Какие общие с горением продукты образуются в результате
5242. Установите правильную последовательность стадий клеточного дыхания. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) окисление НАД*Н
2) расщепление гексозы на две триозы
3) образование пировиноградной кислоты
4) восстановление НАД*Н в матриксе митохондрий
5) синтез ацетилкофермента A
6) синтез АТФ на мембране митохондрий
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 5242.
5301. Какое максимальное число молекул АТФ может синтезироваться в клетке при окислении фрагмента молекулы гликогена, состоящего из 150 мономерных звеньев, до углекислого газа и воды? Ответ поясните. Потерями энергии на транспорт молекул можно пренебречь.
1) Гликоген — биополимер, мономерами которого являются остатки молекул глюкозы; при расщеплении гликогена образуется 150 молекул глюкозы, выделяемая энергия рассеивается в виде тепла (подготовительный этап энергетического обмена)
2) При окислении одной молекулы глюкозы до углекислого газа и воды выделяется 38 молекул АТФ (2 на этапе гликолиза и 36 на кислородном этапе), а при окислении 150 молекул глюкозы: 150 × 38 = 5700 молекул АТФ
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 5301.
5360. Биологическое окисление органических веществ в организмах животных, растений, грибов сходно по химическому процессу со сжиганием обычного топлива, которое использует человек. Какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов? Сравните энергетику процессов биологического окисления и горения. В чём их отличие?
1) В результате окисления молекулярным кислородом органических веществ в клетке, как и в результате горения, образуются углекислый газ и вода
2) При горении вся энергия выделяется в виде тепла или потока лучистой энергии (света); при окислении лишь часть энергии выделяется в виде тела, а часть запасается в виде энергии макроэргических связей молекулы АТФ
3) В разных структурах организма и клетки биологическое окисление происходит ступенчато, при участии ферментов; при горении ступенчатого окисления не происходит (вещества сгорают до углекислого газа и воды), ферменты в процессе горения также участия не принимают
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 5360.
5420. Рассмотрите предложенную схему классификации нуклеиновых кислот. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 5420.
5452. Установите соответствие между характеристиками и видами метаболического процесса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) продукты окисления — углекислый газ и вода
Б) кислород не требуется в качестве окислителя
В) синтезируется много молекул АТФ
Г) в результате процесса образуется молочная кислота или этанол
Д) осуществляется анаэробными бактериями
Е) происходит в митохондриях
ВИДЫ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1) кислородное дыхание
2) брожение
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 5452.
Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще
Задания с развернутым ответомЛиния вопросов 25 Вопросы ориентированы на обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов (Приведены типовые задания под редакцией В.С. Рохлова) |
Анатомия
1. Какая кровь содержится в правой половине сердца человека? По каким сосудам она туда поступает и по каким она покидает сердце? Частями каких кругов кровообращения являются правое предсердие и правый желудочек?
1) В правой половине сердца человека содержится венозная кровь.
2) Кровь поступает в правую половину сердца по верхней и нижней полой венам, а покидает – через легочный ствол (легочные артерии).
3) В правом предсердии заканчивается большой круг кровообращения, а в правом желудочке начинается малый.
2. Какие функции в организме человека выполняет печень?
1) Вырабатывает желчь, участвующую в пищеварении.
2) Обеззараживает ядовитые вещества, которые образуются в организме или поступают с пищей – барьерная роль.
3) Обменная – в клетках печени синтезируется и запасается гликоген, аммиак превращается в мочевину.
4) Является местом разрушения эритроцитов.
5) Обеспечивает синтез веществ, участвующих в свертывании крови (гепарин и протромбин).
3. Какие три основные структуры кожи человека выделяют? Какие функции они выполняют?
1) Эпидермис, дерма и подкожная жировая клетчатка.
2) Эпидермис выполняет защитную функцию, обеспечивает образование пигмента.
3) Дерма обеспечивает восприятие раздражений (чувствительность кожи), участвует в терморегуляции, так как в ней содержатся кровеносные сосуды, потовые железы и мышцы, регулирующие движение волоса.
4) Подкожная жировая клетчатка накапливает жир, участвуя в запасании питательных веществ, терморегуляции и амортизации при падении и ушибах.
4. Назовите кости, составляющие плечевой пояс человека. Каково значение этого отдела скелета?
1) Ключица и лопатки.
2) Плечевой пояс создает опору свободной верхней конечности, соединяет ее с туловищем.
3) Плечевой пояс обеспечивает прикрепление мышц и подвижность свободной верхней конечности.
5. Назовите отделы анализатора. Укажите, чем они образованы и какие функции выполняют в организме человека.
1) Периферический отдел, образован рецепторами органов чувств, под действием раздражителя в нем формируются нервные импульсы.
2) Проводниковый отдел, образован чувствительными нервами, передает нервные импульс в центральную нервную систему (зону коры больших полушарий).
3) Центральный отдел, образован чувствительными зонам коры больших полушарий, в нем происходи анализ информации и формирование ощущений.
6. Что лежит в основе изменения кровяного давления человека в спокойном состоянии и во время работы? Какие отделы нервной системы это обеспечивают?
1) В спокойном состоянии расслабляются гладкие мышцы сосудов и увеличивается их просвет, давление понижается.
2) Во время работы сокращаются гладкие мышцы сосудов, сужается их просвет, давление повышается.
3) В изменении кровяного давления участвуют симпатический (повышает) и парасимпатический (понижает) отделы вегетативной нервной системы.
7. Что представляют собой медицинские препараты – вакцина и лечебная сыворотка? С какой целью каждый из этих препаратов вводят человеку? Ответ поясните.
1) Вакцина – препарат, содержащий ослабленные или мертвые микроорганизмы.
2) Сыворотка – препарат, содержащий готовые антитела.
3) Вакцину вводят в целях профилактики заболевания для формирования искусственного активного иммунитета.
4) Сыворотку вводят для борьбы с возбудителем заболевания и формирования искусственного пассивного иммунитета.
8. Перечислите оболочки глазного яблока у человека и какие функции они выполняют.
1) Белочная оболочка (склера) – защита внутренних структур; ее прозрачная часть – роговица – защита и светопреломление (оптическая функция).
2) Сосудистая оболочка – кровоснабжение глаза (пигментный слой – поглощение света); ее часть – радужка – регуляция светового потока.
3) Сетчатка – восприятие света (или цвета) и преобразование в нервные импульсы (рецепторная функция).
9. Согласованная работа всех систем органов человека обеспечивается благодаря нервной и гуморальной регуляции. Чем отличается гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека от нервной? Приведите четыре отличия.
1) Гуморальная регуляция осуществляется с помощью химических веществ (гормонов и других веществ), а нервная – с помощью нервных импульсов.
2) При гуморальной регуляции химические вещества транспортируются жидкостями внутренней среды (с кровью), а нервные импульсы передаются по нервным волокнам к определенным органам и тканям.
3) При гуморальной регуляции химические вещества поступают ко всем органам и тканям, а нервные импульсы передаются к определенному органу.
4) При гуморальной регуляции ответная реакция наступает медленнее и продолжается длительное время по сравнению с нервной регуляцией.
Ботаника
1. Что представляет собой образования на корнях бобового растения? Какой тип взаимоотношений организмов устанавливается в этих образованиях? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.
1) Образования на корнях бобового растения – это клубеньки, содержащие клубеньковые бактерии.
2) Тип взаимовыгодных отношений – симбиоз бактерий (азотфиксирующих бактерий) и бобового растения.
3) клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений (растения обеспечивают бактерии органическими веществами).
4) клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают соединениями азота бобовые растения.
2. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.
1) Семя, в отличие от одноклеточной споры, — многоклеточное образование.
2) Семя имеет зародыш, у споры от отсутствует.
3) Семя имеет запас питательных веществ, у споры их нет.
3. Каковы особенности морфологии побегов растения гороха?
1) У гороха ползучий стебель, для того, чтобы расти вверх, гороху необходима опора.
2) При этом у гороха сложный перистый лист.
3) Один из листочков сложного листа у гороха видоизменен в усики, которыми горох цепляется за опору.
4. В чем отличие клубней и клубеньков у цветковых растений? Какова их функция?
1) Клубни – это видоизмененные подземные побеги.
2) Клубни нужны для запасания питательных веществ (крахмала) и для вегетативного размножения.
3) клубеньки – это видоизменения корней, в которых поселяются азотфиксирующие бактерии.
4) клубеньки позволяют растениям расти на бедных почвах из-за дополнительного источника азота.
5. Что представляет собой гаметофит папоротникообразных? Какова его роль в жизненном цикле?
1) Гаметофит папоротника представляет собой (гаплоидную) зеленую пластинку, лежащую в лесной подстилке (называемую заростком).
2) Заросток нужен для полового размножения.
3) На заростке образуются половые клетки – сперматозоиды в антеридиях и яйцеклетки в архегониях, и происходит оплодотворение.
