Какие продукты должны быть в рационе ребенка
Каждая мама заботится о своем ребенке, и эта забота находит свое отражение во многих вещах. Например, в составлении грамотного и сбалансированного рациона.
Не секрет, что юный организм крайне нуждается в витаминах, минералах и других полезных веществах. Это залог того, что ваш ребенок вырастет большим и здоровым. Крепкий иммунитет и грамотное питание помогут противостоять вредному воздействию окружающей среды, активизировать умственную деятельность и, как следствие, с легкостью справляться со школьными нагрузками.
Для любящих мам мы составили список из 10 полезных продуктов, которые обязательно стоит включить в рацион вашего ребенка, чтобы он вырос здоровым и сильным.
1. Орехи и ореховая паста
Продукты, которые по своему ценному составу близки к орехам, можно пересчитать по пальцам одной руки. Орешки — это настоящий кладезь витаминов и минералов. Особенно много в них витамина Е, который повышает защитные силы организма и укрепляет иммунитет, а также кальция и железа, которые очень важны для того, чтобы организм рос крепким и сильным.
Этот продукт обязательно должен быть в рационе каждого школьника. Следует есть орехи и деткам помладше. Если ваш малыш уже знаком с фруктами, овощами и злаками, то вводить орехи в рацион можно и даже нужно. Вопрос состоит лишь в том, в каком виде, ведь орехи — это достаточно твердая пища.
Отличный выход — это ореховая паста. Ее следует добавлять в небольшом количестве в каши или пюре. Можно купить ореховую пасту в супермаркете, но лучше приготовить этот продукт в домашних условиях. Тем более, что это не так уж и сложно. Орехи нужно ровным слоем насыпать на противень и запекать в предварительно разогретой до 180 градусов духовке в течение 25 минут. После этого измельчите орешки в блендере, пока они не приобретут пастообразную консистенцию. Это случится примерно через 5-15 минут — все зависит от мощности вашего блендера. При желании в пасту можно добавить мед. Хранить ее следует не более 2 недель в закрытом виде в холодильнике.
2. Куриные яйца
Куриные яйца очень полезны для детей. В их составе можно найти 12 витаминов, которые необходимы организму для нормальной жизнедеятельности. Это, например, витамины А,D, Е, группы В. В большом количестве в яйцах содержатся и минералы: кальций, фосфор, йод, медь, железо, кобальт. В яичном желтке достаточно много жира, но это полиненасыщенные жирные кислоты, которые несут организму только пользу.
Куриное яйцо прекрасно усваивается организмом человека, поэтому этот продукт обязательно необходимо включить в рацион. Яйца станут отличным завтраком для ваших детей. Они заряжают организм энергией и бодростью и надолго обеспечивают чувство сытости. Из них можно приготовить большое количество вкусных блюд: яичницу, омлет, яичный пудинг.
3. Сливочное масло
Если вы следите за фигурой и пугаетесь при одном только упоминании слова «жиры», это вовсе не значит, что и вашему ребенку они полностью противопоказаны. Научно доказано, что ни в коем случае нельзя исключать насыщенные жиры и «правильный» холестерин из рациона детей до 2 лет — они играют важную роль в развитии детского мозга и нервной системы. Отдавайте предпочтение органическому маслу и по согласованию с педиатром вводите его в рацион, добавляя небольшое количество в детское питание. Конечно, речь идет о том моменте, когда ваш ребенок уже освоил однокомпонентные пюре.
Наши мамы и бабушки являлись носителями ценной информации о сливочном масле на интуитивном уровне. Нет, пожалуй, ни одного школьника прошлых лет, который бы не ел по утрам бутерброды со сливочным маслом. И в этом есть смысл. Жиры помогают надолго сохранить чувство сытости, лучше усвоить жирорастворимые витамины и делают пищу вкуснее. Результат — довольные школьники и хорошие оценки.
