Какие органы чувств помогают определить свойства воздуха
- Практическая работа — воздух и его свойства
Особенностью этой темы является использование демонстрационных опытов в сочетании с самостоятельными опытами, проводимыми самими учащимися.
Для получения более полных и отчетливых представлений о воздухе и его свойствах целесообразно использовать методические приемы, позволяющие задействовать различные органы чувств ребенка для обнаружения воздуха, а также проблемные вопросы, познавательные задачи.
Вначале детям предлагается вспомнить, какие органы чувств есть у человека и какие свойства окружающих предметов можно воспринимать с их помощью. Затем ставится вопрос: «Как мы можем почувствовать воздух?» (Если взмахнуть тетрадкой перед лицом, дунуть в лицо, то чувствуем воздух органом осязания). Следующий вопрос: «Почему мы не замечаем воздух в классе?» Бесцветность и прозрачность воздуха определяем в сравнении с оконным стеклом (если много стекол положить одно на другое — они приобретают голубоватый цвет, поэтому голубое небо — это толстый слой воздуха, освещенный солнцем). Останавливаемся на значении бесцветности и прозрачности воздуха.
«Услышать» воздух учащиеся могут, сжимая в руке худой резиновый мяч. Задается вопрос: «Как в природе услышать воздух? (завывание вьюги; ветер гудит, ударяясь об провода, скалы «поют» и т.д.) Детям предлагается плотно закрыть отверстие в мяче пальцем и вновь сильно сжать мяч. Мяч не сжимается, здесь мышечное чувство помогает определить запертый в мяче воздух.
Таким образом, делается вывод о том, что о существовании воздуха можно узнать с помощью различных органов чувств, также как о твердых и жидких телах. Значит воздух, хотя и невидимка, он не «пустое место», а тело природы.
Одним из доказательств материальности воздуха является то, что он, как и всякое иное тело (жидкое и твердое), занимает место. Для того, чтобы это увидеть, детям предлагается провести самостоятельные опыты по вытеснению воздуха с помощью воды из полых сосудов и пористых тел. Оборудование к опытам достаточно простое: чашки с водой, воронки, стаканчики; стаканы с водой, кусочки угля, комочки почвы, кусочки шерсти. Результаты опытов зарисовываются в тетради и записываются в выводах. Сообщаем учащимся о том, что пространство, занятое воздухом, не может быть одновременно заполнено водой или каким — либо другим веществом. Для доказательства этого факта служит демонстрационный опыт: опустить в сосуд с водой бутылку с отрезанным дном. Горлышко бутылки, предварительно закупорить пробкой. В пробку вставлена стеклянная трубка. Отверстие трубки закрыть пальцем — вода в бутылку не заходит. Когда палец отнимается от отверстия стеклянной трубки, учащиеся видят, как выходит из бутылки воздух (над отверстием трубки помешается флажок, горящая спичка и т.д.). Данный опыт позволяет объяснить, что свойство воздуха занимать место используется при постройке водолазного колокола (кессона). Рассказ о водолазном колоколе можно проиллюстрировать повторным погружением в воду бутылки, предварительно поместив в нее картонного человечка, прикрепленного проволокой к пробке.
Для проверки усвоения учащимися знаний о том, что воздух занимает место, им дается вопрос-задача: «Можно ли опустить на дно банки, наполненной водой, кусочек сахара, так, чтобы он не намок и оставался бы там сухим?» или познавательная задача следующего содержания: «Иллюзионист поставил на стол аквариум с водой, в которой плавали золотые рыбки. Затем артист положил на воду пробковый кружок и посадил на него живого цыпленка. Плотик с пушистым мореплавателем был накрыт стеклянным колпаком. Фокусник начал медленно погружать колпак в воду. Вода стала постепенно заполнять колпак. Зрители затаили дыхание… Что произойдет с цыпленком? Объясните этот фокус, применив полученные вами знания».
При изучении свойств воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении ставятся демонстрационные опыты, к их постановке привлекаются и учащиеся. Интересны и занимательны опыты с надетым на колбу резиновым шариком или с бегающей каплей. Кроме того, что эти опыты дополняют описанные в учебники, они приводят детей к выводу, что воздух при нагревании расширяется и делается более упругим. Опыты, показывающие, что воздух сжимаем и упруг, проводится демонстрационно. Это помогает понять, почему в опыте, установившем, что воздух занимает место, в бутылку все же вошло немного воды.
Большой интерес в методическом отношении представляет опыт с взвешиванием воздуха, который является прекрасным объектом для развития у младших школьников логического мышления. Детям вначале предлагается решить задачу: «Что произойдет, если: взять хорошо закупоренную колбу и уравновесить её на весах. Затем вынуть пробку, некоторое время нагреть колбу на спиртовке, вновь закупорить её и опять взвесить?»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ свойства воздуха.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
1. Вода 2. Осадки 3. Зима 4. Дождь 5. Утро 6. Хвойные
4 слайд
Описание слайда:
Тема СОСТАВ И СВОЙСТВА ВОЗДУХА
5 слайд
Описание слайда:
Что такое воздух? Из чего он состоит? Каковы свойства воздуха? Как человек их использует? Нужно ли воздух охранять?
