Какие из свойств характеризуют время
Голосование за лучший ответ
RENATA
Гуру
(2614)
5 лет назад
Свойства времени делятся на метрические (длительность — продолжительность существования объекта, мгновение — наименьший неделимый квант времени) и топологические (однонаправленость, одномерность, необратимость).
Светлана Светлана
Просветленный
(39558)
5 лет назад
Время так же непостижимо, как и пространство. Никто не может сказать, откуда поток времени берет свое начало и куда он стремится. Однако время обладает определенными свойствами, которые вполне поддаются пониманию. Ощущаемый нами ход времени можно измерить. Кроме того, время течет только в одном направлении. Какой бы ни была скорость направленного вперед движения времени, его невозможно повернуть вспять. Мы живем в короткий миг, называемый настоящим. Но и настоящее не стоит на месте, оно непрерывно уходит в прошлое. Остановить его невозможно.
V SH
Оракул
(70787)
5 лет назад
Задолго до сотворения человека Иегова Бог создал светила, позволяющие измерять время. В четвертый день творения Бог сказал: «Пусть в небесном пространстве появятся светила, чтобы отделять день от ночи, и пусть они служат знаками и указывают времена года, дни и годы».
Тем не менее ученые до сих пор спорят о природе времени. «Время — одна из величайших загадок мироздания,— говорится в одной энциклопедии.— Никто не может точно сказать, что это такое». Однако Иегова знает о времени все. Ведь он «Творец небес… Создатель земли и ее Творец». Иегова также рассказывает «с самого начала о том, что будет в конце, и с древних времен — о том, что еще не сделано».
В материальной Вселенной важность фактора времени видна как в макро-, так и в микромире. Например, атомы колеблются с постоянной частотой. У атомных часов, ход которых обусловлен процессом атомных колебаний, погрешность составляет 1 секунду за 80 миллионов лет. Неудивительно, что эти часы служат международным эталоном времени. Планеты и звезды движутся также с большой точностью. Можно заранее предсказать их положение на небе, и это издавна использовалось для определения времен года и в навигации. Иегова — Создатель всех этих надежных «хронометров».»Поднимите глаза вверх и посмотрите. Кто сотворил всё это? Тот, кто выводит воинство звёзд по счёту и называет все их по имени. Благодаря изобилию его мощи и огромной силе, все они на своих местах. «
Фактор времени имеет большое значение также в мире живой природы. Жизненные циклы многих растений и животных регулируются их внутренними часами. Так, инстинкт подсказывает птицам время миграции. У людей тоже есть внутренние часы, обычно связанные с 24-часовым циклом смены дня и ночи. Поэтому путешественнику, который пересек несколько часовых поясов на самолете, может понадобиться несколько дней, чтобы его внутренние часы перестроились. Множество примеров, показывающих важность фактора времени в жизни творений, подтверждает, что Бог «времен и сроков» обладает силой и мудростью.
Великий Властелин времени безгранично мудр и всемогущ!
Время обладает набором свойств, обладающих различной степенью общности — от универсальных до специфичных. Это следующие свойства:
* Вечность;
* Длительность;
* Направленность;
* Непрерывность;
* Специфичность проявления;
Проблема начала является самой сложной в науке и в философии. Как правило, начало принимается «на веру», в качестве гипотезы и служит фундаментом различных теоретических построений. До тех пор, пока эти построения удаются, не противоречат друг другу и являются практически реализуемыми, проблему начала оставляют в покое. Конечно, интересно знать, когда появились Вселенная, наша Земля, человек. Но не более того. Знать окончательно этого мы все равно не можем. На сегодняшний день начало Вселенной связывают с «Большим взрывом», в результате которого появились физические объекты, законы, которым подчиняется их бытие, а также время. Что было до «Большого взрыва» — об этом можно только строить гипотезы. Очевидно, что «что-то» было. Поэтому принято говорить о вечности бытия: в той или иной форме мир существовал всегда, и будет существовать всегда. То же самое можно сказать о времени: нет объектов, которые были бы вне времени, по отношению к которым невозможно было бы применить координату времени. Любой объект существует «когда-то». Говорить о начале времени уместно и допустимо лишь применительно к определенному бытию, то есть к бытию конкретных объектов. Они когда-то возникают и когда-то исчезают, переходя в новое качественное состояние.
