Какие пищевые продукты помогают стать закаленными
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ»
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо уделять гораздо больше внимания физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений — как жизненную необходимость в противовес «болезням цивилизации».
«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов:
- Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно во время ложиться и во время вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.
- Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.
- Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;
- В-третьих, культура питания. Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
— Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка (для зрения).
— Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
— Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
— Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).
- В-четвертых, это гимнастика, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Обязательно ежедневно проводить гимнастику.
В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья. Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
— знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
— умение правильно строить режим дня и выполнять его;
— умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка) безопасна для жизни и здоровья;
— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
— знание основных правил правильного питания;
— знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.
Такие занятия приносят положительные результаты:
— пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
— углубляют взаимосвязь родителей и детей;
— предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
— позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными.
Здоровье — это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым!
Мы желаем Вам быть здоровыми!
Любовь Алексеева
Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях
В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания, по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребёнка уделяется особое внимание.
Так, ФГОС ДО, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств.
Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Однако, как добиться этого, многие не знают. Некоторые вообще считают, что заниматься укреплением здоровья ребёнка должны воспитатели и врачи, тогда как родителям полагается лишь заботиться о питании и одежде своих детей. Встречаются и такие мамы, и папы, которые в поисках эффективных способов укрепления здоровья своих детей полностью отвергают проверенные рекомендации и используют только нетрадиционные методы, нередко оказывающие неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребёнка. Наконец, есть родители, которые тщательно и пунктуально следуют врачебным рекомендациям, часто и в большом количестве используют лекарства и, тем не менее, далеко не всегда добиваются желаемого эффекта.
Мы с вами сегодня познакомимся с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.
В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Каким должен быть здоровый ребёнок? Прежде всего, если он и болеет, то очень редко и ни в коем случае тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
На сегодняшний день существует общая тенденция ухудшения состояния здоровья детей. Факторы городской окружающей среды отрицательно сказываются на развитии и здоровье ребёнка. Так, загрязнение окружающей среды вредными веществами приводит к заболеванию миндалин, аденоидов и лимфатических узлов у детей. А длительное пребывание в таких неблагоприятных условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолёгочной системы, ЛОР-органов и другие болезни.
Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребёнка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности (гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижении физической работоспособности ребёнка.
Что же мы можем сделать для укрепления и сохранения здоровья наших детей в домашних условиях?
1. Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистая вода, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений.
2. Ребёнку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат. Перебранки в присутствии ребёнка способствуют возникновению у него невроза или усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Всё это существенно снижает защитные возможности детского организма. Отрицательный результат дают и неумеренные запреты – «нельзя», «не бегай», «не шуми». Жёстко авторитарное воспитание столь же мало способствует нормальному развитию детей, сколь и противоположная крайность в виде вседозволенности.
3. Взрослые должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна детей в течение суток. Он удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, приучает их к определённому ритму. Мы, работники детских садов, считаем понедельник «тяжёлым» днём, так как многие дети отказываются от еды, капризничают, быстро утомляются и т. п. Тут и до болезни недалеко. А всё дело в том, что в субботу и воскресенье дети не гуляли, не спали днём, вечером поздно ложились – словом, весь строго соблюдаемый в детском саду режим дня был нарушен. Как же правильно организовать режим дня? Когда малышу лучше завтракать, обедать, заниматься спортом, играть, гулять, слушать музыку. Об этом я расскажу позже.
4. Полноценное питание – включение в рацион продуктов, богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком. Обязательное условие рационального питания детей всех возрастов – разнообразие рациона, как за счёт разных продуктов, так и способов их приготовления. Улучшению аппетита и усвоению пищи способствует красивое оформление блюд и сервировка стола.
5. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Если же ребёнка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому.
6. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, способствующие повышению общей выносливости, укрепляющих сердечнососудистую и дыхательные системы, различные группы мышц, суставы и связки. Доказано, что бег улучшает кровоток во всех внутренних органах, включая мозг. Кроме того, ходьба и бег обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание? Это повышение устойчивости организма к неблагоприятному воздействию ряда факторов окружающей среды путём систематического кратковременного воздействия на организм этих же факторов в малых дозах
В результате закаливания организм приспосабливается к меняющимся условиям окружающей среды. Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи.
