Какие категории аристотеля выражают акцидентные свойства вещи
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 11 апреля 2017;
проверки требуют 11 правок.
«Категории» (др.-греч. Κατηγορίαι, лат. Categoriae или Praedicamenta) — первое по порядку сочинение в «Органоне» Аристотеля, в котором перечисляются все возможные виды того, что может быть субъектом или предикатом суждения.
Проблемы с атрибуцией произведения[править | править код]
Авторство Аристотеля неоднократно подвергалось сомнению. В «Категориях» нет прямых ссылок на другие работы Аристотеля. Имеются также некоторые противоречия между текстом «Категория» и другими текстами Аристотеля, прежде всего «Метафизикой».
Тем не менее, в настоящее время большинство исследователей склоняется к тому, что «Категории» являются текстом Аристотеля. В течение многих столетий они считались важнейшей частью аристотелевского корпуса.
Краткое изложение[править | править код]
Аристотель подводит каждую вещь, о которой возможно сделать высказывание, под одну из десяти категорий — наивысших родов (известных средневековым авторам под именем praedicamenta). Они предназначены для перечисления всего, что может быть выражено без состава или структуры, то есть всего, что может быть или предметом или предикатом суждения.
Вводные положения (Главы 1-3)[править | править код]
Разбору категорий у Аристотеля предпосланы вводные положения, которые средневековые авторы называли «антепредикаментами» (лат. ante — перед).
Текст начинается с объяснения того, что подразумевается под «одноименными» предметами, что подразумевается под «соименными» предметами, и что подразумевается под «отыменными» предметами.
Все, что мы говорим о вещах мы говорим:
- Без связи с другими предметами, то есть имя/субъект или глагол/предикат отдельно — «человек», «бык», «побеждает», и т.д;
- В связи с другими предметами, то есть создаём высказывание (предложение) — «человек побеждает», «человек бежит».
Далее Аристотель проводит различие между тем, что говорится о подлежащем, и тем, что говорится в подлежащем.
Далее Аристотель сообщает о категориях, или предикатах, выделяемых на основании того, как тот или иной предикат относится к сущности вещи.
Десять категорий (Главы 4-9)[править | править код]
Десятью категориями, или наиболее общими родами (классами) являются (по списку главы 4):
- Субстанция, или «сущность» (др.-греч. οὐσία). Слово «предикат» означает предикат сущности, если соответствующая ему характеристика вещи ни на чём, кроме себя, не основана. «Этот единичный человек» или «это единичное дерево» являются сущностями. Ниже в тексте Аристотель называет эти особенные сущности «первыми сущностями» отличая их от «вторых сущностей», которые являются универсалиями. Следовательно, «Сократ» — первая сущность, в то время как «человек» — вторая сущность.
- Количество (др.-греч. τὸ πόσον — «сколько») — пространственно-числовые характеристики вещи. Все средневековые споры о природе континуума, бесконечно большого количества и бесконечно делимого являются длинным комментарием к тексту главы 6. Она оказала большое влияние на развитие математических идей в средневековый и позднесхоластический период.
- Качество (др.-греч. τὸ πόιον «какое») — предикат, который характеризует все неколичественные свойства предмета. Эти свойства не совпадают с природой (сущностью) вещи.
- Отношение (др.-греч. τὸ πρὸς τί — «то, по отношению к чему») — это способ, которым одна вещь может быть связана с другой.
- Пространство (где) — положение вещи относительно ближайшего окружения.
- Время (когда) — положение вещи относительно последовательности событий.
- Состояние (ситуация) — положение частей предмета друг относительно друга.
- Обладание — наличие постоянно внешнего обстоятельства вещи (например, «одетый»).
- Действие (др.-греч. τὸ ποιει̃ν — «действовать») — произведение изменения в некотором другом предмете.
- Претерпевание — принятие изменения от некоторого другого предмета.
Первые четыре детально разбираются в главах 5-8, последние шесть лишь слегка затрагиваются в короткой 9-й главе, поскольку их смысл самоочевиден. Более поздние тексты схоластических философов также отражают это неравенство в детальности рассмотрения.
