Какие качества свойства особенности человека отражает психограмма
Психограмма – это одна из составных частей профессиограммы.
Определение 1
Психограмма является описанием психологических характеристик определенной профессиональной деятельности, раскрывает совокупность личностных и психофизических особенностей сотрудника, которые важны для его эффективной работы.
Немецкий психолог В. Штерн, известный тем, что разработал систему составления обобщенного психологического портрета определенной личности, ввел термин «психограмма», который, по его мнению, должен был представить результат психографирования.
С начала XX в. психограмма является набором профессионально важных свойств личности сотрудника. Разрабатывается модель успешного профессионала, которая включает в себя максимально важные психические функции обобщенного субъекта труда. Эта модель лежала в основе подбора психодиагностических методик, а также прогноза при их помощи успеха предстоящей профессиональной деятельности личности в конкретной вакансии.
Замечание 1
Ранее было принято считать, что успех в работе зависит от необходимых психических функций, а также ряда определенных способностей необходимого качества и уровня.
Во время изучения профессиональной работоспособности и уровня утомления, для определения уровня снижения психических функций, на которые повлияла выполненная работа, выявлялся перечень профессионально важных качеств (ПВК) психических функций, в качестве наиболее изменчивого, временно нарушающего в определенной профессиональной деятельности под влиянием утомления фактора. Ряд этих функций и свойств лежат в основе измерения, которое говорит о степени профессионального утомления.
С. Г. Геллерштейн, один из отечественных психотехников, начал проводить психограммы, которые были составлены в 1920-е гг. с целью профотбора. По его мнению характеристики профессионала содержали множество неточностей и не отражали полной картины происходящего. И, исходя из этого, он говорил об обязательном совершенствовании методов психологического анализа профессий.
В качестве примера рассмотрим психограмму успешного летчика, которую составил итальянский психолог Джемелли. Вот перечень ПВК, которые она в себе содержала:
- умение быстро ориентироваться в окружающих явлениях;
- уровень сосредоточенности;
- насколько быстро и точно происходит запоминание;
- уровень устойчивости эмоциональной сферы;
- уровень сопротивляемости влиянию при переменах высоты.
Толкование психограммы
Изучив несколько источников, можно выделить несколько трактовок психограммы:
- это раздел профессиограммы конкретного вида деятельности, который обозначает требования к личности, иными словами выдвигает ряд психических способностей, уделяет особенное внимание психологическим противопоказаниям к занятию определенного рода деятельности;
- это раздел профессиограммы, в котором отражены требования к психофизическим и психологическим качествам личности сотрудника, которые обеспечивают успех в выполнении работы;
- это отражение состава психологических качеств личности, которые не соответствуют или являются симметричными (адекватными) по отношению к объективным требованиям профессиональной деятельности;
- это изучение и отражение ряда психологических качеств личности, которые необходимы для того чтобы эффективно выполнять определенную трудовую деятельность, общаться и профессионально расти;
- это проведение ряда экспериментально-психологических тестов, после которых возможно графически изобразить результаты исследования психической деятельности личности. Данный прием используют для возможности наглядно сравнить результаты исследования нескольких личностей;
- это составление характеристики свойств индивидуума, которые необходимы для определенного рода деятельности. Для составления характеристики используются сведения, полученные при помощи особых методов;
- это выявление системы психологических качеств личности, которая определяет потенциал личности к той или иной профессиональной деятельности.
Замечание 2
Информация, которая содержится в психограмме, а также ее объем определяются целями изучения профессии. Это может быть профессиональный отбор или подготовка, рационализация отдыха и труда, а также выявление профессиональной ориентации.
Виды психограмм
В. Е. Орел выделяет следующие виды психограмм:
- Психограмма, которая составлена для профессионального отбора. Она состоит из двух групп требований:
- требования, определяющие некомпенсируемые и необходимые ПВК, а также требования, которые предъявляются любому среднему специалисту компании;
- требования желательного характера – определяют вероятность высокого мастерства в профессии. Важно отметить, что в данном виде психограммы также содержатся психологические противопоказания, то есть это те характеристики человека, которые говорят о неспособности личности к определенного рода профессиям.
- Психограмма, которая акцентирует внимание на ряде ПВК, поддающихся максимальному развитию во время изучения профессии. Здесь особое внимание отводится сравнительному анализу деятельности опытного работника и динамики создания молодого работника. Этот анализ включает в себя выделение и сравнение психологических структур, которые показывают соответствие молодого работника требованиям, предъявляемым к опытным и профессиональным сотрудникам.
