Какие эксплуатационные свойства у моторных масел
Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, называют моторными.
В зависимости от назначения моторные масла подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов. Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок.
По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные. В качестве базовых масел используют дистиллятные компоненты различной вязкости, остаточные компоненты, смеси остаточного и дистиллятных компонентов, а также синтетические продукты (поли-альфа-олефины, алкилбензолы, эфиры). Большинство всесезонных масел получают путем загущения маловязкой основы макрополимерными присадками.
По составу базового масла моторные масла подразделяют на синтетические, минеральные и частично синтетические (смеси минерального и синтетических компонентов).
Моторное масло — это важный элемент конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в смазочной системе двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла — одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей.
Моторные масла работают в исключительно тяжелых условиях. Другим смазочным материалам, применяемым в автомобилях — трансмиссионным маслам и пластичным смазкам, — несравненно легче выполнять свои функции, не теряя нужных свойств, так как они работают в среде относительно однородной, с более-менее постоянными температурой, давлением и нагрузками. У моторных же режим «рваный» — одна и та же порция масла длительное время подвергается ежесекундным перепадам тепловых и механических нагрузок, поскольку условия смазки различных узлов двигателя далеко не одинаковы. Кроме того, моторное масло подвергается химическому воздействию — кислорода воздуха, других газов, продуктов неполного сгорания топлива, да и самого топлива, которое неминуемо попадает в масло, хотя и в очень малых количествах. В таких, мягко говоря, некомфортных условиях моторное масло должно в течение длительного времени выполнять возложенные на него функции. А именно:
— обеспечивать чистоту деталей и надежную смазку при минимальном трении и износе;
— обеспечивать длительную бессменную работу в различных климатических зонах и при разных условиях эксплуатации;
— охлаждать детали двигателя;
— уменьшать трение между соприкасающимися деталями, снижая износ и предотвращая задиры трущихся частей;
— уплотнять зазоры, в первую очередь, между деталями цилиндро-поршневой группы, не допуская или сводя к минимуму прорыв газов из камеры сгорания;
— защищать детали от коррозии;
— отводить тепло от трущихся поверхностей;
— выносить продукты износа из зоны трения, тем самым, замедляя обpазование отложений на повеpхности частей двигателя.
— для современных масел — экономия расхода топлива и масла.
Эксплуатационные свойства моторных масел.
Показатели эксплуатационной надежности автомобильных двигателей во многом определяются качеством моторных масел.
Вязкостно-температурные свойства. Вязкость моторных масел возрастает при снижении температуры. Для оценки вязкостных свойств масел при изменении температур определяются их вязкостно-температурные характеристики (ВТХ) в диапазоне температур от -18 до +1000С. В идеальном случае вязкость масел не должна зависеть от температур. Для “сглаживания” ВТХ масел в них вводятся загущающие присадки (загущают масло в зоне высоких температур) и депрессаторы (снижают вязкость в зоне низких температур). Загущающие присадки — полиизобутилены КП-5, КП-10, КП-20 и полиметакрилаты В-1 и В-2. Депрессорные присадки — полиметакрилат Д, А3НИИ-ЦИАТИМ-1, АФК
Антиокислительные и антикоррозионные свойства. Масляные фракции являются сложной смесью различных углеводородов, неодинаково взаимодействующих с кислородом. Продуктами окисления масел являются отложения — нагары, лаки и шламы.
Для повышения устойчивости масел к окислению в них добавляют антиокислительные присадки (ингибиторы окисления). Наиболее распространены присадки — ВНИИНП — 354, ДФ — 11 и ДФ — 1.
Противокоррозионными свойствами масел называют их способность препятствовать коррозии деталей. Для улучшения этих свойств в масла вводят присадки ВНИИНП — 360, ЦИАТИМ — 239 и другие, которые образуют на поверхности металла защитные пленки.
Моюще-диспергирующие свойства. Под моющим эффектом понимают способность масел препятствовать прилипанию загрязняющих примесей к поверхности деталей двигателя. Под диспергирующей способностью — свойство масел препятствовать укрупнению частиц загрязняющих примесей и удерживать их в состоянии устойчивой суспензии. Присадки для улучшения моюще-диспергирующих свойств масел — ПМСЯ, С — 150, ЦИАТИМ — 339, ВНИИНП — 360, ИХП — 101, БФК, АСК и др.