Наряду с традиционными методами закаливания (воздушные ванны, водные ножные ванны, полоскания горла)широко используются и нетрадиционные: контрастное воздушное закаливание (из тёплого помещения дети попадают в холодное, хождение босиком, контрастный душ. Минимальное закаливание – это воздушные и водные процедуры, правильно подобранная одежда.
— Закаливать организм ребёнка можно и продуктами. Какие пищевые продукты или вещества помогают ребёнку стать более закалёнными?
1. Какие растения – кустарники, накопители витамина С, помогают против простуды? (чёрная смородина и шиповник).
2. Какой сок повышает устойчивость организма к заболеваниям верхних дыхательных путей и лёгких, богат витамином А? (морковный сок в день от 1 ст. ложки до половины стакана).
3. Что полезнее ребёнку – сок или яблоко? Объясните свой выбор. (Соки быстрее усваиваются организмом, в соках много воды, но это поистине живая вода – она обогащена биологически активными веществами растительных клеток).
7. Чтобы повысить защитные силы организма ребёнка, рекомендуется приём витаминов. В этом вопросе вам помогут рекомендации вашего участкового врача – педиатра.
8. Удар по здоровью ребёнка наносят вредные наклонности родителей. Не секрет, что дети курящих отцов и матерей болеют бронхолёгочными заболеваниями гораздо чаще, чем дети некурящих.
9. Тяжёлые последствия для здоровья имеют травмы и несчастные случаи. Что в условиях дома может представлять опасность для жизни ребёнка? Как оградить детей от несчастных случаев?
Необходимо соблюдать определённые правила, чтобы избежать несчастных случаев.
Составление (записывание на листе бумаге)вместе с родителями правил предупреждения несчастных случаев:
Будьте внимательны, не бегайте сломя голову, чтобы не удариться о какой-либо предмет.
Поиграв с игрушками, уберите их на место.
Не играй с острыми предметами и т. д.
— У всех дома есть предметы, которые являются источниками потенциальной опасности для детей,они делятся на три группы:
1. Предметы, которыми категорически запрещается пользоваться,
2. Предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться обращаться.
3 Предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах.
1-ая группа: спички, газовые плитки, печки, электрические розетки, включённые электроприборы.
2-ая группа: иголка, ножницы, нож.
3-ая группа: бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые красители, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.
—Но, несмотря на все наши предупреждения, бывают неприятные ситуации, когда ребёнок получил травму. Вспомним, как нужно правильно оказывать первую медицинскую помощь.
Родители должны оказать первую помощь. Если вы сами не
можете справиться с ситуацией, то вызывайте врача, скорую помощь. Уважаемые родители! Помните, здоровье ребёнка в ваших руках!Давно замечено: в тех семьях, где взрослые болеют мало, и дети, как правило, здоровы.
1 ÑевÑÐ°Ð»Ñ 2013
Ðакие пиÑевÑе пÑодÑкÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ ÑÑаÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ°Ð»ÑннÑм?
Ðакие пиÑевÑе пÑодÑкÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ ÑÑаÑÑ Ð·Ð°ÐºÐ°Ð»ÑннÑм?
1. ЧеÑÐ½Ð°Ñ ÑмоÑодина и Ñиповник повÑÑаÑÑ ÑÑÑойÑивоÑÑÑ Ð¾Ñганизма к Ð¾Ñ Ð»Ð°Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÐÐ ÐÐ.
2. ÐапиÑок «заÑиÑÑ» — моÑковнÑй Ñок. РекомендÑеÑÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ Ñвежий моÑковнÑй Ñок Ð¾Ñ 1 ÑÑоловой ложки до Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ð½Ñ ÑÑакана в денÑ, но не более 100 г, Ñак как в болÑÑÐ¸Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð¸ÑеÑÑÐ²Ð°Ñ Ð¾Ð½ ÑпоÑобен вÑзваÑÑ Ð¶ÐµÐ»ÑÑÑное окÑаÑивание кожи.
3. Соки ÑвлÑÑÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑиÑÑÑми ÑкологиÑеÑкими пÑодÑкÑами. Ðни бÑÑÑÑее ÑÑваиваÑÑÑÑ Ð¾Ñганизмом Ñже ÑеÑез ÑÐ°Ñ Ð¸, ÑледоваÑелÑно, ÑÑÑÑ Ð»Ð¸ не ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¿Ð¾Ñле ÑпоÑÑÐµÐ±Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÐºÐ»ÑÑаÑÑÑÑ Ð² обмен веÑеÑÑв, ÑÑо благоÑвоÑно влиÑÐµÑ Ð½Ð° воÑÑÑановиÑелÑнÑе пÑоÑеÑÑÑ Ð¾Ñганизма. Ð ÑÐ¾ÐºÐ°Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ водÑ, но ÑÑо поиÑÑине Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð²Ð¾Ð´Ð° — она обогаÑена биологиÑеÑки акÑивнÑми веÑеÑÑвами ÑаÑÑиÑелÑнÑÑ ÐºÐ»ÐµÑок.
ÐÑе Ñоки обладаÑÑ Ð¾Ð±ÑеÑкÑеплÑÑÑим дейÑÑвием, ÑÑимÑлиÑÑÑÑ Ð¿Ð¸ÑеваÑение и ÑÑвоение пиÑи, а Ñакже вÑводÑÑ Ð¸Ð· оÑганизма ÑокÑиÑеÑкие веÑеÑÑва, в Ñом ÑиÑле и ÑадиоакÑивнÑе (моÑковнÑй и ÑблоÑнÑй). ÐаконеÑ, Ñоки — ÑÑо еÑе и иÑÑоÑник виÑаминов, минеÑалÑнÑÑ Ñолей и многоÑиÑленнÑÑ Ð¼Ð¸ÐºÑоÑлеменÑов.
ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑиÑÑ Ð·Ð°ÑиÑнÑе ÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ñганизма, ÑекомендÑеÑÑÑ Ð¿Ñием виÑаминов.
Слово «виÑамин» пÑоиÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¾Ñ Ð»Ð°ÑинÑкого «виÑа» — жизнÑ. ÐиÑÐ°Ð¼Ð¸Ð½Ñ ÑÑаÑÑвÑÑÑ Ð² обмене веÑеÑÑв и ÑегÑлиÑÑÑÑ Ð¾ÑделÑнÑе Ð±Ð¸Ð¾Ñ Ð¸Ð¼Ð¸ÑеÑкие и ÑизиологиÑеÑкие пÑоÑеÑÑÑ. ÐедоÑÑаÑок виÑаминов в пиÑе или изменение пÑоÑеÑÑов Ð¸Ñ ÑÑÐ²Ð¾ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº наÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ð¼ÐµÐ½Ð° веÑеÑÑв и в конеÑном ÑÑеÑе к ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð³Ð¸Ð¿Ð¾- и авиÑаминозов. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð´Ð¾ÑÑиÑÑ Ð¾Ð¿Ñеделенного ÑÑÐ¾Ð²Ð½Ñ Ð½Ð°ÑÑÑенноÑÑи виÑаминами, Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ пÑименÑÑÑ Ð¿ÑепаÑаÑÑ, вклÑÑаÑÑие комплекÑÑ Ð²Ð¸Ñаминов в опÑималÑнÑÑ ÑооÑноÑениÑÑ , оÑобенно в зимне-веÑенний пеÑиод. ÐÑÑаÑи, иÑполÑзование поливиÑаминов по 1-2 дÑаже в Ð´ÐµÐ½Ñ Ð² обÑÑнÑÑ Ð´Ð¾Ð·Ð¸ÑÐ¾Ð²ÐºÐ°Ñ Ð² пеÑиод Ñпидемии гÑиппа и гÑиппоподобнÑÑ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ð¹ ÑÐ½Ð¸Ð¶Ð°ÐµÑ Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°ÐµÐ¼Ð¾ÑÑÑ Ð½Ðµ менее Ñем в 2 Ñаза.
ÐÑÑ Ð¸Ð²