Какие общие свойства у предметов из стекла

С давних пор для осветления и придания жилому помещению уюта делали окна. Атак как стекло было большой редкостью, то вместо него использовались другие материалы. К счастью, в настоящее время стекло не редкость: его используют везде и для разных целей. Причем купить можно не только обыкновенное оконнное стекло, но и цветное для изготовления витражей.
Все твердые тела делят на кристаллические и аморфные. Последние обладают свойством плавиться при достаточно высокой температуре. В отличие от кристаллических тел они имеют структуру лишь с небольшими участками упорядоченно соединенных ионов, причем эти участки соединены между собой так, что образуют асимметрию.
В науке (химия, физика) стеклом принято называть все аморфные тела, которые образуются в результате переохлаждения расплава. Эти тела вследствие постепенного увеличения степени вязкости оказываются наделенными всеми признаками твердых тел. Они также обладают свойством обратного перехода из твердого в жидкое состояние.
Стеклом в обыденной жизни называют прозрачный хрупкий материал. В зависимости от того или иного компонента, входящего в состав исходной стекломассы, в промышленности различают следующие виды стекла: силикатные, боратные, боросиликатные, алюмосиликатные, бороалюмосиликатные, фосфатные и другие.
Как и любое другое физическое тело, стекло обладает рядом свойств.
Физические и механические свойства стекла
Плотность стекол зависит от компонентов, входящих в их состав. Так, стекломасса, в больших количествах включающая оксид свинца, более плотная по сравнению со стеклом, состоящим помимо прочих материалов и из оксидов лития, бериллия или бора. Как правило, средняя плотность стекол (оконное, тарное, сортовое, термостойкое) колеблется от 2,24×10 в кубе — 2,9×10 в кубе кг/м3. Плотность хрусталя несколько больше: от 3,5 х 10 в кубе — 3,7 х 10 в кубе кг/м3.
Прочность. Под прочностью на сжатие в физике и химии принято понимать способность того или иного материала сопротивляться внутренним напряжениям при воздействии извне каких-либо нагрузок. Предел прочности стекла составляет от 500 до 2000 МПа (хрусталя — 700-800 МПа). Сравним эту величину с величиной прочности чугуна и стали: соответственно 600-1200 и 2000 МПа.
При этом степень прочности того или иного вида стекла зависит от химического вещества, входящего в его состав.
Более прочны стекла, включающие в свой состав оксиды кальция или бора. Низкой прочностью отличаются стекла с оксидами свинца и алюминия.
Предел прочности стекла на растяжение составляет всего 35-100 МПа. Степень прочности стекла на растяжение в большей степени зависит от наличия различных дефектов, образующихся на его поверхности. Различные повреждения (трещины, глубокие царапины) значительно снижают величину прочности материала. Для искусственного увеличения показателя прочности поверхность некоторых стеклоизделий покрывают кремнийорганической пленкой.
Хрупкость — механическое свойство тел разрушаться под действием внешних сил. Величина хрупкости стекла в основном зависит не от химического состава образующих его компонентов, а в большей степени от однородности стекломассы (входящие в его состав компоненты должны быть беспримесными, чистыми) и толщины стенок стеклоизделия.
Твердостью обозначают механическое свойство одного материала сопротивляться проникновению в него другого, более твердого. Определить степень твердости того или иного материла можно с помощью специальной таблицы-шкалы, отражающей свойства некоторых минералов, которые расположены по возрастающей, начиная с менее твердого, талька, твердость которого взята за единицу, и заканчивая самым твердым — алмазом с твердостью в 10 условно принятых единиц.
Часто твердость стекла «измеряют» с помощью шлифования, используя так называемый метод определения абразивной твердости. В таком случае ее величина устанавливается в зависимости от скорости отслаивания единицы поверхности стеклоизделия при определенных условиях проведения шлифовки.
Степень твердости того или иного вида стекла в основном зависит от химического состава входящих в него компонентов. Так, использование при создании стекломассы оксида свинца значительно снижает твердость стекла. И, напротив, силикатные стекла достаточно плохо поддаются механической обработке.
Теплоемкостью называют свойство тел принимать и сохранять определенное количество теплоты при каком-либо процессе без изменения состояния.
