Какие полезные ископаемые являются продуктами жизнедеятельности организмов
Биосфера (греч. bios — жизнь + sphaira — шар) — наружная оболочка Земли, населенная живыми организмами, составляющими
в совокупности живое вещество планеты. Термин «биосфера» предложен австрийским геологом Э. Зюссом, учение о биосфере было создано и
развито российским и советским ученым Вернадским Владимиром Ивановичем.
Биосфера — совокупность всех биогеоценозов, это открытая система, структура и свойства которой определяются деятельностью организмов
в прошлом и настоящем. Биосферу можно рассматривать как часть лито-, гидро- и атмосферы, заселенную живыми существами.
Запомните, что наибольшая концентрация живого вещества сосредоточена на границе сред (к примеру, на границе литосферы и атмосферы).
Границы биосферы
Общая толщина биосферы приблизительно 17 км. Живые организмы проникают вглубь литосферы на расстояние до 6-7 км, заселяют всю
толщу гидросферы (до самого дна мирового океана). В атмосфере живые организмы встречаются в нижней части — тропосфере, которую
сверху ограничивает озоновый слой (часть стратосферы).
Выше «озонового экрана» существование жизни в привычном для нас виде невозможно, так как губительное УФ (ультрафиолетовое) излучение уничтожает все живое.
Возникновению жизни в недрах Земли препятствует высокая температура, оказывающая разрушительное воздействие.
Вещество биосферы
Многокомпонентная сложная система биосферы включает несколько отдельных элементов. Вернадский В.И. создал учение, в соответствии с которым
вещество биосферы состоит из:
- Живое вещество
- Косное вещество
- Биогенное вещество
- Биокосное вещество
Совокупность всех живых организмов на нашей планете. Именно Вернадский показал, что деятельность живых существ —
важнейший фактор геологических изменений планеты.
Формируется без участия живых организмов. Базальт, гранит, песок, золотоносные руды. К косному веществу можно отнести горные породы
магматического происхождения, образовавшиеся в результате извержения вулканов.
Это вещество образуется живыми организмами в процессе их жизнедеятельности. Примерами биогенного вещества могут послужить
залежи известняка, природный газ, кислород, нефть, каменный уголь, торф.
Биокосное вещество создается одновременно деятельностью живых организмов и косными процессами. Таким образом, биокосное вещество объединяет в себе живое и косное вещества.
К биокосному веществу относятся пресная и соленая вода, почва, воздух. Почва является верхним наиболее плодородным слоем литосферы Земли. Почва — уникальный продукт совместной деятельности
живых организмов, то есть биологических и геологических процессов, протекающих в живой природе.
Функции живого вещества
Важнейший компонент биосферы — живое вещество, то есть — живые организмы. Их деятельность приводит к наиболее значительным геологическим изменениям в биосфере,
они обеспечивают круговорот веществ — главное условие зарождения новой жизни.
Перечислим важнейшие функции живого вещества:
- Энергетическая
- Газовая
- Концентрационная
- Окислительно-восстановительная
- Деструктивная
Живые организмы постоянно получают и преобразуют энергию. Растения преобразуют энергию солнечного света в энергию химических
связей, а животные передают ее по цепочке. После смерти растений и животных энергия возвращается в круговорот благодаря бактериям
и грибам — сапротрофам (греч. sapros – гнилой), разлагающим мертвое органическое вещество.
Деятельность живых организмов обеспечивает постоянный газовый состав атмосферы. В ходе дыхания животные поглощают кислород и
выделяют углекислый газ, а растения в ходе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Бактерии хемотрофы также
выделяют в атмосферу некоторые газы, полученные окислением сероводорода, азота.
Я никогда не перестану восхищаться этой функцией живого вещества. Вы только вдумайтесь: на одной и той же почве, рядом друг с другом,
растут совершенно разные растения по форме, размеру и окраске плодов, цветков! Каждый раз задумываешься: как это возможно?
Это связано с тем, что каждое живое существо избирательно накапливает определенные химические элементы. К примеру, многие моллюски
накапливают кальций, образуют известковый скелет — раковину. После их смерти раковины опускаются на дно, в результате чего создаются залежи полезных ископаемых — известняка (мела).
