Какие карточки на продукты будут введены

Какие карточки на продукты будут введены thumbnail

Многие из вас уже наверняка слышала о новой идее Минпромторга вернуть в Россию продуктовые карточки. Эта инициатива должна стать одним из пунктов адресной помощи малоимущим. Попытались разобраться, как это будет работать. 

Как будут выглядеть продовольственные карточки

Какие карточки на продукты будут введены

Создать в России систему дополнительного питания для малоимущих Минпромторг предложил еще несколько лет назад. Тогда авторы инициативы подсчитали, что она позволит увеличить ВВП страны на 0,8 процента. Программа подразумевает, что на банковские карты граждан, которые нуждаются в улучшении питания, будут поступать средства, которые можно тратить на продукты.

Таким образом, фактических карточек, как в СССР, не будет. Будет одна карточка, деньги с которой человек сможет тратить на нужные ему продукты.

Когда запустят?

Какие карточки на продукты будут введены

Сейчас проект находится на стадии обсуждения. В прошлом году Мантуров говорил, что программа продовольственной помощи малоимущему населению будет запущена не раньше второй половины 2018 года. Скорее всего, запустят программу только в 2019 году.

Сколько денег?

Выплаты составят около 10 тысяч на одного малоимущего человека в год, то есть в день на человека полагается 27 рублей.

Что можно будет приобрести по карточкам?

Какие карточки на продукты будут введены

Предполагается, что по электронным сертификатам малоимущие граждане смогут приобрести определенные категории произведенных в России продуктов питания.

Очень важно отметить, что продукты можно будет купить только отечественного производства. При этом основной фокус, по мнению Минпромторга, должен быть на скоропортящейся продукции: молоко и молочная продукция, овощи, зелень, ягоды и фрукты, курица, мясо и мясные продукты российского производства.

В список не вошла рыба (так как она продается в России в основном замороженная, поэтому относится к продуктам длительного хранения), а также «вредные» продукты (алкоголь, сладости и пр).

Продукты длительного хранения (крупы, масло, мука) в карточки не входят. Почему? Цель программы — не накормить голодающих, а дать возможность малоимущим приобрести свежие, качественные продукты по доступной цене. Улучшить свой рацион.

— В результате реализации программы должна появиться возможность приобрести вместо импортного глубокозамороженного мяса свежее охлажденное мясо, вместо восстановленного стерилизованного молока — пастеризованное, вместо консервов — свежий салат и овощи. Ключевым базисным принципом программы наряду с конкуренцией розничных операторов и торговых форматов является принцип свободного выбора потребителем, — заявил «Известиям» замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Кто будет контролировать, что покупать на деньги с карточки?

Какие карточки на продукты будут введены

Интересно, что перечень продуктов существенно расходится с продуктовой частью потребительской корзины, по которой, собственно, и рассчитывается уровень прожиточного минимума населения в каждом регионе. В большей части страны продуктовая часть потребительской корзины включает в себя хлебопродукты (хлеб, мука, крупы, макароны, бобовые), картофель, бахчевые и овощи, свежие фрукты, сахар и кондитерские изделия, масло растительное маргарин и жиры, прочие продукты (соль, чай, специи), мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца — то есть далеко не те продукты, которые предполагается продавать «по карточкам».

Другой вопрос — кто будет контролировать покупки граждан по этой карточке. Продавец? Сам сознательный гражданин? Пока что это находится под покровом тайны.

Как стать участником этой программы?

Пока что сложно говорить, кто именно сможет получить такую адресную помощь. Скорее всего, гражданину нужно будет обратиться в соцслужбу и подать документы, подтверждающие его доход (как это, например, делается в случае получения социальной стипендии или других выплат).

Где можно будет приобрести продукты?

Какие карточки на продукты будут введены

По словам авторов инициативы, принимать карты будут не только торговые сети, но и рынки, ярмарки, объекты нестационарной уличной торговли, частные магазины — при условии, что у них есть система эквайринга (прием карточных платежей).

— Соответственно, любой торговый оператор, имеющий техническую возможность обеспечить подключение и работу по правилам процессинга системы, должен иметь право присоединяться к программе на общих основаниях. Никаких специальных ограничений, отборов, аккредитаций операторов розничной торговли не предусматривается и категорически не должно допускаться. Потребитель сможет купить по карте всё, что лежит на полке и соответствует продуктовому перечню программы, — пояснил замминистра.

