Какие продукты нельзя аутистам

Какие продукты нельзя аутистам thumbnail

Фрукты, овощи и ягоды при аутизме и протекающем кишечнике
Аутизм диета

У каждого родителя особого ребенка часто возникает вопрос:

Чем фрукты и овощи могут быть вредны для особого ребенка с аутизмом?

Грубая клечатка из овощей ранит детский протекающий кишечник, у которого очень тонкие стенки
Также есть проблема фенолов, когда некоторые вещества из продуктов плохо выводятся
Да и микрофлоры здоровой симбиотической практически нет, что делает их усвоение минимальным

Нет лёгких случаев аутизма

Даже с самыми низкими баллами по тесту АТЕК, для родителей свой случай самый тяжелый

Правильная диета при аутизме поможет быстрее вылечить протекающий кишечник и получить значительный прогресс

Есть разные группы родителей

Первая группа

Мамы, которые только начали диету и не замечают, как у них все у них сложно, а дети молчат и проблем много
Тогда УБИРАЕМ все, что только подпадает под подозрение и ждем результатов постоянного улучшения ребенка

Вторая группа — Мамы, которые уже долго восстанавливают ребенка принципами биомеда не менее года
Они видят устойчивый прогресс у ребенка и понимают что происходит с ребенком
Именно эти родители уже могут ставить эксперементы с проблемными продуктами
Читая про разные продукты не забывайте про время восстановления

Самое неприятное у непереносимостей бить тихо, но стойко
Употребляя продукты, на которые есть непереносимость, мы не достигаем цели, потому что не всегда видна реакция
Но состояние может не улучшаться или ухудшаться, но постепенно
Важно об этом помнить, перед тем, как решите побаловать ребенка едой
Советую все-таки баловать ребенка другим: поездками, походами, игрушками

Конечно, каждая мама ребенку может предлагать всё, что ему хочется
В данной статье содержится опыт других родителей и практические рекомендации

Фрукты и овощи, которые стандартно вызывают проблемы у детей особых, рекомендуются к исключению автоматом

бананы
яблоки
помидоры
свекла

Крупные плоды не всегда хорошо усваиваются

типа арбузов
дынь

Все остальное — исследуйте, помня про индивидуальную непереносимость
И в любом случае, в очень ограниченном количестве, ведь все фрукты богаты фрутозой и глюкозой, и кандида их тоже любит

Косточки от киви и от других фруктов лучше не давать детям, так как есть предположение, что всё, что не переваривается есть питательной средой для кандиды

Бананыбананы аутизм диета

У кого-то с ними отношения не сложились с детства, потому что возникала пищевая аллергия
У кого-то нет на него явной реакции и небольшие количества его хорошо переносятся

Бананы — достаточно частая проблема для таких деток.
Они могу вызывать и гиперактивность и другие проблемы
Непонятно почему они для аутистов проблемные: возможно из-за фенолов или аминов
Но все равно, всем родителям нужно очень осторожно относиться к бананам

Бананы у нас не перевариваются
Раньше просто пропадал аппетит на пару дней сразу после банана
Недавно дали чуть-чуть и ночь не спали из-за кашля и рвоты
Еда после бананов хорошо переварилась, проблем не было

Не стоит исключать их автоматически
Но очень внимательно нужно понаблюдать реакцию на их употребление
В хорошей перспективе после 4 лет восстановления ребенок может есть бананы без проблем

Яблоки

Яблоки детям аутистам категорически противопоказаныяблоко аутизм диета
Предполагаемая причина достаточно простая — арабиноза

Арабиноза — это простой углевод
Для некоторых бактерий и грибков, типа Кандиды, арабиноза — единственный источник углерода

Разные виды кандиды могут привести к увеличению количества арабинозы в моче и кале
Она связывается с такими веществами, как остаточный лизин и аргинин
В итоге формируется перекрестное связывание между лизином, арабинозой и аргинином

Это перекрестное связывание вредит каталитическим центрам для

липоевой кислоты
витамина В6
и биотина

Оно также начинает аутоиммунный ответ
Перекрестное связывание белков приводит к нарушению потока питательных веществ через клеточные мембраны, что в свою очередь приводит к потере функций кишечника

Если в моче в анализах на порфирины показывается высокое содержание арабинозы — это значит, что присутствует кандида

Все противокандидные препараты помогают исключительно для того, чтобы сдержать ее или временно уменьшить концентрацию
НО!
Пока метаболизм работает неправильно и микрофлора патогенная — кандиду полностью под контроль взять невозможно

Ни ферменты, ни противоаллергенные не помогут в борьбе с ней, только собственный иммунитет
Поэтому наши дети смогут её есть только через несколько лет восстановления и диеты

Даже, если Вы не видите проблемы у детей при введении на чистой диете яблок, и Вы знаете что есть кандида в организме по симптомам
Или даже просто факт того, что ребенок ещё в спектре говорит о проблеме с патогенами

Я вижу очень быструю реакцию на яблоко: кусочек в рот и через пару часов стул кашей и непереваренные остатки пищи в кале
В поведении вверх идёт гиперактивность

Данная информация — это опыт всех родителей, вводивших диету во всем мире и ДАН! врачей
Данная информация есть в книге Жаклин МакКандлесс
Пока будут яблоки  — проблемы не уйдут
То что Вы часто это не видите по поведению, говорит о том что патогенов слишком много …

Многие мамы отмечают, что дети после употребления яблок тупеют, ухудшается понимание

Про яблоки — у нас они не перевариваются нормально
В стуле потом непереваренные яблоки
Я убирала их на несколько месяцев в начале
Но недавно стали кушать.
Сначала только зелёные или жёлтые, а недавно и красные
Но даю только тогда, когда сам попросит

Груши

Если очень хочется давать яблоки и хочется непременно иметь их в рационе, то лучше давать груши, от них нет проблем у большинства детей

Свекла

У детей с аутизмом из овощей на свеклу самая сильная реакция (видимо, из-за сахаров, которые кормят кандиду)

Морковь

У нас свежая морковка выходит непереваренная  и сопровождается всё ненормальным стулом
Также я отмечаю увеличение гиперактивности

Хурма

Хурма имеет достаточно много фруктозы как и в любом другом фрукте
А любые фрукты кормят кандиду, но вот многое зависит от фенольной проблемы
Также это всегда вопрос индивидуальной переносимости
Попробовать всегда можно после нескольких месяцев чистой диеты
Вводите как и любой продукт очень осторожно, понаблюдайте
И, конечно же, не надо давать сразу килограммами

Клубника

Если Вы уже можете отследить проблемы с продуктами, то попробуйте дать чуть-чуть клубники и наблюдайте
Некоторые дети сами отказываются от ягод и от клубники также
А начинают кушать и нет никаких проблем
Это правила введения для любых продуктов

Сливы

Рекомендуется их давать ТОЛЬКО сушеные и, конечно, БЕЗ шкурки
ВСЕ фрукты нашим детям лучше давать без шкурки
Она сложна в переваривании