Теплоемкость стекла прямо зависит от химического состава компонентов, входящих в состав исходной стекломассы. Его удельная теплота при средней температуре равна 0,33-1,05 Дж/(кгхК). Причем чем выше в стекломассе содержание оксидов свинца и бария, тем ниже показатель теплопроводности. Но вот легкие оксиды, такие, например, как оксид лития, способны повысить теплопроводность стекла.
При изготовлении стеклоизделий следует помнить о том, что аморфные тела, обладающие низкой теплоемкостью, остывают значительно медленнее, чем тела с высоким показателем теплоемкости. У таких тел наблюдается также увеличение количества теплоемкости с повышением внешней температуры. Причем в жидком состоянии этот показатель растет несколько быстрее. Это характерно и для стекол различных типов.
Теплопроводность. Таким термином в науке обозначают свойство тел пропускать через себя теплоту от одной поверхности до другой, при условии, что у последних разная температура.
Известно, что стекло плохо проводит тепло (кстати, это свойство широко используется в строительстве зданий). Уровень его теплопроводности в среднем составляет 0,95-0,98 Вт/(м х К). Причем наболее высокий показатель теплопроводности отмечен у кварцевого стекла. С уменьшением доли оксида кремния в общей массе стекла или при замене его на любое другое вещество уровень теплопроводности понижается.
Температура начала размягчения — это такая температура, при которой тело (аморфное) начинает размягчаться и плавиться. Самое твердое —- кварцевое — стекло начинает деформироваться только при температуре 1200-1500 °С. Другие типы стекол размягчаются уже при температуре 550-650 0С. Эти показатели важно учитывать при различных работах со стеклом: в процессе выдувания изделий, при обработке краев этих изделий, а также при термической полировке их поверхностей.
Величина температуры начала плавления того или иного сорта и вида стекла определяется химическим составом компонентов. Так, тугоплавкие оксиды кремния или алюминия повышают температурный уровень начала размягчения, а легкоплавкие (оксиды натрия и калия), напротив, понижают.
Тепловое расширение. Этим термином принято обозначать явление расширения размеров того или иного тела под воздействием высоких температур. Эту величину очень важно учитывать при изготовлении стеклоизделий с различными накладками по поверхности. Материалы для отделок следует подбирать так, чтобы величина их теплового расширения соответствовала тому же показателю стекломассы основного изделия.
Коэффициент теплового расширения стекол прямо зависит от химического состава исходной массы. Чем больше в стекломассе щелочных оксидов, тем выше показатель температурного расширения, и, наоборот, присутствие в стекле оксидов кремния, алюминия и бора снижает эту величину.
Термостойкостью определяется способность стекла не поддаваться коррозии и разрушению в результате резкой смены внешней температуры. Этот коэффициент зависит не только от химического состава массы, но и от размера изделия, а также от величины теплоотдачи на его поверхности.
Оптические свойства стекла
Преломление света — так в науке называют изменение направления светового луча при его прохождении через границу двух прозрачных сред. Величина, показывающая преломлние света стекла, всегда больше единицы.
Отражение света — это возвращение светового луча при его падении на поверхность двух сред, имеющих различные показатели преломления.
Дисперсия света — разложение светового луча в спектр при его преломлении. Величина дисперсии света стекла прямо зависит от химического состава материала. Наличие в стекломассе тяжелых оксидов увеличивает показатель дисперсии. Именно этим свойством и объясняется явление так называемой игры света в хрустальных изделиях.
Поглощением света определяют способность той или иной среды уменьшать интенсивность прохождения светового луча. Показатель поглощения света стекол невысок. Он увеличивается лишь при изготовлении стекла с применением различных красителей, а также особых способов обработки готовых изделий.
Рассеяние света — это отклонение световых лучей в различных направлениях. Показатель рассеяния света зависит от качества поверхности стекла. Так, проходя сквозь шероховатую поверхность, луч частично рассеивается, и потому такое стекло выглядит полупрозрачным. Это свойство, как правило, используют при изготовлении стеклянных абажуров для ламп и плафонов для светильников.
Химические свойства стекла
Среди химических свойств необходимо особо выделить химическую стойкость стекла и изделий из него.
