Какие продукты производит государство

Какие продукты производит государство thumbnail

Пища является важным и фундаментальным экономическим продуктом, но только несколько стран действительно превосходят производство продуктов питания. Для большинства сельскохозяйственных товаров требуется много земли, которой в изобилии пользуются только самые крупные страны. Фактически, четыре доминирующие в мире страны, производящие продовольствие, входят в пятерку лучших по географическим размерам.

Соединенные Штаты уже давно являются сверхдержавой на продовольственных рынках — и она по-прежнему является крупнейшим в мире экспортером продуктов питания, но она занимает третье место при измерении общего объема производства. Китай и Индия производят больше продовольствия, чем США, но в конечном итоге они потребляют гораздо больше своих продуктов. Это имеет смысл, поскольку Китай и Индия имеют самые большие населенные пункты в мире.

Эти три страны (США, Китай и Индия) производят больше продовольствия, чем весь Европейский союз. На четвертом месте находится Бразилия; его пищевая промышленность сильно склоняется к сахарному тростнику и соевым бобам.

Одной из стран, заметно отсутствующих в списке, является Россия, самая большая страна в мире, где проживает девятое по величине население. Россия частично является жертвой своего сурового северного климата. Огромный процент территории России не является ни пахотным, ни пастбищным. У России также есть история малопродуктивных хозяйств.

1. Китай

Легко возглавить список — это Китай, который является крупнейшим в мире производителем, импортером и потребителем продуктов питания. Большая часть территории Китая слишком гористая или слишком засушливая для ведения сельского хозяйства, но богатые почвы восточного и южного регионов чрезвычайно продуктивны. Китай также имеет самую большую в мире продовольственную рабочую силу, с некоторыми оценками до 315 миллионов рабочих. Для сравнения, У. С. является третьей по численности населения страной в мире с 320 миллионами человек.

Китай является самым производительным производителем впечатляющего списка продуктов: рис, пшеница, картофель, салат, лук, капуста, зеленая фасоль, брокколи, баклажаны, шпинат, морковь, огурцы, помидоры, тыквы , груши, виноград, яблоки, персики, сливы, арбузы, овечье молоко, курица, свинина, овца, коза, арахис, яйца, рыба и мед.

2. Индия

Что касается общего содержания калорий, Индия является второй самой продуктивной страной питания в мире. Когда измеряется общей стоимостью сельскохозяйственного производства, Индия падает на четвертое место и производит менее половины общего объема производства в Китае.

У Индии есть еще одна проблема: многие ее граждане слишком бедны, чтобы покупать продукты, которые она производит. В XXI веке произошли значительные успехи, так как развивается индийская экономика, но многие эксперты опасаются, что индийское население растет еще быстрее. Ожидается, что в 1,2 миллиарда человек с очень высоким уровнем рождаемости Индия затмит Китай как крупнейшее в мире население.

Производительность ферм в Индии также намного ниже, чем в Китае, США или Бразилии. В 2010 году аналитик и автор Сомини Сенгупта изложил три шага, чтобы повысить индийскую продовольственную эффективность: сократить порчу продуктов питания, улучшить инфраструктуру и сократить ограничения на производителей.

3. США

Ни одна страна не производит так же эффективно, как США. Несмотря на меньшую численность рабочей силы, чем Китай, общий сельскохозяйственный продукт U. S. почти такой же высокий. Производство продуктов питания распространяется по большей части страны, но крупнейшие пищевые страны включают Калифорнию, Айову, Техас, Небраску и Иллинойс.

Американские компании доминируют на рынке экспорта продуктов питания; второе место Нидерландов по-прежнему экспортирует на 35% меньше, чем в США, и ближе к 10-му Китаю по международному продукту. У. С. является крупнейшим в мире экспортером продуктов питания в течение очень долгого времени благодаря все более продуктивному сельскохозяйственному сектору. Фактически, общее производство продуктов питания в США увеличилось более чем в два раза в послевоенный период (с 1948 по 2015 год).

4. Бразилия

Бразильская экономика исторически ориентирована на сельское хозяйство, особенно сахарный тростник, относящийся к своему времени как европейская колония. Тридцать один процент Бразилии используется в качестве пахотных земель, в основном для производства кофе, сахарного тростника, соевых бобов и кукурузы.

