Какие продукты харам для мусульман
Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.
В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:
«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)
Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).
Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.
В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:
«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)
Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:
«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)
«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)
По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.
Что такое мертвечина?
Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:
«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)
В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.
Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.
Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.
Можно ли есть морепродукты?
Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).
Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:
«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)
Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.
Запрещённые в исламе ингредиенты
Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.
Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.
Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.
В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.
Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:
1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).
2. Наземные существа без крови (муха, паук, скорпион и т.д.). Исключением выступает лишь саранча согласно хадису от Ибн Аби Авфа (р.а.): «Мы участвовали вместе с Посланником Всевышнего (с.г.в.) в 6 или 7 сражениях и вместе кушали её (саранчу)» (передал Абу Дауд).
3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).
4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).
5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).
6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).
Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).
7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.
8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 мая 2020;
проверки требуют 3 правки.
Пищевые запреты в исламе — пища, запрещённая к употреблению мусульманам. Коран указывает на запрет употребления крови, мяса животных, которые умерли своей смертью, были забиты не с именем Бога и нечистых животных: хищников, всеядных животных (свинины и др.) и т. д.
Общие принципы[править | править код]
В исламе в основе всего (что касается бытовых, нерелигиозных вопросов) заложена разрешённость. То есть всё разрешено, кроме того, что явно запрещено. Это основано на Коране и Сунне. Более тонкие моменты регулируются фетвами.
В Коране есть явный запрет на мясо животных, которые умерли своей смертью, кровь, свинину, мясо животных которые были забиты не с именем Бога (Аллаха). Запрещены также продукты, содержащие даже незначительное количество запретных веществ, например, созданные на основе свиного жира сыры. При производстве колбасной продукции свинина обычно заменяется курицей — филе или бедром без кости[1].
Халяльные кафе, рестораны и т. д., предлагающие клиентам халяльную еду, могут иметь сертификаты, подтверждающие халяльность продукции[1].
Здоровая пища[править | править код]
Здоровое питание считается важным в исламе, хотя это не обязательно может быть основано на западных стандартах. В то же время другие рекомендации им соответствуют: так некоторые мусульманские ученые считают избыточное питание грехом, ссылаясь на следующий аят Корана:
Аллах Единый — Тот, кто взрастил сады из виноградных лоз, растущих на подпорах и без подпор. Он взрастил финиковые пальмы и посевы, которые дают разнообразные плоды по цвету, вкусу, форме и запаху. Аллах взрастил также оливы, гранаты и другие плоды, схожие по некоторым качествам и различные по другим, хотя земля может быть одна и та же и орошается одной и той же водой. Ешьте из этих плодов, когда они созреют, и отдавайте должную милостыню после уборки урожая. Не вкушайте много, а будьте умеренны, чтобы не повредить себе и не обделить бедных. Аллах не любит расточительных и недоволен их неумеренными деяниями!
Оригинальный текст (ар.)
وَهُوَ الَّذِي أَنْشَأَ جَنَّاتٍ مَعْرُوشَاتٍ وَغَيْرَ مَعْرُوشَاتٍ وَالنَّخْلَ وَالزَّرْعَ مُخْتَلِفًا أُكُلُهُ وَالزَّيْتُونَ وَالرُّمَّانَ مُتَشَابِهًا وَغَيْرَ مُتَشَابِهٍ ۚ كُلُوا مِنْ ثَمَرِهِ إِذَا أَثْمَرَ وَآتُوا حَقَّهُ يَوْمَ حَصَادِهِ ۖ وَلَا تُسْرِفُوا ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
В современном мире халяльные продукты употребляются не только из религиозных, но и из диетических соображений: они пользуются все большей популярностью среди приверженцев здорового питания[2]. Всего доля халяльных (то есть одобренных мусульманскими обычаями) продуктов питания на мировом пищевом рынке составляет около 20 %, причем значительная их часть производится в регионах с незначительной долей исламского населения, в частности, в Латинской Америке.[3]
Запрещённые мясные продукты (харам)[править | править код]
Некоторые животные и способы убоя животных могут являться запрещёнными к употреблению. Такое мясо будет являться «нечистым». Для того, чтобы мясо могло считаться халяльным, бараны и бычки должны быть зарублены по всем правилам. Животное не может быть больным или беременным. Оно не должно умирать своей смертью и страдать при убое. Желательно, чтобы одно животное не видело, как убивают другое животное[1].