Зоология
1. Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности между особями «пчелиной семьи»?
1) Матка – плодовитая самка, обеспечивает воспроизведение семьи.
2) трутни участвуют в размножении, оплодотворяя самок.
3) Рабочие пчелы – бесплодные самки, осуществляют кормление матки и личинок, ухаживание, сбор пищи, чистку и охрану жилища.
2. Коралловые полипы ведут прикрепленный образ жизни на морском дне. Какие особенности строения обеспечивают их питание при таком образе жизни? Как происходит пищеварение?
1) Это колониальные организмы, их многочисленные околоротовые щупальца позволяют ловить добычу одновременно с разных сторон (благодаря лучевой симметрии).
2) стрекательные клетки парализуют добычу;
3) они имеют общую кишечную полость, где осуществляется внутриполостное и внутриклеточное пищеварение.
3. Какие части имеют зубы у млекопитающих? Укажите виды зубов и их функции.
1) Коронка, шейка, корень зуба.
2) Зубы млекопитающих дифференцированы на резцы, клыки, коренные.
3) Резцы необходимы для откусывания кусков от пищи, клыки – для раздирания, а коренные – для перетирания и пережевывания пищи.
4. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.
1) Из паутины пауки плетут ловчие сети, которыми они улавливают свою добычу.
2) самки пауков оплетают паутиной отложенные яйца, предохраняя их от внешних неблагоприятных условий.
3) длинные паутинные нити используют молодые пауки для перемещения ветром, что способствует их расселению.
5. Насекомые – самый распространенный и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трех особенностей.
1) Разнообразие ротовых аппаратов обеспечило использование разных видов пищи.
2) Развитие крыльев способствовало широкому распространению.
3) Высокая плодовитость и развитие с неполным и полным превращениями способствовали расселению в разных экологических нишах.
6. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.
1) Обеспечивает обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете.
2) Осуществляет теплоизоляцию (и гидроизоляцию у водоплавающих) тела.
3) Образует необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост).
4) При половом диморфизме служит для привлечения самцом самок и обеспечивает сохранность тепла при насиживании кладки (пуховые перья).
7. Большинство плоских червей – внутренние паразиты других животных. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют им вести этот образ жизни?
1) Покровы, защищающие от переваривания в теле хозяина.
2) Органы прикрепления, позволяющие закрепиться в органах хозяина.
3) Высокая плодовитость, развитие со сменой хозяев и сред обитания.
4) Редукция не повышающих приспособленность систем органов (пищеварительной).
8. Чем отличается размножение плацентарных млекопитающих от пресмыкающихся?
1) Млекопитающие рождают живых детенышей, а большинство пресмыкающихся откладывают яйца.
2) Зародыш млекопитающего развивается в матке с образованием плаценты, а у пресмыкающегося – в яйце.
3) Млекопитающие, в отличие от пресмыкающихся, выкармливают детенышей молоком и длительно заботятся о потомстве.
9. Класс Млекопитающие – процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса. Ответ поясните.
1) Четырехкамерное сердце и полное разделение артериальной и венозной крови.
2) Наличие волосяного покрова.
3) Высокая и постоянная температура тела, механизмы терморегуляции.
4) Живорождение и выкармливание потомства молоком.
5) Высокий уровень организации центральной нервной системы, сложные формы поведения.
10. Какие характерные для типа Хордовые структуры и системы органов имеет ланцетник? Какие функции они выполняют?
1) Хорда – выполняет опорную функцию.
2) Нервная система трубчатого типа – участвует в нервной регуляции всех функций организма и взаимосвязи с окружающей средой.
3) Сквозная пищеварительная система (кишка) — осуществляет переваривание пищи и всасывание питательных веществ (содержит жаберные щели в глотке).
4) Замкнутая кровеносная система – переносит кислород и питательные вещества по организму.
11. Почему для размножения и развития земноводных необходима водная среда? Приведите не менее трех причин.
1) Откладываемая икра не имеет плотной оболочки, защищающей ее от иссушения.
2) Наружное оплодотворение икры может происходить только в водной среде, в которой могут передвигаться сперматозоиды.
3) Развитие личинки возможно только в воде, так как у личинки жаберное дыхание.
Общая биология
1. Биологическое окисление органических веществ в организмах животных, растений, грибов сходно по химическому процессу со сжиганием обычного топлива, которое использует человек. Какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов? Сравните энергетику процессов биологического окисления и горения. В чем их отличие?
1) В результате окисления молекулярным кислородом органических веществ в клетке, как и при горении, образуются углекислый газ и вода.
2) При горении вся энергия выделяется в виде тепла или лучистой энергии (свет), а при биологическом окислении часть энергии запасается в молекулах АТФ.
3) Биологическое окисление происходит ступенчато в разных структурах организма и клетки при участии ферментов.
Грибы
1. Почему грибы выделены в самостоятельное царство органического мира? Почему их не относят ни к растениям, ни к животным?
1) Грибы не содержат хлоропластов и не способны к фотосинтезу, они гетеротрофы, поэтому их нельзя отнести к растениям.
2) Грибы полностью неподвижны, растут в субстрате и питаются осмотрофно, поэтому их нельзя отнести к животным.
3) При этом грибы имеют и черты сходства с другими царствами: запасное питательное вещество – гликоген, как у животных, но при этом клетки имеют клеточную стенку из хитина и поддерживают форму с помощью тургора, как растения.
Просмотров: 66458
Задания из банка ЕГЭ по биологии со свободным ответом
1.
Биологическое окисление органических веществ в организме человека сходно по химическому процессу со сжиганием топлива (угля, торфа, дерева). Какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов? Сравните энергетику процессов биологического окисления и горения. В чём их отличие?
1) в результате окисления кислородом органических веществ, как и при горении, образуются углекислый газ и вода;
2) при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии запасается в молекулах АТФ
2.
Почему согласно правилу экологической пирамиды в наземной пищевой цепи от звена к звену наблюдается уменьшение энергии?
1) заключённая в органических веществах энергия на каждом звене пищевой цепи расходуется на процессы жизнедеятельности;
2) часть энергии рассеивается в виде тепла.
3.
Почему для нормального восприятия запаха носовая полость должна быть увлажнённой и чистой? Ответ поясните.
1) полость должна быть увлажнённой, так как обонятельные клетки (рецепторы) раздражаются только веществами, растворёнными в слизи носовой полости;
2) обильное выделение слизи препятствует доступу веществ к обонятельным рецепторам
4.
Составьте пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки, хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента II порядка в составленной цепи и объясните свой выбор.
1) листья репы → крестоцветные блошки → лягушка → уж → хорь;
2) консумент II порядка – лягушка, так как питается консументами I порядка
Элементы ответа:
1) влажные семена начнут прорастать, при этом они интенсивно дышат и выделяют много тепла;
2) сильное нагревание большого количества семян ведёт к гибели как проросших, так и не проросших семян
6.
Что представляют собой образования на корнях изображённого растения? Какой тип взаимоотношений организмов иллюстрирует рисунок? Объясните значение
этих взаимоотношений для обоих организмов.
Элементы ответа:
1) образования на корнях бобового растения – это клубеньки, содержащие клубеньковые бактерии;
2) тип взаимовыгодных отношений – симбиоз бактерий (азотфиксирующих бактерий) и бобового растения;
3) клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений;
4) клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают соединениями азота бобовые растения
7.
Пользуясь рисунком, определите способ изоляции, который привёл к появлению трёх родственных подвидов большой синицы и объясните его последствия. К какому результату эволюции может привести их репродуктивная изоляция?
Элементы ответа:
1) географическая изоляция привела к возникновению трёх подвидов большой синицы;
2) в результате географической изоляции прекращается скрещивание и обмен генами между особями разных популяций,
в каждой популяции формируется свой генофонд;
3) репродуктивная изоляция может привести к образованию трёх родственных видов синиц
8.
На рисунке представлена схема видообразования по Ч. Дарвину. Какой эволюционный процесс
приводит к образованию изображённых на рисунке III новых видов? Какие движущие силы (факторы) эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора имеет место в данном случае?
Элементы ответа:
1) дивергенция (расхождение) признаков;
2) дивергенция обусловлена наследственной изменчивостью, борьбой за существование и естественным отбором;
3) движущая (дизруптивная) форма естественного отбора
8.
Назовите отделы зрительного анализатора, обозначенные на Рисунке цифрами 1 и 2. Какую функцию выполняет каждый из этих отделов?
Элементы ответа:
1) 1 – периферический отдел (или сетчатка, или рецепторы);
2) 2 – проводниковый отдел (или зрительный нерв);
3) сетчатка воспринимает и преобразует световое раздражение
в нервные импульсы;
4) зрительный нерв передаёт нервный импульс в головной мозг
9.
Назовите представленное на рисунке животное и укажите его тип. Какие системы органов обозначены цифрами 1 и 2? Какие функции они выполняют?
Элементы ответа:
1) изображён ланцетник; тип Хордовые;
2) 1 – нервная система – участвует в нервной регуляции всех функций организма и взаимосвязи с окружающей средой;
3) 2 – пищеварительная система (кишка) – осуществляет переваривание пищи и всасывание питательных веществ
10.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Грибы и бактерии относят к прокариотам. 2. Среди грибов встречается большое разнообразие: дрожжи, плесневые, шляпочные грибы и др. 3. Общей особенностью многоклеточных грибов является образование вегетативного тела из тонких ветвящихся нитей, образующих грибницу. 4. Грибная клетка имеет клеточную стенку, состоящую из хитина, и мембранные органоиды. 5. Запасным питательным веществом является гликоген. 6. Грибы обладают автотрофным типом питания. 7. Рост грибов прекращается после созревания спор.
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 1 – грибы – это эукариоты;
2) 6 – у грибов гетеротрофный тип питания;
3) 7 – грибы растут в течение всей жизни
ЕГЭ по биологии. Ответы на задания.
Часть 1
За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл.
Если указаны два и более ответов (в том числе правильный), неверный ответ или ответ отсутствует — 0 баллов.
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
А1 | 4 | А19 | 3 |
А2 | 1 | А20 | 2 |
А3 | 3 | А21 | 1 |
А4 | 1 | А22 | 1 |
А5 | 4 | А23 | 2 |
А6 | 2 | А24 | 4 |
A7 | 2 | A25 | 4 |
A8 | 2 | A26 | 3 |
A9 | 3 | A27 | 3 |
A10 | 4 | A28 | 4 |
A11 | 1 | A29 | 3 |
A12 | 2 | A30 | 4 |
A13 | 3 | A31 | 4 |
A14 | 2 | A32 | 3 |
A15 | 3 | A33 | 1 |
A16 | 1 | A34 | 3 |
A17 | 1 | A35 | 1 |
A18 | 2 | A36 | 4 |
Правильно выполненные задания В1 — В8 оцениваются следующим образом:
2 балла — нет ошибок; 1 балл — допущена одна ошибка; 0 баллов — допущены две и более ошибки или ответа нет.
№ задания | Ответ |
В1 | 345 |
В2 | 245 |
В3 | 234 |
В4 | 121121 |
В5 | 12122 |
В6 | 212112 |
В7 | 2314 |
В8 | 21354 |
C1.
Введение в вену больших доз лекарственных препаратов сопровождается их разбавлением физиологическим раствором (0,9% раствором NaСl). Поясните, почему.
Баллы | |
Элементы ответа: 1) введение больших доз препаратов без разбавления может вызвать резкое изменение состава крови и необратимые явления; 2) концентрация физиологического раствора (0,9% раствор NaCl) соответствует концентрации солей в плазме крови и не вызывает гибели клеток крови. | |
Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок. | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 2 |
C2.
Какие элементы строения наружной клеточной мембраны обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3 и какие функции они выполняют?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) 1 — молекулы белков, они выполняют функции: структурную и транспортную; 2) 2 — бимолекулярный слой липидов, отграничивает внутреннее содержимое клетки и обеспечивает избирательное поступление веществ; 3) 3 — гликокаликс (гликопротеидный комплекс), обеспечивает соединение сходных клеток, выполняет рецепторную (сигнальную) функцию. | |
3 | |
2 | |
1 | |
Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
C3.
Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа. Гиподинамия приводит к: 1) понижению уровня обмена веществ, увеличению жировой ткани, избыточной массе тела; 2) ослаблению скелетных и сердечной мышц, увеличению нагрузки на сердце и снижению выносливости организма; 3) застою венозной крови в нижних конечностях, расширению сосудов, нарушению кровообращения. | |
Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
C4.
В небольшом водоеме, образовавшемся после разлива реки, обнаружены следующие организмы: инфузории-туфельки, дафнии, белые планарии, большой прудовик, циклопы, гидры. Объясните, можно ли этот водоём считать экосистемой. Приведите не менее 3-х доказательств.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа. Названный временный водоем нельзя назвать экосистемой, так как в нём: 1) отсутствуют продуценты; 2) отсутствуют редуценты; 3) отсутствует замкнутый круговорот веществ и нарушены цепи питания. | |
Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
C5.
Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Схема решения задачи: 1) согласно принципу комплементарности во второй цепи ДНК содержится нуклеотидов: А — 100, Т — 300, Г — 200, Ц — 150; в двух цепях ДНК содержится нуклеотидов: А — 400, Т — 400, Ц — 350, Г — 350; 2) информацию о структуре белка несет одна из двух цепей, число нуклеотидов в одной цепи ДНК равно 300 + 100 + 150 + 200 = 750; 3) одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, поэтому в белке должно содержаться 750: 3 = 250 аминокислот. | |
Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
C6.
Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена — i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминантная аллель IA, третью группу (В) определяет доминантная аллель IB, а четвертую (АВ) — две доминантные аллели IAIB. Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r. У отца четвертая группа крови и отрицательный резус, у матери — первая группа и положительный резус (гомозигота). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявится в этом случае?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Схема решения задачи: 1) генотипы родителей: матери — i0i0 RR (гаметы i0R), отца — IAIB rr (гаметы IAr, IBr;); 2) возможные генотипы детей: вторая группа, положительный резус — IAi0Rr, третья группа, положительный резус — IBi0Rr ; 3) так как отец моногетерозигота по группе крови, то у него образуется два типа гамет, в данном случае проявляется закон независимого наследования признаков (Менделя). | |
Ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок. | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки. | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки. | 1 |
Ответ неправильный. | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Запишите сначала
номер задания (С1
и
т. д.), затем ответ к нему. На задание С1
дайте краткий
свободный
ответ, а на задания С2-С6 — полный
развернутый
ответ
Для ответов
на задания этой части (С1—С6) используйте
бланк ответов № 2..
С1.
Введение в вену больших доз лекарственных
препаратов сопровождается
их разбавлением физиологическим
раствором (0,9%-ным
раствором N301). Поясните почему.
Строение
молекулы какого
мономера изображено на представленной
схеме?
Что
обозначено буквами А, Б, В?
3.Назовите
виды биопо
лимеров,
в состав которых
входит
данный мономер.
СЗ.
Назовите не менее 3 признаков
приспособленности пресмыкающихся
к размножению в наземной среде.
С4.
В чем проявляется участие функциональных
групп организмов
в круговороте веществ в биосфере?
Рассмотрите роль каждой
из них в круговороте веществ в биосфере.
С5.
Муха-осовидка сходна по окраске и форме
тела с осой. Назовите
тип ее защитного приспособления,
объясните его значение
и относительный характер приспособленности.
Сб.
Дигетерозиготное растение гороха с
гладкими семенами и
усиками скрестили с растением с
морщинистыми семенами без
усиков. Известно, что оба доминантных
гена (гладкие семена
и наличие усиков) локализованы в одной
хромосоме, крос-синговера
не происходит. Составьте схему решения
задачи. Определите генотипы родителей,
фенотипы и генотипы потомства, соотношение
особей с разными генотипами и фенотипами.
Какой закон при этом проявляетс
Часть 3
Для ответов на
задания этой части (С1-С6) используйте
бланк ответов № 2. Запишите сначала
номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к
нему. На задание С1 дайте краткий
свободный ответ, а на задания С2-С6
—полный развернутый ответ.
С1.
У собаки
выработан условный слюноотделительный
рефлекс на световой сигнал. Во время
подачи условного раздражителя
(зажигание лампочки) раздается резкий
громкий звук, и условный рефлекс
(выделение слюны) не проявляется. Какое
явление описано и каков его механизм?
С2. Домовая мышь
— млекопитающее рода Мыши. Исходный
ареал — Северная Африка, тропики и
субтропики Евразии; вслед за человеком
распространилась повсеместно. В
естественных условиях питается
семенами. Ведёт ночной и сумеречный
образ жизни. В помете обычно рождается
от 5 до 7 детенышей. Какие критерии вида
описаны в тексте? Ответ поясните.
СЗ. Почему вспашка
почвы улучшает условия жизни культурных
растений?
С4. Объясните,
почему людей разных рас относят к одному
виду.
С5. В процессе
трансляции участвовало 30 молекул тРНК.
Определите число аминокислот, входящих
в состав синтезируемого белка, а
также число триплетов и нуклеотидов в
гене, который кодирует этот белок.
Сб. Гены окраски
шерсти кошек расположены в Х-хромосоме.
Черная окраска определяется геном Х в,
рыжая — геном Х ь, гетерозиготы
имеют черепаховую окраску. От черной
кошки и рыжего кота родились: один
черепаховый и один черный котенок.
Составьте схему решения задачи.
Определите генотипы родителей и
потомства, возможный пол котят.