Источник

«Экспресс газета» отвечает на актуальные, неудобные и неожиданные вопросы. Сегодня мы попросили экспертов прокомментировать идею введения продуктовых карточек в 2020 году в связи с пандемией коронавируса. Поможет ли эта мера бизнесу и малоимущим гражданам и как отразится на экономике России?

Экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса и тотальной самоизоляцией в России, требует все новых социальных мер для поддержания граждан, оставшихся без работы, и среднего и малого бизнеса, страдающего из-за низкого спроса.

Недавно производители, поставщики продовольствия и торговые сети выступили с инициативой ввести для малоимущих граждан продуктовые карточки, которыми можно будет расплачиваться за продукты и другие товары первой необходимости.

По предварительным прогнозам, на финансирование проекта потребуется около 800 млрд рублей — для того, чтобы обеспечить 10 млн россиян ежемесячными карточками на сумму 10 000 рублей с мая по декабрь 2020 года. Как продуктовые карточки отразятся на экономике России и способны ли они реально помочь населению, мы спросили у экспертов.

Продуктовые карточки выгодны и государству, и жителям, и производителям

— В нынешних обстоятельствах введение продуктовых карточек — здравая идея. Причем для всех: государства, жителей, производителей и торговых сетей.

Государство будет уверено, что деньги тратятся по назначению — ведь нигде, кроме продуктового магазина, карточку не примут. Производителям продуктов питания такая мера выгоднее, чем другие решения — например, просто раздать денег на ту же сумму. В первом случае 100% выделенных денег потратят на продукты, а во втором часть денег уйдет на оплату сотовой связи, кредитов и так далее.

Ну а у людей никто не отнимет эти деньги либо через старые обязательства (кредиты), либо обманом.

Технических проблем я тоже не вижу. Реализовать проект сможет Национальная система платежных карт, создав отдельные кошельки на базе карты «Мир» или выдав новые карты. Карты будут работать как банковские, только по ним в торговую сеть придут деньги с каким-то дисконтом. А ограничить категории товаров, которые будут оплачиваться таким образом, можно на уровне кассы.

Введение продуктовых карточек усилит налоговую нагрузку на население и бизнес

— На мой взгляд, введение продуктовых карточек — спорная и противоречивая мера, особенно в том виде, в котором ее предлагают авторы инициативы.

С одной стороны, для пищевого бизнеса — как производств, так и розничных магазинов — введение продуктовых карточек поможет поддержать сокращающийся потребительский спрос и стабилизировать его в период резкого падения доходов населения.

О реализации проекта пока что ничего не известно. На карточках будут реальные деньги или государство компенсирует ретейлерам стоимость отпущенных по карточкам товаров? Если это будут специальные карточки, то кто выступит банком-оператором? И как отследить, что граждане тратят эти деньги именно на продукты питания, а не на алкоголь, например?

Но уже сейчас можно назвать две веские причины, чтобы не вводить продуктовые карточки в России: политическую и экономическую.

Политическая причина связана с тем, что в сознании граждан продуктовые талоны ассоциируются с худшими периодами СССР и дефицитом продуктов питания. И люди могут воспринять их как неспособность государства исполнить свои обязательства по обеспечению стабильности и сохранению уровня жизни.

С экономической же точки зрения, эта мера потребует взять из уже распределенного на 2020 год бюджета существенные ресурсы или же ввести дополнительные налоги и сборы, что вызовет недовольство.

При этом введение продовольственных карточек не позволит решить ни государству, ни бизнесу текущие тактические и стратегические задачи по стабилизации экономической и социальной ситуации и не улучшит жизнь граждан.

Инициаторы предлагают выдать продуктовые карточки 10 миллионам граждан, которые потеряли работу или лишились части дохода, однако помимо них в нашей стране есть еще пенсионеры, численность которых около 50 миллионов человек, студенты, многодетные семьи, инвалиды и так далее. Все они тоже страдают из-за кризиса.

Введение продуктовых карточек приведет либо к заморозке других государственных проектов, в том числе и социальных, либо к введению новых налогов.

Введение продуктовых карточек вызовет перегрузку системы и негативную реакцию общества

— Продовольственные карточки решают сразу две задачи: поддерживают людей, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и помогают удержаться на плаву производствам и магазинам.

