Какие общие свойства у предметов из камня окружающий мир

Автор: Шафеева Ольга Николаевна

Место работы: ГБОУ СОШ с. Колывань муниципальный район Красноармейский Самарская область

Должность: воспитатель

НОД для детей среднего возраста

Интеграция ОО: «Познание», «Коммуникация»,  «Социализация»

Программное содержание:

  1. познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами,                      

особенностями («Познание»);

  1. формировать умение  классифицировать камни по разным признакам («Познание»);
  2. развивать речь и мышление детей («Коммуникация»);
  3. обогатить словарный запас детей, ввести в активный словарь слова: невыразительный, шершавый, гладкий, неровный («Коммуникация»);
  4. вырабатывать умение внимательно слушать товарища, не перебивая его («Социализация»);
  5. воспитывать бережное отношение к неживой природе

( «Социализация»).

Предварительная работа:

  1. рассматривание энциклопедий о полезных ископаемых родного  Самарского края и России.

Материалы  и оборудование:

  1. камни на тарелках;
  2. пластилин;
  3. стаканы с водой;
  4. ложечки, коробочки;
  5. музыкальная запись;
  6. иллюстрации каменных построек;
  7. выставка драгоценных камней и ювелирных изделий.

Ход НОД:

(Дети входят в группу и здороваются с гостями)

Часть 1. Вступительная беседа:

— Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это?  (камни)

— А где можно их встретить? (везде)

— У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна,  на   поверхности много камней,  возвышаются  каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

Часть 2. Эксперименты:

— А сейчас мы с вами  проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.

— Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)

— Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.

—  Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)

— Значит, какие могут быть камни?

Опыт №2. Цвет.

— Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)

— Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?

Опыт №3.Самый большой и самый маленький.

-Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)

— Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.

— Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)

— А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень)

—  Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми

— Ребята, так какими ещё бывают камни?

Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»

(Дети стоят,  прижавшись друг к другу – это гора. Звучит музыка.)

Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы. Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору.  (Дети по одному отбегают от горы)

Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.

— Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)

— Почему?

—  Значит, камни  какие?)

Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.

— А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул?  Почему?

— Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.

Опыт №7. Цвет.

— Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт №8. Звук.

— Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?

Опыт №9. Рисование.

— Ребята, узнаем ещё об одном свойстве камня. Для этого Рома подойдёт к доске и попробует нарисовать камнем. Что мы видим? А вы знаете, как этот камень называется? Какой можно сделать вывод?

Читайте также:  Какие свойства живых организмов не проявляют вирусы

— Сегодня  мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства. (Ответы детей)

— Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни?  (Ответы детей).

— Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней.  (Дети рассматривают  постройки из камней)   Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения. (Дети рассматривают выставку ювелирных изделий из драгоценных камней и делятся впечатлениями). 

Источник

Дополнительная образовательная деятельность

во второй младшей группе.

Кружок по опытно – экспериментальной деятельности  

«Чудеса в ладошках».

Итоговое занятие « Свойства камня».

Образовательные области:

-познавательное, речевое, социально – коммуникативное развитие.

ЗАДАЧИ:

— обучающие:

  • продолжать знакомить детей с природными материалами(камень), их свойствами ( твердый, прочный, крепкий, тяжелый, тонет в воде), их применением;
  • закреплять представления о свойствах воды ( прозрачная, жидкая, не имеет формы, запаха, безцветная) и свойствах воздуха;
  • продолжать расширять и активизировать словарный запас детей за счет прилагательных и глаголов, обозначающих свойства и качества предметов (твердый, прочный, крепкий, тяжелый, тонет, разноцветный, большой, маленький, холодный, тёплый);
  • формировать умение вести диалог с воспитателем;

— развивающие:

  • развивать умение определять цвет, величину, форму предметов;
  • развивать диалогическую речь;

— воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающему миру;
  • воспитывать культуру речевого общения;
  • формировать доброжелательное отношение друг к другу, уважительное отношение к окружающим.

СЛОВАРЬ:

           твёрдый, тяжелый, тонет, разноцветный, большой, маленький, холодный, тёплый.

МАТЕРИАЛ:

           Прозрачные пластиковые баночки с водой, подносы с камнями, с тонущими и нетонущими предметами  по количеству детей или на двоих, поднос с камнями ( для воспитателя), лист ватмана с контурами домика,   тарелочки с камешками по количеству детей, магнитофон с записью веселой музыки,   салфетка, воздушный шарик, игрушка – зайчик.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

           В свободной деятельности и индивидуальной работе с детьми проводить игры с мозаикой, игры в пазлы, выкладывание из камешков различных изображений ( по контуру, силуэту);

Закрепление основных цветов, геометрической формы предметов.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Вступительная часть.

Дети заняты свободной игровой деятельностью.

Сюрпризный момент

Воспитатель привлекает внимание детей к подносу с камнями. (поднос накрыт салфеткой)

— Ребята, посмотрите, что я вам принесла ( говорит таинственным голосом, снимает салфетку, выдерживает паузу, ждет ответов детей)

— Да, это камешки. Камни очень интересны и удивительны. Давайте их рассмотрим.

