Какие общие свойства у предметов из стекла 2 класс
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру » Из чего состоят все предметы» ( 2 класс Школа 2100)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Из чего состоят все предметы? 1 что нужно сделать с водой, чтобы превратить её в лёд или в пар? 2. Чем лёд отличается от воды? 3. Что общего у предметов каждой группы? Какие общие свойства у предметов из стекла? 2. А у предметов из камня? 3. Из чего состоят предметы на двух рисунках. От чего зависят их свойства? Каменный забор
2 слайд
Описание слайда:
То , из чего состоят предметы, называют веществом. 1. Из чего состоят изображенные предметы? 2. Почему памятники делают из камня и сплава металлов, а не изо льда?
3 слайд
Описание слайда:
1. По каким признакам мы узнаем вещества? Какими свойствами они обладают? Предметы состоят из веществ. Мы узнаем вещества по их свойствам.
4 слайд
Описание слайда:
Есть три состояния вещества: 1.Твердые тела имеют определённую форму. 2.Она постоянна. 3.Форма тела меняется только под воздействием . Какую форму имеют твердые тела? Форма меняется? При каких условиях меняется форма твердого тела? 1. Твердое
5 слайд
Описание слайда:
Жидкое состояние вещества Жидкости текут. 2. Они не имеют постоянной формы. 3. Они принимают форму сосуда, куда их поместили. Форму чего они принимают? Можно ли заполнить водой из миски всю комнату?
6 слайд
Описание слайда:
1. Почему запотело окно? 2. Куда делась вода из кастрюли? Пар – это газ. Газы не имеют формы. 2. Они распространяются во все стороны и заполняют весь объем помещения или сосуда. Имеют ли газы форму? 2. Каким образом они распространяются? ( ОПЫТ)
7 слайд
Описание слайда:
Куда могла деться вода из аквариума?
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Как называется вещество, которое мы превращали из твёрдого тела в жидкость, а потом в газ? Можно ли опять его сделать опять жидким или твёрдым? Что помогает изменять состояние вещества?
10 слайд
Описание слайда:
Если вещество сильно нагреть или охладить, его свойства могут изменяться
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Есть три состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Лёд Вода пар Можно ли назвать автомобиль веществом, а железо предметом? Как отличить жидкость от твердого тела?
13 слайд
Описание слайда:
Какие слова употребляют, говоря о твердых телах жидкостях газах Течёт , стоит, дует. Ломается, льётся, испаряется. Вязкий, хрупкий, душистый. Журчит , булькает, трещит. Шершавый, мокрый, горючий.
14 слайд
15 слайд
16 слайд
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
Выскажитесь по уроку, используя слова: *научился *узнал *понравилось *затруднялся *поделюсь *расскажу
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-523830
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Конспект окружающего социального мира.
Тема: «Свойства стекла».
Ход урока:
1. Организационный момент. Здравствуйте, дети, доброе утро!
2. Психологический настрой. 1. поприветствуйте друг друга только глазами; 2. только головой; 3. только руками; 4. только плечами; 5. только словами.
3. Открытие новых знаний. Стук в дверь. Почтальон Печкин: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Да, я почтальон Печкин и пришел я к вам не просто так, передать телеграмму от самого Короля стеклянного царства хрустального государства.
— На нашем уроке разговор пойдет о стекле.
— Спасибо, уважаемый почтальон Печкин, мы обязательно прочтем телеграмму (Почтальон Печкин уходит).— Давайте почитаем телеграмму: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам король Стеклянного царства. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Вы узнаете много нового и интересного. Но для того чтобы начать наше знакомство вам необходимо отправится в путешествие. Будьте внимательны и обращайте внимание на все, что вас окружает. Счастливого пути».
4. Рассказ о появлении стекла. Эта история произошла давным-давно. Мастер стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри, на один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Через некоторое время изобрели машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой длинной ленты. Когда стеклянная лента остынет, ее разрезают на части, и выходит готовое оконное стекло, стекло для шкафов. Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами стекла.
— Действительно это было стекло. Вот такие камушки увидели моряки, а вы хотите увидеть кто? Что? И как делает из стекла? (да)
— Тогда садитесь поудобнее, и мы вместе посмотрим видеоролик.