В результате жизнедеятельности мха сфагнума образуется полезное ископаемое — торф, а папоротниковидные образуют каменный уголь. Это
концентрат углеродистых и кальциевых соединений в погибших растениях, которые тысячелетиями отмирали и образовали залежи ископаемых.
Живые организмы способны окислять и восстанавливать различные химические вещества. На реакциях окисления и восстановления основан
метаболизм (обмен веществ) любого живого существа, подобные реакции протекают постоянно в ходе фотосинтеза, энергетического обмена.
Без разрушения «старой» жизни, невозможно возникновение «новой». После смерти живых существ их останки подвергаются разрушению, из них
высвобождается энергия, накопленная в связях химических веществ. Непрерывный круговорот должен продолжаться всегда — это главное условие
жизни.
Теория биогенной миграции атомов Вернадского В.И.
При непосредственном участии живого вещества в биосфере непрерывно осуществляется биогенная миграция атомов. Даже сейчас, с каждым вашим
вдохом, атомы кислорода соединяются с гемоглобином эритроцитов, доставляются по крови к клеткам тканей организма и становятся частью ваших клеток.
Откуда взялся кислород, которым мы дышим? Его в процессе фотосинтеза выделили растения. Для процесса фотосинтеза необходим углекислый газ, который
в процессе дыхания выделяют животные, углекислый газ, который образуется при разложении останков растений и животных. Получается круговорот атомов.
Все атомы, которыми мы обладаем, которые стали частью наших рук, глаз, носа, языка — все эти атомы кому-то принадлежали до нас! За миллиарды
лет существования Земли они успели побывать в мириадах растений, грибов и животных. То, что наши атомы сейчас с нами — великое чудо и
немыслимая случайность.
Я искренне восхищаюсь этой теорией, она показывает непрерывность жизни, бесконечность нашего существования и единство
всего живого.
Ноосфера
Ноосфера (греч. noos — разум и sphaira — шар) — термин введенный русским ученым В.И. Вернадским. Ноосфера подразумевает взаимодействие
природы и общества, при котором человек является главным определяющим фактором эволюции. Человек становится крупнейшей геологической
силой.
Споры о том, можно ли считать современный этап развития цивилизации ноосферой остаются открытыми. Основная идея ноосферы — разумное,
рациональное поведение человека, при котором он сосуществует в гармонии со всеми другими формами жизни.
К сожалению, нынешняя ситуация напоминает старую поговорку: «Пока не потеряешь, не осознаешь ценность». Неужели растения должны исчезнуть с
лица Земли, чтобы мы вспомнили о том, что благодаря фотосинтезу в их листьях мы дышим кислородом? В этом случае чувство нашего ложного
величия может сильно пострадать.
Круговорот веществ
Углерод находится в природе в основном в составе углекислого газа, угольной кислоты и ее нерастворимых солей — карбоната кальция (из которого
состоят раковины моллюсков). Отмирая, живые организмы образуют залежи полезных ископаемых: торф, древесину, каменный уголь, нефть. Известняк
может надолго исключить углерод из круговорота веществ.
Подобно этому, долгое время нефть и уголь были почти полностью исключены из круговорота веществ, однако в настоящее время человек «вернул их в строй» вместе с
выхлопными газами.
Азот находится в воздухе, которым мы дышим, и составляет 78% от его объема. Большая часть азота поступает в почву и воду благодаря деятельности
микроорганизмов, бактерий и водорослей.
Широко известны клубеньковые бактерии на корнях бобовых растений, находящиеся с ними в симбиозе. Клубеньковые бактерии переводят атмосферный
азот в нитраты, которые необходимы для роста и развития растения и могут быть усвоены им, в отличие от атмосферного азота (газа).
В листьях в процессе биосинтеза азот преобразуется в белки. Травоядные животные поедают растения, таким образом, белок включается в их состав.
После смерти животных белки разлагаются сапротрофами, которые выделяют аммиак, нитраты. Часть нитратов усваивается растениями, а часть восстанавливается
бактериями до атмосферного азота — цикл замыкается.
© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2020
Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение
(в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов
без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования,
обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.
Нормальная жизнедеятельность организма возможна только при условии непрерывного поступления в него питательных веществ и удаления конечных продуктов превращения. Из нашей статьи вы узнаете, как происходят обменные процессы у особей разных видов.
