Какие экологические свойства птиц можно определить по форме клюва
Экологические группы птиц сформировались в связи с приспособлением к жизни в сходных условиях (у птиц разных отрядов развились сходные особенности строения и поведения).
Птицы леса
Жизнь птиц леса связана с пространством, ограниченным деревьями и кустарниками, добыванием пищи в кронах, трещинах коры и под корой деревьев, в лесной подстилке, использованием ягод, почек и молодых побегов. В таких условиях выживали те птицы, у которых развивались и совершенствовались приспособления к взлёту и точной посадке на ветви, лавированию между деревьями (укороченные широкие крылья, довольно длинный хвост), различные особенности в строении клюва и ног.
В лесах живут тетерева и глухари — из отряда курообразных, вяхирь и клинтух — из отряда голубеобразных, большой и малый пёстрые дятлы из отряда дятлообразных, обыкновенная кукушка — из отряда кукушкообразных.
Птицы открытых воздушных пространств
Ласточки (деревенская, или касатка, городская, или воронок, береговая), стрижи (белопоясничный) и другие — большую часть активной жизни проводят в воздухе. Стремительному и лёгкому полёту этих птиц способствуют длинные, узкие крылья, сильно развитые грудные мышцы, выемчатый хвост — руль при полёте. На лету они ловят насекомых широко раскрывающимся ртом, по краям которого располагаются увеличивающие его щетинки. Ноги у ласточек и стрижей короткие и при полёте плотно прижимаются к телу.
Птицы степей и пустынь, живущие на открытых пространствах, обычно имеют хорошо развитые ноги и длинную шею. Такие особенности строения позволяют им вовремя замечать опасность и скрываться от врагов.
К крупным птицам, обитающим в степях нашей страны, относятся дрофа и стрепет (отряд Журавлеобразные). Ноги дрофы мощные, трёхпалые, способствующие быстрому бегу.
С водоёмами и прибрежными зонами связана жизнь разнообразных по внешнему облику и размерам птиц.
У этих птиц длинные ноги и шея, благодаря которым при добывании корма они сохраняют тело от намокания. Длинный клюв даёт им возможность ловко хватать добычу — лягушек, рыб. Имеется у них и особый ломкий пух. Превращаясь в крошки, он покрывает перья и предохраняет их от намокания.
Птицы открытых участков водных пространств
Водоплавающие птицы пресных водоёмов, кормящиеся обычно на открытых участках водоёмов (утки, чирки, гуси), имеют короткие ноги с плавательными перепонками, широкий клюв с поперечными пластинками по его краям, образующими цедильный аппарат. Все эти птицы хорошо плавают и ныряют. По земле ходят медленно, переваливаясь с боку на бок, что связано со смещением ног к задней части туловища. Плотное оперение, смазанное выделениями хорошо развитой копчиковой железы, не смачивается водой. Тело от охлаждения защищает сильно развитый пух и подкожный слой жира.
Альбатросы и буревестники — типичные обитатели огромных океанических просторов. Тело у них довольно короткое, хвост небольшой, крылья длинные и сильные. Эти птицы — непревзойдённые мастера планирующего полёта. Практически всю жизнь проводя в море, они питаются морскими животными, спят сидя на волнах и прилетают на берег только гнездиться.
Хищные птицы — прекрасные охотники. У них загнутые клювы, острые когти, хорошее зрение.
Дневные хищники (орлы, соколы, ястребы, коршуны) живут в различных местах — в лесах, горах, на равнинах. Питаются они в основном различными птицами и млекопитающими.
Совы образуют особую группу ночных хищных птиц. Они охотятся с наступлением сумерек и ночью. У сов густое, рыхлое и мягкое оперение. На передней части их головы перья образуют характерный «лицевой диск». Крупные глаза сов обращены вперёд. Голова очень подвижна. Летают совы бесшумно, а добычу в темноте находят с помощью хорошо развитого слуха и острого зрения.
