Какие опыты помогут узнать состав и свойства почвы
В целом, почва представляет собой поверхностный слой твёрдой оболочки нашей планеты, отличающийся плодородием.
Одной из основ для образования почвы служат горные породы.
На протяжении многих лет горные породы, из которых состоят равнины, днища водоемов, равно как и сами горы, разрушались под влиянием воздушных масс, воды, тепла, источаемого солнцем, и живых организмов.
Как образуется почва
В принципе, процесс образования почвы следует рассматривать с точки зрения непосредственной взаимосвязи живой и неживой природы — как результат жизнедеятельности организмов и выветривания горных пород.
Хвоинки, веточки деревьев, сухие опавшие листья и трава, накапливаются в земле и уже за полгода становятся удобрением; под ними, в свою очередь, находятся камешки, глина и песок, перегной, останки животных и насекомых — божьи коровки, муравьи.
В почве также находятся грибы и бактерии…
Дождевые черви и кроты вообще большую часть своей жизни проводят в почве, лишь изредка показываясь наружу.
Майские жуки в почве откладывают яйца.
Для улиток и лягушек почва является спасением от жаркой погоды.
Земляной шмель в почве зимует.
- Жуки могут проникать в почву на двухметровую глубину;
- муравьи и того больше – до трёх метров;
- а кроты – до пяти метров;
- ну а дождевые черви в этом плане «рекордсмены» – до восьми метров.
Воздух и вода поступают в почву благодаря ходам, которые прокладывают в процессе своей жизнедеятельности животные, тем самым обогащая её.
А ещё животные размельчают остатки растений в почве, а бактерии превращают их в перегной.
Основным свойством почвы является плодородие.
Под плодородием подразумевают наличие в почве веществ, которые обуславливают рост и развитие растений.
«Продолжительность жизни деревьев» …
Как определить состав почвы?
Опыт №1. Воздух
Опустите в стакан с водой маленький комочек почвы (сухой). И, вы увидите, как на поверхность воды будут подниматься пузырьки, что и свидетельствует о наличии в почве воздуха.
Опыт №2. Минеральные соли, глина , песок
Опустите почву в стакан с водой, размешайте и оставьте на некоторое время. После чего капните пару капель помутневшей воды на стёклышко и нагрейте его. Когда вода испарится, то на стекле вы увидите белый налёт, указывающий на присутствие в почве минеральных солей.
В самом же стакане можно будет со временем наблюдать следующее: на дне осядет песок, на нём отложится глина, а уже на самой глине – перегной.
Опыт №3. Вода
Разместите размельчённые комки почвы на какой-либо жестяной поверхности и подогрейте её; одновременно держа стёклышко над почвой: стекло сначала запотеет, а потом на неё появятся капли воды. а значит, что в почве содержится вода.
Опыт №4. Перегной
В продолжение предыдущего: не прекращайте нагрев почвы, и вы почувствуете противный запах. Дело в том, что подобный запах дают горящие гниющие останки животных и растений (перегной).
А если продолжить нагрев, то перегной весь сгорит и почва станет серого цвета. Получается, что именно перегной и обуславливает тёмный цвет почвы.
И так, составляющие почвы:
1. Неживая природа — это:
- глина,
- песок,
- перегной,
- минеральные соли,
- вода,
- воздух.
2. Кроме того, в состав почвы входят элементы живой природы:
- корни растений,
- мелкие животные,
- бактерии.
Так что всё более чем взаимосвязано.
Советуем почитать: Размножение растений разными способами
Урока – опыта по окружающему миру в 3 классе
По теме: «Почва и ее состав».
Проводила Шевченко Оксана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Школа № 94, Пролетарского района, г. Ростова-на-Дону,
Цели: дать представление о том . что почва- продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; рассказать о составе почвы и ее плодородии.
Обороудование: интерактивная доска, на партах: лупа, стаканчики с водой, почва, спиртовка (у учителя на столе), стеклышко.
Ход урока:
1.Орг. момент.
-Здравствуйте,ребята. На прошлом уроке по окружающему миру мы с вами познакомились с тем как образуется почва. Какое участие в образовании почвы принимают растения и животные.
-А сегодня на уроке, мы познакомимся с составом почвы.
