Какие продукты к браге
Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.
Для самогона, который смело можно называть классическим, традиционно готовится брага из сахара и дрожжей, где пропорции давно определены, а их соблюдение дает отличный конечный продукт.
В приготовлении домашнего алкоголя есть множество плюсов:
- Первым делом отметим, что брага из сахара и дрожжей для самогона — это продукт экологически чистый и не содержит вредных добавок. Вот почему употребление самогона не вызывает отравления, да и похмелье намного мягче, чем от некоторых спиртных напитков, которые можно купить в магазине.
- Себестоимость самогона значительно ниже, чем водки, а значит – самогоноварение не так бьет по кошельку. А так или иначе без крепкого спиртного не обойтись. Без него и гостей не примешь, и за помощь в быту не расплатишься.
- Правильная брага в дальнейшем даст элитный продукт, который не стыдно будет наливать даже самым дорогим гостям.
Рассмотрим, какие пропорции имеет брага из сахара и дрожжей, а также какие еще ингредиенты и приборы понадобятся.
Подбор емкости и составляющих
В самогоноварении нет мелочей. Крепость конечного продукта зависит от многих факторов: выбора посуды, в которой будет проходить брожение, используемой воды, дрожжей и качества сахара.
Для сахарной браги важен выбор посуды для брожения, особенно показатели объема, материала изготовления и герметичности.
Кроме того, во многих случаях будет нужен гидрозатвор, обеспечивающий выход углекислоты, возникающей в процессе брожения и одновременно предотвращающий попадание кислорода в емкость, что может привести к скисанию бражки.
1.Объем емкости нужно подбирать с таким учетом, что бражкой необходимо заполнить максимум на ¾ объема. Иначе возникает риск того, что пена, которая неизменно возникает на поверхности, будет выбрасываться во время брожения.
2. Материалы для емкости могут быть разными:
- самый подходящий – стекло. Это могут быть бутыли большой емкости, как правило – начиная с 10 литров, ведь обычно приготовление сахарной браги начинается с 6 – 7 литров;
- также неплохим вариантом является использование различных чанов, изготовленных из пищевой нержавеющей стали;
- сегодня есть в продаже большой выбор пластиковых емкостей различного объема. Но обязательно убедитесь, что эта посуда предназначена для пищевых продуктов, о чем на таре обязательно должна быть отметка;
- в домашних условиях брагу для самогона из сахара часто ставят в алюминиевой посуде. Это может быть молочная фляга, кастрюля;
- подходящей можно считать и эмалированную посуду.
Важно! Используя эмалированную посуду, следите, чтобы на ней не было сколов, иначе брага, а с ней и готовый продукт могут приобрести неприятный металлический привкус. Кроме того повышается риск скисания.
Если вы планируете в дальнейшем сливать брагу из сахара, хорошо бы оснастить емкость краном для слива и поставить емкость на возвышение в полметра. Кроме того это улучшает теплообмен, поскольку бражка не будет тянуть холод от пола.
3. Чтобы брага для самогона из сахара с использованием дрожжей получилась идеальной, очень важен выбор сахара. Многие, особенно начинающие, самогонщики считают, что сахар можно применять любой и бывают очень разочарованы, когда в дальнейшем получают недобор крепости.
Наиболее часто это бывает почему-то при покупке сахара в крупных супермаркетах, где зачастую и продается фальсифицированный продукт. Мастера самогоноварения отлично понимают, что сахар нужен качественный, поэтому покупают его в проверенной сети, выбрав правильную марку и никогда не используют испорченный продукт.
Идеальная пропорция получения самогона крепостью 40° и выше: 1,1 литра из килограмма сахара.
4. Дрожжи не менее важны, чем качественный сахар. Лучшей получается сахарная брага на спиртовых дрожжах, хлебопекарские можно применять только в том случае, если других нет, поскольку они не обеспечивают должный выход высокоградусного спиртного.
Неплохой альтернативой могут стать сухие и здесь большинство склоняются к тому, что хороши для самогоноварения сафлевюр, которые можно купить повсеместно.
Они кроме того, что обеспечивают хороший выход самогона, еще и снижают образование пены во время брожения. Необходимо знать пропорции и перед тем, как сделать брагу, учитывать их. На каждый килограмм сахара берут 20 г сухих или 100 г спиртовых или прессованных.
5. Вода не менее важна, поскольку от нее во многом зависит, какой самогон вы получите. Лучшей считается родниковая, но можно также применять фильтрованную. Ни в коем случае не пытайтесь делать самогон из сахара и дрожжей с использованием обычной хлорированной воды. Так вы можете испортить бражку: она быстро прокиснет, да и конечный продукт будет испорчен.
Говоря о пропорциях, отметим, что на каждый килограмм сахара требуется 4 литра воды.
Классика рецептуры
Рассмотрим классическое приготовление браги из сахара и дрожжей, проверенное уже не одним поколением мастеров самогоноварения.
Данный рецепт рассчитан на получение 5,5 литров напитка крепостью 45° после второй перегонки с отбором «голов» и «хвостов». Понадобится:
- 5 кг хорошего сахара;
- 100 г сухих или 0,5 кг спиртовых прессованных дрожжей;
- 20 л. родниковой или очищенной воды.
