Какие правила достойной жизни содержатся в поучении владимира мономаха

Какие правила достойной жизни содержатся в поучении владимира мономаха thumbnail

Актуально ли «Поучение» Владимира Мономаха в 21 веке?

Чем ценно «Поучение» Владимира Мономаха?

Ксюше­нька
[372K]

2 года назад

Здравствуйте.

Князь Владимир ( Мономах ) оставил нам «Поучения». Их обычно подробно изучают по древнерусской литературе, что мы и делали в университете. Очень кратко изучают «Поучение» в школе, в шестом классе.

Запомнилось немало. Понравился сам стиль написания.

Среди правил — очень много моральных, в том числе и то, что важно всегда помнить о Господе, не быть горделивым человеком, почитать пожилых, избавляться от ленности, помогать несчастным, среди коих есть и вдовы и сироты, не позволять сильнейшим уничтожать слабых и т.п.

Ежели прочитать моральный свод правил, то получается, что князь пишет о том, каким должен быть истинный христианин. Это в целом.

Конечно же, правила актуальны и по сей день, ибо в мире царит упадок морали и нравственности.

Однако, «Поучение» представляет из себя ещё и некий политический момент. О котором нельзя не упомянуть. Он пишет, что князь должен проявлять огромную заботу о своем государстве, стремиться, чтобы не было расприй, междоусобиц. То есть, правитель обязан ходатайствовать о том, чтобы был мир.

И сия часть поучения тоже весьма актуальна и на сегодняшний день.

Позвольте написать небольшой отрывок из «Поучения»:

Какие правила достойной жизни содержатся в поучении владимира мономаха

система выбрала этот ответ лучшим

Вкус Лайма
[42K]

более года назад

Поучение Владимира Мономаха на протяжении многих веков не потеряло своей актуальности. Его тезиса важны и полезны в сегодняшние дни. Какие полезные мысли можно извлечь из этого исторического текста?

Конфликтный ситуации нужно пытаться разрешать мирным путем. Надо стараться не лениться, с почтением относиться к старшему поколению, проявлять сострадание и, по возможности, помогать слабым и несчастным. Жить с Господом в сердце. Правители должны заботиться о своем народе. Люди должны стараться быть добрыми, справедливыми, великодушными, не обижать друг друга, избегать лжи и лживых людей. Гордыня — грех, которого тоже стоит избегать.

lady v
[627K]

2 года назад

Сперва мне хотелось бы коснуться актуальности поучения Владимира Мономаха в 21 веке. Дело в том, что я считаю, что любое поучение является актуальным во все времена, так как предназначено для подрастающего поколения и учит его добру и правильному отношению к жизни. Если этого в поучении нет, то какое оно поучение? Следовательно, советы, которые давал Владимир Мономах своим детям будут также актуальны и сейчас, в веке 21. Тем более, что советы эти очень правильные и разумные.

Ведь что советовал Мономах?

Уважать старших, защищать сирых и убогих, не держать в сердце гордости, любить Бога. Великий князь призывал соблюдать законы чести и гостеприимства, учил доброте и справедливости. Как можно пренебрегать этими советами?

Даже в той части поучения, которая адресована князьям, правителям, есть что намотать на ус современным политикам. Мономах поучает их быть честными, блюсти интересы своего государства, править по совести. Все это правильные и полезные советы.

Alemo­sol
[3.5K]

2 года назад

И в наши дни не потеряли своей актуальности мысли Владимира Мономаха связанные с человеческой добродетелью, с нравственными ценностями любого цивилизованного человеческого общества.

Это такие поучения как «не забывайте Бога» (следовательно, поступайте согласно учению Бога о добре, любви к ближнему), «гордости не имейте в сердце и уме» (не считайте себя лучше других, выше и достойнее), «старых людей уважайте» (прислушиваться к мудрости стариков, помнить уроки прошлого), «на войну выйдя, не ленитесь» (воевать самоотверженно, биться за мир в своей стране до последней капли крови), «лжи остерегайтесь» (не иметь дела с людьми двуличными, лицемерными, самим не прибегать к обману), «напоите и накормите просящего,убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовцу» (доброта и забота о ближнем), «рассудите сами, а не давайте сильным губить человека» (бороться за справедливость, не давать в обиду беззащитных).