Что такое обмен веществ
Еще из учебника по биологии каждый помнит, что процесс метаболизма состоит из двух взаимосвязанных частей. Это диссимиляция и ассимиляция. В первом случае происходит расщепление сложных органических веществ. Именно они являются источником энергии в организме. Так, при окислении 1 грамма белка и углевода высвобождается 17,2 кДж. При расщеплении того же количества жира энергии выделяется в 2 раза больше.
Суть ассимиляции заключается в образовании органических веществ, свойственных организму. Таким образом, обмен веществ — это процесс поступления в организм веществ, их превращения с образованием энергии и выведения из него продуктов распада.
Какие вещества необходимы для жизнедеятельности организма
Нормальная жизнедеятельность любой особи возможна при условии постоянного поступления пищи. Кроме органических веществ, организму необходимы и минеральные. Прежде всего это вода, которая является растворителем большинства химических соединений и основой для протекания обменных процессов.
Не меньшее значение имеют минеральные соединения. Элементы, входящие в их состав, регулируют многие процессы. К примеру, кальций необходим для свертывания крови, железо — для транспортировки кислорода. Наличие йода — необходимое условие для синтеза гормонов щитовидной железы, а натрия и калия — для работы нервных и мышечных клеток.
Продукты жизнедеятельности: биология
В любом живом организме в результате метаболизма образуются органические вещества, которые называются экскрементами. Их большая часть удаляется во внешнюю среду с помощью специализированных органов. Этот процесс направлен на поддержание постоянства внутренней среды. В учебниках по биологии этот процесс называют гомеостазом.
Некоторые вещества, которые выделяют организмы, используются другими видами. Так, продуктом жизнедеятельности растительной клетки является кислород. Этот газ — основа существования всего живого на планете. Некоторые животные являются копрофагами. Это значит, что они питаются экскрементами. Их примерами являются жуки — навозники, личинки двукрылых насекомых, кролики, зайцы и шиншиллы.
Всем известны и полезные продукты жизнедеятельности пчел: мед, воск, прополис, перга, маточное молочко. Эти вещества обладают противомикробным, иммуностимулирующим и антиаллергенными свойствами.
Система выведения продуктов обмена
Структура выделительной системы организма зависит от уровня его организации, способа питания и особенностей среды обитания. У одноклеточных, губок и кишечнополостных продукты обмена удаляются через мембрану путем диффузии. Но для этого есть особые структуры. У простейших непереваренные остатки пищи выводятся наружу в любом месте клетки или через специальные образования в ее мембране. К примеру, инфузория имеет порошицу. Избыток воды и солей удаляется через сократительные вакуоли. Их действие регулирует и уровень внутриклеточного давления.
У беспозвоночных органами выделения являются специализированные трубочки или канальца, которые открываются наружу порами. Это могут быть нефридии, мальпигиевы сосуды или зеленые железы.
Из тела человека продукты жизнедеятельности выводятся наружу органами пищеварительной, дыхательной, мочевыделительной систем, а также через кожу. Каждый из них имеет свою специализацию, но только их совместная работа способна обеспечить эффективность обменных процессов. При этом нарушение одного органа влечет за собой изменение в механизме действия другого. К примеру, при повышенном потоотделении образуется меньше мочи.
Вода
Не все продукты жизнедеятельности удаляются из организма. Некоторые из них необходимы для нормального функционирования клеток. А вот от излишков таких веществ организм обязательно должен избавиться.
Начнем с воды. 20 % этой жидкости испаряется через кожу вместе с потом, 15 % выдыхается через легкие. Вода также содержится в каловых массах и удаляется из организма посредством кишечника.
Больше всего жидкости выводится через почки вместе с мочой — до 1,5 литра в сутки. Это половина от общего количества воды. В процессе образования мочи выделяют два этапа: фильтрация и реабсорбция. За сутки у человека через почки проходит 1500 литров крови. В результате фильтрации из нее образуется 150 литров первичной мочи. Она на 99 % состоит из воды. Путем реабсорбции образуется вторичная моча — 1,5 литра в сутки. Этот процесс происходит в канальцах нефрона. Здесь из первичной мочи назад в кровь всасываются все необходимые вещества — глюкоза, аминокислоты, минеральные соли, витамины. Количество воды во вторичной моче уменьшается до 96 %.