Заключительные положения (Главы 10-15)[править | править код]
За списком категорий у Аристотеля следуют заключительные положения книги, которые средневековые авторы называли «постпредикаментами» (лат. post — после):
- Противолежащее и противоположности (главы 10-11)
- Предшествующее и последующее (глава 12)
- Данное вместе (глава 13)
- Виды движения (глава 14)
- Второй анализ обладания (глава 15).
Грамматическая теория категорий[править | править код]
По мнению ряда философов, Аристотель вывел систему категории непосредственно из греческой грамматики — то есть приписал онтологическую значимость частям речи. Например, категории сущности соответствуют существительные, категории действия — глаголы действительного залога и т.п.
- Сущность – существительное (человек).
- Количество – числительное (один, несколько).
- Качество – прилагательное (старый, молодой).
- Отношение – степени сравнения (первый, последний, выше других).
- Место – наречие места (на улице, под горой).
- Время – наречие времени (сегодня, вчера).
- Положение – непереходный глагол (стоит, лежит).
- Обладание – греческий перфект страдательного залога (одет, разут).
- Действие — глагол действительного залога (бежит, побеждает)
- Претерпевание – глагол страдательного залога (его гонят, избивают).
Сам Аристотель нигде не излагает подобную теорию и не ссылается на греческую грамматику как на источник идеи. Кроме того, грамматика не во всех случаях соответствует таблице. Например, количество и качество могут быть описаны существительными (ср. слово «великан»).
Значение[править | править код]
По мнению профессора античности из Стэнфордского университета Ревиэля Нетца[en], Категории Аристотеля во многом послужили фундаментом для исследований логики на протяжении всей истории западной мысли[1].
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Аристотель Категории на портале «Философия в России»
Философия эпохи просвещения. Немецкая классическая философия
1. Ряд основных идей французских просветителей?
1.свобода, равенство, братство
2.антиклерикализм
2. «Существовать- значит быть воспринимаемым»- Джордж Беркли
3. Каким термином Д. Юм называл все содержимое человеческого разума?- восприятие: впечатления и идеи(все это вместе-восприятие)
4. Кто из французских просветителей вслед за Т.Гоббсом развивал концепцию «общественного договора»? – Руссо
5. Кто из французских мыслителей отстаивал принцип «разумного эгоизма»? Гельвеций
6. Авторы концепции «естественной религии»- Вольтер,Руссо
7. Автор «концепции естественного человека»- Руссо
8. Концепцию «географического детерминизма» разработал- М. Монтескье
9. Категорический императив И. Канта имеет следующие формулировки-
1) «Поступай согласно такой максиме, которая… сама может стать всеобщим законом»
2) «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству».
10. Первое сочинение «критического периода» И.Канта?- «критика чистого разума»
11. В чем различие между моральным и легальным поступком, по мнению И.Канта?- Различие между моральными и легальными поступками не в самих поступках, а в мотивах. Моральный-поступаю, исходя из чувств, легальный-исходя из всеобщего закона
12. Что есть пространство и время с точки зрения И. Канта?- Априорные формы чувственности
13. И. Кант считал, что наше знание об объективной реальности ограничено познанием феноменов
14. Сколько категорий рассудка выделял И.Кант? 12
15. Какое суждение, согласно И.Канту, обеспечивают прирост знания? Априорное синтетическое суждение
16. Известное суждение Г.Гегеля о свободе? «Истина самой необходимости в свободе»??
17. Законы диалектной логики-
1. Закон единства и борьбы противоположностей
2. Закон перехода количественных изменений в качественные
3. Закон отрицания отрицания
18. Сколько стадий самопознания мирового духа выделяет Г.Гегель?-4
19. Каким статусом наделял Г.Гегель всю действительность?- Разумность
20. Каково отношение Г.Гегеля к роли личности в истории?человек-средство мирового духа
21. Назовите центральное понятие и метод теории познания Ф.Шеллинга-диалектический метод
22. В какой сфере человеческого бытия усматривал Ф.Шеллинг решение проблемы соотношения эмпирического и теоретического в познании?
23. Учение Л.Фейербаха получило название- Антропологический материализм
24. Какова центральная категория в философии И.Фихте?-представление о свободе
25. Каково понимание Фихте проблемы свободы? Отодвинуть границы «не я»
26. Какой мыслитель впервые ввел в теорию познания принцип историзма?- Шеллинг
Античная философия
1.Кто из известных античных философоф является автором следующего афоризма- « Я знаю,что я ничего не знаю, но есть люди которые не знают и этого» — Сократ
2.Что находилось в центре внимания «досократических» философских школ – чувственно-материальный космос, сущность и первоначала мира.
3.Термин «Апейрон» означает-беспредельное
(А́пейрон (греч. ἄπειρον, «бесконечное, беспредельное») — понятие древнегреческой философии, введённое Анаксимандром, означающее неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество.)
4.Онтологический статус числам придавали- Пифагорейцы
5. Кто из античных философов предложил понятие «мир идей»- Платон
6.Какие произведения составляют творческое наследие СОКРАТА – Сократ: не писал книг
7. Первым человеком, назвавшим себя софистом, согласно Платону был —Протагор
8. Для какого философского учения характерно понимание философии как «науки умирать»-Стоики (неоплатоническая-в ответах чужих)
9. «Энтелехия»-понятие,которое Аристотель использовал для обозначения процесса- оформления материи
Энтеле́хия ( «имею») — в философии Аристотеля — внутренняя сила, потенциально заключающая в себе цель и окончательный результат; например, сила, благодаря которой из грецкого ореха вырастает дерево.
Душа, или жизнь (то, в силу чего живое существо живо), определяется как первая энтелехия природного органического тела, способного к жизни. Как форма и двигатель своего тела душа не может быть телесна; она не есть ни определенное вещество, как полагал Демокрит, ни смещение всех веществ, как говорил Эмпедокл, ибо два тела не могут занимать одно и то же место. Однако душа не может быть и бестелесна; она не есть ни гармония тела, как учили пифагорейцы, ни самодвижущееся число, ни то, что движет само себя, как полагал Платон, ибо душа не движется, а движет другое – тело. Душа и тело различны по понятию, но нераздельны по бытию, «как воск и оттиск на нем, как вообще материя чего-либо и то, для чего она служит материей». Живое существо не составлено из души и тела; душа есть сила, действующая посредством тела, а тело – естественное орудие души. Они неразделимы, как глаз и зрение. В противоположность древним натурфилософам Аристотель не душу выводит из телесной природы, а наоборот – тело из души. Поэтому для него, строго говоря, только живое, одушевленное тело есть настоящее (реальное, энтелехийное) тело; неодушевленное – тело лишь по имени .Но одушевлено может быть лишь органическое тело, т.е. такое, все части которого соотнесены с определенной целью и предназначены для исполнения определенных функций .
10.Идеал жизни философа-мудреца, выражающий бесстрастное существование.-апатия(идеал Стоиков)
11. Родоначальником диалектики Аристотель называет-Зенона Элейского
12. По мнению Платона «им нет дела до истины, важна только убедительность»-Софисты( скептики-в чужих ответах)
13.Из каких первоэлементов по мнению многих античных мыслителей состоит мир-
Огонь, воздух, вода, земля
14.Учение о бытии как пустоте заполненной атомами разработал- Демокрит
15.Согласно Аристотелю реально существует- единичные сущности
16.Апории –это бессмысленные высказывания
Апори́и Зено́на — внешне парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве, автором которых является древнегреческий философ Зенон Элейский (V век до н. э.). Современники упоминали более 40 апорий Зенона, до нас дошли 9, обсуждаемые в «Физике» и в других трудах Аристотеля.
Быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса.
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.
17. Сократ считал что человек от природы стремится к благу
18.Вечная и неизменная часть души согласно Платону- рациональная
Душа, по Платону, состоит из трех частей:разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная) Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разум ной, которая одна может сделать поведение нравственным.