Нет необходимости обдавать никакие фрукты кипятком, так как споры остаются
Обдавать фрукты кипятком не надо, это не приносит эффекта, так как споры все равно остаются
Те, у кого есть чувствительность к дрожжам, могут на них реагировать

Айва

Фрукт высокофенольный
При исследовании состава айвы видим значительное количество арабинозы, которая является возможной причиной проблем наших детей с яблоками

Насколько ее там много по сравнению с яблоками, неизвестно
Поэтому пробовать можно, но держа вот эти возможные проблемы в уме

Из фруктов мы едим киви, грушу, иногда папайю
Манго раньше еще ели, убрали

Малина

С наступлением дачного сезона наши дети обхаживают кусты с малиной
Мамы отмечают после малины ухудшение поведения и усиление гиперактивности
Следующие несколько дней без малины — поведение выправляется
Потом опять портится, после её поедания с куста
Иногда явной поведенческой реакции не бывает но отмечается расстройство стула и непереваренная пища в кале, а также газообразование в кишечнике

Ягоды

Когда приходит лето, есть соблазн покормить ребенка разными ягодами
Но личный опыт многих мам доказал, что в начале диеты, пока она не является чистой это недопустимо!
Они появляются на короткий промежуток летом

Мы тоже почувствовали действие ягод в самом начале диеты — отведали малины на даче
Получили ужасное поведение, перевозбуждение и неуправляемость!

Очень сложно постепенно ввести одну ягоду как новый продукт и далее отследить реакцию на неё
Ведь когда заканчивается одна, сразу начинается другая
А часто паралельно поспевает сразу несколько

В прошлом году маленьким количеством ягод и фруктов сильно раскормили кандиду
Потом около полугода возвращали ЖКТ в прежнее состояние
Зато в этом году смогли поесть 2 месяца
Как только вижу признаки розрастания кандиды, сразу все убраю
Уже научилась её распознавать

Ягоды, а особенно шкурки от них не перевариваются, чем создают благодатную почву для кандиды и для других патогенов
Также есть фенольная непереносимость

Но!
Ягоды можно пробовать, когда кишечник восстановлен
Рекомендую начинать с живых морсов и компотов без варки

Исключение — клюква и брусника, потому что они сильные антисептики
Не стоит забывать, что может быть и на эти ягоды непереносимость

У нас абрикос и слива — кормят кандиду
Арбуз и дыня — вообще не перевариваются
Проблем не вызывали клубника, вишня, черешня, голубика, инжир, клюква, отварная груша

Мамы отмечают, что шкурки ягод не перевариваются
Ягоды выходят практически в первозданном виде
Ферменты из системы биомед в этот момент не помогают

А когда Алине гранат давали, она обрабатывала каждое зернышко, а косточку выплевывала
Мы были счастливы. У ребенка на час было занятие!

Бактериальная флора может проявлять активность, такую как

запор меняется на понос
проявления аллергии
плохое настоение и психическое состояние
исковерканный сон

Нам малина не понравилась на вкус
Из ягод-фруктов нам хорошо идут клубника и слива
Абрикосы, персики, груши очень видно как влияют на стул — появляется лепешка сверху

Ферментированные продукты

Хорошо давать нашим детям необработанные термически овощи и фрукты, но частично переваренные

Как это сделать смотрите в ролике
Технические подробности приготовления данных продуктов мы подробно разбираем с мамочками в нашей программе

Узнайте больше о бесплатных программах восстановления для аутизма, ДЦП и эпилепсии по принципам биомеда с натуральными продуктами Тенториум
План семинаров ЗДЕСЬ

Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам натуропатии или биомедицинской коррекции организма
Они насыщают организм необходимыми ферментами, витаминами и микроэлементами.
Также есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма

Отказ от ответственности
Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя
Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

Источник

Ìîäíûé äèàãíîç

 ïîñëåäíåå âðåìÿ îá àóòèçìå ìíîãî ãîâîðÿò è ïèøóò. Æóðíàëèñòû ëþáÿò âûõîäèòü íà ïóáëèêó ñ ÿðêèìè ïàðàäîêñàëüíûìè ãèïîòåçàìè: àóòèçì – ýòî ïðîãðåññèðóþùåå çàáîëåâàíèå âñåãî ÷åëîâå÷åñòâà, ïëàòà çà ðàçîáùåííîñòü, çà îòêàç îò æèâîé èíòåðàêòèâíîñòè, çà ïåðåíîñ ñîöèàëüíîé æèçíè â êîìïüþòåðíûå ñåòè. Ïñèõîëîãè íåðåäêî óòâåðæäàþò, ÷òî àóòèçì – ýòî âîîáùå íå áîëåçíü, à íåêîå ñîñòîÿíèå îòñòðàíåíèÿ, óõîäà â ñåáÿ, êîòîðîå ëþáÿùèå ðîäèòåëè – ïðè óñëîâèè, ÷òî îíè äåéñòâèòåëüíî ïðàâèëüíî ëþáÿò ðåáåíêà – ñïîñîáíû ïðåîäîëåòü òåïëîòîé ñâîåé äóøè è áåçóñëîâíûì ïðèÿòèåì. Ïñèõèàòðû ñ÷èòàþò àóòèçì ïñèõè÷åñêèì çàáîëåâàíèåì, è äî ñèõ ïîð åùå ìîæíî âñòðåòèòü ìíåíèå, ÷òî ýòî íå ÷òî èíîå, êàê äåòñêàÿ øèçîôðåíèÿ.

Åñëè âàø èíòåðåñ ê àóòèçìó íå ïðàçäíûé, åñëè âû õîòèòå ðàçîáðàòüñÿ â ýòîì ÿâëåíèè, òî âûõîä îäèí – «ó÷èòü ìàò÷àñòü». Äëÿ ïûòëèâîãî óìà áûòîâàÿ ôàêòóðà àóòèçìà è åãî ôèçèîëîãè÷åñêèå îñíîâû ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé îáúåêò êóäà áîëåå çàõâàòûâàþùèé, ÷åì ãóìàíèòàðíûå àáñòðàêöèè âðîäå «äåòåé èíäèãî», «èíîïëàíåòÿí», «ëþäåé äîæäÿ» èëè «ïðîòîòèïà ÷åëîâåêà áóäóùåãî».