И то и другое сейчас очень актуально. Количество малоимущих граждан стремительно растет, а бизнес переживает тяжелые времена.

Несмотря на то, что на реализацию проекта уйдет от трех месяцев до полугода, разговоры том, что «лучше бы просто раздали деньги, а люди бы сами распорядились ими по своему усмотрению», звучат уже сейчас.

Но тогда бы потерялась вторая значимая составляющая проекта — поддержка малого и среднего предпринимательства. Если закроются предприятия и торговые точки, то это приведет к сокращению рабочих мест и массовой безработице. То есть количество малоимущих граждан, которым требуется поддержка государства, будет только расти. А налогов в казну, с которых, в том числе, выплачивают социальные пособия, поступать все меньше.

Опыт продовольственной помощи у нас уже есть. Он достаточно свежий и связан с закрытием школ на карантин. Тем детям, которым были положены бесплатные завтраки и обеды, начали выдавать продуктовые наборы. В них входят крупы, масло, сахар, печенье и прочее — каждый регион формирует сухие пайки самостоятельно. Да, было несколько инцидентов, когда родителям давали «три гнилые картошки», но это были единичные случаи, большинство же родителей остались довольны.

Такая замена поддержала не только семьи, но и комбинаты школьного питания, многие из которых сейчас в тяжелом положении, потому что им некого кормить.

Продуктовые карточки, о которых сейчас идет речь, даже не предполагают какого-то жесткого набора продуктов, в отличие от приведенного выше примера. На них будет поступать пособие — сейчас обсуждается сумма в 10 000 рублей, — и покупатель сможет сам выбрать, что он хочет взять на эти деньги из ограниченного списка товаров.

Единственная проблема введения продуктовых карточек — это поспешность и сжатые сроки.

Наша организация предлагала внедрить такую программу еще пять лет назад, когда экономический кризис только начинал набирать обороты. Но тогда идею отвергли, а сейчас приходится возвращаться к ней в авральном порядке, который повлечет за собой сбои, перегрузку системы, несогласованность в действиях государственных служащих и последующую за этим негативную реакцию общества.

Источник

Карточная система — система снабжения населения товарами в условиях дефицита, один из способов рационирования.

Современная карточная система появилась в Европе во время Первой мировой войны в ряде воюющих держав, в дальнейшем использовалась некоторое время в странах, экономика которых пострадала в результате войны, впоследствии — во время Второй мировой войны и после нее.
В XX веке широко применялась в странах социалистического лагеря для борьбы с товарным дефицитом.

В странах с рыночной экономикой существовала карточная система льготной покупки продуктов поддержки социально незащищенных слоёв населения.

Карточки (талоны) устанавливали определённые нормы потребления товаров на человека в месяц, поэтому такая система называлась также нормированным распределением.

Древний мир[править | править код]

Впервые карточки на получение продовольствия («тессеры») были отмечены ещё в Древнем Риме.

Во Франции в период якобинской диктатуры вводились карточки на хлеб (1793—1797).

Первая мировая война[править | править код]

Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в частности, в США и Германии.

В Российской империи война потребовала централизованного снабжения продовольствием 15-миллионной армии и ряда губерний. В августе 1915, спустя год после начала войны, правительство империи было вынуждено пойти на ряд нерыночных мер — учреждается «Особое совещание по продовольствию» с полномочиями на установление сначала предельных, а потом и твёрдых закупочных цен, на реквизацию продуктов[уточнить].

С весны 1916 года в ряде губерний введена карточная система на продукты питания (на сахар, поскольку сахаропроизводящие заводы Польши оказались в зоне оккупации и военных действий).

Временное правительство — уже 25 марта (7 апреля) 1917 года ввело «хлебную монополию» (теперь весь хлеб, всё зерно становилось собственностью государства) и хлебные карточки.

Далее бесконтрольный выпуск необеспеченных денег привёл к развалу товарно-денежной системы, что вынудило к расширению карточной системы распределения: с июня карточки распространяются на крупы, в июле — на мясо, в августе — на коровье масло, в сентябре — на яйца, в октябре — на растительные масла, в ноябре и декабре 1917 г. — на кондитерские изделия и на чай.[1][неавторитетный источник?]

В 1916 году карточная система вводилась даже в нейтральной Швеции.

Советская Россия[править | править код]

Карточная система широко использовалась в Советской России с момента ее создания в 1917 году, в связи с политикой «военного коммунизма». Первая отмена карточной системы произошла в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа. В январе 1931 г. по решению Политбюро ЦК ВКП(б) Наркомат снабжения СССР ввел всесоюзную карточную систему распределения основных продуктов питания и непродовольственных товаров. Карточки выдавались только тем, кто трудился в государственном секторе экономики (промышленные предприятия, государственные, военные организации и учреждения, совхозы), а также их иждивенцам. Вне государственной системы снабжения оказались крестьяне и лишенные политических прав (лишенцы), вместе составлявшие более 80 % населения страны[2][неавторитетный источник?]. 1 января 1935 года отменили карточки на хлеб, 1 октября на другие продукты, а вслед за ними и на промтовары.

Карточная система на хлеб была введена в СССР в 1929 году. Постановлением от 7 декабря 1934 года после повышения в июне цен на «карточный хлеб» в два раза, что их приблизило к коммерческим ценам, с 1 января 1935 года она была отменена. Через несколько дней после провозглашения политического решения пленума ЦК об отмене карточек, были установлены новые розничные цены на ржаной и пшеничный хлеб и значительно более высокие цены на муку. Наиболее распространенной стала цена на пшеничный хлеб 1 руб. за кг — вдвое больше старой «нормальной» цены и на треть меньше старой коммерческой. Предпосылками отмены стали относительно урожайные последние годы, за счет чего увеличились заготовки хлеба, и политика стимулирования дальнейшего производства увеличением закупочных цен.[3]

Одновременно с началом свободной продажи продуктов вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем с течением времени оно уменьшалось. Если в 1936 году покупатель мог купить 2 кг мяса, то с апреля 1940 года — 1 кг, а колбасы вместо 2 кг в одни руки разрешили давать только 0,5 кг. Количество продаваемой рыбы уменьшили с 3 кг до 1 кг. А масла вместо 500 г по 200 г. Но на местах, исходя из реального наличия продуктов, часто устанавливали нормы выдачи, отличные от общесоюзных. Так, в Рязанской области выдача хлеба в одни руки колебалась в разных районах и колхозах от общесоюзных 2 кг до 700 г.[4]

Вскоре, однако, неминуемо последовали новые кризисы снабжения (1936—1937, 1939—1941), локальный голод и стихийное возрождение карточек в регионах. Страна вступила в мировую войну в состоянии обостренного товарного кризиса с многотысячными очередями.[5]

Вторая мировая война[править | править код]

Германские продовольственные карточки для лиц, находящихся в отпуске, 1940-е годы

В период Второй мировой войны нормированное карточное распределение основных продовольственных товаров было введено в ряде держав, участвующих в войне: СССР, Германии, Великобритании, США, Канаде, Японии и пр.

В США под нормированное распределение (англ. Rationing in the United States) с начала 1942 года попадало множество товаров, в частности, сахар, мясо, шины, бензин, велосипеды и обувь. Нормы потребления сахара были установлены на уровне 0,5 фунта (227 г) на человека в неделю, и к середине 1945 года были сокращены до 0,285 фунта (129 г) в неделю. Норма бензина для владельцев частных автомашин, не связанных напрямую с обороной, составляла 11—15 литров в неделю. Жестко регулировались резиновые изделия. После войны нормы отменялись по мере того, как рынок обеспечивал страну товарами. Карточки на большинство товаров были отменены в течение 1945 года, на сахар в 1947 году.

В Германии карточное распределение (имперская карточная система) было введено 20 сентября 1939 года, и насчитывало, в общей сложности, 62 вида карточек.

В СССР карточное распределение введено с июля 1941 года. Постановление Совета народных комиссаров СССР № 1882 от 18 июля 1941 года ввело продажу отдельных товаров по продовольственным и промтоварным карточкам в Москве, Ленинграде, в «отдельных городах и пригородных районах Московской и Ленинградской областей»[6]. За бланк карточки взималась плата — 10 копеек[6]. Карточное снабжение в СССР было отменено в декабре 1947 года.

В Чехии карточная система на основные продукты питания была введена 2 октября 1939 года, на ткани, одежду, обувь и печное топливо — в декабре того же года. С изменениями и дополнениями просуществовала до 31 мая 1953 года и была отменена в ходе проведения денежной реформы.