Бразилия также является крупным производителем апельсинов, ананасов, папайи и кокосовых орехов благодаря своему теплу, благоприятному для фруктов. Страна занимает второе место (за США) в общем объеме производства говядины.

Источник

В связи с ситуацией вокруг Крыма США и ЕС грозят России экономическими санкциями. В числе возможных мер называется и введение в отношении РФ торгового эмбарго. Если дело дойдет до реальных действий, как эмбарго отразится на жизни простых россиян. Cможем ли мы без проблем обойтись без импорта продуктов питания? Pravda. Ru разбиралась в вопросе.

Украинский политический кризис грозит обернуться введением против России экономических санкций. Правда, в США, кажется, не догадываются о том, что российские предприниматели восприняли эту новость с энтузиазмом, да и экономисты тоже радостно потирают руки — все ждут, что эти санкции простимулируют развитие внутреннего рынка и подъем производства. Однако пока страна будет продвигаться по пути автаркии, рядовые покупатели рискуют столкнуться с дефицитом некоторых товаров.

Израильская картошка, бразильское мясо, прибалтийское молоко и сыр. Испанские вина, польские яблоки, норвежская рыба — смогут ли российские производители быстро заполнить пустующие полки супермаркетов своей продукцией? Предстоит ли нам стоять в длинных очередях за «дефицитом»? Каково соотношение импортной и отечественной продукции на российском рынке продуктов питания? 

Зерновые

Основным поставщиком зерна для России является Казахстан — примерно половина всего импорта данной продукции поступает к нам именно из этой страны, пока что не являющейся членом ВТО. Довольно сложно ожидать от правительства Назарбаева резкого поворота против России, но даже в том случае, если это все же случится, россияне без хлеба не останутся: доля импортной зерновой продукции за 2013 год составила всего 1,2 процентов против 98,8 процентов российской, в то время, как в Доктрине продовольственной безопасности России указан минимальный порог в 95 процентов.

Кроме того, стоит учитывать и то, что в случае экономической блокады страны та продукция, которая сейчас экспортируется за рубеж, устремится на внутренний рынок. Правда, в этом случае с неприятностями предстоит столкнуться странам Северной Африки и Ближнего Востока, которые на данный момент являются основными потребителями российского зерна, что вряд ли поспособствует хорошим отношениям между этими странами и инициаторами введения торговых санкций против России.

Читайте также: РФ выиграла без боя валютную войну 

Мясо

Производство качественной говядины традиционно является проблемой отечественного агрокомплекса, так как еще с советских времен упор в разведении крупного рогатого скота делался на молочные породы. Из всей производимой в стране говядины лишь 10 процентов приходится на специализированные мясные породы, производство мяса не является самостоятельной отраслью. Неудивительно, что в структуре потребления говядины в России на импорт приходится около 37 процентов.

Доля импорта свинины в структуре российского потребления тоже весьма велика, колеблется около 30 процентов. Главными поставщиками являются Канада, США и Беларусь. Правда, в последние годы наметилась тенденция к снижению доли импорта свинины в Россию, однако говорить о независимости от зарубежных поставок пока явно преждевременно. Пока что уровень собственного обеспечения мясными продуктами отстает от прописанной в Доктрине нормы на 7,7 процентов, правда, большинство экспертов склонны полагать, что это отставание обусловлено именно открытостью российского рынка для зарубежных производителей, поэтому вынужденная экономическая блокада может спровоцировать в перспективе рост мясного производства в стране.

Если отечественным скотоводам еще предстоит нарастить объемы производства, то на внутреннем рынке мяса птицы дела обстоят много лучше. На данный момент доля импортной курятины составляет всего лишь около 10 процентов от общего потребления. Причем стоит отметить, что наибольший объем из этого количества составляет продукция из Белоруссии, в основном охлажденное мясо. Объем же поставок замороженной курятины из США, Канады и Бразилии постепенно сокращается. 

Рыба и морепродукты

Так как Россия традиционно занимает пятое место в мире по вылову рыбы и морепродуктов, опасаться дефицита данных продуктов россиянам не стоит. Правда, некоторые виды рыбы все же импортируются в страну, в числе наиболее крупных поставщиков рыбы в Россию являются Норвегия, Исландия, Эстония и Фарерские острова. Их этих стран на наши прилавки поступает лосось, сельдь, форель, килька и салака. Однако общая доля импорта не превышает 20 процентов от общего потребления, и этот показатель продолжает снижаться. Поэтому очевидно, что без рыбы россияне не останутся даже в том случае, если Россию со всех сторон обложат санкциями, может быть, придется перейти с сибаса на треску, но это не самая большая беда. 