Íà ñàìîì äåëå

Íà ñàìîì äåëå, äî ñèõ ïîð íåò îäíîçíà÷íûõ íàó÷íûõ äàííûõ, îáúÿñíÿþùèõ ïðîèñõîæäåíèå àóòèçìà. Áîëåå òîãî, åñëè ðàññìîòðåòü ñîâîêóïíîñòü èññëåäîâàíèé, ñâÿçûâàþùèõ åãî ñ ðàçíîîáðàçíûìè ôèçèîëîãè÷åñêèìè ôàêòîðàìè, îòíîñÿùèìèñÿ ê ñôåðàì ãåíåòèêè, èììóíîëîãèè, áèîõèìèè, íåâðîëîãèè, ãàñòðîýíòåðîëîãèè, ýíäîêðèíîëîãèè, åñëè äîáàâèòü ê íèì ìíîãîîáðàçèå âíåøíèõ ôàêòîðîâ, êîòîðûå ìîãëè ñûãðàòü íåãàòèâíóþ ðîëü âî âðåìÿ âíóòðèóòðîáíîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è â ïåðèîä ìëàäåí÷åñòâà, òî íåâîëüíî ïðèõîäèøü ê âûâîäó î òîì, ÷òî, ñêîðåå âñåãî, ýòî çàáîëåâàíèå âîçíèêàåò ïî ñîâîêóïíîñòè íåñêîëüêèõ ïðè÷èí, ïîâëåêøèõ çà ñîáîé ðàññòðîéñòâî, ïðè÷åì íå èñêëþ÷åíî, ÷òî â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå ó àóòèçìà ìîæåò áûòü ñâîå ñî÷åòàíèå è âíóòðåííèõ ïðåäïîñûëîê, è âíåøíèõ òðèããåðîâ.

Ëå÷åíèå

 Ðîññèè è â ðÿäå äðóãèõ ñòðàí (íàïðèìåð, âî Ôðàíöèè) àóòèçì ñ÷èòàåòñÿ ïñèõè÷åñêèì çàáîëåâàíèåì, â ÑØÀ îíî ïðîõîäèò ïî ëèíèè íåâðîëîãèè. Íà ñàìîì äåëå, ñòðîãîãî ðàçãðàíè÷åíèÿ ìåæäó äâóìÿ âåòâÿìè íåò, è òà, è äðóãàÿ ðàáîòàþò ñ ïàöèåíòàìè, ó êîòîðûõ òàê èëè èíà÷å ñòðàäàåò öåíòðàëüíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà.

Íåâðîëîãè÷åñêèé äèàãíîç ñòàâÿò â òîì ñëó÷àå, åñëè áîëåçíü èìååò ÿðêî âûðàæåííûå ôèçè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ (äâèãàòåëüíûå íàðóøåíèÿ, ðàññòðîéñòâà çðåíèÿ è ðå÷è, áîëè), ïñèõè÷åñêèé – åñëè ïðîáëåìà «â ãîëîâå», ò. å. íàðóøåíû ýìîöèîíàëüíàÿ è êîãíèòèâíàÿ (ïîçíàâàòåëüíàÿ) ñôåðû. Åñòü òàêàÿ ìåäèöèíñêàÿ øóòêà: íåâðîëîãè çàáðàëè ñåáå âñå òî, ÷òî ìîæíî ëå÷èòü, à ÷òî íå ëå÷èòñÿ – îòäàëè ïñèõèàòðàì. È âñå áû íè÷åãî, ïóñòü áû àóòèçì îñòàâàëñÿ â ïîëå ïñèõèàòðèè, åñëè áû è âðà÷è, è ðîäèòåëè ïàöèåíòîâ íå çàáûâàëè î òîì, ÷òî íàóêà è ïðàêòèêà íå ñòîÿò íà ìåñòå, è òî, ÷òî åùå â÷åðà ñ÷èòàëîñü íåèçëå÷èìûì, ñåãîäíÿ ëå÷èòñÿ.

Íóæíî ñðàçó îãîâîðèòüñÿ, ÷òî â Ðîññèè äèàãíîç «àóòèçì» êàê òàêîâîé îòñóòñòâóåò. Ó íàñ åñòü «ðàííèé äåòñêèé àóòèçì» (ÐÄÀ) è «ñèíäðîì Àñïåðãåðà». ÐÄÀ ñòàâÿò äåòÿì, íî ïî äîñòèæåíèþ èìè ñîâåðøåííîëåòèÿ ýòîò äèàãíîç ñíèìàþò, çàìåíÿÿ íà äðóãîé, êîòîðûé êàæåòñÿ íàèáîëåå ïîäõîäÿùèì ëå÷àùåìó ïñèõèàòðó. Ñàìîå óäèâèòåëüíîå, ÷òî è «ñèíäðîì Àñïåðãåðà» èìåòü âçðîñëîìó ÷åëîâåêó â íàøåé ñòðàíå òîæå íå ïîëàãàåòñÿ, õîòÿ âî âñåì ìèðå ýòîò äèàãíîç ïðèçíàí è øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ.

Ïåðâûå ïðèçíàêè

Êàê ïðàâèëî, ðîäèòåëè íà÷èíàþò âîëíîâàòüñÿ ïî ïîâîäó ðàçâèòèÿ ñâîåãî ðåáåíêà, êîãäà åãî âîçðàñò ïðèáëèæàåòñÿ ê äâóì ãîäàì. Äî ýòîãî ëþáûå îòñòàâàíèÿ è îòêëîíåíèÿ ìîæíî îáúÿñíèòü èíäèâèäóàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè ìàëûøà, è ìîæíî íàäåÿòüñÿ, ÷òî îíè ïîñòåïåííî ñãëàäÿòñÿ. Ê äâóõëåòíåìó æå âîçðàñòó îáû÷íûé ðåáåíîê, êàê ïðàâèëî, îâëàäåâàåò ïðîñòåéøèìè íàâûêàìè, íî äàæå êîãäà ýòîãî íå ïðîèñõîäèò, îí âñå-òàêè ïîíèìàåò, ÷åãî îò íåãî õîòÿò âçðîñëûå. Òî æå ñàìîå è ñ ÿçûêîì: åñëè è íå ãîâîðèò åùå ñàì, òî ïîíèìàåò îáðàùåííóþ ê íåìó ðå÷ü âïîëíå ïðèëè÷íî, î ÷åì ìîæíî ñóäèòü ïî åãî ðåàêöèÿì.

Ïîïûòàåìñÿ ïåðå÷èñëèòü ñòðàííîñòè â ðàçâèòèè è ïîâåäåíèè ðåáåíêà, âûçûâàþùèå ó ðîäèòåëåé îïàñåíèÿ:

— ðåáåíîê íå ñìîòðèò â ãëàçà;

— ãîâîðèò î ñåáå â òðåòüåì (îí) èëè âî âòîðîì (òû) ëèöå;

— âñå âðåìÿ ïîâòîðÿåò ñëîâà, ôðàçû;

— ðåáåíîê íà÷èíàë ãîâîðèòü ïåðâûå ñëîâà, íî ðå÷ü ïðîïàëà;

— íå ïðîèçíîñèò ñëîâà, ìû÷èò;

— íå èíòåðåñóåòñÿ èãðóøêàìè, ðîâåñíèêàìè, íå èãðàåò ñ äðóãèìè äåòüìè;

— ðåáåíîê îòñòðàíåí, èãíîðèðóåò ìàìó, íå ðåàãèðóåò íà ïðîñüáû, íå îòêëèêàåòñÿ íà ñâîå èìÿ;

— òðÿñåò ãîëîâîé, ðóêàìè, ðàñêà÷èâàåòñÿ;

— õîäèò íà íîñî÷êàõ;

— ãðûçåò ïàëüöû, ðóêè;

— áüåò ñåáÿ ïî ëèöó;

— ó ðåáåíêà èñòåðèêè, ïðèñòóïû àãðåññèè;

— áîèòñÿ íåçíàêîìûõ/ ÷óæèõ;

— ïóãàåòñÿ çâóêîâ, âçäðàãèâàåò;

— áîèòñÿ ñâåòà, âñå âðåìÿ âûêëþ÷àåò åãî.