- Вид психограммы, специфическими особенностями которой являются обнаружение наиболее лабильных психических функций, а также определение динамики лабильных функций, которая необходима для выявления индикатора слабых позиций в организации труда.
- Психограмма, которая необходима для выявления профессиональной ориентации молодежи. Этот вид психограммы является достаточно широким в содержании, так как требует наличия разных знаний о профессии. В составе психограммы профориентации молодежи есть две основные части, которые являются взаимодополняющими и взаимосвязанными. Это основная часть, которая предназначена для молодежи, и дополнительная часть, которая рассчитана на педагогов и специалистов, занимающихся производственным обучением.
Помимо этих видов психограмм, которые выделяет В. Е. Орел, существует еще несколько:
- полная психограмма, в основе которой лежит психологическое изучение, составленное по обширной программе;
- частичная психограмма подразумевает изучение индивидуума исключительно по важным для обсуждаемой проблемы сторонам;
- срезовая психограмма – составляется во время разового обследования личности;
- продольная психограмма – составляется на основе сравнения результатов проведенного несколько раз психологического обследования индивидуума. Штерн считает, что исключительное продольные психограммы являются источником сведений о тенденциях развития личности для психолога.
Психограммы профессионального отбора
Психограммы, которые составляются для профессионального отбора, обладают специфическим свойством, выраженным в ориентации на исследование более стабильных свойств, разграничивающих индивидуумов по уровню эффективности труда.
К примеру, максимально важные компоненты в структуре способностей водителей – это ряд сенсомоторных свойств, динамический глазомер, широкое распределение, а также высокая скорость переключаемости внимания. Для часовщика или корректора же важны интенсивность и высокий уровень сосредоточенности внимания. А для диспетчера важно иметь высокий уровень пространственных представлений, оперативное мышление и эмоциональную устойчивость.
Во время составления психограммы для профотбора, важно учитывать двойственные требования к сотруднику. Это требования, которые определяют ряд необходимых и некомпенсируемых свойств нервной системы, а также личность в целом. Эти требования предъявляются к каждому среднему сотруднику профессии. Другая группа требований определяет потенциал работника в достижении высоких показателей в профессии.
Замечание 3
Важно отметить, что при составлении психограммы нельзя занижать ее при изучении средних рабочих и завышать при изучении сотрудников высокой квалификации.
В профессиограмме необходимо указать перечень психологических противопоказаний.
Психограммы рационализации процесса профессиональной подготовки
Специфической черота психограмм, которые составляются с целью рационализации процесса профессиональной подготовки, состоит в установке на обозначение профессионально значимых качеств, поддающихся максимальному развитию посредством упражнений во время обучения профессии.
Посредством сравнительного анализа работы специалиста с высокой квалификацией с динамикой работы молодого специалиста, возможно найти пути максимально эффективного метода обучения работников. Для этого необходимо определить характерные психологические структуры и сравнить их между собой. Это даст информацию о том, соответствует ли ход формирования молодого работника предъявляемым требованиям высококвалифицированному и опытному работнику.
Замечание 4
Эта профессиограмма определит дальнейшие мероприятия, которые будут направлены на рационализацию обучения. Рационализацию режима и условий труда необходимо начать с исследования особенных черт определенной деятельности и создания ее профессиограммы.
При подготовке психограммы, направленной на рационализацию процесса профессиональной подготовки, выявляют ряд основных профессионально значимых свойств, правильное применение которых обеспечивается путем оптимизации условий деятельности. Также не стоит забывать о выявлении лабильных психических функций. Прослеживая их динамику, можно определить показатель самых слабых мест в организации труда.
Пример 1
Во время снижение функций зрительного анализатора в конце рабочего дня говорит о важности рационализации освещения помещения, изменения цветовых решений интерьера и рабочих мест.
После проведения ряда работ по оптимизации условий труда, мы можем наблюдать, как изменилась картина динамики психических функций. Это может стать индикатором эффективности осуществленных мероприятий. Во время оценки изменений в работоспособности, важно обратить внимание на несколько моментов: есть ли значительные индивидуальные различия в динамике пропускной способности анализаторов, какова скорость и точность реакций во время колебаний устойчивости и переключений внимания.