У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг. Низшая душа представлена двумя частями: низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души. Преобладание разумной души свойственно, по мнению Платона, грекам; доминирование благородной души – народам севера, а вожделеющей души – египтянам и другим народам Востока. Душа человека не зависит от тела. Она существует до рождения, и после смерти она может переселиться в другое тело. Стремясь обосновать бессмертие души, Платон приводит четыре доказательства. — Должно быть некое начало, наделяющее жизнью — Теория припоминания идей – чтобы нечто припоминать, что-то должно быть — То, что дает жизнь, не может умереть — Умереть может только нечто сложное и составное, душа проста и несоставима
19. «Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» —Протаго́р
20. Какие из 10 категорий аристотеля не выражают акцидентные свойства вещи-
Качество,количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание ( все кроме субстанции)
Акциде́нция — философский термин, введенный в его греческом варианте Аристотелем и обозначающий случайное, почти всегда несущественное свойство вещи.
Акциденция — понятие , введенное впервые Аристотелем для характеристики того, что выражает способ проявления субстанции вещи ; нередко акциденция трактуется как то, что непосредственно не связано с субстанцией, несущественное и случайное в вещах, преходящее состояние вещей. Однако, в томизме акциденции внутренне едины с субстанцией, «актуализируют» ее и придают ей полноту выражения, определенную завершенность: всецелая реальность — это субстанции вместе с их акциденциями; через них субстанции и становятся познаваемы. Акциденции не могут существовать без субстанции, могут появляться и исчезать при изменениях окружения, тогда как субстанция остается неизменной. Виды акциденций: качество и количество , положение в пространстве и времени, действие , испытывание воздействий и пр.
Сущностьотвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Раскрывая сущность (субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю, даем ей определение, получаем понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» — и определяют признаки, свойства вещи, ее атрибуты.
1. Субстанция (substantia),
2. Количество (quantitas),
3. Качество (qualitas),
4. Отношение (relatio),
5. Место (ubi),
6. Время (quando),
7. Положение (situs),
8. Обладание (habitus),
9. Действие (actio),
10. Страдание (passio).
21.Наиболее достоверными Аристотель считал суждения— Дедуктивные
Наиболее достоверное познание, по Аристотелю, должно исходить из общего, продвигаясь к частному, т. е. следуя дедуктивным путем, однако многим более свойственно идти от частного к общему, т. е. путем индуктивным.
22.Наилучшая форма управленя государством согласно Аристотелю-полития(умеренная демократия)
Полити́я(греч. πολιτεία) — форма государственного управления, в которой, по мнению Аристотеля, правит большинство в интересах общей пользы(нет резкой поляризации богатых и бедных).Худшие-тирания и крайняя демократия.
23. «Единое»-основа бытия, принцип непрестанно эманирующий «свет», который и есть само бытие.Эта идея- неоплатонизм
Наиболее полное развитие концепция эманации получила в неоплатонизме. Эманация здесь мыслится как следствие онтологической, энергетической и творческой избыточности Единого (Блага) как первоосновы мира. В процессе эманации как ступенчатого нисхождения Абсолюта (Единого) образуется множественный мир «иного», т.е. низшие уровни Бытия (ум,нус)—Мировая душа, а на самом низшем уровне — материя как «небытие».
24. Согласно эпикурейцам человеческая душа после смерти –исчезает
25. Основная причина всех человеческих несчастий согласно философии Эпикура –страхи
26. Все наши знания согласно стоикам-возникают из ощущений (из внешнего мира)
27. Как называется элемент сократической диалектики, который похож на повивальную бабку, которая помогает истине выбраться наружу.
Майевтика
Великий философ Сократ изобрел уникальный метод ведения дискуссии под названием майевтика. Это весьма эффективный прием, которым пользуются и в наше время. По сути, он является едва ли не единственным способом убедить своего оппонента в обратном. При этом собеседника можно умело загнать в тупик его же утверждениями.
28.Основателем скептической школы считается–Пиррон
29.Известая фраза Эпикура – Проживи незаметно!