Противоизносные и противозадирные свойства. Характеризуют способность масла снижать износ трущихся поверхностей деталей и препятствовать образованию на них задиров. Эти свойства улучшаются путем введения в масла присадок — ЭФО, ЛЗ — 309/2, ДФ — 11, ЛЗ — 9/6, ЛЗ — 23К и др.
Антифрикционные свойства. Характеризуют способность масел снижать механические потери в двигателе за счет уменьшения потерь на трение в сопряжениях деталей. Наиболее известны присадки: дисульфит молибдена MoS2, ПАФ — 4 , “Фриктол”.
Противопенные свойства. Образованию пены в масле способствуют: бурное перемешивание масла с воздухом вследствие вращения деталей КШМ двигателя, наличие в масле воды и стабилизирующих пену веществ — продуктов окисления масла. Обильное пенообразование нарушает нормальные процессы смазывания деталей. Противопенные присадки имеют способность пеногашения. Наиболее распространена присадка — полиметалсиликосан ПМС — 200А.
Качественное моторное масло является символом-воплощением надежного труда двигателя. В нем должны быть такие свойства, которые помогут снизить износ, минимизировать силу трения между разными деталями, оградить механизм от коррозии. Кроме того, масло должно вымывать и удерживать в себе продукты, оставшиеся после сгорания. Также хорошее масло выполняет функцию уплотнения расстояния промеж поршня, кольцами, а также цилиндром.
Для того чтобы двигатель качественно вымывался, а продукты его трудов не препятствовали нормальной работе системы в целом, моторное масло должно обладать некоторыми свойствами. В связи с этим специалисты советуют не экономить на данном продукте, так как при использовании дешевых вариантов, владельцу автомобиля предстоит столкнуться с массой неприятных неожиданностей.
7 главных свойств моторного масла
Вязкость
Исходя из показателя этого параметра, оценивают качество изделия, обычно любой смазочный продукт изменяет свою вязкость, если меняется температура. Так, чем ниже температура, тем больше проявляется вязкость материала.
Стоящее моторное масло, несмотря на низкие температуры должно качественно прокачиваться по системе и способствовать прокручиванию стартером двигателя. А когда температура высокая, смазка должна образовывать пленку между контактирующими поверхностями, а также поддерживать во всей системе необходимое давление.
Если масло выбирается сразу на все сезоны, то его рабочие температурные показатели должны быть от -40 до +180 градусов. В таком случае все детали автомобиля будут исправно работать в необходимом режиме благодаря постоянному изменению уровня вязкости.
Изготовители всесезонных масел для производства применяют маловязкую основу с модификаторами. И поэтому, исходя из температурного режима, полимеры делают смазку или более плотной или редкой. Такие гибкие режимы колебания вязкости помогают уменьшать потери мощи двигателя, так, хорошее моторное масло позволяет всесторонне оптимизировать передвижение автомобиля.
Износостойкость
Качественное моторное масло необходимо приобретать чтобы через пару лет эксплуатации авто не выяснилось, что его механизмы износились так, что требуют капитального ремонта.
Противоизносные свойства масла помогут бороться с коррозией и снизят ненужные трения, что очень важно, потому что соприкасающиеся детали находятся в группе риска.
Для избегания сильного трения используются моторные масла с содержащимися присадками против износа. Специальные присадки образовывают на поверхностях деталей пленку, защищающую механизмы машины.
Моющие свойства
Не все могут понимать важность моющих свойств смазки. На элементах системы остается очень много частиц, появляющихся в результате нагара или других отложений. Как раз для их устранения в машинном масле имеется моющая присадка, элементы которой удаляют нежелательные частицы с деталей, удерживая их в смазочном жидкостном составе.
Диспергирующие свойства
Эти свойства машинного масла напрямую связаны с описанными моющими характеристиками. Так, после отделения частиц нагара от деталей, специальная присадка образует вокруг каждой оболочку, препятствующую повторному прилипанию к элементам автомобиля.