5. Просмотр видео — ролика о профессии стеклодува.
— Дети, вам понравился фильм? (да)
— А вы запомнили, как называют человека, который работает со стеклом? (Стеклодув)
— А почему его так называют? (Он дует в стекло). Правильно дети, это стеклодув, вот видите, как оказывается интересно, но очень трудно работать со стеклом, а сейчас наши глазки должны отдохнуть, мы сделаем веселую недельку.
6. Пальчиковая гимнастика «Весёлая неделька».
Всю неделю по — порядку, глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся, (Поднять глаза вверх; опустить их вниз, голова неподвижна).
Во вторник часики глаза, водят взгляд туда — сюда, (Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна).
В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем. (Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки).
По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль, (Смотреть прямо перед собой, поставить палец (правой руки, левой руки) на расстояние от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку).
В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали (Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх).
Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки. (Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый, перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый).
В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять, чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать. (Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)
— Ребята, посмотрите внимательно на аквариум, что вы видите? (Рыбок, водоросли, камни и др).
— А почему вы смогли рассмотреть, что находится в аквариуме? Потому что стекло прозрачное. Это первое свойство стекла. Повторяем все вместе (Стекло прозрачное).
-Где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство- прозрачность? (Окна, стекла автомобилей, аквариум, очки, лампочки, градусник).
— Правильно, ребята. Хорошо, что люди придумали стекло! Что было бы, если бы у нас не было стеклянных окон? (Было бы в кабинете темно, не было бы света, солнца; не видели бы через окно природу).— Молодцы, ребята. Отправляемся дальше в путешествие (музыкальная игра «Веселый паровоз»)
— Ребята, обратите внимание, что у меня в руках? (Стеклянный стакан).
— Я наливаю воду в стакан, скажите, стакан пропускает воду? (Нет).
— Конечно, нет, стекло воду не пропускает, оно водонепроницаемое. Скажите, в какие сосуды из стекла можно наливать жидкость (Стакан, бутылку, вазу, кружку, банку).
— Правильно, ребята. И так какое второе свойство мы выявили? (Стекло водонепроницаемое).
— А теперь подходите ближе и ощупайте стеклянные предметы. Какие они? (Гладкие, холодные, скользкие, твердые и.т.д). Обратите внимание на стакан, чайную кружку, елочный шар. Чем отличаются эти предметы? (Стакан толстый, а кружка тонкая и шарик тонкий).
— Правильно, стекло может быть разной толщины. Предметы из толстого стекла прочные, а из тонкого стекла хрупкие. Ребята, как вы думаете, что произойдет, если уронить стеклянный шарик. (Он разобьется).
— Правильно ребята, любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения. К предметам из стекла нужно относиться очень бережно и аккуратно. Поэтому мамы и папы вам не зря запрещают играть стеклянными предметами.
— Ну что отправляемся дальше в путешествие?
7. Физкультминутка (песенка — игра «Мы пойдем сейчас на право…»)
— Ребята, вы что-нибудь увидели необычного на столе (Все стеклянные предметы разного цвета).
— Правильно, ребята, бывает стекло светлое, но бывает и цветное. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе и определите их цвет (Коричневая кружка, голубая ваза, желтая лампочка).
— Мы с вами познакомились еще с одним свойством стекла. Стекло бывает светлым и цветным (слышится музыкальный звон)
— Ребята, объясните, что это за непонятные предметы и из чего они сделаны? (Это бокалы, а сделаны из стекла).
— Правильно. Ребята мы познакомились с вами еще с одним свойством стекла. Стекло издаем приятный мелодичный звук. Незнайка, а ты знаешь свойства стекла? Незнайка: (опустив голову) Не знаю. А вы мне расскажете, а я все запомню, обещаю.
— Ребята расскажем, Незнайке? Но сначала играем в одну игру. «Отражение в стекле» (выполняется стоя, педагог показывает различные фигуры, дети как отражение их повторяют.)