6 слайд
Описание слайда:
Воздух – это смесь разных газов. углекислый газ 1% Кислород 21% Азот 78%
7 слайд
Описание слайда:
Воздух Невидимый и бесцветный Без запаха Без вкуса Не имеет формы
8 слайд
Описание слайда:
Воздух: при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
9 слайд
Описание слайда:
Воздух сжимаем упруг Использование этого свойства человеком:
10 слайд
Описание слайда:
1000 литров воздуха весят1кг 293 грамма. 1 литр весит 1 гр 293 миллиграмма.
11 слайд
Описание слайда:
Воздух: Плохо проводит тепло Имеет вес
12 слайд
Описание слайда:
Плохо проводит тепло Свойства воздуха Бесцветен и прозрачен При нагревании расширяется При охлаждении сжимается Не имеет формы Упруг и сжимаем Без вкуса и запаха
13 слайд
Описание слайда:
Цвет воздуха бесцветный голубой душистый без запаха круглый нет формы газ жидкий Запах воздуха Форма воздуха Состояние воздуха
14 слайд
Описание слайда:
Благодаря воздуху мы… Дышим Слышим Плаваем на яхтах и парусниках; Спускаемся на парашютах и поднимаемся на воздушных шарах; Убираем пыль пылесосом; Сушим бельё Сушим волосы феном
15 слайд
Описание слайда:
Фразеологизмы 1 группа- Бросать в воздух шапки. 2 группа-Взлететь на воздух. 3 группа- Глотай воздух. 4группа- Говорить на воздух. 5 группа-Ловить воздух .
16 слайд
Описание слайда:
Самопроверка. Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный. Воздух не имеет вкуса. Он бесцветный. У него нет запаха и он прозрачный.
17 слайд
Описание слайда:
Тополь выделяет кислорода столько, сколько 7-елей 4-осины 3 -липы
18 слайд
Описание слайда:
Теперь мы знаем Что такое воздух …. Как доказать, что воздух существует … Какие свойства воздуха … Каково значение воздуха …. Почему воздух загрязняется … Как охранять воздух …
19 слайд
Описание слайда:
Отметь знаком «+» , оцени свое настроение 1. Мое настроение в начале урока 2. Мое настроение в конце урока Отметь знаком «+» , оцени себя хорошо не очень плохо 1.Данную тему я усвоил (а) 2.На уроке я работал (а)
20 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание Прочитать статью «Свойства воздуха» (учебник, стр. 25-28 ). или № 71 в тетради
Выбранный для просмотра документ технологическая карта урока.docx
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
18443110538
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ свойства воздуха.docx
Выбранный для просмотра документ урок окруж. мира 2 класс свойства воздуха.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Атлантический океан Воздушный океан Индийский океан Северный Ледовитый океан
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
Описание слайда:
Что бы вы ещё хотели узнать о воздухе? Какими свойствами обладает воздух? Как человек использует воздух? Нужно ли воздух охранять?
6 слайд
Описание слайда:
Свойства воздуха
7 слайд
8 слайд
Описание слайда:
цвет глаз запах нос вкус язык форма глаз
9 слайд
10 слайд
Описание слайда:
цвет глаз бесцветный запах нос без запаха вкус язык нет вкуса форма глаз без формы сжимаемость глаз ухо кожа упругость ухо кожа
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Проводит звук Имеет массу Пропускает солнечные лучи Сохраняет тепло
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о оо о о оо оооооооо
15 слайд
Описание слайда:
Свойства воздуха: — без цвета; — проводит звук — без вкуса; — имеет массу; — без запаха; — не имеет формы; -сжимаемый; — упругий; пропускает солнечные лучи; сохраняет тепло; при нагревании расширяется.
16 слайд
Описание слайда:
Что бы вы ещё хотели узнать о воздухе? Какими свойствами обладает воздух? Как человек использует воздух? Нужно ли воздух охранять?
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
Описание слайда:
Что бы вы ещё хотели узнать о воздухе? Какими свойствами обладает воздух? Как человек использует воздух? Нужно ли воздух охранять?
22 слайд
23 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-1038217
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Галя Логинова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Удивительные свойства воздуха»
«Удивительные свойства воздуха»
Цель:
Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Обучающие:
1) расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
2) познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
3) активизировать и расширять словарный запас детей.
Развивающие:
1)развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
2) развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать интерес к окружающей жизни, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Раздаточный материал: стаканчики с водой, соломинки, веер, на каждого ребёнка, баночки с «запахом» и без запаха, полиэтиленовые мешочки, бумага, баночки с водой, клюква, мел, камушки, стаканчики с салфетками.