Антиокислительные свойства
Данные свойства увеличивают срок службы масла посредством окисления, тем самым предупреждая слишком раннее старение смазки. Таких присадок, которые способны полностью оградить от кислорода, еще нет, но замедлить старение они смогут.
Антикоррозия
Борьба с коррозией является одно из основных задач смазки. Естественно, ни у кого нет желания ремонтировать двигатель лишь после года эксплуатации, а ведь ряд его элементов сделаны из цветных металлов, подверженных коррозии. Присадки создают пленку, защищающую детали от производных сгорания топлива и других окислительных процессов.
Энергосбережение
Экономия топлива является немаловажным вопросом, и качественное масло способно помочь его решить. Содержащиеся в нем присадки и модификатор трения способствует достижению сбережения топлива до 6-7%.
Наши читатели рекомендуют!
Тонировка будущего! Каркасные шторки TROKOT — приватность вашего автомобиля с защитой от солнца и штрафов.
— Шторки TROKOT в 10 раз лучше тонировки!
— Более 55 000 автомобилистов России
выбрали именно эти шторки!
— Ставятся за 10 секунд, снимаются за 3 секунды!
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ>>
Типы моторных масел — Расшифровка моторного масла
Масло, которое называют «синтетика» (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» — возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.
«Минералка» (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле. Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и «синтетика» — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.
«Полусинтетика» (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».
У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения(дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.
Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е. пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40. Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е. какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.
Расшифровка моторного масла — цифры SAE
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
* 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С
* 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С
* 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С
* 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
* 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С
Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С
* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С
* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
* 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше
Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.
Расшифровка моторного масла — цифры API
Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.
Обозначения API для бензиновых моторов:
* SC — автомобили, разработки до 1964 годов
* SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов
* SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов
* SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов
* SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации
* SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации
* SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства
* SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
* SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению
При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.
Обозначения API для дизельных моторов:
* CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе
* CC — автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях
* CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы
* CE — автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной
* CF — автомобили с 1990 г., с турбиной
* CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной
* CH-4 — автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США
* CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
* CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США
В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров. Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF. Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели). К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.
Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API. Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL. Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.
Видео: все ли моторные масла одинаковые?
Посмотрите видео о выборе и замене машинного масла.
ЗОЛЬНОСТЬ
Количество золы и примесей, образующееся при сгорании наработавшего масла. Выражается в % масс. Чистое свежее масло без присадок должно сгорать без остатка
ЗОЛЬНОСТЬ СУЛЬФАТНАЯ
Показатель, указывающий содержание металлосодержащих присадок (в т. ч. содержащих барий, кальций, магний, цинк, калий, натрий, олово, а также элементарную серу, фосфор, хлор) в составе неработавших масел. Выражается в % масс.
____________________________________
Основным источником образования золы являются металлсодержащие присадки, поэтому показатели «зольность» и «сульфатная зольность» чаще всего используются для оценки их присутствия в товарных маслах.
Вместе с тем, под действием температуры в узлах трения может происходить образование золы (как правило, сульфаты металлов), способной образовывать на деталях отложения, что может привести к существенному снижению износостойкости узлов трения и понижению других эксплуатационных характеристик машин и механизмов. Поэтому в некоторых типах смазочных масел регламентируется предельные значения этого показателя.
Сульфатная зольность ограничивается НД на производство моторных масел. в моторных маслах сульфатная зольность не должна превышать:
в бензиновых — 1,5%
в дизельных маломощных – 1,8%
в дизельных мощных- 2,0%
КИСЛОТНОЕ ЧИСЛО
Показатель коррозионной и защитной способности масел, указывающий количество мг КОН, расходуемое на нейтрализацию всех кислых компонентов, содержащихся в 1г испытуемого масла. Выражается мг КОН/г.
Детали, изготовленные из сталей и, особенно, сплавов цветных металлов при химическом взаимодействии с кислыми продуктами подвергаются коррозии. В процессе хранения и эксплуатации в результате окисления кислотное число растет, а коррозионная агрессивность масел увеличивается.