Источники:
Трайтак Д. И., Суматохин С. В. Биология. Животные. 7 класс. — М.: Мнемозина.
Никишов А. И., Шарова И. Х. Биология. Животные. 7 класс. — М.: Владос.
Биология. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. — М.: Дрофа.
ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ
Как форма крыла влияет на качество полёта? (§ 49–50)
От формы крыла зависит способность к парящему или машущему полету.
О чём говорят перепонки между пальцами? (Жизненный опыт)
Перепонки между пальцами говорят о водном или околоводном образе жизни.
Может ли пеликан колоть орехи? (Жизненный опыт)
Пеликан не может колоть орехи, поскольку его клюв к этому не приспособлен.
ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ
1. Какие группы птиц относятся к более древним?
К наиболее древним относятся пингвины, страусы, киви.
2. Назовите основные жизненные формы современных птиц.
Основные жизненные формы современных птиц – водно-подводные птицы, водоплавающие, водно-воздушные, наземно-водные, наземно-прибрежные, наземно-болотные, наземно-степные, наземно-лесные, лесокустарниковые, древесно-лазающие, древесно-воздушные, воздушные, хищные птицы.
3. Как по строению лапы можно судить об образе жизни птицы?
Нижние конечности птиц приспособлены к среде обитания и к способу добычи пищи. У водно-подводных и водоплавающих птиц лапы снабжены перепонками, что дает им возможность плавать. Наземно-водные птицы отличаются длинной ног. Длинные конечности помогают им заходить глубоко в воду. Конечности наземно-болотных птиц снабжены длинными пальцами, которые не дают им проваливаться. Наземно-степные птицы – дрофы – бегают по твёрдой почве среди открытых пространств. Их мощные ноги опираются на три укороченных пальца. Наземно-лесные птицы много ходят, поэтому их ноги сильные, часто почти полностью оперены, а пальцы оторочены щитками, что помогает ходить по снегу. Лапы лесокустарниковых птиц приспособлены для прыжков по веткам: пальцы и когти цепкие, один или два пальца обращены назад. Древесно-лазающие птицы имеют очень цепкие когтистые лапы. Ноги воздушных птиц тонкие и слабые. Конечности хищных птиц снабжены острыми длинными когтями.
4. Какие функции может выполнять крыло в различных условиях?
У пингвинов крылья превратились в ласты и выполняют плавательную функцию. Узкие крылья водно-подводных птиц помогают нырять. Длинные и узкие крылья воздушных птиц предназначены для долгого и экономичного полёта. Узкие крылья соколов с мощным «пропеллером» позволяют догнать любую жертву. Лесные совы и ястребы охотятся из засады. Довольно короткие и широкие крылья облегчают манёвры.
5. В чём состоят различия дневных и ночных хищников?
Дневным хищникам помогает охотиться острейшее зрение, а ночным, кроме зрения, – слух и бесшумный полёт. Помощью в добычи пищи для дневных хищников служит огромная скорость, с которой они могут пикировать в низ. Они, как правило, имеют маленькую голову, узкие крылья. Ночные хищники снабжены широкими крыльями, специальным оперением, что делает их полет бесшумным.
6. Почему воробьиные птицы достигли расцвета в современном мире?
Успех воробьиных птиц связан с более высоким уровнем обмена – более совершенной теплокровностью. Это позволило уменьшить размеры тела и лучше приспособиться к питанию особенно калорийными семенами и насекомыми.
7. Чем отличаются понятия «жизненная форма» и «экологическая ниша»?
Экологическая ниша – это совокупность всех требований организма к условиям среды обитания (составу и режимам экологических факторов) и место, где эти требования удовлетворяются; Животных, которые в сходных условиях обитания избрали сходный образ жизни, причисляют к одной жизненной форме. Таким образом, понятие «жизненная форма» — более общее.
8. В каких группах птиц преобладает птенцовый тип развития и почему?