Åñëè êàêèå-òî èç ýòèõ ÷åðò ïðèñóùè âàøåìó ðåáåíêó, ýòî ñîâñåì íå îáÿçàòåëüíî àóòèçì. Îäíàêî îçàáîòèòüñÿ ñòîèò.

Åñòü òàêîé êîðîòêèé äèàãíîñòè÷åñêèé òåñò, ñîñòîÿùèé èç òðåõ âîïðîñîâ:

— Ñìîòðèò ëè âàø ðåáåíîê â òó æå ñòîðîíó, ÷òî è âû, êîãäà âû ïûòàåòåñü ïðèâëå÷ü åãî âíèìàíèå ê ÷åìó-òî èíòåðåñíîìó?

— Óêàçûâàåò ëè ðåáåíîê íà ÷òî-òî, ÷òîáû ïðèâëå÷ü âàøå âíèìàíèå, íî íå ñ öåëüþ ïîëó÷èòü æåëàåìîå, à äëÿ òîãî, ÷òîáû ðàçäåëèòü ñ âàìè èíòåðåñ ê ïðåäìåòó?

— Èãðàåò ëè îí ñ èãðóøêàìè, èìèòèðóÿ äåéñòâèÿ âçðîñëûõ? (Íàëèâàåò ÷àé â èãðóøå÷íóþ ÷àøå÷êó, óêëàäûâàåò êóêëó ñïàòü, íå ïðîñòî êàòàåò ìàøèíêó òóäà-ñþäà, à âåçåò â ãðóçîâèêå êóáèêè íà ñòðîéêó).

Åñëè íà âñå òðè âîïðîñà îòâåò îòðèöàòåëüíûé, ó ðîäèòåëåé 2–3-ëåòíåãî ðåáåíêà åñòü îñíîâàíèÿ ïîêàçàòü åãî ñïåöèàëèñòó. Åñëè æå íàîáîðîò, ïîëîæèòåëüíûé, òî, ñêîðåå âñåãî, çàäåðæêà â ðàçâèòèè ðå÷è è îñâîåíèè íàâûêîâ èìååò äðóãóþ ïðè÷èíó, íå àóòèçì.

Ïîâåäåíèå ìàëåíüêîãî àóòèñòà

Àóòèçì – ýòî ïðåæäå âñåãî íàðóøåíèå êîììóíèêàòèâíîé ôóíêöèè, êîíòàêòà ðåáåíêà ñ îêðóæàþùèìè åãî ëþäüìè. Ðåáåíîê æèâåò â ìèðå çðèòåëüíûõ îáðàçîâ, çâóêîâ, òàêòèëüíûõ îùóùåíèé, íî ïðè ýòîì âïå÷àòëåíèÿ äëÿ íåãî ñàìîöåííû, îí íå ñòðåìèòñÿ ïîäåëèòüñÿ èìè ñ ìàìîé èëè ïàïîé, êîòîðûå âûïîëíÿþò äëÿ íåãî èñêëþ÷èòåëüíî èíñòðóìåíòàëüíóþ ôóíêöèþ, ÿâëÿÿñü èñòî÷íèêàìè ïèùè, òåïëà, êîìôîðòà. Äëÿ òàêèõ äåòåé õàðàêòåðíû ïîâòîðÿþùèåñÿ, íàâÿç÷èâûå äåéñòâèÿ: êòî-òî ÷àñàìè êðóòèò âñå ïîïàäàþùèåñÿ ïîä ðóêó âåðòÿùèåñÿ ïðåäìåòû, îò ìàëåíüêîãî ìÿ÷èêà äî êðûøêè áîëüøîé êàñòðþëè, íàáëþäàåò çà ëüþùåéñÿ èç êðàíà âîäîé, êòî-òî âûñòðàèâàåò â ðÿä ìàøèíêè èëè êóáèêè, êòî-òî èãðàåò ñ íèòî÷êîé, íàêðó÷èâàÿ åå íà ïàëåö èëè òðÿñÿ åþ ïåðåä ãëàçàìè. Îíè ìîãóò äîëãî êðóæèòüñÿ íà îäíîì ìåñòå èëè êðóãàìè õîäèòü ïî êîìíàòå íà öûïî÷êàõ.

×àñòî ìàëåíüêèå àóòèñòû ÷ðåçâû÷àéíî ìóçûêàëüíû: îíè ïîëó÷àþò ÿâíîå íàñëàæäåíèå îò ëþáèìûõ ìóçûêàëüíûõ ïðîèçâåäåíèé, ìåëîäèé è äàæå îòäåëüíûõ çâóêîâ. Òðåõëåòíèé ðåáåíîê ìîæåò ñîâåðøåííî ðàâíîäóøíî ïðîéòè ìèìî ðîâåñíèêà ñ äèñòàíöèîííî óïðàâëÿåìîé ìàøèíêîé, íî ïðèéòè â íåîïèñóåìûé âîñòîðã ïðè çâóêå áîÿ ÷àñîâ íà ñîáîðå.

Ìàëåíüêèé àóòèñò âûãëÿäèò óâåðåííûì è íåçàâèñèìûì. Ãóëÿÿ, îí èäåò îäèí, ñîïðîòèâëÿåòñÿ ïîïûòêå âçÿòü åãî çà ðóêó, è òîëüêî èñïóãàâøèñü ÷åãî-òî, íàïðèìåð, áîëüøîé ñîáàêè, ïðÿ÷åòñÿ çà âçðîñëîãî. Íî è ñòðàõè åãî íå âñåãäà îáúÿñíèìû ñ òî÷êè çðåíèÿ îáû÷íîé ëîãèêè: îí áîèòñÿ ïûëåñîñà, åãî ïóãàþò øóìíûå, ëþäíûå ìåñòà, íî, êàê ïðàâèëî, îí íå îñîçíàåò îïàñíîñòè, ñâÿçàííîé ñ âûñîòîé èëè ñ äâèæåíèåì òðàíñïîðòà, ìîæåò âûñêî÷èòü íà ïðîåçæóþ ÷àñòü è äàæå óëå÷üñÿ ïîïåðåê.