В Великобритании под нормированное распределение (англ. Rationing in the United Kingdom) с 1940 года попадали животное масло, сахар и бекон, а с августа 1942 года — почти все продукты, кроме хлеба и овощей. Карточки на бензин были отменены в 1950 году, на сахар и сладости в 1953 году, на мясо в июле 1954 года.

В Японии карточная система отменена в 1949 году, государственный контроль над ценами отменен в 1952 году.

В Израиле карточная система вводилась в 1949—1952 («режим аскетизма»).

Борьба с дефицитом в СССР[править | править код]

Карта талонов на табачные изделия для Москвы начала 1990-х гг.

Талонная система[править | править код]

Суть талонной системы заключается в том, что для покупки дефицитного товара необходимо не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара.

Талоны на продукты питания и некоторые товары народного потребления получались по месту прописки в ЖЭК (или общежитии — для студентов вузов). По месту работы (обычно в профкоме) были организованы распространение некоторых продуктов и промтоваров, полученных при натуральном обмене между предприятиями. Организация торговли через «заказы» также могла требовать налаживания системы контроля, например продажа мяса по «талону-заказу» требовала простановки двух печатей: ЖЭКа, выдававшего талон, и магазина, осуществлявшего продажу.

Причиной возникновения талонной системы был дефицит некоторых товаров широкого потребления. Без талона купить товар можно было на рынках и у спекулянтов. Однако с разрастанием дефицита 1987-1990 годах талоны были повсеместно внедрены на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табачные изделия, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях, в отдаленных местностях, хлеб, молоко, майонез, стиральный порошок, женское бельё и т. д.[7]).

Целью введения талонов было обеспечить население минимально гарантированным набором товаров. Спрос должен был снизиться, так как без талона соответствующие товары в государственной сети торговли фактически не продавали. На практике иногда не удавалось использовать талоны, если соответствующих товаров в магазинах не было. Некоторые товары, если они были в избытке, продавали без талонов, хотя талоны выдавались, например, и на соль.

Предполагаемая норма потребления могла отличаться в зависимости от статуса населенного пункта; так, при введении в Челябинской области в 1981 году нормирования масла, норма для Челябинска, Магнитогорска и 5 других крупных городов составляла 200 грамм на человек в месяц, для некоторых городов поменьше — 150 грамм, для большинства населенных пунктов — 100 грамм. Обеспечение талонов конкретным видом продукции могло варьировать; так, при гарантированной норме в 2 килограмма мясопродуктов на человека в месяц, талоны в Челябинской области в 1983 году отоваривались на 67 % колбасами, на 23 % мясом птицы и на 10 % мясом говядины и свинины (в основном для инвалидов войны и диабетиков), в 1985 году ситуация с поставкой мясопродуктов ухудшилась, и талоны отоваривались в основном вареными колбасами, свининой и тощей бараниной.

Хронология[править | править код]

В 1970-х годах, после малоуспешных попыток ограничить вывоз дефицитных товаров (мяса, мясных и рыбных продуктов) иногородними, руководство отдельных городов стало выдвигать идеи ввода талонов на мясо.
В конце 1970-х — первой половине 1980-х годов, в связи с нарастающим продовольственным дефицитом, в некоторых городах и областях страны (Пермь, Свердловск, Челябинск, Вологда, Железногорск и другие ) были предприняты попытки регулирования потребления путем ввода нормирования и талонов на некоторые виды продовольствия (мясо, мясопродукты, колбаса, животное масло).[8][9][7][10][11]

В 1986 году первый секретарь Волгоградского обкома КПСС, выступая на XXVII съезде КПСС, предлагал ради решения назревшей проблемы разрыва между спросом и предложением и отмены талонов провести реформу розничных цен[12].

Талонная система стала широкомасштабно вводиться в 1989 году[13][14] и наибольшее распространение получила в 1990—1991 годы, когда тотальный дефицит достиг пика, причём продукты стали исчезать как мясные, так и рядовые, которые раньше не были в дефиците: сахар, крупы, растительное масло и другое.

Талонная система сошла на нет с начала 1992 года в связи с «отпуском» цен, вызвавшим гиперинфляцию (только за 1992 год цены выросли в 26 раз[15][16], сократившим спрос, и распространением свободной торговли. На ряд товаров в некоторых регионах талоны сохранялись дольше.

