Какие продукты мусульманам харам

Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.
В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:
«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)
Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).
Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.
В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:
«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)
Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:
«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)
«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)
По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.
Что такое мертвечина?
Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)
В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.
Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.
Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.
Можно ли есть морепродукты?
Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).
Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)
Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.
Запрещённые в исламе ингредиенты
Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.
Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.
Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.
В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.
Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:
1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).
2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).
3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).
4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).
5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).
6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).
Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).
7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.
8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.
Догматы, обряды и пищевые предписания ислама формировались на протяжении 1400 лет.
Ключевым понятием у мусульман, которое относится и к продуктам питания, является «дозволенность», то есть верующему допустимо употреблять любую пищу, которая не запрещена Священным писанием (Кораном), жизнеописанием Пророка Сунна и другими общепризнанными мусульманскими суждениями.
Чего нельзя есть мусульманам – запрещенные продукты в исламе
Запрет на пищевые продукты в исламе включен в понятие «харам» (араб. – запретное).
В группу строго запрещенных продуктов в исламе входят:
- Свинина и мясо осла – эти животные считаются «грязными», «нечистыми» для мусульман.
- Кровь животных и птиц.
- Мертвечина – животные, умершие от пожара, утопления, поражения электрическим током, а также растерзанные хищником.
- Мясо животного, которое заколото не по правилам шариата – окровавленное животное, либо убитое без упоминания имени Аллаха.
- Мясо жертвенного животного, которое не было доедено в трапезу, связанную по времени с жертвоприношением.
- Внутренние органы животных – почки, сердце, селезенка и другие.
- Мясо хищных птиц – сокола, коршуна.
- Мясо рептилий – змей, жаб.
- Рыба, которая лишена чешуи – осетровые, угорь и другие.
- Мясо, к которому прикоснулся иноверец.
- Спиртные напитки.
Употребление запретной пищи мусульманином не считается грехом в случае использования продуктов во время нужды (голод, жажда, болезнь или смерть), если нет возможности питаться допустимыми исламом продуктами.
Верующий может поесть немного запретной еды для поддержания своего здоровья и самочувствия, пока не найдет возможность отведать разрешенные продукты.
Разрешенные продукты и блюда в рационе мусульман
Дозволенные к употреблению продукты и блюда мусульмане объединили в категорию «халяль».
На мусульманском языке в категорию «халяль» входит пища, которая:
- Не запрещена Кораном.
- Не определена мусульманскими догмами как нежелательная.
- Не находится в области сомнительной пищи.
На заметку!
- Яйца, молочные продукты, выпечка, пряности мусульманам разрешены в любое время, кроме поста.
- Густой суп – любимое блюдо исповедующих ислам. После трудового дня в каждой семье принято подавать на стол горячий сытный суп. Для улучшения вкусовых качеств первого блюда мусульмане добавляют в него различные пряности – перец (черный, красный, белый, душистый), шафран, тмин, гвоздику, корицу, имбирь, лавровый лист, мускатный орех.
- Излюбленное для правоверного мусульманина, правильно забитое и приготовленное мясо – это баранина, говядина и конина. Его они едят с удовольствием. Мусульманам разрешается употреблять в пищу животных, которые забиты сознательно на убой или на охоте, так как при этом есть возможность максимально выжать кровь из зверя. А вот кровь в пищу употреблять нельзя.
- Верующие в ислам считают свое питание здоровым и правильным, так как оно одобрено самим Аллахом.
Отступление от религиозных канонов в питании
Исламская этика выделяет переходную зону между дозволенными и запрещенными поступками, действиями, пищевыми предписаниями. Эта категория называется «макрух».
Однако не нужно возводить данную степень продуктов в группу дозволенных. Пища, которая входит в категорию «макрух», прямо не запрещена ясными Кораническими стихами или Сунной, поэтому употребление продуктов из этой группы не влечет за собой нарушение религиозных пищевых предписаний. Но и вкушать эту пищу добровольно нежелательно, дабы не разгневать Аллаха.
Нельзя упускать и тот факт, что разнообразие мира ислама (мусульманских стран и народов) вносит свои изменения в культуру питания.
Рассмотрим несколько примеров.