Химической стойкостью в науке называют способность того или иного тела не поддаваться воздействию воды, растворов солей, газов и влаги атмосферы. Показатели химической стойкости зависят от качества стекломассы и воздействующего агента. Так, стекло, не подвергающееся коррозии при действии воды, может деформироваться при воздействии щелочных и солевых растворов.
Елена Москаленко
Образовательная область познание. Ознакомление детей со свойствами стекла. Старшая группа.
Цель: познакомить детей со свойствами стекла. Учить обследовать предметы,используя все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.
Интеграция: о. о. «Коммуникация». Обогатить словарь детей словами, обозначающими свойства стекла.
Игровой момент: вбегает Кикимора,рассказывает: это страна Стекляндия, где правит принцесса Хрусталина. В этой стране все стеклянное: и солнышко, и горы, и моря, и цветы, и бабочки. Мы попали в эту страну и можем узнать о стекле много нового.
Воспитатель: мы пришли в музей стекла. Здесь очень много стеклянных предметов. Принцесса Хрусталина наградит орденом стеклянного умника тех детей, которые могут нам рассказать об этих предметах.
Рассматривание предметов.
Вопросы детям.
Словарная работа.
Банка, стакан, ваза, телевизор, фужер, графин, колба, светильник, фильмоскоп, увеличительное стекло, фотоаппарат термометр, градусник, шприц, пипетка, пузырек, флакон, часы, лампочка, очки, фонарь, фара, песочные часы, стеклянная воронка, бутылка, кружка, весы, компас, бусы.
Для чего служат эти предметы?
Какие предметы сделаны полностью из стекла, а в каких предмета стеклянные части?
Воспитатель: потрогайте эти предметы и скажите, какое стекло?
Обследовательские действия.
Определение свойств стекла: твердое, гладкое, шероховатое, хрупкое, прозрачное, легкое, тяжелое, бесцветное, цветное, тонкие и толстые стенки.
Воспитатель: проведем эксперимент. Возьмем две банки. Стеклянную и металлическую. В них лежат предметы.
Мы видим, что лежит в стеклянной банке?
— Да. Через стекло можно увидеть, что находится внутри.
— Стекло прозрачное.
— А что лежит в металлической банке?
— Мы не видим. Она не прозрачная.
— А теперь еще один эксперимент.
— Возьмите железные палочки и постучите ими по стеклу.
— Что вы слышите? Какой звук вы слышите?
— А теперь постучите по столу. Одинаковые звуки? — Вы заметили, что стекло это такой материал, который издает мелодичные, громкие звук?
Закрепление свойств стекла. /Хоровое и индивидуальное повторение/
— Воспитатель: а теперь поиграем. Нам нужно две команды.
Задание: одна команда должна поставить на стол предметы, в которые можно наливать и хранить жидкость. Другая команда ставит на стол те предметы, в которые нельзя налить жидкость. Побеждают те ребята, которые быстро и правильно справятся с заданием
Проводится игра. В конце игры дети объясняют, почему они выбрали тот или иной предмет.
Рассматривание льда и сравнение его со стеклом.
— Воспитатель: чем отличается лед от стекла? Какие общие свойства вы заметили? /Лед тает, он холодный. Лед и стекло твердые, скользкие, хрупкие, прозрачные, гладкие, бывают и толстые и тонкие. Стекло, так же как и лед хрупкое, т. е. легко бьется, разлетается на осколки, которые очень острые и ими можно пораниться. Поэтому со стеклом нужно обращаться осторожно и бережно.
Прибежала Кикимора: пить хочу. Угостите меня соком, пожалуйста
— Воспитатель: конечно угостим, выбирай стаканчик, который тебе больше всех понравится.
На столе бумажный, марлевый, стеклянный стаканы. Кикимора выбирает бумажный.
— Этот самый красивый, наливайте.
Воспитатель наливает сок в бумажный стакан. Он намокает и сок выливается на поднос. Кикимора расстраивается.
— Воспитатель: дети, в какой стакан надо было налить сок? А знаете почему? Потому, что стекло обладает еще одним свойством, которое мы забыли. Стекло водонепроницаемое. Давайте повторим это слово все вместе.
Воспитатель: вы заметили, ребята, что стеклянные предметы перед нами не только бесцветные, но и цветные. Эти предметы сделаны из цветного стекла. Возьмите в руки предметы из бесцветного стекла. А теперь поднимите предметы из цветного стекла. Правильно.Давайте назовем эти предметы: елочные игрушки, гирлянды, вазы, очки.