Молочные продукты

А вот с молоком и молочными продуктами дела обстоят не столь радужно. Импорт молочной продукции в Россию растет, особенно резкое увеличение доли импорта произошло после вступления страны в ВТО. На данный момент основными поставщиками молока, сливок, сыра, сгущенного и сухого молока в Россию являются Белоруссия, Финляндия, Германия, Украина, Новая Зеландия. Доля импорта в потреблении россиянами различных молочных продуктов колеблется от 30 до 60 процентов (главным образом белорусского производства). Кроме того, в роли экспортеров своей молочной продукции на российские прилавки традиционно выступают Литва и Польша. Так что здесь россиянам, в случае чего, придется несколько сложнее.  

Овощи и фрукты

Грустно признаться в том, что Россия с ее огромными территориями не способна на данный момент полностью обеспечить себя даже такими традиционно российскими продуктами, как картофель и яблоки (доля импортных яблок приближается к 75 процентам). Две трети всего рынка фруктов в России — это привозная продукция, овощей же завозится в пределах 20-40 процентов от общего потребления в зависимости от урожая конкретного года.

Читайте также: Экономическая блокада России. Кому во вред?

Правда, потери российских сельхозпроизводителей зависят не только от климатических колебаний. Большой проблемой является, к примеру, отсутствие качественных овощехранилищ, способных сохранить урожай до весны, потери от неправильного хранения могут составить в некоторых случаях чуть ли не половину от всего урожая. Низкий уровень внедрения в отечественный агрокомплекс современных научных разработок лишает российскую продукцию конкурентных преимуществ перед зарубежными овощами и фруктами — крупные ретейлеры охотнее возьмут «дубовые» зарубежные яблоки, тщательно отсортированные, хорошо хранящиеся и привлекательные на вид, нежели местную продукцию. Нидерланды и Бельгия везут к нам картофель, Польша — яблоки и капусту, Испания и Турция — огурцы и помидоры (кстати, те овощи, которые продаются на рынках под маркой «азербайджанских» чаще всего на деле тоже являются турецкими), Китай — лук, картофель, яблоки. Израиль — морковь, болгарский перец.

Это лишь самые «топовые» позиции, на практике Россия сейчас полностью обеспечивает себя только одним продуктом — свеклой. Правда, в отличие от мясного производства, увеличить объем выращиваемых овощей можно довольно быстро.

Стоит отметить, что Россия полностью покрывает свои потребности в сахаре, растительном масле, куриных яйцах.

Впрочем говорить сейчас о введении полного эмбарго по отношению к России весьма преждевременно, о таких крайних мерах лидеры западных стран, недовольные внешнеполитическими шагами России, пока даже не заговаривают. Это и не удивительно — ведь закрытие такого широкого рынка сбыта ударит прежде всего не по россиянам (нам грозят лишь временные трудности, при тех ресурсах, что есть у России, наладить автономное существование мы сможем без проблем), а по экономике самих стран, вводящих санкции.

Но даже если вообразить себе фантастический сценарий полной блокады, очевидно, что, хотя россиянам придется ужать на какое-то время свои потребности, ждать серьезного голода не приходится — в холодильниках точно будет мясо курицы, рыба, хлеб и хлебобулочные изделия, яйца, раститительно масло, сахар. Да и прочие продукты не исчезнут совсем — большая часть все-таки производится в России.

Читайте также: К чему приведут слепые угрозы США?

Источник

https://ria.ru/20191030/1560381053.html

Россия полностью обеспечивает себя продуктами питания, заявил Минсельхоз

Россия полностью обеспечивает себя основными видами продуктов питания, введение продовольственного эмбарго придало импульс развитию сельского хозяйства, которое РИА Новости, 30.10.2019

2019-10-30T09:44

2020-03-03T17:07

россия

министерство сельского хозяйства рф (минсельхоз россии)

экономика

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn25.img.ria.ru/images/155192/18/1551921875_0:212:3072:1940_1400x0_80_0_0_78df36d95d922c82b96d7e079bcdbd0b.jpg

https://radiosputnik.ria.ru/20191020/1559998863.html

lyuda.terenteva.55

Слава Богу, это так. И качественно, и вкусно, и доступно по ценам. Есть, конечно, и супер-цены. Думаю, это скорее от очень высоких амбиций производителя, а не от качества. Порядок и здесь наведут. Скоро.