8. Экспериментальная деятельность. — Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? — Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну (Учитель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой). Давайте скажем «Раз, два, три!», и откроем салфетку (дети говорят вместе с учителем). Учитель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла: тонкие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы, различные флаконы и т.д. Дети, рассмотрите все эти вещи, и назовите их.
— Вещи похожи друг на друга, так как все они — «родственники».
— Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте узнаем свойства стекла. (Опускает в стакан цветную фишку). Дети, что в стакане? А как вы узнали, что в стакане цветная фишка? Да, стекло прозрачное. Запомните это слово. Теперь подойдите к столу и проверьте прозрачность стекла (дети опускают в стаканы цветные фишки, смотрят друг на друга через стакан). Почему мы видим, что лежит в стакане? (Потому, что стекло прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т.д.
— Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т.д.). Затем ребята берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное, скользкое и.т.д.). Учитель помогает выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть — из очень толстого.
— Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь?
— Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся. Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Учитель предлагает детям налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло — водонепроницаемое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду. Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте (ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому, предлагает детям повторить опыт). А теперь поиграем в игру «Что видел, а что запомнил». Учитель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, считает до трёх и накрывает всё покрывалом. Дети по очереди должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. Игра повторяется три раза с заменой предметов.
— А вы знаете, как делается стекло?
— Ребята из чего делают стекло? (Из соли и песка).
— Посмотрите, пожалуйста, что стоит у меня на столе? (Ёлочные игрушки, ваза желтого цвета, лампочка, флакон от духов, очки, фужеры).
— А из какого материала изготовлены все эти предметы? (Из стекла). (Правильно из стекла, значит про них можно сказать какие они? (Стеклянные). Посмотрите на вазу, какого она цвета? (Синего цвета).
— А вот это ёлочная игрушка, состоит из нескольких цветов, значит, про нее можно сказать какая она? (Игрушка разноцветная).
— Правильно, стекло бывает светлое, но бывает и цветное, назовите предметы из цветного стекла, которые стоят на столе, определите их цвет?
— Дети перед вами лежат камушки, возьмите их осторожно в руки, потрогайте, погладьте и скажите какие они на ощупь? (Гладкие и стеклянные).
— А теперь возьмите в руки стаканы, которые стоят перед вами, потрогайте их, погладьте, какие они на ощупь? (Шершавые, шероховатые).
— И так, камушки гладкие, а стаканы шероховатые и ребристые.
Сейчас возьмите в руки деревянные палочки и осторожно стукните по стенке стакана, что слышите? (Стекло звенит).
— Правильно, каждое стекло звенит по-разному. А теперь послушайте как звенят хрустальные бокалы, сравним со стаканами (учитель осторожно ударяет фужеры друг об друга). Как звенят фужеры? (Звонко, красиво мелодично).
— А как звенели стаканы? (Тихо и глухо).
— А что есть ещё стеклянного у нас в классе? (Окна, аквариум).
— Правильно, окна. А для чего вставляют стекла в окна? (Чтобы было тепло и светло в группе и дома).
— Давайте подойдем к окну и посмотрим, что мы видим? (Деревья и участки).
— А почему все мы это видим? (Потому что стекло прозрачное).
— В окна вставляю стекло, так как стекло прозрачное, пропускает свет и не пропускает холод, чтобы мы не замерзли дома и в детском саду.
— Ребята как вы думаете, стекло легко разбивается? (Да)
— Правильно, ведь стекло очень хрупкое и легко может разбиться. А скажите мне можно ли брать в руки осколки стекла (Нет).
— А почему нет? (Потому что можно пораниться и порезаться).
— А как нужно обращаться со стеклянными предметами? (Бережно и аккуратно).
— А почему? (Предметы могут разбиться).
— Как вы думаете, почему нельзя играть с мячом возле окон? (Мяч может попасть в окно и разбить стекло).
— Ребята, а давайте узнаем кто из вас самый внимательный. Игра «Чего не стало?» (дети внимательно смотрят на предметы из стекла, которые стоят на столе, запоминают их, потом закрывают глаза; педагог убирает один предмет, дети должны назвать, что исчезло).
— А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки, вы согласны? (Да!)
Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь — разобьюсь (Стекло).