Лесокустарниковые, древесно-лазающие, древесно-воздушные, воздушные, хищные птицы имеют птенцовый тип развития. Это объясняется тем, что их жизнь практически не связана с землей, а для привыкания к воздушной среде необходимо время. Эти птицы, как правило, откладывают яйца небольшого размера. Питательных веществ и воды в них не хватает для окончательного развития.
9. Какие реликтовые черты сохранили пингвины и страусы?
У пингвинов туловищный отдел позвоночника сохранил большую подвижность. Кости тяжёлые, не пневматизированные. Мелкие перья не имеют крючочков на бородках. Аптерий нет: перья сплошь покрывают всё тело, а во время линьки сменяются почти одновременно, напоминая смену покровов у рептилий. У страусов тоже нет аптерий, перья рассучены, а крылья не годятся для полёта. К тому же у них нет киля. Пища страусов – грубые, иногда колючие части растений – тоже необычна для современных птиц, это говорит об их древнем происхождении.
10. Какие новые экологические ниши заняли воробьиные птицы?
Они занимают особые, недоступные другим экологические ниши мелких потребителей семян и насекомых.
Обширный класс Птицы представлен тысячами видов, которые приспособились к разным условиям окружающей среды. Пернатые освоили леса, луга, горы, болота, научились строить сложные гнёзда и добывать различную пищу. В зависимости от места проживания и поведения выделяют экологические группы птиц.
Птицы, относящиеся к разным семействам и видам, под влиянием окружающей среды выработали схожие признаки. В таблице описаны особенности экологических групп по месту обитания.
Рис. 1. Водно-воздушные птицы.
Группа | Описание | Морфология | Питание |
Лесные – сова, дятел, глухари, дрозд, кукушка | Хищные, насекомоядные, растительноядные, всеядные птицы. Обитают во всех ярусах леса – на деревьях, кустарниках, в травах | – Небольшой размер тела; – короткие широкие крылья; – длинный хвост; – короткий острый клюв; – цепкие лапы | Семена, ягоды, орехи, шишки, гусеницы, мелкие грызуны, ящерицы |
Открытых воздушных пространств – ласточка, стриж, мухоловка | Активны в воздухе. Питаются на лету. Гнездятся в лесу, парках, в городе | – Небольшое тело; – короткие лапы; – развитые грудные мышцы; – удлинённые крылья и хвост; – небольшой, широко раскрывающийся клюв | Насекомые |
Водоплавающие – утки, лебеди, гуси | Питание и гнездование связано с пресными водоёмами – реками, озёрами, прудами. Гнездятся на суше. Хорошо ныряют и плавают | – Широкое туловище с облегающим оперением; – широко расставленные ноги; – перепончатые стопы; – обильный пух; – толстый подкожный жир; – копчиковые железы обильно выделяют водоотталкивающий секрет; – плоский клюв с цедильным аппаратом (поперечными пластинками) | Черви, моллюски, водоросли, рачки |
Водно-воздушные – крачки, чайки, баклан, чомга, пеликан, альбатрос | Связаны с водой, но большую часть жизни проводят в воздухе. Хорошо летают. Могут находиться на волнах, но плохо плавают. Ныряют с воздуха | – Широкий размах крыльев; – плотное обтекаемое тело; – короткие или отсутствующие перепонки; – мощный вытянутый клюв, иногда загнут вниз | Рыба, рачки, крабы, моллюски |
Степные и пустынные – страусы, журавль-красавка, дрофа | Летающие и нелетающие птицы. Быстро бегают, имеют отменное зрение и слух. Летающие птицы преодолевают большие расстояния. Гнездятся на земле в примитивных гнёздах. Некоторые виды являются падальщиками и хищниками | – Маскировочная окраска; – сильные длинные ноги; – вытянутая шея; – мощный клюв | Всеядные |
Птицы болот и прибрежий – аист, цапля, кулик, фламинго | Питаются на заболоченной местности. Хорошо летают. Гнездятся на суше. | – Тело плотное, смещено вниз; – длинные ноги без перепонок; – вытянутый острый клюв или клюв-цедилка; – высокая шея | Земноводные, рачки, рыба |
Луговые и полевые – чибис, трясогузка, коростель, перепела, дубровник, полевой жаворонок, ястреб, луговой лунь | Небольшие или средние птицы. Гнездятся на земле. Встречаются хищные птицы с загнутым клювом, отличным зрением, быстрым полётом | – Небольшая голова; – крупное вытянутое туловище; – короткие и широкие крылья; – вытянутый и короткий клюв; – маскировочная окраска | Насекомые, ящерицы, мелкие грызуны, семена, ягоды |
Рис. 2. Коростель.