14

россия

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn25.img.ria.ru/images/155192/18/1551921875_0:212:3072:1940_1400x0_80_0_0_78df36d95d922c82b96d7e079bcdbd0b.jpg

https://cdn25.img.ria.ru/images/155192/18/1551921875_341:0:3072:2048_1400x0_80_0_0_879dd38e7223cb943a53cb1cb04cf610.jpg

https://cdn24.img.ria.ru/images/155192/18/1551921875_1024:0:3072:2048_1400x0_80_0_0_5313687c418e03dcdc1767de9af26f34.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, министерство сельского хозяйства рф (минсельхоз россии), экономика

09:44 30.10.2019 (обновлено: 17:07 03.03.2020)

2119

МОСКВА, 30 окт – РИА Новости. Россия полностью обеспечивает себя основными видами продуктов питания, введение продовольственного эмбарго придало импульс развитию сельского хозяйства, которое сейчас динамично развивается, говорится в сообщении Минсельхоза РФ.

Россия в августе 2014 года запретила импорт некоторых видов сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели антироссийские санкции — в том числе, из США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. Под запрет попали мясо, колбасы, рыба и морепродукты, овощи, фрукты, молочная продукция. По мере сохранения санкций РФ продлевала и свои ответные меры, пока запрет на поставки действует до конца 2020 года.

«Россия полностью обеспечивает себя по основным видам продовольствия. Динамично развивающийся агропромышленный комплекс позволяет обеспечивать внутренние потребности страны. Мы достигли значений продовольственной безопасности практически по всем ключевым направлениям: по зерну, растительному маслу, сахару, мясу и мясопродуктам», — сообщил Минсельхоз в своем комментарии относительно достижений отечественного сельского хозяйства и эффекта от продэмбарго.

Министерство указывает, что введение ограничений придало импульс развитию российского АПК, притоку инвестиций. Эмбарго также способствовало созданию дополнительных рабочих мест как в сельском хозяйстве, так и в смежных отраслях. При этом за период действия контрсанкций (за 2014-2018 годы) отечественное сельхозпроизводство выросло на 14,3%, а импорт сократился на 31,2%.

«Более того, благодаря росту производства за последние годы от политики импортозамещения мы перешли на экспортно-ориентированную модель развития отрасли. В настоящее время Россия уже является значимым поставщиком продовольствия на мировых рынках, в частности, занимает первое место по экспорту пшеницы, находится в числе лидеров по поставкам растительного масла, рыбы», — напомнили в Минсельхозе.

По итогам текущего года министерство ожидает положительную динамику практически по всем ключевым направлениям производства. Валовый урожай зерна прогнозируется на уровне 120 миллионов тонн (против 113,255 миллиона тонн в 2018 году), и такой сбор зерна «позволит обеспечить не только все внутренние потребности страны, но и гарантирует стабильность рынка и рост зарубежных поставок».

Сбор овощей в зимних теплицах в 2019 году может стать рекордным — 1,2 миллиона тонн (против 1 миллиона годом ранее), как и урожай масличных культур (20,6-21,2 миллиона тонн против 19,5 миллиона). Производство мяса и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий в 2019 году может вырасти на 1,8% — до порядка 15,15 миллиона тонн, молока — на 1,5% к уровню 2018 года, до 31,06 миллиона тонн.