Êàê ïðàâèëî, îí ïðåñåêàåò ïîïûòêè ìàòåðè óñïîêîèòü åãî, ïðèëàñêàòü, îáíÿòü, îòïèõèâàÿ åå îò ñåáÿ. ×òî è ãîâîðèòü î ôèçè÷åñêèõ êîíòàêòàõ ñ ïîñòîðîííèìè ëþäüìè, âðà÷îì èëè ïàðèêìàõåðîì, íàïðèìåð. Ìåäèöèíñêèé îñìîòð èëè ñòðèæêà ñòàíîâÿòñÿ ñòðåññîì äëÿ âñåõ ó÷àñòíèêîâ ïðîöåññà èç-çà áóðíîãî ñîïðîòèâëåíèÿ. Íàêîðìèòü – òîæå ïðîáëåìà. Ðåáåíîê íàñòîëüêî èçáèðàòåëåí â åäå, ÷òî ïîðîé åãî ðàöèîí ñîñòîèò âñåãî èç òðåõ-÷åòûðåõ áëþä (íàïðèìåð, òâîðîã, êàøà, áàíàí), âñå îñòàëüíîå áåçîãîâîðî÷íî îòâåðãàåòñÿ.

Ìàëåíüêîãî àóòèñòà î÷åíü ñëîæíî óãîâîðèòü ïðåðâàòü çàíÿòèå, åñëè îí ÷åì-òî óâëå÷åí, óáåäèòü ïîïðîáîâàòü ÷òî-òî íîâîå, à ðîäèòåëüñêèå âîëåâûå äåéñòâèÿ (ñíÿòü ñ êà÷åëåé, óâåñòè äîìîé ñ ïðîãóëêè, íàêîðìèòü, óñàäèòü íà ãîðøîê) âûçûâàþò áóðíóþ èñòåðèêó, à ïîðîé è àãðåññèþ.

Íåéðîòèïè÷íûå (òî åñòü íå èìåþùèå îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè) äåòè ñ óäîâîëüñòâèåì èìèòèðóþò äåéñòâèÿ âçðîñëûõ. Äåâî÷êà áåðåò ðàñ÷åñêó è ïðîâîäèò åþ ïî ãîëîâå; ãëÿäÿ íà ìàìó, ïîñëå åäû âûòèðàåò ðîò ñàëôåòêîé, ñíèìàåò òðóáêó òåëåôîíà è ÷òî-òî ãîâîðèò. Òðåõëåòíèé ìàëü÷èê êðóòèòñÿ âîçëå äåëàþùåãî óðîêè áðàòà-ïåðâîêëàññíèêà, è åñëè äàòü åìó êàðàíäàø è áóìàãó, ñ óäîâîëüñòâèåì íà÷íåò ÷èðêàòü. Âñëåä çà ìàìîé ãîäîâàëûé ðåáåíîê ãëàäèò óïàâøåãî ñ äèâàíà ïëþøåâîãî ìèøêó, æàëåÿ åãî ñíà÷àëà ëèøü ôîðìàëüíî, íî ïîñòåïåííî ïðîíèêàÿñü ýìîöèîíàëüíûì ñîäåðæàíèåì äåéñòâèÿ. Èìèòàöèÿ – ýòî ýâîëþöèîííûé ìåõàíèçì, ëåæàùèé â îñíîâå îáó÷åíèÿ ñîöèàëüíî-íåîáõîäèìûì íàâûêàì è ñîöèàëüíîé ïîääåðæêå. Èìèòèðóÿ, ðåáåíîê ïîäàåò íàì ñèãíàë ãîòîâíîñòè ê óñâîåíèþ íàâûêîâ, ôîðìàëüíûõ äåéñòâèé, êîòîðûå ïîñòåïåííî íàïîëíÿþòñÿ ñîöèàëüíî-çíà÷èìûì ñîäåðæàíèåì.

Àóòè÷íûå äåòè è èõ ðîäèòåëè îêàçûâàþòñÿ â çàìêíóòîì êðóãå: ðåáåíîê íå èìèòèðóåò ïîðîé äàæå ñàìûõ ïðîñòûõ, îáû÷íûõ äåéñòâèé, ìàìà íå ïîëó÷àåò ñèãíàëà ãîòîâíîñòè, íàâûê íå ðàçâèâàåòñÿ. Êîãäà ðîäèòåëè ñïîõâàòûâàþòñÿ è íà÷èíàþò ñðî÷íî ó÷èòü ðåáåíêà òîìó, ÷òî åãî ðîâåñíèêè óæå äàâíî îñâîèëè (åñòü ëîæêîé, ïîëüçîâàòüñÿ ãîðøêîì, íàäåâàòü íîñêè), èõ âîëåâûå äåéñòâèÿ, êàê ïðàâèëî, âûçûâàþò ó ðåáåíêà àêòèâíîå íåïðèÿòèå: âî-ïåðâûõ, ó íåãî îòñóòñòâóåò ìîòèâ (ñòàíäàðòíàÿ ñèñòåìà ïîîùðåíèé/íàêàçàíèé ñ òàêèì ðåáåíêîì íå ðàáîòàåò); âî-âòîðûõ, îí õî÷åò êàê ìîæíî ñêîðåå âåðíóòüñÿ ê çàíÿòèþ, ïðèíîñÿùåìó åìó ãëóáîêîå óäîâëåòâîðåíèå – íàïðèìåð, îòêðûâàòü è çàêðûâàòü ÿùèêè ïèñüìåííîãî ñòîëà èëè øêàôà, õëîïàòü äâåðüìè, â ñîòûé ðàç ðàññìàòðèâàòü êàðòèíêè â ëþáèìîé êíèæêå.

Ðå÷ü è îáùåíèå

Ðå÷ü ó àóòèñòîâ ïîÿâëÿåòñÿ, êàê ïðàâèëî, ïîçæå îáû÷íûõ ñðîêîâ, íî äåëî äàæå íå ñòîëüêî â ñðîêàõ, ñêîëüêî â åå ñïåöèôèêå. Ïåðâûì ñëîâîì àóòè÷íîãî ðåáåíêà, êàê ïðàâèëî, áûâàåò íå «ìàìà», «ïàïà», èëè «äàé» (òðàäèöèîííàÿ òðèàäà íåéðîòèïè÷íîãî ðåáåíêà), à, íàïðèìåð, «ãàçîíîêîñèëêà», òî åñòü íàçâàíèå îáúåêòà, êîòîðûé ïî êàêèì-òî ïðè÷èíàì ïðîèçâåë îñîáåííîå âïå÷àòëåíèå, è ÷àùå âñåãî ýòî ïðåäìåò íåæèâîé (â ñêîáêàõ çàìåòèì, ÷òî ðàçëè÷àòü æèâîå è íåæèâîå àóòèñòû ó÷àòñÿ ïîçæå íåéðîòèïèêîâ). Êîãäà ìàëåíüêèé àóòèñò ïåðåõîäèò îò îòäåëüíûõ ñëîâ ê ïðåäëîæåíèÿì, îíè òîæå íîñÿò ñêîðåå íàçûâíîé õàðàêòåð. Ðåáåíêó íðàâèòñÿ ïîâòîðÿòü íàçâàíèÿ, êóñêè òåêñòà èç ñòèõîâ èëè ðåêëàìû, ÷àñòî îí íå ïîíèìàåò ñìûñëà ïðîèçíîñèìûõ ïðåäëîæåíèé. Çíàÿ íóæíûå ñëîâà, îí íå ìîæåò îáðàòèòüñÿ ñ ïðîñüáîé è íå âñåãäà ïîíèìàåò ïðîñüáû, îáðàùåííûå ê íåìó. Âñòðå÷àÿ íîâîãî ÷åëîâåêà, îí äîëãî ðàññìàòðèâàåò åãî âíåøíîñòü è â ýòî âðåìÿ ñîâåðøåííî íå âîñïðèíèìàåò îáðàùåííûå ê íåìó ñëîâà. Ìàëåíüêèé àóòèñò íå óìååò îáùàòüñÿ â äèàëîãå. Íå çàäàåò âîïðîñîâ ñàì, íå ìîæåò îòâåòèòü íà âîïðîñ, ïîâòîðÿÿ åãî çà ñîáåñåäíèêîì. «Êàê òåáÿ çîâóò?» – «Êàê òåáÿ çîâóò?» – «Òû íå ïîâòîðÿé, òû îòâå÷àé!» — «Òû íå ïîâòîðÿé, òû îòâå÷àé!» è òàê äàëåå. Òàêîå ÿâëåíèå íàçûâàåòñÿ ýõîëàëèåé. Ðåáåíîê íå óïîòðåáëÿåò ìåñòîèìåíèå «ÿ», ãîâîðÿ î ñåáå «íå õî÷åøü åõàòü íà òðàìâàå» èëè «îí áóäåò ñìîòðåòü ìóëüòèê». Ðå÷ü, êàê ïðàâèëî, ðàçâèâàåòñÿ, è ýõîëàëèÿ ìîæåò ïðîéòè ê 4–5, èíîãäà ê 7–8 ãîäàì, íî ìîæåò çàäåðæàòüñÿ âñåðüåç è íàäîëãî. Êàê ýòî íè ïå÷àëüíî, íî ÷àñòü àóòèñòîâ òàê è íå îñâàèâàåò óñòíóþ ðå÷ü, õîòÿ ñî âðåìåíåì ó÷èòñÿ ïîëüçîâàòüñÿ àëüòåðíàòèâíûìè ìåòîäàìè êîììóíèêàöèè.

Ýõîëàëèÿ — íåêîíòðîëèðóåìîå àâòîìàòè÷åñêîå ïîâòîðåíèå ñëîâ, óñëûøàííûõ â ÷óæîé ðå÷è. Ðå÷ü ïî-íàñòîÿùåìó íå àíàëèçèðóåòñÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ å¸ çíà÷åíèÿ, îíà òîëüêî õðàíèòñÿ â ïàìÿòè è âïîñëåäñòâèè ðåïðîäóöèðóåòñÿ. Ýõîëàëèÿ õàðàêòåðíà äëÿ äåòåé è âçðîñëûõ, ñòðàäàþùèõ ðàçëè÷íûìè ïñèõè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè, íî âñòðå÷àåòñÿ è ó íîðìàëüíî ðàçâèâàþùèõñÿ äåòåé êàê îäèí èç ðàííèõ ýòàïîâ ñòàíîâëåíèÿ ðå÷è. Îòëè÷èå ìåæäó íåéðîòèïè÷íûìè äåòüìè è äåòüìè ñ àóòèçìîì ñîñòîèò â òîì, ÷òî â ïîñëåäíåé ãðóïïå ýõîëàëèÿ ñîõðàíÿåòñÿ â òå÷åíèå ìåñÿöåâ è äàæå ëåò.

Êîãäà äèàãíîç ïîñòàâëåí

×òî ìîãóò ñäåëàòü ðîäèòåëè äëÿ ñâîåãî ðåáåíêà, ïîëó÷èâøåãî äèàãíîç «ðàííèé äåòñêèé àóòèçì»? ×òî ïðîèñõîäèò ñ àóòè÷íûì ðåáåíêîì ïî ìåðå âçðîñëåíèÿ? Êàê îáùåñòâó îòíîñèòüñÿ ê àóòèñòàì è àóòèçìó?

Ïðè äîëæíîì ðîäèòåëüñêîì âíèìàíèè àóòè÷íûå äåòè íå ñòîÿò íà ìåñòå; îíè ðàçâèâàþòñÿ èëè, êàê ãîâîðÿò âðà÷è, «äàþò ïîëîæèòåëüíóþ äèíàìèêó». Ñóùåñòâóåò öåëûé ðÿä ìåòîäîâ âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ, ðàçðàáîòàííûõ öåëåíàïðàâëåííî äëÿ àóòè÷íûõ äåòåé, è çäåñü ÷ðåçâû÷àéíî ìíîãî çàâèñèò îò êâàëèôèêàöèè ñïåöèàëèñòîâ, êîòîðûå áóäóò ñ ðåáåíêîì ðàáîòàòü, è ãîòîâíîñòè ðîäèòåëåé ê ñàìîîòâåðæåííîìó òðóäó ïî ðåàáèëèòàöèè ðåáåíêà.

Îáñëåäîâàíèÿ è ïðåïàðàòû

Ðîäèòåëÿì ìàëåíüêîãî àóòèñòà íå èçáåæàòü âèçèòà ê ïñèõèàòðó. Ïðåäïèñàíèÿ ñïåöèàëèñòà, êàê ïðàâèëî, âêëþ÷àþò ñòàíäàðòíûé íàáîð: ïðèåì ìåäèêàìåíòîâ (ñðåäè êîòîðûõ îáû÷íî ïðèñóòñòâóåò íîîòðîïíûé ïðåïàðàò äëÿ ñòèìóëÿöèè ìîçãîâîé äåÿòåëüíîñòè è íåéðîëåïòèê â êà÷åñòâå êîððåêòîðà ïîâåäåíèÿ) è çàíÿòèÿ ñ ëîãîïåäîì, äåôåêòîëîãîì è ïñèõîëîãîì. Ê ñîæàëåíèþ, íå âñåãäà ðîäèòåëè ïîíèìàþò, ÷òî ïðîïèñàííûå ëåêàðñòâà íå ÿâëÿþòñÿ â ïîëíîì ñìûñëå ñëîâà ëå÷åíèåì. Òàáëåòîê îò àóòèçìà íå ñóùåñòâóåò. Íåéðîëåïòèêè, àíòèäåïðåññàíòû, è ïðî÷èå ïñèõîòðîïíûå ïðåïàðàòû êóïèðóþò òàêèå ñèìïòîìû, êàê èçëèøíÿÿ âîçáóäèìîñòü, ãèïåðàêòèâíîñòü, àãðåññèâíîñòü, íî íå èçëå÷èâàþò îò íèõ. Ïðè ýòîì âñå ïðåïàðàòû äàííîãî ïëàíà îáëàäàþò íåãàòèâíûìè ïîáî÷íûìè ýôôåêòàìè. Ïñèõèàòð ìîæåò íàçíà÷èòü èññëåäîâàíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà, ñîñóäîâ øåè è ãîëîâû (ýëåêòðîýíöåôàëîãðàììó, äîïïëåðîãðàôèþ, êîìïüþòåðíóþ òîìîãðàôèþ).

Ñåíñîðíûå ïåðåãðóçêè è ñåíñîðíàÿ èíòåãðàöèÿ

Íè ïñèõèàòðû, íè íåâðîëîãè, êàê ïðàâèëî, íå îáñóæäàþò ñ ðîäèòåëÿìè âî âñåõ ïîäðîáíîñòÿõ , õîòÿ îíî ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç ãëàâíûõ ñîñòàâëÿþùèõ àóòèñòè÷åñêîãî ðàññòðîéñòâà. Ñèãíàë, âîñïðèíèìàåìûé ðåáåíêîì ñ íîðìàëüíûì ñëóõîì, çðåíèåì, òàêòèëüíîé ôóíêöèåé, íåâåðíî ïðåîáðàçóåòñÿ ïî õîäó ïåðåäà÷è åãî â ìîçã è ïîñòóïàåò â èñêàæåííîì âèäå: ïðèêîñíîâåíèå îïðåäåëåííîãî òèïà òêàíè ê òåëó ìîæåò âûçûâàòü áîëåâîå îùóùåíèå, è íàîáîðîò, óäàð èëè áîëåçíåííûé äëÿ îáû÷íîãî ÷åëîâåêà óêóñ íàñåêîìîãî íå ïðè÷èíÿòü áîëè.  ñóïåðìàðêåòå, â ïàðêå àòòðàêöèîíîâ èëè íà ïðàçäíèêå, êîãäà ìíîãî øóìà, äâèæåíèÿ, ÿðêîãî îñâåùåíèÿ è êðàñî÷íûõ îáúåêòîâ, ó àóòèñòà ìîæåò âîçíèêíóòü ñîñòîÿíèå ñåíñîðíîé ïåðåãðóçêè, êîòîðîå íåðåäêî âûëèâàåòñÿ â èñòåðèêó. Îäíàêî äëÿ òàêèõ äåòåé õàðàêòåðíî è ÷óâñòâî ñåíñîðíîãî ãîëîäà: ïîòðåáíîñòü â îïðåäåëåííûõ îùóùåíèÿõ çàñòàâëÿåò èõ âîñïðîèçâîäèòü îäíè è òå æå äâèæåíèÿ èëè çâóêè. Ðîäèòåëÿì è îêðóæàþùèì ëþäÿì î÷åíü âàæíî ïîíèìàòü ýòó îñîáåííîñòü ìàëåíüêèõ àóòèñòîâ, à òàêæå èìåòü â âèäó, ÷òî ñóùåñòâóåò òàêîé âèä êîððåêöèîííîé òåðàïèè, êàê ñåíñîðíàÿ èíòåãðàöèÿ.

Ýôôåêòèâíàÿ ðåàáèëèòàöèÿ

Ðåàáèëèòàöèÿ àóòè÷íûõ äåòåé – ýòî ïîëå ïîñòîÿííûõ äèñêóññèé, â êîòîðûõ ïðèíèìàþò ó÷àñòèå ðîäèòåëè è ñïåöèàëèñòû ñ î÷åíü ðàçíûìè òî÷êàìè çðåíèÿ, ïîðîé íåïðèìèðèìûå îïïîíåíòû. Âîò, íàïðèìåð, òåðàïèÿ ïîä íàçâàíèåì Ïðèêëàäíîé Àíàëèç Ïîâåäåíèÿ (äðóãèå íàçâàíèÿ: Ïðèêëàäíîé Ïîâåäåí÷åñêèé Àíàëèç, áèõåâèîðàëüíàÿ òåðàïèÿ), â îðèãèíàëå Applied Behaviour Analysis èëè ñîêðàùåííî – ÀÂÀ.  àíãëîÿçû÷íîì ìèðå ÀÂÀ ñ÷èòàåòñÿ çîëîòûì ñòàíäàðòîì êîððåêöèè àóòèñòîâ, ó íàñ æå ïðèõîäèòñÿ ïðåîäîëåâàòü ñîâåðøåííî îøèáî÷íóþ òî÷êó çðåíèÿ íà ýòó òåðàïèþ êàê íà âèä äðåññóðû. Òàêîå ìíåíèå ìîæåò ñëîæèòüñÿ ëèøü ïðè î÷åíü ïîâåðõíîñòíîì îçíàêîìëåíèè ñ ýòîé ìåòîäèêîé. Î÷åíü íåïðîñòî, âî ìíîãîì ñòàðàíèÿìè ðîäèòåëåé-àêòèâèñòîâ, ïðîáèâàåò ñåáå äîðîãó ÀÂÀ â Ðîññèè. Îäíàêî åñëè 10 ëåò íàçàä ðîäèòåëè, ÷èòàâøèå àíãëîÿçû÷íûå èíòåðíåò-ðåñóðñû, ïîñâÿùåííûå àóòèçìó (à ðóññêèõ òîãäà ïðàêòè÷åñêè íå áûëî), ìîãëè òîëüêî ìå÷òàòü î ïîäîáíîì ñåðâèñå äëÿ ñâîåãî ðåáåíêà, òî ñåé÷àñ, ïî êðàéíåé ìåðå, â Ìîñêâå, ýòî ñòàëî ðåàëüíîñòüþ.

ABA-òåðàïèÿ (Applied Behavioral Analysis) — ïðèêëàäíîé àíàëèç ïîâåäåíèÿ èëè ìåòîä Ëîâààñà) — ñèñòåìà ëå÷åíèÿ ðàññòðîéñòâà àóòèñòè÷åñêîãî ñïåêòðà, âïåðâûå ïðèìåíåííàÿ äîêòîðîì Èâàðîì Ëîâààñîì íà ôàêóëüòåòå ïñèõîëîãèè Êàëèôîðíèéñêîãî óíèâåðñèòåòà â 1987 ãîäó. Èäåÿ ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ñîöèàëüíûå ïîâåäåí÷åñêèå íàâûêè ìîãóò áûòü ïðèâèòû äàæå äåòÿì ñ òÿæ¸ëîé ôîðìîé àóòèçìà ñ ïîìîùüþ ñèñòåìû ïîîùðåíèé è ïîñëåäñòâèé. ABA-òåðàïèÿ ñàìàÿ õîðîøî èçó÷åííàÿ ñèñòåìà ëå÷åíèÿ ðàññòðîéñòâ àóòèñòè÷åñêîãî ñïåêòðà.

Âûáîð ñïåöèàëèñòà

Ïîìèìî óïîìÿíóòûõ óæå ABA è ñåíñîðíîé èíòåãðàöèè ñóùåñòâóþò è äðóãèå âèäû êîððåêöèîííûõ òåðàïèé: ýðãîòåðàïèÿ, àðò-òåðàïèÿ, èãðîâàÿ òåðàïèÿ, ðàçëè÷íûå âèäû ïñèõîòåðàïèè. Âñå îíè ìîãóò ïîìî÷ü àóòè÷íîìó ðåáåíêó ïðåîäîëåòü åãî îãðàíè÷åíèÿ. Î÷åíü âàæíî âûáðàòü òî, ÷òî ïîäîéäåò èìåííî âàøåìó ðåáåíêó, è ñàìîå ãëàâíîå, ýòî âûáîð ñïåöèàëèñòà, êîòîðûé ñìîæåò íàëàäèòü êîíòàêò ñ ìàëåíüêèì àóòèñòîì, âçÿòü åãî çà ðóêó è ïîâåñòè âïåðåä. Âîò íåñêîëüêî ñîâåòîâ, êàê ýòî ñäåëàòü:

— Îáðàòèòå âíèìàíèå, êàê ñïåöèàëèñò ñëóøàåò âàñ, äàåò ëè âàì îòâåòèòü íà âîïðîñû, êîòîðûå ñàì çàäàåò èëè ïåðåáèâàåò, íå äîñëóøàâ, îòâå÷àåò ëè íà âàøè âîïðîñû òî÷íî è îïðåäåëåííî.

— Ôîðìóëèðóåò ëè ñïåöèàëèñò êîíêðåòíûå öåëè? Åñëè íåò, òî ïðîñèò ëè âàñ èõ ñôîðìóëèðîâàòü äëÿ òîãî, ÷òîáû ðàáîòàòü íàä íèìè? Åñëè îí íàçûâàåò â êà÷åñòâå öåëè «èçëå÷åíèå îò àóòèçìà», ëèáî çàÿâëÿåò ÷òî-òî âðîäå «íó, ïîèãðàåì, ïîðèñóåì ñ íèì, à òàì âèäíî áóäåò», òî, ñêîðåå âñåãî, âàì íóæåí äðóãîé ñïåöèàëèñò.

— Åñëè ó íåãî íåò ãîòîâîãî ïëàíà äåéñòâèé, ñîáèðàåòñÿ ëè îí ïðåäúÿâèòü åãî, ñêàæåì, ÷åðåç 2–3 îçíàêîìèòåëüíûõ çàíÿòèÿ?

— Íðàâèòñÿ ëè ýòîò ÷åëîâåê âàøåìó ðåáåíêó? Ïðîôåññèîíàë, ðàáîòàþùèé ñ àóòè÷íûìè äåòüìè, êàê ïðàâèëî, âëàäååò àðñåíàëîì ñðåäñòâ, ïîçâîëÿþùèõ åìó çàâëàäåòü âíèìàíèåì ðåáåíêà, íàëàäèòü ñ íèì êîíòàêò.

Íåñêîëüêî âàæíûõ ñîâåòîâ

È åùå íåñêîëüêî âàæíûõ âåùåé, áåç êîòîðûõ ñòàòüÿ î äåòñêîì àóòèçìå äëÿ ðîäèòåëåé áóäåò íåïîëíîé.

Íå âåðüòå íè ñëèøêîì îïòèìèñòè÷íûì, íè ñëèøêîì ïåññèìèñòè÷íûì ïðîãíîçàì.

Îòíîñèòåñü ê àóòè÷íîìó ðåáåíêó íå êàê ê áåçíàäåæíîìó èíâàëèäó, íå êàê ê ñêðûòîìó ãåíèþ, êîòîðûé «âñåì åùå ïîêàæåò», è íå êàê ê èíîïëàíåòÿíèíó. Àóòèçì – ýòî âñå-òàêè çàáîëåâàíèå, è îíî íå ïîâîä íè äëÿ áåçäåéñòâèÿ, íè äëÿ ñòûäà, íè äëÿ ãîðäîñòè.

Íå ñëóøàéòå ñîâåòà «ïðîñòî ëþáèòü, ïðèíèìàòü òàêèì êàê åñòü, íå ìó÷àòü ðåáåíêà çàíÿòèÿìè è äèåòàìè». Çäåñü íåò äèëåììû: ëþáèòå è ïðèíèìàéòå ðåáåíêà, áîðèòåñü ñ åãî çàáîëåâàíèåì.

Ïîñòàðàéòåñü íà÷àòü ðåàáèëèòàöèþ ðåáåíêà êàê ìîæíî ðàíüøå, îò ýòîãî áóäåò çàâèñåòü ðåçóëüòàò. Âûñîêà âåðîÿòíîñòü òîãî, ÷òî ìàëåíüêèé àóòèñò íå ñòàíåò ïîëíîñòüþ íåéðîòèïè÷íûì âçðîñëûì (õîòÿ è ýòî íå èñêëþ÷åíî), íî áóäóùåå êà÷åñòâî åãî æèçíè, åãî ñïîñîáíîñòü ïîëó÷àòü óäîâîëüñòâèå îò îñìûñëåííîé è ïîëåçíîé äåÿòåëüíîñòè, áûòü ñàìîñòîÿòåëüíûì, ðàçäåëÿòü ðàäîñòü ñ äðóãèìè ëþäüìè âî ìíîãîì çàâèñèò îò âàøèõ ñåãîäíÿøíèõ óñèëèé.

Íå èùèòå «òàáëåòêó îò àóòèçìà», íå ðàññ÷èòûâàéòå íà êîðîòêèé è ëåãêèé ïóòü.

Âåäèòå äíåâíèê. Çàïèñûâàéòå âñå, ÷òî âû äåëàåòå ñ ðåáåíêîì, ôèêñèðóéòå âñå èçìåíåíèÿ.

Ñòàðàéòåñü âñåãäà èìåòü ïëàí êîíêðåòíûõ äåéñòâèé íà áëèæàéøóþ ïåðñïåêòèâó.

Ïîñòàðàéòåñü íå äóìàòü, ÷òî âàì òÿæåëåå âñåõ. Èìåííî çäåñü òàèòñÿ îïàñíîñòü âïàñòü â óíûíèå, à òî è â ãîðäûíþ, ïîòåðÿòü äðóçåé.

Îáùàéòåñü ñ ðîäèòåëÿìè îñîáûõ äåòåé, îáìåíèâàéòåñü èíôîðìàöèåé è îïûòîì. Âñòóïàéòå â ðîäèòåëüñêèå ñîîáùåñòâà, ÷èòàéòå èíòåðíåò-ðåñóðñû ïî àóòèçìó.

Ïðèíèìàéòå ïîìîùü, îñîáåííî åñëè âû òîëüêî â íà÷àëå ïóòè. Ñî âðåìåíåì âû ñìîæåòå ïîìîãàòü äðóãèì.

Âàøå çäîðîâüå è äóøåâíûå ñèëû – ãëàâíûé ðåñóðñ âàøåãî ðåáåíêà. Ïîñòàðàéòåñü çàáîòèòüñÿ î ñåáå.

È, íàêîíåö, èìåéòå â âèäó, ÷òî ó òåõ, êòî äàåò âàì ñîâåòû (âêëþ÷àÿ è àâòîðà ýòîé ñòàòüè), íå âñåãäà ïîëó÷àåòñÿ â òî÷íîñòè ñëåäîâàòü èì, íî îòíåñòèñü ê ýòîìó ñòîèò ñ þìîðîì è äîëæíûì ñìèðåíèåì.

Èñòî÷íèê

Источник