Какие нормы содержатся в гаагском праве
Тема 1.4
Афанасьев А.Н. «МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО»,
стр. 20-27
Если Женевское право определяет, как сторона в конфликте должна обращаться с жертвами военных действий (раненными, военнопленными, населением оккупированных территорий), то Гаагское право устанавливает ограничения на ведение военных действий. Цель правил, относящихся к ведению военных операций,- предотвратить или по крайней мере ослабить, насколько позволит жестокая реальность войны, ее смертоносное и разрушительное действие. Поскольку эти правила имеют прямое отношение к планированию и проведению военных операций, они адресованы непосредственно высшему командованию вооруженных сил, командирам войсковых соединений и генеральным штабом, а то время как соблюдение гуманитарного права, относящегося к защите раненных и больных, военнопленных и гражданского населения на оккупированных территориях, является ответственность тыловых служб и гражданских властей.
Международное право, относящееся к ограничению способов ведения войны, берет свое начало от Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов, когда впервые была кодифицирована эта область права.
Правила ведения войны включает ограничения, налагаемые правом на выбор методов и средств ведения войны. Международные нормы, ограничивающие насилие во время войны, должны применять в полном объеме во всех ситуациях, которые регулируются международным гуманитарным правом.
Хотя в соответствии с Уставом ООН государству разрешено оказывать вооруженное сопротивление (например, в целях законной самообороны), ведение войны в любое время должно подчиняться общим принципам международного гуманитарного права, нашедшим свое отражение в обычном праве, а также в международном договорном праве.
В преамбуле Санкт-Петербургской декларации 1868 года содержится развернутая концеция права, относящегося к ведению военных действий.
Санкт-Петербургская декларация наряду с Кодексом Либера явилась первым опытом кодификации ограничений на ведение войны, вслед за которым последовал целый ряд других документов. Важнейшими из них были Гаагская конвенция 1899 и 1907 годов. В статье 22 прилагаемого Положения к 4 Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года говорится: «Воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю».
Гаагское положение было главным правовым критерием, по которому оценивалось ведение боевых действий во время обеих мировых воин. Нюрнбергский трибунал констатировал, что это положение является частью международного обычного права, и поэтому обязательно для соблюдения всеми воюющими государствами.
В Женевские конвенции от 12 августа 1949 года, явившиеся результатом полного пересмотра международного гуманитарного права после второй мировой войны, было внесено лишь несколько положений, непосредственно относящихся к ведению войны. Эти положения находятся в разделе 24 Женевской конвенции, озаглавленном «Положения общего характера о защите населения от некоторых последствий войны», и рассматривает, например, создании зон безопасности и защиту гражданских больниц.
Решающую роль в дальнейшем развитии международного гуманитарного права сыграла Резолюцию № 2444 (23) от 19 декабря 1968 года под названием «Уважение прав человека в период вооруженных конфликтов», получившая единогласное одобрение Генеральной Ассамблеей ООН. Данная резолюция подтвердила три важнейших принципа международного гуманитарного права, которые, как указано в тексте, должны соблюдаться всеми правительствами и иными группами, принимающими участие в вооруженном конфликте.
Эти три принципа можно сформулировать следующим образом:
— право сторон, находящихся в конфликте, выбирать средства для нанесения ущерба противнику не является неограниченным;
— запрещается нападать на гражданское население как таковое;
— следует всегда проводить различие между лицами, принимающими участие в военных действиях, и гражданскими лицами с тем, чтобы как можно меньше подвергать опасности последних.
В результате развития международного гуманитарного права был сформирован еще один принцип, который можно поставить в ряд с тремя основными правилами, содержащимися в резолюции № 2444. Речь идет об «оговорке Мартенса». Впервые появившись в преамбуле 4 Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, она вновь была подтверждена в 1977 году Протоколом 1, параграф 2 статьи 1 которого гласит: «В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания».1
Это положение свидетельствует о полноте гуманитарной защиты: при отсутствии правила, непосредственно относящегося к данному действию, нельзя давать заключение, что такое действие допустимо: напротив, следует найти такое решение, которое – как и гуманитарное право в целом – отвечало бы требованиям гуманности.
Право, регулирующее ведение войны, можно свести к одному слову – «ограничения» — ограничения, которым должно подчиняться применению силы. Являясь антитезой неограниченности, понятие «ограничения» противостоит идее тотальной войны.
КОМБАТАНТ
В статье 43 Дополнительного протокола 1 вооруженные силы определены как состояние «из всех организованных вооруженных сил , групп и находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных… Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая среди прочего обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов».1
Все лица, входящие в состав таких вооруженных сил, являются комбатантами, то есть имеют право принимать участие в военных действиях. Следовательно, им разрешается использовать силу, даже убивать людей и уничтожать объекты, не неся личной ответственности за содеянное. Ответственность комбатантов по уголовному законодательству ограничена обязанностью соблюдать положения международного гуманитарного права. В случае взятии в плен комбатанты имеют право на статус военнопленных. Наемники и шпионы права на статус военнопленных не имеют.
Право войны не разрешает лицам, проживающим на оккупированной территории и не входящим в состав вооруженных сил, оказывать вооруженное сопротивление оккупированной державе. Лица не входящие в состав вооруженных сил одной из находящихся в конфликте сторон, не имеют права принимать участие в военных действиях. Если же, несмотря на это, они применяют силу, то действуют противопоказано. Их рассматривают как бойцов нерегулярных формирований и могут наказать за каждый акт насилия.
Как на практике отличить комбатанта? Традиционное право требует, чтобы военнослужащие имели определенный и видимый издали отличительный знак и открыто насилии оружие. На практике, лица, входящие в состав вооруженных сил, носят, в отличие от гражданского населения, форменную одежду. Форменная одежда, однако, не является основным и обязательным атрибутом комбатанта. Протокол 1 настоятельно требует, чтобы комбатанты обязательно отличили себя от гражданского населения.
Основной нормой остается обязанность комбатантов отличать себя от гражданского населения. И наконец – и это самый главный аргумент – новое определение, относящееся к правам и обязанностям комбатантов в исключительных ситуациях, ни при каких обстоятельствах не освобождает комбатантов от обязанности соблюдать право войны, которое запрещает терроризм во всех без исключения случаях.
Лица из состава вооруженных сил сохраняют свой правовой статус комбатантов и тогда, когда они нарушают свои обязанности и подлежат суду как военные преступники. При захвате в плен они становятся военнопленными и пользуются защитой 3 Женевской конвенции, даже если они признаны виновными. С другой стороны, члены нерегулярных формирований, нарушившие даже минимальные требования об открытом ношении оружия до нападения и во время его, теряют свой привилегированный статус, даже если они входят в состав вооруженных сил, и могут преследоваться по уголовному законодательству держащей в плену державой просто за участие в военных действиях, так как они лишаются права на статус комбатантов. Однако при этом они имеют право на надлежащее судопроизводство и на гуманное обращение по смыслу Женевской конвенции.
ОРГАНИЧЕНИЕ НА ВЫБОР МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
Выбор методов и средств ведения войны не является не ограниченным.
Запрещается принимать оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные излишние повреждения или излишние страдания (ст. ХХ 35 Протокола 1).
Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить, или как можно ожидать, причинять обширный долговременный и серьезный ущерб природной среде.
ЗАПРЕЩЕННЫЕ МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ БОЯ.
Прежде всего к запрещенным методам ведения войны относится вероломство. Примером вероломства могут служить нападения под прикрытием белого флага или симулирование выхода из строя с целью уничтожения противника, когда тот попытается оказать помощь. С другой стороны, такие военные хитрости, как маскировка, ложные операции и дезинформация, рассчитанные на введение противника в заблуждение, естественно, не запрещены.
Протокол 1 содержит специальное правило, запрещающее использовать во время военных действий признанные отличительные эмблемы не по назначению, особенно красный крест и красный полумесяц. Вероломное использование эмблемы ООН также наказуемо.
Запрещается также при всех обстоятельствах отдавать приказ не оставлять никого в живых или вести военные действия на такой основе.
Запрещается подвергать нападению вышедшие из строя лица, их необходимо щадить. Уничтожение солдата, который явно сложил оружие,- это убийство. Равным образом Протокол 1 запрещает подвергать нападению членов экипажа, которые покидают на парашютах терпящий бедствие самолет, так как они не могут защищать себя в этой ситуации. Это не относится к спускающимся на парашютах воздушно-десантным войскам: на них можно нападать, когда они находятся в воздухе.
ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВИДЫ ОРУЖИЯ.
Протокол 1 запрещает нападение с применением оружия и боеприпасов неизбирательного действия.
Согласно ограничениям, принятым Второй Гаагской мирной конференцией в 1907 году, запрещается применять свободно плавающие мины, которые не самоликвидируются в течении одного часа в случае потери управляемости. Торпеды, не попавшие в цель также должны обезвреживаться.
К Конвенции от 10 октября 1980 года о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, прилагаются три протокола, охватывающие следующие виды оружия и боеприпасов: необнаруживаемые осколки, мины и мины-ловушки, зажигательное оружие. Только использование зарядов, оставляющих необнаруживаемые в теле человека осколки, было запрещено полностью, а применение двух других видов вооружений стало более строго регулироваться и ограничиваться. Кроме этого, Конвенция 1980 года предусматривает возможность добавления к ней новых Протоколов, содержащих другие запрещения и ограничения.
Женевским Протоколом 1925 года запрещается применение отравляющих газов и бактериологического оружия. Запрещение на применение отравляющих газов не было нарушено во время второй мировой войны и превратилось в норму обычного права.
Договор о химическом оружии 1993 года ограничивает разработку, производство, распространение и накопление отравляющих газов. Применение отравляющих газов во время войны остается под запретом международного обычного права.
Конвенция от 10 апреля 1972 года о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического(биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении представляет собой всеобъемлющее и эффективное запрещение этого бесчеловечного оружия и содержит положения, предусматривающие меры контроля за выполнением этого запрещения.
ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ
В отношении ядерного оружия продолжает действовать общее международное право, то есть наряду с международным договорным правом (Женевскими Конвенциями) действуют и принципы обычного права. Использование ядерного оружия подчиняется общим нормам международного гуманитарного права, ограничивающим использования оружия. К таким нормам относятся запрещение нападать на гражданское население как таковое, запрет на нападение неизбирательного характера и использование оружия неизбирательного действия, требование соразмерности, а также запрещение оружия, причиняющего излишние страдания.
Вопросы.1. Какую цель правил, относящихся к ведению военных операций, ставит Гаагское право? 2. Какие три важнейших принципа МГП должны соблюдаться всеми правительствами и иными группами, принимающими участие в вооруженном конфликте? 3. Как на практике отличить комбатанта? 4. Какие накладываются ограничения на выбор методов и средств ведения войны? 5. Какие существуют запрещения в методах ведения боя? 6. Какие виды оружия запрещены? 7. Какие запреты наложены на применение ядерного оружия?
Гаагское право. Имеются в виду, в частности, такие источники, как Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г., Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 10 апреля 1972 г. Эта Конвенция существенно усилила один из запретов, предусмотренных Женевским протоколом 1925 г., а именно -запрещение бактериологического оружия. Договор о химическом оружии 1993 г., запрещает не только его использование, но также производство и обладание им. Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду от 10 декабря 1976 г. имела целью в корне пресечь возможность применения нового способа ведения военных действий -воздействуя на природную среду.
Как известно, первые десятилетия после второй мировой войны интерес мирового сообщества был сконцентрирован на оружии массового уничтожения. Имели место серьезные опасения, что это оружие будет использовано снова, что приведет к катастрофическим последствиям не только для страны, подвергшейся нападению, но и для всего мира. Поэтому большинство заключенных после 1945 г. договоров о контроле над вооружениями касалось ядерного, химического и биологического оружия.
Однако в последние годы вследствие ослабления угрозы глобальной ядерной войны и снижения уровня военного противостояния сверхдержав, все больше внимания уделяется обычным средствам ведения войны. В первую очередь речь идет об ограничениях использования тех видов оружия, которые наносят наибольшой ущерб мирному населению. Среди них наиболее острой является проблема сухопутных мин
На территории как минимум 60 сгран установлено около 100 млн. мин, главным образом противопехотных (10). Они делают непригодными для обитания людей целые районы, что препятствует безопасному передвижению населения и возвращению миллионов беженцев. Например, в Афганистане за 1979-1988 гг. было установлено 5-15 млн. мин, вследствие чего обширные территории этой страны останутся безжизненными и в следующем веке.
В таких странах как Сальвадор, Грузия (Абхазия), Гватемала, Руанда количество установленных мин исчисляется десятками тыс. Мины не только нарушают экономику соответствующей страны, но и представляют угрозу гуманитарным организация, работающим в зонах вооруженных конфликтов.
Из-за низких издержек производства (в некоторых странах всего 3 долл. за штуку) противопехотные мины легко доступны как регулярным войскам, так и партизанам В то же время стоимость разминирования крайне высока (300-600 долл. за мину). Каждый месяц от мин погибают около 800 человек и тысячи получают ранения, причем большинство жертв составляют гражданские лица (11). Есть опасения, что будут широко производиться и применяться новые виды противопехотных вооружений, например, вызывающих слепоту.
Со времен Гаагских конвенций и деклараций 1899 и 1907 гг. вплоть до 80-х гг. формально не был запрещен или ограничен ни один из видов обычных вооружении. Лишь в 1979 г. была созвана специальная конференция ООН по проблеме антигуманных видов оружия.
Никакие вооружения не могут считаться «гуманными», но они существенно различаются в плане воздействия на людей (например, обширности и тяжести ранений, продолжительности нанесенного ущерба), а также размеров затрагиваемой территории и степени контроля над оружием со стороны тех, кто его применяет. В этом смысле применение особо жестоких видов оружия, и следовательно более негуманных, чем другие, требует особого юридического режима.
В 1980 г. вторая сессия конференции ООН (12) приняла текст Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, кратко именуемая Конвенцией по некоторым видам обычных вооружений (КНВОВ). К ней прилагались три протокола.
Протокол I запрещает использование любых вооружений, которые наносят ранения фрагментами, не поддающимися обнаружению с помощью рентгена.
Протокол II ограничивает использование мин, мин-ловушек и других устройств, имея в виду предотвращение или по крайней мере снижение жертв среди гражданских лиц во время и после боевых действий
Протокол 11 не относится к применению противокорабельных мин на морях и внутренних водоемах. Здесь продолжают действовать правила, установленные почти 90 лег назад: V11I Гаагская конвенция 1907 г. запрещает размещение неякорных автоматических контактных мин, за исключением мин, сконструированных таким образом, чтобы становиться невзрывоопасными не позднее, чем через час после того, как те, кто их установил, утрачивают контроль над ними.
Протокол III регламентирует применение зажигательного оружия (напалм и т.п.).
КНВОВ устанавливает, что для обсуждения хода выполнения самой конвенции и ее протоколов, а также рассмотрения новых протоколов, могут созываться конференции участников.
По инициативе Франции, поддержанной почти всеми другими участниками, такая конференция состоялась в Вене осенью 1995 г. Для выполнений подготовительной работы Генеральным Секретарем ООН была учреждена Группа правительственных экспертов (13). На их встречах, а также на специальном неправительственном симпозиуме, был выработан ряд предложений, которые представлены ниже вместе с рекомендациями МККК (14).
Предложения по усилению существующих ограничений в рамках КНВОВ главным образом относятся к сухопутным минам. Их реализация потребует изменения Протокола II. Ниже перечислен ряд основных предложений:
1. Запретить использование всех противопехотных мин.
2. Регулировать торговлю сухопутными противопехотными минами. Шаг в этом направлении был сделан в 1993 г., когда ГА ООН призвала все страны объявить мораторий на экспорт мин, представляющих значительную угрозу для мирного населения. Соответствующая резолюция ООН (15) была инициирована США, ранее в одностороннем порядке приостановившими экспорт сухопутных противопехотных мин.
В ответ на призыв ООН (который был повторен в 1994 г.) (16) ряд стран приостановил экспорт мин. Аргентина, Бельгия, Канада, Чехия, Франция, ФРГ, Израиль, Италия, Польша, Словакия, ЮАР, Испания,Швеция и США объявили мораторий на все виды мин. Россия и Великобритания прекратили экспорт только мин, не снабженных механизмами самоуничтожения или самонейтрализации, а Голландия и Швейцария запретили экспорт мин в страны, не подписавшие Протокол II (17) Эксперты из КНР, Кубы, Ирана и Пакистана выступили с возражениями против ограничений на экспорт сухопутных мин.
3. Запретить использование мин, не снабженных механизмами самоуничтожения.
4. Запретить использование прыгающих осколочных мин, не снабженных механизмами самоуничтожения или самонейтрализации.
- Обеспечить, чтобы производились только такие мины, которые могут быть обнаружены с помощью общепринятого оборудования, например, электромагнитных миноискателей. Запретить производство мин с пластиковыми, деревянными и иными неметаллическими корпусами.
- Противотанковые мины должны снабжаться механизмами самонейтрализации, а не самоуничтожения Применение механизмов самоуничтожения следует запретить во избежание экологического ущерба.
- Запретить применение неизвлекаемых мин, взрывающихся при попытках их извлечения, нейтрализации или разрушения.
8. Усилить меры предосторожности в отношении гражданских лиц. Это может быть сделано путем обозначения минных полей, даже если там установлены самоуничтожающиеся или самонейтрализующиеся мины.
- Установить ответственность каждой стороны за очистку от всех установленных ими мин или их уничтожение после окончания активных военных действий.
10. Признать право каждой страны на участие в обмене оборудованием, материалами и научно-технической информацией, касающихся реализации Протокола II и средств разминирования. Информация, поступающая в банк данных, должна быть доступна для всех. Скоординированная Секретариатом ООН программа разминирования (18) должна обеспечить все обращающиеся туда страны консультациями и помощью.
1 1 Создать комиссию по проверке, которая будет открыта для участия всех стран и сможет проводить расследования случаев невыполнения Конвенции.
- Обеспечить коллективные действия в соответствии с международным правом против государств, нарушающих Конвенцию. Обязать государства-нарушителей выплачивать компенсацию и нести ответственность за действия лиц, входящих в их вооруженные силы.
13. Ввести обязательное обучение по применению оружия в соответствии с правом вооруженных конфликтов, внести соответствующие положения во все инструкции по применению оружия.
- Договориться о специальных мерах но защите гуманитарных организаций, работающих в местах с повышенной миноопасностью.
15. Распространить действие Конвенции на внутригосударственные вооруженные конфликты, получившие в последнее время большое распространение. Решение этой задачи, однако, затруднительно в виду следующей проблемы: как сделать субъектами международных договоров негосударственные образования?