В емкости, предназначенной для брожения, в теплой воде тщательно размешайте сахар. Чтобы убедиться в том, что вы взяли правильный сахар, и сможете выгнать хороший самогон, проверьте будущую бражку сахаромером. Этот довольно простой прибор, который несложно приобрести через интернет, показывает процент сахара в растворе.
Если показатели сахаромера в пределах от 18 до 22%, значит все в порядке, такая бражка должна дать хороший выход самогона.
Дрожжи разводят обязательно отдельно, хорошо теплой водой до 30°С, добавляют щепотку-другую сахара. Ждут, пока дрожжи поднимутся шапочкой и только после этого добавляют к суслу. И затем отправляют в теплое место.
Период брожения
Однозначно ответить, сколько бродит брага на сахаре, невозможно. Это зависит от множества факторов:
- температуры в месте созревания бражки;
- наличия или отсутствия дополнительного подогрева. Многие используют для повышения температуры аквариумные подогреватели, выставив их на 28°С.
- дополнительные подкормки. На вопрос, как ускорить брожение, у каждого свой ответ. Можно использовать химические подкормки, содержащие фосфор и азот. Есть и другие способы. Хорошего качества получается сахарная брага на винных дрожжах, к тому же и зреет она быстрее.
Учитывая все нюансы, можно однозначно сказать: созревание для браги из сахара составляет от одной до двух недель.
Определение готовности браги
Независимо от того, быстрая брага для самогона из сахара поставлена вами или обычная, необходимо уметь определять ее готовность. Внимательно нужно следить за процессом брожения, начиная с пятого дня. Показатели готовности:
- Бражка не булькает, не пенится, углекислый газ не выделяется. Чтобы не полагаться только на собственные ощущения, зажгите спичку над бражкой. Если она не потухнет, значит, брожение действительно прекратилось.
- Верхний слой посветлел, а дрожжи выпали на дно, в осадок.
- Для определения окончания созревания важно, сколько градусов в браге, что также можно проверить с помощью сахаромера. Если начальная концентрация сахара – около 20%, то когда бражка готова, этот показатель падает до нуля.
- В запахе и вкусе бражки явно чувствуется спирт, она становится горькой, без сладкого привкуса, который присутствует на первых этапах брожения.
Осветление браги — нужно ли и как делать?
Кроме знаний о том, как сделать брагу, нужно уметь ее еще и осветлить. Что, впрочем, делают не все, а некоторые и вообще считают этот процесс не только не нужным, но даже вредным, поскольку осветление предусматривает дальнейшее сливание браги с осадки.
При сливании некоторое количество спирта непременно останется в осадке, а значит – вы недополучите количество самогона.
Сторонники осветления же убеждены, что при этой процедуре предотвращают подгорание осадка в перегонном кубе, тем самым обеспечивая выход более чистого и приятного для питья спиртного напитка.
Выделить осадок помогают:
- нагрев до 55°С. При этом дрожжи гибнут и выпадают в осадок;
- охлаждение до температуры от +5 до -5°С на протяжении суток-двух;
- использование бентонита (белой глины). Достаточно всыпать в бражку несколько ложек глины, и через 12 часов, максимум – сутки, можно сливать с осадка.
Для снятия браги с осадка можно применять либо кран, вмонтированный в емкость для брожения несколько выше дна, либо длинную трубку, с помощью которой также снимается с осадка вино.
Перегонка браги на самогон
Теперь вы знаете, как поставить брагу на самогон, но этого еще недостаточно, чтобы получить качественный продукт, который можно ставить на стол.
Необходимо еще правильно провести процесс самогоноварения. Сделать это можно двумя способами: дистилляцией или ректификацией.
Применив ректификационную колонну, вы сразу получите качественный самогон (спирт), очищенный от вредных примесей. Использование браги для самогона из сахара и дрожжей не предусматривает наличие в конечном продукте какого-либо привкуса, поэтому ректификация – отличное решение.
Если вы используете обычный самогонный аппарат, то мастера рекомендуют двойную перегонку. Первая перегонка сахарной браги производится на высокой мощности, причем, до тех пор, пока процент спирта в струе дойдет до 5 – 6 градусов.
Для второй перегонки этот слабенький по крепости и богатый вредными веществами самогон желательно очистить одним из известных мастерам самогоноварения способом:
- Подсолнечным или любым другим растительным рафинированным маслом. Для этого на 1 литр полученного слабоалкогольного напитка до 20 градусов крепости (если крепость больше, лучше развести водой) добавляют масло из расчета 20 мл на литр жидкости. Трижды очень хорошо размешивают с интервалом в пару минут. Оставляют на сутки, затем осторожно сливают с помощью трубочки, следя, чтобы не был задет верхний, маслянистый, слой. (смотрите: инструкция по очистке самогона рафинированным маслом)
- Углем. Можно просто залить уголь самогоном и, выдержав сутки, аккуратно слить. Или использовать угольный фильтр. Уже на этом этапе большая часть сивушных масел останется в угле. (смотрите: каким углем лучше очищать самогон)
- Можно совместить два способа: вначале — растительным маслом, а затем углем.
Вторая перегонка требует очень медленного начала процесса. Обязательно убираются «головы» — не менее 150 мл, или из расчета – 50 мл из 1 кг сахара, то есть – 250 мл, исходя из 20 л браги. Тело гонят до получения необходимой крепости напитка. Хвосты собирают отдельно.
«Хвосты» желательно не выливать, а добавить к следующей браге, которую вы будете ставить. Это позволит получить лучший выход самогона при перегонке.
