Какие продукты регулирует государство

Какие продукты регулирует государство thumbnail

Утвержден

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 7 марта 1995 г. N 239

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.02.1996 N 131,

от 31.07.1996 N 915, от 30.06.1997 N 773, от 30.07.1998 N 865,

от 06.02.2001 N 88, от 16.06.2001 N 467, от 20.08.2001 N 593,

от 02.04.2002 N 226, от 12.12.2004 N 769, от 28.12.2007 N 935,

от 09.02.2008 N 59, от 23.04.2008 N 293, от 08.08.2009 N 654,

от 15.07.2010 N 522, от 29.10.2010 N 865, от 16.04.2012 N 323,

от 09.03.2013 N 199, от 19.06.2014 N 566, от 28.01.2015 N 63,

с изм., внесенными Определением Верховного Суда РФ

от 30.07.2002 N КАС 02-381)

Природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ, добытый публичным акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами, собственниками региональных систем газоснабжения (кроме газа, реализуемого публичным акционерным обществом «Газпром» и его аффилированными лицами на организованных торгах в объемах, определяемых Правительством Российской Федерации, либо организациям для производства газа природного в сжиженном состоянии для последующего экспорта и организациям, заключившим договоры поставки газа после 1 ноября 2018 г., предусматривающие начало поставки природного газа после 1 января 2020 г., для производства метанола из газа природного в газообразном состоянии для последующего экспорта, а также природного газа, производимого с применением технологии по сжижению газа и (или) его регазификации, поставляемого потребителям, не относящимся к категории «население»), а также реализуемый акционерными обществами «Якутгазпром», «Норильскгазпром», «Роснефть — Сахалинморнефтегаз».

(см. текст в предыдущей редакции)

Продукция ядерно-топливного цикла

Электрическая и тепловая энергия, вырабатываемая организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок, услуги по передаче электрической энергии по сетям, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению и иные услуги, оказываемые на рынках электрической энергии (мощности), тарифы (цены) на которые регулируются Федеральной антимонопольной службой, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.04.2002 N 226, от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам

(см. текст в предыдущей редакции)

Продукция оборонного назначения

Алмазное сырье, драгоценные камни

(см. текст в предыдущей редакции)

Протезно-ортопедические изделия

Перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте

Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении)

Услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах, оказываемые субъектами естественных монополий, включенными в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах, аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется Федеральной антимонопольной службой

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.07.2010 N 522, от 04.09.2015 N 941)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути

(см. текст в предыдущей редакции)

Аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов

Абзац исключен. — Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 N 522

(см. текст в предыдущей редакции)

Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей

Отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации

Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, а также вино и игристое вино (шампанское), произведенные на территории Российской Федерации или ввезенные на территорию Российской Федерации

(см. текст в предыдущей редакции)

Этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации

Абзац исключен с 1 января 2008 года. — Постановление Правительства РФ от 28.12.2007 N 935

(см. текст в предыдущей редакции)

Лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

Источник

Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530
«Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»

С изменениями и дополнениями от:

4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости;

перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены;

перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения.

Читайте также:  Какие продукты показывают алкоголь в крови

Председатель Правительства
Российской Федерации

В. Путин

Москва

15 июля 2010 г.

N 530

Правила
установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)

1. Настоящие Правила определяют порядок установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее — предельные розничные цены).

2. Предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее — продовольственные товары), реализуемых на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов.

3. Подготовка предложений об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации по результатам еженедельного макроэкономического анализа состояния розничных цен на продовольственные товары.

Указанный анализ проводится на основании оценки данных федерального статистического наблюдения за средними розничными ценами на продовольственные товары и их изменениями по субъектам Российской Федерации, представляемых Федеральной службой государственной статистики, а также информации о причинах и условиях роста цен, получаемой от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых в течение 30 календарных дней подряд отмечается рост розничных цен на продовольственные товары не менее чем на 30 процентов, а также от хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки продовольственных товаров на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

4. По результатам проведенного анализа Министерство экономического развития Российской Федерации вносит в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации об установлении предельных розничных цен на продовольственные товары, реализуемые на территории отдельного субъекта Российской Федерации или на территориях субъектов Российской Федерации, с указанием наименований продовольственных товаров, размеров предельных розничных цен на такие товары и сроков, на которые вводятся предельные розничные цены.

Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)

Говядина (кроме бескостного мяса)

Свинина (кроме бескостного мяса)

Баранина (кроме бескостного мяса)

Куры (кроме куриных окорочков)

Рыба мороженая неразделанная

Масло сливочное

Масло подсолнечное

Молоко питьевое

Яйца куриные

Сахар-песок

Соль поваренная пищевая

Чай черный байховый

Мука пшеничная

Хлеб ржаной, ржано-пшеничный

Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки

Рис шлифованный

Пшено

Крупа гречневая — ядрица

Вермишель

Картофель

Капуста белокочанная свежая

Лук репчатый

Морковь

Яблоки

Перечень
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530)

С изменениями и дополнениями от:

4 марта 2013 г., 17 сентября 2014 г., 21 марта 2016 г.