Источник

Государство и обеспечивает и производит товары. Некоторые из поставляемых товаров производятся частным образом какие-то из производящихся товаров продаются как частные товары. В гл. 7 государство рассматривается как производитель. Здесь, например, задается вопрос существуют ли основания считать, что государство могло бы быть менее эффективным, чем частные фирмы
 [c.120]

В современной экономике государство финансирует производство очень многих товаров и услуг общественного пользования. Это — автодороги и городской транспорт (например, метро), зоологические сады и национальные парки, школьное образование и здравоохранение, национальная оборона и пожарная охрана, маяки и уличные фонари. Можно ли сказать, что все товары и услуги, производство которых обеспечивается государством, являются чистыми общественными благами Нет. Далеко не все товары и услуги, являются чистыми общественными благами. Например, обучение в средней школе является и конкурентным и избирательным в потреблении. Действительно, предельные издержки при обеспечении образования для каждого дополнительного ученика не равны нулю, так как с увеличением числа учащихся возрастают общие издержки требуются дополнительные учебники, парты, школьные помещения и учителя. Следовательно, потребление образовательных услуг является конкурентным. Оно является одновременно и исключаемым, потому что при назначении платы за обучение очень легко исключить детей, чьи родители не в состоянии оплатить обучение, из образовательного процесса. Аналогичные рассуждения могут быть применены и к анализу системы здравоохранения. Медицинские услуги по своей сути являются чистым частным благом. Однако медицина, так же как и образование, создает столь мощные положительные внешние эффекты для общества в целом, что государство должно субсидировать эту отрасль, чтобы расширить производство и потребление медицинских услуг.
 [c.279]

Регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.
 [c.159]

В первые годы социалистического строительства финансовый механизм был основан на налоговых формах и методах мобилизации ресурсов и воздействия на производство и реализацию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентрацию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспособность предприятий и емкость рынка, ограничивали частный сектор. В этот период объективно возобладала концепция, согласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства. В последующем эта концепция сохранила ряд сторонников. Широко распространенным в первые годы НЭПа был взгляд на финансовую науку, заключавшийся в том, что
 [c.28]

Таким образом, для существования конкурентной среды необходимо, чтобы компании были свободны в методах и средствах экономического состязания. В то же время подобное состязание возможно лишь при условии, когда государство обеспечивает за каждым из них право на произведенные ими продукты и приобретенные товары. И несмотря на то что в настоящее время частная собственность и свобода договора подвергаются некоторым ограничениям, необходимым для нормального функционирования экономики, именно на этом основана конкуренция.
 [c.421]

Неоклассическое направление экономической мысли — основоположники и сторонники этого направления выступали за свободу частного предпринимательства. Они выдвигали на первый план исследование микроэкономических проблем. По их мнению, только стихийный рынок способен установить правильные цены на товары и услуги, а через цены — здоровые пропорции производства. Считали, что буржуазное государство должно гарантировать неприкосновенность частной собственности и прибылей, обеспечивать устойчивость денег, соблюдение правил конкуренции . Вмешательство государства может вызвать нарушение равновесия, снижение экономической эффективности. Экономисты данного направления сформулировали закономерности оптимального режима хозяйствования экономических единиц в условиях системы свободной конкуренции,
 [c.43]

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЕ — способность рыночного механизма без вмешательства государства оптимизировать развитие рынка, обеспечивать согласование экономических интересов предпринимателей в максимизации прибыли с выгодой потребителей при приобретении товаров и услуг. С.р. основано на доминировании частной собственности и адекватных ей форм хозяйствования осуществляется при помощи механизма конкуренции, спроса и предложения, цен. Сторонником примата С.р. был Смит. Выступая за безусловное С.р. в условиях свободного предпринимательства, он считал, что невидимая рука рынка без всякого государственного вмешательства заставит товаропроизводителей производить товар в интересах потребителей и общества.
 [c.154]

Денежная база — самостоятельный компонент денежной массы, включающий наличные деньги в обращении, денежные средства в кассах банков, обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке. Денежная масса — это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, которыми располагают частные лица, фирмы и государство и которые обеспечивают обращение товаров и услуг в масштабе национального хозяйства.
 [c.480]

Другой сферой, где нужно принимать во внимание реакцию частного сектора на деятельность государства, является сельское хозяйство. Государство в течение долгого времени было обеспокоено колебаниями цен на продукты сельского хозяйства. Когда выпуск очень мал, цены вырастают существенно, а когда производство оказывается высоким, цены падают. Фермеры знают это и откладывают часть собранного урожая тех культур, хранение которых обходится недорого (пшеница и рис), в период, когда цены низкие, и продают их из запасов тогда, когда цены возрастают. Это уменьшает амплитуду колебания цен. Это также обеспечивает решение одной важной социальной проблемы — перемещение ресурсов во времени из периодов, когда они менее ценны, в периоды, когда их стоимость растет. Но поскольку хранение не обходится бесплатно, то и колебания цен не устраняются окончательно. Государство волновали масштабы колебания цен. Оно пыталось стабилизировать цены, которые фермеры получали за товар, посредством гарантирования им определенной минимальной цены. Это уменьшило стремление
 [c.233]

