Какие особые качества присущи цифровым продуктам

Перечисленные выше характеристики свойственны всем информационным продуктам как в цифровой, так и в физической форме. Однако цифровые продукты обладают рядом особых качеств.
- Неразрушимость.
Созданный информационный цифровой продукт может существовать неограниченное время, поскольку он не изнашивается в употреблении. Поэтому продукт, только что созданный производителем, ничем не отличается от аналогичного продукта, уже бывшего в употреблении. В результате производитель конкурирует не только с другими производителями аналогичных товаров, но и со своими же ранее произведенными товарами. Избежать этого можно за счет постоянного обновления производимых товаров и лицензирования прав их производства и использования или других способов защиты от копирования.
- Изменяемость.
Парадоксально, но, наряду с неразрушимостью, электронные продукты могут быть легко изменены. Причем, изменения, внесенные по ошибке, преднамеренно или по злому умыслу могут быть необратимы. Т.е. производитель теряет контроль за своими произведенными продуктами. Разрабатываются специальные технологии, затрудняющие простое изменение. Например, документы в формате PDF можно просмотреть или распечатать, используя программу Adobe’s Acrobat, но нельзя изменить. Стратегическими действиями относительно данной характеристики цифровых продуктов является их дифференциация производителем либо при помощи адаптации к индивидуальным потребностям пользователя, либо постоянного обновления и усовершенствования, либо продажи их в качестве интерактивных услуг, а не конечных продуктов.
- Воспроизводимость.
Основной привлекательностью цифровых продуктов является то, что их можно воспроизводить, передавать и хранить. Таким образом, после первого капиталовложения на производство продукта, последующие предельные издержки практически нулевые. Для официального производителя цифровых продуктов предельные затраты не равняются нулю, поскольку выплата авторских гонораров осуществляется с каждой проданной единицы товара. Поэтому в ценообразовании предельные издержки никогда не равны нулю. Кроме того производителю, тем не менее, нужно возместить свои постоянные издержки, поэтому так актуален вопрос защиты интеллектуальной собственности, предотвращения несанкционированного воспроизведения и перепродажи товара. Поскольку технологически предотвратить такое воспроизведение товара пока не всегда возможно, производители стремятся сделать его менее ценным за счет обновления и изменения своих продуктов.
Виды электронных продуктов
Цифровые продукты многообразны, они включают текстовые файлы, данные, графику, видео, аудио. Существует ряд вариантов классификации цифровых продуктов:
Первым критерием классификации является метод передачи. Продукты делятся на доставленные (которые загружаются сразу или порциями, например, ежедневными обновленными версиями) и интерактивные (товары и услуги, требующие коммуникации сервера производителя с клиентом, например, дистанционная диагностика, интерактивные игры или дистанционное обучение). Хотя по этой классификации все продукты, предусматривающие двустороннюю связь с потребителем, могут быть отнесены к интерактивным, доставка кинофильмов по требованию не является интерактивным продуктом, поскольку доставляется некий стандартный товар. К интерактивным можно отнести только те цифровые продукты, которые требуют общения производителя и клиента в режиме реального времени, объединенного единой целью, например, поиском, игрой, консультацией. В настоящее время большинство цифровых продуктов в Интернет являются доставленными, а не интерактивными, даже если некоторые Интернет издания и называются интерактивными.
Вторым критерием классификации является зависимость от времени. Продукты, зависимые от времени,быстро теряют свою ценность. К таким продуктам относятся новости, котировки акций на фондовой бирже и другие виды информации, используемой для принятия решений. Потребительская ценность таких продуктов может поддерживаться их периодическим обновлением и продажей по подписке. Иногда используется искусственная зависимость от времени, чтобы превратить товары длительного пользования в товары повседневного спроса. Например, страница Интернет с информацией о конкретном курорте обычно посещается клиентом лишь единожды. Чтобы привлечь пользователей совершить повторные посещения, содержание страницы обновляется, тем самым старые версии становятся устаревшими и открываются новые маркетинговые возможности. Фактор времени может распространяться на всех пользователей, а может применяться индивидуально. Новости и биржевые котировки зависимы от времени для всех пользователей одинаково. Результаты поиска определенной информации по заказу конкретного пользователя устаревают и теряют ценность только для него. Другим пользователям эта информация может предоставляться в прежнем виде.