Мясо кур (тушки кур, цыплят, цыплят-бройлеров) по ГОСТ 31962-2013 со сроком годности менее 10 дней

Молоко питьевое пастеризованное 2,5 — 3,2% жирности по ГОСТ 31450-2013 со сроком годности менее 10 дней

Хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки, ржаной муки и смеси ржаной и пшеничной муки со сроком годности менее 10 дней

Абзац четвертый утратил силу

В отношении отдельной продукции могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. Причина — в течение 30 календарных дней в одном или нескольких регионах отмечен рост стоимости не менее чем на 30%.

Речь идет о социально значимых продовольственных товарах первой необходимости. К ним относятся говядина и свинина (кроме бескостного мяса), сливочное и подсолнечное масла, сахар-песок, рис, пшено, вермишель, картофель, репчатый лук, морковь и др.

Предельные розничные цены устанавливает Правительство РФ на срок не более 90 календарных дней.

Предложения установить предельные цены готовит Минэкономразвития России по результатам еженедельного макроэкономического анализа.

По соглашению сторон в цену договора поставки может включаться вознаграждение, выплачиваемое в связи с приобретением определенного количества товаров.

Определен перечень социально значимых продовольственных товаров, за приобретение которых такое вознаграждение не выплачивается. Это мясо кур (тушки кур, цыплят, в т. ч. бройлеров), молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности, хлеб и хлебобулочные изделия из ржаной муки и ее смеси с пшеничной со сроком годности менее 10 дней.

Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 г. N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения»

Читайте также:  Какие продукты нужно есть если не хватает кальция

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 26 июля 2010 г. N 163, в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 30 ст. 4103

Источник

Почему растут цены на продукты питания и товары первой необходимости? Почему нельзя ввести государственное регулирование цен?

Рост потребительских цен (инфляция) — объективный процесс, определяемый рядом внутренних и внешних факторов, среди которых основными являются общий уровень производства в стране, динамика обменного курса, мировой рост цен на отдельные виды товаров и услуг. Современный этап развития российской экономики характеризуется тем, что основную роль в росте потребительских цен играют немонетарные факторы.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения).

Исключение составляют только регулируемые цены и тарифы естественных и локальных монополий — на газ, электроэнергию, коммунальные тарифы и отдельные тарифы связи и городского транспорта, а также цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Для проведения государственной тарифно-ценовой политики в Российской Федерации существует достаточное количество инструментов и законодательная база, которая выработана с учетом рыночных принципов развития экономики.

В отношении субъектов естественных монополий осуществляется государственное тарифное регулирование на основании законодательных и нормативных актов в сфере естественных монополий. Контроль за деятельностью (в том числе ценообразованием) хозяйствующих субъектов, занимающих существенную долю рынка в нерегулируемых сферах экономики, осуществляется на основе антимонопольного законодательства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и положением о Федеральной антимонопольной службе (ФАС России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331, ФАС России занимается предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В случае наличия каких-либо данных о нарушении антимонопольного законодательства (в том числе о возможном установлении и поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара), автор обращения имеет право обратиться с соответствующим заявлением или жалобой в антимонопольный орган.

Также в соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о торговле) государственное регулирование цен (торговых надбавок) на отдельные виды товаров осуществляется только на основании федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов государственной власти и (или) местного самоуправления.

В целях предотвращения резких колебаний цен на социально значимые товары Законом о торговле предусмотрен механизм установления Правительством Российской Федерации предельных розничных цен.

Согласно части 6 статьи 8 Закона о торговле перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530.

В соответствии с указанным постановлением, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов, Правительство Российской Федерации по предложению Минэкономразвития России вправе установить на срок не более 90 календарных дней предельные розничные цены на социально значимые продовольственные товары.

Указанный механизм фиксирования предельных розничных цен предназначен для краткосрочной стабилизации ценовой ситуации при сбое рыночных факторов ценообразования, то есть при краткосрочных дисбалансах спроса и предложения, имеющих по своей природе спекулятивный либо форс-мажорный характер. При этом он актуален только при наличии достаточных для удовлетворения спроса объемов товара либо при реализации мер по восстановлению предложения, которые не имеют мгновенного эффекта, а постепенно способствуют насыщению рынка.

Открыть полный текст документа

Источник

В России предложили ввести госрегулирование цен на продукты. Их собираются контролировать вообще на всем этапе продовольственной цепочки. В результате обычный батон хлеба может подешеветь в разы.

