Какие органы чувств помогают определить перечисленные свойства воздуха
Муниципальное образовательное учреждение
Непецинская средняя общеобразовательная школа
Коломенского муниципального района Московской области
Учитель начальных классов первой квалификационной категории
Левина Ирина Николаевна
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: Свойства воздуха. Практическая работа.
Цель: расширить знания обучающихся о свойствах воздуха.
Предметные задачи.
Создать условия для развития у учащихся: навыков проведения несложных опытов в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдения техники безопасности; измерения температуры воздуха; определение основных свойств воздуха, его значение для растений, животных, человека.
Метапредметные задачи.
Создать условия для развития у учащихся: интереса к познанию окружающего мира; самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; навыков взаимоконтроля; использования таблиц, приведённых в учебной литературе; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Оборудование: школьная доска; карточки для учащихся; учебник – Дмитриева Н. Я., Казакова А. Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. – 8-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012.; экран; документ-камера; шары; духи; мяч и насос;
стакан с водой и соломинка; весы (металлические банки от напитков, палочки); модульная система экспериментов PROLOG.
Ход урока.
- Актуализация знаний.
Учитель: Читает загадки.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
Дети: Воздух.
Учитель: А что вы уже знаете о воздухе?
Дети: Воздух состоит из смеси газов.
Учитель: Из каких смесей газов состоит воздух?
Дети: Кислород, азот, углекислый газ и другие газы.
Учитель: А для чего он нужен?
Дети: Он входит в состав всех живых организмов.
Учитель: Почему необходим кислород?
Дети: Он участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли – растений, животных, человека.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свойствах воздуха. И поможет нам в этом ещё один наш гость. Он будет главным героем нашего урока.
Круглый, гладкий, как арбуз.
Цвет любой на разный вкус.
Коль упустишь с поводка
Улетит за облака.
Дети: Воздушный шарик.
Учитель: Знакомьтесь – это Воздушный Шарик.
2. Основной этап. Опыты. Исследование свойств воздуха.
Учитель: Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?
Есть ли он вообще? Может, его придумали?
Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! А кто уже догадался, где мы найдём информацию, о том что нам необходимо сделать?
Дети: Учебник.
Учитель: Откройте учебник на стр. 26. И прочитайте, верно, ли определили тему нашего урока? И что же мы будем делать?
Учитель: А какие органы чувств вы знаете? Напомните мне их.
Дети: Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
Учитель: А какова цель нашей работы?
Дети: Определить свойства воздуха.(Дети записывают цель в тетрадь)
Опыт №1. Цвет.
Учитель: В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?
Открываем первое свойство воздуха.
Дети: Воздух невидимый и бесцветный.
Опыт №2. Запах.
Учитель: А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?
Дети: Ничего.
Учитель: Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. (Разбрызгивает духи или лимон.) А сейчас?
Дети: Запах духов.
Учитель: А какой орган чувств помог нам определить запах?
Дети: Обоняние. Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.
Учитель: Где вы чувствуете сильные запахи?
Дети: В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.
учитель Значит, какой вывод мы можем сделать?
Дети: Чистый воздух запаха не имеет.
Опыт № 3. Вкус.
Учитель: Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?
Дети: Воздух не имеет вкуса.
Опыт № 4. Форма.
Учитель: Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?
Дети: Нет.
Учитель: А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Первые 4 опыта. Что вы узнали из наших исследований о воздухе?
Опыты демонстрирует учитель.
Опыт №5. Сжимаемость. Упругость.
Учитель: Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?
Дети: В нём мало воздуха.
Учитель: Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать?
Дети: Добавить воздуха.
Учитель: Что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух?
Дети: Воздух сжимается. (Сжимаемость.)
Учитель: У кого из вас есть велосипед? Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда?
Дети: Упругость.
Учитель: А где еще используется это свойство?
Дети: Свободные высказывания детей.
Опыт № 6. Воздух легче воды.
Учитель: Налейте в стакан газированной воды. Опустите кусочек пластилина. Что наблюдаете? Какое свойство воздуха обнаружили?