На окошечках простое, а в бутылочках, цветное. Не бежит, не льётся. Ударишь — разобьётся (Стекло).
Стеклянный домик на окне, с прозрачною водой. С песком и камешком на дне и с рыбкой золотой (Аквариум)
Вот стеклянный пузырек, а живёт в нём — огонёк, днём он спит, а вечером проснется, ярким пламенем зажжется. (Лампочка)
Бабушка Варвара всюду их искала не залезла чуть в трубу, а они нашлись на лбу. (Очки)
Вот стеклянный карандаш — он в беде помощник наш. Определит без докторов, кто заболел, а кто здоров. (Градусник)
Заболели ушки, прохудился носик. Заболели глазки, капаем из нее лекарство без опаски. (Пипетка)
9. Подведение итогов урока.
— Какое бывает стекло? (Цветное и белое).
— Какое стекло на ощупь? (Гладкое, холодное, скользкое, твердое).
— Какое стекло бывает по толщине? (Стекло бывает толстое и тонкое).
— А, что произойдет, если уронить стеклянный предмет? (Стекло разобьется. Оно хрупкое).
— А воду стекло пропускает? (Воду стекло не пропускает, оно водонепроницаемое).
— Молодцы, ребята. Вы все хорошо сегодня поработали. На этом мы заканчиваем урок. Давайте пообещаем, что будем бережно относится к стеклянным предметам.
Занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства стекла и металла»
Анастасия Васильева
Занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства стекла и металла»
Занятие по экспериментированию в старшей группе
«Свойства стекла и металла».
Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность.
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах стекла и металла через организацию совместной деятельности.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
Предварительная работа: экспериментирование по выявлению свойств стекла и металла.
Оборудование: оборудование для проведения опытов: стеклянные и металлические предметы – ваза, ложка, лампочка, стакан, значок, вилка, тарелочка с водой, схемы для обозначения свойств материалов. Стеклянные и металлическиепредметы разных цветов.
Активный словарь: стекло, стеклянный, металл, металлический, гладкий, твёрдый, прозрачный, не прозрачный, хрупкий, не хрупкий, водопроницаемый, водонепроницаемый, разноцветный, звучит.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
На столе лежат стеклянные и металлические предметы.
В.: Здравствуйте, ребята! На предыдущих занятиях мы рассматривали предметы, сделанные из стекла и металла, изучали свойства этих материалов. Сегодня на занятии мы будем сравнивать свойства стекла и металла. Ребята, перед вами на столе различные предметы. Возьмите каждый по одному предмету.
2. Основная часть.
В.: Вы называете мне предмет, который у вас в руках и говорите, из какого материала он сделан.
Д.: У меня ваза. Она сделана из стекла.
У меня лампочка. Она сделана из стекла.
У меня стакан. Он сделан из стекла.
У меня ложка. Она сделана из металла.
У меня значок. Он сделан из металла.
У меня вилка. Она сделана из металла.
В.: Какие ещё предметы вы знаете сделанные из стекла и металла?
Д.: Ответы детей.
В.: Из какого материала сделаны ваза, лампочка, стакан?
Д.: Из стекла.
В.: Как называются предметы, сделанные из стекла?
Д.: Стеклянные.
В.: Из какого материала сделаны ложка, значок, вилка?
Д.: Из металла.
В.: Как называются предметы, сделанные из металла?
Д.: Металлические.
В.: Мы с вами разделимся на 2 команды и будем сравнивать свойства стекла и металла.
Дети одной команды взяли по одному предмету из стекла, а дети из другой команды – по предмету из металла.
Воспитатель показывает схему свойства «Какой предмет на ощупь».
В.: Погладьте предметы и скажите какие они на ощупь.
Д.: Стекло на ощупь гладкое, твёрдое.
Металл на ощупь гладкий, твёрдый.
В.: Какой можем сделать вывод?
Д.: Это свойство у стекла и металла одинаковое.
Воспитатель показывает схему свойства «Прозрачность».
В.: Посмотрите через ваши предметы в окно. Что вы видите?
Д.: Стекло пропускает свет, значит оно прозрачное.
