, ýòî åùå íå ôàêò! Ðàçâå äðóãèå æèâîòíûå íà ýòî íå ñïîñîáíû? Âñïîìíèì õîòÿ áû ï÷¸ë, ìóðàâü¸â è äðóãèõ íàñåêîìûõ.
Àíòðîïîëîã: Äà, íà ïåðâûé âçãëÿä èõ ïîâåäåíèå ìîæåò ïîêàçàòüñÿ îñìûñëåííûì. Îäíàêî ó÷¸íûå äîêàçàëè, ÷òî âñå äåéñòâèÿ íàñåêîìûõ äèêòóþòñÿ íå ðàçóìîì, à èíñòèíêòàìè.
Èíñòèíêò ýòî âðîæä¸ííàÿ ôîðìà ïîâåäåíèÿ.
Âîò òîëüêî îäèí ïðèìåð. Äëÿ òîãî ÷òîáû îáåñïå÷èòü ñâîèõ ëè÷èíîê êîðìîì îñû ðîþò íîðêè è çàòàñêèâàþò òóäà ïàðàëèçîâàííûõ ÿäîì íàñåêîìûõ (íàïðèìåð, êóçíå÷èêîâ). Ïîëîæèâ äîáû÷ó ó îòâåðñòèÿ íîðêè, îñà, ïåðåä òåì êàê îêîí÷àòåëüíî âòàùèòü å¸, áûñòðî «îáûñêèâàåò» ñâîå ïîìåùåíèå. Ýòî öåëåñîîáðàçíî, òàê êàê âîëî÷èòü äîáû÷ó ïðèõîäèòñÿ èçäàëåêà, è â «êâàðòèðó» ìîã êòî-íèáóäü çàëåçòü. Óáåäèâøèñü, ÷òî âñ¸ â ïîðÿäêå, îñà âûáèðàåòñÿ íàðóæó, áåð¸ò äîáû÷ó è ïðÿ÷åò å¸ â íîðêå. À ÷òî áóäåò, åñëè âíåñòè â å¸ èíñòèíêòèâíûå äåéñòâèÿ íåçíà÷èòåëüíûå êîððåêòèâû? Êîãäà îñà èñ÷åçíåò â íîðêå, ÷óòü-÷óòü îòîäâèíåì å¸ äîáû÷ó îò âõîäà. Íà íàø âçãëÿä íè÷åãî íå èçìåíèëîñü, íî äëÿ îñû âñÿ öåïî÷êà äåéñòâèé íà÷èíàåòñÿ ñíà÷àëà. Îíà âíîâü ïîäòàñêèâàåò ïàðàëèçîâàííîå íàñåêîìîå ê âõîäó è âíîâü íûðÿåò â íîðêó äëÿ «ïðîâåðêè». Îäèí èññëåäîâàòåëü ñîðîê ðàç îòîäâèãàë äîáû÷ó, è îñà êàæäûé ðàç âíîâü è âíîâü «îáûñêèâàëà» íîðêó, âõîä â êîòîðóþ åé áûë ïðåêðàñíî âèäåí! Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî îíà âåëà ñåáÿ â äàííîì ñëó÷àå êàê àâòîìàò. Âïðî÷åì, òàê îíî è åñòü íà ñàìîì äåëå. Ïîâåäåíèå íàñåêîìûõ «çàïðîãðàììèðîâàíî» ñ ñàìîãî èõ ðîæäåíèÿ. Îíè âåäóò ñåáÿ òàê, êàê âåëè íà ïðîòÿæåíèè ìíîãèõ ìèëëèîíîâ ëåò ýâîëþöèè. Êàæäîå èõ äåéñòâèå ïðîäèêòîâàíî èíñòèíêòîì. «Îáäóìàòü», èçìåíèòü ñâî¸ ïîâåäåíèå â ñîîòâåòñòâèè ñ èçìåíèâøèìèñÿ îáñòîÿòåëüñòâàìè, îíè ïðîñòî íå â ñîñòîÿíèè.
Äîïóñòèì, ñ íàñåêîìûìè âñ¸ ïîíÿòíî. À êàê áûòü ñ ñîáàêàìè èëè îáåçüÿíàìè?