На рис. 1-5 представлено несколько примеров. Государство играет гораздо более существенную роль в экономике стран Советского блока, чем в Соединенных Штатах и других странах. Но даже в Албании, где роль государства, возможно, наибольшая, потребители могут выбирать, какие товары покупать, и с некоторой натяжкой можно говорить о существовании там частных сельскохозяйственных рынков. С другой стороны, в экономике Гонконга, может быть, наиболее рыночной, государство взимает налоги, обеспечивает получение образования, препятствует голоду и регулирует деятельность на многих рынках. Во многих странах, включая Соединенные Штаты, вопрос об оптимальном уровне государственного вмешательства является причиной длительной напряженной полемики.
 [c.12]

Но, как известно, жилье — дорогостоящий товар длительного пользования и поэтому его приобретение не может производиться за счет текущих доходов потребителей. Поэтому в большинстве стран основной формой решения жилищной проблемы для населения и базовой сферой экономической деятельности стало приобретение жилья в кредит. Государство при этом выполняет регулирующую роль создает правовую основу, обеспечивает эффективное взаимодействие всех участников процесса жилищного кредитования, а также оказывает помощь в привлечении частных инвестиций в жилищную сферу.
 [c.303]

Государственное производство в основном ассоциируется с обеспечением общественных товаров (например, обороны) и с тем, на что мы ссылались в гл. 5, как на обеспечиваемые государством частные товары (такие как образование). Анализ в гл. 5 показал лишь, что государство должно финансировать общественные товары, но не обязано их производить. Вопрос о том, производить государству общественные товары или только обеспечивать (финансировать) их, будет рассмотрен отдельно. Государство, например, активно участвует в обеспечении национальной обороны, но военные покупают большую часть вооружения (самолеты, пушки, корабли и т.п.) у частных фирм. Оно также часто нанимает частных управляющих для руководства государственными предприятиями. В 1983—1985 гг. Министерство обороны использовало почти половину своего бюджета на платежи частным подрядчикам3.
 [c.177]

В 19 и начале 20 вв. применялась политика свободного предпринимательства и открытой торговли. Она характеризуется тем, что частный бизнес развивается без особых ограничений со стороны государства, не ограничиваются ввоз и вывоз товаров, капиталов не толькоивнутри стран, но и за их пределами, что приводит к формированию мирового рынка товаров, капитала, финансов и т. д. Роль государства при этом сводится к роли сторожа, призванного охранять частную собственность и свободу основанных на ней отношений, создавать и обеспечивать для них необходимые правовые рамки.
 [c.308]

Особенно широкое распространение получило предоставление гарантий но экспортным кредитам. Выступающие и качестве гаранта банки или правительственные учреждения обязуются н случае непоступления платежа от импортёра уплатить экспортёрам определённую сумму за товары, поставленные в кредит. Г. к. экспортные, особенно государственные, используются монополиями как средство расширения экономич. экспансии и перекладывания риска па гос. бюджет. Это — одно из проявлений гос.-монополистич. капитализма. Широко практикуются гос. гарантии при вывозе предпринимательского и ссудного капитала, в т. ч. гарантированные займы (когда погашение суммы займа обеспечивается залогом имущества или определёнными доходами государства-должника или подобной гарантией третьего гое-на, а также гос. гарантии но внешним кредитам частных предпринимателей данной страны. В этих случаях гарантии по внешним займам служат средством поощрения вывоза капитала, перекладывания возможного риска на налогоплательщика. Одним из ведущих в миро гарантов экспортных кредитов является Экспортно-импортный банк США. Расширение гарантийных операций предусматривается и англ. законом об экспортных гарантиях. В Японии гарантии по экспортным кредитам предоставляются Экспортно-импортным банком и Фондом экономич. сотрудничества с иностр. гос-иами, в ФРГ — Кредитным институтом для восстановления, во Франции— Франц. компанией по страхованию внешней торговли, Нац. кредитом и т. д. Объектом гарантий стали не только краткосрочные, но и средне- и долгосрочные экспортные ссуды. Это связано, в частности, с повышением роли гос. гарантий при вывозе предпринимательского капитала за границу. Гос. гарантии по внешним займам, как правило, получают крупнейшие монополии — экспортёры капитала государство-гарант получает в то же время возможность установления контроля над заёмщиком, объектами залога, финапс. и экономич. политикой стран-должников.
 [c.303]