Ïðèâåòñòâóþ Âàñ äîðîãèå Àëêîáóøíèêè è âñåõ «ñî÷óâñòâóþùèõ» èì :)
Ñðàçó íåáîëüøîå âñòóïëåíèå îò àâòîðà:
ß íå ïðåòåíäóþ íà çâàíèå «ãóðó» ñàìîãîíîâàðåíèÿ è âîçìîæíî ìîè çíàíèÿ â îáëàñòè ïðèãîòîâëåíèÿ àëêîãîëÿ îøèáî÷íû, òàê æå, êàê çíàíèÿ ó ëþäåé â äðåâíîñòè äóìàþùèõ, ÷òî çåìëÿ ïëîñêàÿ.
Ïîýòîìó, ïðèâåòñòâóþ êîíñòðóêòèâíóþ êðèòèêó, îñîáåííî ñî ññûëêàìè, ðàñ÷åòàìè, äîâîäàìè èëè äðóãèìè àðãóìåíòàìè ïîäêðåïë¸ííûìè íàóêîé, ëîãèêîé è çäðàâûì ñìûñëîì.
Öåëü äàííîãî ïîñòà ðàñêðûòü îñíîâû ñàìîãîíîâàðåíèÿ äëÿ ëþäåé íèêîãäà íå ñòàëêèâàþùèõñÿ ñ ýòîé òåìîé, à íå ðàññóæäàòü, êàê ëó÷øå îòáèðàòü ãîëîâû è õâîñòû, ñêîëüêî íóæíî äåëàòü ïåðåãîíîê èëè ñ êàêîãî ìåòàëëà ëó÷øå àïïàðàò äëÿ ñàìîãîíîâàðåíèÿ…
Ïåðåä òåì êàê ïîãðóçèòñÿ â ïó÷èíó òåîðèè î äîìàøíåì ñàìîãîíîâàðåíèè è èçó÷åíèå äèñòèëëÿöèè è ðåêòèôèêàöèè è âñåãî, ÷òî ñ ýòèì ñâÿçàíî, äàâàéòå íåìíîãî ïîãîâîðèì î òåõ íàïèòêàõ, ÷òî ìû âèäèì íà ïðèëàâêàõ ìàãàçèíîâ.
Íà ïðèëàâêàõ ìàãàçèíîâ ìû âèäèì: âèñêè, êîíüÿê, áóðáîí, ðîì, êàëüâàäîñ, ÷à÷à, âîäêà, áðåíäè, òåêèëà, àáñåíò, äæèí, ñàìîãîí.
Äëÿ áîëüøèíñòâà ëþäåé ýòî: ïðîñòî íàçâàíèÿ êðåïêîãî àëêîãîëÿ, è ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî «öåíèòåëåé» ýòèõ íàïèòêîâ äóìàþò, ÷òî ïðîöåññ ïðîèçâîäñòâà êàæäîãî èç ïåðå÷èñëåííûõ íàïèòêîâ êàðäèíàëüíî îòëè÷àåòñÿ, äà è âîîáùå ñ÷èòàþò, ÷òî ïðîöåññ ïðîèçâîäñòâà ýòèõ íàïèòêîâ òàéíà çà 7-þ çàìêàìè!
×òî åùå çíàåò îáûâàòåëü îáî âñåõ ýòèõ íàïèòêàõ???
Îáû÷íî «ñðåäíåñòàòèñòè÷åñêèé öåíèòåëü» êðåïêîãî àëêîãîëÿ çíàåò, ÷òî ýòè íàïèòêè äåëÿòñÿ íà ñëåäóþùèå ãðóïïû:
— «Ýëèòíûé» àëêîãîëü èëè, êàê åãî åùå íàçûâàþò — «áëàãîðîäíûé àëêîãîëü» — âèñêè, êîíüÿê, áóðáîí, ðîì, êàëüâàäîñ, ÷à÷à, òåêèëà, àáñåíò, äæèí, áðåíäè.
Õîòÿ äëÿ íåêîòîðûõ öåíèòåëåé, ðîì ïîä «áîëüøèì» âîïðîñîì! Âåäü åãî ïèëè îáû÷íûå ìàòðîñû, íî ðàç ýòî çàìîðñêîå ïîéëî, òî äëÿ áîëüøèíñòâà îíî «ïðåìèóì êëàññà»!
— Àëêîãîëü äëÿ «ñðåäíåãî êëàññà». Àëêîãîëü äëÿ «ïàòðèîòîâ» è ïðîñòî áðóòàëüíûõ ëþäåé ýòî — âîäêà.
— íó è òðåòèé êëàññ íàïèòêîâ êîòîðûé â ïîñëåäíåå âðåìÿ ñòàë ñòðåìèòåëüíî íàáèðàòü ïîïóëÿðíîñòü, è ÿâëÿåòñÿ î÷åíü èíòåðåñíûì ïðîäóêòîì äëÿ ìàðêåòîëîãîâ ñàìîãîí.
Åñëè ïðî «áëàãîðîäíûå íàïèòêè» è âîäêó âñåì èçâåñòíî, ÷òî èõ ïðîèçâîäÿò íà ñïåöèàëüíûõ çàâîäàõ ïî ñòàðèííûì ðåöåïòàì, è êàæäûé íàïèòîê ïîëó÷àþò ïî óíèêàëüíîé òåõíîëîãèè, òî ïðî ñàìîãîí çíàþò òîëüêî òî, ÷òî åãî äåëàþò â äåðåâíå íà ñïåöèàëüíîì ñàìîãîííîì àïïàðàòå.