( предлагает детям присесть на ковер).

  1. Основная часть

Педагог показывает камни на подносе.

— Все ли камешки одинаковые по величине? ( нет, не все камешки одинаковые, они разные, есть большие и маленькие.)

— Какой формы камешки? ( ответы детей)

— На что они похожи?

— Какого они цвета? ( белого, серого, коричневого, с полосочками, с точками, разноцветные). Повторите: разноцветные.

-Возьмите в руки по одному камешку. Какие камешки – теплые или холодные?

— Подержите камешек в ладошках. Какими они стали?

— Как вы думаете, почему они стали теплее?

— Ребята, сожмите камешек, надавите на него пальцами. Вы смогли его смять, сделать в нем  ямку?  Почему?

— Постучите камешком о камешек. Что вы услышали?

— Камешки стучат друг о друга, потому что они твёрдые.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В руки камешки мы взяли,

Друг о друга постучали.

Тук – тук – тук –

Тук – тук – тук –

Раздаётся звонкий стук.

Камни радостно стучат

Веселят они ребят.

Звучит веселая динамичная музыка, дети произвольно двигаются под музыку .

— Ребята, а еще хотите с камешками поиграть?

Воспитатель предлагает детям бросить свои камешки в воду.

— Посмотрите, что произошло с камнями?

— Почему? ( камень тяжелый).

— Возьмите ещё предметы, которые утонут.

— Почему они утонули?

— Возьмите предметы, которые не тонут.

— Почему они не утонули?

— Вы камешки видите в воде?

— Почему? ( вода прозрачная)

— Какие ещё свойства воды вы знаете?

-Молодцы?

— Скажите, из чего  лучше построить дом ?

— Лучше построить дом из камня, ведь он очень твердый и прочный.

— Вы слышите, кажется кто-то плачет?

— Это зайчик! Ты чего плачешь?

— Ребята, лиса выгнала зайчика из домика и ему теперь негде жить.

-Давайте с вами построим  из камней домик для зайчика. Он будет очень прочный и никто не сможет выгнать зайчика из его домика.

На листе ватмана ребята выкладывают из камешков по контуру дом.

— Какой красивый получился домик!  Смотрите, как зайчик обрадовался, смеётся. Он говорит спасибо и дарит вам воздушный шарик.

Читайте также:  Какими целебными свойствами обладает чай

— А как же мы будем играть с таким шариком? (надуем воздухом)

— А где мы его возьмём? Я его что то не вижу. (воздух прозрачный, он есть везде).

Воспитатель надувает шарик, ребята «помогают».

  1. ИТОГ:

— Кому мы сегодня помогли?

— А почему мы построили домик из камня, а не из бумаги, например?

Воспитатель предлагает детям покормить зайку овощами и покатать на машине.

Источник

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №57 «Радуга»

Конспект интегрированной экспериментальной деятельности «Ознакомление со свойствами камней»

старшая  группа

подготовила Долгих Т. В.

2014г.

Цель. Расширить представления детей о свойствах камней, их использовании человеком в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

Образовательные:

  • Формировать у детей старшего дошкольного возраста элементарные представления  о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.
  • Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня;
  • Активизировать речь и обогащать словарь словами, обозначающими свойства камней. Способствовать развитию диалогической речи.    

 Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами камня.
  • Развивать умение формулировать выводы, высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарищей.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, умение самостоятельной и совместной работы.
  • Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Интеграция образовательных областей:

  • Физическая культура: развитие общей и ручной моторики, зрительно-моторной координации;
  • Безопасность: расширение кругозора в части представлений о безопасности окружающего мира, природы;
  • Социализация: формирование целостной картины мира в части представлений о себе, обществе;
  • Труд: расширение кругозора в части представлений о труде взрослых;
  • Коммуникация: развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми;
  • Художественное творчество: расширение кругозора в процессе рассматривания изделий из камня;
  • Продуктивная: формирование умения украшать картину янтарём.

Оборудование и материал: компьютер, подносы с камнями,  стаканы с водой, монеты, карточки модульные,  таблицы для фиксации  наблюдений и экспериментирования, лупа, слайд —  презентация «Применение камней», электронная гимнастика для глаз, заготовка для картины, янтарь для украшения картины, халаты.

  Организация детей: подгруппа.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Ребята, вам нравится узнавать новое, интересное? Когда вам хочется о чем-то узнать, что вы делаете? (Ответы детей). Если вы правильно отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем сегодня изучать. Слушайте внимательно:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке  годится на тысячу лет.

Он может  быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Ответы детей: Камень.

Воспитатель: Да, вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о камнях. Что такое камни? Где можно обнаружить камни? (на улице, в горах, в море, на даче…). А может камень быть опасен для вас? Когда?

Чтобы узнать о камнях много интересного  я предлагаю отправиться в страну ДОКОРУПО.

-Что это за страна такая?

-Даже сквозь самую сильную лупу

Глупо на карте искать ДОКОРУПО.

Поскольку великая эта страна

На карту не может быть нанесена.

В ту страну не идут поезда,

И самолет не летает туда,

Но если всмотреться внимательным взглядом

Во всё, что с тобою находится рядом,

То не придётся дорогу искать

В страну, ДО КОторой Рукою Подать.