Как мы подчеркивали выше, к запрещенным продуктам в исламе относится мясо жертвенного животного, которое осталось после трапезы жертвоприношения. Однако мусульмане в Тунисе готовят особенное блюдо – сухую баранину («кадид»). Готовится оно из правой лопатки барана, в том числе и забитого во время жертвоприношения, которого режут на Праздник разговения (Ураза-байрам). Мясо солят, посыпают специями и оставляют сушиться. Готовый продукт едят только через три недели в день Нового года, который является народным праздником.
Арабы, закоренелые почитатели ислама, тоже иногда отступают от пищевых предписаний религии. Так, арабы-кочевники едят внутренние органы животных. К примеру, бараньи почки – их любимое блюдо, которым принято угощать гостей.
Меню в пост
Обязательные посты | Разрешенные продукты | Запрещенные продукты |
Рамадан |
|
|
Рекомендуемые посты | Разрешенные и запрещенные продукты |
| Полный отказ от воды и пищи |
Выполнение пищевых предписаний ислама является одной из главных задач в соблюдении религиозных традиций мусульман, чье питание строго регулируется общепризнанными канонами.
Преднамеренное нарушение пищевых запретов Шариата считается грехом и осуждается другими верующими. А отказ от пищи и питья во время поста очищает не только организм, но и одухотворяет постящегося на благие дела.
– Хазрат, хотелось бы еще раз уточнить, что в исламе является дозволенным (халяль) и недозволенным (харам)?
– Как различить халяль и харам, четко разъяснено в Коране. Есть продукты, которые мусульманам употреблять в пищу строго запрещено. В суре «Аль-маида» («Трапеза») эти продукты перечисляются: мертвечина, кровь, свинина и «то, над чем не было произнесено имя Аллаха», то есть животное, забитое без упоминания имени Всевышнего.
В первую очередь запрещена мертвечина. Если животное погибло естественной смертью, то употреблять мясо такого животного нельзя.
Второе – кровь. Нельзя есть кровь в сыром и вареном виде, и мясо, сваренное в крови, тоже харам. Даже если само мясо является халяльным.
В аптеках продаются плитки под названием «гематоген», его часто дают детям для повышения гемоглобина. Гематоген изготавливается из бычьей крови, поэтому не подходит для употребления мусульманами.
Третье – свинина. Надо помнить о том, что недозволенным являются не только мясо этого животного, но и все, что с ним связано, – желатин из его костей, одежда и обувь, произведенные из свиной кожи.
Четвертое – мясо животного, заколотого без упоминания имени Аллаха. Допустим, это курица. Если она была забита без произнесения «Бисмилла-хиррахман-иррахим, Аллаху акбар!», то душа ее отделяется от тела неправильно, и мясо такой курицы для нас становится недозволенным. То же самое при забое крупного рогатого скота, овец.
Пятое упомянутое в Коране недозволенное – хищные звери (волк, лиса, собака, кошка, медведь) и хищные птицы (сокол, ястреб).
– В условиях промышленного производства мяса одновременно забивается большое количество скота. Обязательно ли произнесение «Бисмиллах, Аллаху акбар» для каждого животного?
– Мы контролируем соблюдение правил в условиях промышленного забоя. Если мы видим, что у животного вытекает кровь, то это мясо пригодно для употребления. Обычно комбинат, желающий производить мясо согласно канонам шариата, обращается в наш комитет «Халяль», и мы выезжаем в предприятие для проверки условий производства и забоя скота, а также тех, кто непосредственно занимается забоем. По результатам проверки выносится решение – работать с этим предприятием или нет. Забойщики скота должны быть мусульманами, хазрат к ним едет, знакомится с ними, дает свое благословение.
– Что делать, если халяльная курица оказалась испорченной?
– Если курица, маркированная «халяль», имеет посторонние запахи, можете обращаться к нам. Но должна быть сохранена индивидуальная упаковка тушки и на ней должна стоять маркировка «халяль». Неприятный запах может идти из-за несоблюдения условий хранения. В этом случае за испорченную курицу мы не отвечаем, в первую очередь надо обращаться в администрацию магазина. А если они не примут возврат, проблема не будет решена, то в этом случае можно обратиться к нам – по адресу ул. Тукая, 3.