Рационирование в Польше[править | править код]

В Польше карточное распределение продуктов называлось рационированием: началось оно в 1976-м году, когда продажа сахара на человека была ограничена до двух килограммов в месяц. В 1981-м году рационированию подверглись уже мясо и мясные продукты; за ними последовали масло, молоко, мука, рис и крупы, алкоголь, сигареты, кофе, шоколад и бензин. Длилось рационирование до августа 1989-го года, когда последними были отменены карточки на мясо.

Продуктовые карточки в США[править | править код]

В условиях рыночной экономики под талонами обычно понимают карточки на товары первой необходимости для социально незащищённых слоёв населения; товары по талонам выдаются либо бесплатно, либо по льготным ценам.

Талонная система для наименее защищённых групп населения давно уже действует в США. Продуктовые карточки — это привычный для Америки инструмент социальной поддержки. Продуктовый талон представляет собой электронную карточку, ежемесячно пополняемую государством из бюджетных средств. В среднем каждый человек получает продуктовых талонов на $115 в месяц, а семья — на $255 месяц.

В 2012 количество американцев, получающих продуктовые талоны, выросло до рекордных 46,7 млн человек.[17]

См. также[править | править код]

  • Товарный дефицит

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Правда о продразвёрстке Архивная копия от 14 декабря 2014 на Wayback Machine // блоги «Дилетант», 6 февраля 2013
  2. ↑ «Событие „Карточные системы“ в СССР»
  3. ↑ Р. У. Дэвис, О. В. Хлевнюк «Отмена карточной системы в СССР в 1934—1935 годы»
  4. ↑ В очереди находилось около 8 тыс. человек // «Коммерсантъ-Власть», № 28 (882), 19.07.2010
  5. ↑ Елена Осокина «Прощальная ода советской очереди» (недоступная ссылка). Дата обращения 27 марта 2011. Архивировано 19 ноября 2012 года.
  6. 1 2 «Установить нормы отпуска…» // Российская газета. — 2020. — № 96 (8150). — С. 29.
  7. 1 2 Полстопки за вход на выставку (выставка «Карточно-распределительная система в России: четыре волны») / УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕКЦИОНЕР № 2 (02) сентябрь 2003
  8. ↑ Балакин, В. С. Потребности, потребление и система распределения в СССР. 1970-е — начало 1980-х годов. К постановке проблемы // Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук : материалы 66-й науч. конф. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2014.- С. 894—898.
  9. ↑ Богданова, Ю. С. Нарастание продовольственного кризиса и введение нормированного снабжения продовольственными товарами в Челябинской области (начало 1980-х годов) // Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук : материалы 66-й науч. конф. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2014.- С. 910—913.
  10. ↑ Реут Г. А. Организация торговли промышленными товарами в закрытых административнотерриториальных образованиях Сибири (1950—1980-е гг.)// Вестник Красноярского государственного аграрного университета, Выпуск № 5 / 2012, с. 448—448
  11. ↑ Талоны-заказы г. Вологды 1982-1992 гг. // Вологодский коллекционер, 2002, №2
  12. ↑ https://soveticus5.narod.ru/85/xxviit1.htm РЕЧЬ ТОВАРИЩА КАЛАШНИКОВА В. И. // XXVII СЪЕЗД КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, Стенографический отчет, 1986 — стр. 402
  13. Ермачкова Е.П. Отечественная история. — 2015. — С. 139. — ISBN 978-5-4475-3550-3.
  14. Галина Кулагина, Виктор Кириллов. 22.1. Предпосылки перестройки. Попытки экономических преобразований // Отечественная история: конспект лекций. — 2007. — С. 352. — ISBN 978-5-699-22756-3.
  15. ↑ https://bankstoday.net/last-articles/inflyatsiya-v-rossii-po-godam
  16. ↑ https://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/inflyaciya-v-rossii.html
  17. ↑ Food-stamp enrollment hits record 46.7M in June // FoxNews, Jun 2012

Литература[править | править код]

  • М. М. Глейзер. Продовольственные и промтоварные карточки Петрограда-Ленинграда 1917—1947. — СПб., 2012. — 112 с.

Ссылки[править | править код]

  • Талонная система в СССР

Источник