Рьенн ди Фарей­н
[141K]

3 года назад

Поучение Мономаха состоит из трех частей — автобиографии, советов сыновьям и обращения к сопернику Олегу Святославичу. Преимущественно в Поучении излагаются морально-этические нормы в соответствии с христианским поучениям и традициями той эпохи. Однако некоторые советы Мономаха актуальны и в наше время. Например: 1) Государь должен защищать народ, быть милостивым и справедливым, не обижать ни смерда, ни бедную вдову; 2) Если требуешь чего-то от других, сам должен уметь это делать. 3) Споры и конфликты лучше решать мирным путем. 4) Не следует избегать труда, независимо от общественного положения. 5) Авторитет создается не почетом и властью, а праведными делами.

Sveta S
[57.3K]

более года назад

Владимир Мономах — князь смоленский, князь черниговский, князь переяславский, та также Великий князь Киевский. Года жизни: 1053-1125.

Поучение Владисира Мономаха считается памятником литературы ХІІ века. В некоторых источниках Поучение называют еще завещанием детям, поучением детям.

Поуяение отличается нравственностью. Его можно считать актуальным и в наше время.

И в наше время из поучения можно извлечь правила: поступать по-божьему, быть добрым, творить добро, помогать бедным, не лениться, работать, не лгать, не блудить.

Знаете ответ?

Источник

Анастасия Самойлюк

Мыслитель

(5192)

10 лет назад

Важной чертой «Поучения» Мономаха является его гуманистическая направленность, обращённость к Человеку, его духовному миру, что тесно связано с гуманистическим характером авторского мировоззрения. В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего.. . Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите» . Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы.
Все, что указано выше, я считаю необходимым для человека в наше время.
Советы.
«не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам» — не должно быть вседозволенности, люди не должны причинять вред друг другу, не должны посягать на чужое, завидовать.
«напойте и накормите просящего» , «убогих не забывайте» — эти советы говорят о том, что нужно, чтобы в душе человека было сострадание к людям, которые нуждаются в помощи, что человек должен помогать, он не должен оставаться равнодушным к просьбам, а протянуть руку помощи.

Читайте также:  В каких клетках содержится рибосома

Влад Келеров

Ученик

(198)

3 года назад

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего.. .Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите» . Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы.
Все, что указано выше, я считаю необходимым для человека в наше время.
Советы.
«не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам» — не должно быть вседозволенности, люди не должны причинять вред друг другу, не должны посягать на чужое, завидовать.
«напойте и накормите просящего» , «убогих не забывайте» — эти советы говорят о том, что нужно, чтобы в душе человека было сострадание к людям, которые нуждаются в помощи, что человек должен помогать, он не должен оставаться равнодушным к просьбам, а протянуть руку помощи.

Игнат Черников

Профи

(535)

3 года назад

Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран» .
ку-ку ёпта из 2к17

Источник

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Владимир – князь Киевской Руси, внук Ярослава Мудрого, талантливый мыслитель. Он оставил о себе великую славу и светлую память как мудрого руководителя и отважного полководца. Кроме того, самые главные поучения Владимира Мономаха имеют тысячелетнюю историю.

3955

Краткая историческая справка

Родился мальчик в семье отца Всеволода, матери – дочки императора Византии Константина Мономаха,  имя которого унаследовал потомок. Его почитали за боевые заслуги с целью сплочения земли русской.

Представитель княжеского рода вырос в условиях нестабильной политической ситуации и внутренних междоусобных конфликтов, пережил военные распри с половцами, которые представляли серьезную опасность. Главное событие его правления Любечский съезд 6 русских княжеств по вопросу раздела территории и объединения армии.

По характеру князь был очень миролюбивым человеком, отказался от престола в пользу брата, что говорит об усмирении его гордыни. В тех условиях обычно происходили конфликты за трон, которые ослабляли государство. Желание других представителей княжеского рода власти подрывало устои государства и благосостояния Руси.

Главным для князя была вера в Бога, которая формировала правила поведения:

  • соблюдать обещания;
  • помогать бедным;
  • уважать старших;
  • придерживаться правильного образа жизни и молиться.

Он выступал против междоусобных войн и отрицательно относился к смертной казни, принимал участие больше в 82 походах и заключил десятки соглашений.

За время правления построил несколько церквей, возвел каменные стены вокруг Киева, проложил мост через реку Днепр. Написал напутствия духовного плана своим наследникам, оставил им нравоучения, приводя примеры личной жизни. Главная его заслуга в объединении земель и защита от набегов половцев.

О чем говорится в поучении Владимира Мономаха

Словарь Ефремова дает следующее толкование «поучение – это напутствие, наставление», такое же понятие в словаре Ушакова. Наставление – это своеобразный стиль литературы, в котором излагается пример поведения на личном опыте, изобличаются пороки и славятся добродетели.

Эта необычайная личность боролась за просвещение, была образованным и эрудированным человеком своего времени, о чем свидетельствует его текст изложенный как автобиография. Все произведение наполнено простыми мыслями и глубокой христианской мудростью, также в нем затрагиваются многие вопросы и даются ответы на них.

Особое внимание князь обращает на семейный образ жизни и скромность. Он считал, что в семье мужчина должен быть образцом подражания для всех, а отношения следует строить на доверии и почитании.  В государственном управлении он указал на основное положение библейской заповеди: «Не соревноваться с лукавыми, не завидовать делающим беззаконие». Князь наставляет не увлекаться властью, потому что все люди равные перед Богом.

Читайте также:  В каких предметах содержится золото

К чему призывал Владимир Мономах в поучении:

  • слушать старших с покорностью, а властелинам мира не обижать сирот и вдов, быть милостивым и справедливым;
  • помогать бедным;
  • не лениться и не поддаваться праздности, которая служит врагом хороших начинаний и призывает трудиться;
  • уважать пожилых людей, мать, отца;
  • не надеяться полностью на других людей, быть ответственным, не увлекаться вином и едой;
  • ложиться рано спасть и вставать ранним утром;
  • поить и кормить нищих людей, уважать гостей;
  • навещать больных, приветствовать людей.

Он говорил, что существует следующие добродетельности, которые побеждают лукавого: раскаяние, слезы и милостыня.

Мудрый руководитель обязан проявлять заботу о народе, быть справедливым и милосердным в одинаковой мере ко всем, независимо от различного положения.

Воинскую жизнь, наполненную рисками и проблемами, князь умело совмещал с образом христианина. Охота была обычным делом. В те время была масса диких животных, что значило охотиться – это защищаться от их нападения. Поэтому вторая часть носит стиль автобиографического плана. Он повествует, как два быка подняли его на рога, олень пытался затоптать ногами, медведь свалил с коня, но он остался живой благодаря Божьей добродетели. Он никогда не хвастался, а рассказывал об обычной жизни.

Князь Владимир:

  • великий государственный деятель, патриот, военный руководитель, отважный воин;
  • мудрый политический лидер, который был заинтересован в предотвращении междоусобных войн и объединении Руси;
  • великодушный, честный, миролюбивый, добрый человек.

Основные наставления Владимира Мономаха из поучения – это свод духовных норм, к которым должен соблюдать каждый человек, нравственный кодекс. Все его наставления сводятся к тому, что семья – главная опора любого государства.

10 советов из поучения Владимира Мономаха:

Не ленитесь, но за всем наблюдайте!

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Напоите и накормите просящего.

Убогих не забывайте и подавайте сироте.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..

Соблюдайте свое слово…

Гордости не имейте в сердце и в уме..

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью.

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.