Àíòðîïîëîã: Äåéñòâèòåëüíî, ïîâåäåíèå âûñîêîîðãàíèçîâàííûõ æèâîòíûõ (íàïðèìåð, ñîáàê èëè îáåçüÿí) ãîðàçäî ñëîæíåå, ÷åì ïîâåäåíèå íàñåêîìûõ. Îíè ñïîñîáíû äåëàòü âûáîð, ïðåäâèäåòü ïîñëåäñòâèÿ òîãî èëè èíîãî ñâîåãî ïîñòóïêà. Îäíàêî è â ýòîì ñëó÷àå ïîâåäåíèå æèâîòíûõ ÿâëÿåòñÿ èíñòèíêòèâíûì, à íå ðàçóìíûì. Ïðîñòî âûñîêîîðãàíèçîâàííûå æèâîòíûå ñïîñîáíû ê îáó÷åíèþ. Îáåçüÿíû è ñîáàêè, â îòëè÷èå îò íàñåêîìûõ, ìîãóò ìåíÿòü ñâî¸ ïîâåäåíèå â çàâèñèìîñòè îò ñèòóàöèè. Íî îíè ñîâåðøåííî íå ñïîñîáíû ê òâîð÷åñòâó, ê ñîçäàíèþ ÷åãî-ëèáî íîâîãî. Ýòà ñïîñîáíîñòü ïðèñóùà îäíîìó òîëüêî ÷åëîâåêó. ×åëîâåê òðóäèòñÿ, è â ðåçóëüòàòå åãî òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè ïðîèñõîäèò ïðåîáðàçîâàíèå îêðóæàþùåãî ìèðà. ×åëîâåê ìîæåò ðàçìûøëÿòü, àíàëèçèðîâàòü, îáîáùàòü, äåëàòü âûâîäû, íàêàïëèâàòü è ïåðåäàâàòü èíôîðìàöèþ. Îí åäèíñòâåííûé èç æèâûõ ñóùåñòâ, êòî ñïîñîáåí ê ïîçíàíèþ ìèðà è ñàìîãî ñåáÿ. Ýòà åãî îñîáåííîñòü è íàçûâàåòñÿ ðàçóìîì.
Ðàçóì ýòî ñïîñîáíîñòü ÷åëîâåêà ïîíèìàòü è îñìûñëèâàòü ìèð è ñàìîãî ñåáÿ, ñïîñîáíîñòü ê òâîð÷åñòâó è ïîçíàíèþ.
Èìåííî ðàçóì ïîçâîëèë ÷åëîâåêó èçîáðåñòè ìíîæåñòâî ïîëåçíûõ âåùåé è çàíÿòü ãîñïîäñòâóþùåå ïîëîæåíèå íà íàøåé ïëàíåòå. Äà, îí íå òàê áûñòðî áåãàåò, êàê ëåîïàðä, íå òàêîé çîðêèé, êàê îð¸ë, îí íå óìååò ëåòàòü, êàê ïòèöû, ó íåãî íåò îñòðûõ êîãòåé, ìîùíûõ êëûêîâ, òîëñòîé øêóðû. Íî áëàãîäàðÿ áèíîêëþ, ÷åëîâåê âèäèò ëó÷øå îðëà, áëàãîäàðÿ àâòîìîáèëþ ïåðåìåùàåòñÿ áûñòðåå ëåîïàðäà, à áëàãîäàðÿ ñàìîë¸òó ëåòàåò âûøå è áûñòðåå ëþáîé ïòèöû.
Ëþäè ñðîäíè æèâîòíûì. Çíà÷èò, ó íèõ òîæå åñòü èíñòèíêòû?
Àíòðîïîëîã: Õîòÿ ÷åëîâåê îáëàäàåò ðàçóìîì, èíñòèíêòû åìó òàêæå ïðèñóùè. Íàïðèìåð, íîâîðîæäåííûé ìëàäåíåö, êîãäà ãîëîäåí, æàäíî ñîñ¸ò ìîëîêî. Íèêòî íå ó÷èë åãî ýòîìó. Ðåáåíîê «óìååò åñòü» ñ ñàìîãî ðîæäåíèÿ. Îäíàêî ñïîñîáíîñòü ãîâîðèòü, ÷èòàòü, èãðàòü, òðóäèòüñÿ è ìíîãîå äðóãîå ÷åëîâåê îáðåòàåò òîëüêî ïóòåì îáó÷åíèÿ. Ïîýòîìó è ãîâîðÿò, ÷òî èíñòèíêòû èãðàþò â åãî æèçíè íåñðàâíèìî ìåíüøóþ ðîëü, ÷åì â æèçíè äðóãèõ æèâîòíûõ.
3. Ìîçã îñíîâíîé èíñòðóìåíò ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè
Åñëè ðàçóì — ñàìîå âàæíîå, ÷òî îòëè÷àåò ÷åëîâåêà îò äðóãèõ æèâîòíûõ, òîãäà ó íèõ äîëæíî áûòü ðàçíîå ñòðîåíèå ìîçãà!
Àíòðîïîëîã: Äåéñòâèòåëüíî, ãëàâíûì èíñòðóìåíòîì ðàçóìíîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà ÿâëÿåòñÿ åãî ãîëîâíîé ìîçã. Íî ýòîò æèçíåííî âàæíûé îðãàí åñòü è ó ìíîãèõ äðóãèõ æèâûõ ñóùåñòâ, íàïðèìåð, ó ðûá, ó ïòèö è ó çâåðåé. Îäíàêî ðàçóìîì îíè íå îáëàäàþò! Çàìàí÷èâî áûëî áû ñ÷èòàòü, ÷òî åãî ìîçã óñòðîåí ñîâñåì íå òàê, êàê ìîçã äðóãèõ æèâîòíûõ. Îäíàêî íàó÷íûå èññëåäîâàíèÿ ýòîãî íå ïîäòâåðäèëè.  ñòðîåíèè ãîëîâíîãî ìîçãà ÷åëîâåêà, êàê è â ñòðîåíèè äðóãèõ åãî îðãàíîâ, ìîæíî îáíàðóæèòü ìíîæåñòâî îáùèõ ÷åðò ñî ñòðîåíèåì ìîçãà çâåðåé è ïòèö, ÷òî åùå ðàç ïîäòâåðæäàåò òîò ôàêò, ÷òî ÷åëîâåê âûøåë â ñâî¸ì ðàçâèòèè èç æèâîòíîãî ìèðà, ÷òî îí ÷àñòü ïðèðîäû. Íà÷àòü ñ òîãî, ÷òî â ðàáîòå ëþáîãî ìîçãà, áóäü òî ìîçã ïòèöû, îáåçüÿíû èëè ÷åëîâåêà, âåäóùóþ ðîëü èãðàþò îñîáûå íåðâíûå êëåòêè íåéðîíû. (Ê ïðèìåðó, ó ÷åëîâåêà íåéðîíû ñîñòàâëÿþò îäíó äåñÿòóþ ÷àñòü âñåõ êëåòîê íåðâíîé òêàíè). Ñëîæíîñòü íåðâíîé ñèñòåìû íàõîäèòñÿ â ïðÿìîé çàâèñèìîñòè îò ÷èñëà ñîñòàâëÿþùèõ å¸ íåéðîíîâ. Íàïðèìåð, ó ÷åðâåé èõ âñåãî îêîëî 100, à ó ÷åëîâåêà áîëåå 10 ìèëëèàðäîâ!
Ïîëó÷àåòñÿ, ÷åì áîëüøå îáú¸ì ãîëîâíîãî ìîçãà ó êàêîãî-ëèáî ñóùåñòâà, òåì îíî «óìíåå»?
Àíòðîïîëîã: Ýòî íå ñîâñåì òàê. Èçâåñòíî, ÷òî ó ñëîíîâ è äåëüôèíîâ ìîçã áîëüøå, ÷åì ó ëþäåé. Îäíàêî ðàçóìîì èç íèõ îáëàäàåò òîëüêî ÷åëîâåê. Ó÷¸íûå ñ÷èòàþò, ÷òî íàðÿäó ñ îáú¸ìîì ìîçãà ÷ðåçâû÷àéíî âàæíóþ ðîëü èãðàåò êîëè÷åñòâî ñâÿçåé, âîçíèêàþùèõ ìåæäó îòäåëüíûìè íåéðîíàìè. ×åëîâå÷åñêèé ìîçã ìîæíî óïîäîáèòü âîëøåáíîìó ëåñó: èç íåéðîíîâ âûòÿãèâàþòñÿ äëèííûå îòðîñòêè, êîòîðûå ïåðåïëåòàþòñÿ ìåæäó ñîáîé, êàê âåòâè äåðåâüåâ. Ïðè ïîìîùè ýòèõ îòðîñòêîâ îòäåëüíûå íåéðîíû ïîñòîÿííî îáìåíèâàþòñÿ äðóã ñ äðóãîì íåðâíûìè èìïóëüñàìè. Êîëè÷åñòâî ïîäîáíûõ ñâÿçåé îäíîãî òîëüêî íåéðîíà ìîæåò äîñòèãàòü 20 òûñÿ÷! Íè ó îäíîãî äðóãîãî ñóùåñòâà íåéðîíû ãîëîâíîãî ìîçãà íå îáðàçóþò òàêèõ ñëîæíûõ è ìíîãî÷èñëåííûõ ñâÿçåé. È èìåííî ýòèì ÷åëîâå÷åñêèé ìîçã îòëè÷àåòñÿ îò ìîçãà æèâîòíûõ. Îäíàêî ñëåäóåò îòìåòèòü, ÷òî ó íîâîðîæäåííîãî ìëàäåíöà ðàçâåòâë¸ííûõ ñâÿçåé ìåæäó íåéðîíàìè íåò. Îíè îáðàçóþòñÿ òîëüêî â ðåçóëüòàòå åãî îáùåíèÿ ñ äðóãèìè ëþäüìè è îáó÷åíèÿ. ×åì áîëüøå ÷åëîâåê óçíà¸ò, ÷åì áîëüøå îí ðàçìûøëÿåò èëè çàíèìàåòñÿ òâîð÷åñòâîì, òåì áîëüøå íåéðîííûõ ñâÿçåé óñòàíàâëèâàåòñÿ â åãî ìîçãó. À ýòî ïîêàçûâàåò, ÷òî ðàçóì íå äà¸òñÿ ÷åëîâåêó ñ ðîæäåíèÿ. Îí ôîðìèðóåòñÿ, «ñîçäà¸òñÿ» òîëüêî â îáùåñòâåííîé ñðåäå!