Такой законопроект уже внесен в Госдуму. Его инициаторы предлагают в обязательном порядке регулировать цены на «продовольственные товары первой необходимости». И приводят их перечень. Это хлеб, хлебобулочные изделия и макароны, молочные продукты, мясо, мясные и колбасные изделия, рыба и рыбные изделия, подсолнечное масло, сахар, овощи, фрукты, продукты детского и диетического питания.

Читайте также:  Какие продукты нельзя есть при безуглеводной диете

Предполагается, что предельные наценки по каждой категории этих продуктов установит правительство. И не только в магазине, а на каждом этапе производственной цепочки. В законопроекте предлагается установить уровень предельных значений торговых наценок для производителей первичного сырья (зерна, молока, овощей и так далее) в 45 процентов от себестоимости их производства, для переработчиков — в 15 процентов от отпускной цены производителя сырья.

В результате магазины, рынки и организации общественного питания должны «накидывать» не больше 15 процентов от отпускной цены производителя товаров или оптовой цены, предлагают авторы.

Правительство, по задумке авторов законопроекта, сможет ограничить эти наценки еще больше. А регионы должны получить право дополнять перечень кабмина и устанавливать свои ограничения на наценки. Тут список товаров уже не ограничивается «первой необходимостью».

Это, например, бутилированная питьевая вода, алкоголь, безалкогольные напитки, а также биологически активные добавки, жевательная резинка. Помимо прочего, правительство должно получить полномочия по ограничению доли импортных продуктов по каждой товарной группе.

15 процентов такой должна стать максимальная накрутка цен на еду в магазинах по замыслу депутатов

«Труд, например, крестьянина — главного участника производства хлеба, в конечном продукте оценивается в 6-8 процентов, в то время как во всех развитых странах эта величина составляет не менее 50 процентов», — поясняют авторы. И приводят пример о производстве зерна. «Нужно заправить почву, вспахать, прокультивировать ее, посеять семена, обработать растения, убрать зерно и продать его. По сравнению с этим трудом, торговля практически ничего не делает, но забирает себе львиную долю прибыли», — рассуждает соавтор документа, председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин.

Выручка крестьянина с килограмма пшеницы третьего сорта должна подняться с нынешних 3-7 рублей до 11 рублей. И столько же должны получить остальные участники продовольственной цепочки. По расчетам депутата, в таком случае батон хлеба в рознице будет стоить 8,5 рубля при условии производства 2,5 батона из килограмма пшеницы. При этом прибыль таким образом будет распределена справедливо, считает он. Если поправки будут приняты, аналогичное снижение стоимости произойдет по всем продуктам питания, уверен Кашин. Эксперты «РГ» разошлись во мнениях относительно этих инициатив.

«Мы считаем, что подобные меры, как фиксирование цен, — вредны и могут привести только к дефициту. Для ручного согласования справедливых цен на отдельные категории товаров существуют эффективные отраслевые площадки. В случае необходимости производители, поставщики, торговые сети готовы идти на соглашения и минимизировать свою маржинальность», — заявил «РГ» директор по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

Схожей точки зрения, судя по всему, придерживаются в правительстве. В минсельхозе предложили решать вопрос сдерживания цен на уровне регионов — дать им полномочия напрямую договариваться со своими производителями и продавцами. Концептуально такую меру поддерживают и в Федеральной антимонопольной службе. В ведомстве лишь отметили, что подобные меры нужно сначала подробно проработать, чтобы избежать неожиданных негативных эффектов. Пока ФАС начала вести собственный мониторинг потребительских цен на продукты.

Ограничение торговых наценок потребует слишком больших трат на контроль за выполнением этого требования, говорит замдиректора института «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» Валерий Миронов. Более рационально было бы потратить эти деньги, например, на введение продуктовых карточек, которые поддержали бы спрос на продукцию наших производителей. При этом искусственно сдерживать наценки — неправильно, считает он, так как это снизит рентабельность в том числе сельхозпроизводства. Схожую точку зрения высказала и эксперт Экономической экспертной группы Мария Иванова.

Но тут возникает вопрос. Если субсидировать потребление, не уйдут ли деньги людей в карманы перекупщиков? В мире применяются разные способы государственного регулирования торговли продуктами, рассказывает заместитель главы комитета по развитию агропромышленного комплекса ТПП РФ Павел Грудинин. Например, в Канаде молоко не должно стоить больше 50 процентов от себестоимости. А во Франции государство в некоторых случаях имеет монополию на оптовую торговлю продовольствием. И так контролирует и доходы фермеров, и переработчиков, и накрутку розничных продавцов.

«Государство регулирует цены на газ. Продовольствие, на мой взгляд, такая же жизненно важная сфера», — говорит Грудинин. Ограничение наценок он приветствует. И отмечает, что государство субсидирует производство продуктов питания. Например, за счет пониженного НДС — 10 процентов — на ряд продуктов. Выгоду от этого получает и торговля. Так что у государства есть право ограничить наценки, считает собеседник «Российской газеты».

Источник