30.Мировой разум согласно Плотину порождает- мировую душу
Единое, выступая как первосущность, не является ни разумом, ни потенциальным предметом разумного познания. Иерархия бытия распространяется от Единого, по ступеням Его нисхождения до материи — низшей границы. Процесс этого нисхождения (и одновременно — творения всего сущего) называют эманацией
Вторая ипостась — Ум (нус, νοῦς) — рождается как следствие этой эманации Единого. Порождённые Умом мысли, идеи, образы, как и сам Ум, продолжают быть в общении и единении с абсолютным Благом.
Здесь Плотин использует неопифагорейское учение о «двоице», первом различии и «дерзости», ставшей причиной перехода Единого во множество. Ум «дерзнул» отпасть от Единого, Душа — от Ума. Промежуточную ступень между первой и второй ипостасями составляет число — принцип каждой вещи и всего невещественного. Неразличимое Единое, приходя к различению при помощи числа, достигает качественно-смыслового различения в Уме.
Третья ипостась — Мировая Душа (псюхе, ψῡχή) — следствие нисхождения Ума. Душа уже не мыслит себя как принадлежность Единому, но лишь стремится к Нему. Душа порождает материю — начало физического и чувственного мира.
Каждая последующая ипостась, всё более отдаляющаяся от источника, несёт в себе всё меньше активности и потенциальности. Крайняя стадия «деградации» — материя — представляет собой лишь полностью лишённую формы пассивность.
По Плотину, существуют два вида, две части души: высшая и низшая. Низшая есть [человеческая] природа и обращена к материи (плотности и темноте); высшая есть божественная причастность и обращена к духу (бесконечности и свету).
Восточная философия
1.Термин философии индуизма, означающий цепь перерождений, хоровод жизней и смертей- Санса́ра
2.Термин «Брахман»- непроявленная реальность всего сущего, божественное начало
3.Наиболее ранними философскими текстами индуизма являются –упанишады
4.Какова причина пребывания людей в кругу сансары с точки зрения большинства школ индуизма-авидья
5. «Бог-разрушитель» индуистской космологии-Шива
6.Чем предопределены этические нормы в индуизме-принадлежностью к варне
7.К чему ведет человека неукоснительное соблюдение драхмы согласно учению ортодоксальных школ индуизма- к мокше
8.Что является источником проявленной реальности согласно онтологии школы Санкхья-пуруша и пракрити
9.Кто является рассказчиком «Бхагавал-гиты»- Кришна
10.Как называется матеарилистическая философская школа древней индии-чарвака (Локаята)
11.Кто может достичь просветления с точки зрения Хинаяна буддизма-уйдя в монастырь
11. Последователи Хинаяна Буддизма видят своей задачей- личное освобождение
12.Как переводится дословно термин «Карма-сила, порождаемая действием
13.Основной инструмент восточных практик медитаций-?
Многочисленные духовные техники базируются на двух основных формах медитации: самадхи (развивающей спокойствие и способность к сосредоточению) и випассаны (развивающей интуитивное восприятие)
13. Высшим результатом медитационных практия является-мистическое озарение
14.Как называется холистическая система медитации и здорового образа жизни родившаяся в древней индии- Аюрведа
15.Сколько благородных истин в буддизме-4
16.Правило поведение в Индуизме, провозглашающее ненасилие к живым существам- ахи́мса
17.Как трактуется буддистами привязанность человека к крайним позициям-понимание изменчивой природы вещей
18.Как в Буддизме называют элементарные причинно-обусловленные состояния индивидуального потока сознания человека- дхармы
19.Одна из основных практик Дзен-Буддизма имеющая своей целью разрушить первичные стереотипы дуалистического типа мышления, устранить привязанность ума к словам-Коан
20.Что означает термин «Ци» в философии даосизма-энергия
21.Автор философского трактата «Дао Дэ Цзин»-Лао Цзы
22.Как понимается даосский принцип «У Вей»-недеяние
23. индивидуальные интересы
24.тождества субъекта и объекта познания
25.неправильный режим жизни
26. «Знающий не говорит, говорящий не знает»
27.Конфуций
28.человеколюбие
29.аксиологические проблемы
30.Джайни́зм
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных