Какие полезные ископаемые являются продуктами жизнедеятельности организмов в прошлом

Какие полезные ископаемые являются продуктами жизнедеятельности организмов в прошлом thumbnail

ИСКОПА́ЕМЫЕ ОСТА́ТКИ ОРГАНИ́З­МОВ (ока­ме­не­ло­сти, фос­си­лии), ос­тат­ки и сле­ды жиз­не­дея­тель­но­сти ор­га­низ­мов гео­ло­ги­че­ско­го про­шло­го. По фор­ме со­хран­но­сти раз­ли­ча­ют эу­фос­си­лии (те­ла ор­га­низ­мов, их час­ти, фраг­мен­ты, от­пе­чат­ки и слеп­ки), их­но­фос­си­лии (сле­ды и про­дук­ты жиз­не­дея­тель­но­сти ор­га­низ­мов) и хе­мо­фос­си­лии (фраг­мен­ты ор­га­нич. мо­ле­кул, вхо­див­ших в со­став ор­га­низ­мов), ис­хо­дя из раз­ме­ров – мак­ро­фос­си­лии и мик­ро­фос­си­лии. К по­след­ним от­но­сят как це­лые мик­роор­га­низ­мы (фо­ра­ми­ни­фе­ры, ра­дио­ля­рии, диа­то­мо­вые во­до­рос­ли и др.), так и час­ти бо­лее круп­ных ор­га­низ­мов (эле­мен­ты ске­ле­та или по­кро­вов жи­вот­ных, спо­ры и пыль­ца рас­те­ний и т. д.), пло­хо раз­ли­чи­мые или не раз­ли­чи­мые не­воо­ру­жён­ным гла­зом (ус­лов­но раз­ме­ром ок. 1 мм и ме­нее).

Какие полезные ископаемые являются продуктами жизнедеятельности организмов в прошлом

Фото П. Ю. Порхаева

Ископаемые остатки организмов (масштабы не соблюдены): 1 – панцирь трилобита Asaphus kowalevskii (ордовик, Ленинградская область); 2 – отпечаток таракана Aktassoblatta fusca (юра, Казахстан); 3 – рако…

Фор­ма и сте­пень со­хран­но­сти эу­фос­си­лий за­ви­сят от строе­ния ор­га­низ­ма (пре­ж­де все­го на­ли­чия ске­ле­та), мес­та его оби­та­ния, ус­ло­вий и ско­ро­сти за­хо­ро­не­ния; луч­ше все­го И. о. о. со­хра­ня­ют­ся в дон­ных осад­ках вод­ных бас­сей­нов. Те­ла по­дав­ляю­ще­го боль­шин­ст­ва ор­га­низ­мов по­сле их смер­ти под­вер­га­ют­ся раз­ло­же­нию и раз­ру­ше­нию. При оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях за­хо­ро­нен­ные в осад­ках ске­лет­ные об­ра­зо­ва­ния под влия­ни­ем разл. фак­то­ров под­вер­га­ют­ся фос­си­ли­за­ции (ока­ме­не­нию); их ана­то­мич. строе­ние со­хра­ня­ет­ся вслед­ст­вие за­пол­не­ния по­лос­тей и пор осад­ком, а ино­гда про­ис­хо­дит пол­ное за­ме­ще­ние ске­лет­но­го ве­ще­ст­ва ми­нер. со­еди­не­ния­ми. В ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­но­го дос­ту­па кис­ло­ро­да и бла­го­при­ят­но­го ре­жи­ма осад­ко­на­ко­п­ле­ния фор­ми­ру­ют­ся ско­п­ле­ния эу­фос­си­лий ис­клю­чи­тель­ной со­хран­но­сти (в т. ч. с от­пе­чат­ка­ми или слеп­ка­ми мяг­ких тка­ней) и раз­но­об­ра­зия – ла­гер­штет­ты. От­пе­чат­ки об­ра­зу­ют­ся в оса­доч­ных по­ро­дах в ви­де от­тис­ков со ске­ле­тов, по­кро­вов или мяг­ких тел ор­га­низ­мов, унич­то­жен­ных в про­цес­се пре­об­ра­зо­ва­ния осад­ка. Слеп­ки фор­ми­ру­ют­ся в ре­зуль­та­те за­пол­не­ния осад­ком по­лос­тей те­ла или по­лос­тей, воз­ник­ших на мес­те раз­ру­шен­ных ор­га­низ­мов (их на­зы­ва­ют со­от­вет­ст­вен­но внут­рен­ни­ми и внеш­ни­ми яд­ра­ми). Мел­кие жи­вот­ные, фраг­мен­ты рас­те­ний и др. ос­тат­ки (ино­гда со сле­да­ми ор­га­нич. ве­ще­ст­ва) со­хра­ня­ют­ся в ви­де пус­то­те­лых вклю­че­ний в ян­та­ре. Пол­ная со­хран­ность ор­га­низ­мов встре­ча­ет­ся край­не ред­ко, пре­им. у ор­га­низ­мов чет­вер­тич­но­го пе­рио­да (мле­ко­пи­таю­щие в мно­го­лет­ней мерз­ло­те, по­зво­ноч­ные и на­се­ко­мые – в озо­ке­ри­те, се­ме­на, оре­хи, шиш­ки и дре­ве­си­на рас­те­ний в тор­фя­ни­ках и др.). Та­кие И. о. о. на­зы­ва­ют суб­фос­си­лия­ми (т. е. поч­ти ис­ко­пае­мы­ми).

К их­но­фос­си­ли­ям от­но­сят со­хра­нив­шие­ся в оса­доч­ных по­ро­дах но­ры, хо­ды и их слеп­ки, сле­ды пе­ре­дви­же­ния по по­верх­но­сти грун­та, пи­та­ния, свер­ле­ния и др., со­дер­жи­мое же­луд­ка (га­ст­ро­ли­ты), разл. по­строй­ки, клад­ки и ли­то­ло­ги­че­ские тек­сту­ры мик­роб­но­го про­ис­хож­де­ния (в ча­ст­но­сти, сфор­ми­ро­вав­шие­ся в ре­зуль­та­те жиз­не­дея­тель­но­сти циа­но­бак­те­рий), а так­же про­дук­ты жиз­не­дея­тель­но­сти ор­га­низ­мов (в т. ч. ко­про­ли­ты, смо­лы) и об­ра­зо­ван­ные при уча­стии бак­те­рий оса­доч­ные гор­ные по­ро­ды, же­лез­ные и мар­ган­це­вые ру­ды, фос­фо­ри­ты, се­ро­со­дер­жа­щие по­ро­ды, уг­ли, го­рю­чие слан­цы, гра­фит, нефть и газ.

Хе­мо­фос­си­лии (био­мар­ке­ры, био­хи­мич. ис­ко­пае­мые) – со­хра­нив­шие­ся в оса­доч­ных по­ро­дах и го­рю­чих по­лез­ных ис­ко­пае­мых ос­тат­ки пер­вич­ных или пре­об­ра­зо­ван­ных мо­ле­кул ор­га­нич. со­еди­не­ний. Эти ре­лик­то­вые со­еди­не­ния со­хра­ня­ют осн. чер­ты строе­ния, свой­ст­вен­ные ис­ход­ным мо­ле­ку­лам, что по­зво­ля­ет вы­яс­нять ха­рак­тер эво­лю­ции отд. групп ор­га­низ­мов и био­сфе­ры в це­лом.

И. о. о. ис­поль­зу­ют­ся для оп­ре­де­ле­ния от­но­си­тель­но­го воз­рас­та гео­ло­гич. сло­ёв, в ко­то­рых они об­на­ру­жи­ва­ют­ся (см. Па­лео­нто­ло­ги­че­ский ме­тод, Ру­ко­во­дя­щие ис­ко­пае­мые). Их изу­че­ние по­зво­ли­ло вы­яс­нить ис­то­рию раз­ви­тия и за­ко­но­мер­но­сти эво­лю­ции мн. групп вы­мер­ших и ны­не жи­ву­щих ор­га­низ­мов, ус­та­но­вить по­сле­до­ва­тель­ность из­ме­не­ния жи­вот­но­го и рас­тит. ми­ра во вре­ме­ни и раз­де­лить ис­то­рию Зем­ли на эры, пе­рио­ды, эпо­хи и др. под­раз­де­ле­ния (см. Гео­хро­но­ло­ги­че­ская шка­ла, Стра­ти­гра­фия). О вы­мер­ших ор­га­низ­мах и пу­тях их эво­лю­ции мож­но су­дить и по т. н. жи­вым ис­ко­пае­мым – совр. ви­дам, со­хра­нив­шим­ся от групп жи­вот­ных или рас­те­ний, ха­рак­тер­ных для про­шлых гео­ло­ги­че­ских эпох (напр., сре­ди жи­вот­ных – нау­ти­лу­сы, ла­ти­ме­рия, гат­те­рия, сре­ди рас­те­ний – гин­гко).

Читайте также:  Какие продукты относятся к социальной группы

Ми­нер. и ли­то­ло­гич. об­ра­зо­ва­ния не­био­ло­гич. при­ро­ды, по фор­ме на­по­ми­наю­щие И. о. о. (ден­д­ри­ты, кри­стал­лы, кон­кре­ции, тре­щи­ны усы­ха­ния и т. п.), на­зы­ва­ют­ся псев­до­фос­си­лия­ми. И. о. о. – пред­мет изу­че­ния па­лео­нто­ло­гии, за­ко­но­мер­но­сти про­цес­сов об­ра­зо­ва­ния за­хо­ро­не­ний И. о. о. ис­сле­ду­ет та­фо­но­мия.

Источник

Урок экологии в 10 классе «Биологический круговорот элементов в природе» (2 часа).

Опора на учебник Н.М.Черновой «Экология». Дрофа, 2007.

«Всякий организм… постоянно, неудержимо захватывает прямо или косвенно лучистую энергию Солнца и превращает её в свободную, т.е. способную производить работу, химическую энергию…Особенно геохимически важен такой захват зелеными растениями». В.И.Вернадский

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Мотивация

Задать проблемный вопрос (1-2), ответ на который можно будет получить в ходе урока:

Ученые полагают, что жизнь существует и на других планетах Вселенной? Почему?

— В будущем в окрестностях нашего села будут расти не только грибы и ягоды, но и всевозможные фрукты. Возможно ли это?

Актуализация

(Что знаем?)

Предлагает 1 ученику изобразить на доске схему экосистемы

С остальными – блиц-опрос («горячий стул»)

Возможные вопросы:

  • Что такое биосфера?

  • Компоненты биосферы?

  • Границы биосферы и ограничивающие факторы?

  • Возраст биосферы?

  • Роль живого вещества?

Проверяет схему экосистемы, вопрос:

Без чего невозможно существование экосистемы, в т.ч. биосферы?

1 ученик – рисует на доске схему экосистемы.

2 ученик – отвечает устно на вопросы остальных

Должен выделить главные условия существования экосистемы: приток энергии и наличие круговорота вещества (выход на тему урока).

Целеполагание

(Что хотим и можем узнать?)

Обозначает тему урока, основную цель (на доске)

Предлагает поставить задачи на урок.

Помогает выйти на предполагаемые задачи.

Вариант задач на обороте доски (стандарт):

Знать сущность круговорота веществ.

Уметь анализировать глобальные антропогенные изменения в биосфере.

Использовать полученные знания в жизни, (в т.ч. для определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам)

Пытаются поставить задачи.

Первичное усвоение материала, осознание, осмысление

Предлагает изобразить на выданных схемах (Приложение 1) круговорот биогенного элемента, записывая попутно в тетрадь встречающиеся проблемы. Я предлагаю для этой цели С и N.

  • Как вы думаете, почему именно C и N?

  • Какие геологические оболочки (сферы) должен затронуть круговорот?

  • С чего стоит начать круговорот? Почему?

  • Кто использует энергию Солнца? Процесс? Исходное вещество для фотосинтеза? Процент СО2 в атмосфере? Дальнейший путь органики?

И т.д. На схеме появляются растения, животные, почва. На почве остановимся подробнее.

  • От чего зависит цвет почвы?