Во время подготовки психограмм важно сочетать знания и опыт высококвалифицированного психодиагноста и специалиста, разбирающегося в профессии. Это и составляет самую главную сложность. Для того чтобы подготовить психограмму, психодиагносту необходимо полностью изучить работу компании, переговорить с ее работниками.
Замечание 5
Психограмму, как правило, заказывают компании, ориентированные на современный уровень работы с персоналом, у психологических служб. Либо можно получить психограмму психолога, подготовленную штатными психологами, обладающими необходимыми знаниями.
Этапы подготовки психограммы
Существует несколько этапов подготовки психограммы.
На первом этапе необходимо установить перечень осуществляемых сотрудником обязательных задач. Эти задачи определяются исходя из нормативно заданных целей труда. Они могут не совпадать с субъективными целями, которые поставлены перед сотрудником. Полученные результаты действия можно разделить на реально полученные и требуемые.
Второй этап включает в себя построение функциональных моделей действий субъекта по выполнению каждой конкретной задачи. Здесь рассматриваются действия внешние и выполняемые по внутреннему плану.
Замечание 6
Важно обратить внимание на соотношение действий, которые часто встречаются, психических функций, способностей, а также умений, которые обеспечивают их выполнение.
И на финальном третьем этапе происходит выдвижение гипотез и возможных ПВК, необходимом уровне их роста (высоком, среднем, низком), а также определяется степень легкости или трудности данного развития для обычного сотрудника.
ПВК: понятие и особенности
Определение 2
Профессионально важные качества – это индивидуально-личностные свойства личности, которые являются в определенной мере устойчивыми и мало подверженными росту и тренировкам.
Они напрямую влияют на успешную профессиональную деятельность и скорость изучения профессиональных знаний.
Профессионально важные качества включают в себя следующие стороны психики личности: сенсорная деятельность, ряд особенностей мышления и моторной деятельности, особенности внимания, памяти, уровень воображения личности, а также определение профессиональных особенностей эмоционально-волевой сферы человека.
Существует несколько подходов к выявлению ПВК:
- необходимо описать профессиональное поведение личности (описать трудовую ситуацию, какие стимулы движут работником, и как он на них реагирует);
- выявление ПВК при помощи экспериментального подхода, сравнивая группы высококвалифицированных сотрудников различных уровней успешности (перечислить способности, вести ПВК-статистику);
- обозначение характеристики трудовой задачи, действия и психологически их интерпретировать.
Рассмотрим соотношение ПВК с типами психограмм:
Рисунок 1. Профессионально важные качества
Здесь показано, как можно составить функциональную модель работы психики сотрудника, установить возможные профессиональные качества и необходимую степень их роста (высокую, среднюю и низкую).
Одна из распространенных проблем составления психограммы, ситуация, когда задача может требовать быстрого запуска как познавательного, так и двигательного действия, а также осуществления контроля определенного компонента и мыслительного процесса. Исходя из этого, можно сделать вывод, что указанный выше метод позволит создать исключительно предварительную характеристику ПВК. Но полученная информация все равно является нужной как для заказчиков, так и для психологов-профконсультантов.
Замечание 7
Психограмму сотрудника можно оформить как текст и таблицу, а также как и «аналитический график».
Мотивационная и операциональная сферы сотрудника
Психограмма предстает в виде характеристики мотивационных и операциональных сфер работника, является психологическим портретом определенного рода деятельности, который представляется комплексом психологических функций, актуальных в определенной деятельности.
Основными характеристиками мотивационной сферы работника, которые находят отражение в психограмме, являются:
- перечень мотивов, целей, задач, потребностей, интересов, отношений, ценностных ориентаций личности и его психологических позиций;
- уровень профессиональных притязаний, профессиональной самооценки, осознания себя как профессионала;
- перечень эмоций и психический состояний, эмоциональный облик работника;
- степень удовлетворенности личности трудом, процессами, в которых он участвует и полученными результатами.
Операциональная сфера работника содержит следующие характеристики, включаемые в психограмму:
- уровень психических знаний о труде и профессии;
- перечень психологических действий, способов, приемов, умений, техник, психотехнологий и влияние их на себя и других людей;
- степень профессиональной способности, профессиональной обучаемости, открытости к профессиональному росту;
- уровень профессионального мышления, к нему же относится и творческое мышление, вероятность обогащения опыта профессии;
- степень профессионального саморазвития, умения проектировать и осуществлять планы личного профессионального роста;
- наличие психологических противопоказаний к определенной профессии (то есть перечень психологических качеств, несовместимых с указанной профессией);
- наличие качеств, недостаток которых может быть компенсирован;
- указание линий профессионального роста и линий распада профессиональной деятельности и личности сотрудника, а также пути восстановления.
В составе психологических качеств работника, которые содержатся в его психограмме, находится отражение трудового поведения (раскрывается вопрос трудовой деятельности, условия труда, а также приводится психологический анализ ошибочных действий), требования к особенным моментам психических процессов, описываются типичные психологические состояния в труде (особое место отводится вопросам утомления). Помимо этого указывается перечень требований, которые предъявляются к личности, а также перечень индивидуальных свойств.
Важной составной частью профессиограммы является психограмма — описание психологических характеристик конкретной профессиональной деятельности, совокупности психофизиологических и личностных качеств работника, важных для ее успешного осуществления.
Термин «психограмма» был предложен немецким психологом В. Штерном, разработавшим методику составления обобщенного психологического портрета конкретной личности. Штерн определил, что результатом психографирования должна была стать психограмма личности.
В начале XX в. психограмма рассматривалась как набор профессионально важных качеств личности профессионала. При этом составлялась некоторая модель наиболее важных, задействованных в изучаемой работе психических функций обобщенного субъекта труда — успешного профессионала. Такого рода модель служила основой для подбора психодиагностических методик и прогнозирования с их помощью успешности будущей профессиональной деятельности претендента на конкретную вакансию (считалось, что успешная работа определяется в первую очередь наличием психических функций, способностей определенного уровня и качества).
При исследовании профессиональной работоспособности, утомления, в целях диагностики степени снижения психических функций под влиянием проделанной работы следовало выявить ПВК как наиболее изменчивые, временно нарушаемые в данной профессии под влиянием утомления психических функций. Именно эти функции и свойства следовало измерять для суждения о степени профессионального утомления.
Отечественный психотехник С. Г. Геллерштейн (1926) в качестве образцов приводил психограммы, составленные в 1920-е гг. для профотбора. Психограмма успешного летчика (составлена итальянским психологом Джемелли) включала следующий перечень ПВК: способность быстрой ориентировки в окружающих явлениях, сосредоточенное внимание при широком его объеме, быстрота и точность запоминания, слабая раздражительность (устойчивость эмоциональной сферы), сопротивляемость влиянию перемены высоты. С. Г. Геллерштейн отмечал: неполноту и неточность характеристик профессионала и необходимость совершенствования методов психологического анализа профессий.
На сегодняшний день в различных источниках мы встречаем ряд трактовок психограммы:
- — часть профессиограммы определенной профессии, в которой сформулированы требования к личности, т.е. перечень психических способностей, в котором особое внимание уделено психологическим противопоказаниям к занятиям определенной профессией;
- — часть профессиограммы, отражающая требования к психофизиологическим и психологическим качествам личности специалиста, обеспечивающим успешность выполнения профессиональной деятельности (или описание упорядоченной совокупности профессионально важных качеств профессионала);
- — описание структуры психологических качеств человека, симметричных (адекватных) или несоответствующих объективным требованиям профессиональной деятельности («человек в профессии»);
- — описание человека труда в профессии; выделение и описание психологических качеств человека, необходимых для эффективного выполнения данной трудовой деятельности, общения и профессионального роста;
- — графическое изображение результатов исследования психической деятельности индивидуума с помощью нескольких экспериментально-психологических тестов; используется с целью наглядного сравнения результатов исследования различных лиц;
- — психологическое описание (характеристика) свойств личности, необходимых для какой-либо деятельности, составленное на основе сведений, полученных с помощью определенных методов;
- — система психологических качеств и черт, определяющих потенциальную возможность человека овладеть и успешно заниматься той или иной профессиональной деятельностью.
Содержание и объем психограммы зависят от цели изучения профессии. В качестве таковой могут выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и отдыха, профессиональная ориентация.
Различают следующие виды психограмм (В. Е. Орел).
- 1. Психограмма, составленная для целей профотбора, включает две группы требований: 1) требования, которые определяют некомпенсируемые и необходимые ПВК и должны предъявляться к любому среднему работнику; 2) желательные требования, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Кроме того, психограмма такого рода должна содержать перечень психологических противопоказаний, т.е. тех характеристик личности, которые определяют неспособность к данной профессии.