Не пропустите человека, не приветив его.

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Пусть хранит Вас Господь!

Источник

(для чтения и изучения в 7, 8-м классах)

Владимир Мономах, великий князь Киевский, был сыном Всеволода Ярославича и византийской царевны, дочери императора Константина Мономаха. Сочинения Владимира Мономаха написаны в XI–начале XII века и известны под названием «Поучение». Они входят в состав Лаврентьевской летописи. «Поучение» — это своеобразное собрание сочинений князя, включающее само Поучение, автобиографию и письмо Мономаха князю Олегу Святославичу. Поучение явилось политическим и нравственным завещанием князя, адресованным не только его сыновьям, но и широкому кругу читателей.

В начале «Поучения» Мономах дает ряд моральных наставлений: не забывайте Бога, гордости не имейте в сердце и уме, старых людей уважайте, «на войну выйдя, не ленитесь, лжи остерегайтесь, напоите и накормите просящего… Убогих не забывайте, подавайте сироте и вдовицу рассудите сами, а не давайте сильным губить человека. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более всего чтите гостя. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите»1. человека, в котором воплотился идеал князя, пекущегося о славе и чести родной земли.

Перед нами моральные наставления, высокие нравственные заветы, которые имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы. Но «Поучение» – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Оно выходит за узкие рамки семейного документа и приобретает большое общественное значение.

Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Междоусобные распри подрывают экономическое и политическое могущество государства, только мир приводит к процветанию страны. Поэтому в обязанность правителя входит сохранение мира.

Автор «Поучения» выступает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, прекрасно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит.

Постепенно «Поучение» перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Свою жизнь он старался строить по тем же правилам, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, ревностным поборником просвещения. Он считает, что в быту князь должен быть образцом для окружающих, семейные отношения нужно строить на уважении. В «Поучении» Мономах охватывает широкий круг жизненных явлений, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своего времени.

Третье произведение Владимира Мономаха — письмо к двоюродному брату Олегу Святославичу, написанное по поводу гибели своего родного сына Изяслава, убитого Олегом в бою. Письмо мудро и спокойно. Горько сожалея о смерти сына, князь тем не менее готов все понять и все простить. Война есть война. Сын его погиб, как погибают многие в бою. Беда не в том, что на поле брани погиб еще один князь. Беда в том, что княжеские распри и усобицы губят Русскую землю. Мономах считает, что пора прекратить эти братоубийственные войны. Князь предлагает Олегу мир: «Я тебе не враг, не мститель… И мир я тебе предлагаю потому, что не хочу я лиха, но добра хочу всей братии нашей и земли русской»2.

Читайте также:  Какой витамин больше всего содержится в рыбьем жире

Д.С. Лихачев отмечал, что «письмо Мономаха поразительно. Я не знаю в мировой истории ничего похожего на это письмо Мономаха. Мономах прощает убийцу своего сына. Более того, он утешает его. Он предлагает ему вернуться в русскую землю и получить полагающиеся по наследству княжества, просит забыть обиды»3.

В целом «Поучение» окрашено личным чувством, написано в исповедальном, элегическом тоне4, а также отражает видение житейского быта и эпохи. Вопреки литературным канонам изображения князя, Владимир наделен индивидуальными человеческими чертами. Это не только воин, государственный деятель, но и чувствующий, страдающий, остро переживающий жизненные события человек. Для него важно, чтобы дети и другие люди, к которым обращены его слова, приняли наставление «в сердце свое». Его волнует проблема этической ответственности человека, сохранение таких чувств и качеств, как сострадание, справедливость, честь, трудолюбие.

Сам же Мономах эмоционально поглощен религиозными чувствами, воспевая божественную гармонию всего сущего, провозглашая человеколюбие, милосердие Бога, сотворившего своей милостью множество великих чудес и благ, подарившего людям землю и весь окружающий мир.