Пингвины активны под водой и выделяются в отдельную группу ныряльщиков. Имеют вытянутое тело со смещённым вниз центром тяжести, острый клюв. Не умеют летать. Питаются рыбой.
Рис. 3. Гнёзда береговых ласточек.
Некоторые виды, (кайра, козодой, сова) откладывают яйца на голые скалы или в дупла без постройки гнёзд.
Что мы узнали?
Из статьи 7 класса биологии мы узнали об основных экологических группах по месту обитания и гнездования. Группы птиц в зависимости от условий обитания имеют схожие признаки, помогающие им выживать (маскировка в траве, водоотталкивающая смазка в воде, отличное зрение на открытых пространствах).
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 393.
«Средняя общеобразовательная школа п. Синегорье»
Урок окружающего мира.
Тема. Чей клюв лучше?
п. Синегорье – 2016 год.
Тема. Чей нос лучше?
Цель. Умение детей различать птиц по клювам, определять их принадлежность к экологической группе по типу питания.
Знакомство детей с биоразнообразием птиц, изучение разных типов клювов и лап.
Проследить взаимосвязь строения клюва и лап от способа добывания пищи.
Сформировать умение определять экологические группы птиц, применяя полученные знания.
Продолжить закрепление базовых экологических понятий: пищевая цепочка, условия обитания, среда обитания на примере разных экологических групп птиц.
Развитие общеучебных навыков: умение анализировать; выделять главное, общее, частное; применять полученные теоретические знания при проведении практической работы;
Развитие способности делать выводы; задавать вопросы; группировать предметы по общему признаку.
Формирование способности рефлексировать свою деятельность.
Воспитание интереса к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.
Продолжить формирование основ экологической культуры.
Отработать умение работать самостоятельно, в малых группах, достигать поставленной цели.
Оборудование, наглядные пособия.
Таблицы с надписями: ЧЕЙ НОС ЛУЧШЕ, КЛЮВ, ПИТАНИЕ, РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ, НАСЕКОМОЯДНЫЕ, ХИЩНЫЕ.
Приборы: пинцеты, прищепки, заколки.
Продукты питания: семечки, орешки, ягоды.
Наглядное пособие: насекомые, мушки, гусеницы, мышь.
Карточки, поделённые на две части: справа виды пищи для птиц, слева — модель головы птицы без клюва.
Мультимедийный проектор, экран.
Видео рассказ В. Бианки «Чей нос лучше?», видеозапись «Голоса птиц».
Методы: проблемно-поисковый, словарно-наглядный.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный момент
Создание эмоциональной ситуации
Прошу садиться.
— Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня, вы мои ученики! Разрешите представиться, зовут меня Гульнара Томиевна.
Самое удивительное в мире – это человеческая доброта.
Подарите улыбку друг другу.
Потрите ладошки, передайте свое тепло и хорошее настроение.
Подарите улыбки гостям.
Спасибо.
Садятся
Приветствуют.
Мотивация познавательной деятельности.
Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»
Я попрошу вас сейчас закрыть глаза и представить то, что вы услышите.
— Откройте глаза.
Ребята, что вы услышали?
А по точнее, что делали птицы?
Верно, голоса птиц.
— Дети, каких птиц вы знаете?
Спасибо.
— Птиц вы знаете очень много.