Предварительная работа: беседы и загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, слушание сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Султане», чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского, наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Словарная работа: учёные, лаборатория, вентилятор, прозрачный, невидимый, бесцветный.
Ход занятия.
Воспитатель: (покрутив глобус).
Что вы видите у меня в руках? (глобус). Правильно глобус. Посмотрите, какой он разноцветный.
Какие цвета вы видите на нем? (синий, зеленый, желтый, коричневый).
А как вы думаете, что изображено зеленым цветом (желтым, коричневым и синим?
Воспитатель: Чего больше на Земле, суши или воды? (Воды)
Воспитатель: Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Посмотрите огромные участки синего цвета на глобусе — это океаны, в которые впадают все реки, озера, моря.
Воспитатель: Сколько океанов омывает сушу? (Четыре)
Воспитатель: Назовите их, пожалуйста? (Северный — ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический океан)
Воспитатель: Назовите обитателей океана? (Рыбы, киты, дельфины т. д.)
Воспитатель: Все кого мы назвали, живут в океане, скажите, а где живут люди? (Люди живут на земле, т. е. на суше)
Воспитатель: А я хочу раскрыть вам одну тайну. Мы с вами тоже живем на дне океана – пятого океана. Он без берегов и воды, по нему проплывают серебристые рыбы, а это самолёты. Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нём. И если бы не было этого воздушного океана, то не было и жизни на земле.
Воспитатель: А что такое воздух? (Это то, чем дышат люди, растения, животные)
Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух)
Дыхательная гимнастика:
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
Тихо-тихо мы подышим.
Сердце мы свое услышим.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
Подыши другой ноздрей.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
Воспитатель: Ребята, молодцы! Почувствовали воздух? Вы сами, того не замечая, провели опыт с воздухом, как это делают настоящие учёные. И сейчас я предлагаю вам пройти в лабораторию, где вас ждёт много интересного (идёте по кругу вдоль столов в лабораторию).
Воспитатель: Ребята, идём тихо, никого не отвлекаем, никому не мешаем. Посмотрите, здесь кто-то работает.
Здравствуйте, а мы к вам.
Г. Е.: Проходите, пожалуйста, а я вас жду. Мне сообщили, что сегодня придут дети из д/с ко мне в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (помещение, где много приборов для экспериментов)
В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, быть внимательными, аккуратными, спокойными.
Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная коробочка.
Хотите узнать, что в ней находится? (открываю)
Что вы видите в коробочке?
Дети: ничего.
Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы догадаетесь, что находится в коробочке.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ,
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Ребята,как вы думаете: что это за невидимка?
Дети: воздух.
Воспитатель: Я приглашаю вас в свой мир — мир необычного и таинственного. Я приглашаю вас в лабораторию, где мы сможем увидеть, услышать и почувствовать воздух. (Дети надевают халаты)
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать (ставит песочные часы). Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать? (Нет, без воздуха человек умрет). Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух (растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Вывод: воздух жизненно необходим.
Без дыханья жизни нет,
Без дыханья меркнет свет,
Дышат птицы и цветы,
Дышит он, и я, и ты.
Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит? Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух. Они поднимаются вверх А почему? (Потому что они лёгкие) Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
Пузырьки — это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Воздух выходит из воды. А теперь подуйте сильнее. Что происходит? (Буря) Чем больше воздуха, тем больше пузырей.
Вывод: внутри нас есть воздух.
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг — направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. Я воздуха не вижу. А вы видите воздух? (Нет, не видим, он невидимка, волшебник)
Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не ви-дим. А для этого мы поиграем. Поймайте воздух ладонями! (Как это сделать? Он везде невидим… Поймать его нельзя!)
Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей) Сейчас мы это проверим. Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи, апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что-то почувствовали, только Саша ни чего не почувствовал. Как вы думаете почему? Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ни чего не дала почувствовать. Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
Воспитатель: А сейчас мы попробуем с вами выйти сухими из воды. Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Сейчас мы это проверим. Это — стакан, а это – салфетка. Потрогайте её, она сухая? Больше в стакане ничего нет.
Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости, далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду)
Вывод: В стакане есть воздух и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
Воспитатель: А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит? (Из мела выходят пузырьки воздуха)
Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ: в пакете, в меле и т. д.
Физкультурная минутка
Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Мы вдохнули глубоко, дышим мы легко-легко.
Плавно руки вверх подняли и кистями помахали.
Руки мы к плечам прижали и локтями повращали.
Вправо, влево повернулись, на соседа оглянулись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Вверх и вниз рывки руками, будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем — нужно ноги укреплять.
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.
Воспитатель: Нальем в стакан газированную воду. Почему она так называется? В ней много маленьких воздушных пузырьков. Воздух – газообразное вещество, поэтому вода – газированная. Пузырьки воздуха быстро поднимаются вверх, они легче воды. Бросим в воду виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее сразу начнут садиться пузырьки, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. На поверх?