Восторженно говорит Мономах о «божьей мудрости» ради человека. Возвышенные слова следуют одно за другим: «Разум человеческий не может постигнуть чудеса твои. Велик ты, и чудны дела твои и благословенно и славно имя твое во веки по всей земле»5.

Идея покаяния, победы добра над злом не оставляет Мономаха. Она выражена в письме к Олегу Святославичу. Покаяться должен, по мысли князя, допустивший гибель его сына Олег, покаяться должен и сам Владимир, не предупредивший ее: «Следовало бы тебе, увидя кровь и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: “увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери — слезы”»6.

Сам же Мономах готов к страшному суду: «На страшном суде, — пишет он, — без обвинителей сам себя обличу…»7.

Лирическое начало в послании приближает его к народной поэзии, к песенной лирике, придает эмоциональность повествованию. Так, уподобление тела сына цветку, впервые распустившемуся, или сравнение снохи, захваченной в плен Олегом Святославичем, с горюющей горлицей на сухом дереве, предвосхищающее плач Ярославны в «Слове о полку Игореве», соотносятся с элементами народной поэзии. А молитва Мономаха, включенная в «Поучение», по своей художественной сути близка к песенной лирике, к народным плачам. «Премудрости наставник и смысла податель, неразумным учитель и нищим заступник! Утверди в разуме сердце мое, владыка! Дай мне дар слова, отче, устам моим не запрещай взывать к тебе. Милостивый, помилуй падшего!..»8.

Высокие представления об этических ценностях автор «Поучения» старается внушить читателям. В произведении также находят отражение детали реального быта: с этнографической точностью передаются исторические события — борьба с половцами, походы князей. Географическое пространство обширно и отражает события русской истории в движении. Перечисляются битвы, города, земли, реки, имена русских князей и половецких ханов. Описывает Мономах и отдельные ситуации, моменты битв: «билась дружина моя с ними восемь дней за малый вал и не дала им войти в острог»9, или, например, драматическую картину похода дружины численностью около ста человек, с детьми и женами, из Чернигова в Переяславль. Автор отмечает, как «облизывались на них, точно волки, половцы, стоя у перевоза и на горах. Бог и святой Борис не выдали меня им на поживу, невредимы дошли мы до Переяславля»10.

Социальная практика и трудовая деятельность князя раскрывается в следующем его замечании: что надлежало делать отроку его, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя. Сам делал, что было надо.

В целом «Поучение» раскрывает облик незаурядного государственного деятеля русского средневековья,

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Прочитайте внимательно «Поучение». Какова его композиция и характерные особенности как жанра? Как в «Поучении» сочетаются нравоучительное начало, автобиографические элементы и выражение личных чувств Владимира Мономаха?
  2. Каковы основные идеи произведения?
  3. Как в памятнике отражены быт и эпоха?
  4. Читая текст, подумайте об образе князя. Каковы нравственные заветы Мономаха и как они характеризуют этого человека? Какой представляется личность князя в «Поучении»?
  5. Как и где выражена идея миролюбия в «Поучении»?
  6. Что пишет автор о своей хозяйственной и военной деятельности, о поведении в быту?
  7. С какими поучениями обращается князь к детям и читателям? Приведите пример из текста.
  8. Как связано «Поучение» с устной народной поэзией? Какие народно-поэтические образы можно выявить в памятнике?

Читайте также другие темы главы «Литература Киевской Руси»:

  • Русские летописи. «Повесть временных лет»
    • «Повесть временных лет». Краткое содержание
    • Легенда о княгине Ольге
    • Князь Святослав и князь Владимир
    • «Сказание о юноше-кожемяке». «Сказание о белгородском киселе»
    • Повесть об ослеплении Василька Теребовльского. Похвалы князьям и книгам
    • Вопросы и задания по «Повести временных лет»
  • «Поучение Владимира Мономаха»
  • «Житие Бориса и Глеба». Князь Святополк окаянный
  • «Житие Феодосия Печерского»
  • «Киево-Печерский патерик»

Перейти к оглавлению книги «Начало всех начал. Древнерусская литература»

Источник