Какие психические процессы свойства и состояния влияют на безопасность труда

Какие психические процессы свойства и состояния влияют на безопасность труда thumbnail

Психология безопасности рассматривает психические про­цессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния (рис. 5.1).

Какие психические процессы свойства и состояния влияют на безопасность труда

Рис. 5.1. Структура психической деятельности человека

Психические процессысоставляют основу психической дея­тельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности)— это качества личности (характер, темперамент). Среди качеств личности вы­деляют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека— это структурная организа­ция компонентов психики, выполняющих функцию взаимодейст­вия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производст­венного процесса.

1.1.1. Психические процессы, определяющие безопасность человека

Память — это свойство запоминания, сохранения и последую­щего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера.

Запоминание тесно связано с забыванием. Психологами ус­тановлено, что в среднем за первые 9 часов информация, кото­рую помнит человек, уменьшается на 65 %. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д.

Внимание — это направленность сознания человека на опре­деленные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям используются различные средства — звуковые, зри­тельные, световые и т. д. Визуальная информация по безопасно­сти представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.

Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для воспри­ятия используется информация от нескольких видов анализато­ров (зрительного, слухового, тактильного).

Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соот­ветствовать определенным правилам, в частности, должны обес­печиваться актуальность и новизна информации, эмоциональ­ность воздействия, краткость сообщений (текст из нескольких слов) и т. д.

Мышление — это процесс познания действительности, харак­теризующийся обобщением. В процессе мышления осуществля­ется выбор решения, которое реализуется в последующих дейст­виях человека. Ошибочный выбор решения связан со следующи­ми причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации. Оши­бочное решение может привести к авариям, травмам, несчаст­ным случаям.

При принятии решений важную роль имеет эмоциональ­но-чувственная сфера человека, к которой можно отнести чувст­ва, эмоции, настроение.

Чувства — это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и ряд других могут являться причинами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение весьма важны для оценки реальной ситуации и обеспечения безопасно­сти.

Чувственный тон — это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способ­ствующим созданию опасных ситуаций, является идиосинкра­зия — болезненное отвращение к определенным раздражителям. Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета уменьшает утомляемость человека и сни­жает степень риска возникновения опасной ситуации. Это об­стоятельство используют при эстетическом оформлении рабочей зоны — световом, цветовом, звуковом.

Эмоции — это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа — стенические и астенические. Стенические эмоции — решимость, радость, воодушевление, азарт — побуждают человека к активным действиям, преодоле­нию препятствий и устранению причин угрозы для человека. Ас­тенические эмоции — боязнь, опасение, страх, испуг, ужас — способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе, необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с тем­пераментом и характером человека. Поэтому темперамент и ха­рактер человека учитывается при его допуске к некоторым ви­дам работ, связанных с большой ответственностью, необходимо­стью принятия быстрых и адекватных решений (летчики, авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производ­ственными процессами).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпера­ментом человека, могут вызвать состояние аффекта — эмоцио­нального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватными сложившейся ситуации действиям. В состоянии аффекта, например отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После состояния аффекта может наступить шок, ха­рактеризующийся разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, т. к. аффект может яв­ляться основной причиной реализации опасной ситуации — ава­рии или травмы.

Настроение — это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени харак­тер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в некоторой степени может являться при­чиной возникновения опасных ситуаций. Например, длительное эмоционально-отрицательное настроение может привести чело­века к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникающих трудностей, что может являться причиной несчастных случаев. Это обстоятельство не­обходимо учитывать, и человек, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля — это форма психической активности человека, кото­рая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели. Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направлен­ность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией. Для профессиональной дея­тельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Людей с подобными качествами не следует использовать для вы­полнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспе­чение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию. Создание безопас­ных для труда условий, строгое соблюдение правил и требований безопасности должно всячески стимулироваться — морально, ма­териально и т. д., чтобы формировать в трудовом коллективе ус­тойчивые мотивы безопасного поведения, безопасного труда.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасно­сти деятельности — риском, который может быть мотивирован­ным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мотиви­рованного рискованного поведения могут быть выгода или опас­ность каких-либо потерь-проигрышей (карьерных, личностных и т. д.). Готовность к риску индивида определяется его психоло­гическими свойствами, например характером, темпераментом, легкомыслием, боязливостью и т. д.

Источник

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы являются основой психической деятельности. Без них невозможно формирование профессиональной компетентности, приобретение знаний, профессионального и жизненного опыта. Различают познавательные, эмо-циональные и волевые психические процессы. Такие психические процессы как вос-приятие, память, внимание, мышление являются регуляторами трудовой деятельно-сти.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от раз-личных анализаторов – зрительного, слухового, тактильного и др.

Для качественного восприятия информации, в частности, по безопасности труда, необходимо обеспечить ее новизну, актуальность, краткость, эмоциональ-ность воздействия.

Память – это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроиз-ведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью. За-поминание тесно связано с забыванием. Установлено, что в среднем за первые де-вять часов полученная информация уменьшается на 65%. Поэтому для восполнения утраченной информации необходимо проводить повторное обучение, инструктажи, переаттестацию и т.п.

Внимание – это направленность сознания человека на определенные объек-ты, процессы, явления, имеющие в данной ситуации существенное значение, а так-же сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В охране труда для привлечения работников к различным опасностям и вредностям используются зрительные, звуковые, цветовые и другие средства.

Мышление – это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реа-лизуется в последующих действиях человека. Ошибочное решение является след-ствием неверной оценки ситуации из-за недостаточности знаний, опыта, компетент-ности, а также ошибочного осмысления полученной информации.

При принятии решений важное значение имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой относятся чувства, эмоции, настроение.

Чувства – это субъективное отражение в сознании человека реальной дейст-вительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и т.п. могут явиться причи-нами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение играют важную роль в оценке реальной ситуации и обеспечении безопасности.

Чувственный тон – это эмоциональная окраска психического процесса. От-рицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных си-туаций, является болезненное отвращение к определенным раздражителям. Поло-жительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета, уменьшает утомляемость человека и снижает риск возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используется при эстетическом оформлении рабочей зоны и ин-терьера производственного помещения.

Эмоции – это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа – стенические и астенические. Стенические эмоции – решимость, радость, воодушевление, азарт – побуждают человека к активным действиям, пре-одолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции – боязнь, опасение, страх, испуг, ужас способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе и необоснованным переживаниям. Тип эмоций свя-зан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер че-ловека учитываются при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процес-сами и т.п.).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом челове-ка, могут вызвать состояние аффекта – эмоционального состояния, быстро овладе-вающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным из-менением сознания, утратой самообладания, неадекватными в сложившейся ситуа-ции действиями. Поэтому людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, так как аффект может являться основной причи-ной несчастного случая, аварии и т.п.

Настроение – это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психи-ческих процессов и поведение человека. Настроение может являться причиной воз-никновения опасных ситуаций – привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникших трудностей и т.п. Поэтому работник, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля – это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения (ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели). Основны-ми характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемое реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Поэтому людей с подобными качест-вами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объ-екта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно сопри-касается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокуп-ность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудитель-ных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безо-пасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию.

Мотивация связана с другим понятием безопасности труда – риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мо-тивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь, проигрышей и т.п.

Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами (характером, темпераментом, легкомыслием и т.п.)

Психические свойства, или особенности характеризуют качества личности (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые). Основными психическими свойствами человека, влияющими на его безопасность, являются ха-рактер и темперамент.

Характер человека определяется совокупностью индивидуальных психологи-ческих свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его к ним отношении. Совокупность психологиче-ских свойств образуют структуру характера. Характер работника должен учитывать-ся при профессиональном отборе.

Темперамент – это характеристика динамических психологических особенно-стей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент людей, также как и характер, определенным образом влияет на безопасность труда (например, меланхолики чаще холериков становятся жертвой при неблагоприятных обстоятельствах).

Источник

Роль человеческого фактора в безопасности труда очень велика, особенно важны психофизиологические особенности участников трудового процесса. Психофизиологические основы безопасности базируются на психологии и физиологии человека. Психофизиоло­гия безопасности труда основывается на таких науках, как физиологиятруда, инженерная психология, эргономика.

Психология безопасности рассматривает применение психоло­гических знаний для обеспечения безопасности труда человека и со­ставляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению бе-аопасной деятельности человека. Проблемы безопасности и травма­тизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60 до 90 % случаев в зависимости от вида трудовой деятельности) часто лежат не инженерно-конструк­торские ошибки, а организационно-психологические причины: низ­кий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на И соблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам ра-I бот неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворите-| льнос психическое состояние человека и т. д.

 Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда

Психология безопасности рассматривает психические процессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых и процессе трудовой деятельности. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы ( восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности) — это качества личности (характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые Качества личности устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека — это структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производственного процесса.

 Психические процессы, определяющие безопасность человека

Память — это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера.

Запоминание тесно связано с забыванием. Психологами установлено, что в среднем за первые 9 часов информация, которую] помнит человек, уменьшается на 65 %. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводитьобучение, инструктажи и т. д.

Внимание — это направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышен­ный уровень умственной или двигательной активности.

В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям используются различные средства — звуковые, зритель­ные, световые и т. д. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.

Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зри­тельного, слухового, тактильного).

Исследованиями установлено, что качественное восприятие ин­формационных средств по безопасности труда должно соответство­вать определенным правилам, в частности, должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздейст­вия, краткость сообщений (текст из нескольких слов) и т. д.

Мышление — это процесс познания действительности, характе­ризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях че­ловека. Ошибочный выбор решения связан со следующими причи­нами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибоч­ное осмысление полученной информации. Ошибочное решение мо­жет привести к авариям, травмам, несчастным случаям.

При принятии решений важную роль имеет эмоционально-чув­ственная сфера человека, к которой можно отнести чувства, эмо­ции, настроение.

Чувства — это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и ряд других могут являться причинами создания опасных си­туаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение весьма важны для оценки реальной ситуации и обеспечения безопасности.

Чувственный тон — это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способству­ющим созданию опасных ситуаций, является идиосинкразия — бо­лезненное отвращение к определенным раздражителям. Положи­тельный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запа­хов, цвета уменьшает утомляемость человека и снижает степень риска возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство испо­льзуют при эстетическом оформлении рабочей зоны — световом, цветовом, звуковом.

Эмоции — это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа — стенические и астенические. Стенические эмоции — решимость, радость, воодушевление, азарт — побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции — боязнь, опасение, страх, испуг, ужас — ciioco6ctbют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе, необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом, я характером человека. Поэтому темперамент и характер человека учитывается при его допуске к некоторым пилам работ, связанных в большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (летчики, авиадиспетчеры, операторы, управ­ляющие опасными производственными процессами).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпера­ментом человека, могут вызвать состояние аффекта — эмоционального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания,  утратой самообладания. В состоянии аффекта, например отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После состояния аффекта может наступить шок, характеризующийразбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным  опасным работам, т. к. аффект может являться основной причин, реализации опасной ситуации — аварии или травмы.

Настроение — это общее эмоциональное состояние человека формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в некоторой степени может являться причиной возникновения опасных ситуаций. Например, длительное эмоционально-отрицатсльное настроение может привести человека к снижению, трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникающих трудностей, что может являться причиной несчастных случаев. Это обстоятельство необходимо учитывать, и человек, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных связанных с высокой опасностью операций.

Воля — это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели. Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующейбыстрых, решительных и осознанных действий должны привлекать­ся люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Людей с подобными качествами не следует использовать для выполнения от­ветственных работ, от результата которых зависят жизни людей, со­стояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, по­буждений, мотивов, установок и других побудительных сил лично­сти. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безо­пасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию. Создание безопасных для труда усло­вий, строгое соблюдение правил и требований безопасности должно всячески стимулироваться — морально, материально и т. д., чтобы формировать в трудовом коллективе устойчивые мотивы безопасно­го поведения, безопасного труда.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности — риском, который может быть мотивированным и не­мотивированным (бескорыстным). Причинами мотивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность ка­ких-либо потерь-проигрышей (карьерных, личностных и т. Д.). Го­товность к риску индивида определяется его психологическими свойствами, например характером, темпераментом, легкомыслием, боязливостью и т. д.

 Психические свойства человека, влияющие на безопасность

Основными психическими свойствами, влияющими на безопас­ность человека, являются характер и темперамент.

Характер человека играет важную роль в обеспечении безопас­ности человека и является совокупностью индивидуально-психоло­гических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной лич­ности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Совокупность психологических свойств разует структуру характера. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. С понятием харак­тера неразрывно связано понятие темперамента.

Темперамент — это характеристика динамических психологических особенностей — интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности тру Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик часто становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

 Психологическое состояние человека и производственная безопасность

Психологическое состояние человека оказывает существенное влияние на безопасность, производительность и качество труда Психологические состояния, имеющие место в процессе трудовой деятельности человека, можно подразделить на: длительные, временные, периодические.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник