Какие продукты используют в столовой

Какие продукты используют в столовой thumbnail

Список продуктов, которые можно есть в школьных столовых, будет уточнен. Об этом заявили в пресс-службе Роспотребнадзора. «Эта норма будет детализирована, то есть планируется

сформулировать требования, что можно приносить из дома: это продукты (не блюда), готовые к употреблению, не относящиеся к группе скоропортящихся — например, фрукты, сухофрукты, орехи и так далее,

и каким образом должна быть организована работа в общеобразовательной организации в таком случае», — отметили в ведомстве.

Ведомство разработало новые санитарные правила для российских школ и разместило документ для обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В документе, в частности, содержится пункт «Не допускается использовать для организации питания детей принесенные из дома продукты и блюда».

Многие представители родительской общественности в штыки восприняли возможный запрет на домашнюю еду. Требования Роспотребнадзора к организации питания в детских образовательных учреждениях не столько наводят порядок, сколько «ограничивают традиции». Об этом заявил РИА «Новости» секретарь Национальной родительской ассоциации (НРА) Алексей Гусев.

Гусев отметил, что под запрет могут попасть и традиционные детские праздники, утренники, школьные «огоньки» с пирогами, Масленица с домашними блинами, мамин день. «Может быть, все-таки установить более конкретный контроль и рекомендации», — предложил он.

Однако запрещать школьникам обедать домашней едой в ведомстве не намерены. «Речь идет о приготовлении в школе блюд или еды из каких-либо принесенных продуктов. Этот пункт никак не затрагивает выбор родителями способа питания детей.

Безусловно, это право родителей — давать ребенку дополнительную еду или заменять рацион полностью. На эти случаи документ не распространяется», — подчеркнули в Роспотребнадзоре.

При этом, как отметили в ведомстве, запрет на готовку из домашних продуктов не является новшеством. «В действующей на сегодняшний день редакции регламентированы возможные формы организации питания — основное и дополнительное, сформулированы по тексту требования к ним. В соответствии с нормами права, если иные формы организации не регламентированы, соответственно, они не являются допустимыми. Это уточнение и дано в новой редакции документа», — заявили РИА «Новости» в Роспотребнадзоре.

Проект санитарных правил также устанавливает новые требования к приготовлению и хранению блюд. К примеру, вводится запрет на алюминиевые столовые приборы. В старой версии документа говорилось лишь о том, что предпочтение стоит отдавать ложкам и вилкам из нержавеющей стали. Зато по новым правилам разрешено использовать одноразовые тарелки.

«Впервые данный документ предусматривает возможность учета национальных и территориальных особенностей питания при построении цикличного меню, определяет обязательное включение в меню пищевых продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами, бифидо-бактериями, предусматривает использование исключительно йодированной соли. Внедрение данного документа позволит существенно снизить риски здоровью детей, обусловленных пищевым фактором, а также существенно повысить роль здоровьесберегающей функции питания», — говорится в сообщении.

Кроме того, вся соль, которую используют в школах, обязана быть йодированной. Также внедряются продукты, обогащенные витаминами и микроэлементами, бифидо-бактериями.

Что касается самих продуктов, то, к примеру, помидоры, огурцы, перцы, листовые овощи и зелень для салатов следует не только тщательно промыть, но и выдержать потом в 3% растворе уксусной кислоты или 10% растворе поваренной соли в течение десяти минут.

Прошлогодние овощи после 1 марта можно использовать только после термической обработки. Пропеченными или сваренными вкрутую должны быть и яйца, и творог (при этом толщина омлетов и запеканок не может превышать четырех см). А готовые бутерброды в буфете надо продавать, пока они еще свежие: то есть за час.

Под запрет попали пирожные и торты, кровяная и ливерная колбаса, заливные блюда (мясные и рыбные), форшмак из сельди, макароны по-флотски (с фаршем) и с рубленым яйцом, творог из непастеризованного молока, грибы, консервированные овощи и фрукты, паштеты, блинчики с мясом и с творогом, жареные во фритюре продукты. Нельзя давать детям квас, кумыс, газировку, горчицу, кетчуп, майонез. То же относится к жвачке и леденцам.

Источник

Вопрос: Какие продукты запрещено использовать в школах?

Ответ: В соответствии с приложением 7 к СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»

(утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45)

Установлен перечень продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации в организациях общественного питания образовательных учреждений:

ПЕРЕЧЕНЬ

  1. Пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности.
  2. Остатки пищи от предыдущего приема и пища, приготовленная накануне.
  3. Плодоовощная продукция с признаками порчи.
  4. Мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыба, сельскохозяйственная птица, не прошедшие ветеринарный контроль.
  5. Субпродукты, кроме печени, языка, сердца.
  6. Непотрошеная птица.
  7. Мясо диких животных.
  8. Яйца и мясо водоплавающих птиц.
  9. Яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, «тек», «бой», а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам.
  10. Консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, «хлопуши», банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток.
  11. Крупа, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями.
  12. Любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления.
  13. Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты).
  14. Зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы.
  15. Творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжная сметана без термической обработки.
  16. Простокваша-«самоквас».
  17. Грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные.
  18. Квас.
  19. Молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию.
  20. Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы.
  21. Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку.
  22. Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия.
  23. Пищевые продукты, не предусмотренные приложением N 9 к СанПиН 2.4.5.2409-08.
  24. Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы.
  25. Острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты.
  26. Кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь.
  27. Кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры.
  28. Ядро абрикосовой косточки, арахис.
  29. Газированные напитки.
  30. Молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров.
  31. Жевательная резинка.
  32. Кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%).
  33. Карамель, в том числе леденцовая.
  34. Закусочные консервы.
  35. Заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди.
  36. Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья.
  37. Окрошки и холодные супы.
  38. Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом.
  39. Яичница-глазунья.
  40. Паштеты и блинчики с мясом и с творогом.
  41. Первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.
Читайте также:  Какие продукты надо есть при поджелудочной железе

Вопрос. Возможно ли использование очищенных овощей от производителя, поступающих в индивидуальной упаковке, при организации питания обучающихся, воспитанников и студентов образовательных учреждений?

Ответ. Разъясняем:

по дошкольным организациям:

Согласно требованиям п.4.25 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»: «на пищеблок, работающий на полуфабрикатах, должны поступать мытые или очищенные овощи…, отвечающие гигиеническим требованиям безопасности и пищевой ценности на пищевые продукты для детей дошкольного возраста».

По общеобразовательным учреждениям:

Согласно требованиям Сан Пин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»:

  • п.8.3 «столовая образовательного учреждения, работающая на полуфабрикатах (доготовочная) должна получать полуфабрикаты высокой степени готовности, в том числе очищенные овощи, из которых в результате минимально необходимых технологических операций получают блюда и кулинарные изделия»;
  • кроме того, согласно п.14.3 «контроль за качеством и безопасностью питания обучающихся осуществляется юридическим лицом, обеспечивающим питание в образовательном учреждении».

Источник

Какие продукты используют в столовойОт того, насколько правильно будет организовано питание в школах, зависит не только здоровье, но и качество обучения детей.

В первую очередь, важно соблюдать режим питания учащихся. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей посещающих группу продленного дня должен быть организован дополнительно полдник.

При круглосуточном пребывании должен быть предусмотрен не менее, чем пяти кратный прием пищи. За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям дают стакан кисломолочного продукта (кефир, ряженка, йогурт и др.).

Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4-х часов.

Необходимо соблюдение правил личной гигиены всеми без исключения сотрудниками пищеблока.

К работе на пищеблок допускаются здоровые лица, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с действующими приказами и инструкциями, а также прослушавшие курс по гигиенической подготовке со сдачей зачета.

Контроль за соблюдением сроков прохождения (не реже одного раза в 3 месяца) медосмотров возлагается на медработника школы.

На каждого работника должна быть заведена личная медицинская книжка, в которую вносят результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума.

Персонал предприятия общественного питания обязан соблюдать следующие правила личной гигиены:

— приходить на работу в чистой одежде и обуви;

— оставлять верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в гардеробной;

— коротко стричь ногти;

— перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом, желательно дезинфицирующим;

— при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщить администрации и обратиться в медицинское учреждение для лечения;

Читайте также:  С какими продуктами не сочетаются препараты железа

— сообщать о всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника.

В пищеблоках школ категорически запрещается:

— при изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий носить ювелирные изделия, покрывать ногти лаком, застегивать спецодежду булавками;

— принимать пищу, курить на рабочем месте. Прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте.

Ежедневно перед началом смены медработник проводит у всех работающих осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе не допускаются, а переводятся на другую работу. Результаты осмотров заносятся в журнал установленной формы.

В каждом пищеблоке должна быть аптечка с набором медикаментов для оказания первой помощи.

Организация и рацион питания учащихся в общеобразовательных учреждениях подлежат обязательному согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий. В учреждениях интернатного типа питание обучающихся организуется в соответствии с режимом дня. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.

Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.

Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.

Не допускается присутствие обучающихся в производственных помещениях столовой. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.

##

в организациях общественного питания образовательных учреждений

1. Пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности.

2. Остатки пищи от предыдущего приема и пища, приготовленная накануне.

3. Плодоовощная продукция с признаками порчи.

4. Мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыба, сельскохозяйственная птица, не прошедшие ветеринарный контроль.

5. Субпродукты, кроме печени, языка, сердца.

6. Непотрошеная птица.

7. Мясо диких животных.

8. Яйца и мясо водоплавающих птиц.

9. Яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, «тек», «бой», а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам.

10. Консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, «хлопуши», банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток.

11. Крупа, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями.

12. Любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления.

13. Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты).

14. Зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы.

15. Творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану без термической обработки.

16. Простокваша -“самоквас”.

17. Грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные.

18. Квас.

19. Молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию.

20. Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы.

21. Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку.

22. Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия;

23. Пищевые продукты, не предусмотренные прил.№9

24. Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы.

25. Острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты.

26. Кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь.

27. Кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры.

28. Ядро абрикосовой косточки, арахис.

29. Газированные напитки.

30. Молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров.

31. Жевательная резинка.

32. Кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%).

33. Карамель, в том числе леденцовая.

34. Закусочные консервы.

35. Заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди.

36. Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья.

37. Окрошки и холодные супы.

38. Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом.

39. Яичница-глазунья.

40. Паштеты и блинчики с мясом и с творогом.

41. Первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.

При формировании рациона питания детей и подростков и приготовлении пищи должны соблюдаться основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:

  • соответствие энергетической ценности (калорийности) рациона возрастными физиологическими потребностями детей и подростков;
  • обеспечение в рационе определенного соотношения (сбалансированности) основных пищевых веществ в граммах;
  • восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов;
  • максимальное разнообразие рациона (разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки);
  • технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;
  • соблюдение оптимального режима питания и правильного распределения суточного рациона по отдельным приемам пищи в течение дня.
Читайте также:  Какие продукты не перевариваются у собак

В учреждении следует иметь примерное 2- недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и утвержденных норм, и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам и нормам.

Некоторые продукты, такие как хлеб, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи следует включать в меню ежедневно. Рыбу, яйцо, сыр, творог, сметану можно давать 2-3 раза в неделю. Следует избегать повторения одних и тех же блюд в течение дня и на протяжении нескольких дней.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п., с добавлением свежей зелени. Допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир) в качестве закуски. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

В полдник рекомендуется включать в меню напиток (молоко, кисломолочные продукты, кисели, соки) с булочными или кондитерскими изделиями без крема.

Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина, фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.

При отсутствии каких-либо продуктов следует подбирать им замену, равноценную по содержанию основных пищевых веществ, по таблице замены продуктов.

Нормы питания должны соответствовать нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. Для истощенных, ослабленных детей, а также для подростков, значительно превышающих нормы физического развития, по заключению врача может быть обеспечено дополнительное питание.

Во всех образовательных учреждениях, с пребыванием детей и подростков в них более 3-4 часов, организовывается горячее питание, а так же реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению, промышленного производства и кулинарных изделий для промежуточного питания учащихся) в достаточном ассортименте за наличный и безналичный расчет.

Для организации дополнительного питания детей и подростков (буфет) в продаже обязательно должны быть хлебобулочные изделия не менее 1-2-х наименований. Реализуются булочные изделия (в т.ч. сдобные), обогащенные витаминами, (витаминно-минеральными смесями).

Рекомендуется использовать в питании детей и подростков булочные изделия с отрубями и из цельного зерна.

Для продажи в столовых и буфетах образовательных учреждений, в составе дополнительного ассортимента пищевых продуктов для свободной продажи, можно рекомендовать сухие завтраки крупяные, обогащенные витаминами и минеральными веществами (массой до 50 г. в упаковке, кроме чипсов, обжаренных в масле), ограниченно можно включать воздушную кукурузу, сухарики простые без вкусоароматических добавок, кроме натуральных (укроп, чеснок, и т.д.).

В столовых и буфетах в образовательных учреждениях в ограниченном ассортименте могут реализовываться мучные кондитерские изделия (пряники, коврижки, кексы, рулеты, вафли и др. изделия, кроме кремовых) промышленного производства в индивидуальной порционной (массой до 100г) упаковке, а также мучные кондитерские изделия собственного производства массой до 100 г (кроме изделий с кремом).

Из готовых блюд и кулинарных изделий собственного приготовления рекомендуется для продажи в буфетах салаты и винегреты собственного приготовления (объемом порции от 30 до 200 г). Салаты заправляются непосредственно при реализации. Из горячих блюд рекомендуются сосиски, запеченные в тесте; сосиски отварные с гарниром; пицца школьная (50-1 ООг). Сосиски можно готовить непосредственно перед реализацией с использованием печей СВЧ. Можно подавать также горячие бутерброды (с сыром, колбасой вареной или полукопченой и т.д.). Горячие бутерброды готовятся непосредственно перед реализацией с использованием конвекционного нагрева или СВЧ-печей. Срок реализации указанных изделий 3 часа с момента приготовления с обязательным использованием охлаждаемых прилавков.

При организации льготного питания учащихся за счет бюджетных средств (или иных источников финансирования) предпочтительной является такая организация питания, при которой все учащиеся получают горячие завтраки (во вторую смену — полдники). При этом полноценными горячими завтраками в первую очередь должны обеспечиваться учащиеся начальных классов и дети из малообеспеченных и социально незащищенных семей.

Метки этой статьи

рассказать друзьям

Распечатать

Источник