-Сегодня вы все принесли из дома землю, и у каждого на столе лупа и стаканчики с водой. Как вы думаете для чего я вам их приготовила?
( рассматривать землю.)
-Правильно, у нас не простой урок, а урок-опыт. Мы с вами будем проводить опыты с почвой и более подробно выясним из чего состоит, состоит почва.
2.Повторение изученного.
— Но прежде чем перейти к нашим опытам давайте вспомим, что такое почва?
(Верхний тонкий слой земли).
-Правильно- это верхний плодородный слой земли от десятков сантиметров до двух-трех метров, большей частью покрытый растительностью.
(слайд 1)
3. Формирование новых знаний.
-Скажите, а где мы с вами можем видеть почву.
(в лесу, саду. огороде)
Опыт 1.
-Возьмите почву и лупу. Давайте рассмотрим под лупой из чего состоит почва.(рассмативают землю).
-Что же вы увидели рассматривая почву.
(есть остатки корешков, листьев растений, части насекомых и других животных).
-Совершенно верно в почве есть листья, корешки, части растений. А как вы думаете, как они туда попали?
(животные умерли, листья осыпались и остались лежать на земле).
-Правильно все что погибает остается лежать на верхней части земли. А обитающие в почве микроорганизмы и бактерии, невидимые простым глазом, измельчают эти остатки, которые быстрее сгнивают и образуют плодородный слой почвы — перегной. А основное свойство почвы- это плодородие.
-А кто из вас может объяснить что означает слово плодородие?
—Плодородие, если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.
-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?
-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
-Итак, первое что мы с вами узнали, это то, что в почве есть?
(насекомые, остатки растений, листья).
-Откройте свою рабочую тетрадку и запишите первое составное почвы.
Опыт 2.
-Вы все принесли почву с разных мест. Посмотрите и скажите у всех цвет почвы одинаковый?
(нет)
-А как вы думаете, что влияет на цвет почвы?
(то,чего в ней больше)
-Правильно. Возьмите стаканчик с водой и опустите туда свою почву, палочкой размешайте и дайте постоять. Сейчас еще раз посмотрите,что вы увидели в стаканчике кроме листьев и остатков животных?
( песок)
-Хорошо. Значит в почве есть песок, а еще что?
(глина)
-Молодцы.а если в почве много песка и глины, то как вы думаете какой цвет приобретет почва?
( светлый )
-Почему?
(песок светлее)
-Совершенно верно. Посмотрите на доску,вы видите что почва разного цвета в зависимости от того каких веществ в ней больше. И название почве дано по составу,например вы видете чернозем, песчаную почву, глиняную почву, и можете по названию определить чего в ней больше.
(слайд 2).
-Итак, значит в почве есть и песок и глина. Хорошо, запишите в тетрадь, что еще есть в почве. (записывают –песок,глина).
-А все ли ребята знают, что почву называют домом для животных. А ка вы, думаете почему?
(живут червяки, жуки, грызуны).
(слайд 3)
-Скажите,пожалуйста, кто знает насекомые и животные, живущие в земле, приносят пользу или вред?
(пользу)
-Правильно, а какую?
(делают дырки)
-Совершенно верно. Когда насекомое передвигается под землей, от него остается тунель, пустое место в земле, тем самым они рыхлят почву. А для чего нужно ее рыхлить мы сейчас узнаем из нашего следующего опыта.
Опыт 3 .
-Посмотрите на стаканчик с водой. Кроме глины, песка. Остатка растений, что еще происходит в стаканчике?
(идут пузырки)
-А как вы думаете, что это за пузырьки?
( воздух)
-Совершенно верно, в почве есть воздух, чтобы наши насекомые не задохнулись, и растения тоже получали кислород . значит насекомые рыхлят почву, чтобы в нее попало больше воздуха.
( слайд 4).
-Запишите в тетрадь , что еще мы увидели в почве ( записывают –воздух).
Опыт 4.
-Хорошо. А сейчас я возьму стеклышко и на него капну несколоко капель профильтрованной воды, в которой находилась почва. Кто знает как можно фильтровать воду.
(через вату)
-Да, через вату, марлечку. Я спиртовкой нагрею водичку на стекле и что же мы с вами видим?
(не стало воды)
-Что с ней произошло?
(испарилась).
-Правильно, вода испарилась, а посмотрите что осталось.
(белая пыльца)
-Да, только это не пыльца а минеральные вещества. Или как их еще называют –минеральные соли, которые тоже есть в почве. Отметьте это у себя в тетради. (записывают –минеральные соли).
(слайд 5).
А кто помнит, что такое минеральные соли?
(полезные вещества для растений).
-Правильно, вещества необходимые для роста и развития растений.
Опыт 5.
-А сейчас я буду нагревать саму землю. А над почвой буду держать холодное стеклышко. Посмотрите, что происходит ?
(появляются капельки на стекле).
( слайд 6)
-Какой вывод можно сделать из этого опыта?
( в земле есть вода).
-Правильно, в земле есть вода. Запишите. Пожалуйста в тетрадь.
4.Закрепление изученного.
-Итак мы с вами провели опыты и узнали из чего состоит почва.
-Откройте свои учебники на странице 66 и давайте еще раз посмотрим из чего состоит наша почва.
-Так кто же мне скажет, каков состав почвы?
( вода, глина,песок, воздух, остатки растений и животных, минеральные соли)
-Молодцы. ну и скажите пожалуйста для чего все это нужно?
( чтобы росли растения)
-правильно, и вода и воздух и минеральные соли нужны дл того, чтобы растения получали полезные вещества для своего роста.
5.Итог урока.
-А сейчас я хочу посмотреть, что вы запомнили о почве и ее составе.
Кроссворд:
1.Верхний слой земли, на котором растут растения (почва)
2.одна из составных частей почвы.( песок)
3.Вещество, повышающее плодородие (перегной)
4. основное свойство почвы (плодородие)
П
о
ч
в
а
е
с
о
к
е
р
е
г
н
о
й
л
о
д
о
р
о
д
и
е
-Молодцы урок вы усвоили. На следующем уроке мы познакомимся с разрушением и защитой почв.
-Урок окончен, спасибо. До свидания.
Лемешева Г. А.
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 18 п. Теплоозерск
Цели урока:
- Дать понятия о составе почвы, о её главном свойстве — плодородие.
- Создать условия для развития внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи, умение сравнивать и делать выводы.
- Пробудить интерес к познанию окружающего мира.
- Воспитание познавательного интереса.
Оборудование:
- образцы почвы,
- прозрачные стаканы с водой,
- палочки,
- стекло лабораторное,
- спиртовка,
- штатив,
- держатель,
- фильтр,
- воронка,
- презентация «Почва».
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Сегодня мы вновь пришли в демонстрационный класс, и вместе с нами пришли и наши гости, давайте их поприветствуем. (дети приветствуют кивком головы).
— Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны нашего общего дома – замечательной планеты Земля. А вот о чём будем говорить, вы мне скажите сами, когда разберём стихотворение.
2. Актуализация знаний учащихся и проверка домашнего задания.
Прослушайте стихотворение внимательно и ответьте на мои вопросы.
Солнце жаркое печёт,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
— Ох, стара я, ох, стара!
Почему плакала гора?
Как в природе разрушаются камни?
*Рассказ о разрушении камней стр. 51-52 _____________________
Вам интересно, что же произошло с Горой дальше? Тогда слушайте :
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
— Вновь я стала молода!
— Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?
*Благодаря тому, что произошёл процесс образования почвы.
— Кто догадался, о чём будем сегодня говорить? ( о почве)
3. Работа по новой теме.
На своих столах вы видите приборы разные? Как вы думаете, чем мы будем заниматься?(проводить опыты).
Сегодня на уроке мы будем учёными- исследователями. Будем исследовать почву.
Тема урока «Состав и свойства почвы»
— Вы хорошо знаете, что многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Сделаем и мы несколько опытов и выясним основные свойства и состав почвы.
Работать будем в парах.
Опыты выполняем строго по алгоритму.
Опыт №1
- Возьми стакан с водой.
- Брось небольшой комок сухой почвы.
- Что ты заметил?
- Сделай вывод. (В почве есть воздух.)
Опыт № 2
- Возьми бумажную салфетку.
- Насыпь на неё немного почвы.
- Придави её плотно к бумаге.
- Стряхните почву в стакан с водой.
- Что вы увидели на бумаге? (влажное пятно)
Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Что происходит? (стекло стало влажным). Что доказывает этот опыт? (В почве есть вода.)
0пыт №3
Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? (над почвой появился дым, в классе неприятный запах) Из-за чего это происходит? Сделайте вывод. (в почве есть перегной, состоящий из перегнивших остатков растений и животных)
Перегной или гумус – это разложившиеся остатки растений и животных.
И чем больше перегноя или гумуса, тем лучше почва. И тогда на ней родятся такие плоды, как сейчас вы видите.
Физминутка под музыку.
Ребята, сейчас мы с вами попробуем определить главное свойство почвы, а помогут нам эти два слова: ПЛОДЫ РОДЯТСЯ. Давайте выделим корни этих слов. (плоды, плодовое – корень плод; родятся – корень род) Соединим эти два корня какое слово получится?
ПЛОДОРОДИЕ
Установлено, что плодородие почвы зависит от содержания в ней перегноя. Чем больше перегноя в почве, тем она темнее по цвету, тем лучше она удерживает воду и растворённые в ней вещества, которыми питаются растения.
Ещё вопрос, а в каком слое земли находится почва: в верхнем, среднем или в нижнем?
Давайте сделаем вывод, что же такое почва?
Опыт №4
- Возьми стакан с водой и почвой. Что вы видите на поверхности воды? (перегной)
- Что видите на дне стакана? (муть)
- Рассмотрите внимательно эту муть.
- Попробуй сделать вывод. (в почве есть нерастворимые вещества – песок и глина)
Опыт № 5
- Профильтруй воду, в которой долго находилась почва.
- несколько капель этой воды поместим на стекло.
- Подержим стекло над огнём.
- Пронаблюдай, что происходит. Что осталось на стекле? На что это похоже? (соль)
- Сделаем вывод. (В почве есть соли.)
Соль – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
Наши исследования подошли к концу.
И сейчас как настоящие учёные вы должны занести результаты опытов в тетрадь.
4. Закрепление
РАБОТА В ТЕТРАДИ страница 18 № 37.
Проверка: взаимопроверка, самоконтроль.
РАБОТА В УЧЕБНИКЕ стр 55.
Найдите ответ на вопрос, что кроме перечисленного есть в почве.
Проведя опыты, мы узнали, что такое почва и какое главное свойство почвы.
Кто может предположить, а как же образуется почва?
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ,
— Как же образуется почва? На этот вопрос искал ответ в библиотеке Егор Никулин.
В каком источнике ты получил нужные сведения ? (в энциклопедии от А до Я)
Рассказ ученика: Вы уже знаете, что скалы, камни в природе непрерывно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины. В нём почти нет питательных веществ, необходимых растениям. И всё же некоторые неприхотливые растения селятся здесь. Из их остатков под действием микробов образуется перегной. Теперь тут могут поселиться другие растения. Они дают ещё больше перегноя. Так постепенно, очень – очень медленно, камни, песок и глина под действием живых существ превращаются в почву. Почва – сложнейший, своеобразный организм. Она постепенно изменяется, развивается, живёт.
5. ДОМ. ЗАДАНИЕ:
Информация о домашнем задании есть у вас в ваших индивидуальных карточках.
- Какая почва лучше удерживает влагу? Выбери правильный ответ.
- Почва, в которой больше песка.
- Почва, в которой больше глины.
- Есть ли почва на Луне, на других планетах Солнечной системы? Объясни своё мнение.
- Какую пользу почве приносит дождевой червь?
- Узнай у родителей, какая почва на твоём дачном участке. Что в ней больше: песка, глины, перегноя. Что, по твоему мнению, нужно сделать, чтобы улучшить свойства почвы?
6. ИТОГ УРОКА:
— А сейчас заключительный разговор.
Легко ли вы справлялись с заданиями?
В чём вы испытывали затруднения?
С каким настроением вы работали?
Что расскажите дома об уроке? Что узнали о почве?
Все вы были дружными, активными, проявляли смекалку, ум. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо вам за работу!
Совместная опытно – экспериментальная деятельность
для детей старшей группы.
Тема «Почва»
Цель:
- Через экспериментальную деятельность познакомить детей с составом почвы.
- Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода.
- Показать значение почвы для растений и живых организмов.
- Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
- Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
- Воспитывать в детях партнерские отношения при работе.
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- Приобщать детей к умению обследовать объект с помощью экспериментирования.
- Воспитывать интерес к объектам живой и неживой природы.
Ход совместной деятельности
Воспитатель рассматривает лэпбук «Почва»
Воспитатель: Ребята, в нашей папке появилась новая загадка, послушайте.
«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок». Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? Это земля, или почва.
Мы с вами уже проводили опыты с почвой. Помните? А я вот ещё много чего знаю о ней, и хочу предложить вам сейчас провести несколько опытов с почвой. Вы согласны? А кто проводит опыты? (Учёные). Давайте представим, что мы с вами настоящие учёные.
А хотите, мы продолжим опытно-экспериментальную работу и узнаем еще много интересного о свойствах и составе почвы Но для этого, нам нужно оборудовать то место, где будут проходить наши опыты. А как оно называется? (Лаборатория)
Мы проведём 3 опыта с землёй. Для этого нам понадобятся 3 стола. Как вы предлагаете расставить их в нашей лаборатории?
Но перед тем, как начать работу, давайте вспомним какие правила вы должны выполнять для успешной работы?
1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь ни кому не мешая .
2.Нельзя ничего брать без разрешения педагога.
3.Аккуратно обращаться с посудой.
4.Советоваться друг с другом
5. Поддерживать порядок на рабочем столе.
(Опыты показывают дети, воспитатель координирует работу детей)
Опыт № 1.
Для первого опыта нам понадобиться белые листы бумаги, мерные ложки, лупы, и земля
Цель: определение цвета и состава почвы.
1. Положи мерную ложку почвы на белый лист бумаги.
2. Разровняй слой почвы на бумаге мерной ложечкой.
3. Рассмотри, какого цвета почва, каков её состав (под лупой). 4. Сделай вывод.
Воспитатель: Давайте рассмотрим почву, какого он цвета? что вы еще увидели в почве?
Дети: Почва имеет тёмный цвет. В почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых.
Опыт № 2.
Для второго опыта нам понадобятся пластиковые стаканчики, ложки и вода.
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воздуха.
1. Возьми комочек почвы.
2. Брось её в стакан с водой
3. Наблюдай, что происходит.
4. Сделай вывод.
Воспитатель: Что вы увидели?
Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: В почве есть воздух.
Воспитатель: Вы правильно заметили, что в почве есть воздух
Опыт № 3.
Нам понадобиться: лист белой бумаги, ложка.
Цель: определение состава почвы на наличие в ней воды.
1. Возьми лист бумаги.
2. Насыпь на неё немного почвы.
3. Придави её плотно к бумаге.
4. Стряхни почву.
5. Наблюдай, что произошло.
6. Сделай вывод.
Воспитатель: Что вы увидели на бумаге?
Дети: На бумаге осталось небольшое влажное пятно.
Воспитатель: Делаем вывод.
Дети: В почве есть вода.
Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Дети: вода попадает в почву, когда идет дождь
Воспитатель: Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит….. там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей?
Дети: червяки, муравьи, крот, полевая мышь, землеройка, слепыш. И живётся им там очень комфортно. Потому что там их дом, а они подземные жители.
Воспитатель: Спасибо, вам ребята за хорошую работу. Сегодня вы были настоящими учёными, и хорошо сотрудничали все вместе в нашей научной лаборатории.
Но я хочу рассказать вам ещё о некоторых волшебных свойствах почвы. Мы знаем, что почва плодородная, и ещё в ней можно жить. Оказывается, почва способна растворять и уничтожать.
Для данного эксперимента нам понадобятся: 4 прозрачные ёмкости с крышками, почва, вода, 4 вида отходов: бумага, металл (кнопки, скрепки, пластик (мы взяли стаканчик из-под йогурта), пищевые отходы (кусочки яблока)
Наполняем ёмкости почвой наполовину, в каждую ёмкость кладем свой вид отходов. Засыпаем ёмкости до конца и увлажняем почву. Закрываем плотно крышками, и рисуем маркировку
Эксперимент длительный, рассчитан на год, В течение этого времени, мы периодически будем заглядывать в наши баночки, и наблюдать, что происходит с отходами. Поэтому опыты в нашей лаборатории не заканчиваются. Они будут продолжаться. А сейчас я предлагаю всем желающим зарисовать схематически наши опыты и так же поместить их в нашу папку — лэлбук.