ЩЕЛОЧНОЕ ЧИСЛО
Показатель склонности масел к отложениям, указывающий количество щелочи, выраженное в мг КОН эквивалентное содержанию всех щелочных компонентов в 1 г испытуемого масла. Выражается мг КОН/г.
С увеличением щелочного числа повышается способность масла нейтрализовывать коррозионно-агрессивные кислые продукты, образующиеся при его окислении. Вместе с тем, избыточная щелочность, не пошедшая на нейтрализацию кислых продуктов, оказывает отрицательное влияние на противоизносные и противозадирные свойства масел.
КОКСУЕМОСТЬ
Показатель, указывающий склонность масла при нагреве к коксообразованию. Выражается в % масс.
Показатель используется, главным образом, для контроля степени чистого масла.
КОРРОЗИОННОСТЬ
Показатель, определяющий антикоррозионные свойства масел.
Зависит от состава базовых масел и типа используемых присадок. В процессе старения коррозионность масел возрастает.
Источниками коррозионности масел являются:
Продукты сгорания топлива
Продукты окисления масла
Вода
Содержание хлор-, фтор- и серосодержащих присадок
МАССОВАЯ ДОЛЯ ВОДЫ
Показатель, указывающий содержание в масле воды
При попадании воды в масле образуются низкотемпературные отложения, затрудняющие фильтрацию масла, что ухудшает подачу масла к трущимся деталям и нарушает нормальную работу узлов трения. При низких температурах, образующиеся кристаллы льда, затрудняют прокачку масла по смазочной системе в момент пуска и в начальный период работы узлов и агрегатов автомобиля. Попадание воды может вызвать повышение коррозионности масел.
МАССОВАЯ ДОЛЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ПРИМЕСЕЙ
Показатель, указывающий загрязненность масла инородными частицами и находящимися во взвешенном состоянии.
Инородные частицы (пыль, песок и т.п.) могут попасть в масло при производстве, транспортировки и/или хранении. При эксплуатации возможно загрязнение масел нерастворимыми в масле смолисто-углеродистыми веществами, продуктами износа и др. Накопление механических примесей приводит к забивке фильтров, маслопроводных каналов, повышению скорости окисления масла, усилению абразивного изнашивания, проявлению процессов повреждаемости.
МЕХАНИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Способность всесезонного (загущенного) масла противостоять процессам механической деструкции вязкостных полимерных присадок. Выражается в мм2/с или %.
Уменьшение вязкости в результате деструкции (разрушения) молекул полимера может привести к изменению режима смазки, проявлению процессов повреждаемости поверхностей трения, а также увеличению утечки масел из систем смазывания.
МОЮЩИЕ СВОЙСТВА
Показатель, указывающий уровень моющих свойств моторных масел с присадками. Выражается в баллах от 0 до 6.
Чем выше моюще-диспергирующая способность масел, тем больше нерастворимых продуктов окисления масел и неполного сгорания топлив может удерживаться в работающем масле, тем меньше лакообразных отложений и нагаров образуется на горячих деталях, тем выше может быть допустимая рабочая температура (степень форсирования) двигателя.
МОЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ
Показатель, характеризующий способность моющей присадки обеспечивать высокую дисперсность частиц, появившихся в масле в результате его окисления или загрязнения продуктами распада.
Чем выше данный потенциал, тем лучше молекулы моющей присадки удерживают частички загрязнений во завешанном состоянии и тем самым не дает частичкам загрязнений оседать на поверхности или образовывать более крупные кластеры
СКЛОННОСТЬ МАСЛА К ПЕНООБРАЗОВАНИЮ и СТАБЛЬНОСТЬ ПЕНЫ
При интенсивном перемешивании и взбалтывании работающего масла, в нем может образовываться пена, которая ухудшает его смазывающие и защитные свойства, ускоряет окисление, уменьшает производительность масляного насоса. Вспениваемость зависит от химического состава масла, вязкости, поверхностного натяжения, наличия присадок, условий эксплуатации и др.
Пенообразование вызывает нарушение нормальной работы систем смазывания агрегатов и узлов машин и механизмов. Зависит от свойств масел и эксплуатационных характеристик систем смазывания (температура, давление, кратность циркуляции, скорость перемешивания).