— Воспитатель: а теперь еще одна игра, она называется «Угадай, что лишнее?»
На столе три предмета, один из них лишний.
— Как вы думаете какой?
Например: 2 стакана гладкие, 1 шероховатое; или 2 предмета из бесцветного стекла, 1 из цветного; 2 стеклянных и 1 пластмассовый и т. д.
— Воспитатель: А теперь отгадайте загадки.
На стеклянной голове
Не найдешь ты шапочку.
Ярко светит в темноте
Маленькая…. (лампочка)
Что такое перед нами
Две оглобли за ушами.
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)
Воспитатель: и еще одна игра. «Угадай на звук». Вы закрываете глаза, а я стучу палочкой по какому-то предмету. Вы должны угадать, я стучала по стеклянному предмету или нет.
Проводится игра.
Заходит принцесса Хрусталина и награждает всех детей орденами стеклянных умников.
Хрусталина: моя страна удивительная и прекрасная. В ней много интересного и незнакомого. Приходите ко мне еще раз.Воспитатель: вы все хорошо отвечали, дружно играли, внимательно слушали и за это вас всех принцесса наградила. Вы узнали много нового, и я надеюсь, что вы всегда будете к этому стремиться.
Конспект окружающего социального мира.
Тема: «Свойства стекла».
Ход урока:
1. Организационный момент. Здравствуйте, дети, доброе утро!
2. Психологический настрой. 1. поприветствуйте друг друга только глазами; 2. только головой; 3. только руками; 4. только плечами; 5. только словами.
3. Открытие новых знаний. Стук в дверь. Почтальон Печкин: Здравствуйте, дети! Вы узнали меня? Да, я почтальон Печкин и пришел я к вам не просто так, передать телеграмму от самого Короля стеклянного царства хрустального государства.
— На нашем уроке разговор пойдет о стекле.
— Спасибо, уважаемый почтальон Печкин, мы обязательно прочтем телеграмму (Почтальон Печкин уходит).— Давайте почитаем телеграмму: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам король Стеклянного царства. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Вы узнаете много нового и интересного. Но для того чтобы начать наше знакомство вам необходимо отправится в путешествие. Будьте внимательны и обращайте внимание на все, что вас окружает. Счастливого пути».
4. Рассказ о появлении стекла. Эта история произошла давным-давно. Мастер стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри, на один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльные пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Через некоторое время изобрели машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой длинной ленты. Когда стеклянная лента остынет, ее разрезают на части, и выходит готовое оконное стекло, стекло для шкафов. Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами стекла.
— Действительно это было стекло. Вот такие камушки увидели моряки, а вы хотите увидеть кто? Что? И как делает из стекла? (да)
— Тогда садитесь поудобнее, и мы вместе посмотрим видеоролик.
5. Просмотр видео — ролика о профессии стеклодува.
— Дети, вам понравился фильм? (да)
— А вы запомнили, как называют человека, который работает со стеклом? (Стеклодув)
— А почему его так называют? (Он дует в стекло). Правильно дети, это стеклодув, вот видите, как оказывается интересно, но очень трудно работать со стеклом, а сейчас наши глазки должны отдохнуть, мы сделаем веселую недельку.
6. Пальчиковая гимнастика «Весёлая неделька».
Всю неделю по — порядку, глазки делают зарядку. В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся, (Поднять глаза вверх; опустить их вниз, голова неподвижна).
Во вторник часики глаза, водят взгляд туда — сюда, (Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна).
В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем. (Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки).
По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль, (Смотреть прямо перед собой, поставить палец (правой руки, левой руки) на расстояние от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку).
В пятницу мы не зевали глаза по кругу побежали (Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх).
Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки. (Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый, перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый).
В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять, чтобы глазки закалялись, нужно воздухом дышать. (Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаза, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)
— Ребята, посмотрите внимательно на аквариум, что вы видите? (Рыбок, водоросли, камни и др).
— А почему вы смогли рассмотреть, что находится в аквариуме? Потому что стекло прозрачное. Это первое свойство стекла. Повторяем все вместе (Стекло прозрачное).