– Сейчас на полках магазинов большой выбор мясной продукции «халяль»: колбаса, копченое мясо, сосиски. Где и по какой технологии они изготавливаются, отдельно или же в том же цехе, что остальная продукция? Можно ли доверять такой продукции?
– Сегодня существует большое число предприятий, изготавливающих мясные полуфабрикаты и колбасные изделия. Среди них есть предприятия, где владельцы и сотрудники – мусульмане, они очень серьезно относятся к соблюдению всех норм при производстве. Под контролем и сырье, и добавки. Конечно, в России есть и такие предприятия, где производится не только халяль. В этом случае для производства халяльной мясной продукции выделяется отдельный цех. Мы следим за соблюдением условий производства халяльной продукции, проводим проверки.
– Если скот выращен в деревне, на экологически чистом корме, то можно его мясо считать дозволенным?
– Если этот скот забит без произнесения «Бисмиллах, Аллаху акбар», то это мясо не является халяль. Мы не знаем, кто его заколол и в каких условиях животное было заколото.
– Хазрат, что ожидает человека, который съел заведомо недозволенную (харам) пищу?
– Наш Пророк в одном из хадисов говорит: «Если верующий в Аллаха человек съест заведомо недозволенную пищу, то его молитвы не принимаются в течение 40 дней». Это очень важно. Если употребляешь харамную пищу, то могут быть не приняты не только молитвы, но и содеянные тобой благие дела. Нельзя также уговаривать других съесть мясо, только потому, что это не свинина, не зная, как животное было заколото и кем.
Харам и халяль относятся не только к еде. Эти понятия охватывают все наше существование. Какая у нас работа – дозволенная по шариату или нет? Имеем ли мы законную супругу или же поддерживаем отношения на стороне? Строить все стороны жизни в соответствии с канонами шариата обязательно для каждого мусульманина, это его долг.
– Если вернемся к теме продуктов питания, что скажете насчет сычужного фермента, который используется в производстве сыра?
– Если фермент изготовлен из забитого халяльным способом животного, то такой сыр употреблять можно. Но в большинстве случаев для получения сычужного фермента используется свинина. Поэтому советую мусульманам быть внимательными при выборе сыра. Необходимо удостовериться, что в нем применен фермент не “животного происхождения”, а “микробиального происхождения”.
– Хазрат, какой мармелад можно, а какой нельзя?
– Мармелад изготавливается из желатина. Он в большинстве случаев не халяль. Старайтесь брать мармелад или конфеты, приготовленные из агар-агара.
– Где можно найти список магазинов, признанных ДУМ РТ халяльными?
– Эту информацию можно посмотреть на нашем сайте https://halalrt.ru/ . Список постоянно пополняется.
– Является ли халяльным шоколад?
– Надо читать его состав. Если в составе есть алкоголь, то нет.
Ирек Зиганшин
– А разрешается ли мусульманам есть рыбу?
– Рыба – дозволенный продукт. Но если рыба выращена в хозяйствах искусственным способом, на корме из запрещенных мусульманам продуктов, то я бы не стал доверять такой рыбе и употреблять ее. Лучше брать рыбу, выросшую в естественных условиях.
– В магазинах продается маркированное «халяль» яйцо. Разве яйцо может быть харам?
– Это связано с питанием курицы. Если в рационе есть мясокостная мука, тогда получается, что эта курица питается курицей. Если курица росла на рыбной муке, то она считается халяль. И ее яйцо тоже.
– Кто должен забивать животное?
– Лучше, если это человек, соблюдающий пятикратный намаз. Но это не главное условие. Главное условие – чтобы он был мусульманином и был в здравом уме. И он должен забить скот со словами: «Бисмиллах, Аллаху акбар!»
– А молочные продукты? Они халяль?
– Откуда поступают молочные продукты, мы знаем. Есть специальные организации, которые проверяют, противоречат ли вещества, используемые в изготовлении тех или иных продуктов, предписаниям нашей религии, как они воздействуют на организм – положительно или вредят ему? Если продукт соответствует халяльным условиям, не подвергается воздействию других животных, то употреблять в пищу такой продукт можно.