Третьим критерием классификации является интенсивность использования. Продукты однократного использованиясравнимы с товарами повседневного спроса, а продукты многократного использованияс товарами длительного пользования. Примером продуктов однократного использования могут служить результаты поиска. Программные продукты относятся к товарам многократного использования. Потребительская ценность продуктов многократного использования имеет кумулятивный характер и может увеличиваться или уменьшаться со временем. Однако темпы ее увеличения могут меняться. Например, осваивая программу, пользователь открывает все новые возможности ее использования, поэтому ценность программы увеличивается. С другой стороны, компьютерная игра со временем надоедает и ее полезность снижается.
Следующим критерием классификации является операционное использование, т.е. является ли продукт программой или документом. Это различение важно, поскольку производитель может получить больший контроль над продуктом, превратив его в программу. Сегодня программы все чаще являются продуктами многократного использования, но не все продукты многократного использования являются программами, например, музыкальные записи. Тенденция на рынке направлена на выпуск программ в виде товаров однократного использования. Вместо продажи документа, он продается в рамках программы, которая позволяет контролировать его распечатку, воспроизведение, изменение и т.п.
Наконец, последним критерием классификации являются экономические последствия. Продукты с положительными последствиямиувеличивают свою ценность, если их используют большее количество людей или организаций. Примерами служат интерактивные услуги, чаты и игры. У продуктов с отрицательными последствиямиувеличение числа пользователей приводит к пробкам или обесцениванию информации. Например, игроки на бирже получают выгоду от эксклюзивного использования информации. В таких случаях проблема предотвращения перепродажи или несанкционированного распространения информации менее остра для производителя, чем гарантия эксклюзивности информации. Экономические последствия цифровых продуктов очень важны для принятия маркетинговых решений. Если последствия положительные, бесплатное использование продуктов, совместное пользование и распространение демонстрационных копий может увеличить долю рынка. Многие производители программного обеспечения, в том числе и Netscape, использовали эти методы завоевания рынка.
Производитель, следуя своей маркетинговой стратегии, может изменять свой продукт, переводя его из одной категории в другую. Например, несмотря на практически неограниченный срок использования электронного продукта, производитель может сделать его зависимым от времени, тем самым сократив срок его использования.
Перечисленные выше характеристики
свойственны всем информационным
продуктам как в цифровой, так и в
физической форме. Однако цифровые
продукты обладают рядом особых качеств,
таких как неразрушимость,
изменяемость и воспроизводимость.
Виды электронных продуктов
Цифровые продукты многообразны,
они включают текстовые файлы,
данные, графику, видео, аудио.
Существует ряд вариантов классификации
цифровых продуктов:
Первым критерием классификации
является метод передачи.
Продукты делятся на доставленные
(которые загружаются сразу или порциями,
например, ежедневными обновленными
версиями) и интерактивные
(товары и услуги, требующие коммуникации
сервера производителя с клиентом,
например, дистанционная диагностика,
интерактивные игры или дистанционное
обучение).
Вторым критерием классификации
является зависимость
от времени. Продукты,
зависимые от времени,
быстро теряют свою
ценность. К таким продуктам относятся
новости, котировки акций
на фондовой бирже и другие виды информации,
используемой для принятия решений.
Третьим критерием классификации
является интенсивность
использования. Продукты
однократного использованиясравнимы с товарами
повседневного спроса, а продукты
многократного использованияс товарами длительного
пользования. Примером продуктов
однократного использования могут
служить результаты поиска. Программные
продукты относятся к товарам многократного
использования.
Следующим критерием
классификации является операционное
использование, т.е.
является ли продукт программой или
документом.
Наконец, последним критерием
классификации являются экономические
последствия. Продукты
с положительными последствиямиувеличивают свою
ценность, если их используют большее
количество людей или организаций.
Стратегии создания новых товаров в сети Интернет
Многие успешные Интернет-компании
были построены вокруг успешного нового
продукта (Netscape, Yahoo). К
стратегиям создания новых электронных
товаров можно отнести:
Принципиальные новшества.
Примеры: модем, торговый агент в Интернет,
поисковый сервер. Это наиболее рискованная
стратегия, но в случае успеха приносит
самые высокие прибыли. Важно помнить,
что производителю такого товара придется
обучить потребителей новому поведению.
Они согласятся на это, если увидят для
себя несомненные выгоды в использовании
новшества.
Новые товарные линии.
Microsoft создала новую линию
Интернет товаров с выпуском Интернет
Explorer. Это не было абсолютным новшеством,
поскольку программа Netscape уже была на
рынке.
Расширение существующих товарных
линий.
Примером является Интернет-версия
газет, банковские услуги в сети Интернет.
Усовершенствование существующих
товаров и их перепозиционирование.
Yahoo был создан как поисковый справочник,
а теперь представляет собой портал с
многими услугами. Тем самым компания
перепозиционировала свой товар и
вступила в конкуренцию с AOL.com
Более дешевые товары- имитации.
Например, введение многими Интернет
провайдерами фиксированной оплаты за
пользование Интернет, чтобы успешно
конкурировать с America Online, которая брала
почасовую оплату за те же услуги. Позже
эта компания тоже стала использовать
фиксированную оплату.
Соседние файлы в предмете Информационный менеджмент
- #
- #
Цифровые продукты многообразны, они включают видео-, аудио-, текстовые файлы, данные, графику. К свойствам, присущим только цифровым информационным продуктам, относят свойства неразрушимости; изменяемости и воспроизводимости.
Физический износ информационного цифрового продукта невозможен. Продукты, недавно созданные одним и тем же производителем, могут существенно не отличаться от уже потребляющихся товаров. Это дает повод возникновению конкуренции между этими товарами. Чтобы не стать заложником такой конкуренции, товаропроизводителю целесообразно прибегать к обновлению продукции и выпуску новых товарных версий, а также к лицензированию и иным способам защиты товаров от копирования.
Несмотря на неразрушимость, информационным цифровым товарам свойственно легко оказываться измененными. Данные изменения, внесенные преднамеренно (со злыми намерениями) либо ошибочно, нередко бывают необратимыми. Это ведет к потере контроля производителя за качеством созданных им продуктов.
Цифровые товары поддаются воспроизведению, передаче и хранению. Поэтому для их создателей актуально предотвращать их несанкционированные воспроизведение и перепродажу. Но это невероятно сложно и в ряде случаев невозможно (особенно если продукты продаются в интернете на разных географических рынках). Производителям остается только снижать ценность своих продуктов, обновляя и изменяя их на постоянной основе.
Цифровые товары классифицируют согласно ряду критериев.
Особенности передачи. Товары бывают:
- — доставляемыми — товары, в отношении которых практикуется их одновременная полная загрузка либо загрузка пакетами (к примеру, еженедельные обновления). Они более всего распространены в интернете;
- — интерактивными — товары и услуги, требующие коммуникации и двусторонней связи товаропроизводителя с клиентом (к примеру, дистанционное обучение или диагностика, интерактивные игры). Не относится к интерактивному товару доставка, например, фильмов по требованию, так как в данном случае осуществляется доставка некоего стандартного товара.
Цифровой товар может быть признан интерактивным лишь в случае, если его реализация сопряжена с общением клиента и производителя в режиме реального времени, включающим поиск идей, консультации и т. д.
Тип получения товара покупателями. Различают:
— цифровые товары типа “текст” — скромные по объему текстовые файлы, содержимое которых предназначено для показа покупателям сразу же после совершения покупки.
К этим товарам принято относить: пин-коды пополнения счетов (операторов мобильной связи, провайдеров и вебсервисов); ссылки на страницы в Сети; пароли к архивам; регистрационные ключи к электронным книгам или программным продуктам; атрибуты доступа к аккаунтам веб-сервисов (к примеру, аккаунту баннерной сети) с уже начисленным балансом и т. д.;
— цифровые товары типа “файл” — архивные (чаще всего с расширением .zip или .гаг), запускаемые (.ехе), текстовые (.txt или .doc) или какие-либо еще файлы, которые скачиваются покупателями на компьютер сразу после их покупки. К этим товарам принято относить: электронные книги; учебные материалы (рефераты, тексты, e-mail-курсы); скрипты (для веб-мастеров); программы (утилиты, игры); сборники графики и музыки.
Зависимость товара от времени. Товары подразделяются на зависимые и независимые от фактора времени. Вечных физических товаров нет. И даже если бы такие товары существовали, их производство товаропроизводителям было бы невыгодно. Во многих случаях производители делают свои товары зависимыми от времени, сокращая сроки их использования (искусственное устаревание), чтобы можно было производить и реализовывать все новые и новые продукты.
Если товар особенно зависим от фактора времени, его ценность быстро утрачивается. К таким товарам относят новости, котировки акций на фондовых биржах и иные виды информации, которая используется для принятия решений (в том числе управленческих). Чтобы поддерживать потребительскую ценность подобных товаров, необходимо прибегать к их периодическому обновлению и продаже по подписке. В некоторых случаях практикуется использование искусственной зависимости продуктов от времени путем превращения товаров длительного использования в товары, спрос на которые повседневный. К примеру, клиент обычно посещает интернет-страницу о каком-то доме отдыха только один раз. Но в случае перманентного обновления содержания такой страницы, которое приводит к устареванию прежних ее версий, пользователи могут посещать ее повторно. Воздействие фактора времени может иметь место применительно к одному пользователю или применительно ко всем пользователям. Если взять такие товары, как биржевые котировки и новости, то их влияние одинаковое для всех пользователей. Если говорить о результатах поиска по заказу одного пользователя, то они актуальны лишь для него и лишь для него они обретают и теряют свою ценность. Других пользователей это изменение ценности во времени не касается.
Интенсивность использования. Товары могут быть предназначены:
- — для однократного использования (они схожи с товарами повседневного спроса). Например, таковыми являются результаты поиска в интернете;
- — многократного использования (они схожи с товарами длительного пользования). Это, к примеру, товары, относимые к программным. Их потребительская ценность по характеру кумулятивна, и реально ее уменьшение либо увеличение с течением времени (изменение может при этом происходить разными темпами). Так, освоение программы пользователем может привести к появлению новых возможностей ее применения, что увеличит ее ценность. А компьютерные игры со временем склонны надоедать, соответственно, их ценность падает.
Вид товара. Товары подразделяются на программы и документы. Если документ превратить в программу, можно обрести над ним больше контроля (над его распечатыванием, воспроизведением, изменением). В настоящее время наблюдается тенденция, когда программы все чаще становятся товарами, которые используются многократно. Однако не каждый продукт представляет собой программу, программами не становятся, к примеру, музыкальные записи.
Экономические последствия. Увеличение числа пользователей товара может приводить к возникновению:
- — положительных последствий. При применении таких товаров большим числом людей либо организаций происходит увеличение их ценности. Это относится к предоставлению интерактивных услуг, играм, чатам и др. Компании прибегают к предложению бесплатного или условно-бесплатного использования своих товаров, распространению демонстрационных копий, чтобы их рыночная доля увеличивалась;
- — отрицательных последствий. Такие товары при увеличении численности их пользователей обесцениваются. Эксклюзив всегда был в цене. Например, биржевые игроки получают немалую выгоду от эксклюзивного использования информации.
Возможность повторной продажи в интернете. Цифровые товары подразделяются:
- — на уникальные (каждая из копий продается лишь единожды, поскольку повторная продажа бессмысленна). Каждая из копий товара имеет некоторые отличия, но их продажа производится под одним названием. Это такие товары, как аккаунты и пин-коды;
- — универсальные (можно практиковать продажу копий в неограниченном количестве без утраты качества). Это такие товары, как учебные материалы, электронные книги и др.