Кожа выполняет целый ряд важных функций: выделительную, обменную, терморегуляционную. Через потовые железы выводится не только вода, но также излишек солей и мочевины. При этом в окружающую среду выделяется тепло. Особенно интенсивно это происходит при физической нагрузке или высокой температуре воздуха.
Углекислый газ
90 % диоксида углерода удаляется через легкие. На клеточном уровне газообмен осуществляют красные клетки крови — эритроциты. Они переносят кислород от легких к клеткам, а углекислый газ в обратном направлении. С этими веществами гемоглобин эритроцитов образует нестойкие соединения. Поэтому движение крови — необходимое условие жизни.
Поступая в клетки, кислород сразу вступает в реакции окисления органических веществ. Вследствие этого образуется углекислый газ. Благодаря диффузии он поступает в тканевую жидкость, а затем в капилляры. Здесь образуется его неустойчивое соединение — карбгемоглобин. Далее кровь по поступает в правое предсердие, потом в правый желудочек и легкие. Здесь карбгемоглобин распадается, высвобождая углекислый газ, и выдыхается из организма.
Мочевина
Через почки выводится еще один продукт жизнедеятельности. Это диамид угольной кислоты, или мочевина. Небольшое ее количество удаляется с потом. Это вещество в основном образуется в результате окисления аминокислот. В организме мочевина синтезируется из аммиака. Для организма он является токсином.
Первоначально мочевина образуется в печени. Затем током крови она переносится в почки, откуда выводится наружу. Нарушение этого процесса может привести к отложению солей в суставах и почках.
Соли тяжелых металлов
Вещества, которые относятся к данной группе продуктов жизнедеятельности, выводятся через печень и кишечник. Примерами тяжелых металлов являются мышьяк, хром, ртуть, кадмий, медь, свинец, алюминий, никель.
Источники их поступления в организм разнообразны. Это вдыхаемый воздух, табачный дым, систематическая работа с лакокрасочными материалами, вода, медикаменты. В норме тяжелые металлы не нарушают обмена веществ. Опасность заключается в том, что они могут накапливаться в тканях, вызывая нарушение всех систем органов.
Итак, необходимым условием функционирования организма является сохранение постоянства его внутренней среды. Поэтому деятельность физиологических систем постоянно регулируется нервной системой и гуморальными факторами. Их слаженная работа обусловливает равновесие обменных процессов.
Урок экологии в 10 классе «Биологический круговорот элементов в природе» (2 часа).
Опора на учебник Н.М.Черновой «Экология». Дрофа, 2007.
«Всякий организм… постоянно, неудержимо захватывает прямо или косвенно лучистую энергию Солнца и превращает её в свободную, т.е. способную производить работу, химическую энергию…Особенно геохимически важен такой захват зелеными растениями». В.И.Вернадский
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оргмомент
Приветствует учащихся, создает доброжелательную рабочую атмосферу
Приветствуют учителя, настраиваются на работу
Мотивация
Задать проблемный вопрос (1-2), ответ на который можно будет получить в ходе урока:
—Ученые полагают, что жизнь существует и на других планетах Вселенной? Почему?
— В будущем в окрестностях нашего села будут расти не только грибы и ягоды, но и всевозможные фрукты. Возможно ли это?
Актуализация
(Что знаем?)
Предлагает 1 ученику изобразить на доске схему экосистемы
С остальными – блиц-опрос («горячий стул»)
Возможные вопросы:
Что такое биосфера?
Компоненты биосферы?
Границы биосферы и ограничивающие факторы?
Возраст биосферы?
Роль живого вещества?
Проверяет схему экосистемы, вопрос:
— Без чего невозможно существование экосистемы, в т.ч. биосферы?
1 ученик – рисует на доске схему экосистемы.
2 ученик – отвечает устно на вопросы остальных
Должен выделить главные условия существования экосистемы: приток энергии и наличие круговорота вещества (выход на тему урока).
Целеполагание
(Что хотим и можем узнать?)
Обозначает тему урока, основную цель (на доске)
Предлагает поставить задачи на урок.
Помогает выйти на предполагаемые задачи.
Вариант задач на обороте доски (стандарт):
Знать сущность круговорота веществ.
Уметь анализировать глобальные антропогенные изменения в биосфере.
Использовать полученные знания в жизни, (в т.ч. для определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам)
Пытаются поставить задачи.
Первичное усвоение материала, осознание, осмысление
Предлагает изобразить на выданных схемах (Приложение 1) круговорот биогенного элемента, записывая попутно в тетрадь встречающиеся проблемы. Я предлагаю для этой цели С и N.
Как вы думаете, почему именно C и N?
Какие геологические оболочки (сферы) должен затронуть круговорот?
С чего стоит начать круговорот? Почему?
Кто использует энергию Солнца? Процесс? Исходное вещество для фотосинтеза? Процент СО2 в атмосфере? Дальнейший путь органики?
И т.д. На схеме появляются растения, животные, почва. На почве остановимся подробнее.
От чего зависит цвет почвы?
Чем отличатся чернозем от наших Д-П почв? Как улучшить их плодородие?
Останавливается подробнее на процессе эрозии.
Выход на проблемы: низкого плодородия наших почв, эрозии почв, рационального их использования.
Круговорот С является лежит в основе образования многих полезных ископаемых. Каких? Как они образовались? Как изменилась концентрация кислорода в атмосфере во время образования горючих полезных ископаемых? Могут ли они образоваться вновь? Что делает человек с этими полезными ископаемыми?
Заканчивает схему.
Что в итоге происходит с концентрацией углерода в атмосфере? К чему это может привести?
Выход на проблемы: сжигание горючих полезных ископаемых, вырубка леса, парниковый эффект
Подводит к выводу о роли живых организмов в круговороте, о роли круговорота веществ и о последствиях его нарушения. Выход на глобальное здоровье. Читает отрывок стиха (эмоц. разрядка).
Отмечает, что более полное изучение проблемы парникового эффекта будет изучено в 11 классе в курсе «Глоб. экология»
Работают совместно с учителем, отвечая на вопросы, заполняя схему.
В тетради – записывают проблемы, связанные с круговоротами.
Совместное обсуждение последствий парникового эффекта.
Вывод определения круговорота.
Делают выводы о роли живых организмов в круговороте, о роли круговорота веществ в биосфере.
Закрепление
Прочитайте в учебнике п. Круговорот углерода, азота (стр. 151-153). Одновременно предлагает 2 ученикам смоделировать круговорот азота, используя магнитную доску и карточки.
Какие проблемы в нашей жизни связаны с круговоротом азота?
Выход на проблемы (с помощью учителя): низкое плодородие Д-П почв вследствие вымывания азота (промывной водный режим), внесение удобрений, избыток нитратов, кислотные дожди
Вопрос: для чего знать проблемы?
А кто их должен решать? Выход на профессию.
Сравнение проблем, выделенных учителем (на обороте доски) и учениками (в тетради).
Читают учебник
2 учащихся собирают схему круговорота азота на магнитной доске, отчитываются перед классом
Контроль
Решение тестовых заданий – по карточкам. (Приложение 2)
Решают тесты.
Разбор заданий (повторение всей темы)
(если позволяет время)
Читают вопрос, отвечают на него, разбирают ошибки
Предлагает проанализировать данные таблицы «Характеристика условий на планетах Солнечной системы»
Анализируют данные таблицы, делают вывод.
Подведение итогов
Рефлексия
Возвращает к задачам на урок.
Проговаривание основных идей, выводов.
Опрос поименно – кто что узнал нового?
Д/з: на обороте доски.
Прочитать параграф 21.
Знать основные процессы круговорота С
Уметь анализировать проблемы, связанные с элементами C и N
Выявить проблемы в круговоротах S и P
Выбор д/з в зависимости от своих возможностей.
Приложение 1.
Приложение 2.
Тест по теме «Биосфера» Фамилия И._________________
1. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере? Выберите правильный ответ:
а) Жан Батист Ламарк;
б) Луи Пастер;
в) Василий Васильевич Докучаев;
г) Алексей Николаевич Северцов;
д) Владимир Николаевич Сукачев;
е) Владимир Иванович Вернадский;
ж) Николай Иванович Вавилов.
2. Закончите определение. Биосфера — это:
а) оболочка Земли, в которой существуют и взаимодействуют с окружающей средой (или когда-либо существовали и взаимодействовали живые существа;
б) оболочка Земли, включающая часть литосферы, атмосферы и гидросферы;
в) оболочка Земли, в которой существует человечество.
3. Выберите правильные ответы. Слоями атмосферы являются:
а) стратосфера
б) тропосфера
в) гидросфера
г) ионосфера
д) литосфера.
4.Выберите правильный ответ. Верхняя граница биосферы находится на высоте:
а) 100— 120 м; г) 16—20 км;
6)1—2 км; д) 100—120 км;
в) 10—12 км; е) 160—200 км.
5.Выберите правильный ответ. Граница биосферы в океане находится на глубине:
а) 100—120 м; г) 10—11 км;
6)1—2 км; д)20км;
в) 5—6 км; е) 100 км.
6.Выберите правильный ответ. Граница биосферы в литосфере находится на глубине:
а) 1—2 м; г) 1 км;
6)10—12 м; д)3км.
в) 100—120 м;
7.Укажите, какой фактор определяет верхнюю границу распространения жизни в атмосфере. Выберите правильный ответ:
а) отсутствие кислорода;
б) интенсивный поток ультрафиолетовых лучей;
в) высокая температура;
г) отсутствие воды.
Какие полезные ископаемые являются продуктами жизнедеятельности организмов в прошлом? Приведите не менее 5 примеров.
Выберите правильное утверждение. Озоновый экран в атмосфере Земли возник в результате:
а) химических процессов, происходящих в литосфере;
б) химических процессов, происходящих в гидросфере;
в) жизнедеятельности организмов.
10.Какие газы современной атмосферы имеют преимущественно биогенное происхождение? Выберите правильные ответы:
а) кислород; г) азот; ж) углекислый газ;
б) водород; д) гелий; з) оксиды серы;
в) озон; е) аргон; и) оксиды азота.
11.Выберите правильные утверждения.
1. Четыре миллиарда лет тому назад, на заре зарождения жизни, существовала атмосфера, гидросфера и почва.
Атмосферный азот появился в основном в результате вулканической деятельности.
Энергия, заключенная в нефти, угле, торфе, — это связанная растениями энергия солнца.
Ядерная энергия — это энергия солнца, связанная растениями и другими организмами.
Почва представляет собой биокосное вещество, потому что состоит из минеральных компонентов, органических соединений и организмов.
Биологический круговорот веществ в биосфере — основа для поддержания стабильных условий существования жизни и человечества.
Роль живых существ в разрушении и выветривании горных пород незначительна.
Живые существа не способны менять климат планеты.
Озоновый экран возник на Земле благодаря жизнедеятельности растений.
10. Почва появилась при выходе организмов на сушу.
12.Выберите правильное утверждение. В состав биосферы входят:
а) организмы и абиотическая среда;
б) только организмы.
13. Выберите правильное утверждение. Энергия солнца на Земле не расходуется на:
а) аккумуляцию в виде энергии химических связей в органических веществах;
б) нагревание и испарение водных масс;
в) движение камней с гор вниз;
г) перемещение воздушных масс;
д) передвижение автомобилей;
е) преодоление силы тяжести при взлете современного космического корабля.
В биосфере происходит два взаимообратных процесса: связывание и освобождение углекислого газа. В каком природном процессе при участии организмов происходит связывание углекислоты _____________________, а в каких — освобождение______________________________________________________________?
Назовите процессы, в ходе которых углерод в виде углекислого газа (СО2) поступает в атмосферу.______________________________________________________________
Зная законы миграции элементов в биосфере, расположите места сбора лекарственных трав по возрастанию опасности для здоровья, которая возникнет при употреблении
этих растений: а) в городе, б) рядом с автомобильными дорогами, в) рядом с железнодорожным полотном, г) в лесу далеко от населенного пункта, д) рядом с деревней.
____________________________________
17. Проанализируйте таблицу:
Характеристика условий на планетах Солнечной системы
(по Д. Лавлоку, 1979г.)
Марс
Венера
Земля без жизни
современная Земля
Содержание СО2 в атмосфере (%)
95,00
98,00
98,00
0,03
Содержание N2 в атмосфере (%)
2,70
1,90
1,90
79,00
Содержание О2 в атмосфере (%)
0,13
следы
следы
21,00
Средняя t оС поверхности
-53 оС
+477оС
+290оС
+13оС
Сделайте вывод о роли живого вещества в биосфере. К чему может привести нарушение круговорота вещества в биосфере?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________