4. Фасоль и чечевица
Бобовые — это важный источник витаминов. Особое внимание при составлении рациона ребенка следует обратить на фасоль и чечевицу. Они содержат в своем составе много витаминов и минералов — железо, цинк, марганец — и другие полезные вещества, например, фолиевую кислоту. По содержанию белка фасоль и чечевица очень близки к мясным продуктам. Если вы хотите разнообразить рацион, но сохранить при этом его питательную ценность, то бобовые — это хорошая альтернатива.
Чтобы фасоль и чечевица готовились проще и быстрее, на ночь их следует замочить в воде. Утром бобовые нужно процедить и варить до мягкого состояния. Если вы готовите красную чечевицу, то ее можно не замачивать, так как она готовится достаточно быстро. Бобовые могут стать как самостоятельным гарниром, так и составным ингредиентом различных супов и овощных рагу.
5. Рыба
О полезных свойствах рыбы и ее важности для ребенка знают все. Рыба — это важный источник витаминов, минералов и других полезных веществ.
В ней содержатся полиненасыщенные жирные кислоты омега-3, которые отвечают за рост клеток, помогают укрепить кости и улучшить зрение, играют важную роль в развитии мозга и активизируют умственную деятельность, а также повышают защитные силы организма. Все эти важные свойства делают рыбу таким полезным и незаменимым продуктом в детском рационе.
6. Травы и пряности
Детский возраст — это вовсе не повод отказываться от трав и пряностей. Добавляйте их к блюдам, которые готовите для своих детей. Они помогут сделать блюдо вкуснее и интереснее, привнести разнообразие в привычное меню и насытить пищу дополнительными витаминами и минералами. Травы являются ценным источником витамина Е и укрепляют иммунитет, а пряности улучшают работу пищеварительной системы и положительно влияют на общий тонус организма.
Популярные и полезные сочетания: фруктовые пюре с корицей, цветная капуста с мускатным орехом, мясная подлива с тмином или орегано, овощи или курица с тимьяном, авокадо с кинзой, рыба с петрушкой и лимоном.
7. Тофу
Тофу — это, по сути, творог из соевого молока. Процесс его изготовления очень напоминает процесс изготовления сыра. Поэтому иногда тофу относят к сырам. Уже из определения понятно, что продукт этот очень полезен. В нем в большом количестве содержатся железо, цинк и очень много белка. Этот продукт обладает высокой энергетической ценностью. Не зря он составляет основу питания вегетарианцев. Все вышеперечисленные факты делают тофу продуктом, который идеально подходит для детей.
Тофу можно готовить различными способами. Выбирайте тот, который придется по душе вашему чаду: запекайте, варите, жарьте. Тофу может стать как самостоятельным и очень питательным перекусом, так и одним из ингредиентов вкусных десертов.
8. Пшеничный хлеб
Без хлеба ребенку никуда. Выбирайте для своего чада пшеничный хлеб или варианты с семечками и отрубями.
Некоторые родители считают, что много хлеба детям есть вредно, потому что в этом продукте содержится глютен и это может стать причиной развития целиакии — хронического заболевания кишечника и пищеварительной системы. Однако есть также исследования, которые доказывают, что полное исключение хлеба из рациона детей нецелесообразно, потому что оно, напротив, может увеличить риск развития этой болезни. Поэтому хлеб стоит включить в рацион ребенка, но в умеренных количествах, хотя в принципе ваше чадо больше чем нужно и не съест.
Хлеб можно также заменить на хлебцы и галеты из цельного зерна, а также на пшеничные хлопья. Последние станут идеальным завтраком в компании с нежирным молоком.
9. Натуральный йогурт
Йогурт — это не только вкусно, но и полезно. Все дети неравнодушны к этому продукту и уплетают его с большим удовольствием. А родители только рады, ведь в йогуртах содержится большое количество витаминов, кальция, а также других полезных веществ, которые помогают ребенку расти здоровым и умным.
Однако здесь важно уточнить, что йогурты, которые в большом изобилии представлены на полках супермаркетов, не совсем полезный продукт для вашего ребенка. Баночки с красителями и ароматизаторами содержат в своем составе слишком много сахара. Выбирайте для ребенка натуральные йогурты без добавок. Подсластить их можно с помощью натуральных лакомств — например, ягод и фруктов, меда, сиропов.
10. Красное мясо
Железо и цинк, которые в большом количестве содержатся в красном мясе, прекрасно усваиваются детским организмом. Красное мясо является уникальным источником полноценного белка, который крайне необходим для нормального роста и развития человека. Витамины группы В укрепляют иммунную систему, улучшают зрение и положительно влияют на пищеварение. Предпочтение стоит отдавать говядине — ней содержится оптимальное сочетание полезных веществ. К красному мясу также относятся свинина, баранина, конина, крольчатина.
Чтобы витамины и минералы, содержащиеся в красном мясе, еще лучше усваивались организмом малыша, сочетайте его с овощами и фруктами, богатыми витамином С. Это, например, томаты, болгарский перец, цитрусовые — вкусно, питательно и полезно.
Дети в возрасте от четырех лет уже достаточно взрослые, чтобы их питание включало довольно широкий ряд продуктов. При этом им необходимо получать определенный набор питательных веществ, витаминов и микроэлементов каждые 24 часа. В этой статье мы рассмотрим продукты, которые обязательно должны появляться в ежедневном меню ребенка.
Под «обязательными продуктами» на столе ребенка не имеется в виду жесткий перечень блюд. Речь идет об основных группах, и внутри каждой из них найдется хотя бы 3-5 продукта, которые подойдут вашему ребенку и которые можно чередовать по дням.
- Первый «этаж» — справедливая основа — это хлеб, крупы и макаронные изделия. Именно они насыщают организм ребенка необходимой энергией, то есть ценными «медленными» углеводами, а также клетчаткой.
- Второй «этаж» объединяет овощи и фрукты — главный источник витаминов, минералов и пищевых волокон.
- Третий «этаж» включает в себя белковые продукты, то есть молоко, яйца, мясо и рыбу.
- На вершине пирамиды находятся жиры, растительные масла и сладости. По сравнению с остальными продуктами, их количество очень скромное.
Разумеется, продукты из одной категории не могут быть заменены на другие, например, за счет большего объема. Ведь в питании и детей, и взрослых главную роль играет не калорийность, а питательно-витаминный состав пищи, который разнится в каждой группе.
Если в ежедневном меню ребенка нет хотя бы 1-2 представителей от каждого «этажа» в достаточном количестве, рацион необходимо дополнять приемом витаминно-минерального комплекса. Недостаток всего одного микроэлемента может негативно повлиять на работу всего организма и вызвать упадок сил, повысив уязвимость перед простудными заболеваниями. Однако дозы витаминов в выбранном комплексе должны быть приближены к суточной потребности, чтобы именно дополнять питание, а не превышать витаминно-минеральную норму.
Злаки и крупы
Нижний и самый широкий этаж пирамиды представляют продукты с легкоусвояемыми углеводами. Цельнозерновые крупы, такие как гречка, пшенка, перловка, овсянка, белый и коричневый рис, могут и должны входить в каждую трапезу ребенка.
Если же от каши надо отдохнуть, с ее «функцией» справятся цельнозерновой хлеб, а также макаронные изделия, поскольку в них есть ценные углеводы, но почти нет жира. Эти продукты чаще всего должны встречаться в детском меню еще и из-за богатства клетчаткой. Для примера рассмотрим всем известную овсянку. В одной тарелке утренней каши содержится около 4 г клетчатки, то есть треть суточной нормы для 7-летнего ребенка!
Фрукты и овощи
Очевидно, что овощи и фрукты поставляют львиную долю витаминов и минералов. Объем овощей на детском столе должен доходить до 3-5 блюд в день, а фруктов — до 2-4. Конечно, и то и другое лучше всего употреблять в сыром виде, например в салатах. Однако овощи сохраняют большинство витаминов, если также готовить их на пару. Огромную пользу приносят свежевыжатые фруктовые соки, но для малышей их стоит разбавлять в соотношении 1:1, так как большинство соков получаются слишком концентрированными для нежного детского желудка.
Рассмотрим один из самых доступных овощей — морковь: всего 2 штуки покрывают 70% витамина A от рекомендуемой суточной дозы. А крошечный фруктовый киви практически полностью насыщает организм нормой витамина C и содержит 2 г клетчатки. Стоит отметить, что в зимне-осенний период овощи и фрукты с магазинных прилавков содержат гораздо меньшее количество витаминов, по сравнению с урожайными сезонами. Для профилактики гиповитаминоза в это время целесообразен прием детских поливитаминных комплексов.
Мясо и молочные продукты
Этот уровень пирамиды включает себя, по большей части, продукты животного происхождения. Они жирнее растительных, поэтому и их «удельный вес» в детском меню меньше. Тем не менее, назвать их менее важными нельзя, ведь молоко, мясо и рыба содержат необходимые растущему организму белки вместе с другими витаминами и минералами. Предпочтение нужно отдавать нежирным сортам мяса (индейка, кролик, курица, говядина) и подавать их на стол минимум 1-2 раза в день.
Количество молока и кисломолочных продуктов может доходить до 400-600 мл в сутки (при нормальной переносимости лактозы), но с учетом присутствия в кашах, супах и т. д. В них есть полноценный животный белок, кальций, жирорастворимые витамины и минеральные вещества. Так, из стакана «живого» домашнего йогурта ребенок получит 5 г белка и 35 % рекомендуемой дневной нормы кальция.
Жиры и растительные масла
Детский рацион не может считаться полноценным без некоторого количества жира. Многие витамины (А, D, Е и К) не усваиваются нашим организмом без некоторого количества жира. Часть насыщенных жиров ребенок получает из молочных и мясных продуктов. Однако сливочные и растительные масла в небольшом количестве тоже должны быть включены в меню. Их следует добавлять в супы, каши и салаты. В целом же, на потребляемые жиры должно приходиться около 10% калорийности ежедневного рациона.
Что касается сахара, если ребенок ест фрукты в положенном объеме и пьет фруктово-ягодные компоты, потребность организма в нем уже можно считать восполненной.
ÐеÑеоÑениÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÑавилÑного ÑаÑиона и здоÑовой пиÑи Ð´Ð»Ñ Ñебенка — невозможно! Ðда — иÑÑоÑник ÑнеÑгии, Ð¾Ñ Ð½ÐµÐµÂ Ð·Ð°Ð²Ð¸ÑÐ¸Ñ Ð¸Ð¼Ð¼ÑниÑеÑ, здоÑовÑе и ÑазвиÑие Ñебенка. РгÑамоÑно ÑоÑÑавленное деÑÑкое Ð¼ÐµÐ½Ñ — залог ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð°! Ðаким должно бÑÑÑ Ð´ÐµÑÑкое пиÑание, как вÑбÑаÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñе пÑодÑкÑÑ Ð¸ накоÑмиÑÑ Ð½ÐµÑ Ð¾ÑÑÑ Ñ, ÑаÑÑÐºÐ°Ð¶ÐµÑ Ð²ÑаÑ-педиаÑÑ, мама Ð´Ð²Ð¾Ð¸Ñ Ð´ÐµÑей, Ðнна Шевелева.
ÐеÑки пеÑвого года жизни ÑадÑÑÑ Ð¼Ð°Ð¼ и пап Ñ Ð¾ÑоÑим аппеÑиÑом, пÑÑ Ð»Ñми ÑеÑками и ÑкладоÑками на Ñеле. Ðо, подÑаÑÑаÑ, они вÑÑÑгиваÑÑÑÑ, ÑÑановÑÑÑÑ Ñ ÑденÑкими и подвижнÑми непоÑедами, коÑоÑÑÑ Ð±ÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÑжело накоÑмиÑÑ Ð¸ надолго ÑдеÑжаÑÑ Ð·Ð° ÑÑолом. Ðда ÑаÑÑо оÑÑаеÑÑÑ Ð½Ð° ÑаÑелке, заÑÑавлÑÑ ÑодиÑелей и бабÑÑек (оÑобенно â бабÑÑек!) пеÑеживаÑÑ, ÑÑо лÑбимое Ñадо не наедаеÑÑÑ.
ЧаÑÑо возникаÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑÑ: ÑÑо делаÑÑ, еÑли Ñебенок мало еÑÑ? Ðе вÑедно ли ÑÑо Ð´Ð»Ñ Ð·Ð´Ð¾ÑовÑÑ Ñебенка? Ðак заÑÑавиÑÑ ÐµÐ³Ð¾ покÑÑаÑÑ? ÐавайÑе вмеÑÑе поиÑем оÑвеÑÑ Ð½Ð° ÑÑи вопÑоÑÑ.
Ðнна Шевелева
ÐÑакÑикÑÑÑий вÑаÑ-педиаÑÑ, мама 2 деÑей, авÑÐ¾Ñ Ð±Ð»Ð¾Ð³Ð°
ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñ Ñак важно накоÑмиÑÑ Ñебенка?
ÐÑпокон веков лÑди добÑвали пиÑÑ ÑÑжелÑм ÑÑÑдом; ее запаÑÑ Ð·Ð°Ð²Ð¸Ñели Ð¾Ñ ÑдаÑи на Ð¾Ñ Ð¾Ñе, климаÑа и пеÑемен Ð¿Ð¾Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ñи ÑбоÑе ÑÑожаÑ, войн, болезней.  ÐÑживали Ñе, Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ бÑло доÑÑаÑоÑно едÑ. ÐолноÑа и ÑпиÑанноÑÑÑ ÑÑиÑалиÑÑ Ñинонимом здоÑовÑÑ. Ðо ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ бабÑÑки ÑбежденÑ, ÑÑо ÑолÑÑÑй Ñебенок â ÑÑо здоÑовÑй Ñебенок.
Ðднако вÑе менÑеÑÑÑ. ÐÑоблемой нÑнеÑÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ð»ÐµÐ½Ð¸Ð¹ ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾ÑнÑÐ´Ñ Ð½Ðµ голод, а ожиÑение. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð´Ð¾Ð±ÑÑÑ Ð¿Ð¸ÑÑ, не нÑжно Ð¿Ð°Ñ Ð°ÑÑ Ð¸ ÑеÑÑÑ (Ð´Ð»Ñ ÑÑого еÑÑÑ ÐºÐ¾Ð¼Ð±Ð°Ð¹Ð½Ñ), доÑÑаÑоÑно зайÑи в ÑовÑеменнÑй ÑÑпеÑмаÑкеÑ, полки коÑоÑого ломÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÑазнообÑазнÑÑ Ð¿ÑодÑкÑов в кÑаÑоÑнÑÑ ÑÐ¿Ð°ÐºÐ¾Ð²ÐºÐ°Ñ .
РеалÑной пÑоблемой ÑвлÑеÑÑÑ Ñо, ÑÑо ÑовÑеменнÑе деÑи пеÑеедаÑÑ, полÑÑÐ°Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе калоÑий, Ñем им ÑÑебÑеÑÑÑ. Так пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑомÑ, ÑÑо Ð¶ÐµÐ»Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ¾ÑмиÑÑ Ñебенка пÑевÑÑÐ°ÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа в пиÑе.
Так, малоежки и Ð½ÐµÑ Ð¾ÑÑÑ Ð¸ могÑÑ Ð¾ÑказÑваÑÑÑÑ Ð¾Ñ ÐµÐ´Ñ, оÑÑавлÑÑ Ð½Ð° ÑÑоле поÑÑи полнÑÑ ÑаÑелкÑ, но набиÑаÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñе калоÑии Ñоками и пеÑенÑками, коÑоÑÑе им даÑÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ñебенок поел Ñ Ð¾ÑÑ ÑÑо-ÑÑо.
Так же ÑаÑÑой пÑиÑиной Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ð³Ð¾ аппеÑиÑа Ñ Ñебенка ÑлÑÐ¶Ð¸Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ð½Ð°Ñ Ð¿Ð¸Ñа. Так, в зимнем менÑ, ÑоÑÑоÑÑем из пелÑменей, ÐºÐ°Ñ Ð¸ макаÑон, ÑодеÑжиÑÑÑ Ð¼Ð°Ð»Ð¾ виÑаминов, минеÑалов, клеÑÑаÑки, коÑоÑÑе Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¾Ñенного пиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа.
ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð´Ð¸ÐµÑологи во вÑем миÑе изÑÑаÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñового пиÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑоÑÑавлÑÑÑ ÑекомендаÑии Ð´Ð»Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ Ð¸ деÑей, в коÑоÑÑÑ ÑказÑваÑÑ, какие пÑодÑкÑÑ Ð¸ в каком колиÑеÑÑве Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ Ð² ежедневном ÑаÑионе, а Ñего ÑледÑÐµÑ Ð¸Ð·Ð±ÐµÐ³Ð°ÑÑ.
Ðакие пÑодÑкÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñ ÑебенкÑ
Режедневном ÑаÑионе Ñебенка Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ Ð¿ÑедÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ñ ÑледÑÑÑие гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¿ÑодÑкÑов:
- Хлеб, каÑÑоÑелÑ, ÑиÑ, макаÑонÑ, злаковÑе каÑи, бананÑ. ÐÑи пÑодÑкÑÑ ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑником ÑнеÑгии, пиÑевÑÑ Ð²Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ¾Ð½, виÑаминов, минеÑалов. Ðдин пÑодÑÐºÑ Ð¸Ð· ÑÑой гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ бÑÑÑ Ð¿ÑедÑÑавлен в Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð²ÑÐµÑ Ð¾ÑновнÑÑ Ð¿Ñиемов едÑ. РпÑимеÑÑ, ÑоÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ каÑа на завÑÑак, каÑÑоÑÐµÐ»Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑÐ¸Ñ Ð½Ð° обед, макаÑÐ¾Ð½Ñ Ð½Ð° Ñжин.
- ÐвоÑи и ÑÑÑкÑÑ (за иÑклÑÑением каÑÑоÑÐµÐ»Ñ Ð¸ дÑÑÐ³Ð¸Ñ , ÑодеÑжаÑÐ¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ кÑÐ°Ñ Ð¼Ð°Ð»Ð°) â Ñвежие, ÑÑÑенÑе, замоÑоженнÑе. ЯвлÑÑÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑником виÑаминов, минеÑалов, ÑаÑÑиÑелÑнÑÑ Ð²Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ¾Ð½. Ðни Ñакже Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¿ÑиÑÑÑÑÑвоваÑÑ Ð² каждом оÑновном пÑиеме пиÑи. РекомендÑеÑÑÑ Ð´Ð°Ð²Ð°ÑÑ 5 ÑазнÑÑ Ð²ÐºÑÑов в денÑ, обÑем поÑÑии Ñавен ладоÑке Ñебенка.
- Ðолоко и киÑломолоÑнÑе пÑодÑкÑÑ (кеÑиÑ, йогÑÑÑ, ÑвоÑог и пÑоÑ.). ЯвлÑÑÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑником калÑÑиÑ, белка, виÑаминов, Ñинка. ÐоÑÑебноÑÑÑ Ð² молоке и молоÑнÑÑ Ð¿ÑодÑкÑÐ°Ñ â 500 мл в денÑ, Ð¸Ñ ÑекомендÑеÑÑÑ ÑазделÑÑÑ Ð½Ð° 2-3 пÑиема в ÑеÑение днÑ.