- 2. В противоположность указанному типу психограмма в целях рационализации производственного обучения предполагает акцентирование внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией. Особую роль приобретает сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. Такой анализ предполагает выделение и сопоставление психологических структур, показывающих степень соответствия процесса формирования молодого работника тем требованиям, которые предъявляются к профессионалам с большим опытом работы.
- 3. Специфика психограммы в целях оптимизации режимов труда и отдыха заключается в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда.
- 4. Наиболее широкой по своему содержанию является профессиограмма (психограмма) в целях профориентации молодежи, поскольку она предполагает наличие самых разнообразных знаний о профессии. В состав данного вида профессиограммы рекомендуется включать две взаимодополняющие и взаимосвязанные части: основную, предназначенную для молодежи, и дополнительную, рассчитанную на педагогов, мастеров производственного обучения и т.п.
Различают также такие виды психограмм:
- — полные (психологическое изучение составлялось по обширной программе);
- — частичные (программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон);
- — срезовые (составлялась при разовом обследовании личности);
- — продольные (составлялась при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени). По мнению Штерна, только продольные психограммы могут дать психологу сведения о тенденциях развития личности.
Спецификой составления психограммы в целях профотбора является ориентация на изучение относительно более устойчивых, стабильных свойств, дифференцирующих людей по эффективности труда. Например, наиболее значимыми компонентами в структуре способностей к водительским профессиям считаются сенсомоторные свойства, динамический глазомер, а также широкое распределение и быстрая переключаемость внимания. Интенсивность и сосредоточенность внимания характерны для работы часовщика и корректора; диспетчерские профессии предъявляют высокие требования к пространственным представлениям, оперативному мышлению, эмоциональной устойчивости и т.д.
Психограмма, составленная в целях профотбора, должна включать двойственные требования к специалисту: во-первых, определяющие необходимые и некомпенсируемые свойства нервной системы и личности в целом и должны предъявляться к любому среднему работнику данной профессии; во-вторых, только желательные, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Нельзя, например, игнорируя тот факт, что изучались средние рабочие, занижать психограмму, так же как нельзя ее завышать на основе изучения мастеров высшей квалификации. Рекомендуется также давать в профессиограмме перечень психологических противопоказаний, т.е. тех свойств личности, которые определяют неспособность к данной профессии.
Для профессионального просвещения молодежи требуются разнообразные знания о многих профессиях. Поэтому профессиограмма, составленная в целях профориентаций и профконсультации, отличается большой широтой содержания, доступностью изложения. К. К. Платонов рекомендует составлять се из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей — основной, рассчитанной на молодежь, и дополнительной, методической части, рассчитанной на мастеров и педагогов. Обе части целесообразно заканчивать списками литературы, рекомендуемой для лучшего ознакомления с данной профессией.
Иные задачи ставятся перед профессиограммой, когда исследование организуется в целях рационализации процесса профессиональной подготовки. Спецификой психограммы в этом случае является установка на выявление в первую очередь тех профессионально значимых свойств, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений, по мере овладения профессиональным мастерством.
Отысканию путей наиболее эффективного обучения специалистов будет способствовать сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. В том и другом случае необходимо выделить характерные психологические структуры и сопоставить их между собой для того, чтобы определить, насколько процесс формирования молодого специалиста соответствует требованиям, предъявляемым к профессионалу с большим опытом работы.
На основе такой профессиограммы в дальнейшем намечаются мероприятия, направленные на рационализацию обучения. Рационализация режима и условий труда также начинается с изучения особенностей конкретной деятельности и составления ее профессиограммы. Так же, как и в любой психограмме, здесь выявляются основные профессионально значимые свойства, наилучшее использование которых должно быть обеспечено путем оптимизации условий деятельности. Вместе с тем особое внимание уделяется обнаружению наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит показателем наиболее слабых мест в организации труда. Например, существенное снижение функций зрительного анализатора к концу рабочего дня свидетельствует о необходимости рационализации освещения, цветового решения интерьера и рабочего места и т.п. Изменение картины динамики психических функций после того, как проведена работа по оптимизации условий труда, может служить индикантом эффективности проведенных мероприятий. Оценивая сдвиги в работоспособности в связи с особенностями профессиональной деятельности, необходимо учитывать наличие значительных индивидуальных различий в динамике пропускной способности анализаторов, скорости и точности реакций, в колебаниях устойчивости и в переключении внимания.
При составлении психограммы необходимо сочетание знаний и опыта профессионального психодиагноста и специалиста, знающего профессию, — в этом основная сложность. Психодиагност должен погрузиться в атмосферу работы предприятия, получить подробные консультации специалистов по конкретным видам деятельности. Психограммы создаются психологическими службами под заказ конкретных предприятий, в которых работа с персоналом выведена па современный уровень. Эту работу могут выполнить и специально подготовленные штатные психологи предприятия во взаимодействии с руководителями подразделений.
Основные этапы составления психограммы следующие.
Установление перечня выполняемых профессионалом обязательных задач. Задачи вычленяются по нормативно заданным целям труда, которые могут не совпадать с субъективными целями, поставленными работником. Результаты действий разделяют на требуемые и реально полученные.
Построение функциональной модели действий субъекта по выполнению каждой задами (действий внешних и выполняемых во внутреннем плане). Соотнесение важных, часто встречающихся, ведущих профессиональных действий и психических функций, процессов, способностей, умений, обеспечивающих их выполнение.
Выдвижение гипотез о предполагаемых ПВК, требуемом уровне их развития (высокий, средний или низкий) и степени легкости или трудности этого развития для рядового человека.
Обычно в систему профессионально важных качеств относятся требования к таким сторонам психики, как сенсорная деятельность (модальность, широта), особенности мышления, особенности моторной деятельности, особенности внимания, памяти, воображения, профессиональные особенности эмоционально-волевой сферы личности (табл. 15.2).
Профессионально важные качества — относительно устойчивые, мало подверженные развитию и тренировке индивидуально-личностные свойства, которые существенно сказываются на успешной профессиональной деятельности, а также влияют на освоение профессиональных знаний, умений и навыков.
Выделяют такие подходы к выявлению ПВК:
- — описание профессионального поведения (трудовая ситуация, стимулы и реакция на них работника);
- — экспериментальное выявление профессиональных способностей при сравнении групп профессионалов разного уровня успешности (перечень способностей, ПВК — статистика);
- — выделение характеристик трудовых задач, действий и их психологическая интерпретация.
Таблица 15.2. Профессионально важные качества (выражение ПВК в баллах от 1 до 3)
Таким образом, составляется функциональная модель работы психики профессионала, устанавливаются предполагаемые профессиональные качества (ПВК) и требуемый уровень их развития (высокий, средний или низкий).
Составление психограммы часто затруднено тем, в профессиональной деятельности встречаются задачи, способы выполнения которых нельзя понять через расчленение на последовательно выполняющиеся действия и адекватные им психические функции, т.е. задачи могут требовать одновременного оперативного осуществления и познавательных, и двигательных действий, и контроля каких-то их компонентов, и мыслительных процессов.
Поэтому предлагаемая технология позволяет получить лишь предварительную характеристику ИВК. Но даже такие сведения оказываются полезными и для клиентов, и для психологов-профконсультантов. Психограмма профессионала может быть представлена в форме текста либо в табличной форме, либо в форме «аналитического графика».
Психограмма является характеристикой мотивационной и операциональной сферы специалиста, выступает психологическим портретом профессии, представленным группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.
К характеристикам мотивационной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:
- — мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, его психологические позиции;
- — профессиональные притязания, профессиональная самооценка, осознание себя как профессионала;
- — эмоции, психические состояния, эмоциональный облик специалиста;
- — удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
К характеристикам операциональной сферы специалиста, отражаемым в психограмме, относятся:
- — психологические знания о труде, профессии;
- — психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии в их влиянии на себя и других людей;
- — профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту;
- — профессиональное мышление, в том числе и творческое мышление, возможность обогатить опыт профессии;
- — профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовывать планы своего профессионального роста;
- — психологические противопоказания к данной профессии, (т.е. психологические качества, абсолютно с ней несовместимые), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано;
- — линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
В состав психологических качеств специалиста, отражаемых в его психограмме, входят описание трудового поведения (особенности трудовой деятельности и условий труда, психологический анализ ошибочных действий), требований к особенностям психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.) описание типичных психологических состояний в труде (прежде всего утомления), специфика которых определяется спецификой профессиональной деятельности, и требования, предъявляемые к его личности (к ним относятся нравственные качества личности, особенности характера, индивидуального опыта), а также индивидные свойства, такие как возраст, пол, темперамент.
Основные разделы психограммы приведены в параграфе 15.2 настоящего учебника.