À åùå âñåì èçâåñòíî, ÷òî ñàìîãîíîâàðåíèå çàïðåùåíî!!!
Ïðî çàïðåò ñàìîãîíîâàðåíèÿ äîõîä÷èâî ðàññêàçàíî â êîðîòêîìåòðàæíîì ôèëüìå 1961ã. «Ñàìîãîíùèêè».
Ñðàçó âíåñåì ÿñíîñòü ïðî çàïðåò íà ñàìîãîíîâàðåíèå:
Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü, ãíàòü ñàìîãîí äëÿ ëè÷íîãî ïîòðåáëåíèÿ íå âîçáðàíÿåòñÿ!
À âîò ãíàòü ñ öåëüþ ñáûòà (ïðîäàæè) çàïðåùåíî!
Ýòî êàê ñ ïîìèäîðàìè íà äà÷å:
Äëÿ ñåáÿ âûðàùèâàé íà çäîðîâüå!
À åñëè òû ñîáåðåøüñÿ ïðîäàòü ïîìèäîðêè íå îôîðìèâ âñå íåîáõîäèìûå äîêóìåíòû è íå çàïëàòèâ íàëîãè, òî òû ïðåñòóïíèê!
Òàê, ÷òî ãíàòü ñàìîãîí íàñòîëüêî æå çàêîííî, êàê è âûðàùèâàòü ïîìèäîðêè (ïðè óñëîâèè, ÷òî ýòî òîëüêî äëÿ ëè÷íîãî óïîòðåáëåíèÿ, íó èëè áåçâîçìåçäíîãî äàðåíèÿ).
À òåïåðü äàâàéòå óçíàåì, êàê ïîÿâëÿåòñÿ ñàìîãîí.
Íà÷íó ñâîå ïîâåñòâîâàíèå â ëó÷øèõ òðàäèöèÿõ êèíåìàòîãðàôà — ñíà÷àëà ðàññêàæó êóñî÷åê ñ ôèíàëà, à ïîòîì íà÷íó ðàññêàç ñ ñàìîãî íà÷àëà .
È òàê, íà÷íåì….
Âèñêè, êîíüÿê, áóðáîí, ðîì, êàëüâàäîñ, ÷à÷à, áðåíäè, òåêèëà, àáñåíò, äæèí, ñàìîãîí ýòî ðîäñòâåííûå íàïèòêè.
Ïðîöåññ, à òî÷íåå òåõíîëîãèÿ ïðîèçâîäñòâà âñåõ ïåðå÷èñëåííûõ íàïèòêîâ îäèíàêîâàÿ.
 îñíîâå èçãîòîâëåíèÿ âñåõ ýòèõ íàïèòêîâ ëåæèò äèñòèëëÿöèÿ.
Äèñòèëëÿöèÿ ïðîöåññ èñïàðåíèÿ æèäêîñòè ñ ïîñëåäóþùåé êîíäåíñàöèåé è îõëàæäåíèåì ïàðà.
Äà, âñå òàê ïðîñòî: íàãðåëè æèäêîñòü îíà èñïàðèëàñü, ñêîíäåíñèðîâàëàñü, îñòûëà è ñíîâà ïðåâðàòèëàñü â æèäêîñòü.
À êàê äèñòèëëÿöèÿ ñâÿçàíà ñî âñåìè ýòèìè íàïèòêàìè, Ìû óçíàåì ïîçæå
À òåïåðü íå ñïåøà, íà÷íåì ñ ñàìîãî íà÷àëà…
Äëÿ íà÷àëà îïðåäåëèì îñíîâíûå ìîìåíòû:
ïðîñòî äèñòèëëèðîâàâ ïåðâóþ ïîïàâøóþñÿ æèäêîñòü àëêîãîëü íå ïîëó÷èòü!
Àëêîãîëü ìîæíî ïîëó÷èòü òîëüêî èç òîé æèäêîñòè â êîòîðîé îí (àëêîãîëü) ïðèñóòñòâóåò õîòÿ áû â íåáîëüøîì êîëè÷åñòâå!
Ýòó «ñïåöèàëüíóþ æèäêîñòü» â êîòîðîé ñîäåðæèòñÿ àëêîãîëü â íåáîëüøîì êîëè÷åñòâå — íàçûâàþò áðàãîé.
Áðàãà — àëêîãîëüíûé íàïèòîê ïîëó÷àåìûé ïðè ïîåäàíèè ñàõàðîñîäåðæàùèõ ïðîäóêòîâ äðîææàìè.
Ñàìàÿ ïðîñòàÿ áðàãà ýòî: âîäà + ñàõàð + äðîææè + âðåìÿ
Äà, äîðîãîé ÷èòàòåëü, òû ïðàâèëüíî ïîäóìàë:
Âî ïåðâûõ:
Ê ëþáîìó àëêîãîëþ ÷åëîâå÷åñòâî îáÿçàíî äðîææàì!!!
Ýòè áåçîáèäíûå êðîøêè, êîòîðûå äàþò íàì âêóñíåéøóþ ñäîáó è áëàãîäàðÿ êîòîðûì ïîÿâëÿåòñÿ âòîðîé ïîäáîðîäîê ó ëþáèòåëåé ñäîáû, ïðè÷àñòíû åùå è êî âñåìó àëêîãîëþ!
Ñåìåéñòâî äðîææåé î÷åíü áîëüøîå:
— õëåáîïåêàðíûå äðîææè (ïðîèçâîäñòâî õëåáà, ñäîáû, ïèðîæêîâ);
— âèííûå äðîæè (äðîææè äëÿ ïðîèçâîäñòâà âèíà);
— ïèâíûå äðîææè (äðîææè äëÿ ïðîèçâîäñòâà ïèâà);
— ñïèðòîâûå äðîææè (äðîææè äëÿ ïðîèçâîäñòâà áðàãè ñ ìàêñèìàëüíûì ñîäåðæàíèåì ñïèðòà (18-21%));
— åùå åñòü äèêèå äðîææè (ýòî ïðåäêè âñåõ ñîâðåìåííûõ äðîææåé);
Âî âòîðûõ:
 îñíîâå ïðîèçâîäñòâà àëêîãîëÿ ëåæèò «ïåðâûé çàêîí àëõèìèè» — ðàâíîöåííûé îáìåí.
Õî÷åøü àëêîãîëü — ïðåäëîæè, ÷òî òî ðàâíîöåííîå â çàìåí:
— Â ìàãàçèíå çà àëêîãîëü ïðîñÿò áóìàæêè (êîòîðûå ìû ïðèâûêëè íàçûâàòü äåíüãàìè);
— Äðîææè çà ïðîèçâîäñòâî àëêîãîëÿ «ïðîñÿò» ñàõàð.
Íå áóäåì âäàâàòüñÿ â ïîäðîáíîñòè, êàê äðîææè ïðåâðàùàþò(ïåðåðàáàòûâàþò) ñàõàð â àëêîãîëü è óãëåêèñëûé ãàç, è êàêàÿ èì îò ýòîãî âûãîäà.
Òàê æå íå áóäó âäàâàòüñÿ â ïîäðîáíîñòè, êàê ïðàâèëüíî ïîñòàâèòü áðàãó, ïîñêîëüêó îñíîâíîé íàø âîïðîñ, êàê èç áðàãè ñ ñîäåðæàíèåì àëêîãîëÿ 12% ïîëó÷àþò 40-80% àëêîãîëü???!!!
 îñíîâå ïðîöåññà ïðè÷àñòíîãî ê ïîÿâëåíèþ êðåïêîãî àëêîãîëÿ èç áðàãè, êîòîðûé â äàëüíåéøåì ìû áóäåì íàçûâàòü äèñòèëëÿöèåé, ëåæèò ïðîöåññ èñïàðåíèÿ æèäêîñòè.
Èñïàðåíèå ïðîöåññ ïåðåõîäà âåùåñòâà èç æèäêîãî ñîñòîÿíèÿ â ãàçîîáðàçíîå, òî åñòü ïðåâðàùåíèå æèäêîñòè â ïàð.
Êàê ìû çíàåì, à ìîæåò ýòî ñòàíåò äëÿ êîãî òî èç ÷èòàòåëåé îòêðîâåíèåì Ðàçíûå æèäêîñòè (âåùåñòâà) íà÷èíàþò êèïåòü (êàê è ñîáñòâåííî àêòèâíî èñïàðÿòüñÿ) ïðè ðàçíîé òåìïåðàòóðå.
Íàïðèìåð:
Âîäà — çàêèïàåò ïðè +100°Ñ;
Àçîò — çàêèïàåò ïðè -195,8°Ñ;
Ýòèëîâûé ñïèðò — çàêèïàåò ïðè +78°Ñ;
Òåïåðü, ïðèîáðåòÿ âñå íåîáõîäèìûå çíàíèÿ, òî åñòü óçíàâ ïðî äèñòèëëÿöèþ è èñïàðåíèå, ïðèñòóïàåì ê ðàññìîòðåíèþ àïïàðàòà äëÿ äèñòèëëÿöèè, îí æå ïî ñîâìåñòèòåëüñòâó — ñàìûé ïðîñòîé ñàìîãîííûé àïïàðàò.
Äèñòèëëÿòîð, îí æå ñàìîãîííûé àïïàðàò, ñîñòîèò èç:
— ïåðåãîííîãî êóáà;
-õîëîäèëüíèêà;
— ïðèåìíîé åìêîñòè;
Åñòü îäíî óñëîâèå äëÿ ðàáîòû äèñòèëëÿòîðà ïåðåãîííûé êóá è õîëîäèëüíèê äîëæíû áûòü ãåðìåòè÷íî ñîåäèíåíû ìåæäó ñîáîé.
Ñ êîíñòðóêöèåé äèñòèëëÿòîðà ðàçîáðàëèñü è ïîýòîìó íà÷èíàåì ðàçáèðàòüñÿ â òîì, êàê è ïî÷åìó ðàáîòàåò äèñòèëëÿòîð:
1. ïåðåãîííûé êóá çàëèâàåòñÿ áðàãà èëè ëþáàÿ ñïèðòîñîäåðæàùàÿ æèäêîñòü.
2.Ïîä ïåðåãîííûé êóá ïîìåùàþò èñòî÷íèê òåïëà (ïå÷êó, ñâå÷êó è ò.ä.). Ìîæíî è â ïåðåãîííûé êóá ïîìåñòèòü èñòî÷íèê òåïëà òàêîé èñòî÷íèê òåïëà íàçûâàåòñÿ òýí.
3. Ïðè íàãðåâàíèè ñ áðàãè (ñîñòîÿùåé èç âîäû, ñïèðòà) íà÷èíàåò àêòèâíî èñïàðÿòüñÿ æèäêîñòü ñ áîëåå íèçêîé òåìïåðàòóðîé êèïåíèÿ.  íàøåì ñëó÷àå àêòèâíåå èñïàðÿåòñÿ ýòèëîâûé ñïèðò ñ òåìïåðàòóðîé êèïåíèÿ 78°Ñ.
Ïîñêîëüêó â ïðîöåññå äèñòèëëÿöèè â ïåðåãîííîì êóáå îáðàçóåòñÿ âñå áîëüøå è áîëüøå ïàðîâ æèäêîñòè ñ áîëåå íèçêîé òåìïåðàòóðîé êèïåíèÿ, òî ðàíî èëè ïîçäíî îíè (ñïèðòîâûå ïàðû) ñàìè ñåáÿ âûòàëêèâàþò â õîëîäèëüíèê.
4. Ïîïàâ â õîëîäèëüíèê «ñïèðòîâîé ïàð», îõëàæäàòüñÿ è êîíäåíñèðîâàòüñÿ.
5. Êîíäåíñàò ñ õîëîäèëüíèêà ïîä ñèëîé òÿæåñòè ñòåêàåò â ïðèåìíóþ åìêîñòü.
Äëÿ òåõ, êòî åùå íå ïîíÿë: êîíäåíñàò ñïèðòîâûõ ïàðîâ ýòî è åñòü áîëåå êðåïêèé àëêîãîëü.
Òåïåðü ìû çíàåì óñòðîéñòâî è ïðèíöèï ðàáîòû ñàìîãî ïðîñòîãî ñàìîãîííîãî àïïàðàòà!
È â ïðîäîëæåíèå òåìû ñàìîãîíîâàðåíèÿ ïîãîâîðèì îá àïãðåéòå (óñîâåðøåíñòâîâàíèè) ñàìîãîííîãî àïïàðàòà è ïîâûøåíèè êà÷åñòâà ñàìîãîíà.
È ñðàçó ïîÿâëÿåòñÿ ñïðàâåäëèâûé âîïðîñ:
«Çà÷åì óñîâåðøåíñòâîâàòü ñàìîãîííûé àïïàðàò, åñëè îí è òàê ðàáîòàåò?
Ñîãëàñåí, àïïàðàò ðàáîòàåò, íî êà÷åñòâî ïîëó÷àåìîãî ñàìîãîíà íå ñàìîå ëó÷øåå…
È ñíîâà âîïðîñ:
«Ïî÷åìó íå ëó÷øåå? Âåäü ñïèðò èñïàðÿòñÿ ïðè +78, à âîäà ïðè +100!»
À âîò íà ýòîì ìîìåíòå è íà÷èíàåòñÿ «íàóêà î ñàìîãîíîâàðåíèè»!
Êîíå÷íî ìîæíî ïðîñòî ïåðåãîíÿòü áðàãó íà ïðîñòåéøåì ñàìîãîíîì àïïàðàòå è ïîëó÷àòü ñàìîãîí, êîòîðûé èìååò äîâîëüíî ñïåöèôè÷åñêèé çàïàõ…, à ìîæíî óçíàòü íåìíîãî áîëüøå è ïîñëå ïðèìåíèâ çíàíèÿ — ïîëó÷èòü áîëåå ïðèÿòíûé ïî îðãàíîëåïòè÷åñêèì ñâîéñòâàì íàïèòîê.
Îòâåò íà âîïðîñ:
Ïî÷åìó æå ïðè «ïðàâèëüíîé» ïåðåãîíêå íà «ïðàâèëüíîì» àïïàðàòå, âêóñ è çàïàõ áóäåò ëó÷øå?
Êðîåòñÿ â ñîñòàâå áðàãè, ñîñòàâ êîòîðîé âëèÿåò íà ñîñòàâ ñàìîãîíà.
Ïîÿâëåíèþ ñïèðòà â áðàãå ìû îáÿçàíû äðîææàì.
 òåîðèè äðîææè ïðîèçâîäÿò òîëüêî ýòèëîâûé ñïèðò, è áðàãà ñîñòîèò èç âîäû, ñïèðòà, äðîææåé.
Íî â æèçíè äðîææè ïðîèçâîäÿò íå òîëüêî ýòèëîâûé ñïèðò, à åùå: ìåòàíîë, èçîïðîïèëîâûé, èçîáóòèëîâûé, ãåïòèëîâûé ñïèðò è ïðî÷óþ êðàéíå âðåäíóþ ãàäîñòü. È ýòà âñÿ ãàäîñòü íàõîäèòñÿ â áðàãå âìåñòå ñ ýòèëîâûì ñïèðòîì.
Òåìïåðàòóðà êèïåíèÿ ó âñåõ íàçâàííûõ ñïèðòîâ è ïðî÷åé ãàäîñòè ðàçíàÿ (ìåòèëîâûé ïðè +64,5; ýòèëîâûé êèïèò ïðè +78Ñ; èçîáóòèëîâûé 84,4Ñ).