В преамбуле КНВОВ стороны выразили стремление к дальнейшему запрещению или ограничению некоторых видов обычных вооружений. Для этого потребуются переговоры о новых протоколах. На рассмотрение вышеназванной конференции было вынесено 4 новых предложения:
1. Ограничить размещение лазерного оружия. Так, широкое распространение получили портативные лазерные дальномеры и целеуказатели. Многие из них способных поражать как человеческий глаз, так и онтоэлектронные сенсоры (19). Наносимый лазерами сетчатке глаза ущерб носит долговременный характер и не поддается излечению (20). Преднамеренное ослепление противоречит международному праву вооруженных конфликтов, запрещающему причинение чрезмерных страданий.
2 Потребовать, чтобы боеприпасы в виде кассетных авиабомб, артиллерийских снарядов, управляемых и неуправляемых ракет снабжались устройствами самоликвидации в случае непопадания в цель.
- Запретить использование оружия и боеприпасов калибра менее 12,7 мм, выделяющих при дистанции стрельбы не менее 25 м энергию более чем 20 джоулей/см при прохождении в теле человека первых 15 см. Такие системы оружия могут вызывать поражения, сходные с действием разрывных пуль типа «дум-дум», запрещенных Гаагской декларацией 1899 г.
- Обновить правила использования морских мин. Необходимо учесть последние технические достижения, а именно мины магнитного и акустического действия, срабатывающие от давления или комбинированного воздействия этих факторов. VIII Гаагская конвенция 1907 г., распространяегся только на автоматические контактные мины. Все без исключения мины должны оснащаться механизмами самонейтралнзации.
Заметим, что на конференции 1995 г. был принят Протокол, касающийся ограничения использования лазерного оружия (21).
Многие из перечисленных выше предложений были включены в текст Протокола II КНВОВ, который именуется теперь «Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.,» (22 ).
С точки зрения права вооруженных конфликтов наиболее желательным был бы полный запрет противопехотных мин, который легче поддается контролю, чем частичные ограничения на их использование. Однако добиться подобного запрета трудно, если учесть, что ежегодно в примерно 50 странах (в основном промышленно развитых) производится до 10 млн. противопехотных мин разных типов. В число известных экспортеров входят Бельгия, Бразилия, Болгария, Канада, Чили, КНР, бывшая Чехословакия, Египет, Франция, ФРГ, Греция, Венгрия, Израиль, Италия, Пакистан, Польша, Португалия, Румыния, Сингапур, ЮАР, Испания, Швеция, бывший СССР, Великобритания, США, Вьетнам, бывшая Югославия (23).
К тому же. по мнению некоторых военных, мины являются наиболее эффективным средсгвом достижения целей, для которых они применяются (24), а именно, защиты территории от доступа туда пехоты или диверсантов.
Тем не менее. Дипломатическая конференция по всеобщему запрещению противопехотных мин (Осло, 1-18 сентября 1997 г.) приняла Конвенцию о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении (25).
В попытках усилить влияние международного права на вооруженные конфликты нельзя забывать, что нормы поведения, выработанные в мирное время, в ходе боевых действий не могут противостоять давлению соображений чисто военной целесообразности. Поэтому сохраняется опасность, что при определенных условиях как это не раз случалось в прошлом -сохраняющиеся в арсеналах запрещенные виды оружия будут применены вновь.
Здесь, проявляется неразрывная связь, между правом вооруженных конфликтов и разоружением. Такая связь была признана участниками КНВОВ, выразившими в преамбуле к ней уверенность, что позитивные результаты в деле запрещения или ограничения некоторых видов вооружений облегчат переговоры по разоружению, нацеленные на прекращение производства, накопления и поставок этого оружия. Речь идет о всех видах антигуманного оружия, охватываемых сейчас или в будущем КНВОВ. Однако разоружение подразумевает ликвидацию существующих запасов оружиям, а также остановку или конверсию под международным контролем соответствующих производственных мощностей. Эти проблемы должны обсуждаться на специальном форуме, например на Конференции по разоружению.
См. также:
- Женевское право: процесс кодификации и основные источники
- Основные принципы права вооруженных конфликтов
Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.