-Где еще люди применяют стекло, чтобы использовать это замечательное свойство- прозрачность? (Окна, стекла автомобилей, аквариум, очки, лампочки, градусник).
— Правильно, ребята. Хорошо, что люди придумали стекло! Что было бы, если бы у нас не было стеклянных окон? (Было бы в кабинете темно, не было бы света, солнца; не видели бы через окно природу).— Молодцы, ребята. Отправляемся дальше в путешествие (музыкальная игра «Веселый паровоз»)
— Ребята, обратите внимание, что у меня в руках? (Стеклянный стакан).
— Я наливаю воду в стакан, скажите, стакан пропускает воду? (Нет).
— Конечно, нет, стекло воду не пропускает, оно водонепроницаемое. Скажите, в какие сосуды из стекла можно наливать жидкость (Стакан, бутылку, вазу, кружку, банку).
— Правильно, ребята. И так какое второе свойство мы выявили? (Стекло водонепроницаемое).
— А теперь подходите ближе и ощупайте стеклянные предметы. Какие они? (Гладкие, холодные, скользкие, твердые и.т.д). Обратите внимание на стакан, чайную кружку, елочный шар. Чем отличаются эти предметы? (Стакан толстый, а кружка тонкая и шарик тонкий).
— Правильно, стекло может быть разной толщины. Предметы из толстого стекла прочные, а из тонкого стекла хрупкие. Ребята, как вы думаете, что произойдет, если уронить стеклянный шарик. (Он разобьется).
— Правильно ребята, любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения. К предметам из стекла нужно относиться очень бережно и аккуратно. Поэтому мамы и папы вам не зря запрещают играть стеклянными предметами.
— Ну что отправляемся дальше в путешествие?
7. Физкультминутка (песенка — игра «Мы пойдем сейчас на право…»)
— Ребята, вы что-нибудь увидели необычного на столе (Все стеклянные предметы разного цвета).
— Правильно, ребята, бывает стекло светлое, но бывает и цветное. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе и определите их цвет (Коричневая кружка, голубая ваза, желтая лампочка).
— Мы с вами познакомились еще с одним свойством стекла. Стекло бывает светлым и цветным (слышится музыкальный звон)
— Ребята, объясните, что это за непонятные предметы и из чего они сделаны? (Это бокалы, а сделаны из стекла).
— Правильно. Ребята мы познакомились с вами еще с одним свойством стекла. Стекло издаем приятный мелодичный звук. Незнайка, а ты знаешь свойства стекла? Незнайка: (опустив голову) Не знаю. А вы мне расскажете, а я все запомню, обещаю.
— Ребята расскажем, Незнайке? Но сначала играем в одну игру. «Отражение в стекле» (выполняется стоя, педагог показывает различные фигуры, дети как отражение их повторяют.)
8. Экспериментальная деятельность. — Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? — Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам попасть в её страну (Учитель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла, накрытые салфеткой). Давайте скажем «Раз, два, три!», и откроем салфетку (дети говорят вместе с учителем). Учитель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла: тонкие и гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы, различные флаконы и т.д. Дети, рассмотрите все эти вещи, и назовите их.
— Вещи похожи друг на друга, так как все они — «родственники».
— Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте узнаем свойства стекла. (Опускает в стакан цветную фишку). Дети, что в стакане? А как вы узнали, что в стакане цветная фишка? Да, стекло прозрачное. Запомните это слово. Теперь подойдите к столу и проверьте прозрачность стекла (дети опускают в стаканы цветные фишки, смотрят друг на друга через стакан). Почему мы видим, что лежит в стакане? (Потому, что стекло прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т.д.
— Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т.д.). Затем ребята берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное, скользкое и.т.д.). Учитель помогает выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть — из очень толстого.
— Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь?
— Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся. Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Учитель предлагает детям налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло — водонепроницаемое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду. Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте (ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому, предлагает детям повторить опыт). А теперь поиграем в игру «Что видел, а что запомнил». Учитель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, считает до трёх и накрывает всё покрывалом. Дети по очереди должны назвать предметы из стекла, которые запомнили. Игра повторяется три раза с заменой предметов.
— А вы знаете, как делается стекло?
— Ребята из чего делают стекло? (Из соли и песка).
— Посмотрите, пожалуйста, что стоит у меня на столе? (Ёлочные игрушки, ваза желтого цвета, лампочка, флакон от духов, очки, фужеры).
— А из какого материала изготовлены все эти предметы? (Из стекла). (Правильно из стекла, значит про них можно сказать какие они? (Стеклянные). Посмотрите на вазу, какого она цвета? (Синего цвета).
— А вот это ёлочная игрушка, состоит из нескольких цветов, значит, про нее можно сказать какая она? (Игрушка разноцветная).
— Правильно, стекло бывает светлое, но бывает и цветное, назовите предметы из цветного стекла, которые стоят на столе, определите их цвет?
— Дети перед вами лежат камушки, возьмите их осторожно в руки, потрогайте, погладьте и скажите какие они на ощупь? (Гладкие и стеклянные).
— А теперь возьмите в руки стаканы, которые стоят перед вами, потрогайте их, погладьте, какие они на ощупь? (Шершавые, шероховатые).
— И так, камушки гладкие, а стаканы шероховатые и ребристые.
Сейчас возьмите в руки деревянные палочки и осторожно стукните по стенке стакана, что слышите? (Стекло звенит).
— Правильно, каждое стекло звенит по-разному. А теперь послушайте как звенят хрустальные бокалы, сравним со стаканами (учитель осторожно ударяет фужеры друг об друга). Как звенят фужеры? (Звонко, красиво мелодично).
— А как звенели стаканы? (Тихо и глухо).
— А что есть ещё стеклянного у нас в классе? (Окна, аквариум).
— Правильно, окна. А для чего вставляют стекла в окна? (Чтобы было тепло и светло в группе и дома).
— Давайте подойдем к окну и посмотрим, что мы видим? (Деревья и участки).
— А почему все мы это видим? (Потому что стекло прозрачное).
— В окна вставляю стекло, так как стекло прозрачное, пропускает свет и не пропускает холод, чтобы мы не замерзли дома и в детском саду.
— Ребята как вы думаете, стекло легко разбивается? (Да)
— Правильно, ведь стекло очень хрупкое и легко может разбиться. А скажите мне можно ли брать в руки осколки стекла (Нет).
— А почему нет? (Потому что можно пораниться и порезаться).
— А как нужно обращаться со стеклянными предметами? (Бережно и аккуратно).
— А почему? (Предметы могут разбиться).
— Как вы думаете, почему нельзя играть с мячом возле окон? (Мяч может попасть в окно и разбить стекло).
— Ребята, а давайте узнаем кто из вас самый внимательный. Игра «Чего не стало?» (дети внимательно смотрят на предметы из стекла, которые стоят на столе, запоминают их, потом закрывают глаза; педагог убирает один предмет, дети должны назвать, что исчезло).
— А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки, вы согласны? (Да!)
Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь — разобьюсь (Стекло).
На окошечках простое, а в бутылочках, цветное. Не бежит, не льётся. Ударишь — разобьётся (Стекло).
Стеклянный домик на окне, с прозрачною водой. С песком и камешком на дне и с рыбкой золотой (Аквариум)
Вот стеклянный пузырек, а живёт в нём — огонёк, днём он спит, а вечером проснется, ярким пламенем зажжется. (Лампочка)
Бабушка Варвара всюду их искала не залезла чуть в трубу, а они нашлись на лбу. (Очки)
Вот стеклянный карандаш — он в беде помощник наш. Определит без докторов, кто заболел, а кто здоров. (Градусник)
Заболели ушки, прохудился носик. Заболели глазки, капаем из нее лекарство без опаски. (Пипетка)
9. Подведение итогов урока.
— Какое бывает стекло? (Цветное и белое).
— Какое стекло на ощупь? (Гладкое, холодное, скользкое, твердое).
— Какое стекло бывает по толщине? (Стекло бывает толстое и тонкое).
— А, что произойдет, если уронить стеклянный предмет? (Стекло разобьется. Оно хрупкое).
— А воду стекло пропускает? (Воду стекло не пропускает, оно водонепроницаемое).
— Молодцы, ребята. Вы все хорошо сегодня поработали. На этом мы заканчиваем урок. Давайте пообещаем, что будем бережно относится к стеклянным предметам.