Ïðè íàãðåâàíèè áðàãè âñå ïåðå÷èñëåííûå ñïèðòû èñïàðÿþòñÿ íå îäíîâðåìåííî. Ñíà÷àëà èñïàðÿþòñÿ ëåãêîêèïÿùèå, è ïî ìåðå âûêèïàíèÿ ëåãêîêèïÿùèõ ôðàêöèé, òåìïåðàòóðà â ïåðåãîíîì êóáå ïîâûøàåòñÿ è íà÷èíàþò êèïåòü ôðàêöèè ñ áîëåå âûñîêîé òåìïåðàòóðîé êèïåíèÿ.
Çíàÿ, ÷òî ðàçíûå ôðàêöèè èñïàðÿþòñÿ ïðè ðàçíîé òåìïåðàòóðå ìû ìîæåì ðàçäåëèòü èõ, òî åñòü âíà÷àëå ìû ìîæåì îòîáðàòü â îäíó ïðèåìíóþ åìêîñòü òî, ÷òî èñïàðèëîñü â ïåðâóþ î÷åðåäü, à âî âòîðóþ ïðèåìíóþ åìêîñòü òî, ÷òî íà÷àëî èñïàðÿòüñÿ ïîòîì.
Ïîýòîìó «ïî íàóêå» ïåðåãîíêà ïðîèñõîäèò ïî ñëåäóþùèì îáðàçîì:
1. ñíà÷àëà îòáèðàþò «ãîëîâû» â îòäåëüíóþ åìêîñòü;
Ãîëîâû — ëåãêîêèïÿùèå ôðàêöèè êîòîðûå èñïàðÿþòñÿ ïåðâûìè. â èõ ÷èñëî âõîäèò ìåòàíîë, óêñóñíûé àëüäåãèä è ò.ä.
2. ñìåíèâ åìêîñòü îòáèðàåì òåëî;
Òåëî — ýòî è åñòü òîò ñàìûé ñàìîãîí, èç-çà êîòîðîãî è ïðîèñõîäèò âñÿ ïåðåãîíêà.
 èäåàëå â «òåëå» òîëüêî ýòèëîâûé ñïèðò.
Ïîñëå îòáîðà «òåëà» íà÷èíàþò èñïàðÿòüñÿ ôðàêöèè ñ áîëåå âûñîêîé òåìïåðàòóðîé êèïåíèÿ, ÷åì ó ýòèëîâîãî ñïèðòà (íàçîâåì èõ «õâîñòàìè»);
3. ñìåíèâ åùå ðàç åìêîñòü îòáèðàåì õâîñòû.
Õâîñòû — ôðàêöèè ñ áîëåå âûñîêîé òåìïåðàòóðîé êèïåíèÿ, ÷åì ó ýòèëîâîãî ñïèðòà. Ê ýòèì ôðàêöèÿì îòíîñèòñÿ: èçîïðîïèëîâûé, èçîáóòèëîâûé, ãåïòèëîâûé ñïèðò è ò.ä.
Êàê óæå ãîâîðèë, â æèçíè íå ïðîèñõîäèò âñå èäåàëüíî: òåëî, ãîëîâû, õâîñòû èìåþò ðàçíóþ òåìïåðàòóðó êèïåíèÿ, íî íà ïðàêòèêå îíè íå èñïàðÿþòñÿ ñòðîãî ïî î÷åðåäè. Êîíå÷íî «Õâîñòû» íå ëåçóò âïåðåä «Ãîëîâ», íî â «òåëî» ïîïàäàþò è «ãîëîâû» è «õâîñòû». Òî åñòü èñïàðåíèå íå ïðîèñõîäèò èäåàëüíî, êàê â êíèæêå, èñïàðÿþòñÿ âñå ôðàêöèè ñðàçó(ãîëîâû. òåëî, õâîñòû), âîò òîëüêî ïðè îïðåäåëåííîé òåìïåðàòóðå êàêàÿ òî ôðàêöèÿ èñïàðÿåòñÿ àêòèâíåé, íî îá ýòîì áîëåå ïîäðîáíî ïîãîâîðèì ïîçæå, à ñåé÷àñ ïîäâåäåì ïðîìåæóòî÷íûé èòîã:
Ïåðåãîíêà íà ïðîñòåðøåì ñàìîãîíîì àïïàðàòå ïîçâîëÿåò ïîëó÷èòü êðåïêèé àëêîãîëü.
È åñëè íå ïåðåãîíÿòü âñå â îäíó åìêîñòü, à ïðîâåñòè äðîáíóþ ïåðåãîíêó ( ïåðåãîíêà ñ ðàçäåëåíèåì íà ôðàêöèè), òî êà÷åñòâî ïîëó÷àåìîãî ñàìîãîíà çàìåòíî óëó÷øèòñÿ, è ïîâòîðíàÿ äðîáíàÿ ïåðåãîíêà ïîçâîëèò åùå óëó÷øèòü êà÷åñòâî ïîëó÷àåìîãî ñàìîãîíà.
Ðàçîáðàâøèñü ñ óñòðîéñòâîì ïðîñòåéøåãî ñàìîãîííîãî àïïàðàòà è îñíîâàìè ñàìîãîíîâàðåíèÿ, ïåðåõîäèì ê ðàññìîòðåíèþ óñîâåðøåíñòâîâàíèé ýòîãî àïïàðàòà.