  • Чем отличатся чернозем от наших Д-П почв? Как улучшить их плодородие?

Останавливается подробнее на процессе эрозии.

Выход на проблемы: низкого плодородия наших почв, эрозии почв, рационального их использования.

Круговорот С является лежит в основе образования многих полезных ископаемых. Каких? Как они образовались? Как изменилась концентрация кислорода в атмосфере во время образования горючих полезных ископаемых? Могут ли они образоваться вновь? Что делает человек с этими полезными ископаемыми?

Читайте также:  Какими продуктами укрепит сосуды

Заканчивает схему.

Что в итоге происходит с концентрацией углерода в атмосфере? К чему это может привести?

Выход на проблемы: сжигание горючих полезных ископаемых, вырубка леса, парниковый эффект

Подводит к выводу о роли живых организмов в круговороте, о роли круговорота веществ и о последствиях его нарушения. Выход на глобальное здоровье. Читает отрывок стиха (эмоц. разрядка).

Отмечает, что более полное изучение проблемы парникового эффекта будет изучено в 11 классе в курсе «Глоб. экология»

Работают совместно с учителем, отвечая на вопросы, заполняя схему.

В тетради – записывают проблемы, связанные с круговоротами.

Совместное обсуждение последствий парникового эффекта.

Вывод определения круговорота.

Делают выводы о роли живых организмов в круговороте, о роли круговорота веществ в биосфере.

Закрепление

Прочитайте в учебнике п. Круговорот углерода, азота (стр. 151-153). Одновременно предлагает 2 ученикам смоделировать круговорот азота, используя магнитную доску и карточки.

Какие проблемы в нашей жизни связаны с круговоротом азота?

Выход на проблемы (с помощью учителя): низкое плодородие Д-П почв вследствие вымывания азота (промывной водный режим), внесение удобрений, избыток нитратов, кислотные дожди

Вопрос: для чего знать проблемы?

А кто их должен решать? Выход на профессию.

Сравнение проблем, выделенных учителем (на обороте доски) и учениками (в тетради).

Читают учебник

2 учащихся собирают схему круговорота азота на магнитной доске, отчитываются перед классом

Контроль

Решение тестовых заданий – по карточкам. (Приложение 2)

Решают тесты.

Разбор заданий (повторение всей темы)

(если позволяет время)

Читают вопрос, отвечают на него, разбирают ошибки

Предлагает проанализировать данные таблицы «Характеристика условий на планетах Солнечной системы»

Анализируют данные таблицы, делают вывод.

Подведение итогов

Рефлексия

Возвращает к задачам на урок.

Проговаривание основных идей, выводов.

Опрос поименно – кто что узнал нового?

Д/з: на обороте доски.

Прочитать параграф 21.

Знать основные процессы круговорота С

Уметь анализировать проблемы, связанные с элементами C и N

Выявить проблемы в круговоротах S и P

Выбор д/з в зависимости от своих возможностей.

Приложение 1.

hello_html_35d821d1.jpg

Приложение 2.

Тест по теме «Биосфера» Фамилия И._________________

1. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере? Выберите правильный ответ:

а) Жан Батист Ламарк;

б) Луи Пастер;

в) Василий Васильевич Докучаев;

г) Алексей Николаевич Северцов;

д) Владимир Николаевич Сукачев;

е) Владимир Иванович Вернадский;

ж) Николай Иванович Вавилов.

2. Закончите определение. Биосфера — это:

а) оболочка Земли, в которой существуют и взаимодействуют с окружающей средой (или когда-либо существовали и взаимодействовали живые существа;

б) оболочка Земли, включающая часть литосферы, атмо­сферы и гидросферы;

в) оболочка Земли, в которой существует человечество.

3. Выберите правильные ответы. Слоями атмосферы явля­ются:

а) стратосфера

б) тропосфера

в) гидросфера

г) ионосфера

д) литосфера.

4.Выберите правильный ответ. Верхняя граница биосфе­ры находится на высоте:

а) 100— 120 м; г) 16—20 км;

6)1—2 км; д) 100—120 км;

в) 10—12 км; е) 160—200 км.

5.Выберите правильный ответ. Граница биосферы в оке­ане находится на глубине:

а) 100—120 м; г) 10—11 км;

Читайте также:  Какие продукты можно есть перед сном для похудения

6)1—2 км; д)20км;

в) 5—6 км; е) 100 км.

6.Выберите правильный ответ. Граница биосферы в литосфере находится на глубине:

а) 1—2 м; г) 1 км;

6)10—12 м; д)3км.

в) 100—120 м;

7.Укажите, какой фактор определяет верхнюю границу распространения жизни в атмосфере. Выберите правильный ответ:

а) отсутствие кислорода;

б) интенсивный поток ультрафиолетовых лучей;

в) высокая температура;

г) отсутствие воды.

  1. Какие полезные ископаемые являются продуктами жизнедеятельности организмов в прошлом? Приведите не ме­нее 5 примеров.

  2. Выберите правильное утверждение. Озоновый экран в атмосфере Земли возник в результате:

а) химических процессов, происходящих в литосфере;

б) химических процессов, происходящих в гидросфере;

в) жизнедеятельности организмов.

10.Какие газы современной атмосферы имеют преимущест­венно биогенное происхождение? Выберите правильные ответы:

а) кислород; г) азот; ж) углекислый газ;

б) водород; д) гелий; з) оксиды серы;

в) озон; е) аргон; и) оксиды азота.

11.Выберите правильные утверждения.

1. Четыре миллиарда лет тому назад, на заре зарождения жизни, существовала атмосфера, гидросфера и почва.

  1. Атмосферный азот появился в основном в результате вулканической деятельности.

  2. Энергия, заключенная в нефти, угле, торфе, — это связанная растениями энергия солнца.

  3. Ядерная энергия — это энергия солнца, связанная растениями и другими организмами.

  4. Почва представляет собой биокосное вещество, потому что состоит из минеральных компонентов, органических соединений и организмов.

  5. Биологический круговорот веществ в биосфере — основа для поддержания стабильных условий существования жиз­ни и человечества.

  6. Роль живых существ в разрушении и выветривании гор­ных пород незначительна.

  7. Живые существа не способны менять климат планеты.

  8. Озоновый экран возник на Земле благодаря жизнеде­ятельности растений.

10. Почва появилась при выходе организмов на сушу.

12.Выберите правильное утверждение. В состав биосферы входят:

а) организмы и абиотическая среда;

б) только организмы.

13. Выберите правильное утверждение. Энергия солнца на Земле не расходуется на:

а) аккумуляцию в виде энергии химических связей в орга­нических веществах;

б) нагревание и испарение водных масс;

в) движение камней с гор вниз;

г) перемещение воздушных масс;

д) передвижение автомобилей;

е) преодоление силы тяжести при взлете современного кос­мического корабля.

  1. В биосфере происходит два взаимообратных процесса: связывание и освобождение углекислого газа. В каком при­родном процессе при участии организмов происходит связы­вание углекислоты _____________________, а в каких — освобождение______________________________________________________________?

  2. Назовите процессы, в ходе которых углерод в виде угле­кислого газа (СО2) поступает в атмосферу.______________________________________________________________

  3. Зная законы миграции элементов в биосфере, расположите места сбора лекарственных трав по возрастанию опасности для здоровья, которая возникнет при употреблении
    этих растений: а) в городе, б) рядом с автомобильными дорогами, в) рядом с железнодорожным полотном, г) в лесу далеко от населенного пункта, д) рядом с деревней.

____________________________________

17. Проанализируйте таблицу:

Характеристика условий на планетах Солнечной системы

(по Д. Лавлоку, 1979г.)

Марс

Венера

Земля без жизни

современная Земля

Содержание СО2 в атмосфере (%)

95,00

98,00

98,00

0,03

Содержание N2 в атмосфере (%)

2,70

1,90

1,90

79,00

Содержание О2 в атмосфере (%)

0,13

следы

следы

21,00

Средняя t оС поверхности

-53 оС

+477оС

+290оС

+13оС

Сделайте вывод о роли живого вещества в биосфере. К чему может привести нарушение круговорота вещества в биосфере?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник