Какие одинаковые свойства у квадрата и прямоугольника

Тема урока: Квадрат и прямоугольник. Свойства прямоугольника и квадрата.

Оборудование, наглядность, ТСО: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы и структура урока.

1

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.

2

Актуализация знаний

  1. В устный счет включить игру «Счетные машины»

23-3+40+8+10-70-6+30

7+9-10-2+80-4-20+5-60

13-8+50-5-40-7+60-3+7

  1. Математический диктант. Учитель читает простые задачи, учащиеся записывают только ответ.

  • Для варенья купили ягоды. Сварили 6 кг ягод. Осталось 8 кг. Сколько ягод купили?

  • Нужно почистить 11 луковиц. Уже почистили 3. Сколько луковиц осталось почистить?

  • Картофель и лук вместе весят 15 кг. Масса картофеля – 7 кг. Сколько весит лук?

  • У Саши было несколько значков. 9 значков он оставил себе, а 5 подарил другу. Сколько значков было у Саши?

  • В первом бидоне 12 литров молока, а во втором – на 4 литра меньше. Сколько литров молока во втором бидоне?

Устный счет, одним из этапов которого является работа с геометрическим материалом:

1. Какая фигура лишняя? (Рисунок 5)

Рисунок 5

2. Составь из двух треугольников прямоугольник. (Рисунок 6)

Рисунок 6

3. Дополни фигуру до прямоугольника. (Рисунок 7)

Рисунок 7

3

Повторение пройденного материала.

Учитель: Какая геометрическая фигура называется прямоугольником?

Дети: Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Учитель: Знание какого свойства сторон прямоугольника помогло нам выполнить последнее задание?

Дети: Противоположные стороны прямоугольника равны.

4. Постановка учебной задачи.

Учитель: Вы видите на доске знакомый домик. Мы строили его для Незнайки. Но сегодня у нас два домика. Сравните их. Что заметили? (Рисунок 8)

Рисунок 8

Дети: Во втором домике вместо прямоугольников использованы квадраты.

Учитель: А я утверждаю, что это прямоугольники: у них 4 угла, все углы прямые, длины противоположных сторон равны.

Дети: Геометрические фигуры, использованные во втором домике, называются квадратами.

Учитель: Чем же отличается квадрат от прямоугольника? На этот вопрос мы должны сегодня ответить.

4

Открытие нового знания

У каждого ученика на парте лежат прямоугольник и квадрат.

Учитель: Возьмите геометрические фигуры, которые лежат перед вами. Поднимите и покажите мне квадраты. А теперь – прямоугольники. Не опускайте. Оглянитесь вокруг. Все ли подняли одинаковые фигуры?

Дети: Кто-то поднял прямоугольник, кто-то квадрат, а кто-то обе фигуры.

Учитель: Кто из вас прав?

Дети: У квадрата 4 угла и все они прямые. Значит, квадрат – это прямоугольник. Правы те, кто поднял обе фигуры.

На доске появляется запись: «Квадрат – это прямоугольник».

Учитель: Мы нашли сходства этих двух фигур, и выяснили, что обе фигуры – прямоугольники. Есть ли у них отличия? Как их можно найти?

Дети: Если измерить стороны прямоугольника и квадрата, то получается, что у прямоугольника противоположные стороны равны, а у квадрата все стороны равны.

На доске появляется запись: «все стороны равны».

Учитель: Кто сможет из записей на доске составить предложение.

Дети составляют определение квадрата: «Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны».

5

Первичное закрепление

Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его …(квадрат).

№ 2 – устно

№ 1 — устно

Динамическая пауза

Мишка толстый, косолапый.
В зоопарке машет лапой.
То он сядет, то привстанет,
Головой всем покивает.
Целый день гостей смешит.
Ну, а ночью сладко спит.

6.

Самостоятельная работа.

№ 3 —

Динамическая пауза.

7

Повторение

Работа в тетради на печатной основе может быть выполнена самостоятельно .

Развитие умения находить предметы квадратной формы в окружающей обстановке.

Учитель: Подумайте и назовите предметы, имеющие форму квадрата, с которыми вы встречаетесь в жизни.

Задачи № 4, 5 – с разбором у доски

8

Рефлексия

Игра «Назови имя».

Учитель вынимает из пакета фигуру и, не показывая ее классу, перечисляет ее признаки. Учащиеся должны назвать «имя» этой фигуры.

У меня в руках фигура красного цвета, у нее 4 угла, 4 вершины, 4 стороны. Какая это фигура? (Четырехугольник.)

У меня синяя фигура из картона, у нее 4 стороны, 4 вершины, 4 угла, все углы прямые. Как называют такую фигуру? (Прямоугольник.)

У меня четырехугольник, у которого два угла прямые. Можно ли этот четырехугольник назвать прямоугольником? (Нет, так как в этом четырехугольнике только два прямых угла, а у прямоугольника все углы прямые.)И т.д.

Домашнее задание.

Источник

Женя Рудаков  ·  2 октября 2018

7,0 K

Признаки фигур такие:

  • Параллелограмм — это четырехугольник у которого противолежащие стороны параллельны
  • Ромб — это параллелограмм, у которого все стороны равны.
  • Прямоугольник — это параллелограмм, у которого все углы прямые.
  • Квадрат — это прямоугольник, у которого все стороны равны.
  • Трапеция — это четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие — не параллельны.
Читайте также:  Какое свойство механического движения характеризует ускорение

Про свойства можно почитать вот тут https://www.dpva.ru/Guide/GuideMathematics/MathsForTheYoungest/PlateFourAngles/

По какой формуле можно найти углы параллелограмма?

Родилась в Нижнем Новгороде, волей судьбы оказалась в Москве. Мама двоих детей…

Для того, чтобы найти углы параллелограмма нужно знать хотя бы один из углов. Все 4 угла в сумме 360 градусов. Углы, которые расположены «напротив» друг друга по диагонали — равные. Итого 2х+2у=360,где x и у — углы, прилежащие к одной стороне параллелограмма.

Чему равна диагональ,если стороны прямоугольника 5 см и 12 см?

Допустим, что у нас есть прямоугольник ABCD, AB = CD = 5 см; BC = AD = 12 см; АС — диагональ.

Возьмем в нем треугольник ABC — прямоугольный, AB и BC — катеты, АС — гипотенуза.

Дальше действуем по теореме Пифагора: АС в квадрате = АВ в квадрате + ВС в квадрате

АС в квадрате = 25 + 144

АС в квадрате =169

АС =13 см

Ответ: 13 см.

Загадка:
Есть 2 круга, 2 квадрата, 2 треугольника, нужно соединить их линиями, так что бы ни одна лини не пересекалась с фигурами и с другими линиями, как?

Если я правильно понял, то загадка не имеет решения.
Напоминает граф «домики и колодцы», для которого  еще в 1930 году доказали, что нарисовать его по подобным условиям нельзя (wikipedia.org).  Соответствующего плоского (планарного) графа не существует и тут.

И все аналогично. Обозначим число всех наших объектов вместе взятых (вершин графа)  B, число соединяющих их линий — ребер- Р, а число «кусков»(граней), на которые они делят плоскость (включая бесконечный «кусок» плоскости), Г.
Тогда верна формула Эйлера B-Р+Г=2.
Здесь предполагается, что ребра пересекаются только в вершинах, что нам и требуется.
Будем рассуждать от противного. Предположим, такой граф существует.
Тогда В = 6.
Каждая вершина соединяется с каждой, кроме «одинаковой»(квадрат нельзя соединять с квадратом, но квадрат соединяется со всеми кругами и треугольниками, так?), поэтому для каждой отдельной вершины число ребер, сходящихся в ней, будет 5.
Всего вершин 6, каждому соответствует 5 входящих в него ребер, получаем 30. Но тут — важный момент — каждое ребро мы посчитали дважды (для обеих вершин- концов), поэтому в итоге Р = 30/2 = 15.
Из формулы Эйлера Г = 11.
Однако можно еще заметить, что Г не бывает больше, чем Р/2 = 7,5 (каждому ребру соответствует две грани, которые по нему граничат), поэтому получаем противоречие, и значит это сделать нельзя.
Так что тег «математика» тут тоже бы пригодился..

В какой геометрии параллельные прямые пересекаются?

Здравствуйте . Не силён в геометрии и математике, но меня всегда смущало выражение » две параллельные прямые не пересекаются». Я считаю что зависит от обстоятельств . Например если проделать опыт : два столба стоят паралельно друг другу . Если их продолжить в обе стороны до бесконечности они ни когда не пересекутся , при условии что я стою и смотрю на них . Если взять эти же 2 столба которые стоят паралельно и отойти в сторону, грубо говоря встать паралельно им и посмотреть на них ( зная что они параллельные и что их 2 ), я увижу один столб и с моей точки зрения в данном положении оба этих параллельных столба пересекаются в любой точке . То есть с точки зрения наблюдателя находящегося паралельно 2 параллельным прямым параллельные прямые пересекаются.
Понимаю что это выглядит обсурдно и наверное даже смешно , но захотелось поделиться рассуждением на эту тему )))). Грубо говоря если взять во внимание перемещение точки наблюдения во времени и пространстве то параллельные прямые пересекаются ).

Прочитать ещё 3 ответа

Доказать, что четырехугольник abcd – трапеция, если а(3,6) в(5,2)?

Познавать мир — великая наука.

Основаниями являются ВС и АD. Необходимо, чтобы векторы ВС и АD были противоположно направлены, коллинеарны и разной длины

ВС=С-В=(х-5, у-2), где х и у — координаты вершины С. Длину |BC| находим через корень квадратный суммы квадратов (C^2+B^2). Аналогично находим длину |AD| = корень квадратный(D^2+A^2), где координаты вектора находятся через разность координат вершин:

Читайте также:  Какие свойства имеют радиоактивные вещества

АD=D-A=(x-3, y-6), где х и у — координаты вершины D.

Соответственно, чтобы доказать, что abcd — трапеция, необходимо знать координаты вершин С и D

Источник

Краткое описание документа:

  Шушан С.Ю.   Открытый урок по математике. 2Д класс. С.76-78

Тема: Свойства квадрата и прямоугольника.

Задачи: Образовательные: Формировать знания о свойствах прямоугольника и квадрата, закрепить понятие многоугольник, элементы многоугольника, упражняться в вычерчивании квадрата и прямоугольника на клетчатой бумаге.

Развивающие: Развитие умения распознавать геометрические фигуры прямоугольник и квадрат, развитие математической речи, мышления, операций сравнения и обобщения, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: воспитание интереса к предмету математики, познавательной активности, культуры общения на уроке.

I Мотивационно — целевой этап: 1) Организационный момент.

                                                              Вот звонок нам дал сигнал,          Звенит звонок, 

                                                              Поработать час настал,                 Начинается урок.

                                                              Время зря мы не теряем                Все задания для вас-

                                                              И работать начинаем.                    Пожелаю вам удачи,

                                                                                                                       За работу, в добрый час!              

2) Мотивация. Сегодня будем работать с листом ученика. Придвиньте карточку, итак, первое задание, у каждого ряда своё.

-Как вы думаете, что будем делать?

-Найдите изображения фигур и их названия, зашифруйте. Если будут затруднения, советуйтесь в паре.   Включи ПК!

 Карточка №1.            1ряд (слайд2)                                                                     2 ряд (слайд3)

                                                           Возьмите угольники!    3ряд (слайд4)

Поменяйтесь листами, проверьте по ключу: 1в, 2г, 3а, 4б, 5д, (слайд5), что заметили? (одинаковые ответы).

Оцените свою работу на листе контроля.

-Кто сделал работу без ошибок? Кто выполнил её хорошо? Молодцы, вы справились с заданием!

-Вернёмся к картичкам. По какому признаку фигуры были объединены в группы? (линии, геом.фигуры, углы).!        Выкл.ПК!

3) А теперь поработаем в тетради.

-Откройте тетради, …. прокомментируй, что будем писать. ( Запись даты, вида работы, каллиграфической минутки.)

-Рассмотрите ряд фигур, установите закономерность, как продолжить ряд?

4) -Что увидели, какие фигуры повторялись? (квадраты и прямоугольники)

-Назовите тему урока. (квадрат и прямоугольник)

-Чтобы определить тему урока конкретнее, расшифруйте слово, решив выражения (карточка №2 у каждого ученика).

в   17-10=  (7)

о   38-30=  (8)

й   100-90= (10)

а   8+7=  (15)

с   12-6=  (6)

т    9+8=  (17)

6

7

8

10

6

17

7

15

с

в

о

й

с

т

в

а

-Поставьте отметку на листе контроля о выполнении этого задания.

-Кто сделал работу без ошибок? Кто справился хорошо? Молодцы!            

-Кто догадался, какова тема урока? (Свойства квадрата и прямоугольника).(слайд6)

-Что бы вы хотели узнать об этих фигурах? На все ваши вопросы мы постараемся ответить на уроке.

-Какие цели поставим? (- вспомнить, что такое квадрат, прямоугольник, какие имеют элементы;

                                          -научиться правильно и аккуратно чертить прямоугольник и квадрат;

                                           -выделить общие признаки и отличия этих фигур;

                                           -учится общению в паре и т.д.)    

2) Разминка.   Много ль надо нам ребята                                Сжимаем и разжимаем кулачки       

                         Для умелых наших рук?                                    —//—

                         Нарисуем два квадрата,                                     повороты

                         А потом огромный круг,                                    рисуем круг в воздухе

                         Руки, ноги, треугольный колпачёк,                  2 хлопка, 2притопа, крыша из ладошек

                         Вот и вышел развесёлый чудачёк!                   притоптывая кружимся

  К этому весёлому человечку мы ещё вернёмся!   Включи ПК!

II этап. Операционный:

1) Работа с учебником. №1 с.76. (пронумеровать заранее фигуры в учебнике и на каждой парте конверт с набором таких же фигур. Откройте учебник стр…№…

-Что изображено? (геом.фигуры)

-Ещё как их назвать одним словом? (многоугольники, замкнутые ломаные линии).

-Возьмите в руки конверт, выньте фигуры, разложите, как в книге. (слайд7,8)

-Какой многоугольник лишний? Почему? (треугольник, т.к. остальные-четырёхугольники). Уберите в сторону эту фигуру.

-Назовите фигуры.

*-Подумайте в паре, на какие две группы можно разделить эти четырёхугольники? Разложите.

(на четырёхугольники с разными углами: острыми и тупыми, на прямоугольники-с прямыми углами, куда войдёт и квадрат). Назовите номера фигур 1 группы, 2 группы. По какому признаку раскладывали фигуры?

Давайте сравним свойства прямоугольника и квадрата. Чем они похожи? (многоугольники, четырёхугольники, замкнутые ломаные линии, из 4 элементов, прямоугольники, все углы равны, прямые, противоположные стороны равны).

Чем отличаются?  (у квадрата все стороны равны). Показываю приложением противоположных сторон, соседних сторон.

Ввод: Какое главное отличие этих прямоугольников?

-Какие свойства этих фигур вы использовали, чтобы отличить их от других фигур? (длины сторон, виды углов)

Читайте также:  Какое физиологическое свойство клеточных мембран

-Итак, у нас два прямоугольника, измерив длину сторон и выяснив, то все сторон равны, это…,если только противоположнее сторон равны, это…

                                 1 шаг

Определи, является ли фигура прямоугольником.

       да                                                   нет

                                  2 шаг

                   Измерь длину сторон

все стороны равны                     противолежащие стороны равны

это квадрат                                 это прямоугольник        Выкл.ПК!

2) Практическая работа.

У каждого из вас фигура, покажите её:1 красный квадрат(1вариант) и 1 синий прямоугольник(2 вариант).

-Можно ли начертить прямоугольник, зная длину только 1 стороны? Можно ли начертить квадрат, зная только длину 1 стороны? Измерьте длины сторон, начертите каждый свою фигуру в тетради.      

— Откройте учебник, найдите №2 с.76, дайте обозначения фигурам в соответствии с чертежом. Назовите их.

                (синий)                                                  (красный)

     В                                С                            К                М

     А                                 Д                           Е                Н (N)

                                                                    Кстати, с латинского языка quadratus переводится как четырёх угольный.

-Значит, какое главное отличие прямоугольника и квадрата? (длина сторон)

-Что знаем о свойстве сторон прямоугольника? (противоположные сторон равны), как это записать?

АВ=СД                                                     

ВС=АД                                                    

АВСД – прямоугольник

                                       -Что знаем о свойстве сторон квадрата? (все равн), кАк это записать?

                                        ЕК=КМ=МН=ЕН

                                        ЕКМН — квадрат

Оцените работу: аккуратность, правильность чертежа.

3) Закончите предложения на стр.76.

4) Разминка. Он теперь знакомый мой,               повороты головой

                       Каждый угол в нём прямой,         

                       Все четыре стороны                       показ=

                       Одинаковой длины.                        показ размера

                       Как зовут его?.. Квадрат!               ?

                       Подружиться с вами рад.                показ друг на друга   

5) * Решение задачи №3с.77.

— Прочтите задачу.

— О ком говорится в задаче? (об ученике)

— Что о нём известно? (вырезал 6прямоугольников и 8 квадратов).

— О чём спрашивается в задаче?

-Решите задачу самостоятельно, записав решение и ответ. (1 ученик у доски, проверяют по образцу), оцените.

Включи ПК!

6) Итоговый тест. (слайды 9,10,11,12,13,14)       

  1. Найдите меры длины:

  килограмм, грамм                 литр                сантиметр, дециметр

  1. Закончите высказывание: Квадрат и прямоугольник это…

         четырёхугольники           пятиугольники              шестиугольники

  1. По сколько элементов у прямоугольника и квадрата?

  по 3 стороны, 3 вершины, 3 угла

   по 4 стороны, 4 вершины, 4 угла

   по 5 сторон, 5 вершин, 5 углов

  1. Какие углы у прямоугольника и квадрата?

 все острые               все тупые              все прямые

  1. Найдите все признаки квадрата:

 четырёхугольник

 четырёхугольник, прямоугольник

  четырёхугольник, прямоугольник, у которого все стороны равны

-Проверь по ключу, оцени себя.

7) Домашнее задание по выбору: Что это? Танграм –китайская головоломка-слайд 16. Как с ним работать? Дома разрезать и выполнить аппликацию. -Сколько квадратов насчитали? (5), Прямоугольников? (9) 

Можно заполнить магические квадраты.

4

5

7

6

7

5

1

8

  слайд 17,18.

Итоги урока. — С какими геометрическими фигурами работали на уроке? Достигли целей урока?

                       — Какие условия должны соблюдаться, чтобы фигура была квадратом?

     — Кто отлично запомнил свойства прямоугольника и квадрата, раскрасьте одежду человечка разными цветами.

     — Кто хорошо запомнил свойства прямоугольника и квадрата, раскрасьте одежду человечка одним цветом.

     — Кому нужно ещё поработать над темой, оставьте одежду человечка белым цветом.

     — Покажите своих человечков. (Скоро новый год, давайте сделаем праздничный хоровод- приклеим человечков)                                                                                    

(слайд19)

                     Карточка №1.

1.прямая                а

2.кривая                 б 

3.ломаная               в

4.луч                       г

5.отрезок                д                        

1____,2____,3____,4____,5____

                          Карточка №2.

в   17-10= 

о   38-30= 

й   100-90=

а   8+7= 

с   12-6= 

т    9+8= 

6

7

8

10

6

17

7

15

        Тест.

1.

2.

3.

4.

5.

                                                                                         Лист контроля.

1. Карточка№1-

2. Карточка №2-

3. Практическая работа с          и     —

4. Решение задачи-

5. Тест-

                    Карточка №1.

1.круг                                    а

2.прямоугольник                  б   

3.треугольник                       в

4.квадрат                               г

5.многоугольник                  д

1____,2____,3____,4____,5____

                          Карточка №2.

в   17-10= 

о   38-30= 

й   100-90=

а   8+7= 

с   12-6= 

т    9+8= 

6

7

8

10

6

17

7

15

        Тест.

1.

2.

3.

4.

5.

                                                                                         Лист контроля.

1. Карточка№1-

2. Карточка №2-

3. Практическая работа с          и     —

4. Решение задачи-

5. Тест-

                                Карточка №1.

1. тупой                       а

2. острый                     б

3. прямой                     в

4. развёрнутый             г

1____,2____,3____,4____

                            Карточка №2.

в   17-10= 

о   38-30= 

й   100-90=

а   8+7= 

с   12-6= 

т    9+8= 

6

7

8

10

6

17

7

15

                                Тест.

1.

2.

3.

Источник