Длительность — продолжительность существования чего-либо, например, интервал жизни. Иными словами — это срок бытия объекта, то, что находится между его началом и концом. Длительность является универсальным свойством времени. Уже на уровне обыденного отношения к миру человек воспринимает его не как нечто застывшее, а как процесс, как дление, как разные связанные и не связанные друг с другом события. Длительность выступает в качестве основной характеристики любого определенного бытия, его собственного времени. Противоположность длительности является мгновение, момент времени. Любая длительность может быть стянута, сжата в некую точку, не обладающую существованием и длительностью. К примеру, на основе открытого факта расширяющейся Вселенной был сделан поразительный вывод: в прошлом существовал момент, когда вся Вселенная была сосредоточена в одной точке, сжата до минимального размера. Ньютон считал мгновение реальным, физически наименьшим длением. Декарт и Спиноза считали длительность одним из атрибутов бытия, равно относящимся как к материальным, так и к духовным явлениям. Сказать о каком-либо явлении, что оно «есть» — значит зафиксировать момент его существования. Этого недостаточно, чтобы составить себе представление об этом явлении. Необходимо установить, что это нечто изменяется, разворачивается, длится.
Длительность как свойство времени дает возможность измерять его с помощью часов, на основе эталонов, мер и стандартов времени. По своей суть и цели измерение времени — это сопоставление и сравнение различных длительностей. В искусстве свойство длительности породило представление о времени как потоке, реке жизни.
С длительностью времени связана его направленность. Оно бывает необратимым и обратимым. Необратимость времени означает, что все наши состояния и состояния других существ следуют одно за другим, никогда не возвращаясь к пережитому. Для человека это напоминает о бренности его бытия: жизнь проходит и то, что прожито, уже никогда не повторится. Жизнь никогда не повторяется, а находится в состоянии непрерывного обновления и становления. Представление о необратимости времени возникло из повседневных эмпирических наблюдений необратимости всех процессов, связанных с жизнедеятельностью человека и развитием общества. В физике подтверждением существования «стрелы времени» служит второе начало термодинамики. Оно утверждает о возрастании энтропии и, в перспективе, наступлении «тепловой смерти Вселенной». Если в кофе налить сливки, то их уже не отделить от кофе — вот бытовая аналогия второго начала термодинамики. Правда, основатель статистической термодинамики Людвиг Больцман допускал ничтожную вероятность того, что сливки и кофе вновь разделятся. Эта вероятность, по его мнению, равна вероятности того, что все жители одного большого города в один и тот же день покончат жизнь самоубийством. Но второй закон термодинамики действует только в закрытых системах, а наша Вселенная не является таковой. Поэтому необратимость относят не к Вселенной в целом, а к происходящим в ней термодинамическим процессам.
Необратимость времени подтверждают палеонтология и геология. Доказано, что возникновение новых свойств структуры материи происходит не без потери некоторых её наличных свойств при понижении уровня преемственности. Всякое новое появляется на основе и за счет забвения старого.
Необратимость не является универсальным свойством времени. В мифах практически всех народов Земли присутствует образ «Колеса Фортуны», которое символизирует цикличность времени. Древние люди верили, что удача неизбежно сменится ударом судьбы, который смягчится чем-либо и вновь перейдет в удачу. Судьба призывает быть спокойными и терпеливыми, особенно не радоваться приобретениям и не печалиться по поводу утрат. Все равно все будет так, как было. Подобное отношение к времени называется традиционным. Постоянство, стабильность, неприятие изменений — главные характеристики традиционного мышления. В литературе и философии конца XIX- начала XX века популярным был архаический миф о «вечном возвращении». Он является центральным в произведениях Ф.Ницше, О.Шпенглера, Л.Н.Гумилева, Т.Манна, Г.Г.Маркеса. Русский религиозный философ Н.Ф.Федоров в книге «Философия общего дела» обосновывал необходимость и возможность воскрешения всех умерших предков. Интересна концепция времени, предложенная английским физиком и писателем Уильямом Данном. Он проанализировал известный всем феномен пророческих сновидений, когда в одном месте планеты человеку снится событие, которое через год наяву происходит на другом конце планеты. Объясняя это загадочное явление, Данн пришел к выводу, что время имеет как минимум два измерения для одного человека. В одном измерении он живет, а в другом выступает в качестве наблюдателя. И это второе измерение является пространственноподобным, по нему можно передвигаться в прошлое и будущее. Оно проявляется в измененных состояниях сознания, когда интеллект не давит на человека.
Упорядоченность времени по направлению называется полярностью. Полярность вектора времени означает, что прямое и обратное направление не совпадают. Особенно это проявляется в истории общества, где стрела времени имеет четкую направленность в будущее.
О таком свойстве времени как непрерывность активно заговорили после того, как греческий философ Зенон Элейский сформулировал свои знаменитые апории. В придуманных Зеноном логических задачах утверждалась немыслимость движения. Так, апория «Стрела» доказывала, что можно представить сколь угодно малый момент времени, когда стрела покоится. О том же самом говорит апория «Ахилл и черепаха»: быстроногий Ахилл не догонит медленно ползущую черепаху, потому что для этого ему нужно пройти половину расстояния, отделяющего его от черепахи, а чтобы пройти половину, нужно пройти четверть и т.д. В итоге, если делить расстояние до бесконечности, он не сдвинется с места. Однако уже Аристотель заметил, что этот парадокс основывается на понятии «момент времени». Если же время непрерывно, то и парадокса не возникнет.
Различают качественное и количественное время. Первое связано с изменчивостью мира, с последовательностью между качественными стадиями в развитии объектов. Почему мир изменяется? Откуда берется последовательность событий? Почему все меняется и невозможно постоянство мира? — это те вопросы, которые проясняют смысл качественного времени. Качественное время отражает главную онтологическую функцию времени — вынашивать перемены, быть индикатором изменений. Время делит бытие объекта на части: отрезки, периоды, этапы, которые качественно различаются друг от друга. День — ночь, осень — зима — весна — лето; рождение — детство — отрочество- юность — взрослость — старость — смерть; начало революции — её динамика — спад — исчерпанность потенциала, — вот примеры качественных состояний объектов, выделяемых посредством времени.
Качественное время служит выражением состояния одного и того же объекта, с его помощью нельзя сравнивать изменения, происходящие в разнородных объектах. Время в традиционной исламской культуре отличается от времени эпохи модерна; время бытия природного объекта отличается от социального времени; время в живой природе отличается от времени в неживой природе. Время, таким образом, не представляет собой некие универсальные космические часы; правильней было бы понимать его как последовательную вертикальную связь между качественными ступенями в жизни объекта, как нечто, связывающее между собой начало и конец определенного бытия. В этом смысле время не может быть единым, универсальным, — оно относительно и конкретно. Универсальным является лишь понятие времени, выступающее одной из координат бытия: вне времени не может быть ни один объект.
Количественное время — это внешнее по отношение к определенному событию время, которое служит для измерения его длительности посредством соотнесения с внешней шкалой или с другими событиями. Такое время играет важную роль в координации и синхронизации разных событий и процессов: расписание движения поездов, момент «Ч» при планировании и ведении боевых действий и т.д. Время связывает различные события в некое смысловое единство. Война, к примеру, сама по себе является бессмыслицей, если ей не предшествуют вызвавшие её противоречия, а затем, по её окончании не следует мирный договор, закрепляющий её итоги. То есть, время «встраивает» событие в более широкую панораму, связывает его с другими событиями.
Я бы не стал уделять скифскому вопросу больше внимания, чем ему уделили уже многие авторы. Но мне довелось сделать одно топонимическое исследование (открытие), которое удивительным образом оказалось созвучным исследованию ДНК-генеалогии относительно ранних скифов. Именно на той территории в Южной Сибири, где ДНК-генеалогия определила ископаемую гаплогруппу R1a, по моим топонимическим данным обитали русы. Они оставили там же полтора десятка гидронимов древнерусского происхождения. .
Предполагая родство венетов со скифами, а скорее, прямое происхождение славян от скифов, нужно определиться, что же собой скифы представляли. Взгляд на эту проблему показывает, что в данном вопросе на сегодня имеются существенные разночтения.
Википедия о скифах дает такую информацию:
«В наше время под скифами в узком смысле обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины, Молдавии, Южной России, Казахстана и части Сибири. Это не исключает иную этническую принадлежность некоторых из племен, которых античные авторы также называли скифами.
«Традиционный» взгляд на проблему скифов, представленный в Википедии, ничем не отличается от Блоковского: Да, скифы мы, да, азиаты!». «Энциклопедический» взгляд настаивает на ираноязычии скифов
Неоднократно упоминаются скифы в «Повести временных лет»:
«Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная. Было их множество: сидели они по Днестру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и си звахуся от грек «Великая Скифь»».
Сведения «Повести временных лет» относительно скифов подтверждаются византийским историком Львом Диаконом (950 г.). В его «Истории» русы названы скифами 63 раза, росами – 24 раза и тавроскифами – 21 раз. В следующем отрывке он без всякого перехода называет росов скифами: «Росы же, подбадриваемые своим военачальником Сфенкелем, который был у скифов третьим по достоинству после Сфкендослава [Святослава]» [Лев Диакон. «История». М. Наука, 1988,]. После него и другие византийские авторы применяли название «тавроскифы» к русам.
Мазуринский летописец напрямую связывал их со славянами: «…новопришельцы скифы начашася именоватися словяня…». Античные авторы, греки, византийцы, со временем без всяких апелляций стали относить скифов к славянам.
Название скифы – греческого происхождения, и, видимо, имело отношение ко многим народам негреческого происхождения, которые вступали в контакт с греками. Как поясняет Е.И. Классен, греки, не умея произносить звука «т», всегда заменяют его звуком «ф». По этой причине славянское слово «скиты, скитальцы» они произносили по своему «скифы». «Греки, по сделанной однажды привычке называть народ произвольно придуманным ими именем,– Скифами, продолжали употреблять это название и тогда, когда уже он им известен был сперва под прозвищем сарматов, а потом под другим, грозным для Византии именем Руссов, державших греческих императоров в постоянном страхе и неоднократно приводивших их в трепет».
Геродот о происхождении скифов. Ему скифы рассказывали, что они произошли от Таргитая (Тарха-Даждьбога, потому и названы в «Слове о полке Игореве…» внуками Даждьбожьими), отцом которого был Зевс (Перун) и дочь реки Борисфена (Богиня Рось). Три сына было у Таргитая (Тарха) –Липоксай, Арпоксай и младший – Колоксай (Коляда). В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Ну, а далее, как в русской народной сказке – младшему брату (Коляде) достались все эти предметы. Не смогли старшие братья даже прикоснуться к объятым пламенем предметам.
В этой Геродотовой истории прослеживаются два важных аспекта: наследственное право такое же как у русов и арийское разделение на касты. Я не зря упомянул русские сказки. В них, заметьте, Иванушка, младший сын, всегда остается главным наследником. Этим право славян отличалось от германцев, скандинавов. Опираясь на эту информацию, английский историк конца 19 века Томас Шор, связывает обычай English-borough (право младшего сына на наследство отца) с обитанием в Англии славян. Об этом в моей статье «Британия. Древнерусский обычай наследования».
По принципу упавших с неба предметов скифы разделялись на пахарей, животноводов, воинов и царей. Это совпадает с арийским разделением на касты в Индии: брахманы (волхвы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы) и шудры, что указывает на связь скифов и ариев Индии, имеющих общее арийское происхождение.
На первом месте здесь стоит золотой плуг, золотое ярмо, принадлежность земледельцев и скотоводов, что практически опровергает версию о кочевничестве скифов. Хотя, конечно, скифы-воины, принадлежностью которых явилась золотая секира, и представляли собой мобильные конные отряды, явившиеся прообразом будущих славяно-русских казацких отрядов, охраняющих границы государства. И традиция казачества, уходящая корнями в глубочайшую древность, видимо, и зародилась еще от скифов-воинов. По крайней мере, территориально и скифы и казаки выходят из одного региона: юга Руси. А традиции выполнения задач по охране границ государства им достались по наследству от прямых предков скифов. Что касается царских скифов, правителей, то им принадлежала золотая чаша.
Таким образом, в империи скифов происходило естественное разделение функций разных групп суперэтноса скифов, со всеми признаками существования государства. Это весьма напоминает Россию XIX века.
«Границы Скифии почти совпадали с границами Российской империей XIX– начала XX вв. Она была необъятной «этнокультурно-языковой» империей, которая раскинулась на гигантских просторах Евразии, захватывая собой, в том числе и южное Зауралье, Алтай, Прибайкалье. Это была Великая Скифия, населенная русами и прочими народами и племенами, которых русы вовлекли в стремительный бег. [Петухов, Тайны др. русов].
На чем основывается мнение, что скифы были ираноязычными, как утверждают современные энциклопедии? Иранского языка в природе нет! В Иране говорят на фарси (бывший персидский). Ни одного слова из так называемого скифского языка не известно? Расшифрованных памятников письменности скифы не оставили. О языке скифов судят по нескольким десяткам скифских имен, в самой разной транскрипции, от греческой до ассирийской, а также по сохранившейся топонимике, не обязательно принадлежавшей скифам. И все! А заключения о природе языка скифов сделаны на основе сравнительного словаря скифско-осетинского языка. Отнесение же языка на основе скудной, почти нулевой языковой базы к той или иной языковой общности – это научная притянутость. Автор гипотезы ираноязычия скифского языка – осетинский лингвист В.И. Абаев. Он по десятку имен, в отсутствие письменных скифских памятников, относит их язык к своему родному осетинскому. Который, как утверждают, является иранским.
И вот мы читаем, что вся территория современной России была населена ираноязычными племенами. Оказывается, до нас здесь жили только иранцы! Куда тогда эти самые иранцы делись, какова судьба этих огромных «иранских» племен? На этот счет еще в начале XX века И.Е. Забелин писал:
«Как и куда исчезло бесчисленное иранство, оставив на своих местах одни лишь славянские племена, внезапно упавшие, по-видимому, с неба не ранее VI века по Р.Х….» [Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. Синодальная тип. 1908].
«Нельзя же всерьез воспринимать факт превращения одного из самых многочисленных и могущественных народов земли, по данным древних писателей, в небольшой осетинский народ, который, по сведениям одного из основоположников ираноязычной теории В. Миллера, на 1881 г. составлял 111 тыс. человек, занимая территорию всего около 205–210 квадратных миль. Да и внешне между осетинами и скифами, судя по дошедшим до нас изображениям, ничего общего нет». [Яхонтов Ю. Летопись славян-россов. М.: Вече, 2011].
Возможно, поэтому ответ на вопрос, почему многомиллионный скифский народ не оставил даже намека на язык, растворившись без остатка в некоей языковой среде, состоит в следующем: Может быть, эта языковая среда, которая сохранилась и сегодня, была настолько близка скифскому языку, что он органично слился с ней, ничем не отличаясь от нее, и перешел в будущее (вплоть до III в. н.э.) в качестве русского и славянских диалектов современной славянской общности языков?
По мнению Е. Классена, на смену скифам, «избив» их, пришли сарматы, и расселились по всему пространству, названному Сарматией. Они и язык скифский переняли, но говорили другим наречием. Сами скифы называли этот язык испорченным. Далее он приводит примеры языка на котором говорили скифы;
1)Скифы Анны Комненой, Льва Диакона и Киннама говорили русским языком;
2) Тавроскифы Константина Багрянородного говорили русским языком;
3) Велико-Скифы греческих писателей, по Нестору, говорили русским языком;
4) Сарматы (Руссы) Халкокондилы говорили — русским языком;
6) Сарматы Папы Сильвестра II говорили венедским языком, а венедский язык есть наречие славянского;
7) Сарматы (Яциги и Паннонцы) Аммиана Марцелина и блаж. Иоронима говорили славянским языком;
8) Сарматы (Анты), признанные всеми за славян, говорили, разумеется, славянским языком;
9) Сарматы (Сербы) Плиния и Антона говорят и теперь славянским языком;
10) Сарматы (Венеды) Прокопия и Птолемая, как занимавшие одно и то же место с Сарматами Папы Сильвестра, говорили одним с последними языком, следовательно, славянским;
11) Сарматы (славяне) разных историков–славянским;
12) Все вообще Сарматы Апендини — славянским;
14) Алане в северной Франции – славянским.
Любопытно, что уход скифов с исторической арены прошел достаточно тихо. Как это выглядит по существу? Была гигантская империя, заселенная могущественным народом, и тихо канула. В истории такие «исчезновения», как правило, связываются с завоевательными войнами или битвами. Ничего подобного не было. На смену скифам пришли сарматы. Считается, они вытеснили скифов. Не победили, не завоевали, а вытеснили. Что это значит? Такое «вытеснение» происходит, как правило, при смещении одной правящей верхушки другой в одном и том же, или близких друг другу этносах.
И за 150 лет до нашей эры общее имя скифов тихо сошло со страниц истории – без потрясений, волнений и столкновений. На том месте, где обитали они, органично зазвучало другое имя – русы. Или уже звучало тысячелетия? Может быть, такого народа – скифов, и не бывало? И имя скифы было только внешним прозвищем? И досталось русам от греков, ближайших их соседей.
«По свидетельству Геродота и других греческих писателей, многие скифские племена знали грамоту и сами Греки приняли алфавит от Пеласгов, народа также скифского, или, что все равно, славяно-русского происхождения…. Славяне имели грамоту не только прежде всех западных народов Европы, но и прежде Римлян и даже самих Греков и что исход просвещения был от Руссов на запад, а не оттуда к ним». [Классен Е.И. Древнейшая история славян…. М. 2008 г.]
Теперь к обещанному открытию.
В 2009 году были произведены раскопки захоронений ариев-скифов в хакасско-минусинской котловине с датировкой 3800-3400 лет назад. При этих раскопках было найдено, что из десяти идентифицированных гаплотипов девять были гаплогруппы R1a. К тому времени арии-скифы продвинулись за Урал уже на 4000 километров. Ясно, что у них были кони и колесный транспорт. Поскольку это расстояние они преодолели за несколько сотен лет. Это исследование было ценно тем, что было первым доказательством скифских (пост-арийских) миграций гаплогруппы R1a. А также стало доказательством арийского происхождения скифов, вдали от Причерноморья, причем практически на Алтае.
На врезке показаны (нумерация) расположения археологических участков, на которых брали костные материалы для определения ДНК. Видно, что это далекое Зауралье – несколько тысяч километров на восток от Урала, к северу от монгольской границы, в праалтайском регионе. (Из статьи 2009 г.).
Так получилось, что информация ДНК-геналогии неожиданным образом наложилось на мою топонимическую информацию. На карте внизу показан ряд гидронимов КОЛБ-(аинкаиха), сконцентрированных именно в Минусинской котловине. Нельзя не заметить удивительную совместимость ареала обнаружения костяков с гаплогруппой R1a (врезка на верхнем рисунке) в этой котловине с ареалом гидронимов Колб (рисунок внизу), которые являются верными показателями обитания русов. Например, столь же компактно эти топонимы разместились в Восточной Германии и на севере Польши, где корневая основа слова уже не Колб, а Колп с тем же значением «лебедь». Об этом в моей статье «Иногда в истории важно обращать внимание на топонимику».
Красными точками отмечены села с названиями Колба, Колбинка.
Итак, примерно 4500 лет назад арии стали расходиться с Русской равнины по разным направлениям – на юг, на юго-восток, до Южного Урала примерно 4000 лет назад. К скифам эти родственные им ушедшие арии уже не имеют особого отношения – у них другие исторические судьбы.
Но не все арии покинули Русскую равнину. Оставшиеся носители гаплогруппы R1a на юге России и Украины, в Предкавказье, в прикаспийских степях, в Средней Азии, а также на Балканах – все они по определению древних греков считались скифами. Арии-скифы прошли на восток еще дальше, на Урал. Туда прибыли примерно 4000 лет назад. В Аркаиме оказались 3800-3600 лет назад, и уже 3800-3400 лет назад арии оказались еще дальше на востоке, в хакасско-минусинской котловине.
По традиционной исторической классификации – это уже ранние скифы. Так и получается – поздние арии становятся ранними скифами. На самом деле, один род, одна популяция. И, видимо, один язык, на котором они оставили названия рек Колба, Колбинка, Колбиха. А не язык ли это русов? Случайно таких совпадений не бывает.
Источник