Металл не пропускает свет, значит он не прозрачный.
В.: Какой можем сделать вывод?
Д.: Это свойство у стекла и металла разное.
Воспитатель показывает схему свойства «Хрупкость».
В.: Уроните металлический предмет на пол?
Предмет разбился?
Д.: Предмет не разбился, значит металл не хрупкий.
В.: А мы можем уронить на пол стеклянный предмет?
Д.: Нет.
В.: Почему?
Д.: Предмет может разбиться, значит стекло хрупкое.
В.: Какой можем сделать вывод?
Д.: Это свойство у стекла и металла разное.
Физ. Минутка.
Дети встают в круг.
В.: Ребята, мы поиграем в игру «Карлики и великаны», но с небольшими изменениями в условии игры. Если я называю предмет, сделанный из стекла, вы «великаны», из металла – «карлики».
В.: Давайте повторим рассмотренные свойства стекла и металла.
Д.: На ощупь стекло гладкое, твёрдое. Стекло прозрачное и хрупкое.
Д.: На ощупь металл гладкий, твёрдый. Металл не прозрачный и не хрупкий.
Воспитатель показывает схему свойства «Водопроницаемость».
В.: Прикоснитесь стеклянными стаканчиками к воде. Что вы видите?
Д.: Дно стаканчика мокрое, а внутрь вода не попала, значит стекло водонепроницаемое.
В.: Прикоснитесь металлическим предметом к воде. Что вы видите?
Д.: Низ предмета мокрый, а внутрь вода не попала, значит металл водонепроницаемый.
В.: Какой можем сделать вывод?
Д.: Это свойство у стекла и металла одинаковое.
Воспитатель показывает схему свойства «Цвет».
В.: Рассмотрите предметы, которые лежат на столе. Какого цвета бывают стеклянные предметы?
Д.: Дети называю цвета. Стеклянные предметы бывают разноцветными.
В.: Какого цвета бывают металлические предметы?
Д.: Дети называю цвета. Металлические предметы бывают разноцветными.
В.: Какой можем сделать вывод?
Д.: Это свойство у стекла и металла одинаковое.
Воспитатель показывает схему свойства «Звук».
В.: Возьмите два стеклянных предмета и постучите тихонько друг о друга. Что вы слышите?
Д.: Стеклянные предметы издают звук, значит стекло звучит.
В.: Возьмите два металлических предмета и постучите тихонько друг о друга. Что вы слышите?
Д.: Металлические предметы издают звук, значит металл звучит.
В.: Какой можем сделать вывод?
Д.: Это свойство у стекла и металла одинаковое.
3. Итог.
В.: Что сегодня на занятии мы рассматривали?
Д.: Мы рассматривали стеклянные и металлические предметы и изучали свойства стекла и металла, сравнивали их.
В.: Назовите мне эти свойства?
Д.: Материал на ощупь, прозрачность, хрупкость, водонепроницаемость, цвет, звук.
Дети называют свойства, а воспитатель показывает соответствующие схемы.
В.: Расскажите о свойствах стекла, опираясь на схему.
Д.: На ощупь стекло гладкое и твёрдое.
Стекло прозрачное, так как через него виден свет.
Стекло хрупкое, так как бьётся.
Стекло водонепроницаемое, так как не пропускает воду.
Стекло разноцветное, так как бывает разного цвета.
Стекло звучит, так как при ударе издаёт звук.
В.: Расскажите о свойствах металла, опираясь на схему.
Д.: На ощупь металл гладкий и твёрдый.
Металл не прозрачный, так как через него виден свет.
Металл не хрупкий, так как не бьётся.
Металл водонепроницаемый, так как не пропускает воду.
Металл разноцветный, так как бывает разного цвета.
Металл звучит, так как при ударе издаёт звук.
В.: Молодцы. Дома нарисуйте предмет, сделанный из стекла и предмет, сделанный из металла.
Литература:
1. Бондаренко Г. М. «Экологические занятия с детьми»
2. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы»
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетина В. В. «Неизведанное рядом». – М. 2004
4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст». – М.: Педагогическое общество России, 2003. — 79 с.
5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Прохоровой Л. Н. М., 2004