При забое халяльного скота нежелательно использовать электрический ток, так как разряд замораживает кровообращение и закупоривает сосуды, в результате чего запрещённая к употреблению кровь не сливается[1].
Мертвечина[править | править код]
В исламе есть запрет на употребление в пищу мертвечины. Согласно исламскому праву (фикх), животные, которые умирают в результате утопления, пожара, поражения электрическим током, травмы, являются мертвечиной. Разрешаются животные, которые забиты сознательно на убой или на охоте, так как при этом есть возможность максимально выжать кровь. Исключениями из этих правил являются морепродукты.
- Поистине, появятся среди моих последователей народы, которые сделают разрешённым спиртное, свинину, чистый шёлк и струнные инструменты[4].
Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Аллаха), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Все это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещенных продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный.
Оригинальный текст (ар.)
حُرِّمَتْ عَلَيْكُمُ الْمَيْتَةُ وَالدَّمُ وَلَحْمُ الْخِنْزِيرِ وَمَا أُهِلَّ لِغَيْرِ اللَّهِ بِهِ وَالْمُنْخَنِقَةُ وَالْمَوْقُوذَةُ وَالْمُتَرَدِّيَةُ وَالنَّطِيحَةُ وَمَا أَكَلَ السَّبُعُ إِلَّا مَا ذَكَّيْتُمْ وَمَا ذُبِحَ عَلَى النُّصُبِ وَأَنْ تَسْتَقْسِمُوا بِالْأَزْلَامِ ۚ ذَٰلِكُمْ فِسْقٌ ۗ الْيَوْمَ يَئِسَ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ دِينِكُمْ فَلَا تَخْشَوْهُمْ وَاخْشَوْنِ ۚ الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا ۚ فَمَنِ اضْطُرَّ فِي مَخْمَصَةٍ غَيْرَ مُتَجَانِفٍ لِإِثْمٍ ۙ فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ
Халяль и кашрут[править | править код]
Правила, аналогичные халялю, есть и в иудаизме (см. Кашрут). Иудеи также не едят свинину, пользуются строгими правилами забоя скота (более строгими, чем в исламе). Но в иудаизме есть специальный человек (шойхет), в функции которого входит убой и разделка в соответствии с правилами кашрута, а в исламе подобного человека нет. Существует только одно ограничение, которое есть в исламе, но его нет в иудаизме: ислам запрещает употребление всех спиртных напитков, а с точки зрения кашрута вино может быть кошерным, если оно изготовлено с использованием разрешённых продуктов. В исламе халяльным продуктом не может считаться даже мясо разрешённых животных, если животное было зарезано не по правилам ислама[5].
Примеры дозволенных и запретных животных[править | править код]
К однозначно запрещённым к употреблению животным относятся: букашка, блоха, ворона, вошь, гепард, жук-олень, жигалка осенняя, кошка, коршун, крот, куница, ласка, леопард, медведь, морская свинка, морской конек, мул, муравей, муха, мышь, обезьяна, орёл, осёл, павлин, падаль, паук, пчела, сапсан, свинья, собака, сова, сокол, скорпион, слон, таракан, удод, черепаха, шакал, шершень, ястреб и др. Ниже в таблице приведён список животных, правовой статус которых отличается в зависимости от правовой школы (мазхаба)[6]
Исключения[править | править код]
Мусульманам разрешено употреблять запретную пищу только в случае нужды, например если голод может стать причиной его смерти или болезни. В этом случае он может поесть минимальное количество запретной пищи, необходимое для выживания или поддержания своего здоровья до тех пор, пока он не найдёт разрешённую еду[10].
Примечания[править | править код]
Догматы, обряды и пищевые предписания ислама формировались на протяжении 1400 лет.
Ключевым понятием у мусульман, которое относится и к продуктам питания, является «дозволенность», то есть верующему допустимо употреблять любую пищу, которая не запрещена Священным писанием (Кораном), жизнеописанием Пророка Сунна и другими общепризнанными мусульманскими суждениями.
Чего нельзя есть мусульманам – запрещенные продукты в исламе
Запрет на пищевые продукты в исламе включен в понятие «харам» (араб. – запретное).
В группу строго запрещенных продуктов в исламе входят:
- Свинина и мясо осла – эти животные считаются «грязными», «нечистыми» для мусульман.
- Кровь животных и птиц.
- Мертвечина – животные, умершие от пожара, утопления, поражения электрическим током, а также растерзанные хищником.
- Мясо животного, которое заколото не по правилам шариата – окровавленное животное, либо убитое без упоминания имени Аллаха.
- Мясо жертвенного животного, которое не было доедено в трапезу, связанную по времени с жертвоприношением.
- Внутренние органы животных – почки, сердце, селезенка и другие.
- Мясо хищных птиц – сокола, коршуна.
- Мясо рептилий – змей, жаб.
- Рыба, которая лишена чешуи – осетровые, угорь и другие.
- Мясо, к которому прикоснулся иноверец.
- Спиртные напитки.
Употребление запретной пищи мусульманином не считается грехом в случае использования продуктов во время нужды (голод, жажда, болезнь или смерть), если нет возможности питаться допустимыми исламом продуктами.
Верующий может поесть немного запретной еды для поддержания своего здоровья и самочувствия, пока не найдет возможность отведать разрешенные продукты.
Разрешенные продукты и блюда в рационе мусульман
Дозволенные к употреблению продукты и блюда мусульмане объединили в категорию «халяль».
На мусульманском языке в категорию «халяль» входит пища, которая:
- Не запрещена Кораном.
- Не определена мусульманскими догмами как нежелательная.
- Не находится в области сомнительной пищи.
На заметку!
- Яйца, молочные продукты, выпечка, пряности мусульманам разрешены в любое время, кроме поста.
- Густой суп – любимое блюдо исповедующих ислам. После трудового дня в каждой семье принято подавать на стол горячий сытный суп. Для улучшения вкусовых качеств первого блюда мусульмане добавляют в него различные пряности – перец (черный, красный, белый, душистый), шафран, тмин, гвоздику, корицу, имбирь, лавровый лист, мускатный орех.
- Излюбленное для правоверного мусульманина, правильно забитое и приготовленное мясо – это баранина, говядина и конина. Его они едят с удовольствием. Мусульманам разрешается употреблять в пищу животных, которые забиты сознательно на убой или на охоте, так как при этом есть возможность максимально выжать кровь из зверя. А вот кровь в пищу употреблять нельзя.
- Верующие в ислам считают свое питание здоровым и правильным, так как оно одобрено самим Аллахом.
Отступление от религиозных канонов в питании
Исламская этика выделяет переходную зону между дозволенными и запрещенными поступками, действиями, пищевыми предписаниями. Эта категория называется «макрух».
Однако не нужно возводить данную степень продуктов в группу дозволенных. Пища, которая входит в категорию «макрух», прямо не запрещена ясными Кораническими стихами или Сунной, поэтому употребление продуктов из этой группы не влечет за собой нарушение религиозных пищевых предписаний. Но и вкушать эту пищу добровольно нежелательно, дабы не разгневать Аллаха.
Нельзя упускать и тот факт, что разнообразие мира ислама (мусульманских стран и народов) вносит свои изменения в культуру питания.
Рассмотрим несколько примеров.
Как мы подчеркивали выше, к запрещенным продуктам в исламе относится мясо жертвенного животного, которое осталось после трапезы жертвоприношения. Однако мусульмане в Тунисе готовят особенное блюдо – сухую баранину («кадид»). Готовится оно из правой лопатки барана, в том числе и забитого во время жертвоприношения, которого режут на Праздник разговения (Ураза-байрам). Мясо солят, посыпают специями и оставляют сушиться. Готовый продукт едят только через три недели в день Нового года, который является народным праздником.
Арабы, закоренелые почитатели ислама, тоже иногда отступают от пищевых предписаний религии. Так, арабы-кочевники едят внутренние органы животных. К примеру, бараньи почки – их любимое блюдо, которым принято угощать гостей.
Меню в пост
Обязательные посты | Разрешенные продукты | Запрещенные продукты |
Рамадан |
|
|
Рекомендуемые посты | Разрешенные и запрещенные продукты |
| Полный отказ от воды и пищи |
Выполнение пищевых предписаний ислама является одной из главных задач в соблюдении религиозных традиций мусульман, чье питание строго регулируется общепризнанными канонами.
Преднамеренное нарушение пищевых запретов Шариата считается грехом и осуждается другими верующими. А отказ от пищи и питья во время поста очищает не только организм, но и одухотворяет постящегося на благие дела.