При повышении температуры и уменьшении плотности масла, склонность к пенообразованию увеличивается, а стабильность пены уменьшается. Моющие, вязкостные, противоизносные, антикоррозионные присадки усиливают вспениваемость масел. Склонность к пенообразованию значительно увеличивается при наличии в масле воды.
Вспениваемость масел уменьшают путем введения в их состав противопенных присадок (в основном силиконовых жидкостей).
СОВМЕСТИМОСТЬ С РЕЗИНОВЫМИ УПЛОТНЕНИЯМИ
Показатель указывающий наличие взаимодействия масла с резиной или резиновыми изделиями.
Взаимодействие масла с материалами уплотнений может привести к изменению формы, размеров, прочности и пластичности уплотнений и выходу их из строя.
ТЕМПЕРАТУРА ВСПЫШКИ
Показатель, указывающий минимальную температуру, при которой пары продукта, нагреваемого в условиях, установленных стандартом, образуют с окружающим воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. Выражается в °С
Зависит от фракционного состава масел и характеризует наличие в них легкокипящих фракций. Косвенно связан с показателями испаряемости масел. Используется также для контроля качества при производстве и хранении масел. Характеризует также пожароопасность масел.
ТЕМПЕРАТУРА ЗАСТЫВАНИЯ
Показатель, указывающий температуру, при которой нефтепродукт теряет подвижность. Выражается в °С.
При понижении температуры в объеме масла может происходить кристаллизация парафинов, что приводит к значительному повышению вязкости.
ТЕРМООКИСЛИТЕЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Показатель, служащий для условной оценки склонности смазочных масел к образованию лаковых отложений на деталях и эффективности присадок, уменьшающих лакообразование.
В процессе работы масел при повышенных температурах в сочетании с каталитическим действием металлов и активным влиянием кислорода воздуха происходит окисление масел с образованием нерастворимых веществ и осаждению их на нагретых деталях. При этом ухудшаются эксплуатационные характеристики масел: повышается вязкость, кислотное число, коррозионность, ухудшаются противозадирные свойства.
ТРИБОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Комплекс показателей, характеризующих противоизносные, противозадирные и антифрикционные свойства смазочных масел.
Характеризуют присутствие и эффективность в маслах противоизносных, противозадирных и антифрикционных присадок. Используются для оценки качества масел при их производстве и хранении.
ИСПАРЯЕМОСТЬ
Показатель, указывающий потери от испарения при работе масел. Выражается в %.
Зависит от фракционного состава базовых масел. Чем ниже испаряемость, тем меньше потери, степень загущения и склонность к образованию отложений при эксплуатации масел.
Предельные значения смазочных масел
В ходе эксплуатации смазочные материалы подвергаются определенным изменениям. Для того чтобы определить рациональный срок службы смазочного материала необходимо провести исследования масла, на основе которых можно сделать вывод об эксплуатационной пригодности. При этом необходимо использовать такие тесты, которые ориентированы на специальную область применения. Поэтому любое исследования, с одной стороны, затрагивает строение и состав смазочного материала, с другой стороны, специальную область применения. Вокруг каждого практического случая и каждого продукта выстраивается свой круг проблем.
Прежде чем оценивать эксплуатационные свойства необходимо установить границы предельно допустимых значений, в пределах которых смазочный материал может использоваться без каких-либо проблем. Эти границы тесно связаны со строением и составом продукта.
Предельные значения являются лишь директивой. В обязанность дифференцированной оценки вменяется, могут ли отдельные значения быть превышены.
Вязкость при 40°С (мм2/с) ± 10% (однако она не должна доходить до смежного класса ISO VG)
Нейтрализационное число (мгКОН/г) ± 25 – 40%
Содержание воды (% от объема) макс. 0,1%
Осадки на фильтре (% от веса) макс. 0,5%
Потеря элементов (% от веса) макс. 50%
(присадки)
Тесты на мощность специфическая лабораторная оценка
Инфракрасная спектроскопия специфическая лабораторная оценка
Критические показатели RFA-анализа (ppm)
железо 500-1000
медь 200-500
хром 20
силиций 500
калий 50
натрий 50
магний 20
кальций 20