Дети: Воздух легче воды.
Учитель: Почему вы не боитесь плавать, надев спасательный круг? У кого из вас есть резиновая лодка? Почему вы не боитесь в ней плавать?
Дети: Воздух легче воды.
Опыт № 7. Масса воздуха.
Учитель: А может быть воздух совсем ничего ни весит, поэтому и всплывают шарик. Давайте проверим. Такие весы вы сможете сделать дома сами. (Взвешиваю два шарика). Что произошло?
Дети: Воздух имеет массу.
Опыт №9. Теплопроводность.
Учитель: Почему в домах в окна вставляют двойные рамы? Что находится между рамами? Какое свойство воздуха здесь проявляется?
Дети: Воздух — плохой проводник тепла.
Учитель: Почему земля под снегом остается теплой, и корни растений не замерзают? На самом деле, что же греет землю, снег ли? Между снежинками — воздух, он не пропускает холод.
Учитель: Как сидят птички, когда на улице мороз? Почему? А что происходит с мехом животных к зиме?
Дети: Мех животных, перья птиц сами по себе не греют, а греет воздух, находящийся между ними.
Учитель: А как свойство теплопроводности использует человек?
Дети: Меховые шубы, шерстяная одежда ,валенки.
Опыт проводится по группам.
Опыт № 10. Горячий воздух легче.
Учитель: Измерьте температуру воздуха в помещении. Теплее у пола или под потолком?
Дети проводят эксперимент.
Учитель: Теперь вы можете объяснить, почему форточки делают в верхней части окна, а батареи отопления под окнами?
Учитель: Почему люди в бане поднимаются на полок, ближе к потолку, чтобы попариться? Что происходит с горячим воздухом?
Учитель: Значит, в нашем кабинете, где находится более теплый воздух — у потолка или ближе к полу?
3. Рефлексия.
Учитель: Какие открытия вы совершили сегодня за урок? Что еще вчера о воздухе вы не знали, а сегодня знаете?
Дети: Узнали свойства воздуха: бесцветный или прозрачный, без запаха, без вкуса, не имеет формы, сжимаемость, упругость, легче воды, проводит тепло плохо.
Учитель: Дома вы заполните табличку, которую вам дала я.
Учитель: Спасибо. Воздушные шарики в подарок. На каждом вы поставьте себе за работу на уроке оценку. За то, как вы слушали, как заполнили таблицу, всё ли поняли, за то, как старались.
Урок окружающего мира
Тема: «Свойства воздуха и воды»
(УМК «Перспективная начальная школа»)
2 класс
Учитель: Балыдина Марина Николаевна
МОУ «СОШ №56»
Саратов
2015
Урок окружающего мира 2 класс.
Тема: «Свойства воздуха и воды»
Дидактическая цель: обобщить, систематизировать знания учащихся по тема: свойства воздуха, свойства воды. Раскрыть некоторые экологические проблемы.
Тип урока: урок рефлексии
Задачи урока:
Предметные: — систематизировать и обобщить представления учащихся о свойствах воздуха и воды;
-развивать познавательную активность детей, наблюдательность, речь,
Метапредметные:— принимать и сохранять учебную задачу;
— действовать по намеченному плану, а так же по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. п.
— оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;
— с учителем ставить новые задачи и осуществлять действия для реализации замысла.
Познавательные:- осознавать познавательную задачу;
— находить необходимую информацию самостоятельно и использовать её для решения учебно-познавательных задач;
— строить несложные рассуждения, делать выводы.
Личностные:- развитие коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
—выраженного познавательного интереса к математике;
— развивать мышление, речь, внимание, память.
Коммуникативные:— выражать свои мысли, чувства в словесной форме;
— высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— проявлять терпимость по отношению к высказываниям других точек зрения;
— вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь;
— строить небольшие монологические высказывания;
— применять приобретённые коммуникативные умения в практике общения.
Оборудование: компьютер, мультимедийная аппаратура, проектор, карточки с заданиями, учебник.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Мотивация, самоопределение к деятельности.
— Ребята, посмотрите на парты, проверьте готовность к уроку.
-Какое настроение у тебя?
— Сегодня я вам предлагаю отправиться на лесную поляну.
Дети готовятся к работе, получают позитивный настрой.
Личностные: самоопределение;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.Актуализация знаний.
— Глубоко вздохните
-Ребята, вы почувствовали, что в лесу дышаться легче? Почему?
— А, что такое воздух?
— Какие свойства воздуха вы уже знаете?
Где находится воздух?
-Какие свойства воды вы знаете?
— Какая тема нашего урока?
Ответы детей.
У Земли есть воздушная оболочка, которая называется атмосфера.
Воздух — смесь газов.
воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи.
— Воздух заполняет все промежутки, все трещинки и щелки в предметах. Он растворен в воде морей, озер, рек, ручьев.
Является растворителем;
не растворяет речной песок;
не имеет вкуса;
текуча;
принимает форму сосуда;
не имеет запаха;
прозрачна;
бесцветна;
испаряется.
— Свойства воздуха и воды
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:
Логические — анализ объектов с целью выделения признаков.
Метапредметные: с учителем ставить новые задачи и осуществлять действия для реализации замысла.
3.Локализация затруднений
-Какая же цель нашего урока?
— У вас на столах карточки со словами, найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее?
1 ряд — Соль, сахар, воздух, горчица.
2 ряд — Снег, радуга, лист растения, воздух.
3 ряд — Воздух, духи, уксус, жареная картошка.
Физминутка
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
— Закрепить знания по свойствам воздуха и воды.
— Воздух не имеет вкуса
— Воздух не имеет цвета
— Воздух не имеет запаха
Потягивания – руки в стороны
Потягивания -руки вверх
Дети машут руками
Наклоны вперед
Наклоны вправо-влево, вперед-назад
Вращение туловищем
Дети садятся за столы
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: постановка вопросов;
Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.
4.Построение проекта выхода из затруднения.
— Ребята, возле нашей поля есть небольшой водоем.
-Расскажите о растениях и животных, которые обитают в воде.
— Мы можем с вами напиться воды из этого водоема?
— А поможет нам верно ответить на этот вопрос учебник.
-Откройте его на стр.53
— Прочитаем вместе правило.
— Какой вывод сделаем, будем пить воду из нашего водоема? Почему?
Ответы детей.
Ответы детей.
Нет, мы не знаем чист ли он.
Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
5. Этап реализации построенного проекта.
-Ребята, а в растениях есть вода?
— Давайте докажем и проведём не большой опыт с клубнем картофеля.
Проводится опыт учителем.
— Откуда в нём вода?
-Значит, в почве есть вода? А как еще можно доказать, что в почве есть вода.
Ответы детей.
Из почвы.
положить небольшую часть земли (почвы) в тряпку, сжать и потечет вода
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структурироваться знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
6. Этап включения в систему знаний и повторения.
Работа в группах
5 групп
Дети работаю в группах по карточкам.
-Давайте проговорим правила работы в группе.
Задание: 1. Среди перечисленных свойств двух веществ выделите те, которые относятся к свойствам воздуха. Отметьте их знаком ☑. Свойства воды отметьте знаком ☒
2. Какие органы чувств помогают определить перечисленные свойства воздуха? Соедините стрелками соответствующие таблички и рисунки.
Проверка
Давайте подведём итог нашего урока.
— Какие свойства имеет воздух?
— Какие свойства имеет вода?
-Ответы детей.
— Дети выполняют работу
— Ответы детей
— Ответы детей по группам.
воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло, хорошо пропускает солнечные лучи.
Является растворителем;
не растворяет речной песок;
не имеет вкуса;
текуча;
принимает форму сосуда;
не имеет запаха;
прозрачна;
бесцветна;
испаряется.
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
7. рефлексия
— Выберите рисунок на доске, который соответствует вашему настроению на уроке и нарисуйте по очереди лучики к солнышку или капельки для тучи.
Д/З
Хрестоматия – стр. 30- 32 (читать, пересказывать)
Выберите одно из свойств воздуха или воды и составьте сообщение, пользуясь разными источниками информации.
Выставление оценок.
— Большое спасибо за урок!
Дети рисуют.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Тема: «Свойства воздуха».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: создать условия для:
— формирования представления о свойствах воздуха;
— развития познавательного интереса, речи, наблюдательности, любознательности, эмоционального восприятия мира, общеучебных и коммуникативных умений, экологического мышления;
— развития умения исследовать свойства вещества экспериментальным способом;
— воспитания бережного отношения к окружающей среде.
Планируемые результаты:
Личностные:
— осознание ответственного отношения к природе;
— умение собраться и настроиться на работу;
— устанавливать связь между целью и ее результатом;
— понимать поставленные цели и задачи на занятии и стремиться их выполнить;
— умение оценивать свою работу.
Предметные:
— формирование представления о свойствах воздуха.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
— планировать свои действия, правильно их оценивать, высказывать свои мысли;
— понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.
Познавательные УУД:
— учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике.
Коммуникативные УУД:
— учится задавать вопросы, формулировать собственного мнения;
— уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников, умение сотрудничать.
Средства и оборудование: презентация, учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, часть 2 (Дмитриева Н. Я.), воздушный шар, мяч, духи, разноцветные карточки, листочки с заданиями.
Ход урока:
1.Организационный момент
Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, включение в учебную деятельность
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Настраиваются на работу.
Л:
— умение собраться и настроиться на работу
2. Подведение итогов наблюдения
Цель: развитие наблюдательности, навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире
Ребята, а кто мне скажет какое сегодня число? День недели? Месяц? А что это за месяц такой?
В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти,
Не пройти – не придти
И весну не привести!..
Посмотрите видео. Скажите, о чем это видео? Какой месяц февраль?
В народе говорят: «Февраль — бокогрей». Как вы думаете, почему? Верно, это месяц не только снегопадов, злых вьюг, но и первого тёплого солнца.
Скажите, какая сегодня погода? (Температура воздуха, состояние неба, ветер) Молодцы, вы настоящие наблюдатели!
Что мы узнали о погоде февраля?
Отвечают на вопросы:
Двадцатое, пятница, февраль, последний месяц зимы.
Сегодня ….
Мы узнали, что в феврале переменчивая погода: может мести вьюга, а может таять снег
Л:
— понимать поставленные цели и задачи на занятии и стремиться их выполнить.
К:
— уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников, умение сотрудничать.
3.Актуализация знаний
Цель: повторение опорных понятий и раннее усвоенных учебных действий
А сейчас, мы посмотрим, какие вы старательные, и как вы подготовили домашнее задание. Для этого вам нужно разгадать загадки:
1) Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?
2) Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
3) Из чего состоит воздух?
Почему необходим кислород?
4) Рассмотрите картинку и скажите, каким цветом обозначен кислород, азот, углекислый газ, прочие газы?
5) Кто может пересказать информацию со страницы 24 «Зачем люди изучают атмосферу»?
6) Отличается ли воздух в городе и в лесу? Почему?
Молодцы, ребята. Видно, что вы дома готовились! Скажите, что мы повторяли?
Атмосфера
Воздух
Азот, кислород, углекислый газ и прочие газы.
Он участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли – растений, животных, человека.
В городе воздух загрязнен, в лесу свежий воздух.
Изученный материал.
Л:— умение оценивать свою работу.
К:
— уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников.
3.Целеполагание
Цель: выявление затруднений и постановка цели
Как вы думаете, все ли вы знаете о воздухе? Что вам неизвестно? Что можно еще узнать о воздухе?
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свойствах воздуха. Как вы понимаете слово «свойство»?
Какова цель нашего урока? Что нам нужно сделать, чтобы выполнить цель урока?
Ставят цель урока.
Узнать свойства воздуха. Доказать. Провести опыты.
Л:
— устанавливать связь между целью и ее результатом.
Л:
— уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников, умение сотрудничать.
4.Планирование предстоящей деятельности
Цель: составление плана действий
Давайте спланируем нашу деятельность.
Я предлагаю лесенку успеха:
1 ступень – Узнаю
2 ступень — Применю
3ступень – Оценю
Что нам поможет в достижении нашей цели?
Планируют деятельность на уроке.
Р: — планировать свои действия, правильно их оценивать, высказывать свои мысли;
К:
— уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников, умение сотрудничать
5.Реализация плана
Цель: построение нового знания
-На какой ступени мы будем находиться?
Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали? Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! А кто уже догадался, где мы найдём информацию, о том, что нам необходимо сделать?
— Откройте учебник на стр. 26. И прочитайте задание, что же мы будем делать?
— Полную таблицу найдем в рабочей тетради на станице 28, упражнение 71. Изучите таблицу..
— Что расположено в первой столбике? Прочитайте свойства.
— Что расположено во втором столбике? Какие органы чувств вы знаете? Напомните мне их. Что будем писать во второй столбик?
— Что будем записывать в третий столбик?
Какова цель работы? Запишите
Опыт №1. Цвет.
Открываем первое свойство воздуха.
— В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух ? Проведем опыт, у меня в руке предмет (накрыт тканью). Вы не видите его из-за ткани, а если я ее уберу, сможете ли вы увидеть его через воздух.
Какой вывод можно сделать?
Заполним таблицу вместе. Далее проведем еще три опыта, и вы самостоятельно будите заполнять таблицу.
Опыт №2. Запах.
— А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. (Разбрызгивает духи или лимон.) А сейчас? А какой орган чувств помог нам определить запах?
Где вы чувствуете сильные запахи? Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.
— Значит, какой вывод мы можем сделать?
Опыт № 3. Вкус.
Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?
Опыт № 4. Форма.
Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?
Какое свойство узнали?
— А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Первые 4 опыта. Что вы узнали из наших исследований о воздухе?
Заполните таблицу. Проверьте.
Опыт № 5
Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?
Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать?
Что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух? Как называется это свойство?
Опыт № 6
У кого из вас есть велосипед? Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда? Мяч наполнен сжатым воздухом , сжатый воздух заставляет мяч подпрыгивать . Это свойство воздуха называется упругостью. Камеры колёс автомобилей также наполнены сжатым воздухом . Это позволяет автомобилю мчаться с большой скоростью и смягчает толчки при езде.
— О каких новых свойствах воздуха вы узнали? Дополните таблицу «Свойства воздуха». Где в современной технике человек используется свойства воздуха упругость и сжимаемость?
Мы присядем десять раз. Мышцы не болят у нас. (Приседания.)
Десять раз подпрыгнуть нужно, скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)
Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)
Подаёт учитель знак. Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)
Сколько свойств воздуха мы открыли? Эта далеко не все свойства. Мы можем выяснить и еще, но доказать это опытом у нас нет возможности. Но мы можем их определить.
— Как вы думаете, почему космонавты в открытом космосе переговариваются по радио?
В безвоздушном пространстве царит абсолютная тишина. Ученые доказали, что звук распространяется в воздухе, поэтому мы слышим друг друга. Какое свойство это воздуха? Верно, еще одно свойство воздуха – он проводит звук.
-Посмотрите на 28 странице учебника картинку. Как вы думаете, тяжело ли девочке? Почему?
Имеет ли воздух массу?
Воздух, как и всякое вещество, имеет массу. Она давит на нашу голову. Мы же это не замечаем, потому что наш организм приспособился к этому. Но иногда давление атмосферы становится больше или меньше, пожилые и больные люди это чувствуют.
— Ребята, скажите, когда теплее – когда солнечные лучи беспрепятственно попадают на Землю или когда солнце закрыто облаками, тучами? Почему?
Какое еще свойство мы можем можно назвать?
Верно, воздух хорошо пропускает солнечные лучи.
— Откройте учебник на странице 28, прочитаем по цепочке.
О чем говорится в тексте учебника?
Какой вывод можно сделать? Что нового узнали?
Какие свойства можно выделить из прочитанного текста?
— Какие свойства воздуха вы узнали, а какие определили самостоятельно?
Узнаю
Учебник.
Определять свойства воздуха с помощью органов чувств, заполнять таблицу.
Зрение — глаза, слух-ухо, вкус-, обоняние-нос и осязание- кожа.
Определить свойства воздуха с помощью органов чувств.
Воздух невидимый и бесцветный.
Заполняют таблицу вместе с учителем.
Ничего.
Запах духов.
Обоняние.
В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.
Чистый воздух запаха не имеет.
Воздух не имеет вкуса.
Нет.
Воздух не имеет формы.
Заполняют таблицу
Сверяют со слайда.
В нём мало воздуха.
Добавить воздуха.
Воздух сжимается.
Сжимаемость.
Упругость.
Упругость и сжимаемость
Отдыхают.
6
…
Воздух проводит звук.
Нет.
Воздух имеет массу.
Воздух пропускает солнечные лучи.
Читают текст по цепочке.
Пересказывают, выделяют главное.
Воздух помогает удерживать тепло.
Л:
— понимать поставленные цели и задачи на занятии и стремиться их выполнить.
Р:
— понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.
П:
— учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике.
6. Самостоятельная работа:
Цель: организация самостоятельной работы по выполнению заданий
— На какую ступень перейдем?
— На странице 29 учебника посмотрите на иллюстрацию. Кто изображен? Скажите, холодно ли снегирю?
Объясните соседу по парте, в полголоса: Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? Почему люди зимой ходят в шубах, теплых пальто, надевают шерстяные свитеры?
Кто хочет поделиться своими выводами?
Посмотрите, ребята, на странице 29 в разделе «Веселая переменка» верно ли утверждение?
(-От чего зависит температура воздуха?
— От термометра!)
Применяю
4
Совещаются.
Делятся своими мыслями.
Нет.
Л:
— умение оценивать свою работу.
К:
— умение формулировать собственное мнение.
7. Контроль и оценивание
Цель: обучение способам контроля и самооценки деятельности
И, на какой ступени вы сейчас окажетесь?
А теперь проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему.
У вас на столах лежат листочки, лежат карточки с пронумерованными пустыми клеточками. Я буду читать утверждения, а вы ставить «+» или «-».
1. Воздух не проводит звук.
2. Чистый воздух запаха не имеет.
3. Воздух сжимаемый.
4. Воздух не упругий.
5. Воздух не имеет вкуса.
6. Воздух имеет форму.
7. Воздух видимый.
Поменяйтесь с товарищем по парте, карточками и проверьте правильность. Есть ли у кого ошибки?
Посмотрите, какие ошибки совершили.
Ребятам, у которых есть ошибки, советую быть внимательнее.
Оценю
Самостоятельная работа.
—
+
+
—
+
—
—
Самопроверка.
Л:
— умение оценивать свою работу.
8. Рефлексия
деятельности
Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников
Какой опыт больше всего понравилось на уроке?
Какой опыт вызвал затруднения? Почему?
Что вспомнили? Что нового узнали на уроке? Какие свойства воздуха?
Самооценка
Кто оценит свою работу на уроке на “отлично и хорошо”? и кто сможет продемонстрировать родителям опыты, которые проводили на уроке? — поднимите зеленную карточку.
Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на уроке, кому нужна помощь в усвоении знаний данной темы? – поднимите желтую карточку.
Кто ничего не понял и не усвоил – поднимите красную карточку.
Отвечают на вопросы. Подводят итог.
Оценивают работу на уроке.
Р:
— планировать свои действия, правильно их оценивать, высказывать свои мысли.
9. Домашнее
задание
Цель: развитие способностей
— А теперь откройте дневники для домашнего задания. Страница 26 – 29 читать. Уметь рассказать. Опыт
Роспись учителя:____________ Роспись методиста:______________