Роль государства в преодолении информационной недостаточности, однако, выходит за рамки просто мер по защите потребителей. Информация — во многих отношениях общественный товар. Предоставление информации новому лицу не уменьшает ее количества для других. Эффективность требует, чтобы информация распространялась бесплатно или, более точно, единственной платой являлись бы реальные издержки на передачу информации. Частный рынок нередко обеспечивает недостаточное предложение информации, точно так же как он не создает соответствующего количества других общественных товаров. Наиболее заметный пример государственной деятельности в этой области — Бюро погоды США. Другим примером является информация, предоставляемая судам Американской береговой службой9.
 [c.83]

При определенных типах страхования (скажем, социальное обеспечение при уходе на пенсию) государство обеспечивает его базовый единый уровень. И в этом случае те, кто хочет купить больше, могут сделать это, но те, кто хочет купить меньше, этого лишены. Искажение здесь тем не менее может не быть большим. Если единый уровень существенно низок, будет сравнительно мало лиц, которые благодаря ему вынуждены потреблять больше, чем они потребляли бы в ином случае, и экономия на административных затратах может более чем снивелировать небольшое искажение, порождаемое единообразным обеспечением базового уровня страхования. С другой стороны, система сочетания государственного и частного обеспечения товара может существенно увеличить суммарные трансакционные (административные) издержки в сравнении с тем, какими они были бы в случае, если только государственный или только частный сектор отвечал бы за его поставку.
 [c.131]

Такие льготы называются натуральными выплатами (в отличие от денежных). В некоторых случаях государство действительно обеспечивает бедных товарами, такими как государственные жилища, клиники и бесплатные продукты питания — сыр, масло, но в большинстве случаев люди приобретают товары у частных продавцов, а государство оплачивает всю их стоимость или часть ее (например, медицинская помощь по программе Медикейд и продовольственные талоны).
 [c.329]

Подобно пенсионному обеспечению медицинское страхование может быть организовано частным образом. Однако, как и в случае с пенсиями, в большинстве стран государство участвует в обеспечении медицинской помощью или по крайней мере в ее оплате. Доступ к медицинскому обслуживанию считается насущной потребностью, т.е. таким товаром, правом потребления которого должны обладать все люди, каково бы ни было их экономическое положение Большинство людей сочувствуют положению бедного человека, который не может позволить себе медицинское страхование и из-за этого вынужден обходиться без медицинского обслуживания. Меди-кейд обеспечивает доступ к медицинской помощи для всех бедных, а не только для пожилых бедных10.
 [c.400]

Государственный протекционизм — экономическая политика, направленная на поощрение отечественной экономики, ее защиту от иностранной конкуренции, на расширение внешних рынков. Важнейшим средством протекционизма служили таможенные пошлины. Применялся дифференцированный тариф, устанавливавший размеры пошлин в зависимости от степени развития в стране той или иной отрасли промышленности. Например, в России по Таможенному тарифу 1724, просуществовавшему 7 лет, высокими ввозными пошлинами (до 75% цены товара) облагались импортировавшиеся изделия отраслей, развитых в стране, низкими (5 — 10% цены товара) — изделия отраслей, неудовлетворявших внутренний спрос. Во Франции в 1664 и 1667 были установлены практически запретительные вывозные тарифы на ряд промышленных товаров, прежде всего сырье — запрещался вывоз шелка-сырца. Запрещался вывоз инструментов и выезд искусных мастеров. Англия в 17-18 вв. подавляла шерстяную промышленность в Ирландии, запрещала создание суконных и железоделательных мануфактур в переселенческих колониях в Северной Америке, регламентировала их внешнюю торговлю. Во внутренней политике основными методами протекционизма были предоставление предпринимателям монопольного права на производство и сбыт, налоговые льготы, финансовую помощь. В России государство передавало построенные им предприятия в частные руки, наделяло промышленников обширными землями, обеспечивало их рабочими.
 [c.99]

Источник