Какие явления свидетельствуют о тепловом действии тока изменение свойств

Какие явления свидетельствуют о тепловом действии тока изменение свойств thumbnail

Физика 8 класс: Действия электрического тока

Проверь свои знания о действиях электрического тока

  • Вопрос 1

    Какие явления свидетельствуют о тепловом действии тока?

    • изменение свойств проводника под влиянием тока

    • его удлинение вследствие нагревания

    • свечение раскаленного проводника с током

  • Вопрос 2

    Какое явление, сопровождающее прохождение тока через проводящую электричество жидкость, обусловлено химическим действием тока?

    • выделение на опущенных в жидкость электродах веществ, входящих в состав молекул этой жидкости

    • выделение на положительно заряженном электроде металла

    • выделение на обоих электродах газа

  • Вопрос 3

    Какое еще действие, кроме теплового и химического, оказывает электрический ток?

    • магнитное

    • механическое

    • других действий ток не оказывает

  • Вопрос 4

    С помощью какого прибора можно обнаружить электрический ток в цепи?

    • электрометра

    • электроскопа

    • гальванометра

    • гальванического элемента

  • Вопрос 5

    Какое действие тока используется в устройстве гальванометра?

    • тепловое

    • магнитное

    • химическое

  • Вопрос 6

    Какое действие электрического тока не наблюдается в металлах?

    • тепловое

    • химическое

    • магнитное

  • Вопрос 7

    В каком из приведенных здесь примеров используется химическое действие электрического тока?

    • зарядка аккумулятора

    • приготовление пищи в электродуховом шкафу

    • плавление металла в электропечи

  • Вопрос 8

    Какое действие электрического тока происходит во всех проводниках?

    • тепловое

    • химическое

    • магнитное

    • любое из перечисленных

Источник

8 класс

Тема урока: Сила тока. Амперметр

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цели урока: организовать деятельность по восприятию, осмысление и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности по теме: «Сила тока. Амперметр».

Задачи урока:

— обеспечить ознакомление с физической величиной – силой тока и единицей ее измерения ;

— создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям, дисциплинированности;

— обеспечить формирование умений выделять главное, составлять план, вести конспекты, наблюдать, развивать умения частичной – поисковой деятельности, выдвижение гипотезы и её решение.

Ход урока:

1. Вводномативационный этап

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.

2. Актуализация знаний: Тест по теме: «Электрический ток»

В-1

1. Какие еще (кроме свободных электронов) заряженные частицы имеются в металлах? Где они находятся?

а) Положительные ионы; на постоянном для каждого месте.

б) Положительные ионы; в узлах кристаллической решетки.

в) Атомы; в узлах кристаллической решетки.

г) Отрицательные ионы; каждый на определенном месте.

2. Какое явление, сопровождающее прохождение тока через проводящую электрическую жидкость, обусловлено химическим действием тока?

а) Выделение на опущенных в жидкость электродах веществ, входящих в состав молекул этой жидкости.

б) Выделение на положительно заряженном электроде металла.

в) Выделение на обоих электродах газа.

3. Кристаллическая решетка металла, образуемая ионами, имеет положительный заряд. Почему же металлы электрически нейтральны?

а) Потому что свободные электроны в металле, двигаясь хаотично, попадают на поверхность и экранируют положительный заряд решетки.

б) Потому что ионы сохраняют свое местоположение в твердом теле.

в) Потому что общий отрицательный заряд всех свободных электронов равен всему положительному заряду ионов.

г) Среди ответов нет правильного.

4. С помощью какого прибора можно обнаружить электрический ток  в цепи?

а) Электрометра.                              б) Электроскопа.              

в) Гальванометра.                            г) Гальванического элемента.

5. Какова скорость распространения электрического тока в цепи?

а) Она равна средней скорости хаотического движения электронов.

б) Эта скорость бесконечно велика.

в) Она равна скорости упорядоченного движения электронов в проводниках.

г) Она равна скорости распространения в цепи электрического поля.

6. Какое действие электрического тока не наблюдается в металлах?

а) Тепловое.                             б) Химическое.                         в) Магнитное.

7. На какой схеме направление тока указано стрелкой неправильно?

hello_html_m5cab9365.jpg

а) № 1.

б) № 2.

в) № 3.

8. На каком рисунке стрелки не соответствуют общепринятому обозначению направления электрического тока в цепи?

hello_html_m752c3877.jpg

а) № 1.

б) № 2.

в) № 3.

В-2

1. Какие явления свидетельствуют о тепловом действии тока?

а) Изменение свойств проводника под влиянием тока.

б) Его удлинение вследствие нагревания.

Читайте также:  При каком условии резонансные свойства контура выражены отчетливо

в) Свечение раскаленного проводника с током.

2. Какое движение и каких частиц представляет собой электрический ток в металлах?

а) Упорядоченное (однонаправленное) движение свободных электронов.

б) Согласованное колебание ионов а узлах кристаллической решетки.

в) Упорядоченное смещение положительных ионов.

3. Какое еще действие, кроме теплового и химического, оказывает электрический ток?

а) Магнитное.          б) Механическое.               в) Других действий ток не оказывает.

4. При каком условии в металлическом проводнике возникает электрический ток?

а) В случае перехода хаотического движения свободных электронов в упорядоченное движение.

б) При создании в нем электрического поля.

в) При появлении в нем свободных электронов.

г) В случае включения его в электрическую цепь.

5. Какое действие тока используется в устройстве гальванометра?

а) Тепловое.        б) Магнитное.      в) Химическое.

6. Движение каких заряженных частиц в электрическом поле принято за направление тока?

а) Электронов.                                                      б) Ионов.

в) Частиц с отрицательным зарядом.            г) Частиц с положительным зарядом.

7. В каком из приведенных здесь примеров используется химическое действие электрического тока?

а) Зарядка аккумулятора.     б) Приготовление пищи в электродуховке.    в) Плавление металла в электропечи.

8. На каком рисунке стрелки не соответствуют общепринятому обозначению направления электрического тока в цепи?

hello_html_m45bfcb4d.jpg

а) № 1.

б) № 2.

в) № 3.

Ответы

В-1

1

2

3

4

5

6

7

8

б

а

в

в

г

б

а

в

В-2

1

2

3

4

5

6

7

8

бив

а

а

б

б

г

а

в

3. Основной (презентация)

hello_html_m4e871e27.pnghello_html_4577338.pnghello_html_m1601d387.pnghello_html_2238c643.pnghello_html_m48f2a968.pnghello_html_f5db59.pnghello_html_254d3713.pnghello_html_m2b37139.pnghello_html_7078aced.pnghello_html_7dea2b4d.png

5.Рефлексия(Проведите стрелочки к тем утверждениям, которые соответствуют вашему состоянию в конце урока).

hello_html_m166abff0.jpg

Источник

8 кл. Тема урока: Постоянный электрический ток.

Действие электрического тока.

Аккумуляторы.

Цель: сформировать у обучающихся представление о постоянном электрическом токе, о

различных действиях электрического тока и создать представление об устройстве -аккумулятор.

Задачи

Образовательные:  актуализировать знания учащихся о физической природе электрического тока, дать понятие электрического тока, определить условия существования электрического тока; выяснить, какие источники тока бывают, рассмотреть принцип работы аккумулятора, объяснить основные действия оказания помощи пострадавшим от электрического тока.

Развивающие: развивать произвольное внимание и память, познавательные интересы и инициативу учащихся, развивать умения анализировать учебный материал, наблюдать, сравнивать сопоставлять изучаемые явления и факты.

Воспитательные: выработать культуру умственного труда, поддерживать эмоциональную и доброжелательную обстановку на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

знать:

— электрический ток может быть постоянный и переменный;

— электрический ток оказывает различные действия;

— аккумулятор – это устройство, которое вырабатывает постоянный электрический тока

уметь:

— рассказывать о различных действиях электрического тока;

— объяснять принцип работы аккумулятора;

— применять полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.

— объяснять смысл физических терминов: постоянный электрический ток, источник тока, гальванический элемент.

Личностные:

— сформированность смыслового чтения;

— убеждённость в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества;

— уважение к научной деятельности людей;

— понимание физики как элемент общечеловеческой культуры в истории.

Метапредметные:

— ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

— выдвигают простейшие гипотезы;

— выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение;

— высказывают суждения, аргументируют их;

— работают с информацией и преобразуют её;

— находят причинно-следственные связи;

— оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Личностные УУД:

— осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

— обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира;

— ответственно относятся к выполнению учебных задач;

— демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Регулятивные УУД:

— сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

— сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

— сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Читайте также:  Свойства мультиварки какую выбрать

Познавательные УУД:

— сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию

— сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

— сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

— сформировать умение слушать и понимать речь других людей

— сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: проблемно-поисковый; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Технология: информационно-коммуникативные, здоровье сберегающие, групповые.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация «Электрический ток. Источники тока», устройство источник тока , гальванический элемент, наглядное пособие аккумулятор и «Электрический ток»; политехнический словарь, папки «справочники» , электрические лампы на подставке, выключатели.

Демонстрация: работа электрофорной машины.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

  1. II. Постановка цели и задач урока.

Электрический ток, электрический ток,
Погоди, не теки, потолкуем чуток.
Ты постой, не спеши, лошадей не гони.
Мы с тобой в этот вечер в квартире одни.Электрический ток, электрический ток,
Утверждают, что ты — электронов поток,
И болтает к тому же досужий народ,
Что тобой управляют катод и анод.

Я не знаю, что значит «анод» и «катод»,
У меня и без этого много забот,
Но пока ты течешь, электрический ток,
Не остынет в кастрюле моей кипяток.

Тема урока. Постоянный электрический ток. Действие электрического тока.

Аккумуляторы.

Постановка цели и задач урока.

  1. III. Мотивация учебной деятельности.

— Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

На уроке будь старательным.

Будь спокойным и внимательным.

Всё пиши, не отставая.

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать

Надо руку поднимать.

— Поднимите руку, кто готов отвечать на «5».

IV. Актуализация опорных знаний.

— Посмотрите внимательно на доску, определите, что является объектом нашего исследования? (электрический ток)

Повторение. Проверка домашнего задания:
1) Что такое электрическое поле?( особый вид материи, которая возникает вокруг неподвижных электрических зарядов)
2) Как взаимодействуют между собой электрические разноимённо заряженные и одноимённо заряженные?( притягиваются, отталкиваются)

3) Для чего нам электрический ток? (чтобы обеспечить работу бытовым электрическим приборам, на долгое время)

V. Открытие новых знаний:

Политехнический словарь – электрический ток.

— Что же такое электрический ток? (высказывания обучающихся, найти определение Стр 24, учебник О.Ф.Кабардин 8 класс

Запись с тетрадь: электрический ток – это упорядоченное, направленное движение заряженных частиц.

Работа с ЭОР.

Какие условия существования электрического тока?

  1. Наличие заряженных частиц;

  2. Наличие электрического поля.

Какие действия оказывает электрический ток?

hello_html_m56bcc86c.jpg

Направление электрического тока принято движение положительно заряженных частиц. Поэтому  ток в цепи  направлен от «+» к «–». При этом переноса вещества не происходит. То есть атомы вещества остаются на своих местах.

hello_html_m131546d7.jpgутюг, тостер, фен,

электрическая плита,

электрические тэны.

Аккумулятор,

гальванические

элементы, золочение.

Электромагниты,

автомобильная система

зажигания, магнитный

сепаратор, в медицине.

Сообщение учащихся :

Электрический аккумулятор — химический источник тока,  многоразового действия, за счёт внутренних химических процессов. Необходим для накопления энергии и автономного электропитания в медицине, производстве, транспорте и в других сферах.

Во время работы происходит химическая реакция между пластинами из никеля(+) и кадмия(-), которые вставлены в — электролит — это раствор серной кислоты в дистиллированной воде.

Гальванический элемент — батарейка — химический источник электрического тока, Между цинковым корпусом(-) и графитом(+) внутри происходит химическая реакция, в результате получаем электрический ток. Назван в честь Луиджи Гальвани, в 1786 году.

Принцип работы электрофорной машины — в результате трения, накапливаются электрические заряды. Из механической энергии получаем электрическую.

Техника оказания помощи пострадавшему от воздействия электрическим током.

hello_html_1415374a.jpg

Техника безопасности при работе с электроприборами

1. Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

Читайте также:  В каком ряду химических элементов ослабевают неметаллические свойства

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. Производите сборку электрических цепей, переключения в них, монтаж и ремонт электрических устройств только при отключенном источнике питания.

6. Не включайте источники электропитания без разрешения учителя.

7. Проверяйте наличие напряжения на источнике питания или других частях электроустановки с помощью указателя напряжения.

8. Следите, чтобы изоляция проводов была исправна, а на концах проводов были наконечники, при сборке электрической цепи провода располагайте аккуратно, а наконечники плотно зажимайте клеммами. Выполняйте наблюдения и измерения, соблюдая осторожность, чтобы случайно не прикоснуться к оголенным проводам (токоведущим частям, находящимся под напряжением).

9. Не прикасайтесь к конденсаторам даже после отключения электрической цепи от источника электропитания: их сначала нужно разрядить.

после окончания работы

По окончании работы отключите источники электропитания, после чего разберите электрическую цепь.

Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источники электропитания и сообщите об этом учителю.

Физкультминутка.

VI. Формирование умений и навыков (групповая устная работа)

1)Что происходит в электрической цепи при её замыкании?

  • Нагревание резистора, электрической лампы. Тепловое

  • Проявление магнитных свойств Магнитное

  • Выделение меди на стержне Химическом Химическое

2) При каких условиях наблюдаются эти явления(при замыкании электрической цепи) 
3) В чём причина наблюдаемых явлений? (в цепи начинается движение электрически заряженных частиц, появляется электрический ток) 

4) Какое направление электрического тока принято?  ток в цепи  направлен от «+» к «–». 5) При электрическом токе происходит перенос вещества? нет.

То есть атомы вещества остаются на своих местах.

VII Вывод урока:

  1. Электрический ток это?упорядоченное, направленное движение заряженных частиц.

  2. Где применяют тепловое действие электрического тока? (В проводниках). Нагревательные элементы: утюг, тостер, фен, электрическая плита, электрические тэны.

  3. Где применяют химическое действие электрического тока? (В жидкостях).Аккумуляторах, гальванических элементах.

  4. Где применяют магнитное действие электрического тока? (в тв.т., жидк., газ.) Автомобильная система зажигания, электромагниты.

VIII. Задание на дом §5,6 выучить, стр 27,29, задачи (1-2) объяснить физ. явление.

IX. Проверка усвоения материала.

Тестовая работа Действие электрического тока. 1 Вариант

1. Какие явления свидетельствуют о тепловом действии тока?

1) Изменение свойства проводника под влиянием тока
2) Его удлинение вследствие нагревания
3) Свечение раскаленного проводника с током

2. Какое явление, сопровождающее прохождение тока через про­водящую электричество жидкость, обусловлено химическим действием тока?

1) Выделение на опущенных в жидкость электродах веществ, входящих в состав молекул этой жидкости
2) Выделение на положительно заряженном электроде металла
3) Выделение на обоих электродах газа

3. Какое еще действие, кроме теплового и химического, оказы­вает электрический ток?

1) Магнитное
2) Механическое
3) Других действий ток не оказывает

4. С помощью какого прибора можно обнаружить электрический ток в цепи?

1) Электрометра
2) Электроскопа
3) Гальванометра
4) Гальванического элемент

Тестовая работа Действие электрического тока. 2 Вариант

1. Какое действие тока используется. в устройстве гальваноме­тра?

1) Тепловое
2) Магнитное
3) Химическое

2. Какое действие электрического тока не наблюдается в метал­лах?

1) Тепловое
2) Химическое
3) Магнитное

3. В каком из приведенных здесь примеров используется хими­ческое действие электрического тока?

1) Зарядка аккумулятора
2) Приготовление пищи в электродуховом шкафу
3) Плавление металла в электропечи

4. Какое действие электрического тока происходит во всех про­водниках?

1) Тепловое
2) Химическое
3) Магнитное
4) Любое из перечисленных

(Взаимопроверка. Обменялись тетрадками и карандашом проверяем работу одноклассника)

Ответы на тест Действия электрического тока

1 вариант 2 вариант
1-23 1-2
2-1 2-2
3-1 3-1
4-3 4-3

X. Рефлексия hello_html_3a2c94e3.png

Поднимите желтый смайлик те, кому понравилось сегодня на уроке открывать новое знание.

Источник