- ÐÑÑо, ÑÑба, ÑйÑа, бобовÑе, оÑÐµÑ Ð¸. ЯвлÑÑÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑником, белка, виÑаминов. ÐÑодÑкÑÑ ÑÑой гÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð½Ñжно даваÑÑ 2 Ñаза в денÑ. ÐиÑнÑÑ Ð¼Ð¾ÑÑкÑÑ ÑÑÐ±Ñ â 2 Ñаза в неделÑ, она ÑвлÑеÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑником незаменимÑÑ Ð¾Ð¼ÐµÐ³Ð° 3 и омега 6 жиÑнÑÑ ÐºÐ¸ÑлоÑ.
- РаÑÑиÑелÑнÑе маÑла в неболÑÑом колиÑеÑÑве Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ñ Ð´Ð»Ñ Ð·Ð´Ð¾Ñовой диеÑÑ, Ð¸Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ иÑполÑзоваÑÑ Ð¿Ñи пÑигоÑовлении пиÑи, иÑклÑÑÐ°Ñ Ð¿Ñи ÑÑом вÑеднÑе жиÑÑ Ð¶Ð¸Ð²Ð¾Ñного пÑоиÑÑ Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ.
- Ðода и дÑÑгие напиÑки. ÐаилÑÑÑими напиÑками Ð´Ð»Ñ Ñебенка ÑвлÑÑÑÑÑ Ð²Ð¾Ð´Ð° и молоко. ÐÐ¾Ð´Ñ ÑекомендÑеÑÑÑ Ð´Ð°Ð²Ð°ÑÑ Ð² пеÑеÑÑÐ²Ð°Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÐµÐ´Ð¾Ð¹, 6-8 Ñаз в денÑ. УпоÑÑебление дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñков, кÑоме водÑ, в пеÑеÑÑÐ²Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑнизиÑÑ Ð°Ð¿Ð¿ÐµÑÐ¸Ñ Ñебенка. Соки можно даваÑÑ Ð² неболÑÑом колиÑеÑÑве во вÑÐµÐ¼Ñ ÐµÐ´Ñ.
Ðакие пÑодÑкÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ пÑедлагаÑÑ Ð½Ð° пеÑекÑÑ ÑебенкÑ?
УдаÑнÑм ÑеÑением Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑекÑÑа могÑÑ ÑÑаÑÑ ÑÑÑкÑÑ, йогÑÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ ÑвоÑог, молоком Ñ Ð·ÐµÑновÑм Ñ Ð»ÐµÐ±Ð¾Ð¼, ÑендвиÑи Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð¾Ð¹ наÑинкой — лиÑÑами ÑалаÑа, кÑÑоÑками ÑйÑа, мÑÑа или ÑÑÑа.
ÐиÑломолоÑнÑе пÑодÑкÑÑ â йогÑÑÑÑ, ÑвоÑожки, ÑвоÑожнÑе деÑеÑÑÑ â ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¸Ð·Ð»ÑбленнÑми деÑÑми пÑодÑкÑами Ð´Ð»Ñ Ð¿ÐµÑекÑÑов. Ðни ÑвлÑÑÑÑÑ Ð¸ÑÑоÑником белка, калÑÑиÑ, виÑаминов, Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¾ÑмалÑной ÑабоÑÑ ÐºÐ¸ÑеÑника. Также они могÑÑ Ð±ÑÑÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑно обогаÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð¸Ñамина и дÑÑгими полезнÑми компоненÑами: виÑаминами Ð, Ð, Ð3, незаменимÑми и не ÑинÑезиÑÑемÑми оÑганизмом жиÑнÑми киÑлоÑами Ðмега-3, коÑоÑÑе Ð²Ð°Ð¶Ð½Ñ Ð´Ð»Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð´ÐµÑÑкого головного мозга и зÑениÑ, влиÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑÑойÑивоÑÑÑ Ðº ÑÑÑеÑÑам и ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð¸ в ÑÑебе, инÑÐµÐ»Ð»ÐµÐºÑ Ñебенка. ÐÑобенно акÑÑалÑÐ½Ñ Ð´Ð¾Ð±Ð°Ð²ÐºÐ¸ Ðмега-3 Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑок, коÑоÑÑе не лÑбÑÑ ÐµÑÑÑ ÑÑбÑ.