Ребята, кто такие птицы? Назовите признаки, по которым можно определить птиц.
Можно ли по каждому из этих признаков определить птицу?
Хорошо!
Давайте выберем особенности птиц в отличии от другого класса животных.
— Кто такие птицы?
Спасибо!
— Дети, что отличает птиц от других животных?
Что есть только у птиц чего нет у других животных?
— Правильно, у птиц есть перья — это главная отличительная особенность птиц как группы животных.
М. Слушают аудиозапись «Голоса птиц»
П. Высказывают предположения.
П.Л. Актуализируют личный опыт.
П.М. Выделяют признаки птиц (летают, поют, несут яйца, вьют гнезда)
П. Высказывают предположения, обосновывают их. Приводят примеры (н-р, насекомые тоже летают)
П. Выдвигают предположения.
П. Выделяют основной признак, по которому можно определить птиц от других животных (перья, клюв)
Актуализация необходимых знаний
Просмотр видеоролика «Чей нос лучше?».
— Дети, однажды детский писатель Виталий Бианки подслушал разговор птиц.
Давайте и мы послушаем и подумаем о чем же они?
— Итак, дети. О чем же спорили птицы?
Верно.
— Дети, а как вы думаете, почему у птиц разные клювы?
— А как по вашему мнению, чей клюв лучше? Как вы считаете, чей нос мог бы стать лучшим?
— Ребята, на какой главный вопрос мы постараемся ответить на уроке?
— Верно. Тема нашего урока так и будет звучать (на доске: Чей клюв лучше?)
— Чтобы ответить на главный вопрос что мы сегодня должны узнать? Как вы думаете?
Верно, ключевые моменты сегодняшнего урока заключаются то, что мы изучим с вами какие бывают клювы, как и чем питаются птицы. (На доске: клюв, питание)
Смотрят видеоролик «Чей нос лучше?»
П. Выдвигает предположения (о носах, о клювах, у кого лучше клюв))
П.Л. Ответы детей (разного вида, разная пища у птиц)
Высказывают предположения (все клювы хороши)
М. С помощью учителя называют главный вопрос урока (чей клюв лучше)
Читают запись на доске.
М. Формулируют учебную задачу урока про птиц, разнообразие клювов, форма клювов, для чего они нужны, чем питаются)
Организация познавательной деятельности
Сравнение, рассуждение
Рассматривание приспособлений, сравнение, рассуждение.
Организация работы в группах с использованием оборудования
Практическая работа
Фронтальная работа Соотношение иллюстрации со схемой
Классификация птиц по группам
— Я предлагаю вам рассмотреть три формы клюва (на доске вывешиваются три схемы клюва).
Клюв под номером один, два и три. Какой он? Какие особенности?
— Давай рассмотрим особенности клюва под № 1. Что про него можно сказать? Он какой?
Вы дали верные характеристики клюва под № 1 — он тонкий, острый.
— Рассмотрим клюв № 2. Что о нем можно сказать в отличие от первого?
Хорошо! Он — толстый, короткий.
— Клюв № 3?
Верно, в отличии от предыдущих двух, характерная особенность этого клюва — загнут вниз.
— Дети, мы с вами определили формы клюва.
А сейчас я покажу вам приспособление, а вы должны догадаться на какой клюв они похожи.
— Что у меня в руке? (Пинцет) На какой клюв похож пинцет? Почему?
Верно, но клюв под № 1 –тонкий, острый, но он может быть разной длины: как длинный, так и короткий.
— Я показываю второе приспособление, что это такое? (Прищепка).
На какой клюв она похожа? Почему?
Верно, характерные особенности клюва под № 2 – толстый, короткий.
— Третье приспособление – заколка. На форму какого клюва она похожа? Почему?
Верно, клюв под № 3 – загнут вниз.
— Дети, мы вами рассмотрели формы клюва. А теперь постараемся подобрать пищу.
В качестве пищи будут (демонстрирую):
1 – семена тыквы (в стаканчике)
2 – насекомые (искусственные)
3 – и мышь (крыса) игрушка).
— Итак, чтобы определить к какому клюву подходит какая пища вы должны работать в группе.
Прежде чем мы начнем эту работу в группе, давайте вспомним правила работы в группе.
Как работаем в группе?
— Да!
Хорошо!
Молодцы!
— И сейчас мы разделимся на три группы. Прошу 1гр. подойти к 1 столу, 2гр – ко 2-му, а 3 группу — к 3 столу.
Сигналом к началу работы будут голоса птиц.
Занимаем свои места. Раздаю оборудование.
— Итак, дети, вы готовы? (Звучит сигнал «Голоса птиц»)
— Определяем, что каждым клювом удобно брать.
Руками брать нельзя, только приспособлениями.
— Договоритесь кто будет отвечать.
— Сигнал к окончанию работы прозвучал, прошу сесть на свои места.
На экране появляются схемы клювов и картинки с изображением пищи (мышь, семена тыквы, муха).
— Итак, вопрос первой группе. Чем вы накормите птицы с клювом под № 2? Почему? (на экране ответ)
— Вторая группа. Чем накормите птицу с клювом № 3?
Почему?
— Третья группа. Чем накормите птицу с клювом № 1?
Почему?
— Молодцы, ребята! Мы с вами рассмотрели формы клювов, Мы с вами подобрали пищу для птиц.
— А теперь мы с вами постараемся распределить конкретных птиц по форме клюва.
— В какую группу мы отнесем дятла? Почему?
— Птицу с таким клювом? Почему?(Дубоносец)
— Кречет? Почему?
— Трясогузка? Почему?
— Сокол? Почему?
— Ласточка? Почему?
— Воробья? Почему?
— Снегирь? Почему?
— Филин? Почему?
— Дети, когда мы с вами говорили о формах клюва, подбирали пищу. Давайте посмотрим, чем питаются птицы первой группы?
— Как вы думаете, как можно назвать эту группу птиц? А еще мнения есть?
— Да, ребята, в науке такая группа птиц имеет название: НАСЕКОМОЯДНЫЕ (на доске вывешивается карточка).
— Давайте вспомним, чем накормили птиц с клювом под № 2?
— Дети, как вы думаете, как будет называться эта группа птиц?
В науке такие птицы называются РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ (на доске карточка), они питаются растениями и плодами.
— Чем питается третья группа птиц?
— Есть предположения: как мы ее назовем? Такая группа птиц в науке называется ХИЩНЫМИ (на доске карточка). Они питаются не только грызунами, но и другими птицами и мелкими зверьками.
— Но, а теперь я попрошу вас отдохнуть вместе со мной.
П. Рассматривают иллюстрации, определяют особенности клюва.
П.М. Дети высказывают свое мнение (маленький, тонкий, острый)
П.М. Дети сравнивают и высказывают свое мнение (толстый, маленький, короткий)
П.М. Дети сравнивают и высказывают свое мнение (загнутый вниз, острый, маленький, но размеры бывают разные)
П.М. Дети рассматривают, называют приспособление, сравнивают и высказывают свое мнение (пинцет похож на форму клюва под № 1, п.ч. он тонкий, острый, маленький)
П.М. Дети рассматривают, называют приспособление, сравнивают и высказывают свое мнение (прищепка похожа на форму клюва под № 2, п.ч. она маленькая, короткая, толстая)
П.М. Дети рассматривают, называют приспособление, сравнивают и высказывают свое мнение (прищепка похожа на форму клюва под № 3, п.ч. она загнута вниз)
П. Рассматривают пищу (семена, насекомые, мышь(крыса)
П. Дети вспоминаю и называют правила работы в группе (обсуждаем вместе, выслушиваем мнение другого, уважительно, смело высказывать свое суждение)
Класс делится на три группы, каждая группа занимает свои места.
М. Работают в группах:
— определяют, каким клювом и что удобно взять (пинцетом, прищепкой, заколкой)
— делают вывод.
П.Л. высказывают и обосновывают свое мнение (семечки, п.ч. удобно было таким клювом их захватывать)
(мышь, п.ч. удобно было таким клювом их захватывать)
(мухой, п.ч. удобно было таким клювом их захватывать)
П. Сравнивают, распеделяют. Обосновывают свой ответ:
— в первую, п.ч. у него клюв тонкий, узкий.
— во вторую, п.ч. клюв короткий, толстый.
— в третью, п.ч. клюв загнут вниз.
— в первую, п.ч. у нее клюв тонкий, узкий.
— в третью, п.ч. клюв загнут вниз.
— в первую, п.ч. у него клюв тонкий, узкий.
— во вторую, п.ч. клюв короткий, толстый.
— во вторую, п.ч. клюв короткий, толстый.
— в третью, п.ч. клюв загнут вниз.
П.Л. Ответы детей:
— насекомыми.
— Насекомоядные.
— Семечками.
— Растительноядные.
— Мышами.
— Хищные.
Физминутка
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо.
Приседанье сделал справно.
Клювиком почистил перья.
И тихонько за парту сели.
— Спасибо, садитесь!
Продолжение работы по теме урока
Работа с карточкой
Организация самостоятельной работы
Проверка работы с эталоном, самооценка
— А теперь, ребята, мы проверим насколько вы были на уроке внимательны.
У вас на партах лежит конверт. Достаньте из него карточку и карандаш. Отложите конверт на край стола.
— Дети, рассмотрите внимательно карточку (птицы без клюва и пища).
— Что вы увидели?
Да, у птиц не хватает клюва.
— Ваша задача рассмотреть пищу, которой питается каждая птица и дорисовать клюв, который характерен для этой группы птиц.
— Ребята, карандашики положили.
— Давайте проверим выполнение самостоятельной работы с эталоном. (на экране: голова дятла и мухи, снегиря и семечек, орла и мыши)
— Посмотрите на образец правильного выполнения этого задания, сравните своей карточкой.
— Если выполнено верно, простым карандашом в нижем правом углу поставьте себе плюс (учитель проверяет).
— Я прошла и увидела, что у каждого задание выполнено верно. Молодцы!
— Отложите, пожалуйста, карточки в сторону.
П.М. Дети рассматривают карточку.
Ответы детей ( у птиц не хватает клюва)
М. Л. Рассматривают, анализируют, дорисовывают клюв, (если ребенок затрудняется правильно нарисовать, то учитель оказывает помощь)
Л. Смотрят, сравнивают, оценивают себя.
Подведение итогов.
Работа с пословицей
А теперь, ребята, давайте объясним значение пословицы.
Каждая птица своим клювом сыта.
Как вы думаете, в чем смысл этой пословицы?
— Правильно! Дети, можем ли мы теперь ответить с вами на главный вопрос урока чей же нос лучше?
— Да, для каждой птицы важен свой клюв.
— А теперь я прошу подумать вот над таким вопросом:
Где в жизни вы можете применить знания, полученные и открытые сегодня на уроке?
— А еще, ребята, садоводы размещают кормушки с определенной пищей для насекомоядных птиц, чтобы они истребляли вредных насекомых.
М. Слушают пословицу, объясняют ее значение (у каждой птицы свой клюв для того, чтоб добывать нужную пищу)
М. Отвечают на вопрос (у каждой птицы свой нос чем-то хорош)
Л. Определяют личностный смысл изучения темы. Возможности практического применения нового знания (знаем, чем кормить птиц; на уроках биологии)
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Поощрение
— Я прошу вас сейчас оценить успешность своей работы на уроке.
Достаньте из конверта смайлики, выберите нужный вам и поднимите.
— Давайте покажем смайлики — результат своей работы членам жюри.
Уберите, пожалуйста, смайлики и принадлежности в свой конверт. Карточка остается вам на память.
— Урок окончен. Спасибо за урок.