Да, ДОКОРУПО – страна, которая находится вокруг нас, и чтобы попасть в неё, достаточно закрыть глаза, а потом открыть и посмотреть на всё другими глазами – глазами исследователя, экспериментатора.

Ну что же, давайте встанем и возьмёмся за руки, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в ДОКОРУПО попади» (3раза).

Мы находимся в лаборатории «Почемучка». Что делают  в лаборатории? Вы знаете как себя нужно вести в лаборатории? (Дети называют правила поведения).

Мы превратимся в учёных, чтобы исследовать свойства камня и ответить на вопрос как использует человек свойства камня в своей жизни.

(Дети надевают халаты и занимают свои места).

— Ребята, это исследовательская лаборатория, вы ученые – исследователи. Кто такие учёные?

Давайте вспомним, какие помощники вам понадобятся для эксперимента? (Глаза, руки)  Сначала вам понадобятся глаза, а чтобы они со всем справились, выполним электронную физминутку для глаз.

Электронная физминутка

Педагог: Посмотрите, что у вас на столе. Это все то, что вам необходимо для сегодняшних исследований. Поможет в исследованиях нам таблица по изучению свойств камня.

Приступаем к исследованиям.

 Под руководством педагога дети исследуют камни. Совместная исследовательская деятельность.

 Воспитатель. Сейчас мы будем исследовать камни, каждый свой.

 Результаты исследований будем заносить в таблицу.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Читайте также:  Какое физическое свойство не характерно для простых веществ металлов

Рассмотрите камешек через лупу. Что видно (кристаллики, трещины, узоры)? Отметьте  на таблице, какого цвета камень, из чего состоит (зарисовка цветным карандашом).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.   

Опыт № 2. Определение размера

Все камни одного размера? (В таблице отметить).

Вывод: камни разного размера.

Опыт № 3. Прозрачность

Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень?  Он прозрачный или нет? (В таблице отметить).

Вывод: камни непрозрачные.

Воспитатель:  Для следующих опытов нам нужны будут очень чувствительные пальчики. Чтобы наши пальчики хорошо работали, нам надо их подготовить.

 1 вариант: Пальчиковая гимнастика с прищепками

 Этот пальчик – самый большой, (прижимаем каждый пальчик по очереди)

 Самый веселый и самый смешной.

 Этот пальчик указательный, он солидный и внимательный,

 Этот пальчик средний, ни первый ни последний.

 Этот пальчик безымянный, он не любит каши манной.

 Этот маленький мизинчик любит бегать в магазинчик.

2 вариант: (Подготовка рук – самомассаж)

Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.

Опыт № 4. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. (В таблице отметить).

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.

Опыт № 5. Твердость.

 Возьмите в одну руку камень, в другую —  пластилин. Сожмите, что произошло с камнем, а что с пластилином. Изменил он форму? Нет. А почему? Потому что он твердый.

– Попытайтесь нацарапать что-нибудь на камне ногтем. Что получается? Попробуйте поцарапать камень монетой или другим твердым предметом. (Индивидуально: какой камень у тебя?). Можно посмотреть через лупу. Если на камне появилась царапина, поставьте в таблице знак “плюс”.

Вывод: камень твердый.

Опыт № 6. Прочность.

 Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. (В таблице отметить).

Вывод: камень прочный.

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут прозрачные стаканчики с водой и осторожно кладут по одному камню в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. (В таблице отметить).

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Давайте построим гору. (Проводится физкультминутка “Гора”)

Физкультминутка:

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь ( часть детей отходят в сторону).

(Игра продолжается до тех пор, пока все “камешки” не раскатятся в стороны. “Укатившиеся камешки” продолжают чтение текста и движения вместе с остальными, оставаясь на своём месте).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

— Пройдите за рабочие места, продолжим работу.  Ребята, на нашей схеме изучения свойств есть знак «вопрос». Как вы думаете, как люди используют в своей жизни свойства камней? (Ответы детей).

Давайте посмотрим,  где использует камни человек. (Просмотр слайдов).

— Как вариант использования камня я приготовила для вас необычную картину, которая украшена янтарём. Вам нравится картина? Тогда я приглашаю вас в мастерскую и предлагаю  создать свою картину украшенную янтарём.

Дети проходят к столу. Коллективная работа по украшению заготовки янтарем.

Нам пора возвращаться.

Дети снимают халаты и покидают лабораторию.

Давайте встанем и возьмемся за руки, скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в нашу группу попади» (3раза).

Рефлексия. —  Ребята, чем мы занимались сегодня? (Ответы детей). Чем  вам понравилось заниматься больше: проводить исследования в лаборатории, играть, украшать картину, выполнять физминутки, смотреть слайды. Положите «цветок»  в кармашек с тем видом деятельности, которая вам понравилась больше.

—  Ребята, мы с вами выяснили, что камни бывают разные. Они отличаются   свойствами  и тем,  как человек использует их в своей жизни.

Наша работа по знакомству с камнями не закончена. Нам предстоит узнать о них ещё много интересного.

Источник