Îäíèì èç ïðîñòåéøèõ è âîçìîæíî ïåðâûõ óñîâåðøåíñòâîâàíèé ñàìîãîííîãî àïïàðàòà ñòàë ñóõîïàðíèê (ïðèãóáíèê).
Ñóõîïàðíèê — ïðîìåæóòî÷íàÿ åìêîñòü ìåæäó ïåðåãîííûì êóáîì è õîëîäèëüíèêîì â êîòîðîé ñïèðòîâûå ïàðû ñíà÷àëà îõëàæäàþòñÿ, à ïîòîì ÷àñòü èç íèõ èñïàðÿåòñÿ çàíîâî è ïåðåìåùàåòñÿ â õîëîäèëüíèê.
Ïðèíöèï ðàáîòû ñóõîïàðíèêà «äî áåçîáðàçèÿ» ïðîñò:
1. Ñïèðòîâîé ïàð ñ ïåðåãîííîãî êóáà ïåðåìåùàåòñÿ â ñóõîïàðíèê;
2.  ñóõîïàðíèêå ñïèðòîâîé ïàð îõëàæäàåòñÿ ÷àñòè÷íî êîíäåíñèðóåòñÿ;
3. Èç-çà ïîñòîÿííî ïîñòóïàþùåãî â ñóõîïàðíèê òåïëà â âèäå ñïèðòîâûõ ïàðîâ èç ïåðåãîííîãî êóáà, ñêîíäåíñèðîâàíûå ïàðû ñíîâà çàêèïàþò è èñïàðÿþòñÿ, íî â ïåðâóþ î÷åðåäü èñïàðÿþòñÿ áîëåå ëåãêîêèïÿùèå ôðàêöèè, à íèçêîêèïÿùèå ôðàêöèè îñòàþòñÿ ñêîíäåíñèðîâàííûìè â ñóõîïàðíèêå.
Âîò è âåñü ïðèíöèï ðàáîòû ñóõîïàðíèêà.
 çàâåðøåíèè ïîñòà ïîäâåäåì èòîã:
-Òåïåðü ìû çíàåì êàê ïîëó÷àþò ñàìîãîí «âûñøåãî» êà÷åñòâà!
—À åùå, êàê è îáåùàë ðàñêðîþ «òàéíó» áëàãîðîäíûõ íàïèòêîâ!!!
«Òàéíà» èõ «áëàãîðîäíûõ íàïèòêîâ» çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî âñå ýòè íàïèòêè -äèñòèëëÿòû!
À åñëè ãîâîðèòü ïðîñòûì ÿçûêîì äèñòèëëÿò ýòî ñàìîãîí!
Îòëè÷èÿ â ïðîèçâîäñòâå âñåõ ýòèõ íàïèòêîâ êîíå÷íî åñòü:
— Äëÿ êàæäîãî íàïèòêà áðàãà ãîòîâèòüñÿ èç ðàçíîãî ñûðüÿ;
— Íåêîòîðûå íàïèòêè âûäåðæèâàþ áî÷êàõ;
— êàêèå òî íàïèòêè íàñòàèâàþò ñ òðàâàìè è ïîâòîðíî ïåðåãîíÿþò è ò.ä.
Íàïðèìåð:
— âèñêè ýòî ñàìîãîí, áðàãà êîòîðîãî ñäåëàíà íà ñîëîäå. À ïîñëå ïåðåãîíêè ïîëó÷åíû íàïèòîê âûäåðæàí â äóáîâûõ áî÷êàõ.
— áóðáîí ýòî ñàìîãîí èç áðàãè â îñíîâå êîòîðîé êóêóðóçà è ñîëîä.
— ó êîíüÿêà îñíîâîé áðàãè ñòàë âèíîãðàä…
— ó áðåíäè áðàãà èç ôðóêòîâ èëè ÿãîä.
— à ó òåêèëû áðàãà ñäåëàíà èç àãàâû.
È åùå, àãàâà ýòî íå êàêòóñ!
Îäèí èç áëèæàéøèõ ðîäñòâåííèêîâ àãàâû — àëîý è ëàíäûø.
— àáñåíò, ýòî äèñòèëëÿò êîòîðûé íàñòîÿëè íà òðàâàõ, ïîòîì ïåðåãíàëè è ñíîâà íàñòîÿëè íà òðàâàõ.
Òàê, ÷òî âñòðåòèâ ÷åëîâåêà, êîòîðûé áóäåò ãîâîðèòü: âèñêè, êîíüÿê, áðåíäè, áóðáîí…. (íóæíîå ïîä÷åðêíóòü) ýòî íàñòîÿùèå íàïèòêè, à ñàìîãîí — ôó….. ñìåëî ãîâîðèòå åìó, ÷òî îí äóðàê!
Õîòÿ ëó÷øå íå ãîâîðèòü!!! À òî îí íà÷àâ ñïîðèòü ñòàùàò Âàñ íà ñâîé óðîâåíü, à òàì çàäàâÿò îïûòîì!!!!
Íà ýòîì çàêàí÷èâàþ ïåðâóþ ÷àñòü.
Íàäåþñü, ÷òî âòîðóþ ÷àñòü áóäó ïèñàòü íå ñèëüíî äîëãî.
Âñåì êòî äî÷èòàë, ñïàñèáî çà âíèìàíèå!