ÐежелаÑелÑно покÑпаÑÑ Ð´ÐµÑÑм йогÑÑÑÑ Ð¸ деÑеÑÑÑ, коÑоÑÑе ÑодеÑÐ¶Ð°Ñ Ð²ÑевозможнÑе Ñ Ð¸Ð¼Ð¸ÑеÑкие добавки â подÑлаÑÑиÑели, кÑаÑиÑели, ÑÑилиÑели вкÑÑа. Так как ÑÑи ÑоваÑÑ Ð½Ðµ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ Ð´ÐµÑкам, а пÑедназнаÑÐµÐ½Ñ Ð´Ð»Ñ Ð²Ð·ÑоÑлÑÑ .
Ðакие пÑодÑкÑÑ Ð¶ÐµÐ»Ð°ÑелÑно иÑклÑÑиÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ огÑаниÑиÑÑ
ÐÐµÐ»Ð°Ñ Ð»Ñбой Ñеной накоÑмиÑÑ Ñебенка, взÑоÑлÑе ÑаÑÑо даÑÑ Ð¿ÐµÑекÑÑÑ Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð¾ÑновнÑми пÑиемами пиÑи, не задÑмÑваÑÑÑ, ÑÑо они Ñак же ÑодеÑÐ¶Ð°Ñ ÐºÐ°Ð»Ð¾Ñии и могÑÑ Ð¿ÐµÑебиваÑÑ Ð°Ð¿Ð¿ÐµÑиÑ. ЧаÑÑо ÑÑо ÑÑановиÑÑÑ Ð¿ÑиÑиной, по коÑоÑой Ñебенок оÑказÑваеÑÑÑ ÐµÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½ÑÑ ÐµÐ´Ñ, пÑедлагаемÑÑ Ð½Ð° завÑÑак или обед, знаÑ, ÑÑо вÑкоÑе ÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²Ð¾ÑполниÑÑ Ð´ÐµÑиÑÐ¸Ñ Ð¿ÐµÑенÑем или Ñем-Ñо дÑÑгим.
ÐгÑаниÑиÑÑ Ð² деÑÑком Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ñжно блÑда, коÑоÑÑе ÑодеÑÐ¶Ð°Ñ Ð¿ÑÑÑÑе калоÑии, и не имеÑÑ Ð² Ñвоем ÑоÑÑаве нÑжнÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑоÑÑа и ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÑÑа веÑеÑÑв â пиÑевÑÑ Ð²Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ¾Ð½, виÑаминов, минеÑалов. Рним оÑноÑÑÑÑÑ Ð²ÑевозможнÑе ÑладоÑÑи (моÑоженое, пеÑенÑе, конÑеÑÑ). Ðми можно баловаÑÑ Ñебенка, но делаÑÑ ÑÑо не каждÑй денÑ. Рни в коем ÑлÑÑае не заменÑÑÑ Ð¸Ð¼Ð¸ оÑновнÑе пÑодÑкÑÑ, коÑоÑÑе Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð±ÑÑÑ Ð² ежедневном ÑаÑионе.
Соки менее полезнÑ, Ñем ÑÑÑкÑÑ, Ñак как не ÑодеÑÐ¶Ð°Ñ ÐºÐ»ÐµÑÑаÑки. ÐÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ даваÑÑ ÑÐµÐ±ÐµÐ½ÐºÑ Ð² неболÑÑÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑÐ²Ð°Ñ . Ð Ñладкие газиÑованнÑе напиÑки вовÑе пÑоÑÐ¸Ð²Ð¾Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ñ Ð´ÐµÑкам.
ÐиÑайÑеÑÑ ÑазÑмно и бÑдÑÑе здоÑовÑ!
Ðнна Шевелева, педиаÑÑ.
Ðнение ÑедакÑии Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ ÑовпадаÑÑ Ñ Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ авÑоÑа ÑÑаÑÑи.